УДК 334.735+338.436(470.55)
АЛГОРИТМ ОЦЕНКИ ПОТЕНЦИАЛА СОЗДАНИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ КРЕДИТНЫХ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ КООПЕРАТИВОВ НА ТЕРРИТОРИИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
О. Д. РУБАЕВА,
доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой, Д. Ю. ПАНКРАТОВА,
ассистент, Челябинская государственная агроинженерная академия
(454000, г. Челябинск, пр. Ленина, д. 75; тел.: 89128069015; e-mail: [email protected])
Ключевые слова: потребительская кооперация, сельскохозяйственный кооператив, кредитный кооператив, потребительский кооператив, муниципальные районы, показатели эффективности.
Недостаток финансовых ресурсов у сельскохозяйственных товаропроизводителей является основной проблемой сдерживающей развитие агропромышленного комплекса в Челябинской области. Областная целевая программа «Развитие сельского хозяйства в Челябинской области на 2013-2020 гг.» предусматривает развитие системы сельскохозяйственной потребительской кооперации. Целью исследований является разработка алгоритма оценки потенциала создания СКПК для повышения эффективности функционирования агропромышленного комплекса Челябинской области. Проводится системный анализ потенциала создания сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов с учетом закономерностей развития системы агропромышленного комплекса Челябинской области. Рассмотрены принципы построения эффективной системы сельскохозяйственной кредитной потребительской кооперации. Разработан алгоритм экспертной оценки потенциала создания сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов с учетом показателей функционирования отрасли сельского хозяйства в муниципальных образованиях. Предложены рекомендации для повышения эффективности создания и развития сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов с учетом потенциала муниципального образования. Обоснована роль сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов в повышении эффективности функционирования агропромышленного комплекса. Создание эффективной системы сельскохозяйственной потребительской кредитной кооперации позволяет обновить производственные фонды, повысить структурно-технологическую модернизацию отрасли, что в целом повышает эффективность и конкурентоспособность субъектов агропромышленного комплекса Челябинской области. Установлена взаимосвязь между разработанными показателями состояния сельского хозяйства и развитием системы сельскохозяйственной кредитной потребительской кооперации на территории муниципального образования. Разработанный алгоритм оценки потенциала создания сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов позволяет оптимизировать процесс создания сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов на территории данных муниципальных образований.
ALGORITHM FOR ESTIMATING THE POTENTIAL OF CREATING RURAL CREDIT CONSUMERS' CO-OPERATVES ON MUNICIPAL TERRITORY OF THE CHELYABINSK REGION
O. D. RUBAEVA,
doctor of economic sciences, professor, head of department, D. YU. PANKRATOVA,
assistant, Chelyabinsk state agroengineering academy
(75 Lenina prosp., 454000, Chelyabinsk; tel: +7 912 806-90-15; e-mail: [email protected])
Keywords: consumer cooperation, agricultural cooperative, credit cooperative, consumer cooperative, municipal districts, performance indicators.
Lack of financial resources of agricultural producers is a main problem holding back the development of agriculture in the Chelyabinsk region. A regional target program "Development of Agriculture in the Chelyabinsk region for 2013-2020" anticipates the development of agricultural consumer cooperatives. The purpose of this paper is to develop an algorithm for assessing the potential of creating ACCC to improve the functioning of the agro-industrial complex of the Chelyabinsk region. Conducted a systematic analysis of the potential creation of agricultural credit consumer cooperatives in the light patterns of development of the agroindustrial complex of the Chelyabinsk region. The principles of an efficient system formation of agricultural credit consumer cooperatives are considered. The algorithm of an expert assessment of a creation potential of agricultural credit consumer cooperatives is worked out taking into account functioning indicators of the agricultural sector in the municipalities. Recommendations are given to improve an efficiency of production and development of agricultural credit consumer cooperatives based on the potential of the municipality. The role of agricultural credit consumer cooperatives is well founded in improving the functioning of the agro-industrial complex. Creating an effective system of agricultural credit consumer cooperatives allows to update production facilities, improve the structural and technological modernization of the sector, which generally increases the efficiency and competitiveness of AIC subjects of the Chelyabinsk region. The relationship is established between developed indicators of the agriculture state and the development of the system of agricultural credit consumer cooperatives in the municipality. An algorithm for estimating creation potential of agricultural credit consumer cooperatives makes possible an optimization of the creation process of agricultural credit consumer cooperatives in the territories of the municipalities.
Положительная рецензия представлена С. А. Аристовым, доктором экономических наук, доцентом, профессором кафедры математических методов в экономике Челябинского государственного университета.
Цель и методика исследований.
