ДОКЛАДЫ И СООБЩЕНИЯ
«Народы Сибири и Урала. Традиционные культуры и современность»
© 2010
И. В. Антонов АЛ-ИДРИСИ О БАШКИРАХ И СТРАНЕ БАШКИР
В статье анализируются сведения о башкирах и стране башкир, содержащиеся в сочинении крупнейшего арабского географа XII века ал-Идриси. Ал-Идриси знает башкир как народ, который он наряду с печенегами и булгарами относит к тюркам. Страна башкир, согласно ал-Идриси, сама состоит из стран внутренних и внешних башкир. Их можно локализовать соответственно в Южном Приуралье и Южном Зауралье. Внутренние башкиры, живущие на реке Белой, часто заменяются общим понятием «башкиры». Башкиры и страна башкир в сочинении ал-Идриси предстают как внушительная сила в средневековой истории Евразии.
Ключевые слова: ал-Идриси, башкиры, Южный Урал.
Крупнейший арабский ученый Абу Абдаллах Мухаммад ал-Идриси (11001165) получил образование в Кордове — крупном культурном центре мусульманской Испании. По обычаям своего времени он много путешествовал. Около 1138 г. ал-Идриси обосновался в Палермо, при дворе норманнского короля Сицилии Ро-жера II (1130-1154), где и создал свой основной труд — географический трактат «Нузхат ал-муштак фи ихтирак ал-афак» («Отрада страстно желающего пересечь мир»), который также известен под названием «Китаб Руджжар» или «ал-Китаб ар-Руджжари» («Книга Рожера»), по имени короля-мецената. Инициатива создания этого труда принадлежала Рожеру II, а главным исполнителем стал ал-Идриси с большим числом помощников. Работа над книгой продолжалась в течение пятнадцати лет и была закончена в 1154 г. В своем энциклопедическом произведении ал-Идриси попытался свести воедино все географические знания, накопленные к середине XII в. Б. Е. Кумеков отмечает, что «приводимые им сведения относятся главным образом к К-Х вв.»1.
Сам ал-Идриси среди башкир никогда не был, поэтому все его сведения о них являются компиляцией различных известных ему источников, в том числе и недошедших до нас. Определенную трудность создает и то обстоятельство, что сведения ал-Идриси о башкирах не собраны воедино, а разбросаны по разным местам его сочинения. О башкирах он пишет в седьмой секции пятого климата, шестой
1 Кумеков 1972, 21.
и седьмой секциях шестого климата и в седьмой секции седьмого климата. Сочинение ал-Идриси включает в себя не только текстуальную часть, но и подробнейшую карту мира, в том числе Восточной Европы.
Анализ сведений ал-Идриси о башкирах долгое время сдерживался отсутствием перевода соответствующих частей его сочинения на русский язык. История введения этих сведений в научный оборот вкратце такова. В 1909 г. Н. Н. Пантусов опубликовал включенный в состав сочинения ал-Идриси доклад арабского путешественника середины IX в. Саллама ат-Тарджумана, который посетил страну башкир2. В 1952 г. Б. А. Рыбаков опубликовал фрагмент карты ал-Идриси с изображением Восточной Европы и дал его исчерпывающий анализ3. В 1984 г. В. М. Бейлис опубликовал перевод описания юго-восточных земель Руси и южной части Восточной Европы в шестой секции шестого климата4. Отрывок из сочинения ал-Идриси, посвященный описанию Каспийского моря и реки Итил, в 1988 г. опубликовали З. М. Буниятов и Н. М. Велиханова5. В 1999 г. вышла в свет монография И. Г. Коноваловой, посвященная анализу сведений ал-Идриси о Восточной Европе, в которой были опубликованы интересующие нас отрывки из седьмой секции пятого климата и седьмой секции седьмого климата6. Наконец, в 2006 г. И. Г. Коновалова опубликовала полный свод сведений ал-Идриси о странах и народах Восточной Европы7. Однако за пределами данного издания остался доклад Саллама ат-Тарджумана и другие сведения, отражающие среднеазиатский период истории башкир8.
