Научная статья УДК 336.76 EDN BBYLYD
DOI 10.17150/2411-6262.2024.15(4).1515-1529
Т.И. Кубасова
Байкальский государственный университет, г. Иркутск, Российская Федерация, [email protected]
АЛЬТЕРНАТИВНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ
АННОТАЦИЯ. Цифровизация — это ведущий тренд, который оказывает значительное влияние на будущее развитие всей мировой экономики. Новые технологии кардинально меняют сложившуюся архитектуру традиционного финансового рынка и создают новые способы финансирования и альтернативные финансовые инструменты. Наиболее востребованной и быстро развивающейся на финансовом рынке является технология «токенизации» активов на основе блокчейн-техно-логий. Целью данного исследования является изучение научных и прикладных основ цифровизации финансовых прав и анализ тенденций развития рынка цифровых инструментов, как альтернативного сегмента традиционного финансового рынка. Информационной и эмпирической базой исследования послужили научные статьи, статистические и аналитические данные регулятивных органов и профессиональных участников финансового рынка. В данной статье речь пойдет о цифровых финансовых инструментах, создаваемых на цифровых платформах, регулируемых Банком России и представляющие цифровые права — цифровые финансовые активы (ЦФА) и утилитарные цифровые права (УЦП). В российской теории и практике имеется высокая теоретико-методологическая и методическая неопределенность понятий, связанных с цифровыми финансовыми инструментами. В этом контексте актуальным является исследование понятий «цифровые права, утилитарные цифровые права (УЦП), цифровые финансовые активы (ЦФА). Проведенное исследование показало необходимость формирования в России инновационной инфраструктуры для ЦФА на основе принципа соблюдения баланса между развитием технологии распределенных реестров (децентрализация) и государственным регулированием (централизация).
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА. Цифровые права, цифровые активы, цифровые финансовые активы, утилитарные цифровые права, гибридные цифровые права, цифровая валюта.
ИНФОРМАЦИЯ О СТАТЬЕ. Дата поступления 7 сентября 2024 г.; дата принятия к печати 17 декабря 2024 г.; дата онлайн-размещения 20 декабря 2024 г.
Original article T.I. Kubasova
Baikal State University, Irkutsk, Russian Federation, [email protected]
ALTERNATIVE FINANCING OF ENTREPRENEURSHIP IN THE CONTEXT OF DIGITALIZATION OF THE RUSSIAN ECONOMY
ABSTRACT. Digitalization is a leading trend that has a significant impact on the future development of the entire global economy. New technologies are radically changing the existing architecture of the traditional financial market and creating new ways of financing and alternative financial instruments. The most demanded and rapidly developing technology in the financial market is the technology of "tokenization" of assets based on blockchain technologies. The purpose of this
© Кубасова Т.И., 2024
(НА ПРИМЕРЕ ЦИФРОВЫХ ПРАВ)
(USING THE EXAMPLE OF DIGITAL RIGHTS)
study is to study the scientific and applied foundations of digitalization of financial rights and analyze trends in the development of the digital instruments market as an alternative segment of the traditional financial market. The research was based on scientific articles, statistical and analytical data from regulatory authorities and professional participants in the financial market. This article will focus on digital financial instruments created on digital platforms regulated by the Bank of Russia and representing digital rights — digital financial assets (CFA) and utilitarian digital rights (UCP). In Russian theory and practice, there is a high theoretical, methodological and methodological uncertainty of concepts related to digital financial instruments. In this context, it is relevant to study the concepts of "digital rights, utilitarian digital rights (UCP), digital financial assets (CFA). The conducted research has shown the need to form an innovative infrastructure for CFA in Russia based on the principle of maintaining a balance between the development of distributed ledger technology (decentralization) and government regulation (centralization).
KEYWORDS. Digital rights, digital assets, digital financial assets, utilitarian digital rights, hybrid digital rights, digital currency
ARTICLE INFO. Received September 7, 2024; accepted December 17, 2024; available online December 20, 2024.
Введение
Мировой кризис охватил практически все страны мира, а нарастающие политические и военные конфликты привели к необходимости переформатирования традиционных основ мировой экономической системы. Как правило, в период мировых кризисов происходит формирование новых финансовых концепций, которые кардинальное меняют финансовый «ландшафт», включая его технологии, инфраструктуру и финансовые инструменты [1; 2].
Современный мировой кризис отличается от предыдущих тем, что проходит в условиях массовой цифровизации, основанной на блокчейн-техноло-гии и смарт-контрактах [3; 4]. Набирающие в мире темпы цифровизации, рассматриваются экспертами, как основной аргумент изменения архитектуры финансового рынка и появления разнообразных цифровых прав. Считается, что «в течение срока до 10 лет произойдет тотальная замена всех документарных и бездокументарных ценных бумаг на цифровые аналоги. В это же время реализуется окончательный переход на дистанционный интернет-формат ведения сделок со всеми ценными бумагами и иными финансовыми инструментами» [5]. Технология распределенных реестров, создала условия для появления на мировом рынке новых инструментов и сервисов, включая цифровые (токенизированные) активы, цифровые валюты центральных банков, криптовалюты, приложения децентрализованных финансов1. Цифровые права представляют собой разновидность имущественных прав, которые позволяют совершать сделки с цифровыми активами, Ключевое отличие цифровых прав заключается в том, что все операции с ними происходят в специальной информационной системе. Технологической основой для функционирования токени-зированных цифровых прав является специальная информационная система (цифровая платформа), где и осуществляются все операции новых цифровых финансовых инструментов с особым правовым статусом с записями в распределенном реестре (DLT), которые свидетельствуют о наличии цифровых прав у их держателей.
1 Развитие цифровых финансовых активов в Российской Федерации. Доклад для общественных консультаций. М. 2022 год. URL: https://cbr.ru/Content/Document/File/141991/Consultation_ Paper_07112022.pdf.
