Серiя: Техшчш науки ISSN 2225-6733
ТЕХНОГЕННА БЕЗПЕКА
УДК 796.57.001.25
© Зюзь В.Н.1, Балухтина В.В.2
АКВАТУРИЗМ И ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ
В статье дан анализ современному аква- (водному) туризму, опасностям, которые могут предостерегать человека в водных туристических походах и при проведении соревнований по водному туризму. Представлены основные цели и задачи при подготовке специалистов водного туризма, главным фактором которого является обеспечение безопасности, темы подготовки, материалы по теоретическому, практическому разделам и видам подготовки основ безопасности, что позволяет сформировать полное представление о предъявляемых требованиях. Впервые сделана попытка разработки общеобразовательного стандарта подготовки по безопасности на воде специалистов сферы акватуризма, где, в основном, сосредотачивается направленность обучения на оказание помощи пострадавшим на воде, базирующаяся на новых приоритетах и принципах современного профессионального образования, используя общие его закономерности, учитывая местные особенности тех регионов, для которых готовятся специалисты.
Ключевые слова: аква, водный туризм, берег, волна, искусственное дыхание, спасательные средства, течение, утопление, рафтинг, каяк, катамаран, байдарка, каноэ.
Зюзь В.М., Балухтина В.В. Акватуризм i основи безпеки. У статт1 подано анал1з сучасного аква- (водного) туризму, небезпек, як можуть застер1гати людини при проведенм водних туристських поход1в i змагань. Представлено основм цм та за-вдання при тдготовщ фахiвцiв водного туризму, головним чинником якого е забез-печення безпеки, теми тдготовки, матерiали по теоретичному, практичному роз-дшами та видами тдготовки основ безпеки, що дозволяе сформувати повне уяв-лення про пред 'явлен вимоги. Уперше зроблено спробу розробки загальноосвтньо-го стандарту тдготовки з безпеки на водi фахiвцiв сфери акватуризму, де, в основному, зосереджуеться спрямоватсть навчання на надання допомоги постражда-лим на водi, що базуеться на нових прюритетах i принципах сучасного профестно-го освти, використовуючи його загальт закономiрностi, враховуючи мiсцевi особ-ливостi тихрегiонiв, для яких готуються фахiвцi.
Ключовi слова: аква, водний туризм, берег, хвиля, штучне дихання, рятувальш за-соби, протягом, утоплення, рафтинг, каяк, катамаран, байдарка, каное.
V.M. Zyuz, V. V. Baluhtina. Aquatic sports and safety. Aquatic sports or boating, has become a mass sport and recreation. It is as delightful a holiday as one might wish for, gaining strength around the world and especially in Ukraine. More and more people are eager to see the beauty of the underwater world, enjoy exciting sailing races, long journeys along beautiful rivers and unexplored areas, as well as smooth sailing at the height of the season. The article analyzes the modern aquatic (water) tourism hazards that can lie in wait for a person in the water during camping trips and various boating competitions. This kind of sports is dangerous in principle, as aqueous medium is always perilous whether water is rough or calm. Accidents are always possible and tourists may find
1 канд. наук по физ. воспитанию и спорту, доцент, ГВУЗ «Приазовский государственный технический университет, г. Мариуполь, Vladimir. zuz@mail. ru
2 ст. преп., ГВУЗ «Приазовский государственный технический университет, г. Мариуполь, baluhtinavalentina@mail. com
Серiя: Техшчш науки ISSN 2225-6733
themselves in water, hypothermia, impossibility to breathe, impactions against different objects in the water resulting. Ships, food and equipment may also be damaged or lost, that is the consequences may be extremely negative. This article includes description of boating types, extreme forms of boating, the design features of the swimming facilities used in boating, practical skills and the ability to apply the facilities; characteristics of waves and currents; types of rivers; forms and methods of transportation and rescue of the drowning people; rendering assistance and first aid to the victims; promotion of safety rules on the water during the boating. The main goals and objectives in preparing aquatic tourism professionals whose main duty is safety, training topics, theoretical and practical materials for training the basics of safety that makes it possible to get acquainted with all the requirements have been discussed. The first attempt to develop general educational standards in training professionals in water sports and safety basing on the new priorities and the principles of modern vocational education has been made in the articles.
