Научная статья на тему 'Алтарная преграда коптских храмов'

Алтарная преграда коптских храмов Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
327
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ART EDUCATION / КОПТСКИЙ ХРАМ / COPTIC ICONOSTASIS / GREEK ICONOSTASIS / RUSSIAN ICONOSTASIS / ИСКУССТВОЗНАНИЕ / КОПТСКИЙ ИКОНОСТАС / АЛТАРНАЯ ПРЕГРАДА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Позднякова Дина Юрьевна

Статья посвящена исследованию коптских иконостасов. Вначале уточняется терминология. Затем дается описание элементов коптских иконостасов в сравнении с греческими и русскими иконостасами. Кульминационным моментом статьи является проведение аналогии между формой коптских иконостасов и одного из наиболее ранних иконостасов на территории ареала Римской империи. Статья снабжена схемами и иллюстративным материалом

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is dedicated to study Coptic iconostasis. In the beginning terminology is elaborated. Then description element Coptic iconostasis is given in comparison with Greek and Russian iconostasis. The Climactic moment of the article is an undertaking to analogies between the form Coptic iconostasis and one of the earliest iconostasis on territory of the area to Roman Empire. The Article is provided with scheme and illustrative material

Текст научной работы на тему «Алтарная преграда коптских храмов»

Д. Ю. Позднякова

АЛТАРНАЯ ПРЕГРАДА КОПТСКИХ ХРАМОВ

Статья посвящена исследованию коптских иконостасов. Вначале уточняется терминология. Затем дается описание элементов коптских иконостасов в сравнении с греческими и русскими иконостасами. Кульминационным моментом статьи является проведение аналогии между формой коптских иконостасов и одного из наиболее ранних иконостасов на территории ареала Римской империи. Статья снабжена схемами и иллюстративным материалом. Ключевые слова: искусствознание, коптский храм, коптский иконостас, алтарная преграда.

The article is dedicated to study Coptic iconostasis. In the beginning terminology is elaborated. Then description element Coptic iconostasis is given in comparison with Greek and Russian iconostasis. The Climactic moment of the article is an undertaking to analogies between the form Coptic iconostasis and one of the earliest iconostasis on territory of the area to Roman Empire. The Article is provided with scheme and illustrative material. Keywords: art education, Coptic iconostasis, Greek iconostasis, Russian iconostasis.

В России практически нет описаний коптских египетских храмов и иконостасов. Поэтому в статье сделана попытка описания коптских иконостасов, которые автор статьи наблюдал во время путешествия по Египту.

Несмотря на то, что в Египте представлены разные конфессии: католики, православные греки, протестанты, армяно-григорианская церковь, наибольшее количество храмов принадлежит коптской православной церкви. «Копт» — значит «египтянин», происходит от произносимого на арабском языке слова «айгиптос», звучащее как «квибт», или «копт» (3). Остановим наше внимание не на всём разнообразии иконостасных форм, связанных с другими конфессиями, но только на иконостасах, принадлежащих храмам коптской церкви.

Понятие «алтарь» неоднозначно в зарубежных и русских научных публикациях. В привычном понимании слово «алтарь» означает «помещение, в котором священник совершает таинство евхаристии». В католических храмах «алтарём» может называться архитектурное сооружение с живописными вставками, находящееся у восточной стены храма позади престола. В переводной литературе «алтарём» называется то, на чем совершается литургия, что у нас именуется «престолом», каменный или деревянный стол, на котором совершается жертва.

Помещение, в котором находится «престол», или «алтарь», именуется «святилищем», или «санктуарием».

Внутреннее храмовое пространство разделяется на смысловые зоны. Центральная часть - «наос». С западной части к наосу примыкает притвор - «нартекс». С восточной части к наосу примыкает святилище — «санктуарий», или «алтарь». В центре святилища находится «престол» (русск.), или «алтарь» (англ., итал.) для совершения жертвоприношения. Святилище отделяется от наоса «алтарной преградой», или «иконостасом».

В статье для обозначения пространственных и смысловых частей храма используются привычные в России значения, когда святилище называется алтарём, а алтарь - престолом.

В коптских храмах можно совершать службу на престоле только один раз в день (3). В этом они сходны с православной традицией и различаются с католической, по которой службу можно совершать несколько раз в день на одном престоле. Для того чтобы иметь возможность служить несколько раз в день, в коптских храмах устраивается несколько алтарей, в каждом из которых устраивается престол. Один из алтарей может использоваться под ризницу. В этом случае престол не устанавли-

¡ББМ 1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ март-апрель 2 (34) 2010 г.

Ил. 3

вается (3), хотя и остаётся алтарная преграда с дверями.

Большинство коптских храмов — это базилики, имеющие трёхчастное деление наоса. Центральный вытянутый неф более широкий и отделяется колоннами от латеральных (боковых) более узких нефов.

В наосе коптских храмов находятся скамьи, что отличает их от русских храмов заполнением пространства. В некоторых храмах имеются кафедры, подобные кафедрам в католических храмах.

