Научная статья на тему 'Альманах "Уральские огоньки'

Альманах "Уральские огоньки Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
219
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЛЬМАНАХИ / ALMANACS / ДЕТСТВО / CHILDHOOD / ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА / CHILDREN''S LITERATURE / УРАЛЬСКАЯ ЛИТЕРАТУРА / URAL LITERATURE / ЛИТЕРАТУРНОЕ ТВОРЧЕСТВО / LITERARY CREATION / ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ / PERIODICALS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Климина Анна Сергеевна

Данная статья содержит в себе описание одного из периодических изданий для детей и подростков послевоенного Челябинска «Уральские огоньки». После Великой Отечественной войны Советскому Союзу было необходимо не только восстановить индустрию, но также изменить мировоззрение населения. Одним из основных инструментов для этого была печать. Она действовала путем прямого вербального и визуального посыла. Период с 1948 по 1959 годы стал временем подготовки новой книжной реформы, характеристики которой во многом показывают, как постепенно шло преобразование издательского положения в городе. Деятельность ЮУКИ (Южно-Уральского книжного издательства) начинает регулярно подвергаться жесткой регламентации со стороны Госкомиздата РСФСР и местной партийной номенклатуры. Идеологический контроль и административная система управления ограничивали творческие возможности и экономический потенциал издательства. Доля заказных изданий достигала 40%. Детский альманах «Уральские огоньки», как печатный источник информации, играл роль инструмента изменения мировоззрения аудитории, задавал ему необходимое власти направление. Все освещенные в нем темы складывались в следующие образы реальности. Жизнь после войны это новое ее открытие, основная заслуга в этом принадлежит вождю и армии. Нужно трудиться со всеми, на своем поприще, чтобы сохранить ее счастливой и свободной. Подростку и ребенку предлагали роль усердного помощника взрослым, активного участника в жизни школы, пионерии, своего родного края.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article contains description of “Ural's little lights” one of the periodicals for children and teenagers of postwar Chelyabinsk. After the great Pat-riotic war, the Soviet Union needed not only rehabilitation of industry, but also transformation of population's ideology. The print press was one of basic means for this modification. It acted by way of direct verbal and visual message. The period from 1948 to 1959 was the time of preparation of new book's reform, the characteristics of which largely show progressive realization of the transformation of the publishing situation in the city. Work of SUBPH (South-Ural book publishing house) regularly became to be subject to strict regulation from Goskomizdat the Russian Federation and the local party nomenclature. Ideological control and administrative control system limited creativity and economic potential of the publishing house. Share of madeto-order editions reached 40%. Children's almanac “Ural little lights”, as the printing information source, played the role of a tool of transformation of ideology of the audience and set the direction required for government. All themes, which were included in this almanac, introduced the following images of reality. Life after war is a new opening, the main merit in it belongs to the leader and the army. You need to work with eve-ryone in them sphere to keep Soviet life happy and free. The teenagers and the children were offered the role of an industrious helper to adult, active participant in the life of the school, pioneers, and their native land.

Текст научной работы на тему «Альманах "Уральские огоньки»

А.С. КЛИМИНА

(Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина, Екатеринбург, Россия)

УДК 811.161.1-92(470.55) ББК Ш383(235.55)63

АЛЬМАНАХ «УРАЛЬСКИЕ ОГОНЬКИ»

Аннотация. Данная статья содержит в себе описание одного из периодических изданий для детей и подростков послевоенного Челябинска «Уральские огоньки». После Великой Отечественной войны Советскому Союзу было необходимо не только восстановить индустрию, но также изменить мировоззрение населения. Одним из основных инструментов для этого была печать. Она действовала путем прямого вербального и визуального посыла.

Период с 1948 по 1959 годы стал временем подготовки новой книжной реформы, характеристики которой во многом показывают, как постепенно шло преобразование издательского положения в городе. Деятельность ЮУКИ (Южно-Уральского книжного издательства) начинает регулярно подвергаться жесткой регламентации со стороны Госкомиздата РСФСР и местной партийной номенклатуры. Идеологический контроль и административная система управления ограничивали творческие возможности и экономический потенциал издательства. Доля заказных изданий достигала 40%.