Keywords: aquatic, boating, beach, wave, rescue equipment, drowning, rafting, kayak, catamaran, canoe.
Постановка проблемы. Роль образования на новом этапе развития туризма заключается в разработке новых задач. В свете сложившейся ситуации ответом туристической индустрии и государственных ведомств, отвечающих за эту сферу, стало повышение профессионализма -ключевого элемента в обеспечении качества и конкурентоспособности специалистов на мировом рынке труда.
Становится действительностью, когда хорошее образование, способность к творчеству и компетентность являются важнейшим капиталом каждого. Эти качества способствуют преобразованию нашего общества.
На современном этапе развития общества значительное внимание уделяется отрасли туристической деятельности, а водная гладь рек, озер и морей издавна привлекала человека. По своей сути водный туризм - это уникальнейшая возможность сочетать активный отдых с оздоровлением организма.
В ближайшее время приоритетным развитием туристической отрасли может стать аква-туризм. Аква- или водный туризм стал массовым видом спорта и отдыха. Помочь человеку снять усталость может набирающий силу во всем мире, и особенно в Украине, водный туризм. Все больше людей стремятся увидеть красоты подводного мира, принять участие в азартных парусных гонках, совершить дальние путешествия по суровым рекам и неизведанным районам и отправиться в спокойное плавание по освоенной акватории. В Европе этот вид туризма начал развиваться быстрыми темпами и стал более массовым в конце 80-х - начале 90-х годов [1, 2].
Анализ распространенности водного туризма в регионах Украины на сегодняшний день свидетельствует, что туристско-краеведческих кружков, объединений и спортивных секций по водному туризму насчитывается около 105 ед. (данные Центров туризма Украины, 2013 г.).
Акватуризм потенциально опасен, так как ареной деятельности туриста является водная среда. Даже в самых простых водных походах возможны аварии судов, приводящие к попаданию туристов в воду с воздействием на них опасных факторов переохлаждения, ударов о различные предметы в воде, сбоя дыхания. При этом могут быть повреждены или утрачены суда, продовольствие и снаряжение. Всё это может привести к крайне негативным последствиям.
Для более эффективного обеспечения безопасности туризма важна именно целостная система безопасности, в структуру которой входят: субъекты обеспечения безопасности туризма, государственная политика, законодательство и различные виды деятельности по обеспечению безопасности; меры и требования безопасности туризма, а также культура безопасности туризма [3].
Безопасность на воде достигается знанием прибрежных природных явлений, правильным выбором туристических маршрутов, оборудованием места купания, размещением наглядной агитации, систематической разъяснительной работой о правилах поведения на воде и соблюдением мер предосторожности. Поэтому своевременное обучение плаванию, постоянное соблюдение мер безопасности на воде во время туристического похода и умение оказывать помощь пострадавшим является актуальным направлением в безопасности жизнедеятельности [4].
Серiя: Техшчш науки ISSN 2225-6733
В настоящее время в Украине отсутствует целостная система обеспечения безопасности туристов, ведения статистики несчастных случаев в туризме и их анализа, остро стоят вопросы законодательного обеспечения безопасности туризма, защиты личности и собственности в сфере туристской деятельности, в том числе за счет современных страховых механизмов.
Кроме того, неразвита культура безопасного поведения и у самих туристов, отсутствует знание основ безопасности и спасения на воде.
Анализ последних исследований и публикаций. Акватуризм или водный туризм - вид туризма, при котором отдых осуществляется на воде с использованием байдарок, лодок, катамаранов, парусных судов, туристических теплоходов и других плавательных средств [5]. Водный туризм - это не только походы по морям, рекам, озерам и водохранилищам, но и экстремальные виды спортивного туризма.
Акватуризм - это морской и речной водный туризм. В водном туризме успешно смешиваются элементы знания, активного отдыха, оздоровления, физической культуры и спорта. Он доступен каждому фактически здоровому человеку независимо от возраста. Потому по числу занимающихся акватуризм разделяет 1-ое место с более массовым пешеходным. В последние годы в водных походах участвует около 30% всех туристов [6].
