118
Княжев Виктор Борисович,
доктор юридических наук, кандидат военных наук, доцент, начальник центра командно-штабных учений, Академия управления МВД России, Российская Федерация, 125171, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, д. 8
E-mail: [email protected]
Грищенко Леонид Леонидович,
доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры управления органами внутренних дел в особых условиях центра командно-штабных учений, Академия управления МВД России, Российская Федерация, 125171, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, д. 8
E-mail: [email protected]
Егоров Константин Анатольевич,
старший преподаватель-методист центра командно-штабных учений, Академия управления МВД России, Российская Федерация, 125171, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, д. 8
E-mail: [email protected]
Научная специальность: 5.1.2. Публично-правовые (государственно-правовые) науки
УДК 351.74
DOI 10.24412/2072-9391-2023-367-118-127
Дата поступления статьи: 21 июля 2023 г. Дата принятия статьи в печать: 18 сентября 2023 г.
Viktor Borisovich Kniazhev,
Doctor of Law, Candidate of Military,
Associate Professor,
Head of the Center for Command
and Staff Exercises,
Management Academy of the Ministry
of the Interior of Russia,
Russian Federation, 125171, Moscow,
Zoi i Alexandra Kosmodemyanskikh St., 8
E-mail: [email protected]
Leonid Leonidovich Grischenko,
Doctor of Law, Professor,
Professor at the Department of Management
of Internal Affairs Bodies in the Special Conditions
of the Center for Command and Staff Exercises,
Management Academy of the Ministry
of the Interior of Russia,
Russian Federation, 125171, Moscow,
Zoi i Alexandra Kosmodemyanskikh St., 8
E-mail: [email protected]
Konstantin Anatol'evich Egorov,
Senior Lecturer-Methodist of the Center for Command and Staff Exercises, Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia, Russian Federation, 125171, Moscow, Zoi i Alexandra Kosmodemyanskikh St., 8 E-mail: [email protected]
Scientific specialty: 5.1.2. Public Law (State Law) Sciences
Алгоритм работы руководителя территориального органа МВД России в особых условиях
Algorithm of Work of the Head of the Territorial Body of the Ministry of Internal Affairs of Russia in Special Conditions
Аннотация
Актуальность: материалы, представленные в статье, являются результатом проведенного авторами анализа современных угроз национальной безопасности Российской Федерации,
Abstract
The relevance: the materials presented in the article are the result of the authors' analysis of modern threats to the national security of the Russian Federation, which have become an objective
которые с началом проведения специальном военной операции стали объективной реальностью. Давая оценку современной ситуации, авторы отмечают, что имеющая место прокси-война Запада против России требует от нашей страны, ее руководства, всей системы обеспечения национальной безопасности принятия адекватных мер по защите личности, общества и самого государства в оперативном плане и в перспективе. Одним из основных элементов, составляющих государственный механизм минимизации и устранения угроз и опасностей настоящего времени, остаются органы внутренних дел. Однако современные представления об организации деятельности ОВД при выполнении задач в особых условиях базируются на практике проведения в 1990-х гг. контртеррористической операции на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации и не учитывают современных особенностей. В связи с этим вопросы содержания и последовательности работы (алгоритм) руководителя территориального органа МВД России в особых условиях являются проблемными и требуют своего разрешения.
Постановка проблемы: для повышения эффективности деятельности ОВД в современных условиях руководящему составу необходимо иметь достаточный уровень компетентности для принятия решений, наиболее точно соответствующих особенностям сложившейся обстановки. В связи с этим в статье рассмотрены основные угрозы и опасности общественному порядку и общественной безопасности, возникновение которых может оказать существенное влияние на деятельность ОВД.
Поскольку алгоритм работы руководителя территориального органа МВД России в особых условиях ранее описывался применительно к чрезвычайным обстоятельствам и чрезвычайным ситуациям, он не учитывал всех особенностей в организации деятельности руководителя ОВД, которые сложились к настоящему времени и могут возникнуть в случае агрессии против Российской Федерации. Кроме того, расширение военных угроз и опасностей предполагает развитие содержания отдельных этапов при организации работы руководителя ОВД по обеспечению общественной безопасности в период действия особых правовых режимов и в процессе участия в организации территориальной обороны Российской Федерации.
