Научная статья на тему 'Актуальные задачи модернизации образовательной деятельности регионального университета'

Актуальные задачи модернизации образовательной деятельности регионального университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
151
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ / ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА / ПРОЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / REGIONAL UNIVERSITY / EDUCATIONAL PRACTICES / CAREER GUIDANCE / PROJECT-ORIENTED TRAINING / EDUCATIONAL TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ольховая Татьяна Александровна, Панкова Светлана Валентиновна

Основное внимание уделено проблеме обновления образовательных программ на основе реализации принципа проектно-ориентированного обучения, привлечения студентов к решению актуальных для региона научно-исследовательских и производственно-технологических задач. Представлен анализ опыта привлечения работодателей и представителей бизнес-структур региона к участию в образовательном процессе. Рассматривается задача создания комплекса образовательных и интеллектуальных продуктов, обеспечивающих высокую конкурентоспособность выпускников университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ольховая Татьяна Александровна, Панкова Светлана Валентиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Priorities of a Regional University Educational Activities Modernization

The article is focused on the problem of educational programs modernization on the basis of principles of project-oriented training and students' involvement in solving scientific-research and industrial-technological tasks relevant for the region. Special attention is paid to the multilevel career guidance work at Oreburg State University (special projects such as pre-university education centre "Applicant", University Computer School, University physics and maths school, "University Saturdays"). The task of creating a complex of educational and intellectual products that ensure high competitiveness of university graduates is considered. For this purpose, the University realizes two educational projects: "School of leadership" and "Going to study at OSU". These projects implement project-oriented training, involve employers in educational process. As a result, students present their own business projects with financial support. Special course of technological entrepreneurship is aimed at development of business thinking, business planning, management skills, key competences to start a business or to conduct innovation projects at companies. Modernization of educational practices gives considerable topical relevance to the question of young teachers and researchers retention at the University, their integration in academic community.

Текст научной работы на тему «Актуальные задачи модернизации образовательной деятельности регионального университета»

Актуальные задачи модернизации образовательной деятельности регионального университета

Ольховая Татьяна Александровна - д-р пед. наук, проф., проректор по учебной работе. E-mail: [email protected]

Панкова Светлана Валентиновна - д-р экон. наук, проф., проректор по экономике и стратегическому развитию. E-mail: [email protected] Оренбургский государственный университет, Оренбург, Россия Адрес: 460018, г. Оренбург, проспект Победы, 13

Аннотация. Основное внимание уделено проблеме обновления образовательных программ на основе реализации принципа проектно-ориентированного обучения, привлечения студентов к решению актуальных для региона научно-исследовательских и производственно-технологических задач. Представлен анализ опыта привлечения работодателей и представителей бизнес-структур региона к участию в образовательном процессе. Рассматривается задача создания комплекса образовательных и интеллектуальных продуктов, обеспечивающих высокую конкурентоспособность выпускников университета.

Ключевые слова.: региональный университет, образовательные практики, профориен-тационная работа, проектно-ориентированное обучение, образовательные технологии

Для цитирования: Ольховая Т.А, Панкова С.В. Актуальные задачи модернизации образовательной деятельности регионального университета // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. № 10. С. 108-114. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2018-27-10-108-114

Статус флагмана образования в регионе предъявляет к нашему вузу ряд серьёзных требований, в первую очередь это касается учебного процесса. В условиях быстрорастущей конкуренции нашему университету необходимо активизировать поиск актуальных предметных областей, целевых аудиторий, новых заказчиков, постоянно совершенствовать и дополнять портфель образовательных программ. Реализуемые в университете образовательные программы призваны стать не только «точкой притяжения» талантов -студентов и преподавателей, учёных и практиков, но и инструментом инновационного развития, а также площадкой для становления нового поколения профессионалов. При этом мы акцентируем внимание на значимости сочетания традиций и инноваций в развитии университета.

