Банковская система
актуальные задачи региональной банковской системы в условиях кризиса
Л. А. ГАЛКИНА, кандидат экономических наук, профессор кафедры «Экономика труда» Уральский социально-экономический институт
тел.: (351) 265-97-50
В статье проанализированы различные аспекты банковской деятельности в регионе, определены наиболее важные задачи, стоящие перед кредитными организациями, предложены некоторые пути их решения. Сделан вывод о том, что развитие банковской системы области не самоцель, а средство модернизации экономики и создания необходимых условий для финансового обеспечения инновационного потенциала Челябинской области.
Ключевые слова: банк, система, задолженность, достаточность, капитал,управление, ресурсная база.
Социально-экономическое развитие Челябинской области сегодня во многом связано с существенной модернизацией промышленности, изменением ее структуры, созданием и развитием инновационных производств. Все это в конечном итоге должно привести к существенному повышению уровня и качества жизни населения.
По своим масштабам, по качеству и разнообразию предоставляемых услуг финансовая система области должна отвечать этим новым задачам и современным потребностям граждан Российской Федерации.
В настоящее время можно констатировать недостаточно развитую финансовую инфраструктуру и относительно низкий уровень участия финансовых институтов в экономике и социальной сфере области. Это существенно сдерживает инновационное развитие региона, тормозит выполнение крупных инвестиционных проектов.
Место и роль финансовой системы в экономике Челябинской области, как и в россии в целом,
весьма противоречивы. Эта противоречивость возникает как из организационных аспектов финансовой деятельности, так и из целей финансовой системы в рамках той экономической модели, которая сформировалась в стране. А именно, модели двойственной экономики, в которой роль теневого обращения финансовых ресурсов и инвестиций весьма велика, доминирующим остается оборот государственного или связанного с ним капитала, где структура сбережений практически оторвана от структуры инвестиционного спроса, а национальный капитал крайне слаб и неустойчив.
В институциональном плане в большинстве стран именно банки играют главную роль в системе финансового посредничества, превосходя остальных финансовых посредников по экономическому потенциалу. Банковский сектор Челябинской области остается относительно небольшим и пока не имеет достаточной собственной ресурсной базы. В то же время потенциал развития банковского сектора не исчерпан. Он может и должен играть в экономике региона более значимую роль.
Нестабильная ситуация в экономике и на финансовых рынках не могла не отразиться негативно на развитии кредитных организаций области. В банковской сети происходили процессы оптимизации и сокращения. За первый квартал 2009 г. на территории области закрыты 7 филиалов инореги-ональных банков, на базе шести филиалов сберегательного банка России открыты дополнительные офисы. Кроме того, в связи с отзывом лицензии у головных банков в 2-х филиалах завершаются
процедуры закрытия. Число региональных банков — 11, а также их филиалов — 40 не изменилось. В целом количество действующих на территории области пунктов банковского обслуживания (с учетом внутренних подразделений) сократилось с начала года на 6 единиц — до 877.
Особенности банковской системы области во многом определяются позициями региональных банков на финансовом рынке. Несколько крупных по местным меркам банков удерживают значительную часть локального рынка.
Количество кредитных организаций — это, как минимум, индикатор деловой активности в регионе. Чем больше финансовая мощь региона, тем больше в нем самостоятельных банков и филиалов. кроме того, это еще и количество управленческих команд, т. е. предпринимательских и мозговых центров системы. Их соперничество способствует созданию эффективного и устойчивого центра банковской индустрии, внедрению инновационных банковских продуктов, более активному воздействию на инвестиционный климат в регионе.
Высокая конкуренция на местном банковском рынке вынуждает участников оптимизировать свою деятельность, минимизировать издержки, эффективно управлять рисками. Региональные банки, работающие в условиях жесткой конкуренции, сформировались в относительно сильную банковскую систему. В итоге финансовый кризис не вызвал оттока вкладов из региональных банков, наоборот, темпы их прироста даже выше, чем в 2007 г. Челя-бинвестбанк вошел в сотню российских банков по объему и структуре обязательств перед населением, во 2 квартале 2009 г. объем вкладов физических лиц превысил 7,5 млрд руб.
