Хозяйка травы. Саамские сказки / Пересказала А. Г. Елагина. М.: Советская Россия, 1973. 80 с.
Щеколдин К. П. Лопарские сказки, легенды и сказания, записанные в Пазрецком погосте, пограничном с Норвегией // Живая старина. 1890. Вып. 1. С.17-25.
Ященко А. Л. Несколько слов о Русской Лапландии (Из поездки) // Этнографическое обозрение. 1892. № 1. С. 10-37.
Сведения об авторе
Бодрова Ольга Александровна,
кандидат исторических наук, научный сотрудник Центра гуманитарных проблем Баренц-региона Кольского научного центра РАН
Bodrova Olga Aleksandrovna,
PhD (History), Research Fellow of the Barents Centre of the Humanities of the Kola Science Centre, RAS
УДК (1-251)(470.21) О. В. Змеева
АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ИСТОРИЯ ГОРОДА
ГЛАЗАМИ ШКОЛЬНИКОВ: РОМАНОВ-НА-МУРМАНЕ - МУРМАНСК* Аннотация
В статье обобщены результаты одного из конкурсов «Гуманитарной битвы» -«Романов-на-Мурмане - 2016». Обобщены и приведены варианты альтернативного развития Кольского полуострова и г. Мурманска, представленные в проектах школьников Мурманской области. Ключевые слова:
Романов-на-Мурмане, Мурманск, исторический факт, альтернативная, контрфактная история, реальность.
O. V. Zmeyeva
AN ALTERNATIVE HISTORY OF THE CITI FROM THE POINT OF VIEW OF PUPILS: ROMANOV-ON-MURMAN - MURMANSK
Abstract
The paper summarizes the results of one of the contests "Humanitarian Battle" -"Romanov-on-Murman - 2016". Summarized and presented options for alternative development of the Kola Peninsula and Murmansk represented in the projects students of the Murmansk region. Key words:
Romanov-on-Murman, Murmansk, a historical fact, alternative, counterfeit history, reality.
* Прим. ред.: материал был представлен на научной региональной конференции «Антропология арктического города: теория, методология, полевые исследования».
Статья является интерпретацией результатов одного из конкурсов «Гуманитарной битвы», которая состоялась в феврале 2016 г. в Кольском филиале Петрозаводского государственного университета (г. Апатиты)12. В одном из заданий участникам предлагалось создать проект, демонстрирующий альтернативный вариант развития истории Кольского края. Участники получили фрагмент текста из учебника истории, кратко повествующий о событиях Российской империи в начале ХХ века (Революция 1905-1907 гг., Первая мировая война, строительство Мурманской железной дороги и основание г. Романов-на-Мурмане) [Из учебника, ЭР]. Последняя дата, упоминаемая в приведенном фрагменте, - это 1917 г. Подразумевалось переосмысление участниками настоящей истории, представление «возможного развития Романова-на-Мурмане и Кольского края в целом», альтернативных фактов и событий, «которые могли бы произойти в "иной" истории», вариантов столетнего юбилея Романова-на-Мурмане и изображение другой 100-летней истории города и региона [Положение о конкурсе проектов, ЭР].
В реализации проектов принимали участие школьники 8-11 классов городов и поселков области: Апатиты, Алакуртти, Ковдор, Енский, Кандалакша, Умба, Мончегорск, Оленегорск, Кировск, Североморск, Ловозеро, Ревда. Всего участников насчитывалось около 130 чел. Школьники были разделены на команды, состоящие из 4-5 человек. Поскольку мероприятие называлось «Гуманитарная битва», мы условно будем считать подростков «гуманитариями». Обратим внимание, что среди участников не было школьников из Мурманска.
Всего было подготовлено 24 проекта. В данной статье мы обобщим результаты и представим самые простые интерпретации. Более глубокий анализ полученного материала планируется осуществить в новых работах.
Первое, на что следует обратить внимание, это практически полное отсутствие фэнтезийных сюжетов, а также нереальных персонажей. Практически все команды начинали проект с отражения действительных исторических событий. Первая дата, 1916 г., - год основания города. Некоторые участники считали необходимым добавить точную дату основания Романова-на-Мурмане - 04 октября 1916 г. (рис.1-4). То же касается первоначального наименования городского поселения, оно остается неизменным.
