2016. URL: http://www.bki-okb.ru/sites/default/ files/rep ort_documents/kre ditnaya_nagruzka_re -gionov_rossii._itogi_2015_0.pdf (in Russian).
Veldman C., Zuckerbraun S., Schneiderman S. (1996). Methodology for a community-based key informant survey. Proceedings of the National Opinion Research Center. URL: http://www.amstat.org/ sections/srms/proceedings/papers/1996_156.pdf.
Warner (Sanagorski) L.A., Galindo-Gonzalez S. (2014). Identifying key community leaders to assess extension programming needs. Agricultural Education and Communication Department, University of Florida IFAS Extension, WC164. URL: http:// edis.ifas.ufl.edu/wc164.
Working with Community Leaders. People, Partnerships, and Communities, 43. Natural Resources Conservation Service (NRCS) of the U.S. Department of Agriculture (USDA). Social Science Team. 2000. URL: http://www.nrcs.usda.gov/Internet/FSE_ D0CUMENTS/stelprdb1045582.pdf.
Zhikharevich B.S. (ed.) (2015). What is the good municipal strategy: Proceedings of the contest on city strategies - 2014. Saint-Petersburg: Leontief Centre.
Zubarevich N. (2015). The regional dimension of the new Russian crisis. Social Sciences. A Quarterly Journal of the Russian Academy of Sciences, vol. 46, no. 4, pp. 3-18. URL: http://www.eastview-press.com/Files/SS_FR0M%20THE%20CUR-RENT%20ISSUE_No.%204_2015.pdf.
Manuscript Received 30.11.2016
АКТУАРНЫЙ АНАЛИЗ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ДОСРОЧНЫХ ПЕНСИЙ ПО СТАРОСТИ
А.К. Соловьев
Среди главных причин хронического дефицита бюджета пенсионной системы центральное место занимает комплекс проблем, связанных с «досрочным» пенсионным обеспечением застрахованных лиц. Именно сохранение советской системы досрочного пенсионного обеспечения, которая предусматривает назначение и выплату «страховой пенсии» значительно раньше общеустановленного законодательством пенсионного возраста в полном объеме, является одним из ключевых факторов торможения перестройки отечественной пенсионной системы на основе страховых принципов. Закономерным следствием сохранения системы досрочных пенсий является перераспределение финансовых ресурсов (страховых взносов и федеральных трансфертов) пенсионной системы от «пенсионеров на общих основаниях» в пользу досрочно выходящих на пенсию в течение всего периода до наступления общеустановленного возраста. Дополнительная актуальность проблемы финансового обеспечения получателей досрочных пенсий обусловлена углублением бюджетно-финансового кризиса 20142016 гг., которая потребовала не только стратегического, но и оперативного решения проблемы разбалансирован-ности бюджета ПФР. В статье рассматривается современное состояние системы досрочных пенсий с точки зрения влияния на перестройку всей отечественной пенсионной системы на основе страховых принципов. Предлагаются варианты ее реформирования.
© Соловьев А.К., 2017 г.
Соловьев Аркадий Константинович - д.э.н., профессор, Финансовый университет при Правительстве РФ, Москва, [email protected]
Ключевые слова: дефицит бюджета ПФР, досрочная пенсия по старости, особые условия труда, профессиональная пенсионная система. JEL: Е69, G22, G23.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ ДОСРОЧНЫХ ПЕНСИЙ И ПОЛНОТЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Дефицит бюджета ПФР входит в число центральных проблем бюджетного процесса в России. На сокращение этого пенсионного дефицита направлен арсенал мероприятий, ориентированных на сокращение государственных расходов для выполнения уже существующих пенсионных обязательств путем секвестиро-вания прав различных категорий пенсионеров, что привело к заметному росту бедности пенсионеров. Меры «экономии» направлены на сокращение доходной части пенсионного бюджета с целью «снижения нагрузки на бизнес», что создает реальную угрозу для институциональных основ страховой пенсионной системы в нашей стране, поскольку лишает застрахованных лиц возможности (финансового источника) формировать собственные пенсионные права (Стратегия-2020, 2013).
Однако все подобные мероприятия экономии, включая замораживание обязательного накопительного компонента, отказ от индексации пенсионных выплат работающим пенсионерам, отмену законодательных норм по индексации пенсии, не дали обещанного результата для актуарной (долгосрочной) устойчивости бюджета пенсионной системы. Поскольку проблема дефицита пенсионного бюджета не может быть решена параметрическими манипуляциями в локальных сегментах многоукладной пенсионной системы, она требует институциональных реформ, которые позволят адаптировать ее к макроэкономической и демографической реальности нашей страны (Соловьев, 2015).
Одной из таких объективных реальностей, которые обрекают ПФР на хронический дефицит, является сохранение системы досрочного пенсионного обеспечения (табл. 1) в составе государственной солидарно-страховой пенсионной системы, которая составляет в среднегодовом исчислении более трети планового текущего дефицит. Причина негативного влияния досрочных пенсий на финансовую устойчивость пенсионной системы заключается в том, что доля досрочных пенсионеров (далее - досрочники) сохраняется на высоком уровне, в то время как размер страховой пенсии существенно превышает среднероссийский уровень (особенно это заметно у пенсионеров-северян и пенсионеров - получателей пенсий за работу во вредных и тяжелых условиях труда (по спискам № 1 и № 2)).
В развитых зарубежных пенсионных системах проблема досрочных пенсий решается разными способами: создаются корпоративные пенсионные программы с участием работодателей и работников, предоставляются государственные льготы для снижения пенсионного возраста для целевых групп граждан и т.п. В ряде стран постсоветского пространства досрочные пенсионные права были аннулированы в первые годы рыночной перестройки (Доклад Всемирного банка «Перевернутая пирамида...», 2016).
В нашей стране решение проблем досрочных пенсий затянулось на долгие годы по многим причинам, среди которых основным представляется отсутствие методологических обоснований экономического механизма формирования и реализации досрочных пенсионных прав. Реформирование досрочных пенсий традиционно рассматривается как базовая часть каждой пенсионной реформы в нашей стране (а их было уже пять). Большинство экспертных предложений оперируют тарифными инструментами формирования пенсионных прав.
Однако численность участников досрочных пенсионных программ и размер предоставленных им привилегий требуют адекватного тарифного обеспечения, которое
Таблица 1
Основные характеристики досрочных пенсий
Численность, тыс. человек В том числе
Средний раз- Фиксирован- Повышение
Всего Из них рабо- мер пенсий, р. ная выплата фиксирован-
тающих в месяц к страховой пенсии, р. ной выплаты, р.
Численность получателей страховых пенсий,
всего 39 145,6 14 975,9 12 381,0 4244,1 849,4
из них:
численность пенсионеров по старости 35 534,0 14 201,8 12 831,7 4383,3 859,7
в том числе:
на общих основаниях 24 133,8 8608,1 12 214,2 4383,2 742,3
получатели досрочных пенсий 11 400,3 5593,7 14 139,0 4383,5 1108,2
из них:
женщины в возрасте до 54 лет, мужчины в
возрасте до 59 лет включительно 2761,2 1992,6 12 490,1 4373,1 911,3
в том числе:
льготные основания (ст. 32 п. 1-5) 1390,8 425,3 11 491,4 4383,6 1239,6
список 1 (ст. 30 п. 1.1-5) 1896,5 821,6 14 091,2 4383,6 699,6
список 2 (включая схожие условия) 3204,2 1498,3 13 634,1 4383,5 690,3
Крайний Север 2897,5 1307,3 17 025,1 4383,6 2276,7
выслуга лет 2007,3 1538,9 12 628,2 4383,3 379,5
из них:
лица, осуществлявшие педагогическую
деятельность в учреждениях для детей 1037,7 848,9 12 171,3 4383,5 297,4
лица, осуществлявшие лечебную и иную
деятельность по охране здоровья населе-
ния в учреждениях здравоохранения 620,0 525,3 12 363,3 4382,9 318,7
лица, осуществлявшие творческую
деятельность на сцене в театрах или
театрально-зрелищных организациях
(в зависимости от характера такой дея-
тельности) 14,6 8,5 12 787,9 4383,6 529,9
Источник: расчеты автора по данным Формы федерального статистического наблюдения № 94 (ПЕНСИИ) «Сведения о численности пенсионеров и суммах назначенных им страховых пенсий на 1 января 2016 года», утвержденной приказом Росстата от 03.12.2015 № 610.
