Научная статья на тему 'Алхимия в современном мире magnum ignōtum. Часть вторая. Основные подходы в изучении алхимии и ее направления'

Алхимия в современном мире magnum ignōtum. Часть вторая. Основные подходы в изучении алхимии и ее направления Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1383
330
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЛХИМИЯ / ФИЛОСОФСКИЙ КАМЕНЬ / ГЕРМЕТИЧЕСКИЙ СОСУД / PHILOSOPHER'S STOCK / OPUS MAGNUM / ELIXIR VITAE / LAPIS / VITRIOL / ALCHEMY / VAS HERMETICUM / DEATH

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Винокуров В. В.

В этой статье сделана попытка применения метода феноменологии религии к алхимии. Феноменология акцентирует, прежде всего, структурную связь, а не историческую. Поэтому можно говорить об историческом явлении алхимии Средних веков и эпохи Возрождения (вплоть до Нового времени), а можно говорить о феномене алхимии. В этом смысле алхимия ХХ-XXI вв. явление, принадлежащее истории ХХ-XXI вв., но при этом оно средневековый феномен. Во второй части статьи рассматриваются подходы к изучению алхимии и магии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Алхимия в современном мире magnum ignōtum. Часть вторая. Основные подходы в изучении алхимии и ее направления»

09.00.00 - ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ 09.00.00 - PHILOSOPHICAL SCIENCES

УДК 291.23

UDC 291.23

В.В. ВИНОКУРОВ

кандидат философских наук, доцент кафедры философии религии и религиоведения Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова Е-mail: ierosph@mail.ru

V.V. VINOKUROV

PhD of Philosophy, Associate Professor of Philosophy of Religion and Religious Studies Department, faculty of Philosophy, M.V. Lomonosov Moscow State University

Е-mail: ierosph@mail.ru

АЛХИМИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ - MAGNUM IGNOTUM.

ЧАСТЬ ВТОРАЯ. ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ В ИЗУЧЕНИИ АЛХИМИИ И ЕЕ НАПРАВЛЕНИЯ

ALCHEMY IN MODERN WORLD - MAGNUM IGNOTUM.

THE SECOND PART. MAIN APPROACHES IN THE STUDIES OF ALCHEMY AND ITS DIRECTION

В этой статье сделана попытка применения метода феноменологии религии к алхимии. Феноменология акцентирует, прежде всего, структурную связь, а не историческую. Поэтому можно говорить об историческом явлении - алхимии Средних веков и эпохи Возрождения (вплоть до Нового времени), а можно говорить о феномене алхимии. В этом смысле алхимия ХХ-ХХ1 вв. - явление, принадлежащее истории ХХ-ХХ1 вв., но при этом оно - средневековый феномен. Во второй части статьи рассматриваются подходы к изучению алхимии и магии.

Ключевые слова: алхимия, философский камень, герметический сосуд, Opus magnum, elixir vitae, lapis, vitriol.

In this article the attempt is made to apply the method of the phenomenology of religion to alchemy. Phenomenology accents, first of all, structural connection, rather than historic. That is why we can speak about historic phenomenon of the alchemy in the Middle Ages (up to New time). In this sense alchemy of ХХ-ХХ1 c. is a phenomenon that belongs to the history of ХХ-ХХ1 c., but whereat it is still a medieval phenomenon. In the second part of article are considered approaches to the studies of alchemy and magic.

Keywords: alchemy, Philosopher's stock, vas Hermeticum, death, Opus magnum, elixir vitae, lapis, vitriol.