В седьмой секции пятого климата ал-Идриси со ссылкой на ал-Хаукали пишет о реке, «известной под названием Исил. Эта река берет начало в земле тюрок и течет, отклоняясь на восток, пока не достигнет [земли] булгар; там она разделяется на два рукава, первый из которых течет в море ал-Баб ва-л-Абваб (Каспийское море)..., тогда как второй рукав течет на запад до моря Нитас, начинающегося у земли ал-Кустантина и сообщающегося с Окружающим морем через пролив Зу-как (Гибралтарский пролив)»9. Там же ал-Идриси пишет: «Восточный рукав реки Исил [берет начало] в области басджиртов, затем течет между баджнаками и булгарами, являясь границей между ними; он течет на запад, пока не пройдет позади булгар; затем снова отклоняется на восток, пока не минует русов, затем булгар, затем буртасов, затем хазар с тем, чтобы влиться в море ал-Хазар. ... От этой реки отделяется рукав, [текущий] на запад до впадения в море Нитас, о чем мы уже сказали»10. Упоминанием во втором отрывке «области басджиртов» уточняется, какой тюркский народ имеется в виду в предыдущем отрывке11. Правда, в первом отрывке речь идет о самой реке Исил, а во втором — о ее восточном рукаве, однако это, по существу, и есть одна и та же река, впадающая в Каспийское море.
2 Пантусов 1909, 96.
3 Рыбаков 1952.
4 Бейлис 1984, 216-218.
5 Буниятов, Велиханова 1988б, 85-86.
6 Коновалова 1999а, 83-84, 192.
7 Коновалова 2006.
8 Кузеев 1974, 135.
9 Коновалова 1999а, 83-84.
10 Там же, 84.
11 Там же, 86.
Под западным рукавом этой реки, впадающим в Черное море, очевидно, имеется в виду Дон. Поэтому в первом отрывке правильно сказано, что «в земле тюрок», т. е. басджиртов, начинается сама река Исил, а не ее восточный рукав, так как западного рукава у нее на самом деле не было. Началом реки Исил ал-Идриси считал реку Белую, как это и показано на его карте. Это представление восходит не только к ал-Хаукали, но и к другому арабскому географу Х в. ал-Масуди, который в своем сочинении «Промывальни золота и рудники самоцветов» (середина Х в.) пишет: «[Город] Атил, где теперь живет хазарский царь, состоит из трех частей, на которых он поделен огромной рекой, вытекающей из верхних частей территории тюрок. От [этой реки] у земель Бургаз (волжских булгар. — И.А.) отделяется рукав, впадающий в Майотис (Азовское море. — И.А.).. ,»12.
Шестая секция шестого климата включает «часть страны Басджирт»13. В рассказе об этой секции ал-Идриси пишет: «От баджанаков до внутренних басджир-тов (Басджирт ад-дахила) десять дней, а от последних до Булгара (название города. — И.А.) двадцать пять дней»14. У предшественника ал-Идриси — Джейхани (900 г.) — было сказано: «От Гор до Внутренних Башхирт 10 дней. От Внутренних Башхирт до Булгар 25 дней»15. У ал-Идриси слово «горы» заменено именем баджанаков (печенегов). В этом сообщении отражен азиатский период истории печенегов, летние кочевья которых могли находиться в южных предгорьях Уральских гор. Таким образом, внутренних башкир ал-Идриси помещает в лесостепном Приуралье, что не противоречит его предыдущему сообщению о башкирах, живущих на реке Белой.
Далее ал-Идриси пишет: «Ал-Хазар — название страны, а ее столица — Атил. Атил — это [также] название реки, которая течет к ней от русов и Булгара и впадает в море ал-Хазар. Исток этой реки в восточной стороне, из некоего места «опустошенной страны» (билад ал-хариб), затем река проходит через «Зловонную землю» (ард ал-мунтина) и землю басджиртов на запад до тех пор, пока не проходит позади Булгара близ земли русов, после чего возвращается на восток и протекает через Русскую землю (ард ар-Русиййа), затем через булгар, далее через буртасов и течет [далее], пока не впадает в море ал-Хазар, проходя через их земли в южном направлении»16. Таким образом, если в пятом климате ал-Идриси пишет, что Атил начинается в земле басджиртов, то в шестом климате получается, что эта река начинается в какой-то «опустошенной стране», затем протекает через не менее загадочную «Зловонную землю» и лишь потом — землю басджиртов. В этой связи надо обратить внимание на приводимый ал-Идриси доклад арабского путешественника середины IX в. Саллама ат-Тарджумана, который, двигаясь из резиденции хазарского царя, дошел «через 27 дней, до пределов страны Башкир». Отсюда он переходил, «в продолжение 10 дней, обширную страну черноземистую и издающую вонючий запах», а затем странствовал «целый месяц по пустынной стране, покрытой развалинами и остатками прежних жилищ»17.