Одна из особенностей банковской системы области — устойчивость. Несмотря на то, что российская банковская система интегрирована в мировую экономику, а банковская система области является ее частью, в результате мирового финансового кризиса глобальных последствий для банков Челябинской области не было.
Дальнейшая динамика показателей деятельности банковского сектора должна быть результатом модернизации как условий банковского дела, так и практики банковской деятельности. Прежде всего — в сфере корпоративного управления банками и внутреннего контроля, управления принимаемыми рисками, транспарентности и рыночной дисциплины.
На сегодняшний день капитальная база челябинских банков и ее рост не соответствуют инвес-
тиционным потребностям округа. Например, доля банков в финансировании инвестиций в основной капитал региональной экономики не превышает 8 %. Максимальный объем финансирования инвестиционных проектов, исходя из норматива Банка России по максимальному размеру кредита на одного заемщика, даже для самых крупных региональных банков не совпадает с потребностями промышленных предприятий. Таким образом, ожидать от действующих банков больших инвестиций на восстановление и модернизацию основных фондов реального сектора не приходится. Кроме того, окупаемость инвестиционных проектов в ведущих отраслях составляет 5—6 лет. Однако местные банки не могут предоставлять кредиты на такой срок, поэтому предприятия вынужденно уходят к зарубежным кредитным организациям.
Не менее важной проблемой региональных банков является недостаток у них среднесрочных, а особенно — «длинных» ресурсов, которые в развитых странах служат для банков основным источником инвестиционных кредитов, роста и развития инновационной экономики. Впрочем, эта проблема стоит и перед российским банковским сектором в целом. На рис. 1 приведена структура ресурсной базы кредитных организаций Челябинской области на 01.04.2009. Как видно из рисунка, 48 % составляют в ресурсной базе дорогие и относительно короткие ресурсы — средства и депозиты на счетах физических и юридических лиц. И только 12,7 % — относительно дешевые средства организаций на расчетных и прочих счетах. Ограниченная ресурсная база российских банков — один из ключевых факторов (наряду с различиями в уровне инфляции), порождающих более высокие по сравнению с внешним рынком капитала ставки по кредитам. Это существенно сдерживает воспроизводственные процессы в нефинансовом секторе, осуществление инновационных проектов и не способствует прогрессивным изменениям в структуре экспорта и экономики в целом.
Необходимость проведения прогрессивных структурных преобразований в экономике и реализации инновационных проектов делает более актуальным вопрос о формировании долгосрочных финансовых ресурсов. для этого необходимо системно рассмотреть возможности использования механизмов создания «длинных» денег в рамках денежного предложения.
В развитых странах именно денежные власти закладывают основы «длинных» финансовых ресурсов в экономике. Кроме того, центральные
Прибыль (убыток) с учетом финансовых результатов прошлого года -3,2%
Счета кредитных организаций и банков-нерезидентов -0,3%
Прочие ресурсы - 5,5%
Средства в расчетах -21,7%
Выпущенные долговые обязательства -1,9%
Средства на счетах физических лиц -30,6%
Кредиты, депозиты и прочие средства, полученные от кредитных организаций и банков-нерезидентов -0,6%
Средства организаций на расчетных и прочих счетах -12,7%
Средства бюджетов и внебюджетных фондов на расчетных счетах -0,2%
Средства клиентов в расчетах -1,7%
Депозиты и прочие привлеченные средства юридических лиц (кроме кредитных организаций) -17,4%
Рис. 1. Структура ресурсной базы кредитных организаций Челябинской области
банки активно используют стимулирующую роль ряда рычагов (ставки рефинансирования, нормы резервирования), способствующих «удлинению» ресурсов и делающих их более доступными. Однако применительно к нашей стране, как, впрочем, и к другим развивающимся странам, в области денежно-кредитной политики существуют значительные отличия от развитых стран.