Развитию водного туризма также способствует наличие в стране довольно большого количества разборных байдарок различных типов и надувных судов, а также широкое развитие самодеятельного конструирования и изготовления туристских судов. В отличие, например, от пешеходного или лыжного туризма водный технически более сложен. Даже в самом простом походе турист должен уметь собрать (или построить), а в случае необходимости и отремонтировать судно, правильно упаковать, разместить и защитить от воды продовольствие и снаряжение. Он должен уметь садиться и сходить с судна, правильно грести и управлять им, подходить к берегу и отваливать от него. Турист-водник должен хорошо знать препятствия, встречающиеся на реке, и уметь легко различить их, знать способы преодоления этих препятствий и уметь ими пользоваться, знать и уметь применять способы самостраховки, взаимной страховки и оказывать первую помощь. Все эти знания накапливаются в результате постепенного перехода от простых к более сложным походам и являются основным принципом обеспечения безопасности [7]. Для того чтобы правильно определять сложность походов, все туристские маршруты в порядке возрастания сложности делятся на шесть категорий [8].
Когда говорят «водный туризм», обычно подразумевают разнообразные сплавы по рекам. В качестве транспортного средства во время таких сплавов обычно применяется: рафтинг, кая-кинг, сплавы на различных водных судах - катамаранах, байдарках, каноэ [8]. Профессия специалиста по туризму на воде всегда связана с риском, и для каждого конкретного случая, прежде чем исполнять свои служебные обязанности, будущие специалисты должны пройти специальную подготовку и подтвердить наличие у них необходимых знаний, умений и квалификации. Ведь в противном случае ряд действий специалистов по туризму могут привести к травматизму и гибели как окружающих его людей, так и членов его команды [3].
Поэтому подготовка специалиста по туризму на воде должна включать в себя: знание видов водного туризма, видов экстремального водного туризма, конструктивных особенностей устройства плавательных средств для водного туризма; характеристик волн и течений; типы рек; практические навыки и умения применять средства, формы и методы транспортировки и спасения утопающих; оказание первой медицинской помощи пострадавшим; пропаганду соблюдения правил безопасности на воде во время турпохода.
В статье использованы работы известных отечественных и зарубежных специалистов, представлены и обобщены результаты научных исследований Биржакова М.Б., Гетьман В.И., Григорьева В.Н., Горбунова Н.Н., Давыдова В.Ю. (2007), Демидова Ф.А., Зайченко А.З. (1970), Зенкович В.П. (1962), Кудь И., (1995), Леонтьев О.К. (1982), Мейелл М.(1995), Пеццини Д.Дж., Пронина Н., Сапова И.А., Серкиза Я.И., Соколова М.В., Чудновского А.Д., Штангея Ю.В. и др.
Цель статьи:
- формирование научно обоснованных взглядов и убеждений, необходимых для плодотворной профессионально-педагогической деятельности;
- усовершенствовать методические основы подготовки специалиста водного туризма, способного разумно, быстро и правильно руководить и действовать в походе;
- дать характеристику теоретическими знаниями типов волн и течений, правил поведения
Серiя: Технiчнi науки ISSN 2225-6733
на воде, основным действиям по оказанию помощи пострадавшим на воде, практическому применению средств, форм и методов транспортировки и спасения пострадавших, оказания первой медицинской помощи и способов выполнения искусственного дыхания, непрямого массажа сердца, дефибрилляции;
- привлечь внимание к предупреждению чрезвычайных ситуаций в походах с соблюдением всех требований к охране труда.
Изложение основного материала. Для более эффективного обеспечения безопасности туризма важна именно целостная система безопасности, в структуру которой входят: субъекты обеспечения безопасности туризма, государственная политика, законодательство и различные виды деятельности по обеспечению безопасности; меры и требования безопасности туризма, а также культура безопасности туризма.
Основой для написания статьи послужила реализация государственной политики Украины в области туризма, охраны здоровья, жизни населения, использования природной среды и создания безопасных условий жизнедеятельности и отдыха на водных объектах, предупреждения несчастных случаев, спасения людей на воде [9].
Современная концепция безопасности и спасения на водах учитывает выводы постоянных комиссий по вопросам экологии, природных ресурсов и рекреации, по вопросам бюджета, социально-экономического развития и коммунальной собственности. Она базируется в соответствии с Законом Украины «О туризме» [10].