12 Буниятов, Велиханова 1988а, 115.
13 Коновалова 2006, 117.
14 Бейлис 1984, 216.
15 Рыбаков 1952, 27.
16 Бейлис 1984, 217.
17 Пантусов 1909, 96.
Известно, что из Хазарии Саллам направился на восток в поисках Великой Китайской стены, «он побывал где -то в районе Алтая, в верховьях Иртыша». Обнаруженная им в 842-844 гг. «страна башкир», по мнению Р. Г. Кузеева, находилась в северо-западном Приаралье18. Ал-Масуди сообщает, что тюркские племена баджнак, баджна, баджгард и нукарда изначально обитали у Джурджанийского озера (Аральского моря). Печенежский союз племен, в состав которого входили и баджгарды (башкиры), был вытеснен из Приаралья огузами, карлуками и кима-ками «между серединой и концом IX в.»19. Таким образом, в реальности встречи Саллама ат-Тарджумана с башкирами можно не сомневаться, несмотря на то, что он не мог углубиться далеко к северу. Однако Саллам не дал точных координат страны башкир (басджирд), которую последующие авторы с большой вероятностью могли поместить где-то на севере20. Ал-Идриси поместил страну башкир на реке Атил, начало которой он удлинил дальше к востоку, чтобы связать эту страну со «Зловонной землей» и «опустошенной страной». Если отбросить ненужное упоминание об этих мифических странах, получится, что река Атил начинается в самой стране башкир, как и сказано в седьмой секции пятого климата.
Особый интерес представляет рассказ ал-Идриси о седьмой секции шестого климата. «Эта седьмая секция шестого климата содержит [описание] части Хазарского (Каспийского. — И.А.) моря, территории стран внутренних и внешних басджиртов вместе с теми [землями] страны Аскутийа (Скифия. — И.А.), что примыкают к ним с севера. С помощью Аллаха мы изучили то, что говорилось о [простых] жителях и знатных лицах этих стран в книгах, написанных до нас. Скажем: большая часть этих земель, которые мы назвали, [представляют собой] протяженные пустыни и безлюдные пространства. Их поселения малочисленны, удалены друг от друга [на большие расстояния], бедны, а [соединяющие их] пути опасны из-за вражды местных народов и плохого состояния дорог»21. Источники этого описания, к сожалению, неизвестны, так как ал-Идриси не дает названий изученных им книг и не упоминает их авторов. Его сведения о поселениях у башкир противоречат традиционному представлению об их кочевом образе жизни, однако поселениями башкир могли быть их сезонные стойбища.
Далее ал-Идриси пишет: «Что касается страны внутренних басджиртов, то мы уже рассказали о ней и описали ее пределы в [седьмой секции] пятого климата. Что же до страны внешних басджиртов, то к ней относятся [города] Карукийа, Намджан и Гурхан. Это населенные города, жители которых живут своим трудом, занимаясь торговлей и ремеслами лишь с тем, чтобы обеспечить себя»22. Однако из дальнейшего изложения следует, что эти города находились далеко за пределами территории башкир и, таким образом, не являлись их городами, но были тесно с ними связаны23.
О внутренних и внешних басджиртах ал-Идриси пишет: «Эти народы постоянно вторгаются во владения других и забирают [себе] их добро. Эти страны пло-
18 Кузеев 1974, 136.
19 Кумеков 1972, 58.
20 Ибн Хордадбех 1986, 334.
21 Коновалова 1999а, 122.
22 Там же.
23 Там же, 250-251.