Тема алхимии в истории культуры и религии, ее значения в современном мире, как уже было показано в первой части, привлекала внимание представителей различных областей знания. В результате этой работы сформировались различные подходы, в каждом из которых были достигнуты значимые результаты. Каждое направление создает образ алхимии исходя из своей точки зрения, из своей перспективы. Все вместе они образуют класс исследований алхимической традиции и, соответственно, могут быть классифицированы и отчасти структурированы на основе своего подхода. В настоящей статье будут описаны не все существующие подходы, а лишь те, которые важны для последующего анализа. Представление исследований в интересующей нас области далее проводится в рамках двойной системы координат «подход - предмет», следовательно, любое исследование представлено как функция Х(х,у). Функция (/) является здесь правилом вывода, но не оператором (х = X), независимо воздействующим на аргумент. Представление исследований в одномерной линейной системе координат (по предмету) оказывается недостаточным, поскольку «скрывает» историю и метод получения результата, создавая предпосылку искажения выводов в случае попытки их обобщения. Перед обобщениями стоит «парадокс льва» Л. Витгенштейна: «Класс львов - это ведь не лев, а класс классов - это класс» [3,191]. В истории магических практик гермети-

ческой традиции именно сокрытие истории получения результата приводило к иллюзии чуда. Если установить равенство «е = а», то легко можно начать сравнение «белки» с «балкой» [3, 191]. Но вот здесь как раз мы имеем дело не с функцией Де), а с оператором (е = а ), где сам аргумент подвергся трансформации. Один из принципов алхимии, который упоминался выше, требовал «соединить разнородное».

Традиционный подход. Любая традиция на определенном уровне развития, для того чтобы сделать следующий шаг, обращается к изучению самой себя, осуществляя рефлексию своих истоков, оснований, понятий и методов. Данный подход обозначается словом «традиционный». Эта группа материалов для настоящей работы является, с одной стороны, источниками, с другой - исследованиями, то есть изучение алхимии и герметических учений предпринимается в них с целью продолжения традиции, часто за счет интерпретации, переинтерпретации, и реинтерпретации своих понятий и принципов. Исследовательская сторона, естественно, присутствует не у всех авторов и не во всех работах. Но она встречается уже у древних и средневековых мыслителей. К традиционным работам по алхимии ХХ следует отнести труды Фулканелли [16], Э. Канселье [8], К. Иже [6]. К традиционному подходу примыкают и исследования Г. А. Бутузова [2].

Традиционалистский подход представлен труда-

© В.В. Винокуров © V.V. Vinokurov

ми Р. Генона, Ю. Эволы [18], Дж. Гонеллы [4]. Авторы пытаются провести философскими средствами аутентичную реконструкцию Великого Делания, понять его так, как оно понималось алхимиками, тем самым раскрыть «тайну алхимии». С точки зрения традиционалистского подхода философский камень существует, хотя не очень понятно, что это такое (точно как в первом томе септалогии о Гарри Поттере). Но искать его следует в единении субъекта и объекта, то есть в алхимическом делании присутствует субъективная составляющая. Иными словами, для получения Камня нужен настоящий Алхимик. Если нет алхимика, то нет и камня. Это согласуется с тем, как определяли алхимию сами алхимики: «Алхимия есть искусство, придуманное алхимиками» [1, 250], - говорил Альберт Великий.

Просветительский подход в области алхимии заметен в трудах средневекового ученого Георгия Агриколы (1494-1555), в трудах французских просветителей XVIII века Вольтера и Дидро, Мейера, Н.А. Фигуровского, Р. Ли, Э. Хиндсона [10]. Просветители считали алхимию, астрологию, магию результатом заблуждения одних и обманом других. Данный подход остается достаточно популярным сегодня, хотя и не согласуется с научным изучением герметических феноменов. С точки зрения современных исследований часть исторического явления здесь выдается за целое: pars pro toto (т.е. наблюдается логическая ошибка: «Часть вместо целого»).

