Научная статья на тему 'АЛГОРИТМ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ИНОЯЗЫЧНОЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ НА ОСНОВЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ «ОБУЧЕНИЕ В СОТРУДНИЧЕСТВЕ» С ПРИМЕНЕНИЕМ ИКТ'

АЛГОРИТМ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ИНОЯЗЫЧНОЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ НА ОСНОВЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ «ОБУЧЕНИЕ В СОТРУДНИЧЕСТВЕ» С ПРИМЕНЕНИЕМ ИКТ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
121
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЛГОРИТМИЗИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ОБУЧЕНИЕ В СОТРУДНИЧЕСТВЕ / АЛГОРИТМ ОБУЧЕНИЯ / МЕТОД ПРОЕКТОВ / ЯЗЫКОВЫЕ ПРОЕКТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хмаренко Никита Иванович

Алгоритм обучения является частью любой частной методической системы. Он определяет ее нормальное функционирование и представляет собой осуществление точных предписаний о способах реализации процесса обучения. Исследуемый изначально в рамках программированного обучения, алгоритм впоследствии стал рассматриваться как элемент педагогических технологий. Сегодня алгоритм обучения представляет собой совокупность этапов реализации проектной деятельности и неразрывно связан с методом проектов. Обозначены общие положения метода проектов, а также проанализированы исследования отечественных и зарубежных ученых в области применения проектной методики в языковом образовании. На основе анализа приведенной литературы представлен алгоритм реализации методики обучения иноязычной письменной речи на основе педагогической технологии «Обучение в сотрудничестве» с применением ИКТ. Выделены следующие этапы: 1) информационно-организационный; 2) технический; 3) процессуальный; 4) оценочный. При этом каждому этапу соответствует совокупность шагов, общее число которых равняется 12. На 1, 2 и 3 шагах происходит знакомство с проектной методикой и технологией «Обучение в сотрудничестве», предлагается перечень тем или подтем, определяется групповой состав и уточняются задачи и цели проекта, временные рамки и условия выполнения, критерии оценивания. На 4 и 5 шагах обучающихся знакомят с программным обеспечением и особенностями работы на выбранных платформах, обсуждаются правила обеспечения информационной безопасности. На 6, 7, 8, 9 и 10 шагах реализуется процессуальный этап, когда обучающиеся выполняют письменные работы во внеаудиторное время совместно и консультируются с преподавателем. На 11 и 12 шагах происходит презентация продукта проектной деятельности, общее обсуждение, оценка групповой работы и рефлексия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хмаренко Никита Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STAGES OF TEACHING STUDENTS FOREIGN LANGUAGE WRITTEN SPEECH BASED ON COOPERATIVE LEARNING AND ICT

The learning algorithm is part of any particular methodical system. It determines its normal functioning and represents the implementation of precise instructions on how to implement the learning process. Considered initially within the framework of programmed learning, the algorithm subsequently began to be considered as an element of pedagogical technologies. Today, the learning algorithm is a set of stages in the implementation of project activities and is inextricably linked with the project method. We outline the general provisions of the project method, as well as analyzes the research of Russian and foreign scientists in the application of project methodology in language education. Based on the analysis of the above literature, the author presents the author's stages for implementing the methodology of teaching foreign language written speech based on pedagogical technology of cooperative learning with the use of ICT. The following stages are: 1) informational and organizational; 2) technical; 3) procedural; 4) evaluative. At the same time, each stage corresponds to a set of steps, the total number of which is 12. At steps 1, 2 and 3, the project methodology and technology of “cooperative learning” are introduced, a list of topics or subtopics is proposed, the group membership is determined and the tasks and goals of the project, time frames and conditions of implementation, evaluation criteria are specified. At the 4th and 5th steps, students are introduced to the software and the features of working on selected platforms, and the rules for ensuring information security are discussed. At steps 6, 7, 8, 9 and 10, a procedural stage is implemented when students perform written work during extracurricular time together and consult with the teacher. At steps 11 and 12, there is a presentation of the project product, general discussion, evaluation of group work and reflection.

Текст научной работы на тему «АЛГОРИТМ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ИНОЯЗЫЧНОЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ НА ОСНОВЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ «ОБУЧЕНИЕ В СОТРУДНИЧЕСТВЕ» С ПРИМЕНЕНИЕМ ИКТ»

Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки 2022. Т. 27. № 3 http://journals.tsutmb.ru/humanities/

Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki = Tambov University Review. Series: Humanities 2022, vol. 27, no. 3 http://journals.tsutmb.ru/humanities-eng/

ISSN 1810-0201 (Print) ISSN 2782-5825 (Online)

Перечень ВАК, РИНЦ, Ulrich's Periodicals Directory, EBSCO, SciLIT, CrossRef

Научная статья

УДК 372.881.111.1+378.147

DOI 10.20310/1810-0201 -2022-27-3-677-687

Алгоритм обучения студентов иноязычной письменной речи на основе педагогической технологии «Обучение в сотрудничестве» с применением ИКТ