В настоящее время нехватка финансовых ресурсов ведет к тому, что среднегодовой прирост продукции сельского хозяйства существенно отстает от роста экономики в целом.
Существует неразрывная связь между состоянием сельской экономики, сельского производства и устойчивым уровнем развития сельских территорий. Восстановление сельскохозяйственного производства и связанное с ним обеспечение устойчивого развития сельских территорий требует значительных финансовых ресурсов: собственных ресурсов; заемных ресурсов; ресурсов, выделяемых государством.
Для удовлетворения потребности субъектов АПК Российской Федерации функционирует трехуровневая система сельскохозяйственной кредитной потребительской кооперации. Многоуровневая систе-
ма сельскохозяйственной потребительской кооперации — это организация и развитие кооперативов первого уровня (районных) и вступление их в состав кооперативов второго уровня (областного или регионального) и третьего (национального) уровней. Многоуровневая система сельскохозяйственной потребительской кредитной кооперации обеспечивает сбалансированное распределение финансовых ресурсов среди ее участников на основе механизма внутреннего саморегулирования и повышает эффективность деятельности всех ее членов.
Недостаточное число районных сельскохозяйственных кредитных кооперативов приводит к нецелесообразности и неэффективности функционирования областных кредитных кооперативов. Для повышения эффективности двухуровневой системы кредитной кооперации в Челябинской области и дальнейшего
1-й этап
Формирование критериев для оценки в разрезе муниципальных образований: — для оценки состояния отрасли сельского хозяйства; — для оценки состояния системы сельскохозяйственной потребительской кооперации
2-й этап
Информационно-эмпирическая база исследований
3-й этап
Отбор экспертов для оценки значимости показателей и их критериев в баллах
4-й этап
Экспертная оценка с учетом значимости показателей в разрезе муниципальных образований: — системы критериальных показателей для оценки состояния сельского хозяйства; — системы критериальных показателей для оценки состояния сельскохозяйственной потребительской кооперации
5-й этап
Обобщающая оценка муниципального образования с помощью сводной матрицы интегральных оценок и _интервальной шкалы_
6-й этап
_Выбор наиболее перспективных муниципальных образований для создания и развития СКПК_
Рисунок 1
Алгоритм оценки потенциала создания и развития СКПК на территории муниципальных образованиях Челябинской области
Таблица 1
Система критериальных показателей для оценки социально-экономического состояния и развития системы сельскохозяйственной потребительской кооперации на территории муниципального образования
Группа показателей (0 Показатели отрасли сельского хозяйства (у) Значимость в баллах (а
Экономические объем производства продукции сельского хозяйства по КФХ 5
объем производства продукции сельского хозяйства по ЛПХ 4
объем производства продукции сельского хозяйства в СХО 1
прирост валового объема продукции сельского хозяйства в КФХ 4
прирост валового объема продукции сельского хозяйства в ЛПХ 3
прирост валового объема продукции сельского хозяйства в СХО 1
Социальные работоспособное сельское население 2
сельское население старше работоспособного возраста 1
уровень безработицы 4
Опыт функционирования СКПК количество сельскохозяйственных потребительских кооперативов 3
количество действующих сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов 1
Потенциал наличие желающих объединяться в кредитные кооперативы 3
наличие инициативной группы по образованию СКПК 3
наличие в муниципалитете средств для создания залогового и гарантийного фондов 2
Таблица 2
Сводная матрица интегральных взвешенных оценок состояния сельского хозяйства и развития кредитной
кооперации на конкретной территории муниципального образования
Характеристика показателей (Ч) Бальная оценка (Р) 4 ч' Критерии показателей для муниципальных районов Челябинской области с учетом данных за 2012 г.
Объем производства продукции сельского хозяйства: а) низкий; б) незначительный; в) средний; г) высокий а) 0; б) 1; в) 2; г) 3 Объем продукции
в СХО: а) до 0,1 млрд руб.; б) 0,1-0,5 млрд руб.; в) 0,5-1,5 млрд руб.; г) свыше 1,5 млрд руб. в КФХ: а) менее 20 млн руб.; б) 20-50 млн руб.; в) 50-100 млн руб.; г) свыше 100 млн руб. в ЛПХ: а) до 1 млрд руб.; б) 1-1,5 млрд руб.; в) 1,5-2 млрд руб.; г) свыше 2 млрд руб.
Прирост валовой продукции сельского хозяйства: а) отсутствует; б) незначительный; в) увеличивающийся; г) высокий а) 0; б) 1; в) 2; г) 3 Продукция сельского хозяйства в сопоставимых ценах в % к 2011 г.: а) менее 100 %; б) 100-200 %; в) 200-300 %; г) свыше 300 %
Уровень работоспособного сельского населения: а) критичный; б) низкий; в) достаточный; г) высокий а) 0; б) 1; в) 2; г) 3 а) менее 10 тыс. чел.; б) 10-15 тыс. чел.; в) 15-20 тыс. чел.; г) свыше 20 тыс. чел.
