References
1. Markovkina S.G. Some features of elderly adaptation // Sotsiologicheskie issledovaniya. - 1997. - № 12. - S. 48-50.
2. Maksimova S.G., Noyanzina O.E., Maksi-mova M.M., Shcheglova D.K. Sotsial'naya ek-sklyuziya lits starshikh vozrastnykh grupp: sotsi-al'no-ekonomicheskie aspekty // Vestnik Al-taiskogo gosudarstvennogo agrarnogo universi-teta. - 2015. - № 5 (127). - S. 180-184.
3. Fetiskin V.V. Potrebnosti. Deyatel'nost'. Lichnost': sotsial'no-filosofskoe issledovanie. -M., 2001. - 188 s.
4. Parakhonskaya G.A. Struktura gerontolo-gicheskoi sotsial'noi politiki // Vestnik MGU. Ser. Filosofiya. - 2005. - № 3. - S. 49-60
5. Dmitriev A.V. Sotsial'nye problemy lyudei pozhilogo vozrasta. - L.: Izd-vo LGU, 1980. -104 s.
6. Rybakova N.A. Fenomen starosti - M.: Pskov, 2000. - 169 s.
7. Kozlova T.Z. Samootsenka pensionerov // Sotsiologicheskie issledovaniya. - 2003. -№ 4. - S. 1-14.
8. Morkovkin G.G. Nauchnoe obespechenie innovatsionnogo razvitiya APK Altaiskogo kraya
// Vestnik Bryanskoi gosudarstvennoi
+
sel'skokhozyaistvennoi akademii. — 2010. — № 2. — S. 17-25.
9. Rassypnov V.A., Maksimova N.B., Morkovkina A.G. Otsenka privlekatel'nosti turistskikh ob"ektov v sel'skikh raionakh Altaiskogo kraya // Vestnik Altaiskogo gosudar-stvennogo agrarnogo universiteta. — 2014. — № 3 (113). — S. 145-150.
10. Maksimova S.G., Nevaeva D.A. Sotsial'naya eksklyuziya pozhilykh lyudei v sov-remennom regione // Vestnik Altaiskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. — 2015. — № 8 (130). — S. 173-177.
11. Maksimova S.G. Sotsial'no-psikholo-gicheskie aspekty formirovaniya odinochestva lits pozhilogo i starcheskogo vozrasta // Klinicheskaya gerontologiya. — 2001. — № 1-2. — S. 52.
Работа выполнена при поддержке Гранта РГНФ № 15-03-00579 «Социальная эксклюзия лиц возрастных групп в современной России»
)2015-2017). +
УДК 330
А.В. Иванов, И.В. Фотиева, Т.А. Артамонова A.V. Ivanov, I.V. Fotiyeva, T.A. Artamonova
АЛТАЙ - ГИМАЛАИ: БИОСФЕРНО-ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ПАРАЛЛЕЛИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕВРАЗИЙСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА
ALTAI - HIMALAYAS:
BIOSPHERE AND ECONOMIC PARALLELS AND PROSPECTS OF EEURASIAN COOPERATION
Ключевые слова: Алтай, Гималаи, Индия, биосферно-хозяйственные параллели, устойчивое развитие, кооперация, международное сотрудничество.
Анализируются основы и перспективы хозяйственного сотрудничества двух, по мнению авторов, ключевых регионов Евразии — Алтайского (Россия) и Гималайского (Индия). Авторы выделяют ряд факторов, благоприятствующих данному сотрудничеству: культурно-мировоззренческая общность; близость природно-климатических условий, или, иными словами, наличие биосферных параллелей; наличие системы традиционных знаний, охватывающей различные сферы жизнедеятельности и содержащей регламентирующие принципы, в том числе обеспечивающие рациональное и неистощительное ведение хозяйства; общность ряда хозяйственных стратегий. Одновременно отмечаются проблемы, стоящие на этом пути: доминирование западной рыночной модели экономического развития и в связи с этим
постепенная утрата традиционных знаний, обеспечивавших в течение тысячелетий гармоничное взаимодействие человека и природы; экологические и ресурсные проблемы, недостаточность целенаправленной и систематической государственной поддержки как совместных исследований в данной сфере, так и инновационных проектов. Подчеркивается необходимость систематических международных российско-индийских междисциплинарных исследований в этом направлении, выработки рекомендаций по переходу данных территорий к стратегии устойчивого развития, которая бы не отторгалась местными жителями, а органически принималась ими.
