Алгоритмизация формирования градостроительной стратегии развития урбанизированных территорий
А.Д. Мурзин, Е.А. Килафян, Е.А. Цхяян
Оценивая нынешнее состояние экономики России, профессор Джулиан Купер, директор центра исследований России и Восточной Европы университета Бирмингема, в качестве важнейших пороков управления национальной экономикой отмечает отсутствие стройной стратегии развития и масштаба хозяйственного мышления [1]. Другими словами, тактически верные решения текущих проблем в ряде отраслей народного хозяйства России: жилищно-коммунальной сфере, промышленности, строительстве, сельском хозяйстве - не дают ожидаемого стратегического эффекта. Наиболее перспективными для развития национальной экономики являются усилия по формированию целей и стратегических направлений развития страны, региона, муниципального образования, территории, важной структурной единицей которых выступают города [2].
Методология целеполагания, являющаяся важнейшим элементом любого научно обоснованного управления, в российской системе стратегического планирования социально-экономического развития территорий пока еще не используется в полной мере [3]. В качестве причин такого положения вещей можно назвать неудовлетворительную подготовку субъектов управления, инерционность процессов трансформации традиционной системы управления, неразвитость нормативно-правовой базы рыночной модели управления городом.
В подавляющем большинстве муниципальных образований России отсутствуют количественные ориентиры целей стратегического развития [3, 4]. Это во много обуславливается слабым научно-методическим оснащением процесса целеполагания развития урбанизированных территорий, отсутствием опыта стратегического планирования [5, 6].
Задача формирования целевых установок городского развития обуславливает необходимость изучения функциональных характеристик урбанизированных территорий города [7]. Решение данной задачи должно реализовываться в два этапа:
1) первый этап предполагает анализ и выявление специфических текущих функций отдельных территорий или города в целом в системе регионального разделения труда, при этом необходимо производить систематизацию перспективных функций, обладающих приоритетным значением для стратегического развития;
2) второй этап призван выявить прямые и косвенные проблемы, обусловленные необходимостью удовлетворения потребностей общества или неудовлетворительным выполнением функций городской среды.
В результате подобного анализа могут быть получены целевые установки развития территорий города по сферам жизнедеятельности [8].
Структурно-логическая схема целеполагания в процессе планирования комплексного социально-экономического и градостроительного развития города представлена на рис. 1.
Рис. 1. - Схема формирования комплексной стратегии градостроительного развития урбанизированных территорий
Исходными данными представленного алгоритма целеполагания при планировании развития территории города выступают:
- национальные интересы и государственные целевые программы развития отдельных отраслей экономики и сфер городского хозяйства в стратегической перспективе (блок 1);
- результаты комплексного анализа и оценки предпосылок, начальных условий и стратегических ограничений комплексного развития городских территорий (блок 2);
- система государственных целевых показателей социального (блок 4) и экологического развития (блок 7).
Приоритетное значение для планирования стратегии развития города имеют государственные планы (блок 1), которые определяют величину и формы государственной поддержки локальной модернизации.
В настоящее время, как известно, отсутствует стройная система взаимосвязанных социально-экологических стандартов [9], о необходимости формирования которой было заявлено Правительством РФ в конце 1990-х гг. Однако мы отмечаем наличие отдельных, разрозненных документов, включающих некоторые обязательства государственной власти перед гражданами по обеспечению минимального социально-экономического уровня жизни [3, 4]. Поэтому в процессе разработки социальных (блок 5) и экологических (блок 6) целей комплексного развития города необходимо учитывать подобные целевые федеральные и региональные установки.
Ключевым элементом представленного алгоритма стратегического целеполагания при разработке комплексного плана развития территории города, по нашему мнению, выступает формирование социальноэкологических целей стратегического развития (блок 5 и 6). Такой приоритет дает основу для создания предпосылок эффективной реализации курса на построение социально-ориентированной экономики, официально продекларированного государством. В этом случае комплекс социальноэкологических целей развития не только формируют целевые установки и
результативность развития городских территорий во всех сферах функционирования, но и выступают фундаментальной основой для определения стратегических направлений развития экономики (блок 9).