Научно-просветительский подход, сочетающий просветительскую точку зрения с научной критикой просветительского подхода, сформировался, как ни странно, при исследовании алхимии (казалось бы, более близкой к данной интенции находится астрология), и рассматривает последнюю как этап развития химии. Именно этот подход, соединивший идеи Просвещения с естественной наукой и ее историей, стал основанием формирования классического взгляда на герметическую традицию. В работах этого направления по исследованию алхимии и магии показано, что в ряде случаев, относимых к «магическим чудесам», речь идет не о сознательном мошенничестве и обмане, а об обмане чувств, об иллюзиях и миражах, об использовании в своих целях необычных явлений, создаваемых законами акустики и оптики, то есть, по сути, об опытном постижении этих явлений. Вряд ли можно назвать шарлатаном человека, осваивающего опытным путем возможность фокусировки источника звукового сигнала в месте, отличном от действительного источника звука («чревовещание»), и в самом лучшем случае имеющего весьма смутное представление о законах акустики, а, скорее всего, не имеющего о них никакого представления. Ему самому будет казаться, если такой опыт происходит первоначально спонтанно, что с ним заговорил кто-то другой, невидимый и неведомый. Столь же трудно представить, что можно опустить руку в расплавленный чугун и вынуть ее невредимой, и, тем не менее, такой «фокус» имеет строгое научное основание, и он был хорошо изучен еще в XIX в. [15].

Данный подход ориентирован на десакрализа-цию содержания античных и средневековых «темных»

текстов, на выявление в них научной составляющей и переформулировку решаемых в них проблем на современный научный язык. Рациональные и научные компоненты алхимии рассматриваются с точки зрения истории термодинамики в коллективной монографии, посвященной истории учений о химических процессах, где показывается, что в основе ряда алхимических опытов лежит совершенно правильное научное представление о термодинамическом эффекте химической реакции.

Можно добавить и нашу интерпретацию одного алхимического фрагмента. Например, описывая стадии Великого Делания, алхимики широко используют аллегории, метафоры, легенды, различные формы иносказаний. Алхимик XVI-XVII вв. М. Майер характеризует первую стадию nigredo аллегорией: «Положи (ледяную - В.В.) жабу на грудь женщины, дабы та ее вскармливала; женщина погибнет, но жаба вырастет могучей» [11, 69]. Алхимики знали, что тепловые эффекты практически всегда сопровождают химические изменения [7, 11], поэтому поглощаемое тепло женщины должно совершать какие-то «химические» изменения в теле жабы, поскольку жаба остается холодной до тех пор, пока все тепло женщины не перейдет к ней. Проходящая в герметическом сосуде изотермическая реакция, означает химическую реакцию, проходящую в замкнутом сосуде с поглощением тепла, которое как бы конденсируется, собирается внутри сосуда, извне оно переходит вовнутрь. Так получается Сульфур (сера) Философов, из которого готовят Эликсир.

Научно-исторический подход представляет развитие научно-просветительского подхода, дополняя его археологическими изысканиями, историческими документами и текстологическими исследованиями. Он представлен в работах, например, П. Шакорнака [17] и М.С. Хотинского.

Классический подход к алхимии формируется на основе просветительского, научного и исторического подходов, но дополняется философской идеей объективного развития религии, истории, общества и науки. Он формируется под влиянием немецкой классической философии XIX в., прежде всего трудов Гегеля. Герметические учения здесь предстают как этап объективного процесса развития познания природы и общества, постепенного становления рационального (логико-дискурсивного) мышления и научного исследования природы и общества, освобождения познания и человеческой деятельности от магических, религиозных, мистических, ритуально-символических составляющих. Алхимические учения и практики выступают как целое, в котором переплетены и взаимодействуют еще не отделившиеся друг от друга и не разделенные друг с другом магия, религия, наука и искусство, образующие «сакрально-когнитивные комплексы» [12]. С этой точки зрения прогресс в одной из областей комплекса должен вести либо к эволюции представлений в других областях целого, либо к вытеснению его составляющих на периферию и освобождению от них. При этом доминантой является объективная сторона познания,

09.00.00 - ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ 09.00.00 - РИ1Ь080РИ1СЛ1,

субъективная должна следовать за объектом, а не навязывать ему свои страхи и иллюзии, и не проецировать в него то, чего в объекте нет. Данный подход реализован в исторических исследованиях, поддержанных философскими и религиоведческими идеями и анализом.

