ПЕРСОНАЛИИ
УДК 069 (929)
Л. В. Стромилюк
АЛЕКСАНДР РАДЧЕНКО: ЛИЧНОСТЬ В ИСТОРИИ МУЗЕЯ*
Сегодня ученые в своих исследованиях все больше стараются определить роль личности в тех или иных общественных явлениях и процессах. Речь идет не только о политической истории, но и об истории музейного дела. Немало научных изысканий посвящено людям конца Х1Х—начала ХХ в., благодаря которым образовывались и развивались музеи на территории украинских земель, входящих в состав сначала Австрийско-Венгерской и Российской империй, а потом—Советского Союза. Отдельная трагическая страница в истории—это интеллигенция 1930-х годов, деятели науки и культуры, те, кто сделал все возможное для сохранения выдающихся памятников истории и искусства, развития музейного дела Украины.
Послевоенное время почему-то меньше заинтересовало отечественных исследователей. Однако именно в это время формируются нормативно-правовая база, музейная сеть, которая, с небольшими изменениями, существует и сейчас; музеи организуют методическую и экскурсионную деятельность, приобщаются к научно-исследовательской работе. Конечно, за всем этим стояло новое, послевоенное поколение музейщиков.
Наша работа посвящена одному из сотрудников Национального заповедника «София Киевская», тогда—Государственный историко-архитектурный заповедник «Софийский музей». Человеку, который на протяжении 30 лет (1946-1975) возглавлял культурно-массовый отдел музея, был основоположником экскурсионной и научно-методической работы в заповеднике, автором первых путеводителей по Софийскому музею, научно-популярных публикаций в прессе. Именно так кратко и в то же время многогранно можно характеризировать Александра Дмитриевича Радченко. Он имел прямое отношение к созданию новых экспозиций музея и его популяризации, способствовал выявлению, фиксации, сохранению и популяризации выдающегося памятника Х1-Х1Х столетий —Софийского собора.
Александр Дмитриевич Радченко родился 25 декабря 1914 г. в городе Киеве в кре-стьянско-рабочей семье. Образование получил неполное высшее, ученой степени не имел. В 1922-1931 и 1934 гг. успешно окончил учебу в 4 Трудовой школе г. Киева на Киевском машиностроительном рабочем факультете. Учился на физико-математическом факультете (1934-1935 гг., окончил только 1-й курс) в Киевском государственном университете (сегодня—Киевский национальный университет имени Тараса Шевченко) и на
* Благодарим за сотрудничество и предоставленные материалы работников Государственной научной архитектурно-строительной библиотеки им. В. Г. Заболотного и ее директора Г. А. Войце-ховскую, а также Н. Ю. Евчук, И. С. Мирошниченко, И. И. Мовчана.
архитектурном факультете (1935-1939 гг., закончил три курса) в Киевском инженерно-строительном институте (сегодня Киевский национальный университет строительства и архитектуры). Копия справки с Архитектурного факультета Киевского инженерно-строительного института от 22 мая 1939 г. находится в личном деле, которое хранится в архиве отдела кадров Национального заповедника «София Киевская» (далее — НЗСК). В ней говорится, что Радченко А. Д. «...за время пребывания студ[ентом] 1-111 курсов... сдал полный курс теоретических занятий», и в числе других дисциплин сдал «Диалектический и исторический материализм» с оценкой «отлично»1.
В 1939-1941 гг. А. Радченко учился на заочном отделении Московского института истории, философии и литературы имени М. Г. Чернышевского (существовал в Москве с 1931 по 1941 г., выделен из Московского государственного университета) на историческом факультете, закончил только четыре курса.
Начало Великой Отечественной войны помешало закончить учебу в вузе, а после ее окончания А. Д. Радченко продолжил учебу уже заочно в Киевском государственном университете. В 1948-1949 гг., как свидетельствует характеристика из личного дела, готовился к защите дипломной работы2. Однако свидетельства о получении полного высшего образования мы, к сожалению, не нашли. Вероятнее всего, Александр Дмитриевич по разным причинам его так и не получил.
В «Личном листе» Александр Радченко, в графе «Какую (узкую) специальность получил в результате окончания высшего или специального среднего учебного заведения» отмечал, что получил специальность искусствоведа3, именно это он считал своей основной профессией.
В военные годы А. Радченко идет в армию, при этом отмечает, что «в старой армии и в Красной гвардии не служил»4. Во время Великой Отечественной войны в партизанском движении не участвовал и в подпольной работе участия также не принимал5.