Традиционно большое внимание уделяется нами планомерной и многоуровневой профориентационной работе. Более 30 лет

ОГУ занимается вопросами общего образования. И это не только научно-методические проекты, но и работа непосредственно со школьниками, которую университет рассматривает как свою социальную миссию. На базе нашего университета функционируют несколько подразделений, в которых каждый старшеклассник имеет возможность не только повысить уровень своих знаний, но и почувствовать себя студентом, будучи ещё школьником.

Центр довузовской подготовки «Абитуриент». В течение года здесь ведётся подготовка учащихся школ, лицеев, колледжей и лиц, имеющих среднее образование, к сдаче основного государственного экзамена (ОГЭ), единого государственного экзамена (ЕГЭ) и к испытаниям, проводимым университетом самостоятельно, по следующим предметам: математика, физика, русский язык, литература, обществознание, история, английский язык, химия. Существуют днев-

ные, вечерние и выездные курсы для школ Оренбурга и районных центров области. В связи с необходимостью социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, университет получил квоты на обучение данной категории лиц за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета. Все учащиеся центра успешно прошли итоговую аттестацию, максимальные результаты ЕГЭ наших слушателей - 98 баллов, минимальные - 56.

Сектор «Университетская компьютерная школа» (УКШ). Основной целью реализации программы дополнительного образования «Основы современных компьютерных технологий» на базе свободного программного обеспечения является повышение у учащихся уровня их информационной образованности для успешной адаптации в современном информационном обществе и реализации в полной мере своего творческого потенциала за счёт владения новейшими информационными технологиями. В УКШ принимаются учащиеся начиная с 5-го клас-

са. Занятия по программе университетской компьютерной школы могут организовываться как на базе школ, лицеев, гимназий, так и на базе университета. Их проводят учителя информатики и преподаватели вуза. Филиалы университетской компьютерной школы до последнего времени располагались в 17 школах города и области.

Университетская физико-математическая школа (УФМШ). Функционирует в структуре физического факультета университета, оказывает широкий спектр образовательных услуг по астрономии, физике, математике, информатике и химии учащимся старших классов. На занятиях школьники выполняют проектные, исследовательские и лабораторные работы, а также готовятся к ОГЭ, ЕГЭ и олимпиадам. В 2017-2018 учебном году в УФМШ сформировано десять групп с различным соотношением часов по физике, математике и информатике. Общая численность школьников составила более 100 человек. В рамках сотрудничества с Оренбургским областным детско-юноше-

ским многопрофильным центром во время школьных каникул на базе лагеря отдыха в Дубках силами преподавателей УФМШ проводятся аудиторные занятия по физике, математике и информатике с учащимися областной заочной школы. УФМШ предлагает учащимся, заинтересованным в решении задач повышенного уровня сложности и олим-пиадных задач, новую программу «Олимпи-адная математика» для 10-х и 11-х классов.

Также в рамках профориентационной работы Оренбургский государственный университет ежегодно проводит достаточно большой цикл мероприятий для старшеклассников «Университетские субботы». Будущие абитуриенты получают возможность побывать на лекциях у профессоров и докторов наук, осмотреть лаборатории вуза, оснащённые новейшим оборудованием, получить представление об университете и определиться с выбором будущей профессии, которой можно обучиться в Оренбургском госуниверситете.

Кроме того, в рамках профориентацион-ной работы реализуется комплекс мероприятий под общим названием «Дни районов в ОГУ». Это мероприятие позволяет больше узнать о возможностях университета будущим абитуриентам, проживающим в любой административно-территориальной единице внутри Оренбургской области. Школьники не только получают информацию о специальностях и направлениях подготовки, реализуемых в вузе, но и узнают, какие именно профессии востребованы на местном рынке труда.