Keywords: Altai, Himalayas, India, biosphere and economic parallels, sustainable development, cooperation, international cooperation.
The paper examines the basics and prospects of economic cooperation between the two key regions of Eurasia — Altai (Russia) and Himalaya (India). The
authors identify a number of factors conducive to this cooperation: cultural and ideological commonality; the proximity of the climatic conditions, or in other words, the existence of the biosphere parallels; availability of traditional knowledge systems covering various spheres of life and containing the regulatory principles, including ensuring the rational and sustainable farming; the commonality of some economic policies. At the same time the authors point out the problems that stand in this way: the dominance of the western model of economic development and,
therefore, the gradual loss of traditional practices which provided harmonious interaction between man and nature; environmental and resource problems, lack of purposeful and systematic state support for joint research in the field and innovative projects. In conclusion, the need for systematic international Russian-Indian inter-disciplinary studies in this direction is emphasized alongside with the proposals for the transition of these areas to sustainable development strategy which would not be rejected by local residents, but accepted by them.
Иванов Андрей Владимирович, д.филос.н., проф., зав. каф. философии, Алтайский государственный аграрный университет. E-mail: ivanov_a_v_58@mail.ru.
Фотиева Ирина Валерьевна, д.филос.н., проф., каф. теории и практики журналистики, Алтайский государственный университет. E-mail: fotieva@bk.ru. Артамонова Татьяна Александровна, к.филос.н., доцент, каф. философии, Алтайский государственный аграрный университет. E-mail: art-katun@mail.ru.
Ivanov Andrey Vladimirovich, Dr. Philosophic Sci., Prof., Head, Chair of Philosophy, Altai State Agricultural University. E-mail: ivanov_a_v_58@mail.ru. Fotiyeva Irina Valeryevna, Dr. Philosophic Sci., Prof., Chair of Theory and Practice of Journalism, Altai State University. E-mail: fotieva@bk.ru. Artamonova Tatyana Aleksandrovna, Cand. Philosophic Sci., Assoc. Prof., Chair of Philosophy, Altai State Agricultural University. E-mail: art-katun@mail.ru.
Задачи исследования
На важнейшую роль меридиональной евразийской оси «Сибирь — Индия» (или, конкретизируя, — «Алтай — Гималаи») впервые указал еще Н.К. Рерих. Сегодня же это направление исследований сопряжено с популярной темой развития многоаспектного, прежде всего, хозяйственного сотрудничества на обширном евразийском пространстве. Закономерно возникает вопрос, на каких основах должно базироваться это сотрудничество, каковы его предпосылки, благоприятствующие и препятствующие факторы. Постараемся частично ответить на этот вопрос, выделив некоторые из этих факторов, а также биосферно-хозяйственные параллели между Алтайским и Гималайским регионами и наметив пути совместных российско-индийских исследований, которые разворачиваются сегодня под эгидой, созданной в 2015 г. Международной научной группы «Алтайско-Гималайская инициатива».