При реализации классического подхода в исследовании эзотерических явлений, последние продемонстрировали большую гибкость и умение приспосабливаться к меняющимся обстоятельствам. То, что было отброшено наукой в процессе исследований алхимии и астрологии, оказалось жизнеспособным и нашло другие области применения. Это наводило на мысль, что либо есть неразложенная и, возможно, неразложимая целостность внутри магико-когнитивного комплекса, либо не нашедшие интерпретации в химических процессах «останки» алхимии (львы, драконы, орлы, гермафродиты и т.п.) сохраняют свое значение и могут осмысленно использоваться, имея другую сферу применения, чем химический процесс. Эта постановка вопроса привела к формированию психологического, классического феноменологического и культурологического подходов в исследовании эзотерических учений (здесь уместно вспомнить роман У Эко «Баудолино»).

Психологический подход раскрыт, прежде всего, в работах К.Г. Юнга. До Юнга эта тема затрагивалась в работе Г. Зильберера. Место, которое занимают работы Юнга, посвященные алхимии, в общем контексте его творчества проанализировано В.В. Зелинским [5].

Психологическая интерпретация Юнга в историографии алхимии занимает особую главу. Согласно Юнгу, подлинное понимание алхимии может быть достигнуто, прежде всего, если отказаться от химической ее трактовки. Стоило лишь хоть раз задаться вопросом «подлинной ли была химическая интенция алхимии, т.е. подлинными ли химиками были адепты королевского искусства, или же просто пользовались химическим жаргоном, - и сами тексты красноречиво подсказали бы ... необходимость рассматривать алхимию под иным углом зрения, отказавшись от чисто химической ее трактовки» [19].

Таким образом, подход Юнга акцентирует именно субъективную составляющую, понимая ее как составляющую психологическую. Последняя, в свою очередь, представлена индивидуальными и коллективными свойствами субъекта, внутри которых выделяются архе-типические, которые представляют объект внутри субъекта. Субъект алхимического делания «Дух Меркурий» в одноименной работе Юнга рассматривается как дух, заключенный в искусственное тело, - бутылку. И это инородное тело инкорпорировано в человеческую психику и до поры до времени пребывает там незамеченным и неизвестным.

Феноменологический подход, основы которого заложил Р. Отто, был развит в трудах Ф. Хайлера (18921967) и М. Элиаде._

Культуролого-феноменологический подход представлен работами А. Койре [9], В.Л. Рабиновича [13], Ю.Ф. Родиченкова [14] и др.

Заявленный в нашей работе феноменологический

подход позволяет выделить в качестве предмета исследования легенду об алхимике. Легенда в качестве предмета феноменологии обозначена в трудах классика этой дисциплины Хайлера. Легенда родственна мифу, но формируется не вокруг богов и их действий, а вокруг исторического ядра, исторической личности. Она сродни алхимической реакции, в которой есть и химическая основа. Но это историческое ядро окружено «туманностью».

Имея дело с легендой, велик соблазн пойти по пути предположения, что герой легенды с точки зрения истории - это собирательный персонаж, то есть одна и та же легенда вбирает в себя различные исторические личности, она «кочует» по истории и географии. Однако между своими персонажами и их историями она устанавливает отношения симметрии и корреляции, формируя структурные отношения и связи. Это похоже на различие между физической и математической точками, лежащими на линии времени и пространства. С позиций математики каждая точка пространственно-временного континуума отлична от другой, с позиций физики так не бывает. Парадокс заключается в том, что если допустить реальную толщину точки или длину отрезка, то толщина и длина (физические величины) могут существовать, только если близкие точки окажутся неразличимыми. Если точку А можно будет отличить от точки С (А < С), но точку В нельзя будет отличить ни от точки А (А = В), ни от точки С (В = С), то это отношение сделает неразличимой и точки А и С. Исходное неравенство превращается в уравнение: А < С. А = В. В = С ••• А = С

