гического законодательства, устанавливают контакты с местными природоохранными службами и общественными экологическими организациями. Возникают международные экологические сети, выстраивается региональная экологическая политики и право. Наилучшим примером в этом отношении, является Европейский Союз, в рамках которого проводится уже шестая экологическая программа, а общее состояние окружающей среды в странах ЕС можно считать удовлетворительным. Хотя есть заметные различия между отдельными субрегионами Европы.
И еще упомянем об одном интересном и важном положении, предложенном авторами статьи. Оно касается так называемой «климатической дипломатии». Здесь нужно иметь в виду знаменитый Киотский протокол, подписанный в 1997 г. и ратифицированный большей частью подписантов. По мнению академика К.Я. Кондратьева и ряда его коллег, заявленных климатических целей этот протокол не поможет достичь. Но как сам Киотский протокол, так и последующие международные конференции, можно
рассматривать как «упражнение» по подготовке к более широким масштабам экологической дипломатии. В последние месяцы возникла проблема с реализацией программы, ставшей продолжением идей и духа Ки-отского протокола - Парижском соглашении по климату. Пока европейцы ждут ответа США - Д.Трамп думает насколько это выгодно Америке. Его ответ пока неизвестен, но он тревожит не только Европу, но и сами Соединенные Штаты. Уже ряд ученых, специалистов и практиков сказали, что они выйдут из президентского совета по науке, если Америка не подпишет и не ратифицирует этот документ глобального значения.
К сожалению, приходится вновь делать замечание по поводу неправильного использования понятия «экология». Сегодня это довольно распространенная ошибка говорить о «плохой» или «хорошей» экологии. О неверном, ошибочном использовании термина экология неоднократно писал видный советский и российский ученый Н.Н. Моисеев, автор теории «ядерной зимы» и «ядерной ночи».
С.С. Акимов
АЛЬМАНАХ О НИЖЕГОРОДСКИХ ХУДОЖНИКАХ
© Акимов Сергей Сергеевич - кандидат искусствоведения, преподаватель МБОУ ДО Школа искусств и ремесел им. А.С. Пушкина «Изограф», Нижний Новгород; e-mail: ss.akimov@m--™
Нижегородское отделение Всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России» предприняло замечательное по замыслу и блестяще осуществленное начинание - издание ежегодника. Пока вышли два его выпуска*.
Инициатором и главным редактором альманаха выступил известный художник, архитектор и педагог Сергей Иванович Квач. Он не только взял на себя все организационные хлопоты и сумел преодолеть сложности с финансированием, но и разработал оригинальную концепцию книги. Наиболее деятельное участие в подготовке обоих выпусков приняла его супруга Наталья Викторовна Квач, художник-график, педагог, критик, куратор многочисленных выставок, автор целого ряда статей и книг о нижегородских живописцах и графиках. Ей принадлежит в ежегоднике наибольшее число текстов. Среди авторов альманаха - заместитель дирек-
тора Нижегородского государственного выставочного комплекса Ирина Маршева, член Союза художников, заслуженный работник культуры РФ Лариса Помыткина, сотрудницы Нижегородского государственного художественного музея Наталья Соколова (возглавляющая в музее выставочную работу) и Наталья Свирина, искусствовед-педагог Светлана Никольская, доцент одного из нижегородских вузов, кандидат искусствоведения Сергей Акимов.
Цель издания - как можно полнее показать деятельность Нижегородского отделения СХ России на протяжении года, а именно - рассказать об участии в выставках различного уровня, дать очерки о юбилярах, представить читателям новые произведения нижегородских художников, рассказать о мастерах, ушедших из жизни. Это поставило перед составителем чрезвычайно трудную задачу - превратить множество кратких за-
* Художественный альманах. 2014. Хроника творческой жизни / Нижегородское городское отделение ВТОО «Союз художников России». Гл. ред. С.И. Квач. Нижний Новгород, Литера, 2015. - 224 с., илл.; Художественный альманах. 2015. Хроника творческой жизни / Нижегородское городское отделение ВТОО «Союз художников России». Гл. ред. С.И. Квач. Нижний Новгород, ИП «Квач», 2016. - 176 с., илл.
меток, из которых лишь некоторые превышают по объему две-три страницы, в целостную, логически организованную книгу. С.И. Квачу это удалось. Оба выпуска строятся на одинаковых принципах и включают ряд разделов. Они открываются официальным отчетом о деятельности отделения за истекший год, далее следует обширный раздел об участии нижегородцев во всероссийских и международных выставках, о выставочных проектах разного уровня и направленности (в т.ч. персональных экспозициях), прошедших в Нижнем Новгороде. Различные факты творческой жизни, например, открытие новых монументов, созданных местными скульпторами, объединены в рубрике «День за днем». Большое место в обоих сборниках занимают публикации о художниках-юбилярах. Несомненный интерес представляют разделы «Хочу быть художником», посвященный вопросам художественного образования.
Во втором выпуске в связи с 70-летием Победы большое место заняли материалы о художниках-ветеранах войны, в т.ч. публикации их воспоминаний. Добавился раздел «Новые имена», где рассказывается о художниках, только что ставших членами Союза.
