УДК 796
Алгоритм обучения плаванию спортивными способами на основе моторного онтогенеза и становления функциональности мышечных лент
для детей и взрослых Симагина А.А.1*, Иванова М.А.2, Марьин И.С.1
1 Московский педагогический государственный университет
г. Москва, Россия ORCID: 0000-0002-0044-9794, [email protected]* ORCID: 0000-0002-4945-9280, [email protected] 2 Центр медицинской реабилитации АО ГК "МЕДСИ" г. Москва, Россия ORCID: 0009-0002-4963-1519, [email protected]
Аннотация: Во время начальных занятий по плаванию занимающийся воспринимает воду, как агрессивную среду, что формирует отрицательные психоэмоциональные состояния. Существующие современные подходы к обучению спортивных способов плавания подразумевает механическое выполнение упражнений, что соответствует занятиям в спортивных школах. Однако такой подход показывает низкую эффективность, поскольку тренерами не учитываются физическая подготовленность и психо-эмоциональное состояние занимающихся, что негативно сказывается на скорости освоения сложных двигательных навыков, применяемых в техниках спортивных способов плавания. В этой связи, в данной статье представлен авторский алгоритм обучения плаванию спортивными способами на основе моторного онтогенеза и становления функциональности мышечных лент для детей и взрослых. Научная новизна. Разработан и научно обоснован алгоритм обучения плаванию спортивными способами на основе моторного онтогенеза и становления функциональности мышечных лент для детей и взрослых, включающий в себя последовательное освоение плавательных навыков в соответствии со становлением кинематики на ранних этапах жизни по трем плоскостям, с увеличением естественной амплитуды движений в суставах, согласно моторному развитию. Практическая значимость. Авторский алгоритм может использоваться специалистами во время тренировочного процесса с начинающими пловцами-любителями, занимающимися в коммерческих организациях города Москвы. Материал. Исследование проводилось на базе трех коммерческих организаций города Москвы: фитнес-клуб X-Fit fusion premium, фитнес-клуб East-West, аквакомлекс Лужники (г. Москва). Методами исследования послужили результаты: анализа учебной и методической литературы по вопросам обучения технике спортивных способов плавания, а также научные работы чешского невролога Вацлава Войты о раннем моторном развитии; обобщения передового педагогического опыта (в том числе, собственного опыта авторов статьи) обучения пловцов-любителей в системе оздоровительного (массового) плавания; многолетних педагогических наблюдений за учебно-тренировочным процессом за профессионально-трудовой деятельностью специалистов спортивных школ и коммерческих школ плавания г. Москвы; опроса (индивидуальные беседы) тренеров по плаванию. Результат. В результате исследования нами разработан алгоритм обучения плаванию спортивными способами на основе моторного онтогенеза и становления функциональности мышечных лент для детей и взрослых, который предполагает следующую последовательность освоения спортивных способов плавания: положение/движение в шейном отделе и дыхание (при активизации глубокой ленты), положение/равновесие и баланс корпуса, выполнение плавательных движений в сагиттальной плоскости (выполняемых передне-задней лентой), выполнение плавательных движений во фронтальной плоскости (выполняемых латеральными лентами), выполнение движений в горизонтальной плоскости и многоплоскостной работы (при включении спиральных и функциональных лент). Заключение. Освоение плавательных навыков в такой последовательности позволяет добиться более комфортного и
результативного технического плавания, облегчить освоение в водной среде и улучшить координацию движений и контроль тела на первых этапах, улучшить праксис и облегчить исправление и коррекцию ошибок, связанных с мышечными дисбалансами, присутствующими практически у любого современного человека, а также с индивидуальными особенностями работы его ОДА.
Ключевые слова. Обучение спортивным способам плавания, водная среда, моторный онтогенез, функциональные мышечные ленты, пловцы-любители.
Для цитирования: Симагина А.А.*, Иванова М.А., Марьин И.С. Алгоритм обучения плаванию спортивными способами на основе моторного онтогенеза и становления функциональности мышечных лент для детей и взрослых. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2024; 19(4): .