На фоне нестабильности мирового финансового рынка растет интерес крупных финансовых организаций, работающих с цифровыми активами и технологией распределенных реестров. Так, по данным экспертов, с 2022 по 2023 гг. их доля в мире выросла с 47 %, до 74 %2, а рост глобального (мирового) объема торгов токенами-ценными бумагами к 2030 г. прогнозируется до 162,7 трлн долл. США, при этом общий объем выпуска токенов-ценных бумаг составит более 4 трлн долл. США [6]. В Российской Федерации в условиях ограниченного доступа к международным рынкам и введенными санкциями со стороны Запада, жесткой кредитно-денежной политикой Банка России со стороны бизнеса усиливается спрос на альтернативные источники инвестиций на внутреннем рынке. Это объясняет растущий интерес к теме цифровых финансовых инструментов — альтернативной форме традиционным финансовым инструментам.
Несмотря на молодость, российский рынок цифровых прав становится важным элементом национальной финансовой системы,3 что позволяет сделать оптимистические прогнозы по его росту на ближайшую перспективу. Если в 2022 г. с запуском первых пилотных сделок объемы выпуска цифровых финансовых активов4 были незначительными, то, в 2023 г. их объем составил 64 млрд руб.5 По прогнозам экспертов рынка объем эмиссии цифровых финансовых активов в 2024 г. уже может превысить 500 млрд р., к 2025 г. —1 трлн р.6, а к 2026 г. по мнению заместителя председателя правления Сбербанка Анатолия Попова «объем выпуска цифровых финансовых активов в РФ может достичь 10 трлн р.»7.
Цель исследования заключается в изучении и выявлении особенностей регулирования российского рынка цифровых прав и его основных цифровых финансовых инструментов («цифровых финансовых активов» и «утилитарных цифровых прав»), влияющих на формирование нового цифрового сегмента финансового рынка России.
Задачи направлены на исследование специфических особенностей формирования российского рынка цифровых прав: законодательных, технологических, инфраструктурных; на выявление проблем формирующегося рынка цифровых прав в РФ; на определение перспективных направлений развития рынка цифровых прав и его цифровых финансовых инструментов в качестве альтернативы традиционным финансовым инструментам.
В качестве информационной базы использованы отечественные и зарубежные научные статьи, информационно-аналитические материалы Банка России, тематические Интернет-ресурсы, а также новостные ленты сети Интернет. В процессе исследования автором применялись методы сравнительного анализа, теоретического обобщения, системного подхода и методы научного моделирования.
2 Токенизация. Международный опыт токенизации активов. Ассоциация Финтех. 2024 год. URL: ttps://www.fintechru.org/analytics/issledovanie-mezhdunarodnyy-opyt-tokenizatsii aktivov/?ysc Iid=m3y43c5fcj875944491.
3 Основные направления развития финансовых технологий на период 2025—2027 годов. URL: https://www.consultant.ru/law/hotdocs/86673.html?ysclid=m3vnpaldsy707546828.
4 ЦФА — это наиболее популярный цифровой финансовый инструмент, регулируемый российским законодательством.
5 Обзор платформенных сервисов в России 2023 год — I квартал 2024 года. Информационно-аналитический материал Москва 2024. URL: https://cbr.ru/Collection/Collection/File/49243/platform_ services_2024-1.pdf.
6 Рынок цифровых финансовых активов: рывок к триллиону / / Эксперт РА. URL: https: / / raexpert.ru/researches/digital_fin_market_2024/.
7 Зампред «Сбера» оценил выпуск цифровых финансовых активов в РФ к 2026 году в 10 трлн руб. URL: https://cbonds.ru/news/3159173/.
Результаты
В сентябре 2024 г. Советом Директоров Банка России был одобрен стратегический документ развития финансового рынка РФ (проект) «Основные направления развития финансового рынка Российской Федерации на 2025 г. и период 2026 и 2027», в котором цифровизация обозначена как стратегическое направление развития финансового рынка. «Содействие цифровизации финансового рынка и развитие цифровой инфраструктуры остаются одними из стратегических приоритетов Банка России. Внедрение новых технологий и поддержка инноваций на финансовом рынке способствуют повышению финансовой доступности различных видов финансовых инструментов для удовлетворения потребностей граждан и бизнеса, появлению новых бизнес-моделей, снижению издержек для участников финансового рынка, повышению производительности труда и, в конечном счете, вносят вклад в структурную трансформацию российской экономики».8
Существующие традиционные инструменты инвестирования предпринимательства (кредиты, облигации, акции) никто не отменяет, но их цифровой формат обладает рядом преимуществ по сравнению с классическим форматом. Он позволяет упростить традиционные схемы, сделать их более быстрыми и дешевыми. Экосистема цифровых инструментов — новое явление с небольшой, но противоречивой историей становления. Прошло более десяти лет с тех пор, как Bitcoin был запущен в качестве первого цифрового актива — цифровой валюты. За это время экосистема цифровых активов значительно расширилась и усложнилась, однако на текущий момент так и не существует их единой классификации. В мировой практике наиболее распространенными видами цифровых активов являются: NFT, utility-tokens, asset-backed-tokens , security-tokens, раутеп^оке^.9
Таким образом, в данной статье речь пойдет о цифровых правах, которые в России выделены в отдельный объект регулирования с особым правовым статусом, который не предполагает их квалификацию в качестве цифрового представления традиционных финансовых инструментов — УЦП и ЦФА. Изучение категорий «цифровые активы», «цифровые права», «цифровые финансовые активы», «утилитарные цифровые права» — предмет многочисленных научных исследований и дискуссий отечественных ученых. Из них, наиболее фундаментальные исследования в области цифровых финансовых инструментов, представлены работами М.В. Гончаровой, А.И. Гончаровым (2023) [5], М.Г. Гирич, И.С. Ермохиной, А.Д. Левашенко (2023) [6], Н.С. Александровой (2021) [7], С.А. Андрюшиным (2024) [8], Е.В. Зайнутдиновой [9], П.Э. Дюпина (2024) [10] и др. Их исследования построены на изучении международного опыта токекнизации активов, представленного современными работами зарубежных исследователей Baum, C., David, B., & Frederiksen, T. (2021) [11], Tas, E. N., Han, R., Tse, D., Yu, F., & Nazirkhanova, K. (2023) [12], Singh, A., Click, K., Parizi, R. M., Zhang, Q., Dehghantanha, A., & Choo, K.-K. R. (2020) [13].