Законченное единство изданию придает и удачно найденное оформление: дизайнер В.В. Петрухин, хорошо известный в городе своими работами в сфере полиграфии, продумал каждую деталь, от привлекательного, современного решения обложки до размещения репродукций на плоскости разворотов и шрифтов заголовков и колонтитулов. Чрезвычайно важную роль играет в ежегоднике обильный и тщательно подобранный иллюстративный ряд, куда вошли репродукции и созданных в течение года произведений, и наиболее значительных или типичных работ в творчестве того или иного художника в целом, а также многочисленные документальные фотографии, публикуемые впервые.
Для того, чтобы объективно оценить значение рецензируемого ежегодника, необходимо учесть, что литература о нижегородских художниках, в совокупности весьма обширная, все же ограничена каталогами выставок, альбомами и несколькими справочными изданиями. Информационную ценность сохраняет вышедшая в 1974 г. книга П.П. Балакина и В.П. Батуро «Художники города Горького». К юбилейным датам НО СХ России в 2003 и 2013 годах были выпущены справочники; второй из них, главным автором которого является Н.В. Квач, кроме биографических материалов и репродукций содержит краткие искусствоведческие комментарии о творчестве каждого художника,
а также аналитические статьи о секциях отделения. В 2010 г. увидел свет справочник о художниках города Дзержинска, куда вошли сведения не только о членах Союза (составители С.С. Акимов и Е.Г. Шалов). Однако осмыслить на концептуальном уровне развитие изобразительного и декоративно-прикладного искусства в регионе в советское время и на современном этапе еще предстоит. Рецензируемый альманах окажется незаменимым источником информации для всех, кто в будущем обратится к истории нижегородской художественной жизни и возьмет на себя труд подготовить обобщающую работу по данной теме.
Просветительское значение издания неоспоримо. Оно многократно возрастает по причине того, что нижегородские СМИ крайне скудно и не всегда профессионально освещают художественную жизнь города. Давно уже не встретить на страницах наших газет обстоятельного и грамотного разбора выставок или монографического очерка о художнике. Альманах являет собой образец добротной, не ангажированной внешними силами критики; благодаря ему нижегородские искусствоведы получили достойное поле для высказываний и дискуссий.
Не менее важен еще один аспект: ежегодник - это достойное и эффективное средство представить нижегородское искусство за пределами региона. Продуманное до мелочей построение книги, ее информационная насыщенность и присутствие в ряде публикаций аналитического начала, обилие и высокое качество иллюстраций, удачное полиграфическое исполнение - все это делает альманах достойной и яркой визитной карточкой Нижегородского отделения СХ России. Городским и областным органам управления в сфере культуры следовало бы обратить на этот момент самое пристальное внимание и оказать в будущем финансовую поддержку (без вмешательства в содержательные аспекты) изданию, выходящему благодаря небольшой группе энтузиастов, но «работающему» на весь регион, причем с прицелом на дальнюю перспективу.
Привлекает внимание рубрика «Хочу быть художником», в которой основное место занимает подробная информация о дипломных работах выпускников Нижегородского художественного училища, позволяющая заглянуть в завтрашний день искусства региона. Также здесь можно прочитать размышления опытных преподавателей над проблемами художественного образования (статья заслуженного работника культуры РФ Юрия Бурова в первом выпуске), материалы о техникуме народных художественных
промыслов, находящемся в городе Павлове Нижегородской области и готовящем мастеров декоративной обработки металла, и о Дзержинской художественной школе в связи с юбилеями этих учебных заведений.
Редактор сохранил особенности литературной стилистики, характерные для текстов разных авторов, что также придает книге своеобразие, не нарушая ее целостности. Статьи и заметки Н.В. Квач сочетают точность художественных оценок с живой эмоциональностью языка, тексты Л.И. По-мыткиной и Н.Б. Соколовой написаны на хорошем журналистском уровне, работам С.С. Акимова присуща подчеркнутая академичность. С неизменным интересом читаются материалы, подготовленные самими художниками.
Говоря об недостатках альманаха, хочется отметить, что они минимальны и незначительны. Например, следовало бы указать местонахождение публикуемых произведений, если они хранятся в музеях или крупных частных собраниях. Многие фотографии, имеющие документальную ценность, не подписаны. Но все эти мелочи, конечно же, не могут испортить содержательное и красивое, добротное во всех отношениях
издание. Краткость статей также является вынужденной мерой и связана с финансовой стороной дела. В настоящее время ведется работа над третьим выпуском, где центральное место займут вопросы современной творческой практики народных художественных промыслов в связи с прошедшей осенью 2016 г. в Нижнем Новгороде масштабной всероссийской выставкой народного искусства с приуроченной к ней научной конференцией.
Составителем альманаха проделана большая, требующая терпения и сосредоточенности работа. С.И. Квач сумел объединить усилия авторов, дизайнера, издателей, разработать оптимальную структуру книги, отчего результат получился впечатляющим, интересным для специалистов-искусствоведов, художников, широкой читательской аудитории. Уверен, что опыт по подготовке и осуществлению издания может послужить поучительным образцом для всех, кто в других регионах предпримет аналогичное начинание (а потребность в таких книгах очевидна). Хотелось бы пожелать альманаху долгих лет существования, стабильно высокого уровня, неизменного внимания любителей искусства.