дородны, с обильной растительностью и стадами скота»24. В переводе К. А. Ма-картни цитируемый отрывок звучит так: «Эти люди постоянно нападают друг на друга и совершают набеги на окрестные страны для вещей, необходимых для них. Страна плодородна, пастбища обильны, пастухи многочисленны»25. Налицо два разных уклада: с одной стороны, жители городов, которые сами обеспечивают себя, занимаясь торговлей и ремеслами, с другой стороны, пастухи, которые вынуждены совершать набеги на окрестные страны (может быть, на эти самые города), так как не имеют необходимых вещей. Ясно, что второй из этих укладов характеризует башкир, а первый — их оседлых соседей.
Продолжим рассказ ал-Идриси: «Басджирты делятся на два племени, которые обитают близ границ страны гузов за булгарами. В их войске около двух тысяч воинов. Они укрываются в лесах, где никто из тех, кто граничит с ними, не может их достать. Они повинуются булгарам. Они решительны и сильны26. Народ басджиртов граничит с баджнаками. Басджирты и баджнаки — тюрки, граничащие с Румом»27. Отрывок о двух башкирских племенах восходит к сочинению арабского географа Х в. Абу Зайда Ахмеда ибн Сахла ал-Балхи «Ашкал ал-билад» («Виды стран»), в котором сказано: «Башджарды разделяются на два племени; одно племя живет на самой границе Гуззия — то есть, Гузов=Куман28 — Болгар. Говорят, что оно состоит из 2000 человек, которые так хорошо защищены своими лесами, что никто не может покорить их. Они подвластны Болгарам. Другие Башджарды соседят с Печенегами. Они и Печенеги — Тюрки — близкие соседи Румийцев (византийцев. — И.А.)»29. Ал-Идриси передает этот отрывок неточно. У него получается, что оба племени живут между гузами и булгарами, и в то же время башкиры граничат с печенегами, находящимися в Северном Причерноморье. В переводе К. А. Макартни отмечается, что «их длинные границы соприкасаются со страной печенегов»30. Таким образом, в представлении ал-Идриси два племени у башкир слились в один народ, длинные границы которого простираются от гузов и булгар до печенегов. В то же время ал-Идриси не путал башкир с венграми. Басджиртами он называл только башкир, а о венграх неизменно писал как о жителях страны Ункариййа31.
Башкиры, обитавшие на Южном Урале, граничили с гузами. В пятом климате ал-Идриси пишет о реке Мора, находящейся севернее Аральского моря и разделяющей страны башкир и гузов32. Речь, несомненно, идет о реке Яик, ныне называемой Урал. Из Ибн Фадлана также следует, что между гузами и башкирами находилась река Урал33. С утверждением о подчиненности башкир булгарам согласуется упоминание о лежащей на границах Булгарии горе Кукайа. Этот ороним
24 Коновалова 1999а, 122.
25 Macartney 1930, 222.
26 В переводе К. А. Макартни: «Они имеют убежище в неприступных горах и смелы, также как предприимчивы» (Macartney 1930, 222).
27 Коновалова 2006, 122.
28 Это, очевидно, позднейшая вставка, так как место гузов в заволжских степях впоследствии заняли кыпчаки (куманы).
29 Хвольсон 1868, 710.
30 Macartney 1930, 222.
31 Коновалова 2006, 240.
32 Macartney 1930, 222, n. 2.
33 Мажитов 1988, 89-93.
восходит к названию Рифейских гор у античных авторов34. Поэтому надо признать, что башкирские племена, кочевавшие по западным склонам Уральских гор, были в той или иной степени зависимы от булгарских властителей35.
В пределах, ограниченных землями гузов и булгар и Уральскими горами, находилась земля внутренних басджиртов. О земле внешних басджиртов, составляющей часть земли басджиртов, ал-Идриси сообщает, что она «простирается на восток до Зловонной земли»36. Получается, что внешних басджиртов ал-Идриси помещает к востоку от внутренних37. У К. А. Макартни, таким образом, были основания разместить внутренних башкир в Южном Приуралье, а внешних — в Южном Зауралье38.
Далее следует подробное описание городов Намджан, Гурхан и Карукийа39. Мы не будем останавливаться на этом описании, так как ал-Идриси не дает точных географических координат этих городов, что не позволяет указать их на карте.
