АКТЁРСКИЕ ПРАКТИКИ КАК СРЕДСТВО ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ. «МЕТОД ПАВЛОВА «ЭМПАТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ»»
А.А. Павлов, эксперт в области драматического искусства театра и кино ФГУП "КИНОКОНЦЕРН "МОСФИЛЬМ" (Россия, г. Москва)
DOI:10.24412/2500-1000-2024-3-3-32-37
Аннотация. Актерские практики имеют богатое историческое наследие, обогащенное различными методами и задачами. Одним из важных направлений в этой области является стремление к трансцендентальности искусства актёра. В данном исследовании применяется междисциплинарный подход, объединяющий различные методы и подходы для достижения этой цели. Особое внимание уделяется методу «Метод Павлова «Эм-патическое Восприятие»» и его роли в этом процессе. В работе анализируются практические аспекты использования данного метода в актёрском мастерстве, а также его влияние на развитие эмпатии, интуиции и внутреннего понимания. Статья представляет собой попытку раскрыть возможности актёрских техник в контексте духовного и личностного роста через трансформацию сознания и самопознание.
Ключевые слова: «Метод Павлова «Эмпатическое Восприятие»», актёрские практики, трансцендентальное развитие, актёрское искусство, эмпатическое восприятие, актёрские техники, актерская психотехника, творческая трансформация.
Ключевые аспекты актерских практик:
1. Этимология и сущность понятия «техника»
- Техника в актерском искусстве представляет собой комплекс профессиональных навыков и методов, направленных на создание убедительного и выразительного сценического образа.
- Исторически техники актерского мастерства развивались и совершенствовались, приспосабливаясь к различным театральным условиям и эстетическим требованиям.
2. Путь к трансцендентальности
- Многие выдающиеся деятели театра стремились к трансцендентальности в своем искусстве. Они искали способы выхода за пределы обыденного восприятия и погружения в скрытые зоны подсознания для обнаружения новых источников выразительности и человеческой подлинности.
- Эти поиски привели к развитию различных актерских практик, таких как метод Станиславского, психотехника, работа с воображением и фантазией.
3. Трансцендентальность в постмодернистской актерской технике
- В современном искусстве актёра трансцендентальность продолжает играть
важную роль, особенно в постмодернистском контексте.
- Актёры продолжают исследовать глубины своего внутреннего мира и использовать разнообразные методы и техники для достижения более глубокой и аутентичной игры.
Анализируя школу актерского мастерства Станиславского и буддийские психотехники, Филатов отмечает, что их основные элементы - внимание, воображение, мотивация и процесс «перевоплощения» в роль - находят аналоги в буддийских практиках. Например, внимание играет важную роль во всех школах буддизма, хотя способы его применения могут различаться. Для актера активная сосредоточенность на сценическом действии становится не только специальным профессиональным навыком, но и путь к самопознанию [1].
Актерская психотехника, согласно Филатову, открывает возможности для саморазвития и изменения собственных трансцендентальных и онтологических оснований [2]. Это объясняет, почему Чехов, развивая идеи Станиславского, уделял особое внимание внутреннему миру актера. В его технике актерско-художественное мастер-
ство становится средством понимания своей индивидуальности и возможностью творить по вдохновению. Чехов подчеркивает, что тело актера должно быть гибким инструментом для выражения душевных состояний. Поэтому для него важно понимать особенности движения и усвоить способы выражения эмоций [3].
Отличие между жизненными переживаниями и актерской игрой состоит в их характере и цели. В то время как первые часто эгоистичны и личностны, вторые имеют внеличностный и сверхличностный характер, что позволяет к ним относиться объективно. Чехов призывает актеров использовать свой внутренний мир и подсознание, чтобы создавать атмосферу и архетипы, необходимые для передачи смысла роли. Его техника, основанная на духовных импульсах и психологических жестах, является путем к трансцендентальному в актерском искусстве.
Биомеханика В.Э. Мейерхольда представляет собой систему профессиональных методов и техник, разработанных для развития физической выразительности актера и управления движениями и энергией тела. Она объединяет идеи различных театральных традиций и культур, включая У. Джемса, В. Бехтерева, Ф. Тейлора, комедию Дель Арте, японский и китайский театры, цирк, йогу и спорт. Мейерхольд предложил эту методику, чтобы подчеркнуть важность физической составляющей актерской игры в контексте зрелищности и художественного преувеличения, наследованных от традиций народного театра.