Algorithm for teaching swimming by sports methods on the basis of motor ontogenesis and becoming functional muscle bands for children and adults
Anna A. Simagina1*, Margarita A. Ivanova2, Igor S. Maryin1
1 Moscow pedagogical state University Moscow, Russia ORCID: 0000-0002-0044-9794, [email protected]* ORCID: 0000-0002-4945-9280, [email protected] 2 Medical Rehabilitation Center of JSC SC "MEDSI" Moscow, Russia
Abstract: During initial swimming lessons, the student perceives water as an aggressive environment, which forms negative psycho-emotional states. Existing modern approaches to teaching sports swimming methods imply mechanical performance of exercises, which corresponds to classes in sports schools. However, this approach shows low efficiency, because coaches do not take into account the physical fitness and psycho-emotional state of the students, which negatively affects the speed of mastering complex motor skills used in the techniques of sports swimming. In this regard, this article presents the author's algorithm of teaching swimming sports methods on the basis of motor ontogenesis and the formation of functionality of muscle bands for children and adults. Scientific novelty. The algorithm of teaching swimming by sports methods on the basis of motor ontogenesis and the formation of muscle bands' functionality for children and adults, which includes the sequential mastering of swimming skills in accordance with the formation of kinematics in the early stages of life on three planes, with an increase in the natural amplitude of movements in the joints according to motor development is developed and scientifically substantiated. Practical significance. The author's algorithm can be used by specialists during the training process with novice amateur swimmers engaged in commercial organizations of Moscow. Material. The study was conducted on the basis of three commercial organizations of Moscow: X-Fit fusion premium fitness club, East-West fitness club, aquacomplex Luzhniki (Moscow). The research methods were the results of: analysis of educational and methodical literature on the issues of teaching the technique of sports swimming methods, as well as scientific works of Czech neurologist Václav Vojta about early motor development; generalization of advanced pedagogical experience (including the authors' own experience) of training amateur swimmers in the system of recreational (mass) swimming; long-term pedagogical observations of the educational and training process for professional and labor activity of specialists of sports schools and committees; the results of the study. Result. As a result of the study, we developed an algorithm for teaching swimming by sport methods on the basis of motor ontogenesis and the formation of muscle tape functionality for children and adults. It involves the following sequence of mastering sport methods of swimming: position/movement in the cervical region and breathing (when activating the deep tape), position/balance and balance of the body,
performance of swimming movements in the sagittal plane (performed by the anterior-posterior tape), performance of swimming movements in the frontal plane (performed by the anterior-posterior tape). Conclusion. Mastering swimming skills in this sequence allows to achieve more comfortable and effective technical swimming, to facilitate mastering in the aquatic environment and improve coordination of movements and body control at the first stages, to improve praxis and facilitate correction and correction of errors associated with muscle imbalances present in almost any modern person, as well as with the individual characteristics of the work of their ODA.
Keywords: Sport swimming training, aquatic environment, motor ontogenesis, functional muscle bands, amateur swimmers.
For citation: Anna A. Simagina*, Margarita A. Ivanova, Igor S. Maryin. Algorithm for teaching swimming by sports methods on the basis of motor ontogenesis and becoming functional muscle bands for children and adults. Russian Journal of Physical Education and Sport. 2024; 19(4): .
Введение
Ю.К. Туркин в своем исследовании констатирует, что: «...водная среда является непреодолимой и агрессивной средой, которая усложняется сильнейшим психоэмоциональным фактором у начинающих - водобоязнью». Физические свойства и законы водной среды, а также горизонтальная ориентация тела во время плавания, формирует у человека, впервые столкнувшегося с необходимостью взаимодействовать с водой, непривычные ощущения, сложности в организации и управлении сегментами тела, трудности в ориентировании в пространстве и потерю навыков стабилизации положения тела.
Л.Д. Назаренко отмечает, что: «комфортное положение (горизонтальное и вертикальное) человека в воде и успешность обучения характеризуется способностью рецепторов вестибулярного анализатора противодействовать внешним раздражителям». Однако, в связи с высоким психоэмоциональным напряжением, вызванным страхом, отсутствием уверенной твердой опоры и неспособностью стабилизировать свое тело в пространстве, у занимающегося создается сложность в освоении новых двигательных навыков. Тренер ожидает хорошего уровня двигательной подготовленности в целом, и высокой степени освоения сложно координированных движений всех сегментов тела в тот момент, когда у занимающегося в силу нахождения в водной среде происходит потеря чувства равновесия, постурального контроля и праксиса. Кроме того, данный факт осложняется гиподинамией современного человека и низким уровнем физической подготовленности [Степанова] на фоне психоэмоционального напряжения от пребывания в непривычной для себя среде.