Цели стратегического развития экономической сферы города могут быть подразделены на две группы: общие и специальные.
К общим стратегическим целям экономического развития города можно отнести эффективное формирование доходной части бюджета и соответствующего объема ресурсов внебюджетных фондов для покрытия расходов на достижение социальных и экологических целевых установок.
К специальным стратегическим целям экономического развития города можно отнести обоснование общей стратегии развития (блок 6), которая должна включать перечень основных функций городских территорий и районов, намеченных к реализации в стратегической перспективе.
Обоснованию стратегического плана развития территории города должно предшествовать определение ключевых этапов (вершин) экономического роста. Главным требованием эффективности стратегического плана развития городской среды выступает ее способность обеспечения достаточных условий реализации намеченных социальноэкологических целей в среднесрочной перспективе.
На заключительном этапе формирование комплексной программы развития территории города предполагается определение целевых ориентиров градостроительного развития (блоке 10), что позволяет повысить их эффективность за счет согласования с социально-экологическими и экономическими целями стратегического развития территории города [10].
Таким образом, формирование градостроительной стратегии развития урбанизированных территорий на основе согласования общих целей социального, экологического и экономического развитий городской среды, являясь комплексной управленческой задачей, позволяет обеспечить системный характер решения текущих проблем муниципального менеджмента на стратегическую перспективу.
Литература
1. Julian Cooper. The Russian economy twenty years after the end of the socialist economic system // Journal of Eurasian Studies. - Vol. 4. - Iss. 1 (Jan 2013). -Pp. 55-64.
2. Анопченко, Т.Ю., Мурзин, А.Д. Организация урбанизированных
территорий в пространстве городской среды [Текст] // Terra Economicus,
2011. - Т.9. - № 4-3. - С. 164-167.
3. Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года»
4. Постановление Законодательного Собрания Ростовской области от 30 октября 2007 г. № 2067 «Об утверждении Стратегии социальноэкономического развития Ростовской области на период до 2020 года»
5. Анопченко, Т.Ю., Мурзин, А.Д. Нормативно-правовые основы
формирования стратегии устойчивого социо-эколого-экономического развития урбанизированных территорий [Электронный ресурс] // «Инженерный вестник Дона», 2012, №4. - Режим
доступа: http://ivdon .ru/magazine/archive/n4p 1y2012/1104 (доступ
свободный).
6. Рохчин, В.Е. Стратегическое планирование развития городов России: системный подход [Текст]: монография / В.Е. Рохчин, С.Ф. Жилкин, К.Н. Знаменская. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - Тольятти: ТГУ, 2010. - 444 с.
7. Миргородская, Е.О., Шеина, С.Г. Зонирование экономического развития
региона: методологические и методические подходы к анализу
территории [Текст] // Terra Economicus, 2012. - Т.10. - № 4-3. - С. 173-178.
8. Murzin, A.D. Environmental and economic aspects of urbanization areas of large cities [Text] // European Science and Technology: materials of the international research and practice conference (Germany: Wiesbaden, January 31st, 2012). - Wiesbaden: Publishing office «Bildungszentrum Rodnik», 2012.
- 1592 p. - Pp. 676-681.
9. Мурзин, А.Д. Килафян, Е.А. Цхяян, Е.А. Механизм управления развитием
городских территориальных систем на основе концепции социо-эколого-экономического риск-менеджмента [Электронный ресурс] // «Инженерный вестник Дона», 2012, №3. - Режим
доступа: http :/ / ivdon.ru/magazine/ archive/n4p 1y2012/1104 (доступ
свободный).
10. Овчинникова, Н.Г., Струсь, С.С., Смоляков, Д.С. Роль оценки земельных угодий в оптимизации развития города [Текст] // Научное обозрение, 2012.
- №6. - С. 566-568.