по различным оценкам приближается и даже превосходит установленный тариф для пенсии на общих основаниях. Размер тарифа для формирования досрочных пенсионных прав до сих пор является непреодолимым препятствием для решения данной проблемы на основе страховых принципов солидарной пенсионной системы.
Следует обратить внимание, что существующий в настоящее время дополнительный «тариф для досрочников» не имеет никакого отношения к рассматриваемой проблеме формирования пенсионных прав, поскольку его экономическое содержание заключается в тарифе на рабочее место (по классу вредности и опасности). Кроме того, он направлен
не на формирование будущих страховых пенсионных прав, а на частичное покрытие уже сложившего дефицита средств бюджета перед досрочными пенсионерами (табл. 2).
Неоднократные попытки реформирования системы досрочного пенсионного обеспечения, выражавшиеся во введении законодательных норм, прекращающих учет специального стажа для назначения пенсии через систему ПФР, установлении дополнительного тарифа страховых взносов, попытках перевода получателей досрочных пенсий на весь период до достижения общеустановленного пенсионного возраста в так называемые профессиональные пенсионные системы, в конечном итоге потерпели неудачу (Соловьев и др., 2015; Социальная политика., 2015).
Максимум, что удалось сделать до настоящего момента, - ввести дополнительный тариф для рабочих мест с вредными и опасными условиями труда, направляемый в бюджет ПФР, и провести аттестацию рабочих мест, позволившую сократить их число и соответственно в будущем уменьшить численность претендентов на получение досрочных пенсий (табл. 3).
Для того чтобы учесть весь комплекс проблем досрочных пенсий, необходима детальная информация о численности, категориальном составе, трудовых характеристиках не только тех застрахованных лиц, кто уже является получателем досрочных пенсий, но и тех, кто имеет стаж работы в условиях, дающих право досрочно выходить на пенсию, и еще не является ее получателем.
Таблица 2
Дополнительный тариф страховых взносов в зависимости от условий труда, %
Списки производств, работ, профессий должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспе- 2013 г. 2014 г. 2015 г. и далее
чение
Список № 1 4 6 9
Список № 2 и «малые списки» 2 4 6
Частичный объем необходимой информации о работающих в условиях, дающих право досрочного выхода на пенсию по старости, содержится в отчетности Росстата «Состояние условий труда работников, осуществляющих деятельность по сельскому хозяйству, охоте, лесному хозяйству, добыче полезных ископаемых, в обрабатывающих производствах, по производству и распределению электроэнергии, газа и воды, в строительстве, на транспорте и в связи Российской Федерации», которая формируется на основе результатов статистического наблюдения соответствующих видов экономической деятельности.
Однако, во-первых, данное обследование охватывает далеко не все виды деятельности, связанные с вредными и опасными условиями труда, где работают потенциальные получатели досрочных пенсий. Во-вторых, обследование учитывает только тех, кто работает в соответствующих условиях на момент его проведения. Так, например, по данным Росстата в 2015 г. численность таких работников составила 2,099 млн человек, в том числе по списку № 1 - 537 тыс. человек, по списку № 2 - 1,243 млн человек, в условиях, дающих право на получение досрочных страховых пенсий по прочим условиям труда -318,7 тыс. человек. В 2014 г. заняты в аналогичных условиях по данным Росстата были 2,194 млн человек.
Таблица 3
Тарифы по результатам специальной оценки
условий труда
Класс условий труда
Опасный Вредный
Допустимый Оптимальный
Дополнительный тариф страхового взноса, %
4 8,0
3,4 7,0
3,3 6,0
3,2 4,0
3,1 2,0
2 0,0
1 0,0
Другим источником сведений о лицах, работающих в неблагоприятных условиях труда, является Сводная ведомость результатов проведения специальной оценки условий труда в ... г. в Российской Федерации, форма которая предусмотрена Приказом Роструда от 30 октября 2014 г. № 384. Однако в ней содержатся сведения только о тех рабочих местах и лицах, занятых на них, специальная оценка по которым проводилась только в отчетном году. Например, в 2015 г. специальную оценку прошли 4,98 млн рабочих мест, класс вредных и опасных условий труда (3.1-3.4, 4) присвоен 1,18 млн рабочих мест, занято на которых было 2,05 млн человек. При этом информации о заработной плате ни в одной из названных форм вообще не содержится, что делает проблематичным выработку возможных направлений реформирования системы досрочных пенсий.
Еще одним ведомственным источником информации о лицах, работающих на местах, дающих право досрочного выхода на пенсию, является форма «Расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам» (РСВ), содержащая информацию о дополнительных тарифах для отдельных категорий плательщиков страховых взносов. Ее плюсом является наличие помимо численности застрахованных лиц, работающих на местах, дающих право досрочного выхода на пенсию по старости, общей суммы выплат и вознаграждений, начисленных в пользу указанных лиц, сумм, не подлежащих обложению тарифом, базы начисления взносов и объема начисленных взносов.
Наиболее серьезный недостаток данного информационного ресурса состоит в том, что в нем получают отражение только те застрахованные лица, на выплаты которым
начисляется дополнительный тариф, который, как известно, взимается только с рабочих мест, относящихся к спискам № 1, № 2 и приравненным к ним по условиям уплаты взносов, а также к тем рабочим местам, которые после проведения аттестации получили статус вредных (классы вредности 3.1-3.4 и опасных - класс 4). В то время как такие категории будущих получателей досрочных пенсий по старости, как педагоги, медицинские работники, лица, занятые в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в данной форме не отражены.
Сведения о численности получателей досрочных страховых пенсий по старости, суммах и средних размерах назначенных им пенсий содержатся в ведомственных приложениях 1 и 7 к форме 94-пенсии (годовая).
По состоянию на 1 января 2016 г. численность получателей досрочной страховой пенсии по старости составила 11,4 млн человек (в том числе 8,6 млн человек тех, кто уже достиг общеустановленного пенсионного возраста). Получателей досрочных страховых пенсий по старости, не достигших 55/60 лет (женщины/мужчины соответственно), насчитывается в настоящее время 2,8 млн человек.
Таким образом, главным информационным пробелом, препятствующим профессиональному анализу проблем досрочных пенсий и выявлению способов их решения, является отсутствие в отчетности: сведений о тех людях, которые имеют стаж работы в условиях, дающих право досрочного выхода на пенсию, но не работают в них в настоящее время, а также сведений о стаже, дифференциации по заработной плате и об объемах сформированных пенсионных прав как работающих, так и неработающих лиц, имеющих стаж занятости по каждой из досрочных категорий, предусмотренных законодательством.