Действующая в развитых странах схема рефинансирования у нас существует только теоретически. Да, Банк России устанавливает ставку рефинансирования, на которой должны базироваться ставки на межбанковском рынке и конечные клиентские ставки. Но только коммерческие банки не берут у него ссуд. Поэтому эта цепочка не возникает. Причиной является то, что процентные ставки в России из-за инфляции всегда выше, чем в развитых странах. В условиях глобализации местным коммерческим банкам незачем брать у Банка России кредит, например под 11 %, если в зарубежном банке можно взять вдвое дешевле. Такой разброс ставок, по сути, парализует механизм рефинансирования. В итоге государство лишается важнейшего инструмента. Увеличение объемов рефинансирования, которое активно началось только во время кризиса, могло бы дать Банку России действенный инструмент долгосрочного воздействия на банковский сектор. Необходимо развивать и разрабатывать и другие механизмы рефинансирования, прежде всего долгосрочного, не связанного с предоставлением
ликвидности. Сегодня долгосрочное рефинансирование развито крайне слабо и представлено в основном ипотечным рефинансированием в рамках программ Агентства по ипотечному жилищному кредитованию (АИЖК).
В развитых странах ограниченность ресурсной базы банков преодолевается за счет средств таких институциональных инвесторов, как страховые компании, инвестиционные и негосударственные пенсионные фонды (НПФ). Например, в США институциональные инвесторы являются одним из главных источников «длинных» денег, а активы НПФ сопоставимы с активами банков. В Швейцарии, Нидерландах пенсионные резервы превышают объем ВВП. Однако решение вопроса «длинных» денег за счет институциональных инвесторов в России пока невозможно. В силу молодости этих институциональных инвесторов активы российских страховых компаний и пенсионных фондов на два порядка меньше банковских. Кроме того, законодательство устанавливает массу ограничений по размещению средств страховых резервов и пенсионных фондов. Поэтому эти организации не способны выступить в качестве ключевого источника ресурсов ни для банков, ни для финансового рынка в целом. По данным рейтингового агентства «Эксперт», в 2008 г. активы российских НПФ составили около 2 % ВВП, активы страховых компаний — только 2,2 % ВВП.
Слабость внутренних институциональных инвесторов, их недостаточная прозрачность является
одной из основных причин отсутствия в стране рынка секьюритизации. Другая причина кроется в несоответствии российского законодательства о залоге рыночным потребностям. Развитое залоговое законодательство позволяет вовлекать базовые активы в финансовый оборот и создавать на их основе финансовые инструменты, обладающие необходимой ликвидностью. Однако в наших условиях банки по разным причинам неохотно берут в залог различного вида активы, имеющие рыночную стоимость, а зачастую просто отказывают в кредите. Ключевые проблемы залогового законодательства лежат в сфере регистрации залогов движимого имущества и изъятия залога из конкурсной массы. Так, например, землю практически не принимают в залог из-за проблем с регистрацией и оформлением, большинство ценных бумаг не берут из-за низкой ликвидности, долгосрочные депозиты — из-за возможности досрочного расторжения таких договоров. Этот перечень можно продолжать. Предъявление банками повышенных требований к стоимости и ликвидности залога сдерживает кредитование предприятий — в первую очередь среднего бизнеса. Доля кредитной задолженности в выручке среднего бизнеса составляет около 20 %, что свидетельствует о «недокредитованности» средних предприятий. Пока предприятия обходились основными фондами, такая ситуация была допустима. Сегодня, когда для дальнейшего развития требуются не только инвестиции в модернизацию физически и морально устаревшего оборудования, но и в создание инновационной продукции, потребность в кредитах резко возрастает. Изменения в залоговой сфере позволили бы покрыть этот спрос без кардинального снижения качества банковских активов.
Проблема капитализации активов и их использования в роли залогов актуальна и в части оценки качества активов кредитных организаций. Рост доли залогового кредитования при соответствующих изменениях в банковском законодательстве может способствовать снижению нормы резервирования российских банков, а следовательно, позволит существенно повысить эффективность банковской деятельности. Положительным аспектом улучшения качества кредитного портфеля станет и снижение процентных ставок по размещенным средствам. Однако расширение доли залогового кредитования требует в первую очередь изменения законодательной базы.