Уровень сельского населения старше работоспособного возраста: а) низкий; б) незначительный; в) средний; г) высокий а) 0; б) 1; в) 2; г) 3 а) менее 2 тыс. чел.; б) 2-5 тыс. чел.; в) 5-6 тыс. чел.; г) свыше 6 тыс. чел.
Уровень безработицы: а) социально опасный б) критический в) средний г) низкий а) 0; б) 1; в) 2; г) 3 а) более 10 %; б)7-10 %; в) 4-6 %; г) менее 4 %
Система СПК: а) не развитая; б) слаборазвитая; в) среднеразвитая; г) развитая а) 0; б) 1; в) 2; г) 3 а) отсутствуют; б) один; в) более одного; г) более 3 ед.
Система СКПК: а) не развитая; б) слаборазвитая; в) среднеразвитая; г) развитая а) 0; б) 1; в) 2; г) 3 а) отсутствуют; б) 1 ед.; в) 2-3 ед.; г) более 3 ед.
Уровень наличия желающих объединяться в СКПК: а) нулевой; б) низкий; в) средний; г) высокий а) 0; б) 1; в) 2; г) 3 а) нет желающих; б) 30 % от количества опрошенных; в) 30-60 % от количества опрошенных; г) 60 % и более от количества опрошенных
Уровень наличия инициативной группы по образованию СКПК: а) нет; б) есть а) 0; б) 3 а) нет; б) есть
Уровень обеспечения средств для создания залогового и гарантийного фондов в муниципалитете: а) нулевой; б) низкий; в) средний; г) высокий а) 0; б) 1; в) 2; г) 3 а) отсутствует; б) денежные средства в бюджете отсутствуют, администрация района поддерживает идею создания фондов; в) запланировано поступление денежных средств из местного бюджета; г) запланировано поступление денежных средств из местного, областного и федерального бюджетов
Экономика
Таблица 3
Интервальная шкала потенциала создания сельскохозяйственной кредитной потребительской кооперации
на территории муниципального образования
Группа Количество баллов ^п) Качественная оценка
I более 76 территории с высокими темпами роста сельскохозяйственного производства и наибольшим потенциалом для создания и развития СКПК. Пропаганда кооперативного движения
II 52-76 территории со стабильными условиями для создания СКПК. Имеющийся потенциал у муниципального образования на данный момент используется не в полной мере
III 26-51 территории перспективного развития системы СКПК. Создание СКПК с условием содействия местных и областных органов управления
IV менее 25 территории с ограниченным потенциалом создания и развития СКПК
Таблица 4
Группировка муниципальных образований Челябинской области с учетом потенциала создания СКПК
на их территории
Группа Муниципальные образования
I нет
II нет
III Агаповский, Аргаяшский, Бреденский, Варненский, Верхнеуральский, Еткульский, Карталинский, Кизильский, Красноармейский, Кунашакский, Нагайбакский, Октябрьский, Сосновский, Троицкий, Уйский, Чебаркульский, Чесменский
IV Ашинский, Еманжелинский, Каслинский, Катав-Ивановский, Коркинский, Кусинский, Незяпетровский, Пластовский, Саткинский
вступления в межрегиональные кредитные кооперативы РФ необходим алгоритм, повышающий эффективность создания СКПК на территории муниципальных образований Челябинской области.
На основе анализа литературных источников, а также проведенных исследований разработан алгоритм оценки потенциала создания и развития СКПК на территории муниципальных образованиях Челябинской области (рис. 1).
Данный алгоритм построен на основе многокритериальной параметрической экспертной оценки системы критериальных показателей (табл. 1) и последующей обобщающей оценки с применением матричного подхода (табл. 2), а также экономической интерпретации полученных значений с помощью интервальной шкалы (табл. 3).
Система критериальных показателей, представленная в табл. 1, включает в себя:
— характеристику общей экономической и социальной эффективности отрасли сельского хозяйства на территории муниципального образования;
— характеристику показателей развития системы сельскохозяйственной потребительской кооперации на территории муниципального образования.
Оценка влияния критериальных показателей на потенциал развития СКПК на территориях муниципальных образований выражается через весовой коэффициент (значимость а), определяемый экспертами в баллах от 0 до 5 (табл. 1).
