УДК 797:796.01
АКВАФИТНЕС В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
Т.Н. Шутова
Представлен теоретико-методический материал по аквафитнесу в профессиональной подготовке специалистов по физической культуре, а именно, подчеркнута актуальность аквафитнеса в связи с тенденциями ухудшения здоровья населения страны; обозначены требования подготовки к знаниям и умениям, отвечающим современному обществу; инновационные программы и определение аквафитнеса, способы оценки оздоровительной эффективности занятий; результаты педагогического эксперимента, осуществлённого с женщинами трех возрастных групп с указанием индексов регуляции сердечно-сосудистой системы, уровня физической работоспособности и подготовленности в повышении компетентности студентов.
Ключевые слова: студенты, аквафитнес, фитнес, оценка эффективности занятий, аквафитнес для женщин.
Актуальность профессиональной подготовки будущих физкультурных кадров в области фитнеса и аквафитнеса обусловлена противоречиями между: развитием индустрии фитнеса и физической культуры, внедрением фитнеса в физкультурное образование учащихся и молодежи, предоставлением широкого выбора оздоровительных услуг для населения, и сохранением недостаточного уровня профессиональной подготовки студентов физкультурного вуза в вопросах оздоровительных технологий; методик занятий для коррекции физического состояния, телосложения и массы тела учащихся, молодежи и взрослого населения, в том числе в водной среде; неспособностью многих женщин, и даже студенток выполнять физические нагрузки как в аэробике, беге, функциональном тренинге, и недостаточностью оздоровительных программ с наименьшей физической нагрузкой на суставы и позвоночник, оптимальной аэробной нагрузкой, в том числе в воде, учитывающих возрастные особенности, уровень подготовленности [1, 2].
Актуальность знаний теории и методики аквафитнеса продиктована высокой востребованностью занятий в водной среде, не фоне масштабного повышения артериального давления у 40 % современных женщин, с которыми чаще всего проводятся такие занятия, также нарушениями опорно-двигательного аппарата у 60 %, избыточной массы тела у 30-50 % женщин, заболевания суставов у 15 %, ростом заболеваемости гриппом на 60 % среди всего населения. Также наблюдается тенденция увеличения заболеваний позвоночника (остеохондроз) у 35 % женщин, заболеваний желудочно-кишечного тракта (панкреатит, холецистит, гастрит) у 30 %.
Аквафитнес в решении задач оздоровления населения, отличается оздоровительно-лечебной направленностью занятий, их высокой энергозатратностью, значительным снижением нагрузки на суставы и позвоночник, оптимальным вариантом выполнения аэробной нагрузки и прыжковых упражнений, оздоровительным влиянием гидростатического давления воды, снижением массы тела в воде, поэтому аквафитнес становится оптимальной формой занятий для женщин 16-65 лет [3, 4].
Понятие аквафитнес (Шутова Т.Н., Шаравьева А.В., 2013) представляет собой сочетание средств плавания, группировок, переворотов, бега, аквааэробики, гребковых движений, специальных упражнений для ног, спины, рук с применением фитнес оборудования, интервального и фронтального методов тренировки, под музыкальное сопровождение 125-145 акцент/мин [5]. Аквафитнес включает плавание, аквааэробику, водную гимнастику, беговые программы, комплексы с мягкими палками.
В профессиональной подготовке студентов актуализированы программы занятий в открытом водоеме; бассейне 6, 12, 25, 50 метров с различной глубиной; в условиях санатория-профилактория и лечебной физической культуры; в рамках физического воспитания и фитнеса. Разработанный материал повысит уровень профессиональной компетентности по рекреационной деятельности специалистов по физической культуре и спорту (ФГОС: средства и методы оздоровительной физической культуры в коррекции физического состояния, массы тела, развития физической работоспособности, различных групп населения, с учетом возраста, пола, уровня физической подготовленности).
В завершении курса «Теория и методика аквафитнеса» студенты должны знать:
- понятие оздоровительная гимнастика и ее компоненты (гимнастика, фитнес, водная гимнастика, аэробика, дыхательная гимнастика), методика занятий в воде;
- понятие аквафитнес и его компонент аквааэробика, фитнес программа, классификация упражнений аквафитнеса, упражнения для укрепления определенных мышечных групп и развития физической подготовленности;
- структуру занятия, его особенности в санаториях и группах здоровья;
- методику занятия для женщин разного возраста;
- оздоровительной воздействия и функциональные возможности плавания и водной гимнастики, преимущества проведения занятий в воде;
- педагогические условия коррекции функционального и физического состояния, совершенствования телосложения женщин; программы аквафитнеса различной направленности.