Ключевые принципы биомеханики включают в себя музыкальную структуру действия актера, концепцию «предигры», условности актерского искусства и гротеск. Мейерхольд считал, что актер должен обладать мастерством не только внутренних переживаний, но и точной внешней формы, чтобы вызвать необходимые эмоции. Развитие хорошей координации движений и понимание их связи с энергетическими импульсами и центрами тяжести также являются важными аспектами биомеханики.
Особое внимание в этой методике уделяется ритмической организации роли и
действия, а также использованию музыкальных законов в актерской игре. Биомеханика освобождает актера от зависимости от костюмов и грима, призывая его использовать только свое тело для передачи смысла. Она предлагает актеру тренировать свой инструмент таким образом, чтобы он мог мгновенно реагировать и выполнять любые задачи на сцене.
В целом, биомеханика Мейерхольда не только развивает физическую выразительность актера, но и является путем к самопознанию. Она представляет собой шаг к тотальному театру, где зритель становится участником действия, а актер выходит за рамки психологического и внутреннего мира, взаимодействуя с коллективной общностью.
Актерские техники, развиваясь во времени и пространстве, действительно взаимно дополняют друг друга, создавая богатое многообразие методов подготовки актеров. Приведу обзор некоторых ключевых методик и их влияние на развитие актерского искусства.
Метод Станиславского (и его вариации, такие как Метод Чехова, Метод Михайловского) - акцент на внутренней работе актера, на его эмоциональной подготовке и эмпатии с персонажем. Это методы, которые ставят под сомнение искусственность, стремясь к естественности и правдивости в актерском выражении [4].
Метод Ли Страсберга - внимание акцентируется на использовании психологических приемов для создания роли. Здесь актер работает с эмоциональной памятью, воображением, и пытается играть роль не как персонаж, а как расширение самого себя [5].
Метод Судзуки - разработанный японским режиссером Тадаси Судзуки, этот метод стремится к физическому и энергетическому совершенству актера. Он акцентируется на осознании энергии, дыхания и центров тяжести, чтобы добиться силы и выразительности движений.
Метод Энн Богарт - комбинирующий в себе постмодернистские идеи с актерскими техниками. Он уделяет внимание использованию различных точек зрения, физическому пространству и импровизации
для создания уникальных и эмоционально насыщенных перформансов.
Все эти методики обогащают понимание актерского искусства и позволяют актерам развивать свои навыки и подходы к работе с персонажами. Несмотря на различия в подходах, они часто переплетаются и дополняют друг друга, что позволяет актерам выбирать наиболее подходящие техники для своей индивидуальной работы. В результате, актерское искусство становится более разнообразным, глубоким и творческим, открывая новые пути для самовыражения и самопознания.
Разумеется, помимо классических методов актерской подготовки, существует масса нестандартных авторских подходов, поэтому один из своих методов я назвал «Метод Павлова «Эмпатическое Восприятие»». Этот метод направлен на развитие эмпатии и глубокого понимания персонажа через сочувствие и внимание к чужому опыту.
Принципы метода:
Эмпатия: Актер углубляется в понимание персонажа, представляя себя на его месте и стремясь почувствовать его эмоции, мысли и мотивации.
Активное слушание: Актер активно слушает своего партнера по сцене, стремясь не только услышать его слова, но и почувствовать его настроение, эмоции и потребности.
Исследование контекста: Актер анализирует контекст сцены, обращая внимание на место, время, обстоятельства и отношения персонажей для более глубокого понимания их поведения.
Экспериментирование: Актер открыт для экспериментов и новых подходов к созданию персонажа, не боится рисковать и выходить за пределы своих комфортных зон.
Применение метода к актуальной проблеме: борьба с предвзятостью и расизмом
В современном мире актуальной проблемой является предвзятость и расизм. «Метод Павлова «Эмпатическое Восприятие»» помогает актерам и артистам бороться с этими проблемами, развивая понимание и сочувствие к различным куль-
турам, этническим группам и социальным слоям.
Применение метода включает в себя:
Глубокое исследование: Актер исследует культурные особенности и традиции различных этнических групп, стремясь понять их историю, ценности и мировоззрение.
Работа с препятствиями: Актеры играют роли персонажей, сталкивающихся с предвзятостью и расизмом, чтобы лучше понять их переживания и реакции на такие ситуации.
Поддержка социальных проектов:
Актеры могут использовать свои навыки и методы для участия в социальных проектах и кампаниях, направленных на борьбу с предвзятостью и расизмом.