Рассмотрим специфические особенности формирования российского рынка цифровых прав в контексте законодательных, технологических и инфраструктурных особенностей.
8 Информация Банка России от 25 октября 2024 г. "Основные направления развития финансового рынка Российской Федерации на 2025 год и период 2026 и 2027 годов (проект от 25 октября 2024 г.) // ГАРАНТ. РУ. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/410521938/?ysclid=m 3vnr99r6t198374719.
9 Развитие цифровых финансовых активов в Российской Федерации. Доклад для общественных консультаций. М. 2022 год. URL: https://cbr.ru/Content/Document/File/141991/Consultation_ Paper_07112022.pdf.
Экспериментально-правовой режим регулирования цифровых прав10
Регулирование рынка цифровых прав для России новая область, поэтому изначально его регулирование осуществляется в экспериментально-правовом режиме. Федеральный закон № 259-ФЗ от 02.08.2019 г. «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — ФЗ № 259 от 02.08.2019), был принят в части, регулирующей действующий на этот период рынок краудинвестиций и рынок утилитарных цифровых прав (УЦП). И только через год, в 2020 г. появился второй Федеральный закон № 259-ФЗ от 31.07.2020 г. «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Он определил механизм работы цифровых финансовых активов (далее — ЦФА) и гибридных цифровых прав (далее — ГЦП). До этого термин «цифровой финансовый актив» в законодательстве не встречался и был предложен рабочей группой в ходе работы над первой версией законопроекта [7]. В результате на российском рынке обращаются сразу два закона с одним и тем же номером, но с разными названиями, что создает дополнительные трудности при их изучении, поэтому в дальнейшем для краткости будем упоминать их как закон № 259-ФЗ от 02.08.2019 г. и закон № 259-ФЗ от 31.07.2020 г.
В Российской Федерации регулирования цифровых прав соответствует модели специального регулирования, что предполагает выделение цифровых активов в отдельный объект регулирования с особым правовым статусом (см. рис. 1).
Действующее законодательство как для традиционных финансовых инструментов США, Канада, Австралия, Колумбия
Адаптация действующего законодательства (специализированная «песочница») ЕС, Испания, Швейцария. Сингапур, Япония, Гонконг, Индия
Специальное регулирование (регуляторный арбитраж) Мальта, Франция, Германия, Люксембург, Лихтенштейн, Таиланд, Филиппины, Россия
Ограничивающее законодательство на альтернативные системы учета и токенизации Китай
Рис. 1. Характеристика мировых моделей регулирования цифровых прав
Составлено автором на основе источников [5; 6; 9].
Цифровые права: УЦП и ЦФА Необходимо сразу отметить, что УЦП и ЦФА — это цифровые права, что следует из норм российского законодательства (см. таблицу 1). Сложность терминологии определяется сложностью правовой и экономической природой категории «цифровые права», которые обладают некой виртуальностью и неосязаемостью инвестиционных преимуществ.
10 России с 28.01.2021 действует Федеральный закон № 258-ФЗ «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации», который, по сути, подразумевает применение регуляторной песочницы в сфере цифровых инноваций (цифровой песочницы).
Во-первых, цифровые права — это разновидность имущественных прав. Поэтому с ними можно совершать любые гражданско-правовые сделки.11 Определение категории «цифровые права» дается в Гражданском Кодексе в статье 141.1. — «это обязательственные и иные права, содержание и условия осуществления которых определяются в соответствии с правилами информационной системы, отвечающей установленным законом признакам... возможны только в информационной системе без обращения к третьему лицу»12.
Во-вторых, понятие «цифровое право» многоаспектно и не ограничивается финансовой сферой [7]. Цифровые права — обертка для разных видов активов (золото, стоимость недвижимости, акции, долговые обязательства). Цифровые активы выпускаются в виде токенов — (записей в блокчейн-системе), которые подтверждают права инвестора на тот или иной актив.
Сложность понимания ЦФА и УЦП заключается в том, что в их основе лежит принадлежность цифровых прав либо на существующий реальный актив и тогда мы говорим о «цифровой обертке» реального актива, либо о создании нового инструмента, имеющим самостоятельную (виртуальную ценность).
1. Цифровые инструменты, сформированные на базе реально существующего базового актива. К ним регулятор относит: ЦФА, предоставляющие возможность осуществления прав по эмиссионным ценным бумагам (например, акции) и УЦП, предоставляющие право требования передачи реальных товаров.
2. Цифровые инструменты, не связанные с реальным базовым активом. Это инструменты, имеющие самостоятельную ценность безотносительно иных активов. К ним относятся: ЦФА, предоставляющие право участия в капитале непубличного акционерного общества (далее — НПА), поскольку являются акциями, которые изначально выпущены в ТРР-сети оператора информационной системы ЦФА и ЦФА, которые удостоверяют денежные обязательства их эмитента.
В российских законах для цифровых активов предусмотрены две группы13 цифровых прав, включающие: утилитарные цифровые права (УЦП) и цифровые финансовые активы (ЦФА), которые при сочетании могут создавать гибридные цифровые права (ГЦП) (см. табл.1):
Таблица 1
Сравнительный анализ цифровых прав и их аналогов в зарубежной практике
Цифровые права Сущность Законодательная база РФ Аналоги зарубежной практики
Утилитарное цифровое право (УЦП) - это электронный эквивалент сертификатов, купонов или ваучеров, удостоверяющий право его владельца на получение конкретных товаров или услуг в будущем - это «цифровые права, включающие: право требовать передачи вещи (вещей); право требовать передачи исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и (или) прав использования результатов интеллектуальной деятельности; право требовать выполнения работ и (или) оказания услуг» Федеральный закон от 02.08.2019 г. № 259-ФЗ, ст. 8 1. utility-токены: токены, связанные с конкретным применением на локальной платформе-эмитенте; 2. asset-backed: токены, обеспеченные реально существующими ликвидными активами**
11 ГК РФ ГК РФ Статья 128 «Объекты гражданских прав» ГК РФ. URL: https://www.law.ru/ article/27995-tsifrovye-prava-v-grajdanskom-zakonodatelstve?ysclid=m2vw5vq766807063990#a1.