По воспоминаниям тех, кому посчастливилось работать с Александром Дмитриевичем, этот человек обладал прекрасным чувством юмора. Впрочем об это говорит и заполненный им «Личный лист». Так, А. Д. Радченко отмечает, что в августе 1944—сентябре 1945 г. он пребывал за границей (Румыния, Болгария, Югославия, Венгрия, Австрия), цель пребывания: «разгром немецких оккупантов»6.
В июле—октябре 1941 г. А. Радченко—«командир орудия 758» в противотанковом артиллерийском полку Резерва Главного Командования. В октябре 1941 г. — сентябре 1942 г. назначен командиром топовычислительного взвода 972 артиллерийского полка 113 стрелковой дивизии. В сентябре 1942 г. — августе 1944 г. он—старший топограф штаба артиллерии «...113 „стр[елковой]" Нижне-Днестровской Краснознаменной Дивизии»7. В августе 1944 г. — феврале 1945 г. старший топограф оперативного отдела Штаба артиллерии 57 армии. В феврале—ноябре 1945 г. — старший топограф Штаба артиллерии 64 Стрелкового Дунайского корпуса8.
1 Национальный заповедник «София Киевская» (далее—НЗСК). Архив отдела кадров. Личное дело Радченко А. Д. Л. 5.
2 Там же. Л. 8-9.
3 Там же. Л. 1.
4 Там же. Л. 2.
5 Там же. Л. 2.
6 Там же. Л. 1-2.
7 Там же. Л. 1 об.
8 Там же.
За боевые заслуги А. Д. Радченко был награжден медалями «За отвагу», «За освобождение Праги», «За взятие Будапешта». Кавалер ордена Красной Звезды.
Сразу после демобилизации А. Д. Радченко пришел работать в Софийский музей. 16 февраля 1946 г. в приказе № 11 по Государственному историко-архитектурному заповеднику «Софийский музей» Академии архитектуры Украинской Советской Социалистической Республики с подписью директора заповедника Георгия Говденко отмечено, что товарищ А. Д. Радченко принят на должность заведующего культмассового отдела музея с месячным испытательным сроком с оплатой согласно штатному расписанию9. Правда, в характеристике (черновой вариант, датируемый октябрем 1948 г., также находится в личном деле), подшитой в личное дело с подписью временно исполняющего обязанности директора Софийского музея того же Г. Говденко отмечено, что А. Д. Рад-ченко работает в заповеднике с января 1946 г.10 Однако текст чистового варианта характеристики, датированной 2 октября 1948 г., более сдержан: начало работы в заповеднике — 15 февраля 1946 г.
В автобиографии А. Радченко отмечал, что кроме русского и украинского языков, не очень хорошо владеет немецким11.
В декабре 1949 г. Академия архитектуры УССР проводила аттестацию кадрового состава заповедника. Аттестационный лист А. Радченка почти дословно повторяет характеристики, которые находятся в личном деле12. Руководитель Бюро Отдела Академии архитектуры УССР, действительный член Академии архитектуры СССР Николай Павлович Северов от руки дописал: «С характеристикой согласен»13.
29 ноября 1956 г., согласно постановлению Совета Министров УССР № 1423 «Вопрос об организации Академии строительства и архитектуры Украинской ССР», Государственным комитетом УССР по делам строительства были утверждены новая структура и штат. Должность заведующего культурно-массового отдела продолжил занимать А. Д. Радченко. Соответствующая выписка из приказа № 41 от 15 февраля 1957 г. по Государственному историко-архитектурному заповеднику «Софийский музей» была приобщена к личному делу Александра Дмитриевича14.
Примечательно, что хотя А. Д. Радченко и занимал руководящую должность, он оставался беспартийным. В характеристике отмечено, что Александр Дмитриевич—член профсоюза заповедника, в каких-либо партиях не состоял, и «в антипартийных группировках не участвовал»15, в революционном движении также не участвовал16. В центральных, республиканских, краевых, областных, городских, районных партийных советских и других избирательных органах он не участвовал17.
В характеристике отмечено, что товарищ А. Д. Радченко «...всесторонне развит, систематически повышает свой деловой и политический уровень...»18; «...знания в области искусствоведческой деятельности и настойчивая систематическая работа над изучением
9 НЗСК. Архив отдела кадров. Личное дело Радченко А. Д. Л. 1 об., 7.
10 Там же. Л. 8.
11 Там же. Л. 2.
12 Там же. Л. 10-10 об.
13 Там же. Л. 10 об.