Изучение информационных баз данных по вредным и опасным условиям труда показывает, что наиболее полным источником необходимой для государственного управления информации является система персонифицированного учета ПФР. Однако и ее данные не
в полной мере характеризуют потенциальную численность получателей досрочных пенсий, поскольку в СПУ не учитываются отдельные категории застрахованных лиц, чьи пенсионные права связаны не с трудовой деятельностью, а с целевыми социальными функциями, физиологическими особенностями или состоянием здоровья:
1) женщины, родившие пять и более детей и воспитавшие их до достижения ими 8-летнего возраста, или один из родителей инвалидов с детства, воспитавший их до достижения 8-летнего возраста, или опекуны инвалидов с детства, или лица, являвшиеся опекунами инвалидов с детства, воспитавшие их до достижения ими возраста 8 лет;
2) женщины, родившие двух и более детей, при наличии страхового стажа не менее 20 лет и проработавшие не менее 12 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 17 календарных лет в приравненных к ним местностях;
3) инвалиды вследствие военной травмы;
4) инвалиды по зрению, имеющие I группу инвалидности;
5) граждане, больные гипофизарным нанизмом (лилипутам), и диспропорциональные карлики.
Численность лиц большинства из перечисленных категорий может быть определена только в момент назначения досрочной пенсии.
Учитывая, что право на получение досрочных пенсий по указанным основаниям связано не с профессиональной деятельностью, а с социальными факторами, они не могут быть переведены в какие-то специализированные дополнительные пенсионные программы с уплатой дополнительного тарифа, и, следовательно, их характеристики не имеют принципиального значения при анализе проблемы досрочных пенсий по условиям труда. Поэтому в рамках настоящего исследования они рассматриваться не будут.
Еще одной информационной особенностью использования данных о досрочных
пенсионерах из ПТК СПУ является проблема учета пенсионных прав, сформированных до пенсионной реформы, т.е. до 1 января 2002 г. Информация об этих правах изначально хранилась обособленно от других данных СПУ в специально созданном для этих целей компоненте - АРМ «Конвертация». Слияние ПТК СПУ и АРМ «Конвертация» позволило загрузить в ПТК СПУ данные о стаже застрахованных лиц, сформированным до 1 января 2002 г. только по тем из них, кто по состоянию на 2013 г. не являлся пенсионером.
В то же время в другой информационной подсистеме - ПТК назначения и выплаты пенсий (ПТК НВП) - в составе сведений по пенсионерам содержится необходимая информация о стаже (в том числе приобретенном до 1 января 2002 г.) застрахованных лиц, вышедших на пенсию1.
АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ ЧИСЛЕННОСТИ ЗАСТРАХОВАННЫХ ЛИЦ, ИМЕЮЩИХ ПРАВО ДОСРОЧНО ВЫХОДИТЬ НА ПЕНСИЮ ПО СТАРОСТИ
Численность застрахованных лиц, имеющих право досрочного выхода на пенсию, имеет сложную структуру с точки зрения решения аналитических и прогнозных задач (рис. 1).
Общая численность застрахованных лиц, имеющих стаж различной продолжительности, дающий право досрочного выхода на пенсию по старости в соответствии со ст. 27, 27.1, 28 Федерального закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»2 (с 2015 г. - ст. 30-32 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»), на конец 2013 г. составляла 25,4 млн че-
1 Информация о стаже, приобретенном до 1 января 2002 г., загружалась в нее непосредственно из АРМ «Конвертация».
2 Далее - специальный стаж.
Рис. 1. Структура численности застрахованных лиц, имеющих стаж, дающий право досрочного выхода на пенсию по старости
ловек3. Из них 22,17%, или 5,621 млн человек, в 2013 г. вообще не были заняты в экономике, 19,7 млн человек были заняты в экономике, но работали не только в особых, но и в обычных условиях труда.
Из выделенных 25,4 млн человек застрахованных лиц, имеющих стаж работы во вредных и опасных условиях труда, 8,0 млн человек, т.е. около 31,4%, уже являются пенсионерами (как работающими, так и неработающими), причем не только по досрочным основаниям. Поэтому численность застрахованных лиц, имеющих пенсионные права различного объема, сформированные при работе в условиях труда, дающих право досрочного выхода на пенсию по старости, как в советский, так и постсоветский период, и еще не являющихся пенсионерами, составляет 17,4 млн человек.
3 Наиболее полные данные, которые имеются в базе данных актуарных расчетов по лицам, имеющим стаж, дающий право досрочного выхода на пенсию по старости, относятся к 2013 г., в связи с чем все приводимые данные будут датированы этим же годом.
Именно эти люди могут рассматриваться в качестве потенциальных участников досрочных пенсионных систем, которые планируется создавать за рамками ПФР для финансирования пенсий в период до достижения их получателями общеустановленного пенсионного возраста. Большая их часть - 14,8 млн человек - занята в экономике, в том числе в обычных условиях труда.
Важной особенностью статистических данных о застрахованных лицах, имеющих стаж работы в специальных условиях, является неопределенность будущего основания их пенсии. Пока такой человек не вышел на пенсию, он в любой момент может перейти из одной досрочной категории в другую. Поэтому для целей анализа и прогнозирования требуется методологически дифференцировать застрахованных лиц на несколько групп в зависимости от предполагаемого основания их будущей досрочной пенсии:
• работавшие все время только по одной категории (подстатье) (далее - стаж по постоянной категории);
• работавшие по нескольким подста-тьям, стаж по которым не может суммироваться. В этом случае рассчитывается отношение выработанного стажа по каждой категории к необходимому для назначения досрочной пенсии по этой категории, и в качестве категории, к которой человек будет отнесен, выбирается та, по которой у него выработана максимальная доля стажа (далее - стаж по приоритетной категории);
• работавшие по нескольким подста-тьям, стаж по которым можно суммировать между собой. В качестве основной категории выбирается та, по которой имеется наибольший стаж (далее - суммируемый стаж).
Для адекватного отражения выделенных характеристик застрахованных лиц в базе данных актуарных расчетов на основе сведений системы персонифицированного учета (СПУ) должен быть разработан комплекс аналитических информационных ресурсов, позволяющих получить необходимый для актуарного моделирования досрочной пенсионной системы максимально широкий спектр агрегированных данных, характеризующих ключевые аспекты этапа формирования пенсионных прав на досрочные пенсии по старости.
Исходя из требований действующего пенсионного законодательства такие информационно-статистические ресурсы должны учитывать конвертацию пенсионных прав в соответствии с пенсионными реформами. Поэтому вся информация распределяется для двух временных периодов:
1) для периода, начинающегося с 2002 г., что позволяет анализировать отдельно весь специальный стаж и специальный стаж, сформированный после начала пенсионной реформы (отчеты с буквой «П» в названии);
2) для всего периода формирования пенсионных прав (как до, так и после 2002 г.) (в названии отчета стоит буква «К»).
Поскольку в течение своей трудовой жизни большинство работников меняют место работы, то в зависимости от миграции застрахованного лица между различными досрочными категориями в течение трудовой
деятельности и возможности суммирования стажа по разным категориям отчеты подразделяются на четыре группы:
A. Группа «п» характеризует численность застрахованных лиц, которые формировали пенсионные права по какой-либо одной подстатье одной из льготных статей (27, 27.1, 28) и не формировали их ни по какой другой подстатье ни в одном году.
Б. Группа «пр» характеризует численность застрахованных лиц, которые имеют стаж по нескольким подстатьям ст. 27, или 28, или 27.1, суммирование стажа по которым не допускается. Застрахованное лицо относится к той подстатье, по которой оно выработало максимальную долю стажа.