При создании и широком использовании инновационных решений остро встает вопрос о нематериальных активах. Наиболее очевидный способ
капитализации нематериальных активов (патенты, бренд, репутация) — отражение их в стоимости компании. Этот механизм особенно важен для инновационных проектов, которые должны стать точками роста российской экономики в ближайшее десятилетие.
Таким образом, изменения залогового законодательства и частично нормативных актов Банка России могут дать финансовой системе существенный инвестиционный импульс, который будет мультиплицироваться по мере подключения к работе с длинными проектами частного сектора.
К внешним факторам, сдерживающим развитие банковского сектора области, можно отнести и высокие риски кредитования, обусловленные неэффективной структурой экономики, дефектами управления и низкой транспарентностью многих предприятий. Достаточно высоки вмененные издержки ведения банковского бизнеса (проверка кассовой дисциплины клиентов, выполнение требований Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и др.) Существенным недостатком является и то, что уровень защиты прав кредиторов, чьи требования обеспечены залогом, не отвечает устоявшимся международным нормам. Не в полной мере реализованы задачи укрепления правовой базы развития конкуренции на рынке банковских услуг, ускорения и повышения прозрачности процедур банкротства и ликвидации кредитных организаций.
Кроме того, следует иметь в виду, что быстрое и устойчивое развитие экономики региона зависит не только от внедрения новых, более эффективных производственных и финансовых технологий, но и от готовности и способности населения и корпоративных клиентов воспринимать и использовать такие технологии. То есть от уровня финансовой грамотности. Учитывая этот факт, одновременно с повышением доступности финансовых услуг следует разработать и реализовать программу повышения финансовой грамотности населения, которая должна помочь человеку самому осуществлять планирование личных финансов и управление семейным бюджетом. Она научит граждан сравнивать условия, при которых оказывают услуги различные финансовые организации, и сделает их самостоятельными в своем выборе.
Деятельность кредитных организаций в большей степени ориентируется на потребности реальной экономики. Несмотря на кризис, в области
сохраняется тенденция роста кредитных вложений. На рис. 2 приведена структура вложений кредитных организаций в Челябинской области по состоянию на 01.04. 2009.
Как видно из рис. 2, 50 % всех вложений кредитных организаций составляют кредиты и прочие размещенные средства нефинансовым организациям. Кредиты, предоставленные физическим лицам, составляют 25 % всех вложений. Согласно отчетности кредитных организаций качество их кредитных портфелей остается в основном удовлетворительным (рис. 3).
Объем просроченной ссудной задолженности юридических лиц перед кредитными организациями Челябинской области составил 4,5 млрд руб., увеличившись с начала года на 2,0 млрд руб., или на 79,4 %. Максимальные темпы прироста просроченной задолженности как в абсолютном, так и в относительном выражении показали инореги-ональные банки: на 1,4 млрд руб., или на 119,4 %. Доля просроченной задолженности составляет по региональным банкам 3,7 %, по инорегиональным банкам — 6 %, по Сбербанку — 0,7 %.
Рост активных операций банков с предприятиями региона во многом определяется темпами и характером структурных преобразований в экономике. Однако следует заметить, что конкуренция банков в области стандартного кредитования — бесперспективное занятие. Она приводит к существенному сокращению банковской маржи, что доводит банки до демпинга. Будущее эффективное развитие банков — за новыми инструментами, за
новыми технологиями. Чем более технологичен банк, тем проще ему будет работать с корпоративными клиентами. К новым инструментам относятся: международное финансирование, в том числе, торговое, проектное; операции, связанные с финансированием экспорта; факторинг и рынок облигаций.
Лидером рынка кредитования частных клиентов в Челябинской области являются филиалы инорегиональных банков, на долю которых приходится 46 % задолженности (рис. 4). Кредитный портфель частных клиентов в активах Сбербанка составляет 26,4 %.
