Научная статья на тему 'Александр Онисимович спиваковский - основатель школы «Горного транспорта» МГГУ'

Александр Онисимович спиваковский - основатель школы «Горного транспорта» МГГУ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
199
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОРНОЕ ДЕЛО / MINING / ТРАНСПОРТ / TRANSPORT / ШКОЛА / SCHOOL / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ACTIVITY / УЧЕНИКИ / PUPILS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Галкин Владимир Иванович

Статья посвящена описанию деятельности основателя школы горного транспорта Александра Онисимовича Спиваковского и его учеников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ALEXANDER ONISIMOVICH SPIVAKOVSKY - THE FOUNDER OF SCHOOL «MINING TRANSPORT» MSMU

Article is devoted to the description of activity of the founder of mining transport school Alexander Onisimovich Spivakovsky and his pupils.

Текст научной работы на тему «Александр Онисимович спиваковский - основатель школы «Горного транспорта» МГГУ»

© В.И. Галкин, 2014

УДК 622.52.01.09 В.И. Галкин

АЛЕКСАНДР ОНИСИМОВИЧ СПИВАКОВСКИЙ -ОСНОВАТЕЛЬ ШКОЛЫ «ГОРНОГО ТРАНСПОРТА» МГГУ

Статья посвящена описанию деятельности основателя школы горного транспорта - Александра Онисимовича Спиваковского и его учеников. Ключевые слова: горное дело, транспорт, школа, деятельность, ученики.

Формирование научной школы «Горного транспорта» происходило в годы бурного развития народного хозяйства страны и потребности в наиболее эффективных средствах транспорта. В связи с этим основателю школы «Горного транспорта» проф., д.т.н. А.О. Спиваковскому уже в начале своей инженерной деятельности приходилось решать вопросы, связанные с конструированием и эксплуатацией различных видов транспорта для предприятий страны.

В 20-х годах прошлого века А.О. Спиваковский совместно с харьковским заводом «Свет шахтера» занимался исследованием и разработкой конструкций отечественного привода качающегося конвейера и усовершенствования отдельных его узлов, которые впоследствии были описаны в его книге «Конвейерные установки».

А.О. Спиваковский, как ведущий специалист по горношахтному оборудованию, участвовал в качестве консультанта в работах проектного отдела Донугля (1925 г.) и Гипрошахта в г. Харькове (1928 г.).

В 30-х годах по поручению наркома тяжелой промышленности Г.К. Орджоникидзе, А.О. Спиваковский занимался механизацией рудных дворов металлургических заводов юга России. За короткий срок были разработаны и внедрены необходимые проекты, и А.О. Спиваковскому было предложено возглавить научные исследования в институте «ВНИИПТМАШ» (научное руководство до 1941 г.) и организовать кафедру транспорта в Московском горном институте.

В январе 1933 г., в соответствии с приказом наркома тяжёлой промышленности С. Орджоникидзе, А.О. Спиваковский

переводится в Московский горный институт. Здесь он организует кафедру рудничного транспорта, которой бессменно руководил до 1978 года, и которая эффективно работает в настоящее время.

А.О. Спиваковский является разработчиком конструкции экскалаторов, работающих в настоящее время в Московском метро, а также добычных комбайнов, качающихся скребковых конвейеров для шахт и специальных механических устройств для поверхности шахт. В 1935 г. первые отечественные эскалаторы (наиболее длинные) были собраны на станциях «Красные ворота» и «Чистые пруды».

В 1935 г. А.О. Спиваковскому было присвоено ученое звание профессора, а в 1937 г.— степень доктора технических наук. В результате многолетней работы в Московском горном институте А.О. Спиваковскому удается написать, не только высокого качества учебники, монографии и учебные пособия по рудничному транспорту, которые были переведены на многие языки, но и подготовить большое число докторов и кандидатов наук, создать научную школу «Горного транспорта», известную по своим работам, как у нас в России, так и за рубежом.

В эти же годы, Александр Онисимович — организует и научно руководит Всесоюзным научно-исследовательским институтом подъемно- транспортного машиностроения, который позднее переходит в институт «Гипроуглемаш», в работе которого он принимал активное участие много лет.

С 1938 г. А.О. Спиваковский - член горной секции ВАКа, а с момента основания Комитета по Ленинским и Государственным премиям - член его горной секции. Кроме того он состоял в редколлегии ряда журналов и технических советов горных министерств.