Детский альманах «Уральские огоньки», как печатный источник информации, играл роль инструмента изменения мировоззрения аудитории, задавал ему необходимое власти направление. Все освещенные в нем темы складывались в следующие образы реальности. Жизнь после войны - это новое ее открытие, основная заслуга в этом принадлежит вождю и армии. Нужно трудиться со всеми, на своем поприще, чтобы сохранить ее счастливой и свободной. Подростку и ребенку предлагали роль усердного помощника взрослым, активного участника в жизни школы, пионерии, своего родного края.

Ключевые слова: альманахи, детство, детская литература, уральская литература, литературное творчество, периодические издания.

Челябинский альманах для детей и подростков «Уральские огоньки» выходил с 1948 по 1959 годы. Время его выпуска пришлось на период организации издательской реформы, когда на южном Урале выпускали преимущественно брошюры для промышленных заводов, нежели художественную литературу. Сборник был вынужден суще-

© Климина А. С., 2017

73

ствовать в ситуации жесткого контроля и подготовки к преобразованиям. Он имел следующий тираж: 1948 г. - 10 т. экз., 1949-1951 гг. - 15 т. экз., 1953-1958 гг. - 30 т. экз., 1959 г. - 15 т. экз.

Кроме постоянного раздела «Для малышей» в рубрикате, а также указания «для детей», в обозначении жанра на обложке и на развороте первого номера, возрастных обозначений аудитории альманаха не было. В то же время в данном сборнике также размещались произведения для подростков. Есть элементы, которые говорят о предполагаемой аудитории косвенно: дети и подростки являлись главными героями большинства произведений, размещенных в альманахе, также они были изображены на всех красочных обложках издания. Важно, что здесь публиковали произведения детей от 10 до 17 лет. Естественно, что размещая данный материал, редколлегия рассчитывала на читателей этого возраста.

«Уральские огоньки» сменили пять редакторов. Для первого выпуска им являлась Е. Б. Свет, для второго - В. П. Матвеева, для третьего - Н. П. Бова, для номеров с четвертого по десятый - Р. М. Ушерен-ко, для одиннадцатого - М. С. Гроссман. Из всех перечисленных личностей только о последней можно найти достаточно биографических сведений.

Для «Уральских огоньков» было характерно, если составитель одного сборника мог стать редактором следующего номера, а в новом выпуске вернуться к своим первоначальным обязанностям. Вне зависимости от них любой член редколлегии мог публиковать свои произведения в этом сборнике. Точное функциональное разделение членов редколлегии было обозначено только в последнем номере альманаха.

Для «Уральских огоньков» важными являлись и другие члены редколлегии, например, местный поэт В. Н. Кузнецов и писатель Л. А. Преображенская. Их произведения были размещены в большинстве номеров сборника. Развитие альманаха зависело от них не меньше, чем от ответственного редактора.

В. Н. Кузнецов родился в 1893 году в крестьянской семье. В 1933 году приехал на строительство ЧТЗ (Челябинского танкового завода). Начал писать стихи, занимался в литературном кружке. Во время войны работал на ЧТЗ в литейном цехе и писал стихи. После войны посвятил себя работе с детьми, вел детский литературный кружок во Дворце культуры ЧТЗ. Издал несколько собственных книг стихов. Сборник «В добрый час» (1948) отмечен на республиканском конкурсе как лучшая книга для детей [Гусев: 1954; Каменный пояс: 1982; Челябинский Рабочий: 1983. 13 февр.].

Самым ярким его сборником на момент работы в «Уральских огоньках» был «Дед Мороз» 1944 года издания. К этому времени поэту

исполнилось 55 лет, он был заслуженным деятелем культуры, имел опыт работы на заводе. Его крестьянское происхождение, ранняя привычка к труду и служба на фронте тоже сыграли свою роль в признании его государством, как поэта и редактора.

Также одним из самых важных деятелей редколлегии «Уральских огоньков» была Л. А. Преображенская. В 1937 году она приехала в Челябинск. Работала в детской газете «Ленинские искры», на областном радио, в детской библиотеке, в Доме художественного воспитания детей. За плодотворную работу с детьми она награждена орденом «Знак Почета». Является автором более 20 книг, вышедших в свет в Москве и на Урале. Ранее имела опыт работы в таких изданиях как «Пионер и «Семья и школа» [Урал. 1969. № 5; Орлята учатся летать: 1969; Баруздин: 1982; Гальцева: 1991; Календарь знаменательных и памятных дат: 1998].