Цель исследования: рассмотреть и уточнить основные военные угрозы и опасности для человека, общества и непосредственно для государства, имеющие место и способные возникнуть в результате эскалации прокси-войны, которая развязана США и ее сателлитами против России. Выявить особенности организации
reality since the beginning of the special military operation. Assessing the current situation, the authors note that the ongoing proxy war of the West against Russia requires our country, its leadership, the entire national security system to take adequate measures to protect the individual, society and the state itself in operational terms and in the future. Internal affairs bodies remain one of the main elements that make up the state mechanism for minimizing and eliminating threats and dangers of the present time. However, modern ideas about the organization of the activities of the Department of Internal Affairs when performing tasks in special conditions are based on the practice of conducting a counter-terrorist operation in the 1990s on the territory of the North Caucasus region of the Russian Federation and do not take into account modern features. In this regard, the issues of the content and sequence of work (algorithm) of the head of the territorial body of the Ministry of Internal Affairs of Russia in special conditions are problematic and require their resolution.
The problem statement: in order to improve the efficiency of the Department of Internal Affairs in modern conditions, the management staff must have a sufficient level of competence to make decisions that most accurately correspond to the peculiarities of the current situation. In this regard, the article considers the main threats and dangers to public order and public safety, the occurrence of which can have a significant impact on the activities of the Department of Internal Affairs.
Since the algorithm of the work of the head of the territorial body of the Ministry of Internal Affairs of Russia in special conditions was previously described in relation to emergency circumstances and emergency situations, it did not take into account all the features in the organization of the activities of the head of the Department of Internal Affairs that have developed to date and may arise in the event of aggression against the Russian Federation. In addition, the expansion of military threats and dangers involves the development of the content of individual stages in the organization of the work of the head of the Department of Internal Affairs to ensure public safety during the period of special legal regimes and in the process of participating in the organization of the territorial defense of the Russian Federation.
The purpose of the study is to consider and clarify the main military threats and dangers to man, society and directly to the state that take place and may arise as a result of the escalation of the proxy war that the United States and its satellites have unleashed against Russia. To identify the peculiarities of the organization of the work of the head of the territorial body of the Ministry of Internal Affairs of Russia in special conditions and to propose an author's version of the content of the assessment
120
работы руководителя территориального органа МВД России в особых условиях и предложить авторский вариант содержания оценки обстановки и замысла решения руководителя ОВД по выполнению задач при обеспечении режима военного положения и в процессе участия в организации территориальной обороны Российской Федерации.
В процессе подготовки материалов статьи авторами были использованы следующие методы исследования: диалектика, сравнительный правовой анализ, герменевтика, философская концептология.
При подготовке материалов статьи основной выбор был сделан в пользу диалектического метода, который позволил осуществить аргументацию существенной значимости правовых аспектов выполнения ОВД оперативно-служебных задач в особых условиях. Применяя сравнительный правовой анализ, авторы исследовали имевшие место теоретические и практические аспекты при организации работы руководителя территориального органа МВД России при возникновении чрезвычайных обстоятельств и чрезвычайных ситуаций, в том числе опыт проведения контртеррористической операции на территории Северо-Кавказского региона, а также современные данные, полученные из опыта участия сотрудников ОВД в специальной военной операции.
Результаты и основные выводы: в статье представлены предложения авторов о путях совершенствования работы руководителя территориального органа МВД России в особых условиях применительно к современным условиям.
Ключевые слова: современные угрозы; национальная безопасность; особые условия; алгоритм работы; оперативно-служебная деятельность; оценка; замысел; решение.
of the situation and the plan of the decision of the head of the Department of Internal Affairs to perform tasks while ensuring martial law and in the process of participation in the organization of territorial defense of the Russian Federation.
In the process of preparing the materials of the article, the authors used the following research methods: dialectics, comparative legal analysis, hermeneutics, philosophical conceptology.
When preparing the materials of the article, the main choice was made in favor of the dialectical method, which allowed the argumentation of the essential significance of the legal aspects of the performance of operational and service tasks in special conditions. Applying comparative legal analysis, the authors investigated the theoretical and practical aspects that took place when organizing the work of the head of the territorial body of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the event of emergencies and emergencies, including the experience of conducting a counter-terrorism operation in the North Caucasus region, as well as modern data obtained from the experience of the participation of police officers in a special military operation.
The results and key conclusions: the article presents the authors' proposals on ways to improve the work of the head of the territorial body of the Ministry of Internal Affairs of Russia in special conditions in relation to modern conditions.
Keywords: modern threats; national security; special conditions; algorithm of work; operational and service activities; assessment; design; solution.