В 1941 г. А.О. Спиваковский работал председателем секции внутришахтного транспорта при наркоме угольной промышленности, где занимался экспертизой проектов крупных угольных шахт.

В 1942 г. А.О. Спиваковский совместно с проф. А.С.Ильичевым был откомандирован в московский бассейн (г. Тула) для восстановления шахт. В короткие сроки эта работа была выполнена.

С лета 1942 г. по 1944 г. А.О. Спиваковский занимается восстановлением разрушенных войной шахт Донбасса Воро-шиловградской и Ростовской областей.

В 1947 г. А.О. Спиваковским с группой ученых (Н.Д. Са-мойлюк, С.Х. Клорикьян, Ф.Г. Савлуков) были созданы новые типы скребковых конвейеров, значительно повышающих производительность труда на шахтах Донбасса. За эту работу авторы были удостоены Сталинской премии.

В 1954 г. в Институте горного дела АН СССР была организована лаборатория механизации горных работ, которой несколько десятилетий руководил А.О. Спиваковский. Эта лаборатория на протяжении нескольких десятилетий занималась вопросами внедрения новых технических решений и разработок в угольную промышленность СССР. Впоследствии, на базе этой лаборатории была организована лаборатория рудничного транспорта, которая функционирует и в настоящее время.

На кафедре рудничного транспорта МГИ, руководимой А.О. Спиваковским, выполняются научные работы теоретического и экспериментального характера. В этих работах принимают активное участие тогда ещё молодые учёные: доценты С.И. Лапатин и В.Г. Шорин - исследования в области локомотивного транспорта; доценты А.В. Андреев, Л.Г. Шахмейстер и кандидат технических наук Г.И. Солод - исследования в области конвейерного транспорта; доцент Н.В. Васильев занимается вопросами оборудования поверхности шахт и карьеров доцент А.В. Евневич - вопросами конструирования и проектирования в горно-транспортном машиностроении.

В 1959 г. А.О. Спиваковский был избран почетным доктором Фрайбергской горной академии, а в 1978 г. почетным доктором Краковской горной академии.

Перу А.О. Спиваковского принадлежат более 300 печатных работ, среди которых свыше 50 основополагающих монографий, учебников и атласов вузов. Он подготовил десятки докторов и сотни кандидатов наук среди которых наиболее известными являются: проф. д.т.н. Л.Г. Шахмейстер, проф. д.т.н. А.В. Евневич, проф. д.т.н. А.В. Андреев, проф. д.т.н. В.Г. Шорин, проф. д.т.н. Г.И. Солод, проф. д.т.н. И.Ф. Гончаре-вич, проф. д.т.н. Л.И. Чугреев, проф. к.т.н. Ю.С. Пухов, проф.М.Г. Потапов. Впоследствии все эти учёные стали ведущими профессорами горных ВУЗов СССР и развивали традиции рудничного транспорта заложенные А.О. Спиваковским.

Необходимо отметить, что его ученики и коллеги по работе, также внесли большой вклад в формирование научной школы «Горного транспорта».

Так, например, профессор, д.т.н. Лев Григорьевич Шах-мейстер (1908-1990 г.г.), в 1944 году, после освобождения Донбасса, был назначен директором института «Донгипроугле-маш», где возглавил проектно-конструкторские работы, связанные с восстановлением угольных шахт. За эти работы в 1948 году ему была присуждена Государственная премия и присвоено звание лауреата.

Проф. Л.Г. Шахмейстер был одним из первых, кто применил вычислительную технику при моделировании работы транспортных машин и систем, им впервые применены статистические методы к решению задач динамики и надежности транспортных машин, а также выбора их параметров, которые широко применяются и в настоящее время.

Особо необходимо отметить, проведенную проф. Л.Г. Шахмейстером в 60-х годах XX столетия работу по созданию типажного ряда шахтных ленточных конвейеров, что привело к разработке конструкций отечественных подземных ленточных конвейеров, используемых в настоящее время на угольных шахтах.

Профессор, д.т.н. Алексей Владимирович Андреев (19111988) - крупный учёный в области транспорта открытых горных разработок, внёсший значительный вклад в теорию транспортных машин. Им опубликовано более 100 печатных трудов и изобретений, среди них неоднократно переиздававшиеся учебники и монографии.

Проф. А.В. Андреев имел тесные связи с промышленностью: успешно занимался внедрением мощных ленточных конвейеров на Михайловском карьере КМА и Балаклавском карьере.