12 ГК РФ Статья 141.1 «Цифровые права» ГК РФ. URL: https://www.law.ru/article/27995-tsifrovye-prava-v-grajdanskom-zakonodatelstve?ysclid=m2vw5vq766807063990#a1.
13 В некоторых источниках выделяют 3 группы цифровых прав, включая цифровую валюту. В статье придерживаемся классификации цифровых прав на основе законодательных актов РФ.
Окончание табл. 1
Цифровые права Сущность Законодательная база РФ Аналоги зарубежной практики
Цифровые финансовые активы (ЦФА) - это цифровые права на материальный или нематериальный актив, которые выпускаются и обращаются в информационной системе на основе технологии блок-чейна - «цифровые права, включающие: денежные требования; возможность осуществления прав по эмиссионным ценным бумагам; права участия в капитале непубличного акционерного общества; право требовать передачи эмиссионных ценных бумаг, выпуск, учет и обращение которых возможны только путем внесения (изменения) записей в информационную систему на основе распределенного реестра, а также в иные информационные системы». Федеральный закон от 31.07.2020 № 259-ФЗ п. 2 ст. 1 Security tokens — цифровые аналоги ценных бумаг или финансовых инструментов. Они удостоверяют права владения долей в компании, участия в управлении и/или получения доходов (дивидендов, прибыли)
Гибридные цифровые права (ГЦП) - цифровой инструмент, который сочетает в себе 1) требования на нефинансовые активы (вещи, интеллектуальную собственность или работы (услуги) 2) и денежные требования (например, одновременно удостоверяют денежное требование и право требовать передачи вещи) - «включают одновременно утилитарные цифровые права и цифровые финансовые активы» Федеральный закон от 02.08.2019 № 259-ФЗ, ст. 8. Stablecoin — стей-блкойны (без возможности расчетов) и NFT. Stablecoin — токены, обменный курс которых стабилизируется за счет различных механизмов. Они имеют более устойчивую стоимость, чем необеспеченные реальными активами криптовалюты
* Составлено автором по источникам [6; 7; 8].
Примечание:
** УЦП как правовая категория существуют только в России, но аналоги УПЦ по экономическому содержанию встречаются в праве Швейцарии, Евросоюза, США.
В рамках данного исследования будем придерживаться точки зрения Банка России,14 установившего рамки регулирования цифровых прав в России: разрешены ЦФА и УЦП,15 не попадают в перечень регулируемых категорий стейблкойны, МЕТ, криптовалюты.16 Отдельного внимания заслуживает цифровая валюта центрального банка (цифровой рубль), которая также регулируется отдельным
14 Развитие цифровых финансовых активов в Российской Федерации. Доклад для общественных консультаций. М. 2022 год. URL: https://cbr.ru/Content/Document/File/141991/Consultation_ Paper_07112022.pdf.
15 Там же. В соответствии с этим докладом к цифровым активам относятся: токенизированные финансовые инструменты, которые существуют в виде токенов и представлены ЦФА и УЦП; обеспеченные стейблкойны, которые являются частным случаем токенизированных финансовых инструментов, но в силу значительной распространенности на финансовом рынке рассматриваются Банком России отдельно от ЦФА и УЦП; невзаимозаменяемые токены (NFT).
16 Развитие цифровых финансовых активов в Российской Федерации. Доклад для общественных консультаций. М. 2022 год. URL: https://cbr.ru/Content/Document/File/141991/Consultation_ Paper_07112022.pdf.
Федеральным законом от 24.07.2023 г. № 340-ФЗ17, который предусматривает создание в стране технической возможности для осуществления платежей и денежных переводов при помощи цифровых рублей [14; 15].
Таким образом, Банк России, разработав и разделив концепции развития ЦФА и цифрового рубля, практически сформировал сбалансированную модель финансового рынка в России,
Цифровые платформы и инфраструктура цифровых прав
Осуществление цифровых прав требует особой цифровой инфраструктуры, основным звеном которой выступают цифровые платформы, которые в России регулируются государством с использованием технологий частного (приватного) блокчейна. Это принципиально отличает российские цифровые платформы от распространенных в мире «криптобирж». Последние используют публичный блокчейн, на котором обращаются все популярные цифровые права: Bitcoin, Ethe-reum и др. Таким образом, в России соблюден баланс между развитием технологии распределенных реестров и регулированием, что является огромным плюсом.
Как было отмечено ранее, цифровые права попадают под регулирование двух законов под № 259, которые осуществляют регулирование различных цифровых платформ и их операторов: инвестиционных платформ и информационных систем. С учетом этого выпуск и обращение цифровых прав происходит на двух площадках:
— в соответствии с законом № 259-ФЗ от 02.08.2019 г. — на инвестиционной платформе — «это система в сети интернет, которая позволяет заключать договоры инвестирования между инвесторами и теми, кто привлекает инвестиции».18 Закон предусматривает использование четырех способов инвестирования (на инвестиционной платформе) : краудлендинг, краудинвестинг,19 УЦП и ЦФА (для ЦФА — только вторичное обращение, первичное осуществляет оператор информационной системы)
— в соответствии с законом № 259-ФЗ от 31.07.2020 г. — выпуск и обращение цифровых прав (ЦФА) осуществляется в информационной системе и регулируется деятельность операторов информационных систем (ОИС).
Но есть и минусы, так как инфраструктура рынка построена Архитектура рынка цифровых активов, убирая посредников из инфраструктуры сделки, существенно отличается от архитектуры классического фондового рынка. В информационной системе эмитент и инвестор взаимодействуют напрямую, а функции НРД, НКЦ и биржи совмещены в одном юридическом лице — ОИС. Это является одним из преимуществ ЦФА, так как ускоряет процесс выпуска ЦФА и снижает издержки выпуска таким образом, что основной торговой площадкой выступают операторы информационных систем (далее — ОИС), работающие на частном блокчейне, что ограничивает проведение свободных трансакций между цифровыми площадками и соответственно снижает ликвидность сделок. ОИС — это компании, действующие в соответствии с Законом № 259-ФЗ от 31.07.2020 г. и обеспечивающие бесперебойное функционирование информационных систем, в которых осуществляются выпуск и учет ЦФА. Каждый ОИС является уникальным эмиссионным центром со своим частным блокчейном, комплектом смарт-контрактов и цифровыми финансовыми активами.