К вопросу описания особых условий обращались многие российские ученые и их коллеги за рубежом. В данной статье мы используем определение понятия «особые условия», ранее предложенное на основе проведенного исследования профессором А. Ф. Майдыковым и доцентом В. Б. Княже-вым, которые под особыми условиями понимали «повышенную по степени опасности и последствиям обстановку, вызываемую явлениями (событиями) социального, природного, техногенного, биологического характера и требующую от органов государственной власти, органов местного самоуправления принятия (реализации) специальных правовых, организационных, тактических мер и всестороннего
обеспечения для защиты интересов личности, общества, государства в мирное или военное время» [5]. В данной статье авторы делают акцент именно на негативные социальные явления, к которым относится военная угроза для государства.
Современная обстановка, которая сложилась в третьем десятилетии XXI в., все больше напоминает события 1930—1940 гг., когда большая часть населения Европы и Азии оказалась втянутой во Вторую мировую войну. Эти трагические события должны были оказать свое влияние на понимание людей о недопустимости повторения прошлого. Достаточно значимым аргументом против войны стало создание атомного оружия, а также
его применение США против Японии в августе 1945 г., когда в городах Хиросима и Нагасаки одновременно погибло более 150 тысяч человек [2].
Однако обладание ядерным оружием не остановило отдельных наиболее агрессивных политиков от намерений добиться своих целей с использованием силы оружия. В настоящее время систему международных отношений можно охарактеризовать как крайне нестабильную, подверженную частым кризисным явлениям в связи с жесткой конкуренцией, противостоянием и блоковым противоборством государств. При этом, несмотря на объективную востребованность, попытки Российской Федерации, Китайской Народной Республики и большой группы развивающихся государств добиться на уровне ООН реализации принципа равной безопасности воспринимаются со стороны США, Великобритании и стран Евросоюза безразлично и на дипломатическом уровне сопровождаются невнятной риторикой, а на практике — идеологической и военной экспансией [3].
Реализация агрессивных планов США и их союзников осуществляется с применением различного рода скрытых действий, замаскированных под демократические идеи. Так называемая латентная угроза достаточно объективно просматривается в ситуации, которая складывается в восточных областях Украины, где продолжаются военные действия. В конфликт на Украине все настойчивее втягивают Молдавию, Румынию, Польшу, Скандинавские и Прибалтийские государства. Продолжается расширение блока НАТО. Тридцать первым членом альянса 4 апреля 2023 г. стала Финляндия [11].
Непростая ситуация имеет место в Нагорном Карабахе, где российский миротворческий контингент выступает гарантом безопасности жизни населения. Попытки втянуть в конфликт Турцию, даже после разрушительного землетрясения в феврале 2023 г., а также расширить тлеющий конфликт в Южной Осетии и Абхазии являются перспективными задачами, которые перед собой поставили спецслужбы США и Великобритании.
Кроме того, следует признать, что имевшая место в январе 2022 г. в Казахстане попытка государственного переворота объективно не является самопроизвольной и стихийной. Так, вывод американских войск в сентябре 2021 г. из Афганистана имел далеко идущие планы по распространению терроризма с юга через Казахстан, Узбекистан, Таджикистан и Киргизию на территорию Российской Федерации. В этой связи пограничный конфликт между Таджикистаном и Киргизией
14—19 сентября 2022 г., произошедший накануне саммита представителей стран Шанхайской организации сотрудничества в г. Самарканде, является тревожным сигналом и показательными действиями, спровоцированными извне [12].
Не вселяет оптимизма и уверенности в благоприятном исходе сложившаяся обстановка на восточных рубежах России. Усиление в последние годы милитаризации Японии с одновременным выдвижением претензий к России по поводу возврата так называемых «северных территорий», создание осенью 2021 г. еще одного военного блока АУКУС в составе Австралии, Великобритании, США, обеспечение всеми видами вооружений Тайваня — все это свидетельствует о подготовке в данном регионе крупного военного конфликта.
Становится понятной озабоченность, выраженная Президентом Российской Федерации 21 февраля 2023 г. в послании Федеральному Собранию Российской Федерации, о главной цели США нанести стратегическое поражение России: «Именно они (США) после распада Советского Союза приступили к пересмотру результатов Второй мировой войны, к строительству мира по-американски, в котором есть только один хозяин, один господин. Шаг за шагом стали пересматривать сложившееся мироустройство, демонтировать системы безопасности и контроля над вооружениями, спланировали и осуществили целую череду войн по всему миру» [8].