B. Группа «сум» характеризует численность застрахованных лиц, имеющих стаж по нескольким подстатьям ст. 27, или 27.1, или 28, по которым разрешается суммирование стажа. Стаж таких застрахованных лиц рассчитывается путем его суммирования с отнесением лица к той из подстатей, по которой им выработана максимальная доля стажа.
Г. Группа «ст» характеризует численность всех застрахованных лиц, которые формировали пенсионные права по соответствующим подстатьям ст. 27, 27.1, 28 в разбивке по видам специального стажа.
Первичными статистическими отчетами для актуарных расчетов пенсионных прав застрахованных лиц, имеющих специальный стаж, являются:
• отчет К39 отражает возраст застрахованного лица, в котором оно впервые начало работать в условиях, дающих право досрочного выхода на пенсию, и год начала этой деятельности. Соответственно в качестве досрочной категории застрахованного лица указывается та, по которой оно впервые начало работать в специальных условиях;
• отчет К34ст отражает возрастно-по-ловое распределение численности застрахованных лиц, имеющих специальный стаж, по интервалам его продолжительности и продолжительности выработанного страхового стажа;
• дополняет отчеты К39 и К34ст отчет К31о, который характеризует среднюю продолжительность специального стажа по каждой статье (подстатье) ст. 27, 27.1, 28, выработанную застрахованными лицами, имеющими специальный стаж по соответствующей статье (подстатье). Общая численность застрахованных лиц, имеющих специальный стаж, в отчетах К39, К31о и К34ст совпадает. Однако внутри отчетов по отдельным под-статьям численность отличается, так как в К39 застрахованное лицо относится к статье (подстатье), по которой оно начало работать в специальных условиях, в отчете К34ст - к той статье (подстатье), по которой у него выработана максимальная доля льготного стажа от требуемой для назначения досрочной пенсии, в отчете К31о - к каждой статье (подстатье), по которой у него имеется специальный стаж (табл. 4);
• отчет К38 отражает возрастно-по-ловое распределение численности застрахованных лиц, имеющих специальный стаж, по интервалам продолжительности специального стажа и по величине соотношения их облагаемого дохода с номинальной начисленной заработной платой по Российской Федерации. Методологическая особенность отчета состоит в том, что в него не включены застрахованные лица, у которых занятость в специальных условиях имела место только в период до 2002 г. и при этом у них в указанный период в СПУ не был отражен облага-
Таблица 4
Общая численность застрахованных лиц, имеющих стаж, дающий право досрочного выхода на пенсию по старости, в России, 2013 г., живые, млн человек
К39/П39 К34ст/П34ст К38ст/П38ст К31о/П31о
25,357/ 25,357/ 25,324/ 25,357/
24,808 24,808 24,808 24,808
Источник: расчеты автора по данным Формы федерального статистического наблюдения № 94 (ПЕНСИИ) «Сведения о численности пенсионеров и суммах назначенных им страховых пенсий на 1 января 2016 года», утвержденной приказом Росста-та от 03.12.2015 № 610.
емый доход (данное исключение сделано во избежание некорректного расчета соотношения облагаемого дохода).
Подводя итог анализа основных статистических источников, характеризующих основные параметры процесса формирования досрочных пенсионных прав, следует отметить, что застрахованные лица, учитываемые во всех отчетах, подразделяются:
• по признаку жизни - всего; живые; живые, а также умершие в отчетном году; умершие в отчетном году;
• по признаку занятости - всего; занятые; незанятые. В зависимости от отчета застрахованные лица могут рассматриваться как занятые/незанятые в экономике;
• по признаку пенсионера - всего; пенсионеры; непенсионеры.
СТРУКТУРА
АКТУАРНОГО АНАЛИЗА ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВ НА ДОСРОЧНЫЕ ВИДЫ СТРАХОВОЙ ПЕНСИИ
Для оценки экономической эффективности и перспектив развития системы досрочных пенсий необходимо обладать, как минимум, следующей информацией по застрахованным лицам, имеющим стаж, дающий право досрочного выхода на страховую пенсию по старости по соответствующим статьям (подстатьям) ст. 30, 31, 32 Федерального закона «О страховых пенсиях»:
• численность застрахованных лиц, имеющих специальный стаж;
• распределение указанных лиц в зависимости от занятости/незанятости в соответствующих специальных условиях;
• их распределение в зависимости от факта назначения пенсии (пенсионеры/непенсионеры);
• возраст начала и прекращения трудовой деятельности в специальных условиях;
• распределение застрахованных лиц, имеющих специальный стаж, и не являющихся пенсионерами, по его продолжительности;
• возраст, в котором вырабатывается необходимый для назначения досрочной пенсии по старости специальный стаж;
• продолжительность специального стажа, вырабатываемая после выработки необходимого для назначения досрочной пенсии специального стажа;
• продолжительность специального стажа, зарабатываемая после выхода на досрочную пенсию по старости;
• миграция застрахованных лиц между категориями в период зарабатывания пенсионных прав;
• размер заработной платы застрахованных лиц, имеющих специальный стаж;
• накопленные к настоящему моменту объемы пенсионных прав на досрочную страховую пенсию по старости и ожидаемое распределение этих прав по времени их предъявления к выплате в качестве пенсии в долгосрочной перспективе.
В отсутствие этой информации адекватно оценить параметры профессиональных (или аналогичных - название принципиального значения не имеет) пенсионных систем, в частности: численность лиц, которые должны быть переведены в эти системы, тарифы страховых взносов для обеспечения формирования пенсии на досрочный период, расходы указанных систем и уровень пенсионного обеспечения их участников и т.п. - в принципе невозможно.
Информационные ресурсы интегрированных баз данных позволяют получить достоверную и полноценную информацию для расчетов численности ключевых и самых массовых досрочных категорий застрахованных лиц по следующим нормативным основаниям:
• предусмотренные Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (подп. 1 п. 1 ст. 27, далее - категория «27.1») - занятость на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах (право досрочного выхода на пен-
сию имеют мужчины по достижении возраста 50 лет и женщины по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет);
• предусмотренные подп. 2 п. 1 ст. 27 того же закона (далее - категория «27.2») - занятость на работах с тяжелыми условиями труда (право досрочного выхода на пенсию имеют мужчины по достижении возраста 55 лет и женщины по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет);
• основания, предусмотренные подп. 19 п. 1 ст. 27 того же закона (далее - категория «Педагоги»), - осуществление педагогической деятельности в учреждениях для детей (право досрочного выхода на пенсию имеют мужчины и женщины при наличии педагогического стажа не менее 25 лет независимо от возраста);
• основания, предусмотренные подп. 20 п. 1 ст. 27 того же закона (далее - категория «Врачи»), - осуществление лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения (право досрочного выхода на пенсию имеют мужчины и женщины при наличии стажа по данной лечебной деятельности не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах независимо от возраста);
• основания, предусмотренные пп. 6 и 13 ст. 28 (далее - категория «РКС и МКС (всего)») - п. 6 - занятость в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 и 20 календарных лет соответственно (право досрочного выхода на пенсию предоставляется мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет при наличии страхового стажа соответственно не менее 25 и 20 лет); п. 13 -постоянное проживание в районах Крайнего
Севера и приравненных к ним местностях и занятость не менее 25 (мужчины) и 20 (женщины) лет в качестве оленеводов, рыбаков, охотников-промысловиков (право на досрочную пенсию предоставляется мужчинам по достижении возраста 50 лет, женщинам по достижении возраста 45 лет).
АКТУАРНО-СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СТАЖЕВО-ВОЗРАСТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ДОСРОЧНЫХ ПЕНСИОНЕРОВ
В совокупности численность застрахованных лиц, имеющих стаж по этим категориям, составляет 92,2% общей численности застрахованных лиц, имеющих стаж работы в специальных условиях (табл. 5).