Туризму свойственны определенные правила и регламентации. На специалиста в этой сфере возлагается ответственность по решению многих сложных задач, связанных с обеспечением безопасности и снижением травматизма участников туристских походов, жизнеобеспечением людей в экстремальных условиях, неукоснительным соблюдением закона об охране природы. Поэтому и требуется система формирования особых знаний, умений и навыков. Все туристские профессиональные работники должны владеть в определенном объеме теоретическими знаниями, практическими умениями и навыками по основным видам туризма, профессиональными способностями, необходимыми для ведения организационной, педагогической и научно-методической работы по туризму и экскурсиям, системе учебных заведений, по месту жительства населения, на станциях юных туристов, на туристских базах, в туристских секциях и клубах.
Подготовка специалиста водного туризма реализуется на основе решения задач по формированию соответствующих знаний и умений, при этом приоритет отдается именно практическим навыкам. Теоретические знания вводятся в той мере, в которой они будут способствовать обучению специалистов водного туризма оптимальным действиям в сложной обстановке.
Спортивный водный туризм, как всякий вид спорта, требует постоянных тренировок для поддержания высокого уровня как общей, так и специальной физической подготовки. Общая физическая подготовка должна развивать выносливость, силу, координацию движений, остроту реакции [10]. Средствами специальной подготовки осуществляется воспитание необходимых туристу навыков, которые применимы к особенностям избранного вида туризма. Например, турист-водник должен прекрасно плавать.
Формирование знаний и умений сопровождается закреплением на различных занятиях таких необходимых специалистам по туризму на воде качеств личности, как оперативность мышления в чрезвычайных ситуациях, психологическая устойчивость, физическая мобильность.
Задачи профессиональной туристской подготовки будущих специалистов следующие:
- сообщение специальных знаний по теоретическим, организационным и методическим аспектам туризма;
- развитие профессионального интереса к водному туризму и побуждение к приобретению знаний, умений и навыков, необходимых для туристской работы;
- развитие способностей самостоятельно трудиться с целью углубления своих знаний и совершенствования профессионально-педагогических умений и навыков, нужных для приобщения людей к занятиям туризмом;
- формирование научно обоснованных взглядов и убеждений, необходимых для плодотворной профессионально-педагогической деятельности;
- формирование знаний по защите людей от опасности, которой они могут подвергаться во время похода и прохождения маршрута, купания или плавания;
- теоретическими знаниями типов волн и течений, правил поведения на воде;
Серiя: Технiчнi науки ISSN 2225-6733
- умением оценивать обстановку в походе для принятия решений по организации и ведению спасательных и других неотложных работ;
- практическими навыками оказания помощи терпящим бедствие на воде с использованием различных видов спасательных средств;
- опытом спасания тонущих и реанимационной помощи при утоплении;
- не допускать гибели людей.
Исходя из этих задач, структура профессионально-педагогической подготовки специалиста по туризму включает указанные ниже компоненты.
Специальные знания. Это приведенная в систему целостная совокупность понятий и представлений об акватуризме, как объективно развивающемся явлении. Посредством специальных знаний происходит осознанность целей и задач развития водного туризма, как важного общественно-социального явления. В содержание этого раздела входит и знание основ краеведения, природоведения, картографии, топографии, географии.
Специальные личностные качества - это арсенал постоянно совершенствующихся задатков специалиста, позволяющих посредством личного примера на достаточно высоком уровне решать многие задачи в учебно-тренировочном процессе по водному туризму. Определяющим фактором формирования личностных качеств, необходимых специалисту по туризму, следует считать его личный практический опыт. Здесь важно отметить следующие личностные качества, нужные специалисту по туризму: чувство ответственности за проведение туристского мероприятия; требовательность к участникам похода; личный пример во всем, включая внешний вид и культуру использования снаряжения; справедливость и объективность оценки действий воспитанников; умение осознавать собственные ошибки и неудачи; владение педагогическим тактом по отношению к воспитанникам в различных ситуациях; способность заинтересовать занимающихся, убедить в правильности решения того или иного вопроса; умение прощать ошибки; умение поддерживать соответствующий уровень организованности группы даже в самых сложных ситуациях; эмоциональная сдержанность.
Спортивно-педагогическое мастерство. Способность человека быть активным участником разнообразных туристских мероприятий, уметь анализировать свои действия, добиваясь при этом достаточно высоких результатов, т. е. будущий специалист по туризму должен пройти через систему туристской подготовки, овладеть многими практическими умениями и навыками.