14 Там же. Л. 16.
15 Там же. Л. 1.
16 Там же. Л. 2, 9.
17 Там же. Л. 2.
18 Там же. Л. 10.
памятников архитектуры Софийского заповедника и литературы о культуре Древней Руси и другим вопросам, его любовь к памятникам старины и высокий уровень общего культурного развития, позволяют ему успешно руководить работой культмассового отдела заповедника»19. Составитель характеристики добавил, что Александр Дмитриевич «...дал письменное обязательство окончить свое образование в 1950 году при заочном отделении Киевского университета им. Т. Г. Шевченко (исторический факультет)»20.
К личному делу приобщено именно то «письменное обязательство», о котором речь шла в аттестационном листе21. Документ написан А. Радченко от руки на имя директора заповедника. Радченко отмечал: «Тяжелое семейное положение (болезнь отца и его смерть, а также закрытие МИФЛИ (Московский институт философии, литературы и искусства. —Л. С.) задержали мое оформление диплома»22. Однако Александр Дмитриевич обязывался перед директором заповедника и руководством Академии архитектуры УССР в 1950 г. при «...заочном отделении Киевского университета (исторический факультет)... заканчивать свое высшее образование, а также одновременно стремиться к сдаче кандидатской степени»23.
В характеристике подчеркнуто, что товарищ Радченко много и усердно работает над изучением литературы о Софийском соборе, культуре Киевской Руси. Результатом его усердного труда стал объемный конспект экскурсовода по Софии Киевской, одобренный ученым советом и президией Академии архитектуры УССР24. К сожалению, нам не удалось разыскать текст в архиве. Кроме того, в характеристике не названы фамилии рецензентов, членов ученого совета и членов президии Академии архитектуры. Вероятнее всего, конспект не сохранился. Однако именно Александра Радченко можно увидеть на многочисленных фотографиях, которые запечатлели проведение учебных экскурсий и экскурсий для правительственных делегаций.
В тексте характеристики отмечено, что Радченко занимался тематической работой: подготовил путеводитель по Софии Киевской. Он инициативный работник, хороший организатор. Подчеркнуто, что «...прилежание и настойчивость в работе, умение работать над литературой с несомненностью свидетельствуют о том, что в недалеком будущем из него выработается полезный работник науки»25.
Об этой «пользе для науки», а именно для исследования Софийского собора и популяризации памятника, свидетельствует «Список научных трудов и изобретений», приобщенный к личному делу26. В течение 1948-1949 гг. Радченко занимался научно-исследовательской работой, пропагандировал памятники музея в периодических изданиях. Кроме того, был составлен «Методический конспект проведения экскурсий по Софийскому музею» (рукопись, 2 печатных листа, вероятно, не сохранилась); подготовлен путеводитель «Государственный историко-архитектурный заповедник „Софийский музей". Путеводитель. Вып. 1. Софийский собор» (в примечании отмечено, что путеводитель (2,5 печатных листа) передан в издательство Академии архитектуры УССР в 1949 г.; составил историческую справку «Государственный историко-архитектурный заповедник
19 НЗСК. Архив отдела кадров. Личное дело Радченко А. Д. Л. 10 об.
20 Там же.
21 Там же. Л. 11.
22 Там же. Л. 11.
23 Там же.
24 Там же. Л. 8.
25 Там же.
26 Там же. Л. 6.
„Софийский музей"» (1949 г., 3 печатных листа, текст нами не найден); принимал участие в «составлении» экспозиции Софийского музея. Кроме того, Александр Дмитриевич подготовил научно-популярные статьи, которые «развенчивали антинаучные концепции на архитектуру, живопись и происхождение Софии Киевской»: «Подлинные создатели Софии Киевской» (заметка опубликована в газете «Правда Украины» от 22 августа 1948 г.)27; «Реконструкция физического облика Ярослава Мудрого» (опубликована в газете «Советское искусство» от 28 июля 1948 г. под названием «Бюст Ярослава Мудрого»)28; «Выдающийся памятник отечественной архитектуры»29, «Фрески башен Софии Киевской — древнейший памятник бытовой росписи Киевской Руси» (рукопись была отдана в редакцию газеты «Правда Украины» в 1949 г., но заметку не опубликовали)30.
А. Д. Радченко работал над научной темой «Фресковая роспись башен Софии Киевской». В научном архиве Национального заповедника «София Киевская» сохранились сделанные Александром Дмитриевичем зарисовки фресковых композиций двух башен собора31. Нами было обнаружено только несколько отчетов по теме32.
