Научная статья на тему 'Акустические особенности парадных залов дворцов и дворянских Благородных собраний России'

Акустические особенности парадных залов дворцов и дворянских Благородных собраний России Текст научной статьи по специальности «Науки о Земле и смежные экологические науки»

CC BY
198
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Акустические особенности парадных залов дворцов и дворянских Благородных собраний России»

Акустические особенности

парадных залов дворцов и

дворянских Благородных собраний России

Л.А. Борисов, Х.А. Щиржецкий, Е.В. Насонова

НИИСФ РААСН

В последнее время все большее внимание уделяется сохранению и восстановлению уникальных памятников истории и культуры России, к числу которых с полным основанием относят дворцовые и усадебные комплексы и здания бывших дворянских Благородных собрании.

Парадные залы, архитектурная концепция которых сложилась в ходе массового строительства дворцов и усадебных комплексов в XVIII—XIX вв., являлись центрами этих объектов культуры. Исто-рическии интерьер парадных залов, как правило, способствовал созданию в них прекрасных акустических условии, которые особенно благоприятствовали хорошему звучанию в парадных залах различных музыкальных и вокальных программ, составлявших основной репертуар собрании дворянского общества дореволюционной России.

К сожалению, в связи с отрицательным отношением в советское время к дворянской культуре, многие уникальные памятники истории были разрушены или реконструированы самым примитивным, потребительским образом, что привело к потере архитектурного облика как самих зданий, так и находящихся в них зальных помещений. Сейчас, в связи с принятием Государственной программы сохранения и восстановления памятников истории и культуры России дворцового и усадебного типа, задача сохранения и восстановления истори-

ческого облика находящихся в них залов вновь становится особенно острой. Одной из главных задач восстановления является сохранение и воссоздание уникальных акустических свойств сохранившихся залов.

Вопросы акустики уникальных залов, в том числе и парадных залов дворцовых комплексов и бывших дворянских Благородных собраний, многие годы является предметом научных исследований специалистов лаборатории архитектурной акустики НИИСФ РААСН. Анализ всех материалов, полученных в результате натурных исследований, показал, что при воссоздании зальных помещений в исторических памятниках культуры, даже при тщательной реставрации ограждающих конструкций и дизайна зала, как правило, недостаточно продуманными (в акустическом плане) остаются вопросы меблировки и тканевой одежды зала. Кресла, их обивка, тканевая отделка стен, потолков и шторы на окнах играют решающую роль в создании благоприятных акустических условий в зале для концертов серьезной музыки и исполнения вокально-хоровых программ.

Настоящая статья посвящена анализу результатов использования рекомендаций, разработанных в разные годы специалистами НИИСФ РААСН, по оптимизации акустических условий в ряде наиболее показательных уникальных залов, хорошо извест-

Рисунок 1. Развертка по стене Екатерининского зала Большого дворца музея-заповедника «Царицыно».

ных российской культурной общественности. В этих рекомендациях немаловажную роль играли и указанные выше факторы. В представленном ниже кратком перечне наиболее известных залов указаны и источники информации, использовавшиеся при подготовке анализа.

1 .Колонный зал Дома Союзов (бывший Большой зал Московского Благородного собрания) объемом около 12000 м3 /1/.

2. Октябрьский зал Дома Союзов (бывший Малый

зал Московского Благородного собрания) объемом около 2000 м3 / НТО НИИСФ, 1979/.

3. Большой зал Московской консерватории имени П.И.

Чайковского объемом около 16500 м3 /2/.

4. Малый зал Московской консерватории имени П.И.

Чайковского объемом около 2300 м3 / НТО НИИСФ, 2005 /.

5. Рахманиновский зал Московской консерватории

имени П.И. Чайковского (бывший Певческий зал Синодального училища в городской усадьбе-памятнике архитектуры XVIII в.) объемом около 2400 м3 / НТО НИИСФ, 1982/.

6. Екатерининский зал в Большом дворце музея-заповедника «Царицыно» объемом около 2500 м3 / НТО НИИСФ, 2006-2007 г./.