Профессиональные умения и навыки - это приобретенные в процессе обучения способности специалиста, позволяющие ему правильно обеспечить в организационно-методическом плане массовую туристскую работу.
В результате обучения специалист по туризму на воде должен знать:
- конструктивные особенности устройства плавательных средств (судов) для водного туризма;
- алгоритмы профессиональных действий, приемы самостраховки и взаимной страховки;
- процесс образования течений и волн;
- поведение рек, водоворотов и потоков воды
- основы применения специальных аварийно-спасательных средств, оборудования, приборов, инструментов и приспособлений;
- способы поиска, извлечения и транспортировки пострадавших в воде;
- порядок применения простейших методов реанимации;
- технику безопасности при ведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в различных условиях на воде;
- культуру безопасного поведения, выходя на туристический маршрут.
Должен уметь:
- выполнять функциональные обязанности руководителя групп водного туризма;
- правильно эксплуатировать водно-туристическое оборудование, защитную одежду, соблюдая технику безопасности;
- правильно выполнять все действия по спасению утопающих, давать им теоретическое обоснование;
- уметь пользоваться современными картами;
- применять и эффективно использовать специальные спасательные средства, оборудование, снаряжение, инструмент;
Серiя: Технiчнi науки ISSN 2225-6733
- грамотно решать ситуационные задачи во время прохождения маршрута;
- оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим, применять простейшие методы реанимации и дефибрилляции;
- хорошо плавать и уметь использовать навыки прикладного плавания [11];
- иметь хорошую физическую подготовку;
- создавать условия для работы и отдыха в экстремальных условиях.
Быть ознакомленным:
- с законодательной базой в области водопользования, Водным и Земельным кодексами, с Законом «Об основах туристской деятельности Украины»;
- с отечественным и зарубежным опытом туристической деятельности;
- с основными направлениями совершенствования технологий плавательных средств.
Порядок подготовки по вопросам безопасности на воде специалистов по туризму определяется тем, что сначала дается общий курс знаний прибрежной зоны и защитных полос, типы волн и течений, спасания тонущих и реанимационной помощи при утоплении, правил поведения на воде, что создает базу для умений, связанных с проведением спасательных работ. Все это даст возможность избежать непредвиденных ситуаций в походе, спасти утопающего, вовремя оказать медицинскую помощь, избежать опасных ситуаций. Ведь нередко утопающий человек ведет себя неадекватно, чем создает трудности спасателю [12].
Одна из важных сторон обучения основам безопасности специалиста по туризму - теоретическая подготовка.
Теоретическая подготовка. Включает в себя занятия по изучению:
- географической, краеведческой и топографической подготовок;
- природных явлений и охраны окружающей среды;
- характеристик прибрежных морских процессов, основных понятий о типах волн и течений;
- основ научных знаний о психологических особенностях поведения человека на воде, психологии тонущего человека;
- особенностей физиологического строения человеческого организма;
- основ спасения и оказания первой помощи.
Практическая подготовка. Занятия проводятся с целью:
- отработки практических приемов работы со спасательными средствами, инструментами и приспособлениями;
- освоения технологий ведения спасательных работ в воде, на воде и на берегу;
- физической, технической и тактической подготовки.
Медицинская подготовка. Занятия по медицинской подготовке проводятся специалистами медицинской службы в учебных аудиториях и бассейнах с использованием имитационных средств, тренажеров и штатного спасательного оборудования.
Во время занятий рекомендуется использовать следующие средства обучения:
- плакаты, мультимедийное оборудование;
- средства индивидуальной защиты;
- специальную технику, оборудование, снаряжение и инструмент, состоящие на оснащении нештатных аварийно-спасательных формирований (НАСФ);
- специализированные учебные классы, бассейны, «открытую» воду;
- тренажеры и тренажерные комплексы для работы с аварийно-спасательным инструментом по оказанию первой помощи и др.
Самостоятельная работа. Предполагает изучение небольших и доступных для усвоения тем, составление схем, моделей по материалам лекций, работу с компьютерными обучающими программами, решение ситуационных задач, выполнение практических заданий с картами, планами, схемами, тренировку с использованием специальной одежды и оборудования, совершенствование специальной и общей физической и плавательной подготовки.