С результатами своих научных исследований Александр Радченко выступил на юбилейной конференции, посвященной 930-летию (согласно принятой тогда дате основания Софии Киевской — 1038 г.) Софийского собора, которая проходила 14 июня 1968 г. В научном архиве заповедника сохранилась стенограмма конференции с кратким докладом Александра Дмитриевича на тему «К вопросу исследования фрески „Ипподром" в башне Софии Киевской»33. Текст очень лаконичен и, безусловно, не отображает результатов исследований.
Со временем А. Радченко опубликовал, наверное, единственную статью по научной теме. Работа появилась на станицах сборника «София Киевская: Материалы исследований» в 1973 г. Именно здесь ученым была опубликована известная всем исследователям Софийского собора реконструкция фрески «Ипподром», которая находится в юго-западной башне34. Эту реконструкцию позже использовали в своей публикации известные исследователи Софии Киевской, которые начинали свой научный путь и состоялись как ученые благодаря Александру Радченко, заведующему культурно-массовым отделом—Ирма Фантимовна Тоцкая и Сергей Александрович Высоцкий35. Кстати, в 1989 г. при написании монографии «Светские фрески Софийского собора в Киеве» учеными частично были использованы результаты исследований уже покойного Александра Дмитриевича Радченко.
27 Радченко А. Подлинные создатели Софии Киевской // Правда Украины. 1948. № 199. 22 августа.
28 Радченко А. Бюст Ярослава Мудрого // Радянське мистецтво. 1948. 25 липня.
29 Радченко А. Видатний пам'ятник впчизняно! архггектури // Радянське мистецтво. 1949. № 29. 20 липня.
30 НЗСК. Архив отдела кадров НЗСК. Личное дело Радченко А. Д. Л. 6.
31 Там же. Научный архив. НАДР—932. Материалы и исследования фресковой живописи. А. Д. Радченко.
32 Исследование и реставрация памятников архитектуры и монументального искусства УССР. Раздел: Фресковая роспись башен Софии Киевской: Научный отчет по теме № 62-121 // Акад. строительства и архитектуры УССР, Государственный архитектурно-исторический заповедник «Софийский музей» НИИТИ; исполнитель: А. Д. Радченко. Киев, 1962. 36 л.
33 НЗСК. Научный архив. НАДР—134. Стенограма ювшейно! науково! конференцй, присвяче-но! 930^ччю Софшського собору. Кшв. 13-14 червня 1968 р. Л. 65-68.
34 Радченко А. Д. К вопросу об изображении ипподрома в юго-западной башне Софии Киевской // София Киевская: материалы исследований. Ки!в: Будгвельник, 1973. С. 35-37.
35 Высоцкий С. А., Тоцкая И. Ф. Светские фрески Софийского собора в Киеве. Киев, 1989. С. 146.
Заведующему культурно-массовым отделом А. Д. Радченко неоднократно объявляли благодарность и награждали ценными подарками «за достигнутые успехи в научно-исследовательской и производственной работе и успешное выполнение своих служебных обязанностей»36. Как свидетельствуют выписки из приказов по заповеднику, приобщенные к личному делу, он неоднократно замещал директора заповедника во время отпуска или командировки последнего.
С 16 октября 1973 г. А. Радченко занял должность заместителя директора по музейной работе37, некоторое время он по совместительству—заведующий культурно-просветительским сектором (Приказ № 73 от 12 ноября 1974 г.)38. 2 января 1975 г. А. Д. Радченко уволили в связи с выходом на пенсию39, но некоторое время он временно занимал должность научного сотрудника (с мая до октября 1975 г.)40. В 1976 г. больше двух месяцев Александр Дмитриевич занимает должность заведующего сектором охраны и изучения архитектуры Софийского заповедника (с 16 мая 1976 г.)41. Вероятно, этой должностью заканчивается трудовая деятельность Александра Дмитриевича Радченко в Государственном архитектурно-историческом заповеднике «Софийский музей», его фамилия больше не упоминается в приказах по заповеднику.
О личной жизни А. Д. Радченко известно немного: был женат дважды, детей у него не было. Первый брак длился 9 лет, его женой стала Екатерина Кирилловна Масько. Она работала в заповеднике, сначала научным сотрудником отдела, который возглавлял А. Радченко, позже — ученым секретарем заповедника. Второй брак был гражданский, его избранницей стала Бажена Францевна Анпанчекова. С ней он оставался до конца своей жизни, которая оборвалась 20 марта 1984 г. Похоронен Александр Дмитриевич Радченко в г. Киеве.