С 1950 по 1958 годы ведущим редактором издания была Р. М. Ушеренко, на счету которой к тому времени было уже несколько составленных и отредактированных детских сборников стихотворений и прозы. В это время издание значительно расширилось: его тираж вырос вдвое.

Главным редактором последнего одиннадцатого номера 1959 года стал советский поэт М. С. Гроссман. Он переехал в Челябинск в 1938 году, работал корреспондентом газет. Во время войны и до 1953 года работал в Московских изданиях. С 1953 года и до конца жизни работал в Челябинске, был членом редколлегии журнала «Уральский следопыт», редактором альманахов «Южный Урал», «Уральские огоньки», «Каменный пояс».

В 1959 году тираж издания понизился в два раза, и позже последовало его закрытие. Возможно, оно было естественным последствием жесткой реформы в Южно-Уральском книжном издательстве.

Жанровое обозначение «Альманах для детей» было напечатано на лицевой стороне обложки и на первом развороте первого номера сборника. Большая советская энциклопедия дает следующее определение литературному альманаху: сборник литературных произведений, которые объединены по определенному признаку. Причем, этот признак может иметь тематический, жанровый, идейно-художественный и иной характер [БСЭ: 1969-1978].

Данное издание подходит именно под формулировку: сборник литературных произведений, объединенных по тематическому признаку. Также «Уральские огоньки» подходят под определение альманаха Е. А. Макаровой, как литературно-художественный коллективный сборник, который является региональным и, исследуя который можно наиболее точно представить динамику отношений текста и читателя в

данный исторический период [Макарова: 2015, 21]. Выпуски выходили не регулярно: 1948 год - №1, 1949 год - №2, 1950 год - №3-4, 1951 год

- №5-6, 1952 год - ни одного, 1953 год - №7, 1954 год - №8, 1955 год

- №9, 1956 год - ни одного, 1957 год - ни одного, 1958 - №10, 1959 год - №11. Все произведения были предназначены для детей и подростков и принадлежали разным авторам, чаще всего - местным.

С 1949 по 1953 годы альманах издавался без жанрового обозначения. С 1954 по 1959 годы над выходными данными печаталось слово «сборник», после которого писали номер выпуска. Мы можем предположить, что это уточнение было добавлено для детской аудитории, так как термин «альманах» не для каждого ребенка мог быть понятным. Последнее обозначение больше в издании не регулировало. Редколлегии показалось важным обозначить жанр лишь для первого номера, как определяющий для всех последующих.

В сборнике размещались произведения разных жанров. Самым распространенным из них был - стихотворение, на втором месте - рассказ, на третьем - очерк. Реже это могли быть отрывки или главы из повестей, сказки, поэмы и сценки. Популярность указанных жанров объясняется простотой и краткостью изложения, характерной для них. Сценки публиковались для практики постановки на школьных мероприятиях; главы и отрывки из повестей и поэм - с расчетом, что читатели захотят найти и изучить произведение в полном варианте.

Композиционное строение содержания было разным для каждого выпуска. В двух выпусках [Уральские огоньки. 1951. № 5; Уральские огоньки. 1959. № 11], пятом и одиннадцатом разделение содержания отсутствует как таковое. Данный сборник не обладал стабильной композиционной структурой, однако, имел следующие постоянные рубрики: «Для маленьких», «Детское творчество», «В родном краю», «В часы досуга».

В разделе для дошколят и учеников начальных классов обычно публиковались сказки, героями которых были животные, или рассказы о малышах. Здесь были и небольшие стихотворения, некоторые из них могли быть, например, считалочками.