Анализ развития системы кредитной кооперации показал, что основными членами СКПК являются крестьянские (фермерские) хозяйства (КФХ) и большая доля займов также приходится на КФХ. Таким образом, наибольшую значимость приобретают критериальные показатели отражающие деятельность КФХ. Также значимыми являются уровень безработица и наличие сельского населения старше работоспособного возраста. Люди пенсионного возраста являются потенциальными членами, удовлетворяющими свою потребность в сбережении временно-свободных денежных средств.
Анализ конкретной территории муниципального образования необходимо проводить с учетом матриц интегральных оценок состояния сельского хозяйства и развития кредитной кооперации, представленной в табл. 2.
С учетом матриц интегральных оценок и значимости критериальных показателей мы рассчитали итоговое количество баллов, набранное каждым муниципальным образованием по следующей формуле:
где Qn — количество баллов, набранное п-м муниципалитетом с учетом характеристики всех показателей;
Р — оценка характеристики /-го показателя в ]-й группе п-го муниципалитета;
а — значимость /-го показателя в]-й группе.
В результате проведенных исследований выделили четыре группы муниципальных образований в зависимости от потенциала создания и развития СКПК на их территории (табл. 3).
Результаты исследований.
Алгоритм оценки потенциала создания и развития СКПК на территории муниципальных образований апробирован с учетом статистических данных за 2012 г. по Челябинской области (табл. 4).
Муниципальные районы четвертой группы с ограниченным потенциалом являются наименее привлекательными для создания СКПК. Семнадцати муниципальным образованиям Челябинской области, относящимся к третьей группе согласно предложенной классификации, необходима административная поддержка на муниципальном и областном уровнях (табл. 4).
Для стабильного развития СКПК на территориях муниципальных образований, находящихся в группе III мы предлагаем при поддержке муниципального и областного бюджета образовать гарантийный и залоговый фонд. Роль фондов на уровне муниципалитета заключается в предоставлении СКПК гарантии для банка на получение льготного сельскохозяйственно-
го кредита. В свою очередь СКПК берет обязательства перед фондом по возврату денежных средств и оплате вознаграждения. Фонд может предоставлять поручительство за счет средств муниципального, областного и федерального бюджетов.
Выводы. Рекомендации.
Разработанный алгоритм оценки потенциала создания СКПК на территории муниципальных образований позволяет повысить эффективность низовых звеньев системы кредитной кооперации и обеспечить развитие дальнейших уровней кооперации на территории Челябинской области.
Повышение эффективности функционирования АПК предполагает формирование системы сельскохозяйственной потребительской кооперации. Формирование системы сельскохозяйственной потребительской кооперации — это организация и развитие кооперативов первого уровня и вступление их в состав кооперативов второго и последующих уровней. Объединение кредитных кооперативов первого уровня в областной кооператив, слияние ресурсов и разделение других затрат являются эффективными мерами для достижения экономической и финансовой автономии сельскохозяйственных товаропроизводителей Челябинской области.
Литература
1. Крылов В., Парфирьев П., Черников А. Кооперация — основа стабильного развития сельских территорий // АПК : экономика, управление. 2012. № 11. С. 73-77.
2. Ушачев И. Г. Научное обеспечение государственной программы и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг. // АПК : экономика, управление. 2013. № 3. С. 7-18.
3. Туган-Барановский М. И. Социальные основы кооперации. М. : Экономика, 1989. 496 с.
4. Чаянов А. В. Основные идеи и формы организации сельскохозяйственной кооперации. М., 1991. 456 с.
5. «О сельскохозяйственной кооперации» : Федеральный закон от 08.12.1995 г. № 193-ФЗ (ред. от 23.07.2013 г.)
6. Проект «Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг.».
7. Муниципальные образования Челябинской области. Основные социально-экономические показатели : стат. сб. Че-лябинскстат. Челябинск, 2012. 526 с.
References
1. Krilov V., Parfiriev P., Chernikov A. Cooperation as a basis of sustainable development of rural areas // AIC : economics and management. 2012. № 11. P. 73-77.
2. Ushachev I. G. Scientific support of government programs and regulation of agricultural products, raw materials and food markets for 2013-2020 // AIC : economics, management. 2013. № 3. P. 7-18.
3. Tugan-Baranovskiy M. I. Social bases of cooperation. M. : Economics, 1989. 496 p.
4. Chayanov A. V Basic ideas and forms of agricultural cooperatives organization. M., 1991. 456 p.
5. "The Agricultural Cooperation" : Federal Law of 08.12.1995 № 193-FZ (as amended on 23.07.2013)
6. Project "State program of agricultural development and regulation of agricultural products, raw materials and food markets for 2013-2020".
7. Municipalities of the Chelyabinsk region. Main socio-economic indicators : statistical compilation Chelyabinskstat. Chelyabinsk, 2012. 526 p.