Обсуждение проблемы
Глубокая историческая связь русской и индийской цивилизаций была отмечена уже в работах А.С. Хомякова, писавшего: «От Сыр-Дарьи и Инда до Луары и Гаронны непрерывная цепь мелких, безымянных общин или больших семейных кругов, служила живым проводником для движения промышленного и торгового» [1, с. 362-363]. Позднее на необходимость исследования связей между Россией и Индией указывала отечественная школа индологии, в первую очередь Ф.И. Щербатской и Ю.Н. Рерих. Данное направление было одним из центральных в исследованиях семьи Рерихов, впервые выделивших, как уже сказано, два ключевых региона,
наиболее перспективных для разворачивания разностороннего евразийского сотрудничества, — Алтай и Гималаи, и посетивших Алтай в 1926 г. во время Центрально-Азиатской экспедиции. В 50-70-е годы прошлого века новый импульс алтайско-гималайским исследованиям придало возвращение Ю.Н. Рериха в Россию. Впоследствии акцент сместился на более обобщенный анализ российско-индийских связей (в работах М.Л. Титаренко, Г.Л. Ивашенцева, С.И. Лунева, Е.П. Челыше-ва и др.) Сегодня попытки комплексного сопоставления культурно-биосферного потенциала Алтая и Гималаев предприняты только в двух научных трудах, выполненных на базе Алтайского государственного аграрного университета («Алтай — Гималаи: два устоя Евразии» и «Алтай — Гималаи: традиционные знания и инновации в развитии горных и предгорных регионов Евразии: материалы 1-го российско-индийско-монгольского семинара» [2, 3]).
Результаты и их обсуждение
В качестве первого фактора, благоприятствующего эффективному хозяйственному сотрудничеству двух выделенных регионов, на наш взгляд, выступает их культурно-мировоззренческая общность. Сегодня уже очевидно, что формы хозяйствования неразрывно связаны с культурой, с менталитетом нации, поэтому попытки навязать европейские рыночные механизмы традиционным обществам приводят либо к радикальной трансформации этих механизмов, либо к деформации самой общественной системы. Об этом писал еще Дж. Грей: «Проницательные догадки теоретиков социально-рыночной экономики о том, что культурные матрицы ры-
ночных институтов столь же важны и не менее разнообразны, чем их юридические структуры, должны внушать нам сомнение относительно... якобы единственной идеально-типичной формы рыночных институтов, к которой должны или могут приблизиться все экономики» [4, с. 83-84]. В отношении же культур Востока и Л.С. Васильев отмечает: «.Для антично-капиталистической Европы была всегда характерна. иерархия связей: на первом плане рыночные, опосредованные частной собственностью, на втором — все остальные. Совершенно иная иерархия связей на традиционном Востоке... Высшее место занимают официальные, государственные, второе — корпоративные патронажно-клиентные, тесно переплетенные с официальными, а третье — рыночные, тоже, к слову, далеко не свободные, как на Западе, но, напротив, опутанные связями двух других типов» [5]. Речь в данной работе идет прежде всего об Индии, но эти выводы в полной мере приложимы и к России. Попав на почву совершенно иной культуры, западная экономическая модель лишь уродливо трансформировалась, что стало одним из факторов общего экономического кризиса в стране. И это закономерно: традиционный хозяйственный уклад как в России, так и в Индии опирался на два «столпа»: государство и общину. Но, как известно, эти основы сегодня существенно расшатаны, в том числе под воздействием глобализационных процессов и насаждением западной рыночной модели. Соответственно, необходимы возрождение на новом уровне и укрепление основ традиционного хозяйствования, что требует, с одной стороны, адекватной и продуманной государственной политики, а, с другой, — всемерного развития кооперативного движения как экономического выражения принципа общинности. Нам уже приходилось писать о том, что экономика будет сильной только тогда, когда хозяйственную жизнь страны по горизонтали и вертикали связывают многообразные кооперативные связи и сотрудничество всех участников производства, а конкуренция носит сугубо подчиненный характер. Это требование, на наш взгляд, можно предъявить к любой экономической системе; для регионов же, подобных Алтаю и Гималаям, оно превращается в необходимое условие их развития [6, с. 132].