Таким образом, дата и название населенного пункта являются точками отчета при создании различных вариантов истории. В результате в проектах школьников осталась не отраженной предыстория города. На многих плакатах отсутствуют информация о железной дороге, коренном населении, а также вообще об истории края до появления города. Прежде всего, это связано с предложенным текстом задания, в котором уже были перечислены все значимые события, предваряющие возникновение населенного пункта на Кольском Севере. А также с заданными временными рамками и формой презентации: в форме «ленты времени» школьникам было предложено графически представить альтернативный путь края за 100 лет (1916-2016 гг.).
12 Подробнее о V интеллектуальном турнире для учащихся 8-11 классов «Гуманитарная битва» см.: http://www.arcticsu.ru/GB/2016
Рис.1, 2, 3, 4. Фрагменты проектов. Основание г. Романов-на-Мурмане
Как правило, школьники выбирали символы для представления проекта, передающие движение. Мы выделим три группы используемых символов.
1. Естественно-природные. События столетия представлены в качестве символических границ, прерывающих движение естественно-природных объектов.
Такими объектами стали водные. Ярким примером является «река времени», которая разграничена «мостами-событиями» (рис.5). Таким образом, мосты становятся границами важных событий. Второй природный символ -дерево. Исторические события размещены на ветвях.
Рис.5. Презентационный проект «Река времени»
2. Технические символы. Здесь показательными становятся движения транспорта. «Машинами» могут быть поезда, корабли или лодки (рис.6-8).
3. «Комплектующие». Это символы, которые отражают фрагменты истории с помощью, например, фото и/или кинопленки.
Нередко школьники совмещают развитие научных достижений и природных объектов. Удивление вызывает отсутствие в проектах продуктов современной техники - компьютеров, смартфонов и т. д.
Некоторые команды называли свои проекты. Если проект использовал «комплектующие» символы, то его наименование - «Кадры из истории Романова-на-Мурмане», «Лента времени», «Новая история Романова-на-Мурмане», «Новый виток истории» и т. д. Если он использует естественно -природные символы, то возникает, например, название «Река времени».
Кроме символического изображения разворачивания времени, развития событий, участники используют образы первых объектов города. Самым распространенным стало изображение церковного сооружения (рис.9, 10). Как
правило, церковь расположена на одной границе с датой основания города. По всей видимости, появление церкви на плакатах также связано с предложенным заданием текстом, в котором зафиксированы факты строительства: «21 сентября 1916 года на берегу Семеновской бухты на невысоком холме был торжественно заложен Николаевский храм, с которого и началась история самого северного русского города - Романов-на-Мурмане» [Из учебника, ЭР].
Рис.6, 7, 8. Фрагменты проектов. Транспорт
Рис.9, 10. Фрагменты проектов. Первая церковь
Нередко церковь появляется после альтернативного развития событий. Первой и главной альтернативой становятся контрфакты а) «революции не было» или б) «революция подавлена». Соответственно, во многих проектах школьники сохраняют политический строй. Монархия становится гарантом сохранения и продолжения церковного строительства (рис.11). Так, на одном из плакатов показано, что укрепление монархической власти приводит к сохранению первого храма города - Никольской церкви. Оставление в истории города «первого» здания, идея сохранения культурных традиций Заполярья приводит школьников к мысли о развитии Романова-на-Мурмане как духовной северной столицы. В результате современный образ промышленного региона трансформируется в сознании школьников в исторический образ религиозного центра на Севере. Возможно, такое развитие истории связано с лозунгом «Самодержавие - православие - народность», единством политической и религиозной сфер в дореволюционный период (как школьникам предлагает учебник истории). Сохранение первого городского храма, предположительно, может стать способом повысить статус населенного пункта. Соответственно, город имеет историю, он претендует на символическое приближение к «центру», несмотря на отдаленное географическое положение, и наконец, он сам становится центром (заметим, что Романов-на-Мурмане был последним городом, основанным в Российской империи, и, более того, названым в честь последнего императора). Возможно, именно эти факты и становятся решающими в выборе «города-столицы».
Рис. 11. Фрагмент проекта. «Романову на Мурмане царскую власть»
Сохранение политического строя школьники сопровождают символами власти. Этими символами становятся корона или «царская шапка» (рис. 12-18).
Количество представленных событий было определено заданием: не менее 5 и не более 10. В презентациях, как правило, отражено 9 событий, которые связаны со сферами жизни любого города. Они относятся к политике, культуре, спорту, производству.