Свои персонажи легенда делает неразличимыми и объединяет в один. Исторические исследования направлены на то, чтобы все точки различать, и чем более тонкие инструменты мы используем, тем больше точек обнаружим на линии. Следовательно, эта сторона проблемы связана с проблемой измерения и, значит, предполагает, что мы имеем дело с метрическим пространством истории. Но наряду с парадоксом физической точки, есть парадокс точки математической, расположенной на числовой прямой. Она возникает как результат разбиения прямой линии окружностью. Окружность разделит точки прямой числом «Х = к^2» на два класса: верхний и нижний. А попытка измерения приведет к тому, что оно попеременно будет появляться то в одном классе, то в другом. Точка разбиения будет ускользать и всегда находится между верхним и нижним классами. Она будет «мерцающим» понятием, появляясь то там, то здесь. Именно размышляя о таких «мерцающих» образованиях, Витгенштейн и вводит в «Замечаниях по основам математики» (1942) понятие «математической алхимии» [3, 149].

Важнейшим следствием этого явления является понятие «сечения» теоремы Додекинда. Сечение является ключевым понятием топологии и топологических моделей. Оно вполне адаптировано в классической феноменологии религии и эзотерических учений. Здесь нам важно только показать его применение в исследованиях алхимии. Корректное объединение

и вывод из трех подходов к исследованиям алхимии: научно-просветительского, психологического и просветительско-гипотетического возможны на основе топологической феноменологической модели. Именно научно-просветительский подход провел рассечение алхимии, выделив из нее собственно химическую составляющую, отбросив все остальное. Можно определить химическое содержание алхимии как нижний класс в сечении. Но традиционная и культурологическая модели устояли, настаивая на целостности этого феномена. Совершенно неожиданно Юнг провел иное сечение алхимии, выделив глубинно-психологическое содержание феномена, отбросив химическое содержание.

С точки зрения топологии феномен алхимии имеет

крайне странную конфигурацию, которая предполагает две замкнутых кривых для получения сечения своей поверхности. Как показал А. Пуанкаре - это есть определение поверхности тора Римана. Сфера этому условию не удовлетворяет. Но с другой стороны, проекция тора -фигура, лежащая в основании феноменологии религии Хайлера [20]. Алхимию Хайлер включал в свою феноменологию религии. Из этого следует, что психологический и химический аспекты являются проективными образами одного феномена. Он «мерцает», переходя из одного класса в другой без ущерба для себя. Уробор, змея кусающая себя за хвост, - главный символ алхимии - является наглядной иллюстрацией геометрической фигуры тора.

Библиографический список

1. Альберт Великий. Малый алхимический свод // Возникновение и развитие химии с древнейших времен до XVII века. М.: Наука, 1980. С. 345-384

2. Бутузов Г.А. Алхимия и традиция. М.: Волшебная гора, 2006.

3. Витгенштейн Л. Философские работы. Ч. II. М.: Гнозис, 1994.

4. Джаммария. Эта неизвестная алхимия. М.-Воронеж: Terra Foliata, 2010.

5. Зелинский В.В. Базовый курс аналитической психологии. М.: Когито-Центр, 2004.

6. Иже К. Новое собрание химических философов: очерки по Великому Деланию по следам лучших авторов: алхимические тексты, в том числе: Премного любопытное разъяснение Загадок и Фигур Иероглифических, изображенных на портале собора Нотр-Дам де Пари, предпринятое господином Эспри де Малуизаном, а также Покинутое Слово, трактат Бернара, графа Тревизанской Марки. М.: Энигма, 2010.

7. История учения о химическом процессе. Всеобщая история химии. М., 1981.

8. Канселье Э. Алхимия / Пер. с франц. К.А. Векова. М.: Энигма, 2002.