Вторым фактором успешного сотрудничества в хозяйственной сфере является близость природно-климатических условий, или, иными словами, наличие биосферных параллелей между двумя великими горными системами Земли. Прежде всего отметим, что Алтай и Гималаи — это крайняя северная и крайняя южная границы бессточных котловин и хребтов Центральной Азии, образующих
самую редконаселенную и малоисследованную зону Евразии. С ледников Алтая, аккумулирующих влажные ветра Атлантики, реки текут на север Евразии в сторону Северного ледовитого океана. Иртыш, Обь и Енисей обеспечивают воспроизводство жизни на гигантских пространствах России и Казахстана. Что касается Гималаев, то они с юга встают стеной на пути весенне-летних муссонов, дующих с Индийского океана. Их снега питают великие реки Южной Евразии, прежде всего Инд и Ганг, а также главную водную артерию Тибета — Брахмапутру. Это основа жизни государств индийского субконтинента. Алтай и Гималаи вносят также важнейший вклад в образование двух важнейших зон высокого давления — Монгольского (сибирского) и Тибетского зимних антициклонов, определяющих циркуляцию и обновление воздуха на огромных пространствах континентальной Евразии. Кроме этого Алтай и Гималаи являются крупнейшими центрами биоразнообразия, крайним северным и южным полюсами распространения центрально-азиатской фауны, типа барса, горного козла, барана, яка, улара. Есть параллелизм между двумя регионами и в том, что если Алтай — родина сибирского кедра (сибирской сосны), то Западные Гималаи — центр распространения гималайского кедра (деодара). Залежи разнообразных руд и минералов, биосферные богатства обоих горных регионов объективно превратили их в хозяйственные центры земледелия (предгорные районы и речные долины отличаются хорошей увлажненностью и качеством черноземов), приручения диких животных и развития фитотерапии (древнейший скелет домашней собаки найден на Алтае, а Гималаи — родина Аюрведы, системы древней индийской медицины), а также в древнейшие очаги металлургического производства.
Схожесть биосферного потенциала обусловливает общность экологических проблем. Так, и для Алтая, и для Гималаев важнейшей задачей является сохранение лесных богатств как основы устойчивости их экологических систем. В частности, именно вырубка лесов стала одной из главных причин наводнений на Алтае в 2014, а в индийских Гималаях — в 2015 г.
Также одной из актуальных хозяйственных задач является преодоление последствий изменения климата, что приводит к расширению ареала почвенной засухи, значит, и к усложнению ситуации в аграрном секторе. По прогнозам специалистов, показатель реального дохода в сельском хозяйстве к 2030 г. в связи с климатическими изменениями в Европе и Центральной Азии снизится на 1%, в Южной Азии — на 6,8% [7, с. 4]. Вследствие нарушения эколого-климати-
ческого баланса развитие сельского хозяйства в экстремальных, засушливых условиях требует разработки специальных адаптационных мер по защите плодородия почв, применению влагосберегающих и противоэрозийных технологий, развитию служб карантина и защиты растений и животных, а также работ по селекции засухоустойчивых сортов. В условиях глобального потепления на первый план выходит и проблема обмеления рек из-за интенсивного таяния ледников, что может привести в ближайшем будущем к режиму ограниченного водопользования.
Третьим фактором выступает система традиционных знаний, охватывающая различные сферы жизнедеятельности и содержащая регламентирующие принципы, в том числе обеспечивающие рациональное и неис-тощительное ведение хозяйства. Эта тема давно исследуется в работах как алтайских, так и индийских ученых. Так, Виджай Кумар Шарма и Панкай Гупта отмечают: «С незапамятных времен традиционные знания и практики формировали основу процветания и обеспечивали средства к существованию горных общин, поддерживая их благосостояние и одновременно сохраняя окружающую среду... Понимание важности традиционных систем знаний горных народов, касающихся сохранения и использования биоразнообразия, управления ресурсами и развития культурных традиций имеет важное значение для развития гималайского района. Не только в доисторические времена, но и сегодня традиционная мудрость и местные практики остаются главной основой существования коренных горных общин. В наше время накопленные здесь знания используются в пищевой, фармацевтической и косметической промышленности» [8, с. 32]. В то же время «вес» этого фактора также постепенно снижается, что требует принятия серьезных мер, в том числе, как пишут вышеупомянутые авторы, участия коренных народов в разработке и осуществлении стратегии и механизмов использования традиционных знаний. «Как только будут разработаны определенные законодательные и иные документы в данной сфере, контроль за ней сразу же упростится» [8, с. 38]. Понятно, что особой проблемой здесь становится отбор и широкое практическое внедрение тех традиционных знаний и технологий, которые успешно выдержали проверку временем и обнаружили способность органически совмещаться с современными научными знаниями.