Также традиционным для Оренбургского государственного университета является сотрудничество с областными предприятиями. Соглашения о сотрудничестве, осуществление целевого приёма, участие во Всероссийской акции «Неделя без турникетов», экскурсии на филиалы кафедр на предприятиях, совместное проведение практики -все эти формы сотрудничества позволяют нацелить обучающихся на обретение навыков, необходимых работодателю, а универ-

ситету - оперативно реагировать на потребности региона.

Для достижения университетом стратегических целей необходимо системное развитие опережающей подготовки кадров для актуальных и перспективных отраслей региональной экономики, создание условий для повышения конкурентоспособности потенциальных выпускников на ключевых рынках будущего. Модернизация образовательной деятельности на основе концептуальной идеи опережающего развития является одним из основных условий функционирования университета как ключевого агента развития инновационной экосистемы региона. Основными направлениями модернизации образовательной практики нашего университета являются:

- расширение портфеля образовательных программ, ориентированных на задачи социально-экономического развития региона (с учётом предполагаемых рынков будущего, в том числе и в контексте Национальной технологической инициативы). Для удовлетворения потребностей предприятий, осваивающих перспективные рынки Оренбургской области, в компетентных специалистах предполагается создание сетевых образовательных программ, совместных образовательных проектов (например, проекта «Кадры под ключ»);

- разработка и реализация проектно-ориентированных образовательных программ в соответствии с профессиональными стандартами и отраслевыми требованиями, что позволит оперативно корректировать программы под изменяющиеся требования производства и новые запросы рынка труда;

- организация проектной деятельности. Интеграция в образовательный процесс проектной деятельности позволит студентам не только осваивать комплекс компетенций, связанных с научной и исследовательской деятельностью, и профессиональные знания, закрепляя их на практике, но и получать так называемые «мягкие навыки», например умение вести активный поиск про-

ектов, переговоры с партнёрами, дисциплинированность, ответственность, понимание своих достоинств и ограничений. Предполагается привлечение к проектной деятельности потенциальных работодателей в качестве заказчиков как исследовательских, так и прикладных (сервисных) проектов. В роли заказчиков могут выступать подразделения университета и внешние организации. Реализация проектного образования создаёт более открытую, подвижную и гибкую систему управления инновациями. Планируется создание проектного офиса;

- расширение спектра технологий реализации образовательной деятельности. В рамках данного направления планируется внедрение комплекса инновационных технологий университетского образования, в том числе технологии развития креативности и конкурентоспособности, коуч-технологии, технологии тайм-менеджмента, технологии развития медиакомпетентности, учебные технологии на основе дополненной реальности, технология построения индивидуальных образовательных треков, тренинговые технологии, технологии «рестарта» (для преподавателей и слушателей программ повышения квалификации).

Особое внимание мы обращаем на создание системы внешней оценки качества образовательных программ, предполагающей привлечение внутренних и внешних экспертов, анализ мнений представителей целевых аудиторий (работодатели, академическое сообщество, профессиональные ассоциации, абитуриенты, обучающиеся, выпускники), разработку панели экспертных оценок. Реализация данного мероприятия предполагает использование результатов работы ОГУ по проекту № Т0696 Темпус по теме «Совершенствование системы обеспечения качества университетского образования».

Университетское образование как система формирования интеллектуального капитала нации и одна из главных сфер производства инноваций создаёт базовые условия для обогащения кадрового ресурса на основе