17 О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации : Федер. закон от 24 июля 2023 N 340-ФЗ. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_452645 /?ysclid=m3vmctxgza145826804.
18 Так называемый Закон о краудфандинге.
19 В рамках данного исследования рассматриваются только цифровые права УЦП, ЦФА и ГЦП. Краудлендинг, краудинвестинг и цифровая валюта, несмотря на общую нормативную базу ФЗ 239 не относятся к цифровым финансовым инструментам.
В реестре Банка России (II квартал 2024 года) было «зарегистрировано 11 операторов информационных систем, в которых осуществляется выпуск ЦФА, а также 2 оператора обмена ЦФА (далее — ОО ЦФА). Число эмитентов ЦФА составило 146, а число пользователей информационных систем превысило 145 тыс. Всего посредством ЦФА участниками рынка привлечено более 190,5 млрд р., в том числе субъектами МСП — более 7,1 млрд р. Осуществлено 64 выпуска ГЦП на общую сумму 107 млн р.».20
ОИС используют в своих информационных системах частный (приватный) блокчейн, который принципиально отличается от публичного тем, что разрешает получать доступ к транзакциям и подтверждать их только авторизованным участникам. Эксперты отмечают, что это ограничивает сетевые эффекты и прозрачность для участников рынка, а также создает проблемы с интероперабельностью (трудностью взаимодействия с другими блокчейнами). В настоящее время Банк России разрабатывает концепцию регулирования операторов информационных систем (ОИС) для выпуска цифровых финансовых активов (ЦФА). Для облегчения доступа к различным платформам (различным ОИС) обсуждается создание единого реестра, который позволит навести мосты для формирования интегрированного рынка ЦФА. Внедрение технологии использования ЦФА в международных расчетах также может привести к появлению новых игроков в среде ОИС и провести консолидации операторов вокруг крупнейших ОИС.
Сфера использования цифровых х инструментов
Не стоит забывать, что регулирование рынка цифровых прав в России носит экспериментальный характер. Поэтому эмитенты продолжают осуществлять пилотные выпуски с разрешенными видами цифровых прав целью определения целесообразности и эффективности новых схем привлечения инвестиций на внутреннем рынке. По данным исследования АКРА количество выпусков ЦФА на конец августа 2024 года накопленным итогом (начиная с июня 2022-го) оценивается в диапазоне от 650 до 70021, а динамика объема рынка ЦФА демонстрирует устойчивый рост. Наиболее значительную долю занимают крупные игроки — Банк ВТБ (ПАО) и АО «АЛЬФА-БАНК», на которые приходится более 60 % рынка ЦФА22, при этом количество выпусков у этих банков различается. Банк ВТБ (ПАО) осуществил разовые крупные выпуски (три эмиссии на 20 млрд р. каждая), а АО «АЛЬФА-БАНК» выпустило уже более 130 эмиссий различного объема (см. рис.2).
Наибольший объем на рынке цифровых прав более 95 % занимают долговые выпуски ЦФА (аналог обычных облигаций) на короткий срок от 3-6 месяцев, как наиболее простые и понятные для эмитентов для привлечения инвестиций (см. табл. 2).
Говоря об использовании ЦФА (УЦП) для внешней торговли, необходимо отметить, что в 2024 году Правительством РФ в ускоренном режиме приняли два ФЗ, которые законодательно разрешили использовать ЦФА и ГЦБ в международных расчетах:
20 ЦФА в 2024 году — уверенный рост в турбулентное время. Аналитический комментарий. АКРА сентябрь 2024. URL: https://www.acraatings.ru/upload/iblock/971/pmp9oprw1cx54406g00wbct 7j4l0d28b/20240905_CFFTI.pdf?ysclid=m3louk4xnw585800444.
21 Цифровые финансовые активы в России. URL: https://cbonds.ru/ dfa/?ysclid=m3vo3eqwpc55370675.
22 Аналитический отчет ЦБ: Токенизация активов реального мира: экономическая природа и опыт регулирования. URL: https://цфа.рф/CBR/Tokenizaciya-RWA/.
m (SI о m
<N
Ш
О П
CO (M
о о
со
1Л CM
о о о
г»
1Л OD
о о in in in
Tiro f)
о о
о
-о ш IN
о о
■ч-
о -
о о со m
го
iD
ч-
Ф
О О
m м -t го о а>
о о in
т о
г—
о 00
о о
1Л
О
о
о vD
О О О 1Л 00 in
СП
09.23 10.23 11.23 12.23 01.24 02.24 03,24 04.24 05.24 06,24 07.24 08.24 09,24 10.24
Рис. 2. Динамика объема рынка ЦФА
Аналитический отчет ЦБ: Токенизация активов реального мира: экономическая природа и опыт регулирования. URL: https://цфа.рф/CBR/Tokenizaciya-RWA/.