Таким образом, современная обстановка в мире диктует нам жесткие условия по подготовке к негативному развитию событий, вплоть до военной конфронтации по всему периметру границ Российской Федерации. Данные обстоятельства не оставляют выбора руководству страны и ее гражданам — необходимо готовиться к отражению агрессии. Si vis pacem, para bellum (с лат. — «Хочешь мира — готовься к войне»), так понимали объективную реальность в древнем мире, такова она и сегодня [6].
Защита от внешней агрессии Российской Федерации (оборона) организуется и осуществляется в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов. Согласно закрепленным в них нормам одним из инструментов защиты граждан, общества и государства является введение на всей территории Российской Федерации или ее части военного положения и осуществление комплекса мер территориальной обороны, которые в соответствии со ст. 22 Федерального закона «Об обороне» осуществляются в целях охраны и обороны военных, важ-
122
ных государственных и специальных объектов, а также объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения, функционирование транспорта, коммуникаций и связи, объектов энергетики, объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей и для окружающей природной среды, по борьбе с диверсионно-разведывательными формированиями иностранных государств и незаконными вооруженными формированиями, по выявлению, предупреждению, пресечению, минимизации и (или) ликвидации последствий их диверсионной, разведывательной и террористической деятельности. Согласно п. 29 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» и ст. 59 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 21 декабря 2016 г. № 699, в полномочия МВД России входит обеспечение режима военного положения, участие в организации территориальной обороны Российской Федерации [1].
Следует признать, что данные полномочия являются достаточно специфическими и требуют более детального рассмотрения в части, касающейся именно организации деятельности как процесса. Такой процесс в научной литературе описывается как алгоритм работы руководителя ОВД. Объективно организация работы руководителя ОВД, в том числе и по выполнению задач в случае угрозы или с началом военных действий, осуществляется последовательно, проходя определенные управленческие этапы, к которым относятся:
— изучение и уяснение информации по задачам, стоящим перед ОВД;
— проведение расчета времени на организацию выполнения задач, вновь поставленных перед ОВД;
— информирование заместителей по направлениям деятельности и начальников структурных подразделений о предстоящих задачах и мероприятиях, которые необходимо осуществить в кратчайшие сроки;
— проведение заслушивания заместителей по направлениям деятельности и начальников структурных подразделений с последующей оценкой оперативной обстановки;
— подготовка замысла действий ОВД;
— доклад вышестоящему руководителю и утверждение у него замысла действий ОВД;
— доведение замысла действий ОВД до сведения заместителей по направлениям деятельности и начальников структурных подразделений с доведением распоряжений
по подготовке данных для принятия управленческого решения;
— осуществление (при необходимости) комплекса мероприятий в целях рекогносцировки;
— рассмотрение и утверждение замысла действий руководителей подчиненных структур, в том числе по организации всех видов обеспечения;
— принятие окончательного решения в целях выполнение поставленных задач (определение задач для структурных подразделений, входящих в состав группировки сил и средств, а также основных элементов организации взаимодействия, всех видов обеспечения и управления);
— доклад вышестоящему руководителю о содержании подготовленного решения и его утверждение;
— доведение утвержденного решения до сведения руководителей подчиненных структур;
— рассмотрение и утверждение решений, подготовленных заместителями по направлениям деятельности и начальниками структурных подразделений;
— осуществление планирования мероприятий оперативно-служебной деятельности ОВД по решению поставленных задач, рассмотрение, утверждение и согласование организационно-плановых документов;
— организация взаимодействия сил, входящих в состав группировки, подготовка и доведение до исполнителей распоряжений по организации управления и всех видов обеспечения;
— осуществление контроля за исполнением распоряжений и оказание помощи подчиненным руководителям.
При этом содержание вышеприведенных этапов применительно к рассматриваемой ситуации имеет некоторые особенности. В данной статье достаточно сложно рассмотреть содержание всех этапов организаторской деятельности руководителя ОВД. Поэтому авторы, выделяя основные положения, раскрывают только отдельные составляющие алгоритма, описанного выше.
Одним из ключевых этапов в работе руководителя ОВД является оценка оперативной обстановки, которая проводится, как правило, на служебном совещании с заслушиванием заместителей по направлениям деятельности и начальников структурных подразделений.