Современные подходы обучению спортивных способов плавания (Н.Ж. Булгакова (2004), В.П. Васильченко (2020), А.В. Викулов (2004), Н.В. Чертов (2011), Т. Лафлин (2012) и др.) подразумевает механическое выполнение упражнений, что соответствует занятиям в
спортивных школах. Многолетний опыт обучения пловцов-любителей разных возрастных групп и педагогические наблюдения показали низкую эффективность такого подхода, поскольку специалистами не учитываются физическая подготовленность занимающихся, что негативно сказывается на скорости освоения сложных двигательных навыков, применяемых в водной среде.
Исходя из всего вышесказанного, нам видится актуальным определить основные сложности, возникающие в процессе обучения технике спортивных способов плавания, оценить их первопричину, на основе знаний об естественной биокинематике человека предложить авторский алгоритм последовательного освоения элементов техники спортивных способов плавания на основе моторного онтогенеза, теории анатомических лент и возможной вариативности биомеханики опорно-двигательного аппарата.
Материалы и методы
Материалами исследования выступили данные, полученные в ходе:
- анализа учебной и методической литературы (Н.Ж. Булгакова (2004), В.П. Васильченко (2020), А.В. Викулов (2004), Н.В. Чертов (2011), Т. Лафлин (2012) и др.) по вопросам обучение технике спортивных способов плавания, а также научные работы чешского невролога Вацлава Войты, изучившего постуральный контроль и двигательное развитие ребенка в 50-70 гг. XX века, открывшего и описавшего основные принципы рефлекторной локомоции в своих трудах (2007, 2009)
- обобщения передового педагогического опыта (в том числе, собственного опыта авторов статьи) обучения пловцов-любителей в системе оздоровительного (массового) плавания;
- многолетних педагогических наблюдений за учебно-тренировочным процессом за профессионально-трудовой деятельностью специалистов спортивных школ и коммерческих школ плавания г. Москвы;
- опроса (индивидуальные беседы) тренеров по плаванию, посвященного выявлению современных представлений специалистов-практиков о направленности, организации и содержании обучения технике спортивных способов плавания.
Эмпирические исследования проводились на базе московских коммерческих организаций
Результаты и обсуждение
В процессе педагогических наблюдений и анализа специальной литературы нами выявлены универсальные схемы обучения спортивным способам плавания, наиболее часто
применяемые действующими тренерами в процессе обучения плаванию детей и взрослых на практике. Результаты проведенных исследований представлены в табл. 1.
Проанализировав данные из табл. 1 мы можем сделать вывод, что в большинстве случаев, в методиках рассматривается теоретическая биомеханическая модель спортивной техники, обобщающая опыт обучения и совершенствования спортсменов в системе многолетней спортивной подготовки и строящаяся на вариантах техник, применяемых в спорте высоких достижений, тогда как направление оздоровительного (массового) плавания не имеет научного и экспериментально-теоретического обоснования. Нам видится, что в контексте оздоровительного плавания вышеуказанные методики имеют следующие отрицательные моменты, а именно:
- ограниченность процесса, в котором степень успешности зависит от многократных механических повторений движений, выполняемых без осознанного контроля, этапности и преемственности элементов обучения, акцент, в большинстве своем, ставится только на обучении технике «избранного» способа плавания, нет понимания вариативности техники согласно возрастным особенностям занимающихся, особенностям состояния их опорно-двигательного аппарата, совершенствование техники не учитывает целевых запросов.
Таблица 1
Современные подходы обучения спортивных способов плавания
Авторы Схема обучения
Н.Ж. Булгакова (2004), В.П. Васильченко (2020), Н.В. Чертов (2011) и др. - обучение технике дыхания; - изучения положения и движения тела в воде - обучение технике движений ногами; - обучение технике движений ногами в согласовании с дыханием; - обучение технике движения руками; - обучение технике движения руками в согласовании с дыханием; - общее согласование техники движений ног, рук и дыхания
А.В. Викулов(2004) - изучение техники движений ногами; - изучение техники движений руками; - изучение техники дыхания; - изучение техники движений ногами в согласовании с дыханием; - изучение техники движений руками в согласовании с дыханием; - плавание с помощью движений руками и ногами без дыхания; - плавание в полной координации избранным способом плавания.