быстрого обновления технологий и освоения эффективных стратегий профессиональной деятельности. Однако сегодня серьёзную опасность представляет иллюзия возможности решения проблем развития отечественного университетского образования только лишь за счёт расширения его ресурсной (в первую очередь - финансовой) базы. Существует риск (финансовый, технологический, социальный) инвестировать в воспроизводство университетского образования вчерашнего дня. Неспособность части региональных вузов быстро и эффективно ответить на системные вызовы зачастую определяется несоответствием традиционно сложившихся образовательных практик, программ и технологий актуальным требованиям социума и производства. Продолжительное освоение быстро устаревающих профессиональных компетенций объективно снижает конкурентоспособность выпускников в условиях становления инновационной (цифровой) экономики, востребующей новые форматы интеллектуальной организации деятельности, новые качества человеческого капитала. Поэтому в современном университетском образовании традиционная культура усвоения знания должна трансформироваться в культуру поиска, созидания и расширения знания. При этом последняя, как правило, возникает в контексте коллективной работы, что требует проектирования и реализации новых образовательных технологий, обеспечивающих развитие креативности, субъектности, командных компетентностей и освоение особо эффективных средств деятельности в конкретной предметной и профессиональной области. Отметим, что вышеназванные характеристики уже включены в блок универсальных компетенций ФГОС 3++. То есть завершается переориентация университетского образования с передачи и усвоения готовых технологий и моделей деятельности на подготовку к решению постоянно возникающих новых и нестандартных задач, на осознание роли студента в собственной образовательной деятельно-

сти, на конструирование и реализацию им собственного образовательного маршрута в соответствии с меняющимися жизненными и профессиональными ситуациями.

В этом контексте институтом менеджмента ОГУ предложены и успешно реализуются два инициативных образовательных проекта: «Школа лидерства» и «Иду учиться в ОГУ». Цель проекта «Иду учиться в ОГУ» -развитие у студентов образовательных и профессиональных компетенций посредством проведения части практических занятий на базе предприятий, организаций и учреждений Оренбургской области. Задачи проекта: внедрение в образовательный процесс практико-ориентированных занятий; расширение возможностей участия работодателей в образовательном процессе; адаптация студентов к изменяющимся экономическим реалиям. В ходе реализации акции в 2017-2018 учебном году было проведено порядка 20 практико-ориентированных занятий по дисциплинам кафедры менеджмента на различных предприятиях г. Оренбурга с участием их руководителей и ведущих специалистов.

Цель проекта «Школа лидерства» - развитие образовательных, интеллектуальных и творческих способностей студентов на основе реализации проектного подхода и широкого привлечения работодателей к образовательному процессу. К участию в проекте были привлечены студенты экономических направлений подготовки. Основные задачи проекта: развитие креативности, коммуникабельности, самоорганизации, лидерских качеств. Реализация данного проекта позволила расширить сотрудничество ОГУ с органами государственной власти и бизнесом региона, внедрить проектный подход в процесс подготовки специалистов-менеджеров, создать условия для успешного трудоустройства выпускников. Кроме того, сами студенты смогли определить цели, ценности и перспективы собственного профессионального становления. В ходе реализации проекта в 2017-2018 учебном году было

проведено 15 практико-ориентированных занятий ведущими представителями бизнеса Оренбургской области, восемь мастер-классов и бизнес-тренингов, два дискуссионных круглых стола, посвящённых технологиям разработки и внедрения проектов, работе в группах, развитию лидерских качеств. Итогом явились разработка и представление студентами на сессии Торгово-промышленной палаты Оренбургской области собственных бизнес-проектов. Два студенческих проекта получили инвестиционную поддержку. В текущем учебном году планируется привлечение к участию в «Школе лидерства» студентов инженерно-технических специальностей, что станет продолжением внедрения в образовательную практику нашего университета идеи развития компетентности в сфере технологического предпринимательства.

Именно предприниматели выводят на рынок инновации, обеспечивают развитие новых технологий, способствуют появлению новых отраслей промышленности, увеличивают конкуренцию на разных рынках в регионе и стране. Курс технологического предпринимательства мы рассматриваем как стратегическую дидактическую единицу, направленную на освоение студентами уникального опыта создания новых продуктов или услуг, напрямую связанных с использованием новейших научных знаний, технологий и реализацией принципиальных навыков принятия решений. Включение блока «Технологическое предпринимательство» в программу «Школа лидерства» будет способствовать, на наш взгляд, решению проблемы, связанной с недостатком управленческих компетенций у потенциальных технологических лидеров. Дисциплина «Технологическое предпринимательство» направлена на формирование навыков бизнес-мышления. Такие навыки помогают не только при создании собственного бизнеса, но и в построении карьеры внутри крупной компании, способствуют формированию у студентов представлений об инструментах финансово-экономической оценки реальных инве-