Никита Иванович ХМАРЕНКО

ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина» 392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33 [email protected]

Аннотация. Алгоритм обучения является частью любой частной методической системы. Он определяет ее нормальное функционирование и представляет собой осуществление точных предписаний о способах реализации процесса обучения. Исследуемый изначально в рамках программированного обучения, алгоритм впоследствии стал рассматриваться как элемент педагогических технологий. Сегодня алгоритм обучения представляет собой совокупность этапов реализации проектной деятельности и неразрывно связан с методом проектов. Обозначены общие положения метода проектов, а также проанализированы исследования отечественных и зарубежных ученых в области применения проектной методики в языковом образовании. На основе анализа приведенной литературы представлен алгоритм реализации методики обучения иноязычной письменной речи на основе педагогической технологии «Обучение в сотрудничестве» с применением ИКТ. Выделены следующие этапы: 1) информационно-организационный; 2) технический; 3) процессуальный; 4) оценочный. При этом каждому этапу соответствует совокупность шагов, общее число которых равняется 12. На 1, 2 и 3 шагах происходит знакомство с проектной методикой и технологией «Обучение в сотрудничестве», предлагается перечень тем или подтем, определяется групповой состав и уточняются задачи и цели проекта, временные рамки и условия выполнения, критерии оценивания. На 4 и 5 шагах обучающихся знакомят с программным обеспечением и особенностями работы на выбранных платформах, обсуждаются правила обеспечения информационной безопасности. На 6, 7, 8, 9 и 10 шагах реализуется процессуальный этап, когда обучающиеся выполняют письменные работы во внеаудиторное время совместно и консультируются с преподавателем. На 11 и 12 шагах происходит презентация продукта проектной деятельности, общее обсуждение, оценка групповой работы и рефлексия.

Ключевые слова: алгоритмизированное обучение, обучение в сотрудничестве, алгоритм обучения, метод проектов, языковые проекты

Для цитирования: Хмаренко Н.И. Алгоритм обучения студентов иноязычной письменной речи на основе педагогической технологии «Обучение в сотрудничестве» с применением ИКТ // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2022. Т. 27, № 3. С. 677-687. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2022-27-3-677-687

Original article

DOI 10.20310/1810-0201 -2022-27-3-677-687

Stages of teaching students foreign language written speech based on cooperative learning and ICT

Nikita I. KHMARENKO

Derzhavin Tambov State University 33 Internatsionalnaya St., Tambov 392000, Russian Federation PochNikita@yandex. ru

'3'

Content of the journal is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License Материалы статьи доступны по лицензии Creative Commons Attribution («Атрибуция») 4.0 Всемирная

© Хмаренко Н.И., 2022

Abstract. The learning algorithm is part of any particular methodical system. It determines its normal functioning and represents the implementation of precise instructions on how to implement the learning process. Considered initially within the framework of programmed learning, the algorithm subsequently began to be considered as an element of pedagogical technologies. Today, the learning algorithm is a set of stages in the implementation of project activities and is inextricably linked with the project method. We outline the general provisions of the project method, as well as analyzes the research of Russian and foreign scientists in the application of project methodology in language education. Based on the analysis of the above literature, the author presents the author's stages for implementing the methodology of teaching foreign language written speech based on pedagogical technology of cooperative learning with the use of ICT. The following stages are: 1) informational and organizational; 2) technical; 3) procedural; 4) evaluative. At the same time, each stage corresponds to a set of steps, the total number of which is 12. At steps 1, 2 and 3, the project methodology and technology of "cooperative learning" are introduced, a list of topics or subtopics is proposed, the group membership is determined and the tasks and goals of the project, time frames and conditions of implementation, evaluation criteria are specified. At the 4th and 5th steps, students are introduced to the software and the features of working on selected platforms, and the rules for ensuring information security are discussed. At steps 6, 7, 8, 9 and 10, a procedural stage is implemented when students perform written work during extracurricular time together and consult with the teacher. At steps 11 and 12, there is a presentation of the project product, general discussion, evaluation of group work and reflection.

Keywords: computer-assisted learning, cooperative learning, stages of learning, project method, linguistic projects

For citation: Khmarenko N.I. Algoritm obucheniya studentov inoyazychnoy pis'mennoy rechi na osnove pedagogicheskoy tekhnologii «Obucheniye v sotrudnichestve» s primeneniyem IKT [Stages of teaching students foreign language written speech based on cooperative learning and ICT]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki - Tambov University Review. Series: Humanities, 2022, vol. 27, no. 3, pp. 677-687. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2022-27-3-677-687 (In Russian, Abstr. in Engl.)