Т. Лафлин (2012) - упражнения на баланс и обтекаемое положение в воде; - упражнения на движение: работа ногами; - упражнение на вытяжение и наплыв; - упражнения на эффективные и легкие движения руками; - симметрия и легкость плавания; - упражнения на контроль скорости; - осознанное компетентное плавание.
- отсутствие прикладной и оздоровительной направленности в процессе работы, многие движения являются специфическими для кинематики опорно-двигательного
аппарата конкретного человека и могут нести высокий риск травмирования, процесс не обладает понятной пролонгацией и видимым целеполаганием дальнейшей работы в связи с онтогенезом;
- плохую адаптированность под практически все возрастные группы, кроме младшего школьного и подросткового возрастов, процесс обучения просто переносится на другие группы без изменений условий и параметров нагрузки, без учета состояния и возможности функционирования опорно-двигательного аппарата и других систем организма.
Стоит также отметить тот факт, что современные реалии жизни накладывают существенный отпечаток на условия процесса занятий и формируют жесткие временные рамки для достижения результата. Очень часто дополнительные занятия плаванием не занимают ведущую позицию в системе ценностей людей, поэтому занимающиеся хотят четкого понимания и прогнозирования этапов обучения, их преемственности и логики для достижения цели. Проведенные нами исследования показали, что большая часть занимающихся перестает посещать, как индивидуальные, так и групповые занятия в бассейне после восьми посещений, что подтверждает имеющиеся недостатки системы оздоровительного (массового) плавания.
Физкультурно-оздоровительные услуги, направленные на обучение технике спортивных способов плавания, не имеют многолетней структуры, поскольку выстраиваются исходя из запросов и конъюнктуры рынка. Несмотря на звучащее в названии слова «оздоровительное плавание», сформировалось отношение к занятиям как к процессу, имеющему конечной точкой освоение одного и/или нескольких спортивных способов плавания, а идея оздоравливающего эффекта не раскрыта совсем. Также в имеющихся схемах не учитывается возрастные и гендерные особенности, индивидуальные запросы и уровень плавательной подготовленности занимающихся. Между тем, направленность оздоровительного (массового) плавания на здоровье требует понимания необходимости организации многолетнего процесса, сопровождающего онтогенез человека и формирующего построение процесса исходя из его запросов и особенностей.
Если рассматривать возможности занимающихся в группе не спортивной, а оздоровительной направленности, то чаще всего можно наблюдать у начинающих сложность в освоении движений, связанную с контролем своих движений и неспособностью стабилизировать тело в водном пространстве. В этих условиях даже попытка научить их правильно и комфортно дышать (первый шаг стандартных схем) сложно реализуема. Их положение в водной среде усугубляется терминологической путаницей (вверх/вперед - положение рук и т.д.), а потеря чувства гравитации
вестибулярным аппаратом лишает тело привычных ориентиров для выстраивания межмышечного взаимодействия. Очень часто на практике видно, что начинающие путаются в движениях, выполняемых руками/ногами, не понимают, как создать напряжение мышц нужного сегмента тела или как принять требуемое положение тела при отсутствии ощутимых ориентиров и зрительной поддержки. В таких условиях у занимающихся может развиться панический страх, сформироваться негативное отношение к занятиям в бассейне и отрицательный стереотип изученного двигательного действия. Отдельно говоря о страхе, можно констатировать, что многие тренеры не умеют диагностировать те симптомы, которые относятся к широкому спектру причинно-следственных связей, объединяемых общим названием «водобоязнь», поэтому при обучении пловцов-любителей возникают сложности с обучением, а также «неисправляемые» ошибки. В предложенных схемах обучения такому важному моменту, как снятие страха, формированию специфического восприятия водной среды («чувство воды»), а также обучению взаимодействия с водой, как возможной опорой, не уделяется должного внимания.