По нашему мнению, оценка обстановки должна осуществляться с учетом прогнозирования ее развития при подготовке к выполнению поставленных задач и включать оценку пяти составляющих ее элементов: проти-
воборствующей стороны (противника), своих сил и средств, морально-психологического состояния своих сил и сил противника, района предстоящих действий, а также состава местного населения, времени года, погодных условий.
Оценка противоборствующей стороны (противника) зависит от места расположения субъекта Российской Федерации и заключается в анализе возможных действий дивер-сионно-террористических, повстанческих и иных структур, которые могут действовать в интересах противника по нанесению ущерба объектам промышленности, жизнеобеспечения, коммуникациям. Оценке подлежит уровень преступности в регионе. При этом необходимо учитывать данные прогноза развития преступности на ближайшую перспективу, террористическую и экстремистскую активность ее участников, возможности по созданию на подведомственной территории незаконных вооруженных формирований, банд-групп и преступных сообществ. В субъектах Российской Федерации, непосредственно граничащих с территорией, откуда возможно ожидать агрессивных действий, кроме того, необходимо оценить потенциальные угрозы от действий диверсионно-разведывательных групп (далее — ДРГ), возможных ударов артиллерии и авиации, прямых военных действий противника.
Оценка своих сил и средств осуществляется на основе анализа реальных и потенциальных возможностей сил и средств ОВД, их состава, положения, характера действий, готовности личного состава к выполнению поставленных задач и его профессиональной эффективности; состояния штатных, приданных и взаимодействующих сил; наличия и состояния запасов материальных средств, которые могут быть применены при подготовке к выполнению задач, а также их выполнению в любых условиях оперативной обстановки.
Оценка морально-психологического состояния своих сил и сил противника осуществляется на основе анализа мотивации деятельности сотрудников, совокупности их личностных приоритетов и установок, моральных и нравственных ценностей, преобладающих настроений, сложившихся под воздействием различных социально-психологических факторов. Морально-психологическое состояние сотрудников ОВД оказывает активное влияние на степень их готовности к выполнению поставленных задач [4].
Оценивая морально-психологическое состояние противника, следует рассматривать все перечисленные выше элементы, но не только относительно состояния психики отдель-
ных диверсантов и террористов. Также необходимо учитывать подобные характеристики пособников противника на территории обслуживания ОВД.
По нашему мнению, для создания определенного уровня морально-психологического состояния человека в настоящее время активно применяются так называемые латентные формы и методы идеологического воздействия. Их активное и одновременно скрытное использование обеспечивает противостоящей стороне требуемое морально-психологическое состояние сил противника. При этом основными каналами негативного информационно-психологического воздействия являются средства массовой информации, электронные информационные каналы, интернет, что в совокупности с использованием различного рода стимуляторов дает желаемый для противника результат.
Оценка района предстоящих действий заключается в изучении объектов, принимаемых под охрану (объекты государственного управления, склады, объекты транспорта, предприятия по производству электроэнергии, пищевой промышленности, хлебозаводы, холодильники, объекты водо-, энерго-и теплоснабжения, здравоохранения, предприятия ремонтно-восстановительной службы и т. д.); условия расположения и характер объектов; степень секретности объекта; степень опасности производства; количество работающих сотрудников и время, необходимое для их пропуска через КПП; интенсивность движения и вид транспорта; общая обстановка в районе расположения объекта; возможность подготовки объекта к обороне; возможности обеспечения безопасности личного состава, задействованного для охраны объекта; пути подхода и отхода от объекта; состояние системы охраны и инженерных средств защиты, возможность дооборудования и оснащение объектов по периметру и по критически важным составляющим1. Оценка коммуникаций и использования их возможностей при осуществлении маневра силами и средствами. Топографическая оценка местности (характер рельефа, защитных и маскирующих свойств, состояние путей маневра, подвоза, эвакуации вне дорог) и возможности по использованию преимуществ местности в интересах выполнения задач территориальной обороны.
Оценка состава местного населения, времени года, погодных условий. Из опыта проведения
1 Об обеспечении безопасности объектов органов внутренних дел Российской Федерации от преступных посягательств : приказ МВД России от 31 дек. 2014 г. № 1152.
124
контртеррористической операции на территории Северо-Кавказского региона особое внимание следует уделить оценке состава местного населения (социального, национального, конфессионального), лояльности к органам власти, возможности привлечения населения к решению задач при возникновении военной угрозы. Тщательной оценке подлежат национальные диаспоры, политические движения, неформальные группировки, системная оппозиция, а также другие организации, деятельность которых может носить экстремистский или враждебный характер. Учету подлежат лица, ранее судимые, проявлявшие несогласие с политикой государства, активно выступавшие за поражение России в войне с потенциальным противником. Кроме того, необходимо оценить уровень и состав миграционных потоков, проходящих через территорию ответственности ОВД [10].