Анализ показывает, что из общей численности застрахованных лиц (25,4 млн человек), когда-либо работавших в условиях труда, дающих право досрочного выхода на страховую пенсию по старости по категориям, предусмотренным ст. 27, 27.1 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», 79,4% находятся в возрасте от 23 до 59 лет (рис. 2). Медианной характеристикой (т.е. совокупность застрахованных лиц распределена поровну старше и младше этого возраста) является возраст 43 года.
Пенсионеры (7,96 млн человек) ожидаемо сосредоточены в возрастах 49-69 лет, медианным для них является возраст 58 лет, а самым массовым - возраст 55 лет, в котором находится 6% пенсионеров, имеющих стаж работы в специальных условиях.
Важно отметить сохранение большой численности занятых «непенсионеров» на рабочих местах, дающих право на досрочные
•Досрочники, всего Непенсионеры —^—Пенсионеры
Рис. 2. Распределение численности застрахованных лиц, имеющих стаж, дающий право досрочного выхода на пенсию по старости и возрасту, % численности соответствующей группы
Источник: расчеты автора по данным Формы федерального статистического наблюдения № 94 (ПЕНСИИ) «Сведения о численности пенсионеров и суммах назначенных им страховых пенсий на 1 января 2016 года», утвержденной приказом Росста-та от 03.12.2015 № 610.
Таблица 5
Структура общей численности застрахованных лиц, имеющих стаж, дающий право досрочного выхода на пенсию
по старости, в Российской Федерации, 2013 г., живые, основные категории*, человек
Численность застрахованных лиц, имеющих стаж, дающий право досрочного выхода на страховую пенсию по старости, всего Статья 27.1 Статья 27.2 Врачи Педагоги РКС и МКС, всего
25 356 813 1 572 633 6 020 226 2 440 553 3 864 084 9 507 595
Проценты, всего - 100 6,2 23,7 9,6 15,2 37,5
* Отнесение к категориям проводится по максимальной доле выработанного стажа в специальных условиях (с учетом суммирования стажей) в сравнении с требуемым для назначения досрочной пенсии по соответствующей категории.
И с т о ч н и к: расчеты автора по данным Формы федерального статистического наблюдения № 94 (ПЕНСИИ) «Сведения о численности пенсионеров и суммах назначенных им страховых пенсий на 1 января 2016 года», утвержденной приказом Росстата от 03.12.2015 № 610.
пенсии (их численность - 17,39 млн человек) практически во всех возрастных группах 15-59 лет (притом что почти 70 тыс. из них находятся в возрасте 60 лет и старше, что свидетельствует о невыработке ими страхового стажа, необходимого для получения страховой пенсии). В то время как половина застрахованных лиц, имеющих специальный стаж и не являющихся пенсионерами, находится в возрасте моложе 36 лет, половина - старше этого возраста. Причем 57,4% застрахованных лиц, имеющих стаж работы в специальных условиях и еще не являющихся пенсионерами, находится в возрасте от 26 до 42 лет (в этих возрастных группах их удельный вес превышает 3%).
В общей численности лиц, имеющих специальный стаж, женщины составляют почти половину - 49% (12,424 млн человек). При этом гендерная структура численности не являющихся пенсионерами застрахованных лиц, имеющих стаж работы в специальных условиях, смещена в сторону мужчин, поскольку большая часть рабочих мест, занятость на которых дает право досрочного выхода на пенсию, требует физической силы и выносливости. Мужчин - на 29% больше, чем женщин, они составляют 56,4%, тогда как женщины - 43,6%.
Среди пенсионеров, имеющих стаж работы в специальных условиях, как и в общей численности пенсионеров в Российской Федерации, наоборот, преобладают женщины, поскольку ожидаемая продолжительность их жизни существенно выше, чем у мужчин. В данном случае из 7,962 млн пенсионеров женщины составляют 4,838 млн человек, т.е. 60,76%.
Первым вопросом, на который следует дать ответ при актуарной оценке необходимого тарифа страховых взносов на финансирование досрочных пенсий, является вопрос о продолжительности стажа, в течение которого страховые взносы будут уплачиваться. Он, в свою очередь, зависит от возраста начала и возраста окончания трудовой деятельности застрахованного лица, а также от ее продолжительности. Разумеется, речь идет о трудовой деятельности в конкретных специальных условиях, дающих право досрочного выхода на пенсию.
Средний возраст начала трудовой деятельности в специальных условиях составляет 33,2 года. Половина застрахованных лиц начинает работу в специальных условиях до 30 лет.
Самым распространенным возрастом начала трудовой деятельности в специальных условиях труда является возраст 20-22 года: 16% (т.е. примерно по 5,4% в каждом из этих возрастов) из 25,4 млн человек начинали эту работу именно в указанный возрастной период. Еще 19,55% начали работу в специальных условиях в возрастах 18-19 лет и 23-25 лет. Удельный вес начавших работу в специальных условиях в отмеченных возрастных группах варьировался от 3,2 до 4,5% общей численности имеющих специальный стаж (рис. 3). Всего же 40% общей численности лиц, имеющих стаж работы в специальных условиях, начали работать в специальных условиях в возрасте 15-25 лет.
Начиная с 21-го года занятости во вредных и опасных условиях труда удельный вес лиц, начинавших трудовую деятельность в соответствующем возрасте, постепенно сокращается с 5,54 до 1,5% к 37 годам, но затем вновь начинает повышаться до 2,05% к 45 годам. При этом в каждой последующей воз-
н н н н
нннннннн
н н н н н
о о о о
ОООООООО
о о о о о
Рис. 3. Распределение численности застрахованных лиц, имеющих стаж, дающий право досрочного выхода на пенсию по старости, по возрасту начала трудовой деятельности в специальных условиях, % численности соответствующей группы
растной группе удельный вес начавших трудовую деятельность в специальных условиях в этом возрасте опять снижается, стремясь к нулю в возрастах старше 60 лет.
Специфическое распределение застрахованных лиц по возрасту начала трудовой деятельности на местах, дающих право досрочного выхода на пенсию, обусловлено значительным удельным весом людей, которые начали работать в специальных условиях незадолго до пенсии, т.е. отработав значительную часть трудовой жизни в обычных условиях, затем, когда до момента приобретения права на досрочную пенсию осталось 10-15 лет (столько, сколько специального стажа требуется по соответствующей досрочной категории), они приходили работать в указанные специальные условия труда, имея за плечами большую часть необходимого страхового стажа. Эта картина очень ярко видна на рис. 3: в возрасте 35-40 лет год начинали работать в специальных условиях 10% общей численности рассматриваемых застрахованных, а в 41-45 лет - еще 11,4%.
Возрастная динамика пенсионеров-до-срочников (см. рис. 3) выявляет еще более неожиданную тенденцию: 82% тех граждан, которые, имея специальный стаж, сейчас получают пенсию, начинали работу в специальных условиях в возрасте старше 40 лет, причем пиковые значения (свыше 4,5%) приходятся на возрастные группы 45-51 год.
Это означает, что большая часть тех, кто сейчас является пенсионером и начинал когда-либо трудовую деятельность в специальных условиях, либо не выработал необходимый для назначения досрочной пенсии специальный стаж (в частности, слишком поздно начав работать в этих условиях), либо выработал его позже, чем по закону можно выйти на досрочную пенсию, т.е. фактически не воспользовался правом на досрочную пенсию.