На рынке банковских услуг отмечается определенное развитие конкурентной борьбы, особенно за вклады физических лиц. В результате объем вкладов населения в кредитных организациях Челябинской области увеличился относительно начала года на 0,3 млрд руб., или на 0,4 %. Доля Сбербанка России в привлеченных банковским сектором депозитах физических лиц на 01.04.2009 составила 48 %, доля региональных банков — 41 %.
Другой инструмент, который пока не очень активно используется — это синдицированное кредитование. Но для применения такого инструмента опять необходимо участие государства для решения ряда законодательных и юридических проблем.
Помимо внешних, существуют и внутренние факторы, сдерживающие развитие банковской системы. Важным элементом реформирования банковского дела является совершенствование подходов кредитных организаций к построению
Прочее участие в уставных капиталах -
0,1% Средства в расчетах -
Ценные бумаги, приобретенные кредитными организациями -1,6%
Денежные средства, драгоценные металлы и камни -3,9%
Счета в Банке России и в уполномоченных органах других стран -2,7%
Счета в кредитных организациях -2,3%
Кредиты, предоставленные физическим лицам -25,9%
Кредиты и прочие размещенные средства, предоставленные государственным финансовым органам и внебюджетным фондам 0,2%
Кредиты, депозиты и прочие размещенные средства, предоставленные банкам -нерезидентам -1,7%
Кредиты и прочие размещенные средства, предоставленные нефинансовым организациям -50,0%
Кредиты, депозиты и прочие размещенные средства, предоставленные финансовому сектору -2,2%
Рис. 2. Структура вложений кредитных организаций в Челябинской обл., %
Х=4 454 млн ру<
1=2 48
:2 млн руб
■ Сбербанк
■ Региональные банки
■ Инорегиональные банки
Рис. 3. Просроченная ссудная задолженность юридических лиц перед кредитными организациями региона, млн руб.
систем корпоративного управления и внутреннего контроля, прежде всего системы управления всеми видами банковских рисков. Кредитные организации должны реализовать меры по формированию систем управления рисками, адекватных характеру совершаемых операций, а также совершенствовать информационные системы мониторинга рисков. Одним из обязательных требований к таким системам является своевременное доведение необходимой и достаточной информации до органов управления кредитных организаций и соответствующих уполномоченных сотрудников.
Созданные банками системы управления рисками должны не только обеспечивать эффективную
защиту от рисков, но и носить упреждающий характер, оказывая активное влияние на определение конкретных направлений деятельности, осуществляемой кредитными организациями.
Рост активных операций банков с предприятиями региона во многом определяется темпами и характером структурных преобразований в отраслях реальной экономики. Существенное влияние оказывают меры по повышению степени правовой защиты прав кредиторов, а также открытость информации о финансовом состоянии и структуре собственности организаций, работающих в реальном секторе, в том числе — на основе составления и раскрытия отчетности на консолидированной основе.
Целевым ориентиром совершенствования финансовой системы области является повышение ее роли как инструмента решения важнейших стратегических экономических и социальных задач, обеспечения ориентации на инновационное развитие Челябинской области. Развитие финансовой системы области не самоцель, а средство для модернизации экономики области и создания необходимых условий для финансового обеспечения инновационного потенциала.
S 20%
норегионал! банки -46%
Ре гиональные Сбербанк -35%
B т. 1 Челиндбанк+и нвестбан 10% еляби - банки -19%
Рис
Доля на рынке кредитования населения
4. Позиции банков на рынке кредитования частных клиентов, %
Список литературы
1. Буторина О. В. Танцы с драконом // Россия в глобальной политике. 2009. Т. 7. № 1. С. 36-49.
2. Ершов М. В. Об источниках финансовых ресурсов для экономического роста // Проблемы инвестиционной политики в регионах Российской Федерации. Аналитический вестник. 2007. № 1. С. 4-12.
3. Челябинская область в цифрах. Статистический сборник. 2009.
4. Электронные ресурсы: http://www. rbk. га; http://www. cbr. га; http://www. gks. га; http: //www. google. com.
5. Wurgler J. Financial Markets and the Allocation Capital // The Journal of Finance. 2000. V. 58. P. 187-214.
2 624
0
1000
1500
2 000
2 500
3 000
3 500
0