Событийность выстраивается в определенной последовательности. Напомним, сохранение политического строя, укрепление монархии приводят к изменению истории Кольского края. С одной стороны, если происходит укрепление власти, то этот факт является помехой для решения некоторых проблем. То есть проблемы, в конечном счете, решаются, но на это уходит больше времени, больше тратится сил. Например, в войне с Германией страна по-прежнему остается страной-победительницей, но с большими потерями, чем в СССР. С другой стороны, именно сохранение монархии создает свободу самоопределения населению территории, в частности, коренному населению (саамам) и их ближайшим соседям (финнам).
Школьники предлагают альтернативные сценарии истории, в которых используются и «пространственно-временное перемещение личности», и «приписывание "старой" личности каких-либо иных, ирреальных действий», и «изменение итога (исхода) реального события», и «удаление события». Такие способы представления В. А. Нехамкин называет «персоналистским» и «событийным» уровнями контрфактических исторических исследований [Нехамкин, 2011: 108-109].
Рис.12, 13, 14, 15, 16, 17, 18. Фрагменты проектов. Символы царской власти
Есть факты, которые школьники непременно оставляют в своих презентациях. Таким событием становится Великая Отечественная война / Вторая мировая война. Варианты его развития можно сгруппировать следующим образом:
1. Воспроизведение реального события (с сохранением временных границ, участников и т.д).
2. Сохранение участников войны, но расширение / сужение временных границ. Меняется дата начала и / или окончания войны. При этом конкретизируется, например, дата окончания войны (рис.1920).
Рис.19, 20. Фрагменты проектов
3. Изменение состава участников события. Участниками становятся либо конкретные, либо интегрированные группы. В первом случае наблюдается конкретизация образа врага. Формируется образ врага-соседа, в данном случае Финляндии или Норвегии (рис.21).
русс -орудИСК АЯ КОЛЬСКИ И О-\
4
М'урмлнс*- -
^ИНСКИЙ город.
Рис.21. Фрагмент проекта. Русско-финская война и ее результаты
Во втором варианте реализуется процесс размывания образа врага. Школьники назначают врагом некую группу или совокупность государств (например, «Европейская война»).
4. Изменение результатов военных действий. Пример: Завоевание Германией страны или завоевание Кольского полуострова Финляндией, соответственно, приводит к изменению статуса полуострова (рис.22, 23). В этом случае происходит реализация всем известной теории альтернативной истории СССР, когда переход страны под руководство другого государства приближает страну к благополучному Западу.
Рис.22, 23. Фрагменты проектов. Результаты военных действий
5. Предложенные варианты реализуются в случае сохранения монархии.
Если же строй меняется, то мы наблюдаем другой вариант -промежуточные события меняются, итог остается реалистичным, а современность выполняет компенсаторную функцию. Например: отделение Мурманской области от СССР (область имеет право на суверенитет) - советско-финская война (в результате - потеря региона) - возврат Мурманской области в состав СССР - победа в Великой отечественной войне (необходимость быть участником Великой Победы). Далее - распад государства, который и происходит, естественно, в 1991 г. (рис.24). Таким образом, не меняя итоговый результат, школьники подтверждают, что «все альтернативные построения носят характер "подгонки под ответ"» и «реальность "текущей истории" задана априори» [Бочаров, 2005: 235].
Рис.24. Презентационный проект «Романов-на-Мурмане - 2016»
Если мы вернемся к проектам, которые предлагают развитие истории при сохранении монархии, то мы обнаруживаем, что в разные периоды времени Российская империя достигает кульминации в развитии. Расцвет империи происходит или в 100-летие, то есть в 2016 г., или в первой половине ХХ в.
Часть проектов ориентирована на повышение культурного уровня области. Культура и наука являются сферами, развитие которых, в представлениях школьников, не должно кардинально менять историю, в отличие от сферы производства. 1930-1940-е гг. - период создания научных
центров, а 1960-1970-е - период открытия новых минералов. Монархия подразумевает более спокойное, последовательное развитие страны, строительство заводов и развитие промышленности в этом варианте происходит намного позже, чем развитие культурных и научных центров, промышленные разработки консервируются вплоть до начала 1990-х гг.
Последнее, на чем мы остановимся в этой работе, это перенесение значимых для страны событий на территорию области. Компенсирующие функции выполняют мероприятия государственного и мирового масштаба. Самый распространенный вариант - перенесение Зимних Олимпийских игр в Мурманскую область (рис.25-27). Какие ключевые даты выбирают школьники?