ВВЕДЕНИЕ

Алгоритм обучения является неотъемлемой частью любой методической системы обучения и определяет ее адекватное функ-

ционирование. Понятие «алгоритм обучения» тесно связано с программируемым обучением, поскольку алгоритм предполагает осуществление точных предписаний о способах реализации процесса обучения. Не-

смотря на то, что алгоритмически-програм-мированное обучение смогло своевременно решить ряд недостатков традиционной методики, алгоритмизация учебного процесса имела и свои недостатки, проистекающие из особенностей организации учебно-познавательной деятельности на основе этого метода. Так, постоянная работа с дидактической машиной сводила к минимуму коммуникацию с преподавателем или другими обучающимися, а естественная потребность перейти от ориентира на среднего ученика к построению индивидуальной образовательной траектории нашла свое категорическое воплощение в программированном обучении [1]. Несмотря на некоторые недостатки, разработка частных методических систем в области преподавания иностранных языков нередко опирается на ряд постулатов данного метода обучения, а именно: 1) переход от контроля к самоконтролю; 2) переход педагогической системы к самообучению.

Широкое внедрение дидактических или обучающих машин и перенасыщение методик обучения различным дисциплинам программированным обучением привело к закономерному разочарованию в нем и поиску новых решений дидактических и частноме-тодических задач. На стыке двух тысячелетий наиболее перспективными стали считаться дистанционные технологии в образовании, а также технологии компьютерной коммуникации, сегодня чаще объединяемые термином ИКТ. Е.С. Полат, рассматривая учебный процесс с применением дистанционных технологий, отмечала существенное дидактическое различие дистанционных технологий от программ для самообразования в наличии обоих субъектов взаимодействия. Учебный процесс, как двуединое явление, предполагает ограничение деятельности каждого субъекта. Отсюда очевидной становится необходимость для составления алгоритма обучения, на основе которого реализуется деятельность преподавателя и обучающегося. При этом Е.С. Полат отмечает, что в основе организации учебно-познавательной деятельности на основе дистанционных технологий по-прежнему остается работа с про-

граммным средством, а интерактивность обеспечивается лингводидактическим потенциалом средств обучения, а не процессом обучения. Это приводит к необходимости изменения построения учебного процесса и внедрения актуальных педагогических технологий. Таким образом, Е.С. Полат в качестве дидактической системы, способствующей разработке и эффективному внедрению дистанционных технологий в учебный процесс, определяет следующую совокупность элементов: педагогическая технология «Обучение в сотрудничестве», разноуровневое обучение и метод проектов [2].

АЛГОРИТМ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ИНОЯЗЫЧНОЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ НА ОСНОВЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ «ОБУЧЕНИЕ В СОТРУДНИЧЕСТВЕ» С ПРИМЕНЕНИЕМ ИКТ

Актуальные исследования, посвященные методическим вопросам обучения иностранным языкам, свидетельствуют о широком внедрении метода проектов в учебно-воспитательный процесс. Необходимо отметить, что метод проектов, как и технология «Обучение в сотрудничестве», обязаны своим появлением в отечественной методике трудам известного американского педагога Дж. Дьюи [3]. Более детально метод проектов был описан У. Килпатриком и Э. Коллингсом. Среди отечественных ученых метод проектов изучали П.П. Блонский, его практической реализацией занимался С.Т. Шацкий. Хотелось бы отметить, что метод проектов уже широко использовался в отечественной методике вплоть до начала 1930-х гг., когда он применялся для организации практической трудовой деятельности и раскрытия потенциала обучающихся в рамках трудовой школы. Несмотря на последующий запрет в начале 1930-х гг., сегодня проектная методика обладает не меньшей популярностью, чем более сотни лет назад. Во многом это объясняется укреплением междисциплинарных связей и переориентацией образовательного процесса на прикладные профессиональные области

человеческой деятельности, а также развитие универсальных компетенций в рамках актуальных ФГОС ВО.

Для реализации проекта необходимо выстроить алгоритм осуществления проектной деятельности, который будет содержать этапы реализации проекта и действия преподавателя и студентов. К примеру, В.С. Зайцев предлагает 5 стадий реализации проекта. Первым этапом считается разработка проектного задания. Необходимо отметить, что некоторые западные ученые считают, что задание считается самым важным компонентом структуры педагогической технологии «Обучение в сотрудничестве». Действительно, разработка проектного задания, которое вовлечет каждого обучающегося в учебно-познавательную деятельность, мотивирует студентов выполнять индивидуально свою часть и помогать своим одногруппникам, требует определенного багажа знаний и опыта в организации проектной деятельности. Однако, даже если такого опыта не имеется, то В.С. Зайцев предлагает обратиться к следующим пяти шагам, организующим педагогическую деятельность преподавателя на первой стадии: 1) выбор темы проекта; 2) членение основной темы на подтемы; 3) формирование рабочих групп; 4) подготовка учебного материала к исследовательской работе; 5) определение формы представления результата. На всех пяти шагах первой стадии преподаватель и студенты взаимодействуют. Так, изначально преподавателем предлагается для выбора перечень тем, среди которых студенты выделяют понравившиеся. Приняв общее решение по теме, студенты переходят к следующему шагу - выделению подтем. Роль преподавателя сводится к тому, чтобы вычленить подтемы предварительно. Таким образом, педагог сможет организовать познавательную деятельность студентов на этапе разработки задания, лишь оказывая небольшую помощь и предлагая свой вариант разделения на подтемы. Следующий шаг - формирование групп, как правило, происходит без особых затруднений, поскольку, определившись с подтемами, студенты уже знают, ка-