Время года и погодные условия являются сезонным фактором, их оценка осуществляется непосредственно накануне и с началом выполнения поставленных задач. При этом каждый элемент оценки должен содержать выводы, с учетом которых определяются этапы выполнения поставленных задач.
Для более тщательной и всесторонней оценки обстановки руководитель ОВД должен привлекать своих заместителей, помощников и специалистов. Как показывает опыт, в этом случае время, затрачиваемое на оценку обстановки, может быть значительно сокращено, при этом достигнута более высокая точность оценки каждого из элементов обстановки.
Выводы из оценки обстановки в этом случае могут составлять основу решения руководителя ОВД по выполнению поставленных задач. При этом оно должно включать общий замысел действий в рассматриваемых условиях, задачи подчиненным силам и средствам, основы их взаимодействия, обеспечения и управления. По своему содержанию окончательные выводы будут носить примерный характер, тем не менее они будут достаточным основанием для принятия конкретных мер, осуществляемых для организации действий ОВД в сложившейся обстановке. В частности, проведение мобилизационных мероприятий, расчет сил и средств по охране объектов, поддержание режима военного положения, защита личного состава и местного населения от морально-психологического воздействия противника. Эти задачи должны быть своевременно доведены до подчиненных, а на их основе организовано взаимодействие, всестороннее обеспечение и управление силами и средствами, выделенными для решения поставленных задач.
Основу организации деятельности руководителя ОВД составляет управленческое решение, в котором главным элементом выступает замысел действий. Он должен включать в себя: приоритетные направления, которым необходимо уделить основное внимание при выполнении поставленных задач; район и объект выполнения поставленных задач; способы осуществления предстоящих действий; создаваемая группировка сил и средств; порядок обеспечения скрытности при выполнении поставленных задач; основные элементы организации взаимодействия, управления и осуществления всех видов обеспечения оперативно-служебной деятельности.
К приоритетным направлениям, которым необходимо уделить основное внимание при выполнении задач, могут быть отнесены: объекты, принимаемые под охрану; территории, которые могут являться местами активных действий ДРГ, незаконных вооруженных формирований; задачи, имеющие первостепенное значение, и т. д.
Район, объект выполнения задач. Как правило, районом выполнения задач ОВД может быть территория субъекта Российской Федерации, либо административный район субъекта Российской Федерации. Объектами выполнения задач являются деятельность ОВД, обозначенная в Федеральном законе «О полиции» в ст. 2 «Основные направления деятельности полиции», и задачи, возложенные руководителем федерального органа исполнительной власти на ОВД в рамках выполнения мероприятий по обеспечению режима военного положения и территориальной обороны.
Определяя способы проведения предстоящих действий, руководитель ОВД должен рассмотреть деятельность подразделений по охране объектов; ведению поиска; блокирования; преследования; окружения; оцепления; рассредоточения (вытеснения); патрулирования; сопровождения; наблюдения; ведения демонстрационных действий; сдерживания; деблокирования; захвата; прикрытия; досмотра; доставления и т. д.
Создаваемая группировка сил и средств может включать в состав группы и наряды для выполнения поставленных задач. По решению руководителя ОВД с учетом изменения целей и задач или осложнения оперативной обстановки из числа резерва, других функциональных групп или сотрудников, не участвующих в проведении мероприятий по выполнению поставленных задач, могут создаваться резервы.
Под порядком обеспечения скрытности при выполнении задач следует понимать необходимые действия, проводимые в ОВД в целях пре-
дотвращения получения противником достоверных данных о составе, структуре, замысле действий и иных данных, которые могут повлечь невыполнение поставленных задач. Деятельность должностных лиц ОВД по обеспечению скрытности направлена как на осуществление соответствующих мероприятий непосредственно в ОВД, так и вне его с направленностью на иные внешние по отношению к ОВД структуры. При этом мероприятия по обеспечению скрытности во внешней среде могут осуществляться в том числе по отношению к взаимодействующим правоохранительным структурам. Применение таких мер является возможным, если по замыслу органа более высокого уровня управления не предусмотрено или запрещено информирование иных структур и подразделений о сведениях ограниченного распространения, а также при наличии фактов или реальной опасности нарушения системы обеспечения скрытности этих структур.