7. Таврический зал в Большом дворце музея-запо-

ведника «Царицыно» объемом около 2100 м3 / НТО НИИСФ, 2006-2007 г./. Для того чтобы иметь возможность оценить, насколько современная полная реставрация исторических интерьеров того и другого зала соответствовала концепции, принятой при строительстве парадных залов XVIII—XIX вв., два последних зала, воссозданных в 2006—2007 годах, представляют особый интерес. Известно, что в то время конструкции ограждений парадных залов являли собой сочетание плоских штукатурных покрытий с множеством

декоративных элементов из гипса, а также пилонов, колонн и полуколонн из мрамора, кессониро-ванных секций подвесного потолка, изготовленных из массивных гипсовых панелей и тому подобных звукорассеивающих деталей интерьера. Важными элементами, влияющими на акустические качества парадных залов, являлись значительные площади оконных проемов со шторами и полы из наборного паркета. В качестве примера на рис. 1-2 представлены чертежи продольных разрезов Екатерининского и Таврического залов Большого Царицынского дворца, из которых следует, что оба зала отличались не только хорошими размерами и пропорциями, но и наличием в интерьере большого количества звукорассеивающих деталей. Эти детали обеспечивают высокую степень диффузности звукового поля в зале, что является необходимым условием качественного воспроизведения музыкальных программ [3,4].

Точное представление о влиянии меблировки на акустику исследуемого зала может быть установлено в процессе последовательного ряда натурных измерений, позволяющих проследить изменение состояния акустических свойств реставрируемого помещения зала. На первом этапе проводят измерения в полностью завершенном восстановительными работами «пустом» (без мебели) зале. Затем повторяют те же измерения в зале, где установлены жесткие (полужесткие) кресла или другие подобные сидения. На третьем этапе заменяют жесткие кресла мягкими (полумягкими) и, наконец, на последнем этапе проводят измерения в полностью оборудованном зале с публикой, сидящей на мягких (полумягких) креслах. Поскольку наиболее показательным критерием изменения акустических условий в зале является время реверберации — основной нормируемый объективный параметр акустики залов

[3,4], то при последующем анализе полученных результатов используют именно этот показатель. Результаты системного анализа значений времени реверберации в залах различных объемов, полученных в процессе последовательного выполнения этапов натурных измерений, показаны на рис. 3 (цифры, проставленные около каждой из точек рисунка, соответствуют порядковым номерам приведенного выше краткого перечня). Следует отметить, что каждое из представленных на рис. 3 значений времени реверберации было получено в результате статистической обработки результатов измерений по всем локальным зонам каждого зала в нормируемом диапазоне средних частот. Сами измерения проводили в соответствии с отечественным [5] и международным стандартами [6].

К сожалению, в силу разных объективных обстоятельств, в каждом из залов не представилось возможным проследить всю «цепочку» этапов изменения степени насыщенности оборудованием. Наиболее показательными оказались измерения, выполненные в Октябрьском и Рахманиновском залах, в которых удалось проследить весь процесс изменения акустических условий при установке и замене кресел. Необходимо также отметить, что и в Екатерининском и Таврическом залах дворцового комплекса «Царицыно», которые являются последними в хронологическом перечне исследованных

залов, измерения были выполнены в конце 2007 года, т.е. до принятия окончательного решения вопроса о программах эксплуатации залов и, следовательно, до принятия решения о выборе кресел для этих залов.

Для объективной оценки влияния степени меблировки зала на его акустические качества на том же рисунке 3 представлены графики зависимостей объемных оптимумов времени реверберации в залах для трех типов музыкальных программ классического репертуара: 1) оратории (хоры) и органная музыка, 2) симфоническая музыка, 3) камерные и сольные произведения, опера [3,4].