«Страна басджиртов велика, и ее [отдельные] части отстоят друг от друга [на большое расстояние], — пишет ал-Идриси. — Между центром [страны] внутренних басджиртов и центром [страны] внешних басджиртов одиннадцать переходов»40. В этих словах находит подтверждение точка зрения Р. Г. Кузеева о существовании на Южном Урале двух основных центров расселения раннесред-невековых кочевников: «в Приуралье — Бугульминская возвышенность»; «в Зауралье — обширный район бассейна верхнего течения р. Урал (Яик)». «Эти два центра не были территориально изолированными областями; напротив, «древняя Башкирия» представляла собой единую, огромную страну на стыке Европы и Азии»41.
«По своим обычаям народ басджиртов подобен тюркам-булгарам. Их одежда — длинные куртки»42, — такими словами ал-Идриси заканчивает описание башкир в седьмой секции шестого климата.
Седьмая секция седьмого климата « содержит продолжение [описания] страны Басджирт»43. В этой секции ал-Идриси пишет: «Из городов внутренних басджиртов [назовем] Мастр и Кастр. Оба города невелики, и купцы редко посещают их. И никто в них не бывал, так как [туземцы] убивают всех чужестранцев, которые хотят проехать через их страну. Оба города стоят на реке, впадающей в Исил»44. По мнению И. Г. Коноваловой, эти данные отражают «сведения о башкирских родоплеменных названиях — кесе и мишар»45. Это мнение интересно, но бездоказательно. Почему из огромного списка башкирской родоплеменной номенклатуры были выбраны именно эти два далеко не самые представительные названия? И были ли они у башкир уже в то время? Очевидно, информацию ал-Идриси
34 Коновалова 1999б, 24-25.
35 Греков, Калинин 1955, 45.
36 Коновалова 2006, 123.
37 Там же, 241.
38 Macartney 1930, Map illustrating Places and Racial Movements discussed in Text.
39 Коновалова 2006, 123-124.
40 Там же, 124.
41 Кузеев 1978, 46.
42 Коновалова 2006, 124.
43 Там же, 128.
44 Коновалова 1999а, 192.
45 Там же, 193.
о башкирских городах нельзя считать полностью вымышленной. Однако определить точное местоположение этих городов, а тем более связать их с какими-либо конкретными археологическими объектами, не представляется возможным.
О жителях страны Баджнак, т. е. о печенегах, ал-Идриси в седьмой секции седьмого климата пишет: «Они укрываются в горах и в лесах, чтобы там на них не могли напасть»46. К. А. Макартни видит в этом предложении повтор аналогичного сообщения о башкирах и отмечает, что сравнение с ал-Истахри показывает, что это сообщение находится в своем надлежащем месте именно в рассказе о башкирах47. Очевидно, имеется в виду горно-лесная зона Южного Урала, где башкиры действительно могли найти надежное укрытие от врагов. Здесь же о народе баджнак ал-Идриси сообщает: «Их язык отличается от языка русов и от языка басджиртов»48.
В седьмой секции пятого климата и в шестой секции шестого климата ал-Идриси помещает башкир на реке Исил. Теперь же оказывается, что они живут не на самой реке Исил, а на какой-то неизвестной реке, впадающей в нее. Именно эти сведения нашли отражение на карте.
На карте ал-Идриси 1154 г. надпись «башкиры» пересекает в нижнем течении реку, вытекающую из гор Айани и впадающую в реку Атиль с севера. На левом берегу этой безымянной реки выше по течению показаны города Масра и Касра, первый — на середине, а последний — почти у истоков49. На современной карте эта река соответствует Каме, а сама река Атиль, вытекающая из гор Оскаска, соответствует Белой50. Таким образом, на карте ал-Идриси башкиры размещены на реке Каме до впадения в нее реки Белой51. Как ни странно, у ал-Идриси в этом отношении были последователи. На карте братьев Пицигано 1367 г. на Каме показан город Башгорд и к востоку нанесена надпись «башкиры». На Каталонской карте мира 1375-1377 гг. башкиры показаны на левом берегу Камы52. В какой-то степени это оправдано, поскольку Белая является левым притоком Камы. А. М. Курбский в «Истории о великом князе Московском» писал: «те башкиры живут в лесах в верховьях большой реки Камы, которая впадает в Волгу в двенадцати милях ниже Казани»53. Далее А. М. Курбский снова упоминает «башкир, которые растянулись по реке Каме вверх по направлению к Сибири»54. Это явная ошибка, так как «по направлению к Сибири» башкиры могли «растянуться» только по Белой и Уфе, но не по Каме. Традиция изображать башкир на Каме, таким образом, имела место не только в арабской, но и в западноевропейской, а также русской географии.