Итак, профессиональная подготовка специалиста по водному туризму представляет собой комплекс мероприятий, оказывающих разноплановое воздействие на функциональное состояние человека, его интеллектуальное и нравственное развитие в плане овладения сложными умениями и навыками, определенным уровнем организаторских способностей. От уровня профессиональной подготовки специалиста по туризму зависит совершенствование форм и мето-
Серiя: Технiчнi науки ISSN 2225-6733
дов массовой туристской работы в стране.
Впервые сделана попытка разработки общеобразовательного стандарта подготовки по безопасности на воде специалистов сферы акватуризма, где, в основном, сосредотачивается направленность обучения спасения на воде. Важно построить систему подготовки специалистов для сферы туризма в нашей стране, проанализировав ее возможности и потребности. Эта система должна быть многоплановой, стройной, гибкой, мобильной, чтобы в максимально короткие сроки реагировать на любые изменения на туристском рынке; она должна быть способна успешно перестроиться и стать одной из самых прибыльных отраслей национальной экономики. Система подготовки специалистов сферы туризма в Украине должна базироваться на новых приоритетах и принципах современного профессионального образования, используя общие его закономерности, учитывая местные особенности тех регионов, для которых готовятся специалисты.
Нами рассмотрен целый ряд теоретических аспектов структуры и содержания профессионального образования по подготовки специалистов по туризму в Украине и в развитых странах мира [1, 5, 8]. Предложенные требования находят полное подтверждение в сфере туризма, что приведено в таблице.
Таблица
Виды подготовки и темы обучения основам безопасности на воде специалистов по туризму
№ Вид подготовки Форма знания Темы обучения
Теоретическое знание Спасательные средства. Подручные средства спасения. Индивидуальные и коллективные спасательные средства.
1. Спасательные средства Практические навыки и умения Отработка навыков применения спасательных средств. Маневрирование на гребном судне.
Представление Об отечественном и зарубежном опыте ведения спасательных работ.
Теоретическое знание Причины несчастных случаев на воде. Приемы и способы ведения поисково-спасательных работ (ПСР). Сигналы бедствия. Поиск пострадавших. Виды помощи и способы спасания. Правила и техника безопасности при спасении вплавь и при использовании плавательных средств.
2. Поисково-спасательные работы на водных акваториях Практические навыки и умения Спасение утопающего. Помощь утопающему, оказываемая пловцом. Спасение утопающего с поверхности. Освобождения от захватов тонущего. Транспортировка в воде и на суше. Спасение утопающего со дна водоёма. Приемы выноса пострадавшего на берег. Помощь уставшему пловцу. Мышечные судороги. Способы отдыха на воде.
Теоретическое знание Причины несчастных случаев на воде. Правила и техника безопасности при спасении вплавь и при использовании плавательных средств.
3. Утопление. Реанимационная помощь при утоплении Теоретическое знание Физиологические изменения в организме человека при нахождении в воде. Виды и признаки истинного утопления. Схема оказания помощи. Признаки бледного утопления. Схема оказания помощи. Признаки клинической смерти. Типы утопления. Причины утопления при переохлаждении.
Серiя: Технiчнi науки ISSN 2225-6733
Продолжение таблицы
Практические навыки и умения Особенности оказания первой доврачебной помощи при различных случаях и видах утопления. Главные требования к оживлению утонувшего. Проведение комплекса сердечно-легочной реанимации. Правила проведения непрямого массажа сердца. Проведение искусственного дыхания методами «рот в рот», «рот в нос», с помощью воздуховода. Методы элементарной сердечно-легочной реанимации. Порядок проведения дефибрилляции сердца.
Представление Особенности физиологического строения человеческого организма.
Обосновано, что прежде чем приступить к выполнению своих служебных обязанностей, специалист по водному туризму обязан пройти специальную подготовку, подтвердить наличие квалификации, знаний и умений. В противном случае неправильные действия могут стать причиной травматизма и даже гибели людей, членов его команды. Установлено, что шкиперами наиболее целесообразно работать тем, кто вырос на берегу моря, океана, реки и хорошо умеет плавать не только в хорошую погоду, но и не боится зайти в воду в шторм.
Важно также ввести в учебный план новые предметы, которые отражают специфику туристской деятельности: педагогику туризма, психологию туризма, профессиональную педагогику туристической деятельности и инновационные технологии.