Научные интересы его были весьма разнообразны и широки. Им разработан новый метод расчета концентрации местных напряжений применительно к вопросам горно-транспортных машин, сделан вклад в основу теории фрикционного привода, разработана методика стендовых испытаний физико-механических свойств конвейерных лент.

Одновременно он занимался автоматизацией карьерного транспорта, усовершенствованием конструктивных схем тормозных устройств карьерного железнодорожного транспорта и

разработкой новых способов очистки карьерных железнодорожных путей.

Профессор, д.т.н. Антон Владиславович Евневич (19061976 г.г.) в течение многих лет являлся одним из ведущих преподавателей и ученых кафедры «Транспортные машины и комплексы». В 1967-1969 гг. был деканом Горно-механического факультета.

А.В. Евневич - автор учебника «Горные транспортные машины» (1956,1967) для студентов специальности «Горные машины». Другой его учебник «Грузоподъемные и транспортирующие машины» трижды переиздавался (1951, 1956 и 1962 г.г.), который был переведен и издан в странах Восточной Европы.

Перед тем как стать в 1947 г. доцентом МГИ Антон Владиславович прошел путь от инженера - конструктора до главного инженера Государственного Союзного машиностроительного завода им. Пархоменко и начальника технического отдела Главуглемаша Минугля.

Талант Антона Владиславовича как методиста высшей школы характеризовался необычайной ясностью изложения материала, умением органически связать теоретические вопросы с практическими разделами читаемых курсов и конструкторской подготовкой студентов-механиков

В последние годы своей жизни А.В. Евневич, также работал в качестве эксперта и члена Научно - технического совета Министерства тяжелого и транспортного машиностроения, где оказывал большую помощь предприятиям горного машиностроения.

Профессор, д. т. н. Григорий Иванович Солод (1922-1997 гг.), после демобилизации из армии, в августе 1946 г., поступил в Московский горный институт им. И. В. Сталина. В 1951 г. он закончил институт, получив квалификацию «Горный инженер-машиностроитель».

По решению Ученого совета, Григория Ивановича рекомендовали в аспирантуру. Научным руководителем у него был ученый с мировым именем в области рудничного транспорта член-корреспондент Академии наук СССР А.О. Спиваковский, в то время заведующий кафедрой «Рудничного транспорта».

В 1954 г. Г.И. Солод успешно защищает диссертацию на соискание ученой степени кандидата технических наук. В его

диссертации были намечены мероприятия конструктивного, технологического и эксплуатационного характера по повышению долговечности и эксплуатационной надежности редукторов скребковых конвейеров.

После успешной защиты кандидатской диссертации Григория Ивановича оставляют на педагогической работе, на кафедре «Рудничный транспорт», где он работает сначала в качестве ассистента, а с июня 1958 г. - доцентом.

Работая на кафедре «Рудничного транспорта», Григорий Иванович становится известным специалистом в области горного транспорта, налаживает связи с конструкторскими и проектными организациями, выполняет многочисленные научные исследования.

За время работы на кафедре с его участием было опубликовано несколько монографий, посвященных усовершенствованию работы подземного конвейерного транспорта

Бывший доцент кафедры «Транспортные машины и комплексы», проф., д.т.н. Г.И. Солод, в 1977 году был избран Советом МГИ на должность заведующего кафедрой «Технологии машиностроения и ремонта», которую он организовал, руководил и подобрал коллектив преподавателей. В настоящее время кафедрой руководит проф., д.т.н. А.П. Вержанский.

Профессор, д.т.н. Игорь Фомич Гончаревич был аспирантом кафедры «Транспортные машины и комплексы» занимался теоретическими исследованиями вибро-транспортных машин. После защиты кандидатской диссертации долгое время руководил лабораторией «Вибро-транспортных машин» в ИГД им. А.А. Скочинского, а затем перешел работать деканом факультета в Вечерний металлургический институт. Является вице-президент Академии естественных наук РФ.

Профессор, д.т.н. Лев Иванович Чугреев работал доцентом на кафедре «Транспортные машины и комплексы», затем профессором на кафедре «Горная механика и транспорт». Занимался разработкой теории скребковых конвейеров, теорией привода скребковых и ленточных конвейеров, вопросами надежности конвейерных лент, последние 12 лет жизни был деканом вечерне-заочного факультета МГГУ.