Второе место по стабильности пребывания в содержании сборника занимал раздел «Детское творчество», только в одном случае переименованный как «Творчество юных» [Уральские огоньки. 1950. № 4. С. 95-106]. В этой рубрике печатались произведения учеников с 6 по 10 классы, которые состояли в литературно-творческом кружке Челябинского Дворца Пионеров. Во втором выпуске были помещены короткие рассказы воспитанников детского дома, это были ребята из 4 и 5 классов [Уральские огоньки. 1949. № 2. С. 78-84]. Иногда в данном разделе читателям предлагалось самостоятельно написать продолже-

ние к рассказу, уже опубликованному в данном выпуске ранее. Указанный раздел присутствует в шести из одиннадцати выпусков. Чаще всего он состоит из стихотворений, время от времени здесь встречаются небольшие рассказы.

В то время «Уральские огоньки» были единственным местным периодическим изданием, которое настолько систематично освещало творчество школьников. Обычно юные авторы получали шанс разместить свои произведения в газетах и журналах государственного уровня только в единичных случаях. Даже во всесоюзных изданиях - «Пионерская Правда» и «Пионер» - такие специальные рубрики были редки, литературному творчеству октябрят и пионеров не уделялось столько внимания.

Третье место по постоянству в содержании альманаха разделили главы «В родном краю» и «В часы досуга», последняя позже была переименована в «Отдел развлечений». И та, и другая рубрики появляются в трех из одиннадцати выпусках альманаха.

В рубрике «В часы досуга» публиковались шарады, ребусы, кроссворды и загадки. Если в выпуске не было «Отдела развлечений», то там могла быть просто глава «Загадки». Подобные вещи должны были служить для упражнения мышления, при этом без его перенапряжения. Ответы на них публиковались в следующих выпусках. Также можно было прислать их в редакцию, и, если они были верными, то их могли опубликовать в следующем номере с подписью имени и фамилии отгадавшего.

Соотношение авторов местного значения и общесоюзного ни в одном из выпусков данного альманаха не было идентичным. В «Уральских огоньках» были опубликованы два писателя столичного уровня известности: С. Я. Маршак [Уральские огоньки. 1950. № 3. С. 3] и П. П. Бажов [Уральские огоньки. 1951. № 5. С. 14-19, 20-27]. И если для второго, как для местной знаменитости были характерны публикации произведений знакомых всем, то у первого напечатано лишь одно малоизвестное стихотворение.

В среднем, на протяжении всех десяти лет, в одном выпуске публиковались от одного до восьми авторов общесоюзного уровня и от восьми до восемнадцати - местного. Это могли быть не только писатели (поэты и прозаики), а также краеведы (С. Л. Ушков [Уральские огоньки. 1949. № 2. С. 68-70], В. П. Бирюков [Уральские огоньки. 1959. № 11. С. 3-5]), сценаристы (Е. Ховив [Уральские огоньки. 1959. № 11. С. 34]), журналисты (С. Ф. Бердников [Уральские огоньки. 1959. № 11. С. 15-16], Т. М. Чай [Уральские огоньки. 1956. № 9. С. 58-60; Уральские огоньки. 1959. № 11. С. 20-22]), экскурсоводы (Н. И. Шувалов), рабочие завода (В. Ф. Саунин [Уральские огоньки. 1959. № 11.

С. 32-33]) и т.п. Здесь публиковались и те авторы общесоюзного уровня известности, которые были эвакуированы на Урал во время Великой Отечественной войны: Е. Трутнева, Е. Хоринская, А. Д. Салынский, Б. С. Рябинин. Из состава общесоюзных авторов можно назвать: Л. К. Татьяничеву, Б. М. Раевского, С. А. Самсонова, Л. И. Куликова, В. И. Щербакова, Н. Г. Кондратковскую, М. С. Гроссмана, Н. В. Цуприк, Б. А. Дижур, А. А. Шмакова, В. Р. Гравишкиса, Г. Ф. Бойко, М. П. Аношкина и др. Почти каждый раз добавлялся новый автор общероссийского уровня, чего нельзя было сказать о местных писателях и поэтах. Их состав был более постоянным и включал в себя несколько лиц, чье появление было неизменным почти для каждого номера: Л. А. Преображенская, В. Н. Кузнецов, А. Гольдберг, А. Севостьянов, Ю. Шляхетко.