Собственную интерпретацию карты ал-Идриси в одной из своих статей предложил Н. А. Мажитов. Безымянный правый приток Итиля исследователь попытался отождествить с р. Уфой. Этот приток вытекает из гор Айани, в которых
46 Коновалова 2006, 128.
47 Macartney 1930, 222, note 3.
48 Коновалова 2006, 128.
49 Рыбаков 1952, рис. 1, 4.
50 Там же, рис. 9.
51 Там же, рис. 15а.
52 Псянчин 2001, 71-72.
53 Курбский 1986, 261.
54 Там же, 275.
Н. А. Мажитов видит Уральские горы. «Среди притоков Уфы с горами Айани созвучна река Ай, стекающая с Урала. Поэтому безымянный правый приток Итиля расшифровывается как реки Уфа и Ай: а горы «Айани» как часть Урала с истоками р. Ай. В этом случае башкиры на карте Идриси размещены по рекам Ай, Уфа и Белая, т. е. в пределах современного расселения этого народа»55. Такое «новое прочтение» карты ал-Идриси маловероятно и бездоказательно. Почему правым притоком Итиля была именно р. Уфа, а не более известная арабским авторам р. Кама, по которой пролегал торговый путь в страну Вису? И почему Уральские горы — это расположенные горизонтально горы Айани, а не расположенные вертикально горы Оскаска? Реки Белая, Уфа и Ай берут начало в горах Оскаска, и башкиры там не размещены56. В книге, написанной Н. А. Мажитовым совместно с А. Н. Султановой, авторам уже не понадобилось отождествлять правый приток Итиля с р. Уфой: «На карте (Идриси. — И.А.) страна башкир размещена в верховьях реки, впадающей в Каспийское море». Верховьями этой реки, как известно, считалась «Агидель (Белая) со своими притоками», вытекающими с Уральских гор, которые на карте «выведены под названием Айани»57. Но если река, на которой жили башкиры, вытекала из гор Айани, то это не Белая, а Верхняя Кама, где и помещены башкиры на карте ал-Идриси58. Конечно, нельзя считать, что башкиры и в самом деле жили не на Белой, а на Каме. Ведь и сам ал-Идриси в седьмой секции пятого климата размещает башкир в верховьях Итиля, т. е. на р. Белой. Но этим данным противоречат данные седьмой секции седьмого климата, которые отражены на карте. Стало быть, ал-Идриси дает две версии локализации башкир — на Белой и на Верхней Каме. Нет необходимости доказывать, что первая версия правильна, а вторая — нет. Значит, локализацию башкир в седьмой секции седьмого климата сочинения ал-Идриси и на его карте надо признать ошибочной, а попытки Н. А. Мажитова доказать, что на карте ал-Идриси башкиры размещены правильно, — неубедительными. Возможно, в арабской географии не было однозначного представления о начале Волги: в одних случаях ее началом могла считаться Белая, в других — Верхняя Кама. Поэтому башкиры, жившие на Белой, помещались то на самой реке Итиль, то на ее притоке. Некритическое наслоение друг на друга разного рода сведений могло привести к тому, что в качестве такого притока стала восприниматься Верхняя Кама.
Конечно, труд ал-Идриси при всех его достоинствах — это компиляция, различные части которой могли быть написаны разными авторами. Для нас наибольший интерес представляют данные, содержащиеся в седьмой секции пятого климата, шестой секции шестого климата в той части, где речь идет о расположении внутренних башкир, и седьмой секции шестого климата. Наименьший интерес представляют данные, содержащиеся в седьмой секции седьмого климата и на карте, где расположение башкир указано заведомо неверно.
55 Мажитов 1988, 96.
56 Рыбаков 1952, рис. 1, 9.
57 Мажитов, Султанова 1994, 136.