Таблица 2
Ключевые направления выпуска цифровых прав1*(УЦП, ЦФА, ГЦП*
Цель Ключевые направления Примеры выпуска цифровые права
1. Выпуск финансовых продуктов, которые низкорентабельно создавать в форме традиционных инструментов - аналоги «цифровых облигаций» в виде ЦФА со сроком обращения до 1 года ■^МЬетеБ: в мае 2024 г. ЦФА объемом 3 млрд р. Это денежные требования со сроком обращения 60 дней и процентной ставкой на 1 п.п. больше ключевой (то есть 17 % на момент выпуска). То есть, это очень короткие облигации. Ростелеком: ЦФА объем 1 млрд рублей, размещение прошло на платформе цифровых активов Сбера, срок — три месяца, его доходность — 16,6 % годовых
- аналоги ПФИ с привязкой к изменению референс-ного актива — например, стоимости акций, ключевой ставки Альфа-банк: ЦФА на ПИФы, (из четырех паевых инвестиционных фондов УК «Альфа-Капитал»): российские акции, денежный рынок, облигации и золото
2. Упаковка в ЦФА изначально низко-ликвиных/малодо-ступных активов - драгоценные металлы (золото, металлы платиновой группы); Экспобанк: ЦФА с привязкой к цене бриллиантов на платформе «Мастер-чейн»
- на квадратный метр; Сбер: ЦФА на индекс жилой недвижимости в Москве. Этот индекс отражает среднюю стоимость жилья в Москве и представляет собой 1 % индекса ДомКлик; ВТБ: ЦФА, привязанный к стоимости премиальной недвижимости в Москве; Группа Самолет: ЦФА, ЦФА был равноценен 1 кв. м в ЖК «Квартал Западный» от группы «Самолёт»2*
Окончание табл. 2
Цель Ключевые направления Примеры выпуска цифровые права
3. Решение внутрикорпоративных задач - мотивационная программа холдингов Норникель: ЦФА Мте1юкеп, привязанные к стоимости акций «Норнике-ля». «Норникель» в 2023 г. направил 6 млрд р. на реализацию корпоративной программы «Цифровой инвестор». В ее рамках сотрудники со стажем от года (а их в компании подавляющее большинство) — 63 тыс. чел. — за счет компании получили ЦФА и возможность получать дивиденды. Северсталь (ЦФА) в ноябре 2024 г. также заявили о выпуске ЦФА для сотрудников компании сроком 3 года с ежемесячными выплатами по купонам3*
4. Инструмент пред-продажи и спонсирование проектов: УЦП и ГЦП - на аффинажное золото с правом требования передачи вещи (золотого слитка), на золото; Росбанк (ГЦП) на золото, после его погашения можно было получить как деньги, так и слитки
- передачи права на частичное использование аудиовизуального произведения (фильмов, рекламных роликов, репортажей и т.д.). Передачи реальных объектов искусства этими выпусками не предусмотрено Эрмитаж (ГЦП) — для привлечения средств на реставрацию фресок, принадлежащих Эрмитажу. Проект «Цифровое наследие» выпустил ГЦП (аналог NFT-токены) на три фрески XVI века школы Рафаэля. В токенах записан процесс реставрации фресок, при этом у владельцев ЦФА сохранится их доре-ставрационный облик.
- передача прав на продукцию винодельни, которые дают инвестору возможность получить на выбор деньги или товар Винодельческое хозяйство «Николаев и сыновья» (ГЦП) — в июне 2024 г. выпущено 1000 ГЦП. Каждое из них удостоверяет право на одну бутылку вина «Шардоне 2019». Номинальная стоимость одного актива — 2 600 р.
5. УЦП для внешней торговли4* - использование цифровых активов для внешнеторговых операций поможет российским импортерам и экспортерам активнее взаимодействовать с дружественными странами5* Сбер: (ЦФА) — в октябре 2024 г Сбер успешно протестировал технологическую возможность учета цифровых финансовых активов (ЦФА) в публичном блокчейне6*. «Сберу» удалось трансформировать ЦФА в токен для сети ЕШегеиш, что упростит привлечение иностранных клиентов и создаст бесшовные пути взаимодействия с ними»
* Составлена автором по данным источникам (ссылки с 25—30)
Примечания:
11 Триллионы в цифре: что такое ЦФА и как в них инвестировать // РБК Тренды. URL: https:// trends.rbc.ru/trends/industry/cmrm/6731f32e9a79471aed8e3d63?ysclid=m3lfi4i4o515354584&from=copy.
2* Атомайз и Самолет впервые в России запустили «цифровые квадратные метры» Атомайз. URL: https://atomyze.ru/news/news-19.
3* Северсталь разместит облигации для приобретения сотрудниками на 3 млрд рублей. URL: https:// smartlab.news/read/132748-severstal-razmestit-obligacii-dlya-priobreteniya-sotrudnikami-na-3-mlrd-rublei.
4* О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации : Федер. закон от 11 марта 2024 г. № 45-ФЗ. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_471814/.
5* О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации : Федер. закон от 8 авг. 2024 г. № 222-ФЗ. URL: https://base.garant.ru/409493099/?ysclid=m3vn7q73848764516.
5* «Сбер» протестировал учет ЦФА в публичном блокчейне — Финам. Ру. URL: https://www. finam.ru/publications/item/sber-protestiroval-uchyot-tsfa-v-publichnom-blokcheyne-20241018-1338/?ysclid=m3von8tt5y718056338.
— возможность использовать российские ЦФА при осуществлении расчетов в рамках трансграничной торговли, сферы услуг, продажи интеллектуальной собственности и выполнения работ ФЗ от 11.03.2024 г. № 45-ФЗ;
— возможность обращения и учета иностранных цифровых прав на российских платформах в качестве ЦФА и гибридных цифровых прав, равно как и возможность обращения российских ЦФА за рубежом — так называемый «Закон о майнинге».
Выводы
Таким образом, необходимо отметить, что в настоящее время в России формируется достаточно молодой рынок цифровых прав, который развивается с одной стороны под влиянием мировых трендов цифровизации, а с другой стороны — внешнего санкционного давления. Законодательство РФ, предусматривая прямое регулирование цифровых активов, носит экспериментальный характер, что и определило появление двух ФЗ 259, регулирующих выпуск и обращение цифровых прав на разных цифровых площадках. Расплывчатость терминов и отсутствие точных механизмов регулирования ЦФА породило сложности с пониманием законодательной базы ЦФА, что замедлило адаптацию бизнес сообщества к широкому применению новых цифровых инструментов. В данном исследовании представлена классификация, позволяющая систематизировать основные категории рынка цифровых прав в зависимости от принадлежности к определенной цифровой платформе. Выявленные особенности регулирования рынка цифровых прав (правовые, инфраструктурные, экономические) можно рассматривать как аргументы в пользу развития рынка цифровых прав (цифровых инструментов) по сравнению с традиционными финансовыми инструментами:
— привлечение альтернативных инвестиций для крупного бизнеса и МСБ на цифровых площадках, созданных на основе блокчейна и регулируемых Банком России. Данное направление в условиях высокой ключевой ставки Банка России является быстро растущим трендом;
— создание инфраструктуры для финансовых сделок — «биржа без посредников», основанной на использовании технологии распределенного реестра (далее — ТРР) и смарт контрактов, позволяющих с большей эффективностью и безопасностью проводить сделки;
— сокращение издержек при выпуске цифровых инструментов, обусловленных особенностями функционирования цифровых платформ (быстро, надежно, без посредников);
— упрощение процедуры раскрытия информации: отсутствуют требования по регистрации эмиссионной документации, а также по раскрытию информации эмитентами.