Наша идея заключается в том, что пловец-любитель, у которого отсутствуют двигательный опыт в воде, на первых уроках по плаванию:
- оказывается в непривычной для себя плотной среде, в которой действует выталкивающая сила и меняется гравитация. Человек проходит этап освоения с водной средой, когда меняется пространственная ориентация его тела: фронтальная плоскость принимает горизонтальное положение, а поступательное движение вперед в новых условиях предлагается осуществлять преимущественно относительно вертикальной оси. Вестибулярный аппарат требует адаптации к работе в условиях новой среды, меняется положение тела и характер внешней опоры при движении- теперь punctum fixum (точка фиксации —неподвижный пункт прикрепления мышцы, который в большинстве случаев рассматривается в качестве начального участка мышцы) смещается на дистальный конец конечности, а punctum mobile (подвижная точка — двигающаяся точка прикрепления мышцы) расположена на корпусе, способствуя перемещению тела относительно кисти, пространственно зафиксированной в воде;
- обучающийся сталкивается с новым свойством своего тела - плавучестью, теряет обычную для себя твердую стабильную опору и не способен сохранять устойчивое положение и баланс. Известно, что при любом движении человека участвует не одна, но целая группа мышц, выполняющих непосредственно концентрическое сокращение, а также обеспечивающих стабилизирующую, нейтрализующую, регулирующую и помогающую функции. В плавании это особенно актуально, поскольку человек, лежащий в воде, лишен
точки опоры и может полагаться только на хорошее взаимодействие всех своих мышечных групп, объединенных в ленты и организующих тело в 3 плоскостях;
- к тому же в воде органы зрения, слуха и обоняния воспринимают сигналы отличные от тех, что были на суше. Все это приводит к тому, что на вестибулярный аппарат приходится колоссальная нагрузка, он посылает мозгу информацию о нетипичной ситуации, об опасности, но тело еще не способно адекватно ответить, человек оказывается в состоянии стресса и теряет контроль. Именно на этом этапе, при отсутствии грамотного сопровождения, у обучающегося чаще всего возникает водобоязнь как средство самосохранения, что может полностью прервать обучение.
Таким образом, находясь в состоянии стресса, когда жизненно важно найти опору в новой среде, человек бессознательно повторяет уже имеющийся у него телесный опыт, полученный в ходе двигательного развития в раннем возрасте, и его мышечные ленты активизируются в том же порядке, в котором они включались в работу в процессе моторного онтогенеза. Миофасциальные ленты обучающегося плаванию анатомически и функционально уже сформированы, в отличие от грудных детей, что дает возможность более быстрой адаптации и освоения плавательных навыков. Однако у большинства людей в теле имеется тот или иной мышечный дисбаланс, который отражается в наиболее типичных ошибках, проявляемых в техниках спортивных способов плавания.
Таким образом логичным становится повторение в водной среде уже пройденного опыта моторного онтогенеза, или «плавательного мотогенеза», что тело и реализует, при условии последовательного сопровождения естественного процесса развития биомеханики в воде.
Собственный многолетний педагогический опыт работы показал, что наибольшее количество запросов связано с исправлением ошибок при плавании различными способами и во всех этих запросах наблюдается определенная закономерность в формировании ошибочных паттернов, связанных с тем, что на протяжении многих занятий водная среда для занимающихся так и не становится «опорой» или средой, дающей возможность эффективно продвигаться, взаимодействуя с ней. Нами выявлено, что у людей, которым «не объяснили воду», форсировали этап начального обучения плавательным навыкам и не проработали взаимодействие межмышечных связей в теле, ошибки в технике спортивных способов плавания связаны с полной потерей контроля собственного тела.
Предлагаемый нами алгоритм направлен на иной подход в освоении техники, при котором будут учитываться сложности, возникающие у начинающих во взаимодействие с водной средой и влияние свойств воды на работу нервно-мышечного аппарата, что сразу найдет отражение в возможности осознанного выполнения движений. Можно сказать, что
занимающийся подобен новорожденному, который начинает осваивать свое тело в новых для себя условиях. Это сравнение условно, но хорошо демонстрирует суть проблемы, взрослый человек конечно же умеет управлять своими действиями, но его вестибулярный аппарат при влиянии сбивающих факторов вынужден существенно перестраивать тонические схемы тела.
Данный алгоритм обучения учитывает необходимость освоения человека в водной среде, а также ту последовательность становления двигательных действий, которая позволит начинающему осознано и целенаправленно осваивать технические элементы и плавательные навыки в условиях необходимости форсированного и облегченного обучению всеми стилями плавания, которое востребовано в системе оздоровительной (массовой) физической культуры.