Владеть:
- методикой проведения занятий в условиях урочных занятий по аквафитнесу для студентов, в фитнес программах, санаториях, группах здоровья, в адаптивной и лечебной физической культуре, в физическом воспитании девушек старших классов;
- высоким уровнем техники выполнения упражнений, широким спектром движений и передвижений в воде при решении определенных задач, методами контроля самочувствия занимающихся и соблюдения правил техники безопасности в бассейне;
- средствами коррекции телосложения, повышения физического состояния в условиях водной среды.
К инновационным знаниям в профессиональной подготовке студентов физкультурного вуза относятся: 1) содержание и построение занятий аквафитнеса для женщин, инновационные упражнения, их классификация, теоретическая основа аквафитнеса и аквааэробики; 2) программы аквафитнеса, такие как интервальные, беговые, «плавание и сила», аквааэробика; специализированные комплексы, функциональный тренинг в воде, рекреационный аквафитнес; методика аквафитнеса для женщин 18-34, 35-45 и 46-55 лет; модель коррекции функционального состояния телосложения женщин; 3) карта здоровья женщин, оценка и анализ эффективности занятий, повышение теоретических знаний о здоровье; 4) результаты 4-х годичного педагогического эксперимента по оздоровительной эффективности занятий; 5) методика определения коэффициентов экономичности кровообращения, выносливости сердечнососудистой системы, жизненного индекса и др. [2-5].
Методика аквафитнеса основывается на концептуальных положениях оздоровительной физической культуры, представленных в трудах В.Н. Селуянова, А.В. Менхина, П. А. Виноградова; на основах теории и методики оздоровительных видов гимнастики в трудах Е.Г. Сайкиной, В.Е. Борилкевича, М.П. Ивлиева, Е.Б. Мякинченко; на фундаментальных трудах по физическому, функциональному состоянию и его коррекции в условиях физкультурных занятий в трудах И.В. Адамовой, С.В. Краминой, В.С. Макеевой; на теоретических основах плавания в работах Н.Ж. Булгакова, Т.Ю. Карась, Т.Г. Меньшуткиной. Отличительной особенностью дисциплины является выделение межпредметных взаимосвязей с анатомией, физиологией, теорией и методикой ФК, теорией и методикой плавания, лечебной физической культурой, оздоровительной гимнастикой, ФК для взрослого населения, методикой подготовки фитнес инструктора и др.
В процессе изучения дисциплины «Теория и методика аквафитнеса» будущие специалисты определяли физическое развитие, физическую подготовленность, функциональное состояние, а также уровень
двигательной активности, на примере практических занятии с женщинами 18-34, 35-45 и 46-56 лет. Так, физическое развитие определялось (рис.) по длине и массе тела, обхвату грудной клетки, талии и бедер, экскурсии грудной клетки, жировому и мышечному компонентам тела, типу телосложения. Следовательно, компетентность специалистов по физической культуре повышалась не только в практических умениях проведения занятий, но и в оценке оздоровительной эффективности тренировочного процесса, включая индексы адаптации к физическим нагрузкам, регуляции сердечно-сосудистой системы (рис.).