кую роль они выполняют в проекте. Четвертый шаг - подготовка материалов к исследовательской работе. Преподавателю необходимо заранее подготовить перечень вопросов для активизации поисковой деятельности, отобрать учебную литературу. Студенты принимают активное участие в разработке заданий, вопросы для поиска необходимой информации обсуждаются в группах. На последнем шаге стадии разработки проектного задания преподаватель и студенты определяют форму представления результата. Отметим также, что В.С. Зайцевым предлагаются еще 4 стадии реализации проектной деятельности - разработка проекта, оформление результата, презентация, рефлексия. При разработке проекта педагогическая деятельность преподавателя заключается в консультации, координации работы обучающихся. Студенты осуществляют совместную проектную деятельность. Для оформления результата преподаватель осуществляет аналогичную работу. На стадии презентации преподаватель организует оценку проделанной работы, учащиеся докладывают о результатах своей деятельности. На стадии рефлексии преподаватель оценивает свою эффективность руководства проектом, а студенты осуществляют рефлексию групповой работы [4]. Таким образом, ученый акцентирует внимание на первых пяти шагах стадии разработки проектного задания.

По нашему мнению, достаточно успешным является исследование П.В. Сысоева, в котором отражены многие особенности проектной деятельности, а именно: 1) управление проектами; 2) управление участниками проекта; 3) управление сроками его реализации; 4) управление общением участников; 5) управление рисками; 6) управление экспертизой совместной проектной деятельности [5]. Управление проектами начинается с планирования. Как и В.С. Зайцев, ученый отмечает особую важность в том, чтобы определить цель и задачи проекта, превалирующий вид деятельности, характер контактов и количество участников, содержание проекта, язык коммуникации и платформу

реализации. Работу со студентами необходимо начинать с шага введения в проектную деятельность. Для этого требуется организовать коммуникацию дистанционно или очно и объяснить, в чем заключается ценность проектной деятельности. На примере объяснить составные части проекта, объяснить критерии оценки. В компонент управления проектом также входит часть содержания проекта. Любая деятельность студентов должна быть направлена на решение задач, достижение цели выбранного проекта. Содержание проекта должно также выстраиваться по определенной структуре. Так, В.С. Зайцевым было выделено всего 5 стадий, Е.С. Полат и ее учениками выделялось 7 этапов реализации проекта на основе информационных и коммуникационных технологий [6]. П.В. Сысоев замечает, что традиционно проекты включают в себя три основных этапа: подготовительный, процессуальный и итоговый. При этом на каждом этапе реализации проекта выделяются также шаги. Помимо этого, преподаватель контролирует сроки реализации проекта. Учитывая то, что они все делятся на краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные, возникает необходимость временного регламента. Когда преподаватель осуществляет контроль за участниками проекта, то он может проводиться как в гибкой, так и в жесткой форме. Форма контроля зависит как от способностей обучающихся, так и от роли преподавателя, которая была определена на подготовительном этапе. Не менее важным считается и организация коммуникации участников проекта. Однозначно этот вопрос может возникать при реализации межпредметных проектов, когда в рамках проектной группы оказываются студенты разных национальностей. Аналогично эта же проблема возникает при реализации языковых проектов, когда требуется опора на родной язык. Одним из последних важных моментов считается управление рисками проекта. На процессуальном этапе может возникнуть ряд трудностей, включающий как указанные в ранних исследованиях проблемы реализации педагогической технологии «Обучение в сотрудничест-

ве» (нежелание выполнять работу в группах, неспособность учащихся выполнить индивидуальное задание, явление искусственного консенсуса, когда студенты избегают обсуждений в угоду предполагаемым затратам собственных сил и мотивации для решения вопросов содержания или структуры проекта), так и чисто технические проблемы с доступом к компьютеру. По замечанию П.В. Сысоева, практика применения ИКТ в период пандемии показывает, что персональный компьютер может быть доступен далеко не всегда, а отсюда имеет смысл говорить и о применении мобильных устройств в обучении иностранному языку (облачные технологии как средство обучения) [5]. На последнем или оценочном этапе необходимо подвести итог совместной работы обучающихся и определить критерии оценивания продукта (табл. 1). Считается, что для оценки проектной деятельности стандартная пятибалльная оценка не подходит. Как правило, используется либо экспертная, либо рейтинговая оценка. Экспертная оценка строится по десятибалльной, иногда пятибалльной шкале и осуществляется по ряду диагностических параметров, среди которых: ценностный, коммуникативный, познавательный, мотива-ционный и др. Рейтинговая оценка требует составления карт каждого участника группы. Общая сумма определяется количеством набранных баллов. На последнем этапе также производится оценка педагогической деятельности. Эта оценка состоит из двух компонентов: 1) скрытый педагогический эффект (формирование мотивации и личных качеств ученика); 2) выполненный проект (объем изученного материала, практическое применение информации, оформление проекта, защита проекта).