Актуальность метода: «Метод Павлова «Эмпатическое Восприятие»» является актуальным в современном мире, где многообразие культур и мнений сталкивается с предвзятостью и недопониманием. Развитие эмпатии и умения видеть мир через глаза других людей помогает актерам и артистам создавать перформансы, способные соприкасаться с сердцами и разумами зрителей, и, в конечном итоге, способствует созданию более толерантного и справедливого общества.
Применение метода на практике:
Театральные постановки: Актеры могут использовать «Метод Павлова «Эмпа-тическое Восприятие»» при создании персонажей, представляющих разные культуры и этнические группы. Развитие эмпатии и глубокого понимания позволяет им выразить аутентичные эмоции и поведение, создавая убедительные образы.
Тренинги и мастер-классы: Театральные педагоги могут включить метод в программу обучения актеров, проводя тренинги по развитию эмпатии и понимания. Упражнения, направленные на восприятие мира через глаза других, помогут актерам лучше понять своих персонажей и создать более глубокие и запоминающиеся представления.
Социальные проекты: Театральные коллективы могут использовать «Метод Павлова «Эмпатическое Восприятие»» для участия в социальных проектах, направ-
ленных на борьбу с предвзятостью и расизмом. Спектакли, основанные на реальных историях и переживаниях людей, могут привлечь внимание общественности к проблемам недопонимания и несправедливости.
Интерактивные мероприятия: Театральные группы могут организовывать интерактивные мероприятия, включающие в себя упражнения и игры, направленные на развитие эмпатии и сочувствия. Это может быть, например, "театр встреч", где актеры играют сцены, основанные на реальных ситуациях, а зрители имеют возможность высказать свои мысли и чувства.
Внедрение метода в борьбу с предвзятостью и расизмом:
Образовательные программы: Образовательные учреждения могут активно внедрять «Метод Павлова «Эмпатическое Восприятие»» в учебные планы и программы. Это может быть осуществлено через создание специальных курсов или внедрение данной методики в существующие предметы, такие как социология, психология, история или литература. Учащиеся могут изучать и обсуждать причины предвзятости и расизма, а также применять «Метод Павлова «Эмпатиче-ское Восприятие»» для анализа и понимания различных культурных контекстов и переживаний.
Социальные кампании и мероприятия: Театральные коллективы, общественные организации и государственные учреждения могут организовывать спектакли, выставки и культурные мероприятия, посвященные темам предвзятости и расизма. Эти мероприятия могут использовать «Метод Павлова «Эмпатическое Восприятие»» для создания сильных эмоциональных и интеллектуальных впечатлений у зрителей и участников. Актеры могут играть роли различных персонажей, демонстрируя их жизненные ситуации и переживания, что поможет аудитории лучше понять сложные аспекты человеческого опыта.
Исследовательские проекты и группы: Создание исследовательских групп и проектов, посвященных изучению предвзятости и расизма, может способствовать
более глубокому пониманию этих явлений и разработке новых подходов к их преодолению. «Метод Павлова «Эмпатическое Восприятие»» может использоваться в рамках таких проектов для анализа и интерпретации данных, собранных исследователями, а также для проведения социальных экспериментов и мероприятий, направленных на изменение отношений и поведения людей в обществе.
Тренинги и курсы для специалистов:
Специалисты в области психологии, социологии, образования и культурологии могут проходить специальные тренинги и курсы по «Методу Павлова «Эмпатическое Восприятие»». Эти тренинги могут помочь им лучше понять причины предвзятости и расизма, а также развить навыки работы с людьми из различных культур и социальных групп. Это позволит специалистам эффективнее вести образовательную и консультационную работу, направленную на борьбу с предвзятостью и расизмом в обществе.
Межкультурный диалог и взаимодействие: Организации и группы, работающие в области межкультурного диалога и взаимодействия, могут активно использовать «Метод Павлова «Эмпатическое Восприятие»» в своей работе. Это может быть осуществлено через организацию тренингов, семинаров и мастер-классов, на которых участники смогут развивать эмпатию и понимание культурных различий, а также находить пути к сотрудничеству и взаимопониманию.
В целом, применение «Метода Павлова «Эмпатическое Восприятие»» в борьбе с предвзятостью и расизмом может оказать значительное влияние на общественное мнение и поведение, способствуя созданию более толерантного и инклюзивного общества.
Проведение интерактивных культурных событий: Организация интерактивных культурных событий, таких как фестивали, ярмарки или культурные ярмарки, может стать эффективным способом привлечения внимания к многообразию культур и разнообразию людей. «Метод Павлова «Эмпатическое Восприятие»» может использоваться для создания разно-
образных форматов взаимодействия и коммуникации, которые позволят участникам сблизиться, обменяться опытом и понять друг друга лучше.