Содержание тем подготовки материалов по теоретическому, практическому разделам и видам подготовки основам безопасности специалистов по туризму позволяет сформировать полное представление о предъявляемых требованиях.
Обосновано, что обучение специалиста по водному туризму должно включать теоретическую и практическую часть. Для эффективной помощи пострадавшим в воде необходимо знать основные приемы спасения, иметь в наличии средства оказания помощи, уметь ими пользоваться. Показано, что одним из основных профилактических мероприятий по предупреждению утоплений является обучение плаванию. Умение плавать, держаться на воде - одно из условий сохранения жизни при различных чрезвычайных ситуациях в походе на воде.
Изложенная в работе концепция безопасности и спасения на воде дает возможность обезопасить себя и группу или команду от утопления, быстро спасти утопающего, вовремя оказать медицинскую помощь, избежать непредвиденных ситуаций, в том числе в случае неадекватного поведения утопающего, которое создает трудности спасающему.
Выводы
Важно построить систему подготовки специалистов для сферы туризма в нашей стране, проанализировав ее возможности и потребности. Эта система должна быть многоплановой, стройной, гибкой, мобильной, чтобы в максимально короткие сроки реагировать на любые изменения на туристском рынке; она должна быть способна успешно перестроиться и стать одной из самых прибыльных отраслей национальной экономики.
Впервые сделана попытка разработки общеобразовательного стандарта подготовки по безопасности на воде специалистов сферы акватуризма, где, в основном, сосредотачивается направленность обучения спасения на воде.
Структура профессиональной педагогической подготовки специалистов по спортивно-оздоровительному туризму определяет требования к педагогическому туристскому мастерству на различных уровнях деятельности: а) начальный уровень подготовки: ознакомление с начальными знаниями в области туризма; б) базовый уровень: знать основы спортивного туризма и уметь применять их на практике; в) специальный: знание видов водного туризма, видов экстремального водного туризма, конструктивных особенностей устройства плавательных средств для водного туризма; характеристик прибрежных морских рельефообразующих процессов, типы морских берегов, волн и течений; типы рек; практические навыки и умения применять средст-
Серiя: TexHÍ4HÍ науки ISSN 2225-6733
ва, форм и методов спасения пострадавших; оказание первой медицинской помощи; пропаганду соблюдения правил безопасности на воде во время турпохода.
Прежде чем приступить к выполнению своих служебных обязанностей, специалист по водному туризму обязан пройти специальную подготовку, подтвердить наличие квалификации, знаний и умений.
Представленные методические основы подготовки специалиста по водному туризму, способствует воспитанию необходимых умений и навыков, определяющих готовность к оказанию помощи на воде, соблюдения правил безопасности на воде, избежать непредвиденных ситуаций, в том числе в случае неадекватного поведения утопающего, которое создает трудности спасающему.
Система подготовки специалистов сферы туризма в Украине должна базироваться на новых приоритетах и принципах современного профессионального образования, используя общие его закономерности, учитывая местные особенности тех регионов, для которых готовятся специалисты.
Нами рассмотрен целый ряд теоретических аспектов структуры и содержания профессионального образования по подготовки специалистов по туризму в Украине и в развитых странах мира. Предложенные приведенные требования находят полное подтверждение в сфере туризма.
Список использованных источников:
1. Руденко Л.Л. Организация и менеджмент туризма : Учебное пособие / Л.Л. Руденко, А.Б. Косолапов. - Владивосток : ДВГАЭУ, 1996. - 236 с.
2. Ганопольский В.И. Туризм и спортивное ориентирование / В.И. Ганопольский, Е.Я. Безно-сиков, В.Г. Булатов. - М. : ФиС, 2009. - 163 с.
3. Биржаков М.Б. Безопасность в туризме / М.Б. Биржаков, Н.П. Казаков. - СПб. : Издательский дом «Герда», 2008. - 208 с.
4. Руденко Л.Л. Безопасность туризма : Учебно-методическое пособие / Л.Л. Руденко. - Владивосток : ВГУЭС, 2001. - 112 с.
5. Григорьев В.Н. Водный туризм / В.Н. Григорьев. - М. : Профиздат, 1990. - 304 с.