Оценка оздоровительной эффективности занятий аквафитнесом в подготовке специалистов по физической культуре
В процессе изучения дисциплины студенты смогли проанализировать эффективность аквафитнеса в оздоровительной группе, в которой женщины разделены на три возрастные группы и занимающиеся в течение четырех лет, с дифференцированием тренировочных программ для каждой возрастной группы женщин, с внедрением карты здоровья, модели коррекции физического и функционального состояния женщин. Так педагогический эксперимент подтвердил высокую оздоровительную эффективность аквафитнеса, по сравнению с женщинами занимающимися
свободным плаванием и один раз в неделю аквааэробикой. Женщины экспериментальной группы (ЭГ) имели после эксперимента преимущество перед контрольной группой (КГ) в показателях:
- уровень гемодинамической нагрузки на сердечно-сосудистую систему снизился в среднем на 28 % и достиг уровня выше среднего в ЭГ 77,8 усл.ед., против 86,2 усл.ед. (средний уровень) КГ, прирост на 21 %;
- в коэффициенте экономичности кровообращения наблюдается статистически значимое улучшение показателя ЭГ 2523,7 усл.ед., прирост составил 34 %, против КГ 2796,3 усл.ед. на 18 %;
- положительные изменения коэффициента выносливости в ЭГ составили 15,6 усл.ед., прирост на 34 %, против 16,1 усл.ед. в КГ на 20 %;
- статистически значимое улучшение жизненного индекса в ЭГ достигает нормы (53-61 мл/кг) 58,7 мл/кг, прирост на 30 %, против 48,2 мл/кг в КГ на 23 %;
- показатель циркулярно-респираторного коэффициента в ЭГ увеличился на 45 %, достиг диапазона «хорошо» и составил 30 усл.ед. в сравнении с КГ, прирост в которой на 37 % - 21,4 усл.ед. - удовл. состояние;
- качественно улучшились показатели ЧСС до и после занятия в ЭГ на 26 %, в КГ на 20 %;
- показатели физической работоспособности, определяемые тестом PWC170 существенно улучшились в ЭГ до 793 ммоль/мин., прирост составил 45 %, против 732 ммоль/мин в КГ, прирост в которой на 39 %;
- качественно снизилась масса тела в ЭГ на 10 %, в КГ на 7 %;
- улучшение физического состояние организма женщин вызвало снижение жирового и увеличение мышечного компонентов: в ЭГ жировой компонент снизился на 16 % до 26,7 %, мышечный увеличился до 45,8 % на 6 %, в КГ жировой компонент уменьшился на 13 % до 26,7%, мышечный увеличился на 4 % и составил 44,6 %;
- антропометрические данные в ЭГ уменьшились на 8 %, в КГ на
6 %;
- показатели физической подготовленности, определяемые такими контрольными упражнениями, как проплывание дистанций 25 м различными стилями и 50 м в ластах, в среднем улучшились в ЭГ на 16 % (15-20 с), в КГ - 11 % (10 с).
Выводы: аквафитнес в профессиональной подготовке специалистов по физической культуре имеет принципиальное значение как одно из востребованных направлений рекреационной деятельности, особенно для женщин; педагогический эксперимент показал, что программы аквафитнеса отличаются высокой оздоровительной эффективностью, а также возможностью специалистов проводить оценку функционального, физического состояния, уровня двигательной активности женщин.
Список литературы
1. Рыбакова Е.О., Шутова Т.Н. Совершенствование профессионального образования студентов физкультурного вуза средствами фитнеса // Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. Вып. 3. Тула: Изд-во ТулГУ, 2015. С. 58-63.
2. Содержание атлетической гимнастики и фитнеса в физическом воспитании студентов специальных медицинских групп / Т.Н. Шутова [и др.] // Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. Вып. 4. Тула: Изд-во ТулГУ, 2015. С. 70-77.
3. Шутова Т.Н., Резепова Н.В. Практические рекомендации по аквааэробике и аквафитнесу для женщин разного возраста // Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. Вып. 3. Тула: Изд-во ТулГУ, 2015. С. 88-94.
4. Шутова Т.Н., Рыбакова Е.О., Шаравьева А.В. Коррекция физического состояния женщин средствами аквафитнеса // Теория и практика физической культуры. 2015. №1. С. 55-58.
5. Шутова Т.Н., Шаравьева А.В. Методические особенности оздоровительных занятий для женщин на основе аквафитнеса // Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. Тула: Изд-во ТулГУ, 2013. С. 61-65.
Шутова Татьяна Николаевна, канд. пед. наук, доц. [email protected], Россия, Москва, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова
AQUAFITNESS IN PROFESSIONAL TRAINING OF SPECIALISTS IN PHYSICAL CULTURE
T.N. Shutova
The article presents a theoretical and methodological material for aquafitness in training specialists in physical culture, namely aqua stressed the urgency due to the deteriorating health of the population trends; designated training requirements for knowledge and skills to meet the social demand; innovative programs and the definition of aquafitness, methods for evaluating the effectiveness of recreational activities; results of pedagogical experiment that was conducted with women of three age groups, with an indication of the regulation of the indices of the cardiovascular system, the level of physical fitness and health in improving competence of students.
Key words: students, aquafitness, performance evaluation sessions, aquafitness for
women.
Shutova Tatyana Nikolaevna, candidate of pedagogical Sciences, associate professor, [email protected], Russia, Moscow, Russian Ekonomichesky University of G.V. Plekhanov