В декабре 2014—марте 2015 г. сотрудниками музея к 100-летию со дня рождения А. Д. Радченко в нартексе Софийского собора была открыта временная мемориальная экспозицию. Были представлены материалы и фотографии из фондов Национального заповедника «София Киевская», Государственной научной архитектурно-строительной библиотеки им. В. Заболотного, личного архива бывшего заведующего музеем «Кирилловская церковь» и коллеги Александра Радченко—Ивана Ивановича Мовчана.
В общей сложности Александр Дмитриевич Радченко является автором или соавтором более чем двадцати научно-популярных публикаций в периодических изданиях42.
36 НЗСК. Архив отдела кадров. Личное дело Радченко А. Д. Л. 17.
37 Там же. Приказы по Государственному архитектурно-историческому заповеднику «Софийский музей» за 1973 год. Л. 102.
38 Там же. Приказы по Государственному архитектурно-историческому заповеднику «Софийский музей» за 1974 год. Л. 98.
39 Там же. Архив отдела кадров. Приказы по Государственному архитектурно-историческому заповеднику «Софийский музей» за 1975 год. Л. 2.
40 Там же. Л. 78.
41 Там же. Приказы по Государственному архитектурно-историческому заповеднику «Софийский музей» за 1976 год. Л. 94.
42 Висоцький С., Радченко О. Таемниця стародавньо! стши // Вечiрнiй Кшв. 1959. 30 березня. № 75. С. 2; Радченко А. 1) Поема в красках и камне // Вестник Академии архитектуры Украинской ССР. 1958. Вып. 1. 1968. 16 февраля; 2) «Прочитайте тую славу, як дев'ять столпъ тому Дочки Ярослава» // Украша. 1967. № 25. червень; 3) 920 роюв з дня заснування Софи Кжвсько! // Кжв-ська правда. 1957. 13 лютого; 4) 930 роюв Кшвсько! Софи // Нове життя. Чехословаччина. Пряшив. 1967. 24/У1; 5) Анна руська, королева французька // Вечiрнiй Кигв. 1966. 9 грудня; 6) Видат-ний пам'ятник старовини // Молодь Украши. 1953. 8 грудня; 7) Друга молодють Софи // Вечiрнiй Кжв. 1964. 14 грудня; 8) Елизавета руська—королева Норвегп // Вечiрнiй Кшв. 1967. 22 лютого;
Часть этих публикаций была включена в брошюру, составленную Ирмой Фантимовной Тоцкой43.
Отдельно стоит вспомнить о небольшой монографии Александра Дмитриевича, название которой свидетельствует об особенном отношении автора к Софийскому собору: «Поэма в камне и красках»44. Книга вышла в свет в 1972 г. и была напечатана на украинском и русском языках. По словам бывшего научного сотрудника отдела «Софийский музей» Людмилы Генриховны Сивковой (Ивакиной), работавшей под руководством А. Радченко, он очень гордился именно этой публикацией.
Александр Дмитриевич является автором первых четырех (!) путеводителей по Софийскому собору (под общей редакцией Н. П. Северова) с черно-белыми и цветными фотографиями45. Путеводители с изменениями и дополнениями были переизданы несколько раз: в 1950, 1952, 1958, 1970 гг. А. Радченко стал соавтором сценария одного из первых документальных фильмов о Софийском соборе—«София Киевская», снятого в 1966 г.46 Также им были составлены иллюстрированные фоторассказы о Софии Киевской. Они были изданы на украинском, русском, английском, немецком и французском языках47. Текст Александра Дмитриевича Радченко и прекрасные фотографии В. Ма-руженко и В. Соловского стали чудесной возможностью для иностранных посетителей познакомиться с выдающимся памятником мирового значения — Софийским собором.
Александр Дмитриевич Радченко сделал большой вклад в развитие экспозиционной, экскурсионной и научно-методической работы одного из ведущих музеев страны, принимал активное участие в исследовании, фиксации, сохранении и популяризации выдающегося памятника XI—Х1Х столетий—Софии Киевской. Длительная и кропотливая работа Александра Дмитриевича, исследователя и талантливого организатора, а также исследования многих сотрудников архитектурно-исторического заповедника сделали возможным включение в 1989 году Софийского собора и памятников монастырского ансамбля XVIII столетия в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.