стиций и инвестиционных проектов в сфере промышленности. Задачами дисциплины являются:

- знакомство студентов с теорией и практикой предпринимательства;

- изучение основ создания собственного дела;

- приобретение навыков адаптации теоретических знаний к российской практике предпринимательства;

- ознакомление с процессом предпринимательской деятельности, реализацией предпринимательского проекта, бизнес-планированием, привлечением ресурсов;

- выработка у студентов ключевых компетенций, необходимых как для организации собственного инновационного предприятия, так и для ведения инновационного проекта внутри крупной отраслевой организации;

- воспитание у студентов предпринимательского образа мышления;

- выработка качеств, необходимых для успешного предпринимательства в высокотехнологичных областях, - умения не только создать конкурентоспособный проект, но и составить его на языке инвестора, то есть в виде бизнес-плана, который участники ко-

манды должны представить перед потенциальным инвестором.

Проведение на базе нашего университета в ноябре 2017 г. круглого стола на тему «Предпринимательская деятельность и технологическое предпринимательство в реальном секторе экономики» с участием преподавателей, студентов и аспирантов вузов, представителей предприятий и организаций Оренбургской области позволило выявить значимость данного вопроса и для представителей бизнес-структур региона.

Обозначенные задачи и направления модернизации образовательной практики нашего университета делают актуальными вопросы «закрепления» в ОГУ перспективных молодых преподавателей и исследователей и интеграции их в академическую среду, формирования нового имиджа преподавателя, активно занимающегося научно-исследовательской деятельностью, реализующего передовые образовательные технологии, участвующего в решении задач стратегического развития университета и региона.

Статья поступила в редакцию 20.08.18 Принята к публикации 21.09.18

Priorities of a Regional University Educational Activities Modernization

Tatyana A. Olkhovaya - Dr. Sci. (Education), Prof., Pro-rector for Academic Affairs, e-mail: [email protected]

Svetlana V. Pankova - Dr. Sci. (Economics), Prof., Pro-rector for Economics and Strategic Development, e-mail: [email protected]

Orenburg state University, Orenburg, Russia

Address: 13, Prosp. Pobedy, Orenburg, 460018, Russian Federation

Abstract. The article is focused on the problem of educational programs modernization on the basis of principles of project-oriented training and students' involvement in solving scientific-research and industrial-technological tasks relevant for the region. Special attention is paid to the multilevel career guidance work at Oreburg State University (special projects such as pre-university education centre "Applicant", University Computer School, University physics and maths school, "University Saturdays"). The task of creating a complex of educational and intellectual products that ensure high competitiveness of university graduates is considered. For this purpose, the University realizes two educational projects: "School of leadership" and "Going to study at OSU". These projects implement project-oriented training, involve employers in educational process. As a result, students present their own business projects with financial support. Special course of technological entre-

preneurship is aimed at development of business thinking, business planning, management skills, key competences to start a business or to conduct innovation projects at companies. Modernization of educational practices gives considerable topical relevance to the question of young teachers and researchers retention at the University, their integration in academic community.

Keywords: regional university, educational practices, career guidance, project-oriented training, educational technologies

Cite as: Olkhovaya, T.A., Pankova, S.V. (2018). [Priorities of a Regional University Educational Activities Modernization]. Vysshee obrazovanie v Rossii=Higher Education in Russia. Vol. 27. No. 10, pp. 108-114. (In Russ., abstract in Eng.)

DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2018-27-10-108-114

The paper was submitted 20.08.18 Accepted for publication 21.09.18

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.