6. Штангей Ю.В. Федеращя спортивного туризму Украши. «Про концептуальш засади розви-тку видiв спортивного туризму в Украш» / Ю.В. Штангей, В.Й. 1ванов. - К., 2007. - 34 с.
7. Калихман А.Д. Спортивные походы на плотах /А.Д. Калихман, М.Ю. Колчевников. - М. : Физкультура и спорт, 1985. - 128 с.
8. Соколов В.А. Спортивний туризм на сучасному етат. Матерiали Мiжнародноl НПК «Туризм у XXI столгт: глобальш тенденци i регюнальш особливосп» / В.А. Соколов, Ю.В. Штангей, 1.В. Петрова. - К. : Освгга, еколопя, культура, 2002 - 304 с.
9. Дегтярь Г.М. Профессиональная подготовка студентов по основам безопасности в туризме : дис. ...канд. пед. наук : 13.00.08 / Дегтярь Галина Максовна. - Сходня, 2001. - 135 с. -61:01-13/1509-7.
10. Про туризм : Закон Украши вщ 15 вересня 1995 р., № 324/95-ВР зi змшами та доп. [Елект-ронний ресурс] // Вщомосп Верховно! Ради Украши (ВВР). - 1995. - № 31. - Ст. 241. -(http://zakon3.rada.gov.ua/laws/show/324/95-80/page).
11. Козлов А.В. Прикладное плавание / А.В. Козлов. - СПб., 1998. - 47 с.
12. Коструб А.А. Медицинский справочник туриста / А.А. Коструб. - Москва: Профиздат, 1990. - 256 с.
Bibliography:
1. Rudenko L.L. The organization and management of tourism : Textbook. / L.L. Rudenko A.B. Kosolapov. - Vladivostok : DVGAEU, 1996. - 236 p. (Rus.)
2. Ganopolsky V.I. Tourism and orienteering / V.I. Ganopolsky, E.Y. Beznosikov, V.G. Bulatov. -M. : FiS, 2009. - 163 p. (Rus.)
3. Birzhakov M.B. Safety in tourism / M.B. Birzhakov, N.P. Kazakov. - SPb. : Publishing house «Gerda», 2008. - 208 p. (Rus.)
4. Rudenko L.L. Tourism Safety : Teaching manual / L.L. Rudenko. - Vladivostok : VGUES, 2001. - 112 р. (Rus.)
Серiя: Техшчш науки ISSN 2225-6733
5. Grigoriev V.N. Water tourism / V.N. Grigoriev. - M. : Profizdat, 1990. - 304 p. (Rus.)
6. Shtangey Yu.V. Federatsiya sports tourism Ukraine. «About kontseptualni Ambush rozvitku vidiv sports tourism in Ukraine» / Yu.V. Shtangey, B.J. Ivanov. - K., 2007. - 34 р. (Ukr.)
7. Kalikhman A.D. Sports hiking rafting / A.D. Kalikhman, M.Y. Kolchevnikov. - M. : Fizkul'tura i sport, 1985. - 128 p. (Rus.)
8. Sokolov V.A. Sports tourism Suchasnyjetapi. Materiali Mizhnarodnoi' NPK «Tourism in XXI stolitti: globalni tendentsii' i regionalni osoblivosti» / V.A. Sokolov, Yu.V. Shtangey, I.V. Petrova, - K. : Osvita, ekologiya, cultura, 2002. - 304 р. (Ukr.)
9. Dekhtyar' G.M. Training students on the basics of security in tourism : Phd. thesis : 13.00.08 / Dekhtyar' Galina Maksovna. - Skhodnya, 2001. - 135 р. - 61:01-13/1509-7. (Rus.)
10. About Tourism : the Law of Ukraine from 15.09.1995, № 324/95-BP amended and additional [Electron resource] // Journal of Verkhovna Rada of Ukraine. - 1995. - № 31. - Art. 241. -(http://zakon3.rada.gov.ua/laws/show/324/95-80/page).
11. Kozlov A.V. Application diving / A.V. Kozlov. - St. Petersburg, 1998. - 47 р. (Rus.)
12. Kostrub А.А. Medical tourist guide / А.А. Kostrub. - Moscow : Profizdat, 1990. - 256 p. (Rus.)
Рецензент: В.В.Кухарь
д-р техн. наук, проф., ГВУЗ «ПГТУ»
Статья поступила 05.05.2016