Для тех категорий застрахованных лиц, которые еще не являются пенсионерами, средний возраст начала трудовой деятельности в специальных условиях составляет 27,3 года, а для уже вышедших на пенсию - 46,2 года. Для объяснения причин данной тенденции
рассмотрим структуру численности застрахованных лиц, которые начали работать в специальных условиях с 2013 г. (т.е. для них их собственный возраст и возраст начала работы в специальных условиях совпадают). Численность таких людей составляет 846,6 тыс. человек, из них 32 тыс. человек (3,8%) уже являются пенсионерами.
В младших возрастных группах (17,8% этой численности, т.е. 5,7 тыс. человек) - моложе 40 лет - это могут быть как получатели пенсии по случаю потери кормильца, так и работающие пенсионеры по инвалидности - получатели социальных или трудовых пенсий.
В старших возрастных группах 55,1% (из числа пенсионеров, начавших работать в специальных условиях в 2013 г.) находится в возрасте 55 лет и старше, причем 10,8% начали такую работу непосредственно в 55 лет. К ним относятся получатели пенсий на общих основаниях, продолжившие трудовую деятельность, поменяв привычную работу на работу в специальных условиях труда (рис. 4).
Если же сравнивать совокупность людей, начавших работать в специальных условиях непосредственно в 2013 г., с общей совокупностью лиц, имеющих специальный стаж, то в молодых возрастах динамические тен-
14
• Досрочники, всего, начавшие работать в спецусловиях в 2013 г и Непенсионеры А Пенсионеры
Рис. 4. Структура численности застрахованных лиц, начавших работать в специальных условиях труда в 2013 г., по возрасту начала работы в специальных условиях
денции начала ими трудовой деятельности в специальных условиях внешне схожи. Также пик начала трудовой деятельности в специальных условиях для начавших такую работу в 2013 г. приходится на 21-23 года (хотя в данном случае пик смещен с 21 на 22 года и он значительно ниже - 6,9%, тогда как для всей совокупности - 7,64%).
Изменение тенденции двух графиков имеет место только в возрасте 40 лет и старше. Как отмечалось выше, для общей совокупности застрахованных лиц, имеющих специальный стаж, характерно повышение удельного веса лиц, начавших эту работу в возрасте 40-50 лет. Среди лиц, начавших работу в специальных условиях в 2013 г., столь заметного повышения удельного веса начавших работать в указанных возрастах нет. Это связано с более высоким уровнем жизни нынешних пенсионеров по сравнению с началом 2000-х гг., когда пожилые люди вынуждены были искать любую работу для обеспечения себе средств к существованию (в начале 2000-х гг. пенсия по старости едва превышала величину ПМП, а по инвалидности и по случаю потери кормильца составляла около 80 и 55% ПМП соответственно).
Средний возраст начала трудовой деятельности в специальных условиях для лиц, начавших ее в 2013 г., составляет 30,8 года. Для тех из них, кто еще не стал пенсионером, средний возраст начала трудовой деятельности в специальных условиях составляет 30,06 года, а для уже вышедших на пенсию -49,8 года. Половина из тех, кто начал трудовую деятельность в специальных условиях в 2013 г., еще моложе - 27 лет.
АКТУАРНО-СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ МИГРАЦИОННОГО ФАКТОРА ДОСРОЧНЫХ ПЕНСИЙ
Следующий аспект, который должен быть внимательно изучен при разработке эффективной тарифной политики для системы
досрочных пенсий - миграция застрахованных лиц между различными категориями, занятость в которых дает право досрочного выхода на пенсию. Законодательство позволяет по отдельным категориям суммировать продолжительность стажа. В этой связи застрахованные лица переходят из одной категории в другую. Но они могут не только работать у разных работодателей по одной и той же или суммируемой категории (и надо отрабатывать процедуру перевода пенсионных прав на досрочные пенсии при смене работником работодателя и категории), но и переходить в категории, стажи по которым не объединяются.
Анализ основных пяти категорий застрахованных лиц, занятых на рабочих местах со специальными условиями труда, принятыми нами к рассмотрению, показывают, что миграция застрахованных лиц между категориями - не исключительное, а, наоборот, широко распространенное явление. Причем мигрируют они не только в категории, по которым законодательно разрешено объединение стажа для учета прав на досрочную пенсию, но и в категории, абсолютно друг с другом не связанные.
Рассмотрим несколько примеров миграции застрахованных лиц между выбранными для анализа досрочными основаниями для назначения пенсий. Так, 2,1 млн застрахованных лиц, имеющих специальный стаж по основанию категории «27.1», помимо него работали еще по 43 основаниям, предусмотренным в постановлении Правления ПФР от 13 июля 2006 г. № 192п «О формах документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования и инструкций по их заполнению». Все они работали по основанию категории «27.1», помимо этого 31,7% из них имеют стаж различной продолжительности по основанию категории «27.2»; 4,4% - по основаниям «Врачи»; еще 0,6% - стаж в качестве педагогических работников; 14,26% были заняты в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и т.д.
Из 4,36 млн человек, имеющих стаж педагогической деятельности, 0,3% работали
по списку № 1 (т.е. по основанию категории «27.1»); 1,25% - по списку № 2 (основание категории «27.2») занимались деятельностью, связанной с охраной здоровья 0,86%, а 11% работали в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, причем не обязательно занимаясь именно педагогической деятельностью (табл. 6 и 7).
Приведенные данные показывают различную интенсивность миграции между категориями, обусловленную в первую очередь
предоставленной законом возможностью суммировать стаж. Это видно, в частности, для оснований категорий «27.1» и «27.2»: если человек претендует на пенсию по основанию категории «27.2», то стаж по основанию категории «27.1» должен быть учтен при определении его права на пенсию (обратная ситуация неверна).
Однако на практике зачастую возникают ситуации с одновременным приобретением стажа по различным основаниям (напри-
Таблица 6
Миграция застрахованных лиц, имеющих стаж, дающий право досрочного выхода на пенсию по старости, между досрочными категориями в период трудовой деятельности, 2013 г., тыс. человек
Категория Численность застрахованных лиц, имеющих стаж по данной категории, тыс. человек Число «досрочных» категорий, в которых работали застрахованные лица (включая данную категорию) Численность застрахованных лиц, из числа указанных в графе «Категория», выработавших специальный стаж в разных категориях, тыс. человек
категория «27.1» (стаж) категория «27.2» (стаж) врачи (стаж) педагоги (стаж) РКС и МКС (стаж)
27.1 (ДК) 2141,3 44 2141,3 679,6 93,9 12,8 305,4
27.2 (ДК) 7072,1 44 679,6 7072,1 329,2 54,7 1424,8
Врачи (ДК) 3020,7 42 93,9 329,2 3020,7 37,7 309,2
Педагоги (ДК) 4359,7 44 12,8 54,7 37,7 4359,7 492,9
РКС и МКС (ДК) 10 674,3 48 305,4 1424,8 309,2 492,9 10 674,3
И с т о ч н и к: расчеты автора по данным Формы федерального статистического наблюдения № 94 (ПЕНСИИ) «Сведения о численности пенсионеров и суммах назначенных им страховых пенсий на 1 января 2016 года», утвержденной приказом Росстата от 03.12.2015 № 610.