Обосновывая наш алгоритм обучения, опирающиеся на идеи моторного онтогенеза человека и понимание чужеродности водной среды, необходимо указать положения, которые легли в основу данного подхода:
- первые навыки, которые приобретает человек, связаны с интеграцией тонических рефлексов, становлением постурального контроля корпуса и поиском мышечного баланса в сегментах тела. Подключение звеньев мышечных цепей имеют свои закономерности, а значит и осваиваемые движения будут выстраиваться в определённой последовательности - сверху вниз и от центра к периферии. Осознанные и целенаправленные движения конечностями возникнут позже. Это сопоставимо с тем, как человек изначально попадающий в воду не имеет возможности и навыков эффективно выполнять гребки и удары ногами для продвижения и зачастую испытывает трудности с позиционированием тела в пространстве. Поскольку для эффективных движений верхними и нижними конечностями, развивающих силу тяги, нужна стабильная точка опоры, организация мышечного баланса корпуса для стабильности во фронтальной и сагиттальной плоскости будет крайне необходима.
- начало процесса обучения новым двигательным действиям должно строиться на абсолютно комфортном состоянии у начинающего. Для того, чтобы обучение плаванию не превратился в вопрос «выживания», мы разделяем процессы выполнения технических действий и обеспечение процессов, позволяющих занимающемуся комфортно их выполнять. В процессе обучения мы предлагаем разделять целевое значение каждого действия: знакомство с движением сегмента, силовое (эффективное) выполнение, создание точки опоры для последующих движений, движения для спокойного дыхания, движения для обеспечения положения в пространстве;
- осознанный контроль выполняемых действий лежит в основе процесса обучения. Если возникает монотония или ухудшение внешних условий, то качество выполняемых движений падает, а значит вырабатываемый автоматизм имеет сам ошибочный паттерн и усиливает неправильное выполнение при возникновении подобных условий в дальнейшем. Ошибочный паттерн, лежащий в основе двигательного навыка, приведёт к тому, что все последующие наслоения и координирование движений не будут иметь под собой прочного фундамента, а, наоборот, будут формироваться также с ошибками;
- важное значение имеет преемственность осваиваемых плавательных навыков и логика их использования в соответствии со становлением развития движений в ЦНС. Каждое новое движение имеет в своей основе точки опоры в прямом и переносном смысле, так, движение руки возможно только при стабильном положении лопатки, которая, в свою очередь, прикрепляется к стабильному осевому скелету. Поэтому так важно обращать внимание на правильную последовательность акцентов мышечного взаимодействия в сегментах при освоении техники плавания;
- положительный перенос от уже освоенных навыков к новым способствует комфортному обучению с высокой степенью мотивации у занимающихся. Уже сформированные при онтогенезе нейронные связи, включаемые в правильной последовательности (в плавании) во взрослом возрасте, оживляют, ускоряют и обусловливают эффективность процесса освоения плавательным навыкам;
- все это работает в условиях правильного моторного (двигательного) развития, имеющиеся несогласованности в строении тела будут нарушать работу всей мышечной цепи и приводить к безрезультативному обучению. При этом, если процесс обучения строится с учетом моторного онтогенеза, имеющиеся особенности и нарушения могут быть скомпенсированы предлагаемым повторным прохождением двигательных навыков, что позволит повысить эффективность обучения. Именно это позволит избежать многочисленных ошибок, которые показывают начинающие пловцы при обучении по стандартным схемам.