Как уже упоминалось, в коптских храмах устраивается по нескольку алтарей, следовательно, они имеют по несколько иконостасов, которые разделяются друг от друга стенами, или пилонами, храма.

Греческая алтарная преграда устроена по типу портика, а иконы размещены между колоннами (2, с. 52). Русские традиционные иконостасы (имеются в виду тябловые) представляют собой стену из рядов икон (1), установленных в особой иерархии. Египетские же коптские иконостасы (Ы^^аЬ) представляют собой резную деревянную преграду, декорированную геометрическим орнаментом (3). Как правило, это контрастный орнамент в 2—3 тона, тёмно-коричневый (чёрный) и белый, с использованием тёмного дерева и инкрустации костью или перламутром в восточном стиле.

Главный элемент этой декорации — кресты, а также могут быть звёзды, четырёхугольники, круги и др. От креста в четыре стороны отходят декоративные элементы в форме стилизованных рыб. Рыбы символизируют четырёх апостолов, которые несут благую весть по четырём сторонам света, что значит весь мир.

Иконы расположены в один ряд над деревянным резным «телом» иконостаса достаточно высоко, приблизительно на высоте вытянутой руки стоящего человека, представляя собой «темплон» -доску, разделённую на отдельные ико-

Ил. 4

нографические сюжеты, или же ряд отдельных икон. По сюжетам это может быть или деисусный чин, или иконы разных святых.

Если русские иконостасы традиционно имеют три входа: центральный с двустворчатыми Царскими вратами, северный и южный с одностворчатыми дьяконскими дверями, то в коптских иконостасах практически отсутствуют дьяконские двери.

Портал Царских врат выделяется на плоскости иконостаса. Тут следует добавить, что русские иконостасы представляют собой разнообразие планов. Коптские же иконостасы в плане имеют прямую линию, представляя собой плоскость. Царские врата двустворчатые и заполняют собой весь проём портала.

Завеса (катапетасма) вешается на карнизе (ил. 5), прикреплённом снаружи Царских врат со стороны наоса. В то время как в русских храмах завеса вешается за вратами, в пространстве святилища. Царские врата запираются снаружи на защёлку.

В отличие от русских Царских врат, имеющих сюжетную роспись (Благовещение, евангелисты или святители), коптские Царские врата не имеют росписи, а орнаментально декорированы.

Если в русских храмах определить, кому посвящен престол храма можно по храмовой иконе, находящейся в местном ряду иконостаса справа от Царских врат, рядом с иконой Иисуса Христа, то в коптских храмах роль местной иконы

выполняет завеса. На ней вышивается тот святой, кому посвящён храм или придел храма. Если придел посвящён Христу - вышита фигура Христа, если Богоматери -фигура Богоматери. В монастыре святого Антония Великого, в храме ему посвящён-ном - изображение Антония, в монастыре святого Павла - св. Павел. Такая традиция отличается от русской традиции, согласно которой завеса не расшивается изображениями, но похожа на греческую традицию, согласно которой на завесе бывают изображения. Например, в храме Вселенской Патриархии в Стамбуле (Константинополе) на завесе Царских вратах вышит двуглавый орёл, герб Византии. В храме иконы Живоносный Источник вышито изображение иконы Богоматери Живоносный Источник. В греческой традиции завеса всё же находится внутри алтаря, за Царскими вратами, как и в русских храмах. Изображение можно видеть из-за разницы в высоте арки портала и небольшой высоты самих Царских врат.

Ил. 5

ISSN 1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ март-апрель 2 (34) 2010 г.

Справа и слева от Царских врат, на плоскости иконостаса, на уровне, где примерно находится голова человека, имеются сквозные окошки (ил. 3) прямоугольной формы или формы с арочным завершением, которые закрываются деревянными резными одностворчатыми ставенками. Ставни открываются внутрь алтаря. На наличии этих сквозных оконных проёмов следует обратить особое внимание, потому что следующее предположение может внести новое слово в историю развития иконостасных форм.

В Крыму, на бывшей территории России, а теперь Украине, находится один из самых древних христианских храмов. Это храм 1 века н.э. был простроен в каменоломнях, куда на каторжные работы был сослан святой Климент Папа Римский, умерший там же в 101 году. Прежде эта область была провинцией Римской империи.

Насельник Инкерманского монастыря иеромонах Никита рассказывал об устройстве иконостаса этого древнего храма, фотографию же иконостаса можно было видеть на календаре, изданном монастырём.

В одном из пещерных ходов от коридора отделено святилище. Каменная алтарная преграда, высеченная из породы камня, прорезана тремя отверстиями. Центральный вход, имеющий арочное завершение, идёт с уровня пола. А справа и слева в каменной стене прорублено два окошка. Для чего были устроены эти два окошка, сами монахи не знали и высказывали лишь предположение, что, возможно, они устроены для исповеди. Престол в алтаре вырублен из камня, прислоненного к стене. Обычно престол располагается в середине алтаря, но в Греции, в некоторых храмах, сохраняется подобное расположение престола.

Схема иконостаса Инкерманского монастыря дана на рис. 1, где а - тело иконостаса, в - арочный проём входа, с - окошки по сторонам от входа.