К.И. Сафонова и С.В. Подольский выделяют ряд требований к организации проектной деятельности студентов. Во-первых, поставленная задача должна быть нетеоретизи-рованной. Это означает, что в процессе реализации проектной методики проблематика должна отражать совокупность теоретической и практической составляющих. Во-вторых, поставленная цель должна быть выпол-

нимой, но вместе с тем требовать дополнительных усилий для решения проблемы. В-третьих, проектная деятельность всегда осуществляется группой студентов. Это означает, что группы должны быть определены заранее. В-четвертых, работа над проектами не должна происходить в аудиторной форме лекций или семинаров. И в-пятых, свою педагогическую деятельность преподаватель осуществляет с использованием инновационных технологий активного обучения, содействуя активизации познавательной деятельности и самостоятельному изучению материала. Соблюдение перечисленных требований необходимо для реализации метода проектов. При этом исследователи выделяют 4 этапа проекта: 1) организационно-подготовительный (распределение учащихся по группам, выбор тем); 2) планировочный (формирование плана работы над проектом); 3) технологический (реализация поставленных задач и целей); 4) заключительный (оформление результатов, общественная презентация, выдвижение новых проблем) [7]. Аналогичной позиции придерживается и И.А. Юрловская [8].

В целом, как показывают приведенные исследования, этапы реализации проекта делятся на 3 или 4. Однако необходимо заметить, что такое выделение этапов связано в целом с особенностями проектной методики, то есть носит общедидактический характер. Это означает, в свою очередь, что гораздо важнее определить специфику самого проекта. Для этого обратимся к принципам отбора проектов: 1) направленность на формирование компетенций, отраженных в ФГОС ВО; 2) направленность на получение конкретного эффекта в сфере деятельности, соответствующей профессиональным интересам студентов; 3) соответствие темы проекта содержанию направления и профиля подготовки студентов; 4) соответствие сложности проекта способностям студентов; 5) реализуемость проекта в установленный срок; 6) возможность обосновать оценку результатов совместной проектной деятельности студентов. Как мы видим, одними из принципов отбора

проектов являются соответствие темы проекта содержанию обучения по определенному профилю или направлению подготовки, а также формирование компетенций, указанных во ФГОС ВО. В рамках данного исследования речь пойдет о языковых учебных проектах, направленных на формирование умений письменной речи студентов языкового вуза. Особенности реализации проекта определяются, в первую очередь, профилем подготовки, возрастом участников проекта и выбором организационной формы обучения. На сегодняшний день опыт внедрения ИКТ в метод проектов в лингвистическом образовании отличается обилием частных методических моделей. Применение вики-технологий в обучении иноязычной письменной речи исследовалось П.В. Сысоевым, М.Н. Евстигнеевым [9; 10], Ю.Ю. Марковой [11]. В целом исследования показывают, что алгоритм языкового проекта состоит из 7 или 8 шагов. Так, П.В. Сысоевым предлагается алгоритм, состоящий из 8 шагов. На подготовительном этапе осуществляются первые три шага, а именно: 1) знакомство обучающихся с целью вики-проекта (осуществляется аудиторно. Со стороны преподавателя дается основная информация по содержанию и структуре проекта, содержанию цели проектной деятельности, преподаватель инструктирует учащихся в соответствии с алгоритмом выполнения проекта, знакомит с темами); 2) регистрация на вики-сервере и знакомство с особенностями работы вики-технологий (преподаватель раздает адрес вики-сервера, обучает регистрации и авторизации, объясняет особенности размещения материала); 3) обсуждение вопросов обеспечения информационной безопасности обучающихся при выполнении вики-проекта (разъяснение правил соблюдения информационной безопасности). Следующий этап - процессуальный. На процессуальном этапе преподаватель и обучающиеся осуществляют следующие 3 шага для реализации проекта: 4) выбор темы и подбор материала для вики-сервиса, выбор жанра и вида стандартизированного или творческого письменного задания (обучающиеся выбирают тему

вики-проекта, обсуждают идеи касательно содержания и структуры письменного высказывания, занимаются поиском подходящего материала, анализируют, систематизируют информацию и договариваются о выполнении индивидуальных заданий. Роль преподавателя сводится к мониторингу совместной учебно-познавательной деятельности и помощи в решении возникающих проблем);

5) написание и публикация вики-документа (каждый участник группы выполняет индивидуальное задание, размещает его на вики-сервисе, отслеживает изменения в содержательной части своего задания, задает соответствующие вопросы по работе и также вносит изменения в документ. Преподаватель осуществляет дистанционный контроль за участием в проектной деятельности каждого учащегося, проверяет содержание);