58 В статье, написанной Н.А. Мажитовым в соавторстве с А. Н. Султановой и Ф.А. Сунгатовым, отмечается: «На карте ал-Идриси страна башкир помещена в горной местности под названием Аскаска, под которой подразумеваются Уральские горы» (Мажитов, Султанова, Сунгатов 2008, 45). Речь, действительно, идет об Уральских горах, но расположение страны башкир на карте ал-Идриси с ними не связано.
Итак, что же реально известно из сочинения ал-Идриси о башкирах и стране башкир?
Во-первых, ал-Идриси знает башкир как народ, который он наряду с печенегами и булгарами относит к тюркам. Н. А. Мажитов толкует эти сведения в том смысле, что в источниках ал-Идриси, восходящих к IX-X вв., язык башкир определен тюркским59. Однако арабские средневековые авторы не могли использовать термин «тюрк» в его современном, т. е. лингвистическом, значении60. Русов ал-Идриси тоже считал одним из племен тюрок61, что неудивительно, так как арабские географы IX, и особенно Х в., под тюрками подразумевали «все восточноевропейские народы, безотносительно к их языковой принадлежности»62.
Во-вторых, ал-Идриси знает, что башкиры занимали определенную территорию, при описании которой он использует выражения «страна басджиртов»63, «земля басджиртов»64, «область басджиртов»65. К шестой секции шестого климата ал-Идриси относит «часть страны Басджирт»66, а к седьмой секции того же климата — «территории стран внутренних и внешних басджиртов»67. Вместе эти две страны образуют страну басджиртов, занимающую большую, но редконаселенную территорию. Продолжение описания страны Басджирт содержит седьмая секция седьмого климата68. Такая разбросанность в описании этой страны сама по себе свидетельствует о большой протяженности Башкирии. Внутреннюю Башкирию можно локализовать в Южном Приуралье, а Внешнюю — в Южном Зауралье. Внутренние башкиры, которые часто заменяются общим понятием «башкиры», живут на реке Белой, между гузами, булгарами и Уральскими горами. Они зависимы от булгар.
В-третьих, ал-Идриси указывает на воинственный образ жизни башкир, которые постоянно ведут внутренние и внешние войны. Башкиры — смелый и предприимчивый, т. е. пассионарный, народ. Башкирия — обширная, хотя и редконаселенная, страна. Таким образом, башкиры и страна башкир в сочинении ал-Идриси предстают как внушительная сила в средневековой истории Евразии.
ЛИТЕРАТУРА
Бейлис В. М. 1984: Ал-Идриси (XII в.) о восточном Причерноморье и юго-восточной окраине русских земель // Древнейшие государства на территории СССР. Материалы и исследования. 1982 год / В. Т. Пашуто (ред.). М., 208-228.
Буниятов З. М., Велиханова Н. М. 1988а: Каспийское море в арабских источниках // Известия Академии наук Азербайджанской ССР (серия истории, философии и права). 3, 113-126.
59 Мажитов 1988, 100.
60 Гумилев 1993, 24.
61 Коновалова 2006, 233.
62 Кучумов 2006, 65.
63 Кузеев 1974, 135.
64 Бейлис 1984, 217.
65 Коновалова 1999а, 84.
66 Коновалова 2006, 117.
67 Там же, 122.
68 Там же, 128.
Буниятов З.М., Велиханова Н.М. 1988б: Каспийское море в арабских источниках // Известия Академии наук Азербайджанской ССР (серия истории, философии и права). 4, 85-96.
Греков Б. Д., Калинин Н. Ф. 1955: Волжская Булгария IX-XIII веков // История Татарской АССР. Т. I / Х. Г. Гимади (ред.). Казань, 42-74.
Гумилев Л. Н. 1993: Древние тюрки. М.
Ибн Хордадбех. 1986: Книга путей и стран. Баку.
Коновалова И. Г. 1999а: Восточная Европа в сочинении ал-Идриси. М.
Коновалова И. Г. 1999б: Состав сообщений о Волжской Булгарии в сочинении ал-Идриси (XII в.) // Международные связи, торговые пути и города Среднего Поволжья IX-XII веков / Ф. Ш. Хузин (отв. ред.). Казань, 21-27.
Коновалова И. Г. 2006: Ал-Идриси о странах и народах Восточной Европы. М.
Кузеев Р. Г. 1974: Происхождение башкирского народа: этнический состав, история расселения. М.
