54
ЗНиСО Август №8 (293)
УДК 614.2
АЛГОРИТМ РАБОТЫ ВРАЧА ПО ГИГИЕНЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ ОТДЕЛЕНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ОБУЧАЮЩИМСЯ ПО ЭКСПЕРТИЗЕ И ОПРЕДЕЛЕНИЮ УРОВНЯ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Е.И. Шубочкина1, С.Г. Сафонкина2, В.В. Молдованов12, Е.М. Ибрагимова1
1ФГАУ «Национальный научно-практический центр здоровья детей» Минздрава России, Москва, Россия
2ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве», Москва, Россия
На основании апробированных методик санитарно-эпидемиологической экспертизы и определения уровня санитарно-эпидемиологического благополучия разработаны алгоритмы деятельности врача по гигиене детей и подростков отделения организации медицинской помощи несовершеннолетним, позволяющие оказывать качественную первичную медико-санитарную помощь по профилактике заболеваний обучающихся в образовательной организации.
Ключевые слова: первичная медико-санитарная помощь, врач по гигиене детей и подростков, образовательная организация, алгоритмы деятельности.
E.I. Shubochkina, S.G. Safonkina, V.V. Moldovanov, E.M. Ibragimova □ ALGORITHM OF WORK OF THE DOCTOR ON THE HYGIENE OF CHILDREN AND ADOLESCENTS OF THE DEPARTMENT OF HEALTH CARE FOR TRAINING ON EXPERTISE AND DETERMINING THE LEVEL OF SANITARY-EPIDEMIOLOGICAL WELFARE OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS □ National Scientific and Practical center of Children's Health of the Ministry of Health of the Russian Federation, Moscow, Russia; Center for Hygiene and Epidemiology in Moscow, Moscow, Russia.
Based on the approved methods of sanitary and epidemiological expertise and determining the level of sanitary and epidemiological well-being, algorithms for the activity of a doctor for the hygiene of children and adolescents of the department for the organization of medical care for minors have been developed. These algorithms allow providing high-quality primary health care for the prevention of diseases of students in an educational organization.
Key words: primary health care, a doctor hygiene of children and adolescents, an educational organization, work algorithms.
Медицинское сопровождение и врачебный контроль образовательно-воспитательного процесса, существующий в нашей стране с советского периода, с современных позиций может также рассматриваться как часть системы обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия, как перспективное направление профилактики заболеваний у детей и подростков [1]. В этой связи важными документами, открывающими новые возможности в профилактической деятельности медицинских организаций, стал приказ Минздравсоцразвития Российской Федерации от 16.04.2012 № 366н [5], который впервые ввел должность врача по гигиене детей и подростков детской поликлиники (отделения), а также приказ Минздрава Российской Федерации от 05.11.2013 № 822н [4], которым было утверждено «Положение об организации деятельности врача по гигиене детей и подростков отделения организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях». Исследования, посвященные деятельности медицинских организаций по профилактике заболеваний обучающихся показывают, что совместная работа врача-педиатра и врача по гигиене детей и подростков медицинской организации может обеспечить формирование единой профилактической среды: формирование здорового образа жизни обу-
чающихся и широкомасштабные профилактические мероприятия в образовательной организации [2].
Для практической деятельности врача по гигиене детей и подростков отделения организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях были разработаны алгоритмы действий, основанные на апробированных методиках санитарно-эпидемиологической экспертизы и определения группы санитарно-эпидемиологического благополучия [3].
Разработанные алгоритмы включают обязательные действия врача по гигиене детей и подростков по актуализации действующей нормативной документации (технических регламентов, государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов) и сбору информации об образовательной организации (изучение результатов производственного контроля, результатов лабораторно-инструмен-тальных исследований и испытаний, предписаний органов Роспотребнадзора по результатам проведенных надзорных мероприятий, иной документации, подтверждающей выполнение требований санитарных правил).