И, наконец, в качестве четвертого фактора можно отметить общность ряда хозяйственных стратегий. В обоих регионах остро стоит задача органического совмещения традиционных и современных стратегий землепользования, глубокой переработки природ-
ных ресурсов, создания сети особо охраняемых природных территорий. В частности, важнейшая линия совместных научных разработок и практико-ориентированных исследований алтайских и индийских ученых — производство органического (экологически чистого) продовольствия. В.А. Кундиус в связи с этим отмечает: «Алтайский регион (так называемый «Большой Алтай») является держателем стратегических биосферных ресурсов и производителем экологически чистой сельхозпродукции... По данным биохимических исследований, мясо скота из горных районов Алтайского края, Республики Алтай и Западной Монголии является экологически чистым. Там скот круглый год питается на выпасах высокогорных пастбищ естественными кормами, не содержащими элементов агрохимии и пестицидов. Аналогичные природные условия для производства экопродукции мясного скотоводства существуют в высокогорных районах Больших Гималаев в Индии, образованных вереницей горных хребтов с высотами до 7000 м, типичным «царством» высокогорных лугов с разнообразной растительностью» [9, с. 111]. Но, разумеется, следует снова подчеркнуть необходимость серьезной целенаправленной и систематической государственной поддержки как совместных исследований в данной сфере, так и инновационных проектов.
Заключение
В добавление к сказанному можно отметить близость алтайского и гималайского горных регионов с точки зрения этнического состава их населения, параллелей в мифологии и эпосе, общности социально-культурных проблем. Это еще раз подтверждает необходимость систематических международных (российско-индийских) междисциплинарных исследований в этом направлении, выработки рекомендаций по переходу этих территорий к стратегии устойчивого развития, которая бы не отторгалась местными жителями, а органически принималась ими. Это также потребует разработки новых комплексных методологических стратегий в плане согласования ключевых понятий и подходов в компаративистских исследованиях, учета близости и различий двух регионов и культур при синтетическом осмыслении полученных эмпирических результатов.
Библиографический список
1. Хомяков А.С. Соч. в 2 т., т. 1. - М.: Московский философский фонд, «Медиум», Журнал «Вопросы философии». — 1994. — 1070 с.
2. Алтай — Гималаи — два устоя Евразии: монография / под ред. С. Банзал, Б. Гупта, С.В. Макарычева, А.В. Иванова, М.Ю. Ши-
шина. — Барнаул: Изд-во АГАУ, 2012. — 325 с.
3. Алтай — Гималаи: традиционные знания и инновации в развитии горных и предгорных регионов Евразии: матер. 1-го российско-индийско-монгольского семинара, 19-20 июня 2015 г. (под ред. Н.А. Колпакова, И.В. Фо-тиевой). — Барнаул: Изд-во Фонда «Алтай-21 век», 2015. — 232 с.
4. Грей Дж. Поминки по Просвещению: Политика и культура на закате современности. — М.: Праксис, 2003. — 368 с.
5. Васильев Л.С. История Востока. Т. 2. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.plam.ru/hist/istorija_vostoka_to m_2/p1.php
6. Иванов А.В., Фотиева И.В., Ши-шин М.Ю. На путях к новой цивилизации (очерки духовно-экологического мировоззрения). — Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2014. — 219 с.
7. Ушачев И.Г. Проблемы в области продовольственной безопасности в контексте глобального партнерства // Агропродоволь-ственная политика России. — 2012. — № 1. — С. 2-6.