Проведенные исследования позволили нам разработать алгоритм, который предполагает следующую последовательность освоения элементов техники спортивных способов плавания на основе моторного онтогенеза (табл. 2):
Таблица 2
Алгоритм последовательного освоения элементов техники спортивных способов плавания детей и взрослых на основе моторного онтогенеза
Месяц Анатомические лента Основные мышцы Осваиваемое движение ребенком Плавательный навык
С момента рождения Глубокая линяя Глубокая: > задняя большеберцовая мышца и длинные сгибатели пальцев стопы; капсула коленного сустава; > задняя и медиальная межмышечные перегородки, большая и малая, длинная и короткая приводящие мышцы; > фасции тазового дна, мышца поднимающая задний проход, фасция внутренней запирательной мышцы; > бедренный треугольник: пояснично-подвздошная, гребенчатая мышцы, передняя фасция крестца; > передняя продольная связка по всем позвонкам, длинная мышца головы и шеи; > диафрагма, поперечная грудная мышца; > перикард, средостение, париетальная плевра; > надподъязычные и подподъязычные мышцы > лестничные мышцы; Дыхание Голокинез (с головы начинаются все движения) Центр тела - грудина Освоение с водой: стабилизация в воде, ощущение изменения силы тяжести, освоение выталкивающей силы
От 0 до 6 недель Глубокая лента, передне-задняя ленты Ахиллово сухожилие/икроножная мышца, подошвенная мышца, подколенная мышца, хамстринги, поясничная часть мышцы, выпрямляющей позвоночник, экстензоры, поднимающие шею, передний икроножный блок из передней большеберцовой и коротких и длинных разгибателей пальцев; связка надколенника прямая мышца бедра, четырехглавая мышца бедра; прямая мышца живота в сопровождении листков поверхностной фасции живота; грудинная мышца и фасция; грудино-ключично-сосцевидная мышца и ее фасция, протягивающаяся вверх до сосцевидного отростка височной кости фасция головы Дыхание Задержка дыхания задержка дыхания, ритмичное дыхание в воде
Положения с опорой на тело и голову, центр тела - эпигастрий «Баланс» и симметричное лежание на воде на груди и на спине
Центрирование тела
Осознанный подъем головы Выполнения вдоха с опорой на плечи
Движения конечностей в сагиттальной плоскости (сгибание/разгибание, выпрямление) Работа ногами способом «велосипед», выполнение ассиметричных коротких опорных движений руками
Развитие опоры на предплечье, конгломерат голова/корпус Смена положения тела в сагиттальной плоскости (сгибание/разгибание в
Месяц Анатомические лента Основные мышцы Осваиваемое движение ребенком Плавательный навык
суставах, вертикализация на дно бассейна)
От 6-8 недель до 4 месяцев Глубокая линяя, латеральная линяя Сбалансированная работа вертикальных лент, подключение спиральной линии Малоберцовые мышцы (наружная поверхность голени); подвздошно-большеберцовый тракт (мышцы, отводящие бедро) и мышца, напрягающая широкую фасцию бедра; большая ягодичная мышца; боковая часть косых мышц живота; наружные и внутренние межреберные мышцы; грудино-ключично-сосцевидная мышца и ременные мышцы головы и шеи Движения конечностей во фронтальной плоскости Продвижение за счет гребковых движений руками до бедер
Сведение рук к срединной линии тела без контроля зрения Скольжение стрелочкой
Устойчивое положение на спине и подъем корпуса в положении на животе за счет мышечный сокращений спины Движения корпусом и ногами способом «дельфин»
Поза фехтовальщика и латерализация тела Плавание в положении «на боку»
Симметричная опора на предплечья и кисти Продвижение за счет гребковых движений руками способом брасс во фронтальной / сагиттальной плоскости
Небольшие перекаты на бок, центр тяжести - пупок Плавание на боку с выдохом в воду
Игра пальцами под контролем зрения «чувство воды» в изолированных гребковых движениях руками
Осознанное выпрямление рук, увеличение амплитуды движений в плечевом суставе Освоение гребковых движений руками в диагональной плоскости
От 4-4,5 месяцев до 6 месяцев От 6 месяцев до 3 лет Ременные мышцы головы и шеи; большая и малая ромбовидные мышцы; передняя зубчатая мышца; наружная косая мышца, апоневроз мышц пресса внутренняя косая мышца живота, мышца, напрягающая широкую фасцию бедра и подвздошно-большеберцовый тракт; передняя большеберцовая мышца; длинная малоберцовая мышца двуглавая мышца бедра; крестцово-бугорная связка; крестцово-поясничная фасция и мышца, выпрямляющая позвоночник; Координированный поворот Плавание с ротацией корпуса
Опора на бедро при наклонном сидении Удар ногой в кроле на груди, на спине, ощущение «чувства воды» стопой, удар ногами «дельфин»
В положении на спине нахождение линии колен, стоп
Положение асимметричной опоры, опора на кисть Ротация корпуса с маховым «гребковым» движением рукой - изолированные движения способами кроль на груди и на спине