В рамках алгоритма контроля за соблюдением санитарно-гигиенических требований к условиям воспитания и обучения, после изуче-
АВГУСТ №0 (293) ЗНивО
ния и оценки достаточности представленной Ер документации, врачом по гигиене детей и подростков отделения организации медицинской ^Ер помощи несовершеннолетним проводится са-^^ нитарно-эпидемиологическое обследование, ги-|= гиеническая оценка степени отклонений фактических данных от действующих правил и нормативов, классификация условий обучения ! р и воспитания по категориям (оптимально-до-^ пустимые, потенциально опасные, опасные) и определяется группа санитарно-эпидемиологического благополучия образовательной организации.
1— По результатам проведенных оценок в адрес образовательной организации готовится отчет о соответствии, либо о не соответствии действующим санитарно-эпидемиологическим правилам, гигиеническим нормативам. При наличии нарушений отчет включает оценку степени отклонений показателей от действующих санитарных правил (потенциально опасные, опасные значения), предложения по проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и по срокам их выполнения с учетом приоритетности влияния на здоровье детей.
Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия детей и подростков невозможно без надежного уровня производственного контроля за соблюдением требований санитарных правил, выполнением санитарно-проти-воэпидемических (профилактических) мероприятий. Для оценки системы производственного контроля в образовательной организации, как одну из задач врача по гигиене детей и подростков отделения организации медицинской помощи несовершеннолетним, алгоритм деятельности предусматривает оценку выполнения предусмотренных санитарными правилами и иными нормативными документами са-нитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, включая контроль:
- за наличием официально изданных санитарных правил, методов и методик контроля факторов среды обитания в соответствии с осуществляемой деятельностью или электронных справочно-правовых систем при наличии договоров с организациями, предоставляющими услуги по организации функционирования справочно-правовой системы;
- соответствия номенклатуры, объема и периодичности лабораторных исследований и испытаний установленной группе санитарно-эпидемиологического благополучия образовательной организации;
- организации медицинских осмотров, профессиональной гигиенической подготовки и аттестации должностных лиц и работников организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей;
- за наличием сертификатов, санитарно-эпидемиологических заключений, личных медицинских книжек, иных документов, подтверждающих качество, безопасность сырья, полуфабрикатов, готовой продукции и технологий их производства, хранения, транспортировки, реализации и утилизации в случаях, предусмотренных действующим законодательством;
- ведения учета и отчетности, установленной действующим законодательством по вопросам, связанным с осуществлением производственного контроля;
- организации визуального контроля специально уполномоченными должностными лицами (работниками) организации за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;
- обеспечения достоверности проводимого производственного контроля;
- выполнения постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
По результатам оценки результатов производственного контроля, в случае выявления нарушений санитарных правил, гигиенических нормативов, врачом по гигиене детей и подростков проводится оценка полноты разработанных и выполняемых в образовательной организации мероприятий по устранению выявленных нарушений.
Лабораторно-инструментальные исследования, проводимые в образовательных организациях, являются объективным источником данных о санитарно-эпидемиологическом состоянии объекта. Вместе с тем недостоверные результаты испытаний (исследований) или их неверное толкование влекут за собой риск несвоевременного выявления действия вредных факторов на здоровье детей и подростков, возникновения очагов инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений). Для использования в деятельности врача по гигиене детей и подростков был разработан алгоритм оценки протоколов лабораторно-ин-струментальных испытаний (исследований), который может использоваться как самостоятельно, так и в рамках алгоритмов контроля за соблюдением санитарно-гигиенических требований к условиям воспитания и обучения и оценки производственного контроля в образовательных организациях. Источниками данных о проведенных лабораторно-инструментальных исследованиях (испытаниях) служат протоколы, полученные при проведении производственного контроля за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, надзорных мероприятий, осуществляемых Федеральной службой в сфере защиты прав потребителей и бла-
5С
ЗНивО Август MfiQ (293)
гополучия человека, санитарно-эпидемиологического аудита.