Одним из основных составляющих элементов обеспечения скрытности при выполнении поставленных задач является скрытое управление, то есть управление, которое должно быть организовано таким образом, чтобы оно обеспечивало сохранение в тайне мероприятий, проводимых руководителем ОВД, действий сил и средств по реализации предусмотренного комплекса мер.
Из опыта практической деятельности ОВД обеспечение скрытности достигается путем проведения мероприятий по поддержанию бдительности и осуществлению маскировки. Поддержание бдительности в ОВД осуществляется путем неукоснительного соблюдения порядка обращения с информацией ограниченного распространения, установленного в соответствии с нормативными правовыми актами МВД России.
При осуществлении маскировки проводится комплекс согласованных по цели, месту и времени мероприятий, направленных на сокрытие от противника действительного состава, состояния, положения, передвижения и характера действий сил и средств ОВД и его объектов в интересах решения задач территориальной обороны. Необходимо отметить, что основными способами маскировки являются имитация, демонстративные действия и дезинформация.
Имитация осуществляется путем создания воспринимаемых по внешним признакам как реально существующих, но в действительности — ложных объектов, средств, а также отдельных групп из состава сил группировки.
При этом осуществляемая в соответствии с легендой по введению противника в заблуж-
дение ложная деятельность своих сил, включая их расположение, перемещение и ведение работ, называется демонстрационными действиями сил группировки.
Цели дезинформации противника достигаются путем осуществления целенаправленных действий по доведению до его сведения посредством документов, а также с использованием возможностей агентуры и технических средств ложной или преднамеренно искаженной информации.
Основные вопросы взаимодействия, всестороннего обеспечения, управления. При организации взаимодействия определяются: задачи, объекты, маршруты, по которым силы и средства ОВД должны взаимодействовать друг с другом, с воинскими частями и подразделениями Росгвардии, другими воинскими формированиям, а также с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, администрацией объектов; силы и средства для совместных действий и оказания взаимной помощи; с кем, по каким вопросам и к какому сроку установить взаимодействие; порядок взаимного информирования об обстановке [9].
Определяя основные вопросы всестороннего обеспечения, руководителю ОВД необходимо основное внимание уделить проведению оперативно-розыскных мероприятий, мероприятий маскировки, инженерному оборудованию, радиационной, химической и биологической защите, психологической борьбе, противоминному обеспечению, охранению своих сил и средств в пунктах дислокации и в местах несения службы. Он также должен достаточно подробно определить организацию материально-технического и медицинского обеспечения.
При организации управления руководителем ОВД определяются: меры по совершенствованию работы органов управления (расчет должностных лиц по пунктам управления), оснащению пунктов управления (места и время развертывания пунктов управления и их элементов), уточнению системы связи и использованию средств автоматизации; мероприятия по восстановлению управления в случае его нарушения, осуществлению контроля и оказанию помощи подчиненным [7].
Следует подчеркнуть, что в данной статье раскрыта небольшая часть алгоритма работы руководителя территориального органа МВД России в особых условиях. Авторы оставляют за собой право продолжить публикацию материала по данным проблемным вопросам.
126
Список литературы:
1. Аникин В. Н. Направления совершенствования правового регулирования управленческой деятельности в органах внутренних дел // Труды Академии управления МВД России. 2021. № 2 (58). С. 57-66.
2. Грищенко Л. Л., Княжев В. Б. Война как коммерческий проект : моногр. Москва, 2023. 186 с.
3. Кильмашкина Т. Н. Анализ предмета, объекта, причин противоборства как условий эффективного управления им // Труды Академии управления МВД России. 2017. № 2 (42). С. 59-63.
4. Княжев В. Б., Грищенко Л. Л., Егоров К А. О современных подходах к подготовке управленческих кадров органов внутренних дел для решения задач специальной военной операции // Труды Академии управления МВД России. 2023. № 1 (65). С. 56-66.
5. Княжев В. Б., Майдыков А. Ф. О некоторых особенностях правового регулирования деятельности органов внутренних дел Российской Федерации в особых условиях // Труды Академии управления МВД России. 2018. № 3 (47). С. 91-96.
6. Латинско-русский и русско-латинский словарь. Москва, 2022. 320 с.
7. Никитин Д. Н. Эффективность аппаратов управления органами внутренних дел в механизме разработки и принятия управленческих решений в территориальных органах МВД России на региональном и районном уровнях // Труды Академии управления МВД России. 2019. № 1 (49). С. 41-47.