Рис.25, 26, 27. Фрагменты проектов. Олимпийские игры в Романове-на-Мурмане (Мурманске)
1. Период совпадает со временем проведения Олимпиады в Москве в 1980 г. Вариант: 1982 г. В любом случае, событие либо переносится, либо сохраняется в рамках десятилетия его проведения (1980-е гг.). В одном из проектов Романов-на-Мурмане становится городом-героем после проведения Олимпийских игр (1998 г.). В результате происходит смещение исторических акцентов.
2. Перенос зимней олимпиады 2014 г. в Романов-на-Мурмане. В этом случае сохраняются даже животные-символы Сочинских игр.
3. Время проведения спортивного мероприятия мирового уровня передвигается в юбилейный, 2016 г.
Следующими событиями, которые переносят в регион, становятся мероприятия космической отрасли. Таковыми являются первые полеты на Луну и в космос. В последнем случае сохранена оригинальная дата - 1961 г. Для реализации подобных мероприятий, по мнению школьников, необходимо строительство космодрома на территории Кольского полуострова.
Олимпийские игры, первые полеты в космос и подобные события являются, по Б. А. Успенскому, «семиотически отмеченными событиями». Школьники осмысляют события прошлого с точки зрения актуальных событий настоящего - «это заставляет увидеть в данной перспективе предшествующие события как связанные друг с другом (при том, что ранее они могли и не осмысляться таким образом)» [Успенский, 1988: 73].
И, наконец, ключевым моментом для большинства проектов является переосмысление статуса города. Как правило, его история заканчивается тем, что он становится столицей (рис.28-30):
а) столицей Российской Империи;
б) исторической, культурной и духовной столицей страны;
в) столицей проведения Олимпийских игр.
Рис.28, 29, 30. Фрагменты проектов. Романов-на-Мурмане - столица
Столичность Романова-на-Мурмане в предложенной подростками альтернативной истории может рассматриваться и как желаемая возможность будущего, которая, как нам известно, «не определяется ни законами причинности, ни вероятностью», а «реализуется как случайность» [Лотман, 2010: 22].
Список литературы
Бочаров А. Б. Альтернативная история как способ моделирования управления исторической действительностью (опыт системного анализа) // Научно-практический журнал Северо-Западной академии государственной службы. № 2. 2005. С. 226-237.
Из учебника «История Российской империи XX века. Русский Север» // Петрозаводский государственный университет. Кольский филиал. URL: http://www.arcticsu.ru/system/files/prilozhenie_k_gensrazhen.pdf.
Лотман Ю.М. Культура и взрыв // Семиосфера. СПб.: «Искусство -СПБ», 2010. С. 11-148.
Нехамкин В. А. Контрфактические исторические исследования // Историческая психология и социология истории. 2011. № 1. С. 102-120.
Положение о конкурсе проектов в рамках V интеллектуального турнира для учащихся 8-11 классов «Гуманитарная битва». Генеральное сражение «Романов-на-Мурмане - 2016» // Петрозаводский государственный университет. Кольский филиал. URL: http://www.arcticsu.ru/Gen-srazhen.
Успенский Б. А. История и семиотика (Восприятие времени как семиотическая проблема). Статья первая // Труды по знаковым системам. XXII. (Ученые записки Тартуского государственного университета; Вып. 831). Тарту, 1988.С. 66-84.
Сведения об авторе
Змеева Ольга Васильевна,
кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Центра гуманитарных проблем Кольского научного центра РАН
Zmeyeva Olga Vasiliyevna,
PhD (History), Senior Research Fellow of the Barents Centre of the Humanities of the Kola Science Centre, RAS
УДК (1 -251)(470.21):75.047 О. В. Шабалина
УРБАНИСТИЧЕСКИЙ ПЕЙЗАЖ Я. А. КОМШИЛОВА: ШТРИХИ К ИСТОРИЧЕСКОМУ СОЦИОКУЛЬТУРНОМУ ПОРТРЕТУ Г. МУРМАНСКА*
Аннотация
В материале представлена коллекция урбанистических пейзажей г. Мурманска Я.А. Комшилова Музея-Архива истории изучения и освоения Европейского
* Прим. ред.: материал был представлен на научной региональной конференции «Антропология арктического города: теория, методология, полевые исследования».