Профессор, к. т. н. Владимир Алексеевич Дьяков работал на кафедре «Транспортных машин» с декабря 1967 года в должности доцента, а с 1978 по 1988 года был заведующим

кафедрой «Горная механика и транспорт». Его научные работы связаны с теорией привода и эксплуатацией ленточных конвейеров. Им подготовлено большое количество кандидатов технических наук. С 1995 года работал ученым секретарем ОАО «Стройкарьермаш».

На кафедре «Транспортные машины и комплексы» большое внимание уделялось рассмотрению новых технических решений и разработок в области рудничного транспорта.

С этой целью под руководством А.О. Спиваковского был организован семинар «Проблемы рудничного транспорта», на который ежемесячно приглашались с докладом из НИИ, КБ и учебных вузов ученые, конструкторы, исследователи, аспиранты. В процессе работы обсуждались наиболее важные проблемы теории и эксплуатации горно-транспортных машин.

Начиная с 1967 по 1990 гг., под редакцией проф. А.О. Спиваковского, а в последствии проф., к.т.н. Ю.С.Пухова, выпускался сборник научных трудов «Транспорт горных предприятий», в котором представляли свои работы ученые в области горно-транспортных машин из СССР, Германии, Польши, Болгарии, Румынии, Венгрии и других стран. За время издания было выпущено 15 сборников, общим объемом 321,5 печатных листов, список которых представлен ниже:

С 1968 года профессорско-преподавательский состав кафедры под руководством проф. А.О. Спиваковского принимал активное участие в разработке проблемы «Шахты будущего». Были произведены расчеты и осуществлен выбор высокопроизводительного транспортного оборудования от забоев до поверхности шахт, как для транспортирования угля, так и для доставки людей и материалов.

В это время были предложены оригинальные конструкции транспортных машин (забойный ленточный конвейер, магистральный ленточный конвейер, монорельсовый дизелевоз и т. д.), были защищенные многими авторскими свидетельствами и реализованные в промышленности.

В 60-70 годы, учеными и производственниками была выдвинута идея осуществления поточного производства открытых горных работ в условиях скальных пород и руд на основе применения конвейерного транспорта. Положительное решение этой проблемы, с одной стороны, повысит технико-экономические показатели производства и масштаб работ, с другой —

упростит схему горных работ, особенно в глубоких карьерах. Эта важнейшая научно-техническая проблема увлекла А. О. Спиваковского. Последние годы, совместно академиком В.В. Ржевским, он усиленно занимается этой проблемой, как руководитель секции Научного совета по новым процессам и способам производства работ в горном деле Комитета по науке и технике.

В сентябре 1970 года при кафедре «Транспортные машины и комплексы», по согласованию с Минуглепромом СССР, была организована отраслевая лаборатория «Конвейерного и вспомогательного транспорта», которая в течение 10 лет успешно занимались проблемами транспорта угольных шахт. Лабораторией руководил к.т.н. Н.Д. Самолюк, а впоследствии эту работу возглавил доц., к.т.н. К.Ф. Вороновский. В активе лаборатории - большое количество разработок по усовершенствованию узлов транспортных машин для горной промышленности.

Кроме того, научная школа кафедры «Транспортные машины и комплексы», через аспирантуру и докторантуру готовила и формировала научно-педагогические кадры для многих регионов и союзных республик СССР, список которых приводится ниже:

• ИГЛ им. А.А. Скочинского - зав. лаб. «Рудничного транспорта», к.т.н. М.А. Котов, с.н.с., к.т.н. Г.Н. Кост, с.н.с. П.К. Коляров, с.н.с., к.т.н. Ю.И. Григорьев и многие другие;

• Брянский институт транспортного машиностроения кафедра «Подъемно-транспортного машиностроения», - зав. кафедрой, к.т.н. В.П. Лунаев, проф., д.т.н. А. А. Реутов, доц., к.т.н. Н.П. Прыгов, доц., к.т.н. Г.Н. Перминов, к.т.н. В.Ю. Жиркевич, зав. кафедрой «Автомобильного транспорта» проф., к.т.н. С.В. Сазонов;

• Могилевский политехнический институт - доц., к.т.н. Л.В. Бажков, доц., к.т.н. А.И. Протасеня, доц., к.т.н. А.В. Се-лютин;

• Ташкентский политехнический институт - доц., к.т.н. А.М. Шаходжаев, доц., к.т.н. У.Х. Умарбеков;

• Карагандинский политехнический институт - проф., д.т.н. Р.Л. Мерцалов, зав. каф., проф., д.т.н. А.И. Ланияров, доц., к.т.н. М.Г. Жантурин;