Данный альманах выпускался уже в послевоенные годы. Государству была необходима помощь в восстановлении каждой сферы. Дети могли оказать ее доступными для них способами, даже просто разделив с матерью домашние обязанности. Вследствие этого печать, как инструмент, должна была предоставлять читателям следующий посыл: мир, свобода и счастье - главная заслуга вождя и армии, это нужно ценить; несмотря на серьезные потери, новая счастливая жизнь после войны возможна; для того чтобы она осуществилась необходимо помогать семье, трудиться для государства, быть честным, терпеливым и сильным духом. Самым большим пороком должна была представляться лень. Также юное поколение должно было помнить героев революции, нелегкое время ее зарождения и то, каким избавлением и благом она стала для крестьян и рабочих. По государственному заказу могли быть опубликованы произведения и на следующие важные темы: счастливое детство в СССР как безоговорочная заслуга вождя, армии и коммунизма; Да здравствует мир, за светлое будущее без войны.

Детей нужно было учить чему-то новому, для этого можно было, например, публиковать руководства к рисованию, плаванию, монтированию моделей морских кораблей и т.п. Они должны были гордиться своим краем, изучать его, относиться к нему бережно и с любовью.

Раскрытие всех вышеперечисленных тем стало важной задачей для данного альманаха. Героями большинства произведений должны были быть ровесники предполагаемой аудитории читателей.

В качестве примера произведения, посвященного теме труда, можно представить рассказ Н. Заржевского «Уралочка» [Уральские огоньки. 1948. № 1. С. 5-15], который повествует о непростой судьбе юной пионерки, трудящейся у станка. Главная героиня мужественно достигает нормы трудодня, а затем выполняет ее за две смены без сна

и даже перевыполняет. Она служит примером для своих товарищей по труду.

Важно отметить, что прославляя труд, чаще всего обращали внимание на работу на заводе. Это было актуально именно для Урала как для одного из основных индустриальных центров страны. Со временем возникло предубеждение, что работа в других сферах не так уж важна для государства. Было необходимо внушить пионерам обратное, что любой труд во благо Союза почетен, что даже если на заводе не хватает рук, они нужны в семье и пионерском отряде. В одной из сценок Л. А. Преображенской, под названием «Петина мама», мальчик стыдится работы своей мамы нянечкой в больнице и пишет в школьном сочинении, что куда почетнее работа на заводе. Он понимает свою ошибку, когда о маме пишут в газете и, в итоге, получает пятерку за новое сочинение, где восхищается ей [Уральские огоньки. 1949. № 2. С. 44-47].

Вербальную формулировку главного посыла можно дословно найти на страницах одного из выпусков альманаха: «И пусть те из вас, ребята, которые мечтают о подвигах, о славе, о геройстве, помнят, что в любом деле можно проявить героизм! Надо только очень любить свою работу и очень хотеть быть полезным народу [Уральские огоньки. 1954. № 8. С. 77]».

На страницах альманаха отражался также мотив свободы. Ее жаждали пленные подростки в фашистских лагерях (герои повести С. А. Самсонова «По ту сторону» [Уральские огоньки. 1949. № 2. С. 627]), она должна была быть главным объектом воспевания, как для современных поэтов, так и для классиков лирики прошлого века. Например, на 150-летнюю годовщину рождения А. С. Пушкина, великий поэт был описан на страницах детского альманаха именно как певец свободы: «И страстную жажду свободы / В творенья свои перенес» [Уральские огоньки. 1949. № 2. С. 3].

Юной читательской аудитории были необходимы рассказы о приключениях, спорте, школьных буднях и о том, как можно провести лето. В целом их содержание можно охарактеризовать с помощью следующей цитаты: «Про вождя, / Про Артек, / И про сад, / И про свой пионерский отряд» [Уральские огоньки. 1949. № 2. С. 28]. В процитированном стихотворении [Уральские огоньки. 1949. № 2. С. 26-31] ребята собираются вокруг костра, где каждый рассказывает свою историю, характеризующую мировоззрения, мысли, убеждения и жизненные ценности пионерии в целом. Например, когда один мальчик говорит о прочитанной книге про маленького чернокожего Тома, он описывает, как главный герой читает книгу, где о СССР говорится как о невиданной волшебной стране, в которой все дети счастливы и все живут свободно.