Кузеев Р. Г. 1978: Историческая этнография башкирского народа. Уфа.
Кумеков Б. Е. 1972: Государство кимаков IX-XI вв. по арабским источникам. Алма-
Ата.
Курбский А. 1986: История о великом князе Московском // Памятники литературы Древней Руси. Вторая половина XVI века / Л. А. Дмитриев, Д. С. Лихачев (ред.). М., 218399.
Кучумов И. В. 2006: Раннесредневековые сведения о башкирах и проблемы этнической идентичности // Проблемы этногенеза и этнической истории башкирского народа / Ф. Г. Хисамитдинова, Р. М. Юсупов (ред.). Уфа, 63-67.
Мажитов Н. А. 1988: Историческая Башкирия по данным письменных источников и археологии // Проблемы древних угров на Южном Урале / А. Х. Пшеничнюк (отв. ред.). Уфа, 88-101.
Мажитов Н. А., Султанова А. Н. 1994: История Башкортостана с древнейших времен до XVI века. Уфа.
Мажитов Н. А., Султанова А. Н., Сунгатов Ф. А. 2008: Башкирские города по арабским источникам IX-X вв. // Вестник Академии наук Республики Башкортостан. 13. 2, 44-48.
Пантусов Н. Н. 1909: Сведения арабских географов о средней Азии // Известия Общества археологии, истории и этнографии при Императорском Казанском университете. XXV. 5, 91-152.
Псянчин А. В. 2001: Башкортостан на старых картах: история географического изучения и картографирования. Уфа.
Рыбаков Б. А. 1952: Русские земли по карте Идриси 1154 года // КСИИМК. XLIII, 3-44.
ХвольсонД.А. 1868: Известия о хозарах, буртасах, болгарах, мадьярах, славянах и русских Абу Али Ахмеда Бен Омар Ибн-Даста // Журнал Министерства народного просвещения. 140. Декабрь, 657-771.
Macartney C. A. 1930: The Magyars in the Ninth Century. Cambridge.
AL-IDRISI ON BASHKIRS AND THEIR LAND
I. V. Antonov
This is the analysis of the data on the Bashkirs and their land derived from the work of al-Idrisi, the most prominent Arabian geographer of the 17th century. He refers Bashkirs together with Pechenegs and Bulgars to Turcomans. According to al-Idrisi the Bashkirs land in its turn consists of the lands of internal and external Bashkirs who dwelt in South Priuralye and South Zauralye respectively. A generic term 'Bashkirs' was often used for internal Bashkirs who settled down by the Belaya river. Al-Idrisi presents Bashkirs in his works as a considerable force in medieval Eurasia.
Key words: al-Idrisi, Bashkirs, South Urals.
© 2010
В. В. Медведев
МОЛЕНИЕ ?ЧУК НЕКРЕЩЕНЫХ ЧУВАШЕЙ БАШКОРТОСТАНА (ПО ЭКСПЕДИЦИОННЫМ МАТЕРИАЛАМ)
В статье рассматривается проблема сохранения традиционных дохристианских верований среди группы некрещеных чувашей Башкортостана. На материале чувашей деревни Юльтимировка Бакалинского р-на представлено описание ежегодного моления учук. Рассмотрен процесс моления, представлена его подробная характеристика, выявлены традиции и нововведения в обряде.
Ключевые слова: некрещеные чуваши, учук, моление, традиционные верования.
Чуваши являются одним из крупнейших тюркских этносов Российской Федерации. По переписи 2002 г. общее число указанного этноса составляет 1759 тыс. чел., причем 1700 тыс. чел. проживают в России1. Основная масса чувашей расселена непосредственно в Чувашии. Кроме того, значительные этнотерритори-альные группы расположены в Башкортостане, Татарстане, Самарской области, Ульяновской области, Красноярском крае и др. регионах государства. На территории Башкортостана по Всероссийской переписи 2002 г. чувашей проживает 117 317 чел.2
Основная доля чувашей по вероисповеданию является православной. Этно-конфессиональные группы данного этноса представлены некрещеными чувашами, мусульманами, христианами неортодоксальных течений3.
1 Пименов 2007, 683.
2 Янгузин 2007, 31.
3 Ягафова 2008, 114-127.