Таблица 7
Миграция застрахованных лиц, имеющих стаж, дающий право досрочного выхода на пенсию по старости, между «досрочными» категориями в период трудовой деятельности, 2013 г., %
Удельный вес застрахованных лиц, из числа указанных в графе «Категория», выработавших
Категория специальный стаж в разных категориях
категория «27.1» (стаж) категория «27.2» (стаж) врачи (стаж) педагоги (стаж) РКС и МКС (стаж)
27.1 (ДК) 100,0 31,7 4,4 0,6 14,3
27.2 (ДК) 9,6 100,0 4,7 0,8 20,1
Врачи (ДК) 3,1 10,9 100,0 1,2 10,2
Педагоги (ДК) 0,3 1,3 0,9 100,0 11,3
РКС и МКС (ДК) 2,9 13,3 2,9 4,6 100,0
И с т о ч н и к: расчеты автора по данным Формы федерального статистического наблюдения № 94 (ПЕНСИИ) «Сведения о численности пенсионеров и суммах назначенных им страховых пенсий на 1 января 2016 года», утвержденной приказом Росстата от 03.12.2015 № 610.
мер, для медицинского работника, занятого в условиях, отнесенных к списку № 2 (основание - категория «27.2») и др.). При этом из двух видов приобретенного специального стажа при назначении пенсии может учитываться только один вид трудового стажа. Поэтому в случае когда взносы на досрочные пенсии будут уплачиваться по обоим основаниям, то каким образом должна будет в такой ситуации исчисляться величина досрочной пенсии - в удвоенном размере, обусловленном суммой уплаченных взносов, или исходя из взносов, только по тому основанию, по которому застрахованное лицо выходит на досрочную пенсию?
АКТУАРНО-СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДОСРОЧНЫХ ПЕНСИЙ
Принципиальный вопрос, на который необходимо ответить при анализе потенциальной численности участников системы досрочных пенсий и обосновании ее доходов и расходов, - каковы тенденции (пути) распределения застрахованных лиц, которые потенциально могут в нее войти, в зависимости от занятости/незанятости в соответствующих специальных условиях труда? С точки зрения включения тех или иных потенциальных участников создание системы досрочных пенсий может пойти по нескольким путям.
Первый путь заключается во включении в систему только тех застрахованных лиц, которые еще не стали получателями досрочных пенсий. Но тогда досрочная пенсионная система автоматически лишается доходов по дополнительному тарифу, который мог бы уплачиваться за тех получателей досрочных пенсий, которые продолжают работать в специальных условиях.
Второй путь - включение в систему досрочных пенсий и пенсионеров, которые продолжают трудовую деятельность в специ-
альных условиях. Однако этот подход, решая проблему наполнения системы доходами, одновременно упрется в необходимость увеличения размера досрочных пенсий работающим пенсионерам за счет взносов, которые уплачиваются за них по специальному тарифу. Положительный ответ на этот вопрос может сделать систему досрочных пенсий финансово неустойчивой из-за роста расходов, обусловленных активной занятостью пенсионеров-до-срочников, а тариф для ее финансирования -чрезмерно высоким для плательщиков.
Если пойти по первому пути и в систему досрочных пенсий включать только тех, кто, имея специальный стаж, еще не стал получателем досрочной пенсии, то предельная суммарная численность участников такой системы может достигнуть 17,39 млн человек -это 69% всех застрахованных лиц, имеющих специальный стаж. В программу, обеспечивающую финансирование досрочных пенсий тем, кто формирует права преимущественно по категории «27.1», могут войти 0,97 млн человек (62% численности имеющих такие права), по категории «27.2» - 4,3 млн человек (71%), для педагогических и медицинских работников удельный вес участников досрочных пенсионных программ может составить 60-61% их общей численности (табл. 8).
Как отмечено выше, часть застрахованных лиц, имеющих стаж работы в специальных условиях, в настоящее время по различным причинам не только не работает в условиях, дающих право досрочного выхода на пенсию, но и вообще не занята в экономике. В целом среди непенсионеров удельный вес незанятых составляет 15%, для такой категории, как медицинские работники, он минимален - 7%, по основанию «занятость в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» - он максимален - 19% (табл. 9).
Исходя из общей численности незанятых в экономике лиц, имеющих специальный стаж и не являющихся пенсионерами, которая составляет 2,635 млн человек, после создания добровольной досрочной пенсионной системы эти люди вернутся к трудовой деятель-
Таблица 8
Соотношение пенсионеров и непенсионеров среди застрахованных лиц, имеющих специальный стаж,
Российская Федерация, 2013 г., живые
Категории* Всего, млн человек Непенсионеры, млн человек Пенсионеры, млн человек В % от «всего» по соответствующей категории
непенсионеры пенсионеры
Досрочные пенсионеры, всего 25,357 17,394 7,962 69 31
Категория «27.1» 1,573 0,974 0,599 62 38
Категория «27.2» 6,020 4,286 1,734 71 29
Врачи 2,441 1,457 0,984 60 40
Педагоги 3,864 2,370 1,494 61 39
РКС и МКС 9,508 6,833 2,675 72 28
* При наличии нескольких видов специального стажа застрахованное лицо относилось к той категории, по которой у него выработана максимальная доля стажа от необходимого для назначения досрочной пенсии.
Таблица 9
Соотношение занятых и незанятых среди застрахованных лиц, имеющих специальный стаж, не являющихся пенсионерами, Российская Федерация, 2013 г., живые
Категория* Непенсионеры Из них В % от непенсионеров
занятые незанятые занятые непенсионеры незанятые непенсионеры
Досрочные пенсионеры, всего 17,394 14,760 2,635 85 15
Категория «27.1» 0,974 0,848 0,125 87 13
Категория «27.2» 4,286 3,641 0,645 85 15
Врачи 1,457 1,360 0,097 93 7
Педагоги 2,370 2,142 0,228 90 10
РКС и МКС 6,833 5,508 1,325 81 19
* При наличии нескольких видов специального стажа застрахованное лицо относилось к той категории, по которой у него выработана максимальная доля стажа от необходимого для назначения досрочной пенсии (с учетом суммирования стажа). Рассчитано автором по форме 94.
ности в специальных условиях, проблема финансирования для них периода пребывания на досрочной пенсии до наступления общеустановленного пенсионного возраста будет, по крайней мере частично, решена путем уплаты за них в досрочную пенсионную систему специального тарифа.
Третий из возможных способов финансового обеспечения досрочных пенсий - индивидуальное накопление - возможен только для тех, кто будет продолжать трудовую деятельность в специальных условиях после
введения программы досрочных пенсий и лишь в случае, если остающийся период стажа работы в специальных условиях, который должен быть выработан для назначения досрочной пенсии, будет достаточным для накопления необходимой суммы взносов для финансирования досрочного периода. Это является основной проблемой для таких категорий, как «27.1» и «27.2» и аналогичных им, учитывая ранее выявленные стажевые особенности вступления в трудовую деятельности в специальных условиях: 20% начавших
в 2013 г. трудовую деятельность в условиях, дающих право досрочного выхода на пенсию, старше 40 лет.
Это означает на практике, что период накопления пенсионных прав на досрочную пенсию у них будет очень коротким и, если права будут формироваться по накопительному принципу, тариф страховых взносов окажется чрезмерно высоким. Для накопления пенсии в размере 40% заработной платы за 10 лет стажа работы в специальных условиях по основанию категории «27.1» на 10 лет с момента выхода на досрочную пенсию и до достижения общеустановленного пенсионного возраста тариф должен составлять 40%.
Гипотетически застрахованное лицо может прекратить деятельность в специальных условиях после выработки специального стажа, необходимого для назначения досрочной пенсии. Однако на практике такого не наблюдается по разным основаниям. Стаж работы в специальных условиях, необходимый для назначения досрочной пенсии по основанию «27.1», среди тех, кто достиг 32-летнего возраста, выработали 10% среди женщин и 13% среди мужчин. Среди достигших 35 лет таких уже более 20%, а среди 37-летних - 30%. В 41 год по 40% и мужчин, и женщин имеют стаж, равный или больше необходимого, а в 44 года, за год до законодательно установленного возраста выхода на пенсию женщин, удельный вес имеющих необходимый специальный стаж среди них приближается к 50%. Также и 50% мужчин за год до выхода на пенсию (49 лет) имеют полный необходимый стаж работы в специальных условиях (рис. 5).