• Северокавказский политехнический университет - зав. каф., проф., д.т.н. Б.В. Климов, проф., д.т.н. К.К. Мулухов, проф. д.т.н. Х.К. Хасаев, проф., к.т.н С.Т. Урумов;

• Киевский институт «УКРНИИпроект» -.проф. В.С. Бондарев, к.т.н. В.Я. Барабанов, к.т.н. В.Г. Коваленко, к.т.н. Л.И. Неменман, к.т.н. Е.К. Апоневич;

• института НИИКМА - к.т.н М.П. Покушалов, к.т.н. В.Н. Паршин. к.т.н. И.П. Хечуев, к.т.н. П.М .Покушалов;

• Алма-Атинский политехнический институт - проф. каф. «Детали машин» д.т.н. Х.Г. Аканов;

• Донецкого института «Донгипроуглемаш» - к.т.н. В.В. Шконда, к.т.н. И.П. Песков;

• ОАО «ВНИИПТМАШ», г. Москва - к.т.н. Егоров П.Н., магистр А.Н. Патрашов, к.т.н Г.Г. Миссбах

• Кузбасский политехнический институт - зав. кафедрой «Шахтного подъёма и транспорта», проф. д.т.н. А.Ю. Захаров

Многие из перечисленных учёных работают в указанных учреждениях по настоящее время.

В период с 90 по 2005 годы, ещё 5 учеников школы «Горного транспорта», основанной А.О. Спиваковским защитили докторские диссертации - проф. д.т.н. В.Г. Дмитриев, проф. д.т.н. А.А. Реутов, проф. д.т.н. В.И. Галкин, проф. д.т.н. Ю.А. Яхонтов, проф. д.т.н. А.Ю. Захаров.

В настоящее время, область научных интересов сотрудников кафедры «Горная механика и транспорт», являющихся учениками проф. д.т.н. А.О. Спиваковского достаточно широка и разнообразна, и включает в себя следующие научные направления:

проф., д.т.н. В.И. Галкин - общие вопросы теории надежности ленточных конвейеров и конвейерных линий, а также карьерного автомобильного транспорта; теория расчета основных параметров и конструктивных элементов ленточных конвейеров для транспортирования крупнокусковых грузов, трубчатых ленточных и скребковых конвейеров, а также конвейеров с пространственной криволинейной трассой, инженерная логистика транспортных систем;

проф., д.т.н. В.Г. Дмитриев - проблемы расчета и конструирования ленточных конвейеров горных предприятий включающие в себя: исследование реальных грузопотоков горных предприятий; разработку теории тягового расчета ленточных конвейеров, в том числе и трубчатых; разработку статистических методов расчета элементов ленточных конвейеров;

проф., к.т.н. Е.Е. Шешко - научное обоснование области применения циклично-поточной технологии в добыче полезных ископаемых открытым способом; научные основы создания различных типов крутонаклонных ленточных конвейеров; основы теории и расчет основных конструктивных и силовых параметров крутонаклонных ленточных конвейеров с прижимной лентой; расчет эксплуатационных параметров карьерного автотранспорта, инженерная логистика транспортных систем;

проф. д. т. н. Ю.А. Яхонтов - теория устойчивости поперечного движения конвейерной ленты; теория расчета основных параметров и конструктивных элементов ленточных конвейеров, в том числе для транспортирования крупнокусковых грузов

проф., к.т.н. В.П. Дьяченко - расчет и оптимизация параметров ленточных конвейеров горных предприятий при случайных грузопотоках; структурный метод исследования эксплуатационных режимов работы ленточных конвейеров; оценка показателей надежности разветвленных и неразветвленных конвейерных систем; оценка эффективности работы и оптимизация параметров конвейерной системы; инженерная логистика транспортных систем;

Все перечисленные сотрудники кафедры "Горная механика и транспорт" МГГУ продолжают готовить научные кадры через аспирантуру и докторантуру для горной промышленности России, ггтт

КОРОТКО ОБ АВТОРЕ -

Галкин Владимир Иванович - профессор, доктор технических наук, зав. кафедрой «Горная механика и транспорт», e-mail: [email protected] МГИ НИТУ МИСиС.

Galkin Vladimir Ivanovich, professor, dr. hab. Head of department "Mining mechanics and Transport", Phone: (495) 963-54-39. E-mail: [email protected] Moscow mining Institute National University of Science and Technology "MISIS"

A

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.