Школьники должны были добиваться успехов исключительно честным трудом. Эта тема рассматривалась, например, в рассказе Л. Шнейдера «Чемпион» [Уральские огоньки. 1948. № 1. С. 24-27]. Когда местный чемпион-лыжник решает обмануть болельщиков и срезать путь, чтобы обогнать приехавшего спортсмена, толпа встречает его как бесчестного и проигравшего. Следовательно, происходит отвержение своего родного чемпиона ради чужого, но честного спортсмена. Все покрывает честный поступок.

Итак, сборник «Уральские огоньки» выходил во время подготовки издательской реформы. Альманах публиковал авторов, как регионального уровня известности, так и общесоюзного. Он были в руках опытных редакторов. Читателям представлялось следующее отношение к окружающему миру: мы живем в счастливом и свободном государстве, этим мы, в первую очередь, обязаны вождю и армии, необходимо помнить об их подвиге и своими силами и доступными нам способами поддерживать этот порядок. Данное издание предлагало своим читателям разные по функциям, но одинаковые по сути роли. Ребята могли выбирать сферу своих интересов, читать про приключения, про свой край, про плавание или рисование, но все они должны были быть помощниками для семьи, товарищей, а через них и для государства. Причем этим помощникам давались определенные качества, такие как честность, трудолюбие, упорство и сила духа. При этом простые детские слабости, вроде мелкого озорства или любопытства признавались естественными и вполне допустимыми. В то же время ребятам предлагали новую интересную информацию, новые знания, умения, полезные книги. Главная особенность этого сборника заключалась именно в том, что кроме развлечения и нужных государству мыслей, он давал своим читателям еще и реальное пространство для творчества. Часть альманаха школьники писали сами и это было действительно практически неповторимо для Урала того времени.

ЛИТЕРАТУРА

Баруздин С. О Лидии Преображенской // Баруздин С. Люди и книги: Лит.заметки. - М., 1982.

Большаков В. В., Журавлева Е. П., Золотое А. А., Штолер А. В., Кинд Б. Началось с "Базара": [История создания ЮУКИ] // Вч. -1969. - 25 сент.

Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия, 1969-1978.

Гальцева Л. П. Мечты бессменный капитан // Гальцева Л. П. В Урале Русь отражена. - Ч., 1991.

Григорьев Е. Премия имени выдающегося физика - детской писательнице // Урал. - 1969. - № 5.

Гроссман Марк Соломонович [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D1%80%D0%BE%D1% 81%D1%81%D0%BC%D0%B0%D0%BD,_%D0%9C%D0%B0%D1%80 %D0%BA_%D0%A1%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%BC%D0%BE %D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87 (дата обращения: 07.08.2017).

Гусев В. В. Н. Кузнецов // Юж. Урал. - 1954. - № 11.

Доброхотов Л. В стране первых стихов // Орлята учатся летать. -Ч., 1969.

Золотов А. А. Ретроспективный анализ разделов темпланов: (Из опыта работы ЮУКИ) / А. А. Золотов, Е. И. Коган // Издательское дело: Науч.-техн. реф. сб. - М., 1979. - Вып. 2.

Комаров Л. О любимом писателе и учителе // ЧР. - 1983. - 13 февр.

Кузнецов Василий Николаевич // Край наш южноуральский, 1978: Рек. библиогр. указ. - Ч., 1977.

Макарова Е. А. Формирование литературно-художественного сборника в литературно-издательской ситуации Сибири конца XVIII -начала XIX века. / Е. А. Макарова // Сибирский филологический журнал. - Новосибирск: Изд-во ННИГУ, 2015. - С. 21.

Преображенская Л. А. Он был веселым, жизнерадостным человеком // Каменный пояс. - Ч., 1982.

Рожков В. П. Преображенская Лидия Александровна // Календарь знаменательных и памятных дат, 1998. Челябинская область. - Ч., 1998.

Уральские огоньки. - Челябинск: ОГИЗ, ЧелябГИЗ, 1948-1959. -№ 1-11.

Южно-Уральское книжное издательство // Книговедение: Энцикл. слов. - М., 1982.

Южно-Уральское книжное издательство в девятой и десятой пятилетках. - Ч., 1981.

Южно-Уральское книжное издательство в одиннадцатой пятилетке. - Ч., 1986.

Науч. руководитель: Литовская М. А., д.ф.н., проф.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.