8. Панкай Гупта, Виджай Кумар Шарма. Роль традиционных знаний в устойчивом развитии гималайских сообществ // Алтай - Гималаи: традиционные знания и инновации в развитии горных и предгорных регионов Евразии: матер. 1-го российско-индийско-монгольского семинара, 19-20 июня 2015 г. — Барнаул: Изд-во Фонда «Алтай-21 век», 2015. — С. 130-139.
9. Кундиус В.А. Потенциал стратегического использования природных ресурсов Алтая и Гималаев в производстве экопродукции мясного скотоводства // Алтай — Гималаи: традиционные знания и инновации в развитии горных и предгорных регионов Евразии: матер. 1-го российско-индийско-монгольского семинара, 19-20 июня 2015 г. — Барнаул: Изд-во Фонда «Алтай-21 век», 2015. — С. 110-118.
References
1. Khomyakov A.S. Soch. v 2-kh t., t.1. -M.: Moskovskii filosofskii fond, «Medium», Zhurnal «Voprosy filosofii», 1994. — 1070 s.
2. Altai-Gimalai — dva ustoya Evrazii: monografiya / pod red. S. Banzal, B. Gupta, S.V. Makarycheva, A.V. Ivanova, M.Yu. Shishina. — Barnaul: izd-vo AGAU, 2012. — 325 s.
3. Altai-Gimalai: traditsionnye znaniya i innovatsii v razvitii gornykh i predgornykh regionov Evrazii: materialy 1-go rossiisko-indiisko-mongol'skogo seminara, 19-20 iyunya 2015 g. (pod red. N.A. Kolpakova, I.V. Fotievoi). — Barnaul: Izd-vo Fonda «Altai-21 vek», 2015. — 232 s.
4. Grei Dzh. Pominki po Prosveshcheniyu: Politika i kul'tura na zakate sovremennosti. — M.: Praksis, 2003. — 368 s.
5. Vasil'ev L.S. Istoriya Vostoka. Tom 2. [Elektronnyi resurs]. — Rezhim dostupa: http://www.plam.ru/hist/istorija_vostoka_to m_2/p1.php.
6. Ivanov A.V., Fotieva I.V., Shishin M.Yu. Na putyakh k novoi tsivilizatsii (ocherki duk-hovno-ekologicheskogo mirovozzreniya). — Barnaul: Izd-vo AltGTU, 2014. — 219 s.
7. Ushachev I.G. Problemy v oblasti pro-dovol'stvennoi bezopasnosti v kontekste glo-bal'nogo partnerstva // Agroprodovol'stven-naya politika Rossii. — 2012. — № 1. — S. 2-6.
8. Pankai Gupta, Vidzhai Kumar Sharma. Rol' traditsionnykh znanii v ustoichivom razvitii gima-laiskikh soobshchestv // Altai-Gimalai: traditsionnye znaniya i innovatsii v razvitii gornykh i predgornykh regionov Evrazii: materialy 1-go rossiisko-indiisko-mongol'skogo seminara, 19-20 iyunya 2015 g. — Barnaul: Izd-vo Fonda «Altai-21 vek», 2015. — S. 130-139.
9. Kundius V.A. Potentsial strategicheskogo ispol'zovaniya prirodnykh resursov Altaya i Gimalaev v proizvodstve ekoproduktsii myas-nogo skotovodstva // Altai-Gimalai: traditsionnye znaniya i innovatsii v razvitii gornykh i predgornykh regionov Evrazii: materialy 1-go rossiisko-indiisko-mongol'skogo seminara, 19-20 iyunya 2015 g. — Barnaul: Izd-vo Fonda «Altai-21 vek», 2015. — S. 110-118.
Работа выполнена в рамках гранта РГНФ-администрации Алтайского края «Алтай и Гималаи как уникальные культурно-биосферные регионы Евразии: поиск общих ценностей, эколо-го-экономических стратегий, социокультурных параллелей», № 16-13-22002.
+ + +