Список использованной литературы
1. Самаруха В.И. Трансформация денег и финансов в социально-экономическом развитии национальной экономики / В.И. Самаруха, А.В. Самаруха. — DOI 10.17150/25002 759.2024.34(2).268-2 76. — EDN SDMOQT // Известия Байкальского государственного университета. — 2024. — Т. 34, № 2. — С. 268-276.
2. Бубнов В.А. Влияние санкционной политики недружественных стран на российскую финансовую систему / В.А. Бубнов. — DOI 10.17150/2500-2759.2022.32(2).283-289. — EDN WGYFOY // Известия Байкальского государственного университета. — 2022. — Т. 32, № 2. — С. 283-289.
3. Лаврова Л.А. Криптовалюта как возможная альтернатива дедолларизации мировой валютной системы / Л.А. Лаврова, М.Г. Жигас, С.Н. Кузьмина. — DOI 10.17150/2500-2759.2023.33(2).245-256. — EDN GWNVLA // Известия Байкальского государственного университета. — 2023. — Т. 33, № 2. — С. 245-256.
4. Жигас М.Г. Блокчейн и децентрализованная денежная система: принципы построения и пути развития / М.Г. Жигас, С.Н. Кузьмина. — DOI 10.17150/2500-2759.2020.30(1).79-88. — EDN JQMXVN // Известия Байкальского государственного университета. — 2020. — Т. 30, № 1. — С. 79-88.
5. Гончарова М.В., Гончаров, А.И. (). Модернизация инвестиционной технологии выпуска и оборота цифровых финансовых активов / М.В. Гончарова, А.И. Гончаров. — DOI 10.31063/AlterEconomics/2023.20-3^ — EDN CRBHMD // AlterEconomics. — 2023. — Т. 20, № 3. — С. 570-602.
6. Гирич М.Г. Сравнительный анализ правового регулирования цифровых финансовых активов в России и других странах / М.Г. Гирич, И.С. Ермохин, А.Д. Левашенко. — DOI 10.17323/1996-7845-2022-04-07. — EDN EZBFHO // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. — 2022. — Т. 17, № 4. — С. 176-192.
7. Александрова Н.С. Соотношение понятий «цифровые права», «цифровая валюта» и «цифровой финансовый актив» / Н.С. Александрова. —DOI 10.24412/2073-0454-20216-28-31. — EDN TFWNZB // Вестник Московского университета МВД России. — 2021. — № 6. — С. 28-31.
8. Андрюшин С.А. Токенизация реальных активов: классификация, платформы, приложения, возможности и проблемы развития / С.А. Андрюшин. — DOI 10.21202/27822923.2024.1.88-104. — EDN FCAUDV // Russian Journal of Economics and Law. — 2024. — Т. 18, № 1. — С. 88-104.
9. Зайнутдинова Е.В. Модели правового регулирования оборота цифровых прав и цифровой валюты / Е.В. Зайнутдинова. — DOI 10.17323/2072-8166.2023.4.149.182. — EDN GJTHVY // Право. Журнал Высшей школы экономики. — 2023. — № 4. — С. 149-182.
10. Дюпин П.Э. Цифровые финансовые активы (ЦФА) как новый инструмент привлечение капитала компаний / П.Э. Дюпин. — EDN IVWHIJ // Экономика: вчера, сегодня, завтра. — 2024. — Т. 14, № 3-1. — С. 387-392.
11. Baum C. P2DEX: Privacy-Preserving Decentralized Cryptocurrency Exchange / C. Baum, B. David, T. Frederiksen. — DOI 10.1007/978-3-030-78372-3_7 // Applied Cryptography and Network Security : 19th International Conference, ACNS 2021, Kamakura, Japan, June 21-24, 2021. — Kamakura, 2021. — Pt. 1. — P. 163-194.
12. Interchain timestamping for mesh security / E. Tas, R. Han, D. Tse [at all.]. — DOI 10.48550/arXiv.2305.07830 // arXiv:2305.07830v1. — 2023. — URL: https://arxiv.org/ pdf/2305.07830.pdf.
13. Sidechain technologies in blockchain networks: An examination and state-of-the-art review / A. Singh, K. Click, R. Parizi, [et al.] // Journal of Network and Computer Applications. — 2020. — Vol. 149. — P. 102471.
14. Корнеева А.В. Краудфандинг: цифровые инвестиции / А.В. Корнеева, Г.У. Корне-ев. — DOI 10.17513/vaael.2956. EDN: CWHBXO // Вестник Алтайской академии экономики и права. — 2023. — № 8-2. — С. 190-201.
15. Тагаров Б.Ж. Цифровой рубль: новые возможности для государства / Б.Ж. Тага-ров. — DOI 10.17150/2411-6262. 2023.14(3).813-821. — EDN BTJXFU // Baikal Research Journal. — 2023. — Т. 14, № 3. — С. 813-821.
References
1. Samarukha V.I., Samarukha A.V. The Transformation of Money and Finance in the Socio-Economic Development of the National Economy. Izvestiya Baikal'skogo gosudarstvenno-go universiteta = Bulletin of Baikal State University, 2024, vol. 34, no. 2, pp. 268-276/ (In Russian). EDN: SDMOQT. DOI: 10.17150/2500-2759.2024.34(2).268-276.
