Научная статья на тему '«Алтарь Мероде» Робера из Кампена'

«Алтарь Мероде» Робера из Кампена Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
477
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРИПТИХ / ИЗОБРАЖЕНИЕ / АЛТАРЬ МЕРОДЕ / СИМВОЛЫ / TRIPTYCH / IMAGE / ALTAR OF MERODE / SYMBOLS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Гаврилова Татьяна Алексеевна

В статье анализируется триптих «Алтарь Мероде».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article analyzes the triptych "The Altar of Merode".

Текст научной работы на тему ««Алтарь Мероде» Робера из Кампена»

УДК 27.23

Гаврилова Т.А. «Алтарь Мероде» Робера из Кампена

Российский государственный социальный университет (Россия, Москва)

Аннотация. В статье анализируется триптих «Алтарь Мероде».

Ключевые слова: триптих, изображение, Алтарь Мероде, символы.

Abstract. The article analyzes the triptych "The Altar of Merode".

Key words: Triptych, image, Altar of Merode, symbols.

Каждое изображение это как окно в иной мир. Особенно это касается священных изображений. По символам, запечатленных на них, можно многое прочесть.

Средневековые авторы, начитанные в Священном Писании, вкладывали в то, что они создавали, «зашифрованные послания», которые их современники с легкостью могли прочитать.

Алтарь Мероде - это триптих, то есть картина, состоящая из трех частей, центральная тема - это Благовещение, на боковых створках: изображение донаторов (т.е. заказчиков этой картины — супругов Мероде) - с левой стороны, а с правой стороны - изображен святой Иосиф, мастерящий что-то в своей мастерской.

Робер из Кампена (1378-1444) - один из родоначальников нидерландской живописи, стоящий у истоков Северного Возрождения, не отступая от средневековой традиции «скрытого символизма», воплотил в центральной части своего алтаря Мероде (сцена Благовещения) вполне домашнюю обстановку дома из своей эпохи, наполненную символами и аллюзиями из Священного Писания.

Перед нами Благовещение. Ангел Господень Гавриил является Деве Марии, держащей в руках раскрытую книгу, и углубившуюся в чтение. Если бы не крылья ангела, можно было бы подумать, что это обычный юноша, вошедший в комнату к знакомой ему девушке.

С первого взгляда может показаться, что это вполне обычная комната голландского дома середины 15 века. И мебель, и вся обстановка говорят нам об этом: и стол, и скамья, и даже камин.

Но всмотримся более внимательно в то, что изображено здесь. Вот перед нами круглый стол, на нем стоит кувшин с цветком лилии, лежат раскрытая книга и какой-то свиток, а также стоит погасшая свеча. Белоснежная лилия - это символ чистоты и невинности Девы Марии. Книга, которая изображена здесь, скорее всего, раскрыта на главах из книги пророка Исайи, ибо сказано, что Мария читала их. Погасшая свеча говорит нам о том, что сияние Божества затмевает весь остальной свет.

Полотенце, которое висит на стене, с виду самое обычное (белое с синими полосками), но вглядевшись в него повнимательнее, мы можем увидеть, что оно удивительным образом похоже на то, чем ветхозаветные иудеи покрывали себе голову, когда творили молитву.

Этот чайник, висящий рядом с полотенцем, вроде бы обычный чайник для умывания, но он отсылает нас к тем временам, когда Иисус Христос будет крещен, а еще к тому, что перед началом Тайной вечери Христос собственноручно омыл ноги своим ученикам.

Теперь давайте посмотрим на фигуры Девы Марии и ангела, благовествующего Ей. Хотя рядом с девушкой и есть скамья, Она сидит на полу, углубившись в чтение книги, которую она держит в руках. Это говорит нам о Ее смирении. Ангел уже появился, но еще не начал говорить, и поэтому читающая девушка еще не заметила его.

Теперь обратимся к левой створке, где изображены двое людей: мужчина и женщина в одеждах своего времени. Это донаторы, т.е. заказчики этой картины. Они находятся в саду, и судя по растениям этого сада, это весенний сад. Дверь из комнаты дома в сад приоткрыта, и они могут видеть саму Деву Марию и явившегося ей ангела. Именно поэтому они застыли в благочестивом молчании, и с надеждой смотрят туда.

Супруги Мероде оба на коленях, мужчина с почтением держит шляпу в своих руках. Его жена, стоящая за ним, с полным смирением смотрит вниз. Они одеты как было принято одеваться в 15-ом веке. Мужчина в черном одеянии, женщина в темно-красном платье и в черном плаще поверх него, голова ее покрыта, так как она замужняя женщина.

То, что супруги Мероде могут наблюдать Благовещение, делает для нас это событие необычайно близким, и не таким далеким, как принято считать. Ведь весть Христова касается каждого сердца, здесь и сейчас, и не важно сколько веков назад это произошло.

И не случайно, Робер из Кампена переносит Благовещение Девы Марии из далекого прошлого в современный ему 15 век. Для него это не просто история, для него это реальность. И то, что он делает свидетелями этого события двух своих современников, говорит нам о том, что все мы свидетели события этого. Это событие намного ближе и понятнее, чем нам кажется иногда. И это не просто история, случившаяся когда-то, а это то, что находится вне времени и вне пространства, то, что мы можем всегда переживать с помощью нашего сердца.

Итак, вернемся к триптиху, перенесемся теперь в его правую часть. Здесь мы можем увидеть святого Иосифа в своей мастерской, мастерящего какой-то необычный предмет.

Он сидит рядом с открытым окном, и если мы заглянем в него, мы сможем увидеть, современный Роберу из Кампена город. Там кипит жизнь, каждый спешит по своим делам.

На подоконнике стоит некий предмет, по форме очень напоминающий мышеловку, собственно говоря, это мышеловка и есть. И это вновь отсылка к Священному Писанию и его толкованию. У Августина есть место, где он говорит, что смерть Христа - это мышеловка для дьявола. Ибо дьявол, введенный в заблуждение браком Марии и Иосифа, решил, что Христос обычный человек, и ничего не подозревая, ввел Его во ад. А Христос, смертию смерть поправ, вывел из ада всех томящихся там, и первым вывел оттуда Адама и Еву, показав этим, что первородный грех прощен.

Сведения об авторе:

Гаврилова Татьяна Алексеевна, закончила исторический факультет МПГУ, преподаватель латинского языка в РГСУ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.