Оценка достоверности проведенных лабо-раторно-инструментальных исследований (испытаний) включает проверку наличия у организации, проводившей испытания (исследования):
- действующего аттестата аккредитации;
- лицензий, в случаях, предусмотренных действующим законодательством;
- области аккредитации испытательно-лабораторного центра, соответствующей выполняемым испытаниям (исследованиям);
- в области аккредитации объектов исследований, показателей и методик их определения в соответствии с принятыми в программе (плане) производственного контроля образовательной организации.
Осуществляется оценка соответствия указанных в протоколах методов/методик действующим и утвержденным в установленном порядке, а также дополнительной информации (при ее наличии), касающейся условий окружающей среды во время отбора образцов (проб), места проведения отбора образцов (проб), и иной информации, которая может повлиять на оценку результатов испытаний (исследований).
При выявлении нарушений по оформлению протоколов исследований, измерений, позволяющих усомниться в достоверности результатов, или которые могут повлиять на толкование результатов испытаний (исследований), врач по гигиене детей и подростков ставит в известность о выявленных фактах ответственное лицо за осуществление производственного контроля в образовательной организации. Готовит предложения в адрес образовательной организации о направлении дополнительных запросов в организации о предоставлении информации, расторжении договоров на проведение лаборатор-но-инструментальных исследований (измерений), предложения по перечню организаций, отвечающих указанным требованиям.
При выявлении несоответствия исследуемого показателя установленным гигиеническим нормативам, нормативам безопасности врач по гигиене детей и подростков ставит в известность о выявленных фактах ответственное лицо за осуществление производственного контроля в образовательной организации. Готовит в адрес образовательной организации предложения по проведению необходимых санитарно-проти-воэпидемических (профилактических) мероприятий, включая проведение повторных лабо-раторно-инструментальных испытаний (изме-
рений), при необходимости приостановку либо прекращение образовательной деятельности (в отдельных помещениях, учебных кабинетах, в целом по организации). В установленных случаях [6] представляет экстренные извещения в территориальный орган Роспотребнадзора, уполномоченный осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Использование разработанных алгоритмов позволяет организовать практическую деятельность врача по гигиене детей и подростков по обеспечению профилактики заболеваний обучающихся в образовательной организации. Своевременное выявление вредных факторов среды, адекватная оценка текущего уровня санитарно-эпидемиологического благополучия являются инструментом управления санитарно-эпидемиологическим благополучием детей и подростков, позволяющим своевременно планировать необходимые санитарно-противоэпи-демические (профилактические) мероприятия и определять первоочередность их реализации для снижения риска здоровью обучающихся.
ЛИТЕРАТУРА
1. Кучма В.Р. и др. Медицинское обеспечение детей в образовательных учреждениях в Российской Федерации: проблемы и пути решения / В.Р. Кучма, А.Ю. Макарова, И.К. Рапопорт // Здравоохранение Российской Федерации. 2014. Т. 58. № 3. С. 4-10.
2. Кучма В.Р. и др. Научно-методические основы деятельности врача по гигиене детей и подростков детской поликлиники (отделения) / В.Р. Кучма, А.Г. Сухарев // Российский педиатрический журнал. 2013. № 2. С. 44-47.
3. Кучма В.Р. Системная гигиеническая диагностика санитарно-эпидемиологического благополучия обучающихся: Руководство. М.: ФГБНУ НЦЗД, 2014. 304 с.
4. Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях: Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 05 ноября 2013 г. № 822н.
5. Об утверждении Порядка оказания педиатрической помощи: Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16 апреля 2012 г. № 366н.
6. О представлении внеочередных донесений о чрезвычайных ситуациях санитарно-эпидемиологического характера: Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04 февраля 2016 г. № 11.
Контактная информация:
Молдованов Владимир Валерьевич, тел.: +7 (903) 625-64-47, e-mail: [email protected] Contact information:
Moldovanov Vladimir, phone: +7 (903) 625-64-47, e-mail: [email protected]