2. Bubnov V.A. The Impact of Sanctions Policy of Unfriendly Countries on the Russian Financial System. Izvestiya Baikal'skogo gosudarstvennogo universiteta = Bulletin of Baikal State University, 2022, vol. 32, no 2, pp. 283-289. (In Russian). EDN: WGYFOY. DOI: 10.17150/2500-2759.2022.32(2).283-289.
3. Lavrova L.A., Zhigas M.G., Kuz'mina S.N. Cryptocurrency as a Possible Alternative to De-Dollarization of the Global Monetary System. Izvestiya Baikal'skogo gosudarstvennogo uni-versiteta = Bulletin of Baikal State University, 2023, vol. 33, no. 2, pp. 245-256. (In Russian). EDN: GWNVLA. DOI: 10.17150/2500-2759.2023.33(2).245-256.
4. Zhigas M.G., Kuz'mina S.N. Blockchain and Decentralized Money System: Principles of Building and Ways of Its Development. Izvestiya Baikal'skogo gosudarstvennogo universite-ta = Bulletin of Baikal State University, 2020, vol. 30, no. 1, pp. 79-88. (In Russian). EDN: JQMXVN. DOI: 10.17150/2500-2759.2020.30(1).79-88.
5. Goncharova M.V., Goncharov A.I. Modernizing Investment Technology for Digital Financial Asset Issuance and Trading: An Empirical Study. AlterEconomics, 2023, vol. 20, no. 3, pp. 570-602. (In Russian). DOI: 10.31063/AlterEconomics/2023.20-3.5. EDN: CRBHMD.
6. Girich M.G., Ermokhin I.S., Levashenko A.D. Comparative Analysis of the Legal Regulation of Digital Financial Assets in Russia and other Countries. Vestnik mezhdunarodnykh organizatsii: obrazovanie, nauka, novaya ekonomika = International Organisations Research Journal, 2022, vol. 17, no. 4, pp. 176-192. (In Russian). EDN: EZBFHO. DOI: 10.17323/19967845-2022-04-07.
7. Aleksandrova N.S. Relationship of the Concepts "Digital Rights", "Digital Currency" and "Digital Financial Asset". Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii = Bulletin of Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2021, no. 6, pp. 28-31. (In Russian). EDN: TFWNZB. DOI: 10.24412/2073-0454-2021-6-28-31.
8. Andryushin S.A. Tokenization of Real Assets: Classification, Platforms, Applications, Opportunities and Challenges Development. Russian Journal of Economics and Law, 2024, vol. 18, no. 1, pp. 88-104. (In Russian). EDN: FCAUDV. DOI: 10.21202/27822923.2024.1.88-104.
9. Zainutdinova E.V. Models of Legal Regulating Turnover of Digital Rights and Digital Currency. Pravo. Zhurnal Vysshey shkoly ekonomiki = Law. Journal of the Higher School of Economics, 2023, no. 4, pp. 149-182. (In Russian). EDN: GJTHVY. DOI: 10.17323/20728166.2023.4.149.182.
10. Dyupin P.EH. Digital Financial Assets (DFA) as a New Tool for Raising Capital for Companies. Ekonomika: vchera, segodnya, zavtra Economics: Yesterday, Today and Tomorrow, 2024, vol. 14, no. 3, pp. 387-392. (In Russian). EDN: IVWHIJ.
11. Baum C., David B., Frederiksen T. P2DEX: Privacy-Preserving Decentralized Cryp-tocurrency Exchange. Applied Cryptography and Network Security, 19th International Conference, ACNS 2021, Kamakura, Japan, June 21-24, 2021. Kamakura, 2021, pt. 1, pp. 163-194. DOI: 10.1007/978-3-030-78372-3_7.
12. Tas E., Han R., Tse D. [at al.]. Interchain Timestamping for Mesh Security. arX-iv:2305.07830v1, 2023. Available at: https://arxiv.org/pdf/2305.07830.pdf. DOI:10.48550/ arXiv.2305.07830.
13. Singh A., Click K., Parizi R. [et al.] Sidechain Technologies in Blockchain Networks: An Examination and State-of-the-Art Review. Journal of Network and Computer Applications, 2020, vol. 149, pp. 102471.
14. Korneeva A.V., Korneev G.U. Crowdfunding: Digital Investments. Vestnik Altaiskoi akademii ekonomiki i prava = Journal of Altai Academy of Economics and Law, 2023, no. 8, pp. 190-201. (In Russian). EDN: CWHBXO. DOI: 10.17513/vaael.2956.
15. Tagarov B.ZH. Digital Ruble: New Opportunities for the State. Baikal Research Journal, 2023, vol. 14, no. 3, pp. 813-821. (In Russian). EDN: BTJXFU. DOI: 10.17150/24116262. 2023.14(3).813-821.
Автор
Кубасова Татьяна Иннокентьевна — доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры менеджмента и сервиса, Байкальский государственный университет, г. Иркутск, Российская Федерация, SPIN-код: 8349-2729, Scopus Author ID: 57201029937, ResearcherlD: AAB-3803-2021.
Author
Tatyana I. Kubasova — D.Sc. in Economics, Professor, Department of Management and Service, Baikal State University, Irkutsk, the Russian Federation, SPIN-Code: 8349-2729, Scopus Author ID: 57201029937, ResearcherlD: AAB-3803-2021.
Для цитирования
Кубасова Т.И. Альтернативное финансирование предпринимательства в условиях циф-ровизации российской экономики (на примере цифровых прав) / Т.И. Кубасова. — DOI 10.17150/2411-6262.2024.15(4).1515-1529. — EDN BBYLYD // Baikal Research Journal. — 2024. — Т. 15, № 4. — С. 1515-1529.
For Citation
Kubasova T.I. Alternative Financing of Entrepreneurship in the Context of Digitaliza-tion of the Russian Economy (Using the Example of Digital Rights). Baikal Research Journal, 2024, vol. 15, no. 4, pp. 1515-1529. (In Russian). EDN: BBYLYD. DOI: 10.17150/2411-6262.2024.15(4).1515-1529.
Baikal Research Journal
электронный научный журнал Байкальского государственного университета
2024, vol. 15, no. 4 issn 2411-6262 2 0 24. Т. 15, № 4