9. Койре А. Парацельс (1493-1541) // Мистики, спиритуалисты, алхимики Германии XVI века. Долгопрудный: Аллегро-Пресс, 1994.

10. Ли Р., Хиндсон Э. Ангелы обмана. М.: Протестант, 1994.

11. Майер М. Убегающая Аталанта, или Новые Химические Эмблемы, открывающие Тайны Естества / Пер. Г.А. Бутузова. М.: Энигма, 2004.

12. ОгурцовА.П. Дисциплинарная структура науки. М.: Наука, 1988.

13. Рабинович В.Л. Алхимия как феномен средневековой культуры. М.: Наука, 1979.

14. Родиченков Ю.Ф. Эпистемологический анализ феномена поздней алхимии: Автореф... дис. канд-та филос. наук. М., 2009.

15. Фулканелли. Тайна соборов и эзотерическое толкование герметических символов Великого Делания в сопровождении предисловий к первым трем изданиям, написанных Эженом Кансилье и 49 новых фотографических иллюстраций в большинстве своем выполненных Пьером Жаном, а также фронтисписа Жюльена Шампаня / Пер с франц. Вл. Каспарова. М.: Энигма, 2008.

16. ХотинскийМ.С. Чародейство и таинственные явления в новейшее время. СПб.: Издание Е.Н. Ахматовой, 1866.

17. Шакорнак П. Граф Сен-Жермен // Святейшая Тринософия. Сборник произведений П. Шакорнака, П. Ривьера, М.П. Холла, О. Володарской. М.: Беловодье, Дельфис, 1998. С. 20-262.

18. Эвола Ю. Герметическая традиция. М.-Воронеж: Terra Foliata, 2010.

19. Юнг К.Г. Дух Меркурий. М., 1996.

20. HeilerFr. Die Religionen der Menschheit. Frankfurt am M.: Buchergilde Guttenberg. 1991.

References

1. Albertus Magnus. Libellus de Alchimia (1561). // The history of doctrine about chemical process. The general history of chemistry. Moscow: Science, 1980. P. 345-384

2. Butuzov G.A. Alchemy and tradition. Moscow: Magic mountain, 2006.

3. Wittgenstein L. Philosophical works. Moscow: Gnozis, 1994.

4. Giammaria. Alchimia Questa Sconosciuta. Moscow-Voronezh: Terra Foliata, 2010.

5. Zelinskii V.V. The basic course of analytical psychology. М.: Cogito-Center, 2004.

6. D'Yge C. Nouvelle Assamblee des philosophes chymiques. Aperqus sur le Grand-Oeuvre d'apres les meilleurs auteurs. Textes Alchimiques, suivis de: 1'Explication tres curieuse des Enigmes et Figures Hierogliphiques qui sont au grand portail de Notre-Dame de Paris par le Sieur Esprit Gobineau de Montluisant et de: La Parole Delaissee du comte Bernard de la Marche Trevisane. Moscow: Aenigma, 2010.

7. The history of doctrine about chemical process. The general history of chemistry. Moscow : Science, 1981.

8. CanselietE. Alchimie. Moscow: Aenigma, 2002.

9. Koire A. Paracelsus. // The alchemists of Germany XVI century. Dolgoprudnyi: Allegro-Press, 1994.

10. Li R., Hindson E. The angels of fraud. Moscow: Protestant, 1994.

11. Michaele Majero. Atalanta fugiens, hoc est, emblemata nova de secretis nature chymica (1618). Moscow: Aenigma, 2004.

12. OgurtsovA.P. Disciplinary structure of science. Moscow: Science, 1988.

09.00.00 - ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ 09.00.00 - PHILOSOPHICAL SCIENCES

13. Rabinovich V.L. Alchemy as phenomenon of medieval culture. Moscow: Science, 1979.

14. Rodichenkov Y.F. The epistemological analysis of the phenomenon of belated alchemy. Dissertation abstract. Moscow, 2009.