9) Кжвський кремль. Веч1рнш Кшв. 1954. 9 грудня; 10) Мозаши Софи // Веч1рнш Кшв. 1959. 3 серпня; 11) Про що розповщають фрески // Веч1рнш Кшв. 1967. 25 листопада; 12) Софийский музей // Сталинское пламя. 1953. 24 мая; 13) Софшський музей // Вечiрнiй Кжв. 1954. № 208. 2 ве-ресня; 14) Таемниця саркофагу Вечiрнiй Кшв. 1967. 14 квггня; 15) Фрески Софшського собору // Вечiрнiй Кив. 1954. 7 липня.
43 Тоцкая И. Ф. Список публикаций по памятникам Софийского заповедника в Киеве. 1934-1974 гг. [Б. м.], [Б. г.]. 34 с.
44 Радченко А. Поэма в камне и красках / на укр., рус. языках. Кшв: Будгвельник, 1972. 124 с.
45 Радченко А. Д. 1) Государственный архитектурно-исторический заповедник «Софийский музей»: путеводитель / под общ. ред. Н. П. Северова. Киев: Изд-во АА УССР, 1950. 48 с.; 2) Государственный архитектурно-исторический заповедник «Софийский музей»: (путеводитель) / под общ. ред. Н. П. Северова. 2-е изд., доп. Киев: Изд-во АА УССР, 1952. 70 с.; 3) Софшський музей у Киевг Кив: Держ. вид-во образотв. мистец. i муз. л-ри УРСР, 1958. 20 с.; 4) «София Киевская». Фоторассказ о выдающемся памятнике архитектуры XI в. на территории Советской Украины—Софийском соборе. Киев: Мистецтво, 1970. 21 с.
46 Центральный государственный кинофотофоноархив Украины им. Г. С. Пшеничного. Ед. хр. 5359. «София Киевская». Телефшьм (1966 р.).
47 Радченко А.Д. / Автор-составитель. «София Киевская». Фоторассказ о выдающемся памятнике архитектуры XI в. на территории Советской Украины Софийском соборе. Киев: Мистецтво, 1969; Соф1я Кжвська // Sophienkathedrale in Kiew: Фоторозпов1дь / авт.-уклад. О. Д. Радченко; фот.: В. О. Маруженка, В. Б. Соловського. К.: Мистецтво, 1970. 21 с. : ш. Текст: укр., нм.; София Киевская // Sainte-Sophie de Kiev: фоторассказ / авт.-сост. А. Д. Радченко. К.: Мистецтво, 1970. 21 с. Текст: рус., фр.
Информация о статье Автор: Стромилюк Любовь Васильевна—кандидат исторических наук, научный сотрудник, Национальный заповедник «София Киевская», Киев, Украина. e-mail: stromeliyk@ gmail.com.
Заглавие: Александр Радченко: личность в истории музея.
Абстракт: Автор раскрывает биографию Александра Дмитриевича Радченко (1914-1984), который стоял у истоков экскурсионной работы Национального заповедника «София Киевская», занимался исследованием, популяризацией и охраной памятников музея. На основании новых архивных данных рассматривается роль и вклад А. Д. Радченко в научную, экскурсионную и экспозиционную деятельность музея. Автор освещает один из периодов истории Национального заповедника «София Киевская». Содержание статьи также позволяет расширить общее представление об историй музейного дела в Украине в 1945—в начале 1980-х гг.
Ключевые слова: Александр Дмитриевич Радченко, Государственный архитектурно-исторический заповедник «Софийский музей», Национальный заповедник «София Киевская», София Киевская, музейная профессия, музейное дело.
Information on article Author: Stromelyuk Lyubov Vasilievna—PhD in History, Leading Researcher, National Preserve "St. Sophia of Kyiv", Kiev, Ukraine, [email protected]. Title: Alexander Radchenko: the person in the museum history.
Abstract: The author reveals the biography of Alexander Dmitrievich Radchenko (1914-1984), who was at the forefront of the excursion work of the National Reserve "Sophia of Kyiv", engaged in research, promotion and protection of monuments of the museum. On the basis of new archival data the author examines the role and contribution of A. D. Radchenko in scientific, excursion and exhibition activities of the museum. The author highlights one of the periods of the history of the National Reserve "Sophia of Kyiv". The content of the article also allows you to expand an overview of the history of museums in Ukraine in 1945—at the beginning of the 1980s. Keywords: Alexander Dmitrievich Radchenko, National Reserve "St. Sophia of Kyiv", National architectural and historical reserve "Sophia Museum," Saint Sophia Cathedral in Kiev, museum profession, museology.