6) презентация результатов совместной проектной деятельности (каждая группа представляет свой вики-проект, участники обсуждают результаты работы, участвуют все группы. Роль преподавателя сводится к организации общей дискуссии). На финальном (оценочном) этапе осуществляются еще два шага: 7) самооценка (рефлексия, обучающиеся оценивают групповую и индивидуальную работу, обсуждают проблемы, с которыми они столкнулись и которые смогли или не смогли решить без помощи преподавателя, преподаватель также оценивает результаты своей педагогической деятельности); 8) оценка преподавателя (преподаватель оценивает работу студентов по обозначенным критериям). Отметим, что практически аналогично строится алгоритм реализации проекта и у Ю.Ю. Марковой. Так, она выделяет 3 этапа и 10 шагов при построении алгоритма обучения письменной речи на основе вики-тех-нологий. Отметим, что основная разница заключается в выделении шага написания чернового варианта письменной работы. При этом данный шаг может повторяться при необходимости.

Что касается применения облачных технологий и реализации проектной деятельности на их основе, то это частично рассматривалось в работах Г. Кесслера (G. Kessler),

Н. Сторч (N. Storch) и С. Абрамс (Z. Abrams). Так, Г. Кесслер с соавт. провели исследование, в котором участвовали 38 стипендиатов программы Фуллбрайта из разных стран. Срок выполнения проекта - 3 недели. В рамках дисциплины (EAP - English for Academic Purposes, перевод «Английский для академических целей») участникам эксперимента было предложено сформулировать темы проектных работ самостоятельно. Они также ознакомились с уже выполненными работами других студентов, были проинструктированы о сроках выполнения проекта и доступной информации. При этом не использовалась какая-либо конкретная модель создания совместного письменного продукта. Очные занятия на этапе знакомства с технологией включали в себя обсуждение предлагаемых тем и их сужение, сбор информации, анализ и организацию. Далее команды выполняли задания и показывали промежуточные результаты совместной проектной деятельности другим командам и преподавателю, таким образом получая оценку своей промежуточной работы как от студентов, так и от преподавателя. Финальная оценка участникам эксперимента не выставлялась, поскольку проект не носил обязательный характер [12]. Что касается исследований С. Абрамс, то ее эксперименты проводились на основе результатов исследований Н. Сторч, которая сформулировала и обосновала эффективность технологии обучения в сотрудничестве в соответствии с критериями равенства и совместной работы [13]. С. Абрамс разделила 28 участников на группы по 3-4 человека [14]. Проект длился 2 недели. Участники были заранее разделены на группы. Процессуальная часть состояла из 3 шагов. Сначала учащиеся просматривали часть видеофильма в аудиториях, а затем они придумывали окончание фильма в виде единого текста дистанционно. Первый шаг осуществлялся в очной форме (просмотр фильма и обсуждение, мозговой штурм в течение 10 минут). Второй шаг выполнялся с применением облачных технологий, когда учащиеся продолжали обсуждать тематику проекта и совместно формировали результат проектной дея-

Таблица 1

Алгоритм обучения иноязычной письменной речи на основе педагогической технологии «Обучение в сотрудничестве» с применением ИКТ

Table 1

Stages of teaching students foreign language written speech based on cooperative learning and ICT

Шаги |_Действия преподавателя_|_Действия студентов

Этап I. Информационно-организационный

1 - знакомит студентов с основами реализации метода проектов; - знакомит студентов с особенностями технологии «Обучение в сотрудничестве» - задают вопросы

2 - представляет перечень тем студентам для выбора; - определяет групповые составы - участвуют в обсуждении тем; - выбирают темы; - предлагают свои варианты разделения на группы

3 - после распределения тем по группам уточняет цели и задачи проекта; - уточняет сроки выполнения проекта; - уточняет основные этапы реализации проекта; - обозначает критерии оценивания - задают вопросы касательно выбранных тем; - обсуждают структуру и организацию проекта

Этап II. Технический

4 - знакомит студентов с вики- и облачными технологиями; - объясняет применение основных функций вики- и облачных технологий; - информирует об особенностях публикации материала на представленных платформах - регистрируются на представленных платформах; - изучают особенности их использования; - публикуют первые материалы не по теме проектной деятельности для закрепления

5 - обсуждает вопросы обеспечения информационной безопасности в сети Интернет - задают вопросы

Этап III. Процессуальный

6 - объясняет формат написания письменного высказывания; - показывает примеры уже выполненных работ по аналогичной тематике другими студентами; - указывает на типичные ошибки; - обсуждает возможные варианты разделения обязанностей при выполнении задания - знакомятся со структурой написания нового письменного высказывания; - обсуждают компоненты письменного высказывания; - распределяют роли для выполнения задания

7 - консультирует студентов при возникновении вопросов; - осуществляет гибкий контроль за процессом выполнения задания - осуществляют поиск и отбор необходимой информации; - совместно анализируют, систематизируют и синтезируют информацию; - публикуют части письменного высказывания, выполненные индивидуально