Итак, увидев в Египте алтарную преграду, имеющую один вход и два окошечка справа и слева от неё, мы предположим, что Египет, будучи также провинцией Римской Империи, мог сохранять формы древних алтарных преград на протяжении веков.

Расспросив через гида насельника монастыря св. Павла монаха Томаса аль анпа Пула (Фома святого Павла) о назначении этих отверстий, не для исповеди ли они устроены, мы получили ответ, что эти окна для причастия. Через одно окно (справа) причащаются мужчины, через другое окно - женщины. Он добавил, что в древности через одно окно причащались Телом Христовом (в виде хлеба), а через другое окно причащались Кровью Христовой (под видом вина).

Таким образом становится понятной роспись на сени Царских врат русских иконостасов, в которой Христос причащает апостолов на две стороны: в повороте влево подает хлеб, а в повороте вправо сосуд с вином (например, Царские врата Софийского собора в Новгороде).

Схема коптского иконостаса приводится на рис. 2, где а - это резное инкрустированное тело иконостаса, в - ряд икон = темплон, с - портал царских врат, d, е -окна со ставнями, f - завеса = катапетасма.

Сравнивая две схемы, можно сделать новое предположение о древней первоначальной форме иконостасов.

На иллюстрациях 3-5 представлены фотографии иконостасов монастырей св. Антония Великого и св. Павла Фивейского. Подобно этим иконостасам устроены иконостасы и в других храмах: Церковь св. Варвары (Sitta Barbara) в Каире (4, с. 19); церковь El-Moattaqa (Ц. Св. Богородицы, Каир) (5, с. 114, 117); кафедральный собор Св. Марии, Порт Саид (5, с. 40); Церковь Богородицы, Харат Зувейма (5, с. 134); церковь св. Антония, Бени Суэф (5, с. 233); церковь св. Феодора, Минья (5, с. 236).

Примечания

1. Высокий русский иконостас / сост. Т. Н. Кудряшова, В. А. Фёдоров. - М.: Пульс, Патриаршие пруды, 2004. - 208 с.

2. Иконостас. Происхождение - Развитие - Символика / ред.-сост. А. М. Лидов. - М.: Прогресс - Традиция, 2000. - 752 с.; 280 ил.

3. Lister W. Monastery of St. Paul. American Research Center in Egypt / William. Lister, Inc., 1999. (англ).

4. Silotti A. Egitto Copto / Alberto Silotti // The American University in Cairo Press. 2007. (итал.)

5. The churches of Egypt. From the Journey of the Holy Family to present Day / Gawdat Gabra, Gertrud J.M. van Loon; edited by Carolin Ludwig. - Cairo: The American University in Cairo Press. 2007. (англ.)

Ю. В. Трусов

РОЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ЦЕНТРА ТАЛАШКИНО В РАЗВИТИИ ИНТЕРЬЕРОВ «НЕОРУССКОГО» МОДЕРНА

В статье раскрываются художественно-композиционные приемы дизайна различных интерьеров имения Талашкино, созданных на основе «современного прочтения» традиций русского народного искусства. Ключевые слова: художественный центр, народное искусство, «неорусский» модерн, традиции, интерьер.

In article reveal arty composition methods design of an interior of a manor of Talashkino created on a basis of "modern perusal" traditions of Russian folk art. Keywords: art education, artist centre, folk art, "neorussian" modern, traditions, interior.

Важную роль в развитии русской культуры конца XIX - начала XX века сыграло село Талашкино вблизи Смоленска, ставшее своеобразным художественным центром благодаря меценату, художнице и коллекционеру М. К. Тенишевой, которая следующим образом сформулировала цель своих начинаний: «Мне давно хотелось осуществить в Талашкине один замысел. Русский стиль, как его до сих пор трактовали, был совершенно забыт! Все смотрели на него, как на что-то устарелое, мертвое, неспособное возродиться и занять место в современном искусстве. Наши деды сидели на деревянных скамьях, спали на пуховиках, и, конечно, эта обстановка уже перестала удовлетворять современников, но почему же нельзя было построить все наши кресла, диваны, ширмы и трюмо в русском духе, не копируя старины, а только вдохновляясь ею? Мне хотелось попробовать, попытать свои силы в этом направлении...» (7, с. 116).

Деятельность М. К. Тенишевой по возрождению «русского стиля» лежала в русле общих тенденций развития архитектуры, изобразительного и декоративного искусства этого периода, которые характеризовались повышенным интересом к национально-романтическим традициям и фольклору. Приобретенное в 1898 году Тенишевыми имение Талашкино становится местом размещения художественной колонии, школы для крестьянских детей, столярной, керамической и вышивальной мастерских, музея народного искусства и театра.

Целью организованных М. К. Тенишевой кустарных мастерских стала пропаганда и возрождение крестьянских художественных ремесел. В них под руководством известных художников (в том числе Н. К. Рериха и С. В. Малютина) изготавливались различные декоративные изделия и бытовые предметы в духе «неорусского» модерна.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.