Пенсионеры-досрочники в подавляющем большинстве продолжают трудовую деятельность после назначения пенсии. Из тех, кто продолжал работу после назначения пенсии, 17% имеют страховой стаж менее одного года, у 11% он составляет от 1 до 2 лет. Еще у 33% страховой стаж варьируется в пределах от 2 до 5 лет (удельный вес лиц, выработавших его, снижается с 9% (2 года стажа) до 7%
(5 лет стажа)). Половина пенсионеров-досроч-ников, работавших после назначения пенсии вырабатывает стаж, не превышающий 4,5 лет; 28% пенсионеров-досрочников, работавших после назначения пенсии, заработали страховой стаж продолжительностью свыше 5, но не более 10 лет (рис. 6).
В среднем застрахованные лица, работавшие после назначения досрочной пенсии, выработали страховой стаж 5,07 года, те из них, кто на момент выборки прекратил трудовую деятельность (т.е. не работал 2 года и более), 3,81 года (рис. 7).
Чем больше лет проходит с момента назначения досрочной пенсии и чем ближе общеустановленный пенсионный возраст, тем выше страховой стаж, вырабатываемый пенсионерами-досрочниками. Снижение продолжительности стажа в 45, 50 и 55 лет показывает основные возраста, в которых в численность пенсионеров-досрочников вливаются новые группы таких получателей, приобретших права по другим досрочным категориям.
60
2S 29 30 31 32 33 34 35 36 37 3! 39 40 41 42 43 44 45 44 47 41 49 лет лет лет гад годя гадя гадя лет лет лет лет лет лет гад гадя гадя гадя лет лет лет лет лет
I 27-1-мужчша1 зяняые, непензшнеры 27-1-женщны, зянягые, непенсггснеры
t 27-1-мужчшм, нгеаняше непенснонеры J I. 27-1-женщны, гг-г.тагт г-:., непенсионеры
ii 27-1-мужчшш, всего 27-1-женщны, всего
Рис. 5. Удельный вес лиц в возрастах 28-49 лет (мужчины) / 28-44 года (женщины), выработавших необходимый стаж работы в специальных условиях для назначения досрочной пенсии по основанию «27.1», в численности лиц соответствующей возрастной группы, имеющих данный стаж работы в специальных условиях, 2013 г.
11
8%
6%
5% 4% 4%
3% 3% 2% П П 2% 1% 1%
1111 11111 П П П П п 0%
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18
Число полных лет
Рис. 6. Распределение численности получателей досрочных пенсий, работавших после назначения пенсии, по продолжительности страхового стажа, выработанного после ее назначения, 2014 г.
Рис. 7. Средняя продолжительность страхового стажа, вырабатываемого получателями досрочных пенсий по старости, работавшими после их назначения, 2014 г.
***
Проведенные исследования наглядно показывают масштаб и сложность сложившейся к настоящему времени государственной системы досрочного пенсионного обеспечения. По своей экономической сущности досрочная пенсионная система является такой же инородной для государственной солидарно-страховой пенсионной системы, как и обязательная накопительная пенсионная система.
В практике развитых зарубежных пенсионных систем подобных аналогов не существует: все профессиональные (отраслевые) льготы сосредоточены вне общегосударственных пенсионных систем, как правило, в корпоративных программах. Государства с переходной экономикой постсоветского пространства тем или иным способом решили данную проблему еще на первом этапе рыночных реформ (в середине 1990-х гг.).
В нашей стране льготы по досрочным основаниям всем рассмотренным категориям населения являются экономическим обременением как для бюджета ПФР в целом, так и для каждого застрахованного в ПФР человека, поскольку пенсионные права, заработанные на общих основаниях (т.е. для получения
страховой пенсии в установленный возраст), автоматически частично перераспределяются в пользу досрочников. Трансферт федерального бюджета на покрытие соответствующей части дефицита ПФР является производной (расчетной) величиной и не учитывает перераспределенной части пенсионных прав застрахованных лиц.
Затягивание решения проблемы досрочных пенсий по всем категориям объективно обусловлено не только институционально-методологическими задачами, но и дефицитом полноценной и достоверной статистической информации, которая позволяет выработать экономически сбалансированную и социально справедливую модель досрочных пенсионных программ. Приведенные примеры актуарно-статистического анализа нескольких базовых характеристик формирования досрочных пенсионных прав работников (трудового стажа, возраста, миграции пенсионных прав, финансовых источников) выявляют существенные недостатки, которые, по сути, не позволяют выработать эффективную модель, обеспечивающую сбалансированность накопленных пенсионных прав и условий реализации государственных пенсионных обязательств.
Список литературы
Стратегия - 2020. Новая модель роста - новая социальная политика: итоговый доклад. Кн. 1. Гл. 6 «Реформа пенсионной системы». М.: Дело, 2013. C. 197-228. Соловьев А.К. Пенсионная реформа: иллюзии и реальность: учеб. пособие. М.: Проспект, 2015. Доклад Всемирного банка «Перевернутая пирамида: системы пенсионного обеспечения перед лицом демографических проблем в странах Европы и центральной Азии», 2016. Социальная политика: долгосрочные тенденции и изменения последних лет. М.: НИУ ВШЭ, 2015. Соловьев А.К., Донцова С.А., Попов В.Ю. и др. Актуарное оценивание в обязательном пенсионном страховании: проблемы оптимизации. М.: Вариант, 2015.
Рукопись поступила в редакцию 16.08.2016 г.
ACTUARIAL ANALYSIS OF EARLY RETIREMENT PENSION FORMING
A.C. Solovyev
Solovyev Arcadiy C. - State University of Finance under the Government of Russian Federation, Moscow, Russia, [email protected]
The main reason of the chronic deficit in the pension system is a complex problem associated with "early" retirement insurance of the insured persons. It is the preservation of the Soviet system of early pensions, that provides the appointment and paying "pension insurance" much earlier than the generally established retirement age, that institutes one of the key factors braking restructuring of the domestic pension system based on insurance principles. The logical consequence of the early retirement saving system is the redistribution of financial resources (premiums and federal transfers) of the pension system for "pensioners
on a common basis" in favor of early retirement during the entire period before the generally established age. The importance of the problem of financial security of early pensions recipients becomes acute because of the deepening 2014-2016 fiscal crisis, which required not only strategic, but also the operational FIU budget balancing. The article discusses the current state of early retirement system in terms of impact on the reconstruction of the entire national pension system based on insurance principles. Proposed the options for its reforming.
Keywords: budget deficit, early retirement pension, special working conditions, occupational pension system. JEL: E69, G22, G23.
References
Social policy (2015). Social policy: Long-term trends and changes in recent years. Moscow, National Research University - Higher School of Economics, (in Russian). Solovyev A. (2015). Pension reform: Illusion and reality:
a tutorial. Moscow, Prospect (in Russian). Solovyev A., Dontsova S., Popov V et al. (2015). Actuarial assessment in compulsory pension insurance: optimization problems. Moscow, Variant (in Russian).
Strategy-2020 (2013). The new growth model - a new social policy. The final report. Bk. 1. Ch. 6 "The reform of the pension system". Moscow, Delo, pp. 197-228 (in Russian). The World Bank Report (2016). "The inverting pyramid. Pension Systems Facing Demographic Challenges in Europe and Central Asia" (in Russian).
Manuscript Received 16.08.2016