8 - консультирует студентов при возникновении вопросов; - осуществляет гибкий контроль за процессом выполнения задания; - корректирует тексты каждого учащегося при необходимости; - дает рекомендации по улучшению текста - предоставляют изначальный вариант письменного задания, поэтапно опубликованного всей группой; - обсуждают вариант письменной работы, выполненный в группе, и вносят изменения при необходимости

9 - осуществляет промежуточную корректировку; - консультирует студентов при возникновении вопросов - публикуют измененную версию документа

10 - организует презентацию работ - публикуют финальную версию документа; - участник группы представляет документ, созданный на конкретной платформе

Этап IV. Оценочный

11 - оценивает работу студентов по заранее выделенным критериям; - на основе мониторинга взаимодействия участников группы оценивает учебно-познавательную деятельность каждого ученика - осуществляют самооценку по предложенной шкале

12 - осуществляет рефлексию своей педагогической деятельности - осуществляют рефлексию участия в проектной деятельности

тельности (заочно). Третий шаг - завершение работы над текстом с последующей презентацией остальным группам.

Отметим, что особенности работы вики-и облачных технологий во многом похожи, потому что это программное обеспечение представляет собой онлайн-офис, работающий в рамках веб-браузера без установки специального программного обеспечения на компьютер или мобильное устройство. Любые документы, созданные в этой программе, могут быть экспортированы в файл. При этом доступ к файлам защищен паролем. На основе вышеприведенных исследований представляем наш алгоритм обучения иноязычной письменной речи на основе педагогической технологии «Обучение в сотрудничестве» с применением ИКТ.

ВЫВОДЫ

В данном исследовании были предложены 4 этапа и 12 шагов реализации проектной деятельности студентов, направленных на обучение иноязычной письменной речи на основе педагогической технологии «Обучение в сотрудничестве» с применением ИКТ,

а именно: 1) информационно-организационный этап; 2) технический этап; 3) процессуальный; 4) оценочный этап. В качестве средств обучения выступают вики- и облачные технологии, принцип работы и лингво-дидактический потенциал которых во многом схож. Каждому этапу соответствует совокупность шагов, общее число которых равняется 12. На 1, 2 и 3 шагах происходит знакомство с проектной методикой и технологией «Обучение в сотрудничестве», предлагается перечень тем или подтем, определяется групповой состав и уточняются задачи и цели проекта, временные рамки и условия выполнения, критерии оценивания. На 4 и 5 шагах обучающихся знакомят с программным обеспечением и особенностями работы на выбранных платформах, обсуждаются правила обеспечения информационной безопасности. На 6, 7, 8, 9 и 10 шагах реализуется процессуальный этап, когда обучающиеся выполняют письменные работы во внеаудиторное время совместно и консультируются с преподавателем. На 11 и 12 шагах происходит презентация продукта проектной деятельности, общее обсуждение, оценка групповой работы и рефлексия.

Список источников

1. Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация. М.: Академия, 2006. 192 с.

2. Полат Е.С. Дистанционное обучение // Педагогические и информационные технологии в образовании. 2001. № 4. Ст. 10.

3. Dewey J. Democracy and Education: An Introduction to the Philosophy of Education. N. Y.: Macmillan, 1916.

4. Зайцев В.С. Современные педагогические технологии. Челябинск: ЧГПУ, 2012. 411 c.

5. Сысоев П.В. Организация проектной деятельности обучающихся на основе современных информационных и коммуникационных технологий и управление проектами // Иностранные языки в школе. 2020. № 9. С. 15-28.

6. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петров А.Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М.: Академия, 1999.

7. Сафонова К.И., Подольский С.В. Проектная деятельность студентов в вузе: принципы отбора проектов и критерии формирования проектных групп // Общество: социология, психология, педагогика. 2017. № 9. С. 52-61. https://doi.org/10.24158/spp.2017.9.11

8. Юрловская И.А. Проектные технологии как средство развития индивидуальности учащихся // Сибирский педагогический журнал. 2013. № 3. С. 94-97.

9. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Технологии Веб 2.0: Социальный сервис вики в обучении иностранному языку // Иностранные языки в школе. 2009. № 5. С. 2-8.

10. Сысоев П.В. Вики-технология в обучении иностранному языку // Язык и культура. 2013. № 3 (23). С. 140-152.

11. Маркова Ю.Ю. Методика развития умений письменной речи студентов на основе вики-технологии (английский язык, языковой вуз): автореф. дис. ... канд. пед. наук. М.: МГГУ им. М.А. Шолохова, 2011. 22 с.