Голова в линии позвоночника, центр тяжести - лонная кость
Глубокая линяя, запуск До 3-х лет происходит стабилизация баланса и согласованной работы всех лент, подключение глубокой Косое сидение Гребковое движений руками в способах брасс и дельфин
Подъем на четвереньки
Месяц Анатомические лента Основные мышцы Осваиваемое движение ребенком Плавательный навык
функциональных линий, лент рук ленты к обеспечению работы внутренних органов, улучшение координации движений, осознанный праксис и становление навыка постурального контроля Ползание Сочетание согласованных движений руками и ногами в способах кроль на груди и на спине
Вертикальное сидение Соединение в единый алгоритм движений ногами и корпусом в способе дельфин, брасс
Подъем и стабилизация вертикального положения тела Стояние с опорой, приставной шаг Ротационное движения руками способом брасс, движения ногами брасс
Самостоятельное стояние, поиск баланса Многоударный дельфин
Ходьба с опорой, перенос веса тела Самостоятельная ходьба поиск равновесия Слитное плавание кролем на груди и на спине
Лазание Увеличение силовых показателей гребковых движений, наплыв
Подъем и спуск по лестнице, бег, стояние на одной ноге Увеличение функциональности в плавании, воспитание физических качеств, совершенствование технических элементов
Увеличение двигательной базы Расширение плавательных умений, восстановление баланса в работе лент, связанное с особенностями ОДА
Заключение
Разработанный алгоритм обучения «плавательный мотогенез» нуждается в осмыслении и пополнении результатами дополнительных исследований, а также экспериментальной апробации. При этом, полученная информация показывает перспективность нашего исследования и может стать отправной точкой для:
- обновления существующих программ по плаванию, используемых в группах начальной плавательной подготовки пловцов-любителей;
- разработки авторской методики начального обучения плаванию детей и взрослых, занимающихся в организациях дополнительного образования;
- в оздоровительном и лечебном плавании для лиц, имеющих нарушения в строении и функционировании опорно-двигательного аппарата и заболевания периферической нервной системы, а также использоваться в составе комплексной терапии во время физической реабилитации.
Результаты дополнительных исследований мы планируем вынести на суд научной общественности в ближайшее время. Однако, проведенное исследование также показывает перспективность дальнейших исследований, направленных на оптимизацию процесса начального обучения плаванию детей и взрослых, занимающихся в коммерческих организациях и организациях дополнительного образования. Кроме того, результаты исследования могут найти своё практическое применение в профессиональной деятельности спортивных тренеров, а также при работе с пловцами-любителями разных возрастных групп.
Список литературы
1. Назаренко Л.Д. Содержание и структура равновесия как двигательно-координационного качества. Теория и практика физической культуры. 2000; 1: 54-58.
2. Степанова О.Н., Асадова, С.З. Двигательная активность и нервно-эмоциональная напряженность сотрудников предприятий розничной торговли как ориентиры для проектирования программ корпоративной физкультурно-спортивной работы. Наука. Управление. Образование. Российская Федерация. 2023; 1(9): 37-47.
3. Туркин, Ю.К. Адаптационно-методические принципы при обучении плаванию на начальном этапе. ИзвестияМГТУМАМИ. 2011; 1(11): 307-310.
References
1. Nazarenko L.D. The content and structure of equilibrium as a motor coordination quality. Teoriya I praktika fizicheskoj kul'tury = Theory and practice of physical culture. 2000; 1: 54-58 [In Russ., In Engl.].
2. Stepanova O.N., Asadova, S.Z. Motor activity and nervous and emotional tension of employees of retail enterprises as guidelines for designing programs of corporate physical culture and sports work. Nauka. Upravlenie. Obrazovanie. RossijskayaFederaciya. 2023; 1(9): 37-47 [In Russ.].
3. Turkin, Y.K. Adaptive and methodological principles in teaching swimming at the initial stage. IzvestiyaMGTUMAMI. 2011; 1(11): 307-310 [In Russ.].
Статья поступила в редакцию: 06.10.2024
Симагина Анна Андреевна - ведущий методист, Московский педагогический государственный университет, 119571, Россия, г. Москва, проспект Вернадского, дом 88, e-mail: [email protected]
Иванова Маргарита Александровна - врач, Центр медицинской реабилитации АО ГК «МЕДСИ», 119192, Россия, г. Москва, Мичуринский проспект, дом 56 строение 1, e-mail: kanaevamargarita@gmail. com
Марьин Игорь Сергеевич - кандидат педагогических наук, доцент, Московский педагогический государственный университет, 119571, Россия, г. Москва, проспект Вернадского, дом 88, e-mail: [email protected]