Отдельно следует остановиться на вопросе о влиянии на акустику зала степени заполнения зала публикой и исполнителями. В связи с тем, что проведение натурных измерений в залах, заполненных публикой, связаны с большими организационными трудностями, такие измерения времени реверберации в зале удалось провести только в Большом зале Московской консерватории (на рис. 3 показаны результаты только для этого зала). Полученные в результате натурных измерений значения времени реверберации во всех остальных залах были скорректированы расчетным путем [3,4] на степень заполнения этих залов публикой. Анализ полученных сведений об изменении значений времени реверберации в зале позволил устано-

3,5 3 2,5 2

5

га

а ф «о а а>

о>

а 1,5

%

ф а со

1

0,5 0

лН А 1

л 7\ А} (\ \

2 Л £ )

ИГ —, о 4—гп ш\з]

Ьг А 3__ (ъ

2 л

150

300

600

1200

2400 4800 9600 19200 38400 Объем зала V, куб. метр Рисунок 3. Рекомендуемое время реверберации Т, с, в диапазоне частот 500-1000 Гц.

76800 153

Д — зал без кресел и без публики О — зал с п/жесткими креслами и без публики

зал с п/мягкими креслами и без публики зал с публикой в полумягких креслах

вить, что в зависимости от общего фонда звукопоглощения, создаваемого в зале отделкой его ограждающих конструкций и типом установленных в зале кресел, время реверберации зала при заполнении его публикой уменьшается не менее чем на 0,3—0,4 секунды. В то же время только сама установка кресел в залах с историческим интерьером может изменить (уменьшить) время реверберации зала (в зависимости от типа выбранных кресел) в 1,5—2 раза (рис.3).

Таким образом, можно утверждать, что в исторических залах с правильно выбранными соотношениями длины, ширины и высоты, с хорошей диффузностью звукового поля обоснованный выбор конструкции кресел является очень важным этапом в создании комфортных условий для воспроизведения различных музыкальных программ. В качестве дополнительного акустического приема по оптимизации акустических условий в залах с историческим интерьером, должна служить тканевая одежда в виде штор или портьер на окнах и на других ограждениях помещения зала. Степень раскрытия (раздвижения) портьер или штор является элементом акустической трансформации, необходимым при настройке акустики зала под ту или иную программу его эксплуатации. При этом, как сам тип ткани и количество слоев в шторе или портьере, так и величина относа штор или портьер от основных ограждений зала должны определяться специальным акустическим расчетом [7].

Выводы

1. Парадные залы в историческом интерьере в силу хороших пропорций и множества звукорассе-ивающих деталей и конструкций ограждений, благоприятной с позиций акустики отделкой обладают прекрасными акустическими свойствами для исполь-

зования их в качестве концертных залов серьезной музыки.

2. При оборудовании парадных залов для концертных мероприятий весьма важен правильный выбор кресел для оптимизации времени реверберации — основного объективного параметра акустики зальных помещений.

3. В качестве элементов акустической трансформации парадных залов при настройке акустики залов под конкретную музыкальную программу, оставаясь в рамках классического интерьера, можно использовать раздвижные многослойные шторы или портьеры из материалов, специально подобранных по результатам акустического расчета.

Список литературы

1. Л.И. Макриненко, Х.А. Щиржецкий и др. Акус-

тика Колонного зала Дома Союзов. Научные труды НИКФИ. 1982, вып.3.

2. Л.И. Макриненко, Х.А. Щиржецкий и др. Акус-

тика Большого зала Московской консерватории. Труды НИИСФ. 1983.

3. СН и П 23-03-2003. Защита от шума. Нормы про-

ектирования. Раздел «Акустика залов». М.: Госстрой России. ГУП ЦПП, 2004.

4. Л.А. Борисов, Х.А. Щиржецкий. Акустика заль-

ных помещений. Журн. «Сцена», 2002, вып. 3.

5. ГОСТ 24146-89 Зрительные залы. Методы изме-

рения времени реверберации.

6. ISO 3382 «Acoustics—Measurement of the reverberation time of rooms with reference to other acoustical parameters»

7. Н.Н. Воронина, Л.А. Борисов. Исследование зву-

копоглощающих конструкций с использованием технических и бытовых тканей. Материалы научно-технического семинара, Севастополь, НИИСФ РААСН, 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.