8. Послание Президента Федеральному Собранию : Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 21 февраля 2023 г. // СПС Консультант-Плюс : сайт. URL: https://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_440178/ (дата обращения: 04.04.2023).
9. Рачёв Д. Н. Основные направления взаимодействия МВД России с федеральными органами исполнительной власти при подготовке и проведении контртеррористической операции (на примере ГУ МВД России по Московской области) // Труды Академии управления МВД России. 2019. № 1 (49). С. 48-54.
10. Рудьман С. А. Особенности правового статуса граждан в условиях правового режима контртеррористической операции: теоретические аспекты // Актуальные проблемы российского права. 2009. № 1 (10).
11. Финляндия официально вступила в НАТО. URL: https://ria.ru/20230404/
References:
1. Anikin V. N. Directions for improving the legal regulation of management activities in the internal Affairs bodies // Proceedings of Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia. 2021. № 2 (58). P. 57-66.
2. Grishchenko L. L, Knyazhev V. B. Vojna kak kommercheskij proekt : monogr. Moskva, 2023. 186 s.
3. Kil'mashkina T.N. Looking into core issues, Sides and causes of Social conflict for the purpose of effectively managing it // Proceedings of Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia. 2017. № 2 (42). P. 59-63.
4. Knyazhev V. B, Grishchenko L. L, Egorov K. A. On Modern Approaches to the Training of Managerial Personnel of Internal Affairs Bodies to Solve the Tasks of a Special Military Operation // Proceedings of Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia. 2023. № 1 (65). P. 56-66.
5. Knyazhev V. B, Majdykov A F. Some Specifics about Legal Control of Activity of Internal Affairs Bodies of the Russian Federation in Special Conditions // Proceedings of Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia. 2018. № 3 (47). P. 91-96.
6. Latinsko-russkij i russko-latinskij slovar'. Moskva, 2022. 320 s.
7. Nikitin D. N. Efficiency of Management Devices of the Law Enforcement Bodies in Mechanism of Elaboration and Adoption the Managerial Decisions on the Territorial Bodies of the Interior Ministry of Russia on the Regional and District Levels // Proceedings of Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia. 2019. № 1 (49). P. 41-47.
8. Poslanie Prezidenta Federal'nomu Sobra-niyu : Poslanie Prezidenta Rossijskoj Fe-deracii Federal'nomu Sobraniyu ot 21 fe-vralya 2023 g. // SPS Konsul'tantPlyus : sajt. URL: https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_440178/ (data obrashche-niya: 04.04.2023).
9. Rachyov D. N. Main Counteraction Directions of the Interior Ministry of Russia with the Federal Bodies of the Executive Authority during Preparation and Conduction a Counter-Terrorist Operation (on Example of the Main Department of the Interior Ministry of Russia on the Moscow Region) // Proceedings of Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia. 2019. № 1 (49). P. 48-54.
10. Rud'man S. A. Features of the legal status of citizens in the conditions of the legal regime of a counterterrorist operation: theoretical aspects // Actual problems of Russian law. 2009. № 1 (10).
nato-1862941889.html (дата обращения: 05.04.2023).
12. Щукин В. М, Грищенко Л. Л. Теоретические и правовые аспекты обеспечения безопасности населения России от вызовов и угроз современности // Право в Вооруженных Силах — Военно-правовое обозрение. 2022. № 5. С. 20-28.
11. Finlyandiya oficial'no vstupila v NATO. URL: https://ria.ru/20230404/nato-1862941889. html (data obrashcheniya: 05.04.2023).
12. Shchukin V. M, Grishchenko L. L. Theoretical and legal aspects of ensuring the security of the Russian population from the challenges and threats of modernity // Law in the Armed Forces — Military Legal Review. 2022. № 5. P. 20-28.
Для цитирования:
For citation:
Княжев Виктор Борисович, Грищенко Леонид Леонидович, Егоров Константин Анатольевич. Алгоритм работы руководителя территориального органа МВД России в особых условиях // Труды Академии управления МВД России. 2023. № 3 (67). С. 118-127.
Kniazhev Viktor Borisovich, Grischenko Leonid Leonidovich, Egorov Konstantin Anatol'evich. Algorithm of Work of the Head of the Territorial Body of the Ministry of Internal Affairs of Russia in Special Conditions // Proceedings of Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia. 2023. № 3 (67). P. 118-127.