15. Fulcanelli. Le Mystere des Cathedrales et Interpretation esoterique des symbols hermetiques du grand oeuvre. Troisieme edition augmentee, avec trois prefaces de Eugene Canseliet, F.C.H., quarante-neuf illustrations photographiques nouvelles, la plupart de Pierre Jahan, et un frontispice de Julien Champagne. Moscow: Aenigma, 2008.

16. KhotinskyM.S. Magic and mysterious phenomena in newest time. St. Petersbourg: Ed. E.N. Ahmatova, 1866.

17. ShakonrakP. Graph St. Germain // La Tres Sainte Trinosophie. Moscow:: Belovode, Delfis, 1998. P. 20-262.

18. Evola J. La Tradizione Ermetica nei suoi Simboli, nella sua Dottrina e nella sua 'Ars Regia'. Moscow-Voronezh: Terra Foliata, 2010.

19. Jung C.G. Symbolik des Geistes. Studien über psychische Phänomenologie. Moscow: Canon. 1996.

20. Heiler Fr. Die Religionen der Menschheit. Frankfurt am M.: Büchergilde Guttenberg. 1991.

УДК 101.1:316

UDC 101.1:316

С.А. ГАНИНА

кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой общих гуманитарных и естественнонаучных дисциплин Орехово-Зуевского филиала Российского нового университета E-mail: svetla3@yandex.ru

S.A. GANINA

PhD in Pedagogy, Associate Professor, Head of Humanities and Natural Sciences Department of Orekhovo-Zuevo branch of Russian New University E-mail: svetla3@yandex.ru

ПРАВОВЫЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДЕТСКОЙ РЕЛИГИОЗНОСТИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ*

LEGAL AND ECONOMIC ASPECTS OF THE FORMATION OF CHILDREN'S RELIGIOSITY IN THE NATIONAL CULTURE

В статье рассматриваются проблемы социально-философского осмысления статуса детства в пространстве традиционного типа семьи: взаимоотношения детей и родителей, проблемы государственного (экономико-правового) и религиозного (морально-нравственного) регулирования семейных отношений, формы и методы социализации, агенты социализации.

Ключевые слова: феномен детства, традиционная семья, история детства, ребёнок и общество, социализация.

In article it is considered problems of socially-philosophical judgments of the status of the childhood in space of traditional type of a family: mutual relation of children and parents, problems of the state (economic-legal) and religious (moral) regulation of family relations, forms and socialization methods, agents of socialization.

Keywords: a childhood phenomenon, a traditional family, childhood history, the child and a society, socialization.

Становление личности связано с усвоением, преобразованием и созданием культурно-экономических форм. Человек приобщается к ценностям науки, искусства, морали, религии в процессе образования и воспитания. Изменения, происходившие в культуре и экономике общества в минувшее столетие, не могли не отразиться на процессе и результатах образования в нашей стране. Распространению образцов массовой культуры и культу потребительства, с одной стороны, начинают противопоставляться попытки утверждения нравственной основы общества в религии, возвращения к идеалам традиционной семьи. Это определяет особую актуальность гуманитарных исследований, направленных на изучение специфики и институтов формирова-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ния детской религиозности в отечественной культуре.

В современном мире происходят изменения, затрагивающие основы существования современных обществ через трансформацию базовых ценностей и институтов общества. Одной из таких трансформирующихся единиц является семья, которая напрямую ведет к изменению бытийственных оснований детства в обществе, к изменению статуса, места и качества существования ребенка в мире. В современном обществе выделяют три основных типа семьи в зависимости от распределения семейных обязанностей и лидерства, которые напрямую сказываются на положении ребенка в обществе [7, 321]: традиционная патриархальная, неотрадиционная семья и эгалитарная семья.

*Статья публикуется при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации, соглашение 14.В37.21.2120

© С .А. Ганина © S.A. Ganina

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.