12. Kessler G., Bikowski D., Boggs J. Collaborative writing among second language learners in academic web-based projects // Language Learning and Technology. 2012. Vol. 16 (1). P. 91-109. http://dx.doi.org/10125/ 44276

13. Storch N. Collaborative writing in L2 contexts: Processes, outcomes, and future directions // Annual Review of Applied Linguistics. 2011. Vol. 31. P. 275-288. https://doi.org/10.1017/S0267190511000079

14. Abrams Z.I. Collaborative writing and text quality in Google Docs // Language Learning and Technology. 2019. № 23 (2). P. 22-42. https://doi.org/10125/44681

References

1. Zagvyazinskiy V.I. Teoriya obucheniya: Sovremennaya interpretatsiya [Theory of teaching: Modern Interpretation]. Moscow, "Academia" Publ., 2006. (In Russian).

2. Polat E.S. Distantsionnoye obucheniye [Online education]. Pedagogicheskye i informatsionnye tekhnologii v obrazovanii [Pedagogical and Information Technologies in Teaching], 2001, no. 4, art. 10. (In Russian).

3. Dewey J. Democracy and Education: An Introduction to the Philosophy of Education. New York, Macmil-lan Publ., 1916, 434 p.

4. Zaytsev V.S. Sovremenniye pedagogicheskiye tekhnologii [Modern Pedagogical Technologies]. Chelyabinsk, South Ural State Humanitarian Pedagogical University Publ., 2012, 411 p. (In Russian).

5. Sysoyev P.V. Organizatsiya proyektnoy deyatel'nosti obuchayushchikhsya na osnove sovremennykh infor-matsionnykh i kommunikatsionnykh tekhnologiy i upravleniye proyektami [Organization of project activities of students on the basis of modern information and communication technologies and project management]. Inostrannyye yazyki v shkole - Foreign Languages at School, 2020, no. 9, pp. 15-28. (In Russian).

6. Polat E.S., Bukharkina M.Y., Moiseeva M.V., Petrov A.Y. Novyepedagogicheskye i informatsionnyye teh-nologii v sisteme obrazovaniya [New Information and Communication Technologies in Teaching]. Moscow, "Academia" Publ., 1999. (In Russian).

7. Saphonova K.I. Podolsky S.V. Proyektnaya deyatel'nost' studentov v vuze: printsipy otbora proyektov i kriterii formirovaniya proyektnykh grupp [Student project activity in university: principles of choosing projects and criteria of project groups forming]. Obshestvo: sotsiologiya, psihologiya, pedagogika - Society: Sociology, Psychology, Pedagogy, 2017, no. 9, pp. 52-61. https://doi.org/10.24158/spp.2017.9.11. (In Russian).

8. Yurlovskaya I.A. Proyektnyye tekhnologii kak sredstvo razvitiya individual'nosti uchashchikhsya [Project technologies as a means of developing students identity]. Sibirskiypedagogicheskiy zhurnal - Siberia Pedagogical Journal, 2013, no. 3, pp. 94-97. (In Russian).

9. Sysoyev P.V., Evstigneev M.N. Tekhnologii Veb 2.0: Sotsial'nyy servis viki v obuchenii inostrannomu ya-zyku [Technology of Web 2.0: Social service wiki in foreign language teaching]. Inostrannyye yazyki v shkole - Foreign Languages at School, 2009, no. 5, pp. 2-8. (In Russian).

10. Sysoyev P.V. Viki-tekhnologiya v obuchenii inostrannomu yazyku [Using wiki in teaching a foreign language]. Yazyk i kul 'tura - Language and Culture, 2013, no. 3 (23), pp. 140-152. (In Russian).

11. Markova Y.Y. Metodika razvitiya umeniy pis 'mennoy rechi studentov na osnove viki-tekhnologii (angliyskiy yazyk, yazykovoy vuz): avtoref. dis. ... kand. ped. nauk [Methods of Writing Skills Development based on Wiki-Technologies (English Language, Linguistic University)]. Moscow, Sholokhov Moscow State University for the Humanities, 2011, 22 p. (In Russian).

12. Kessler G., Bikowski D. Boggs J. Collaborative writing among second language learners in academic web-based projects. Language Learning and Technology, vol. 16 (1), 2012, pp. 91-109. http://dx.doi.org/10125/ 44276

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Storch N. Collaborative writing in L2 contexts: Processes, outcomes, and future directions. Annual Review of Applied Linguistics, 2011, vol. 31, pp. 275-288.

14. Abrams Z.I. Collaborative writing and text quality in Google Docs. Language Learning and Technology, 2019, no. 23 (2), pp. 22-42. https://doi.org/10125/4468104/03/2022

Информация об авторе

Хмаренко Никита Иванович, научный сотрудник лаборатории языкового поликультурного образования, Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, ORCID: 0000-0003-3004-4592, [email protected]

Information about the author

Nikita I. Khmarenko, Research Scholar of Multicultural Linguistic Education Laboratory, Derzhavin Tambov State University, Tambov, Russian Federation, ORCID: 0000-0003-3004-4592, [email protected]

Статья поступила в редакцию 04.03.2022 The article was submitted 04.03.2022

Одобрена после рецензирования 27.05.2022 Approved after reviewing 27.05.2022

Принята к публикации 10.06.2022 Accepted for publication 10.06.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.