Использование театральных методов в образовательном процессе: Театральные методы, включая «Метод Павлова «Эмпатическое Восприятие»», могут активно использоваться в образовательном процессе для преодоления предвзятости и расизма. Это может быть осуществлено через проведение специальных уроков, в том числе ролевых игр, импровизаций и драматических постановок, в которых учащиеся смогут вжиться в роли других людей, понять их мотивы и переживания.
Партнерство с медиа и социальными платформами: Сотрудничество с медиа и социальными платформами может помочь распространить «Метод Павлова «Эмпа-тическое Восприятие»» среди широкой аудитории. Создание информационных материалов, видеоуроков и онлайн-тренингов по данной методике позволит достичь большего числа людей и вдохновить их на изменение своего отношения к различиям и неравенству.
Применение методики в семейном воспитании: Родители и опекуны могут использовать «Метод Павлова «Эмпатиче-ское Восприятие»» в семейном воспитании для преодоления предвзятости и расизма у своих детей. Они могут включать детей в игровые и образовательные активности, направленные на развитие эмпатии, понимания и уважения к различиям, а также на формирование толерантного мировоззрения.
Исследование эффективности метода:
Проведение исследований и оценка эффективности «Метода Павлова «Эмпати-ческое Восприятие»» в борьбе с предвзятостью и расизмом позволят выявить его сильные и слабые стороны, а также определить наиболее эффективные способы его применения в различных контекстах. Это поможет улучшить методику и сделать ее более доступной и эффективной для широкой аудитории.
В заключение, разработанная мною методика «Метод Павлова «Эмпатическое Восприятие»» представляет собой инновационный подход к преодолению предвзятости и расизма, основанный на развитии эмпатии, понимания и уважения к различиям. Этот метод объединяет принципы театрального искусства, образования, культурного многообразия и социальной справедливости с целью создания более толерантного и инклюзивного общества.
Через активное использование метода в различных сферах жизни общества, таких как образование, культура, семейное воспитание и медиа, можно достичь значительного прогресса в преодолении стереотипов, предвзятости и неравенства. Внедрение методики также требует проведения исследований для оценки ее эффективности и дальнейшего улучшения.
В целом, «Метод Павлова «Эмпатиче-ское Восприятие»» представляет собой мощный инструмент для содействия устойчивому и гармоничному развитию общества, где каждый человек может чувствовать себя признанным, уважаемым и включенным в общественную жизнь без
каких-либо форм дискриминации.
Библиографический список
1. Аронсон О.В. Неоконченная полемика: биомеханика Мейерхольда или психотехника Станиславского? // Русская антропологическая школа. Вып. 4/1. - М.: РГГУ, 2007. -С. 410-423
2. Бартоу А. Актерское мастерство. Американская школа. - М.: Альпина нон-фикшн, 2013. - 406 с.
3. Филатов А.А. Школа актёрского мастерства К. Станиславского и буддийские психотехники // Пятые Торчиновские чтения. Философия, религия и культура стран Востока: Материалы научной конференции 6-9 февраля 2008 г. - Санкт-Петербург: СПбГУ, 2009. -С. 589-596.
4. Чехов М. Об искусстве актера. - М.: Искусство, 1986. - 559 с.
5. Catereva I. Mijloace transcedentale de expresivitate actoriceascä (Teatrul european în a doua jumätate a secoluluiXX). - Chi§inäu: Primex-Com, 2019. - 176 с.
ACTING PRACTICES AS A MEANS OF TRANSCENDENTAL DEVELOPMENT.
«PAVLOV'S METHOD OF «EMPATHETIC PERCEPTION»»
A.A. Pavlov, Expert in the field of Dramatic Arts of Theatre and Cinema FSUE "CINEMA CONCERN "MOSFILM" (Russia, Moscow)
Abstract. Acting practices possess a rich historical legacy, enriched by various methods and objectives. One of the significant directions in this field is the pursuit of transcendence in the art of acting. This study employs an interdisciplinary approach, integrating different methods and approaches to achieve this goal. Special attention is given to "Pavlov's Method of Empathetic Perception" and its role in this process. The practical aspects of utilizing this method in acting skills are analyzed, as well as its impact on the development of empathy, intuition, and inner understanding. The article attempts to unveil the potential of acting techniques in the context of spiritual and personal growth through the transformation of consciousness and self-awareness.
Keywords: "Pavlov's Method "Empathetic Perception"", acting practices, transcendental development, acting art, empathetic perception, acting techniques, actor's psychotechnics, creative transformation.