Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕХНОСФЕРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СТРОИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ'

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕХНОСФЕРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СТРОИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
378
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / СТРОИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА / ОТКАЗ СТРОИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ / ИЗНОС СТРОИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ / ПРИЧИНЫ АВАРИЙ

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Тан Чжуншэн

Цель: Изучение вопросов техносферной безопасности при использовании строительной техники. Анализ нормативно-правовой базы в данной области. Методы: Проводится анализ основных причин возникновения аварий в строительстве. Результаты: Предложены пути минимизации рисков и приведены примеры аварий, угрожающих техносферной безопасности, при применении строительной техники. Практическая значимость: Установлено, что необходимо снижать риск возникновения аварий по вине человека. Это можно сделать различными способами. Например, чтобы избежать переутомления, следует рационально организовывать режим труда и отдыха, осуществлять профессиональный отбор при приеме на работу, проводить тесты, в частности, на точность восприятия окружающей действительности, на выявление личностных качеств (уровень ответственности, пунктуальность и т. д.), профессионально переподготавливать или повышать квалификацию сотрудников. Регулярно проверять их здоровье. Важно научиться предсказывать возможные последствия в целях обеспечения безопасности принимаемых решении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RELEVANT ISSUES OF THE TECHNOSPHERE SAFETY IN THE PROCESS OF USING CONSTRUCTION EQUIPMENT

Objective: Study of the technosphere safety issues relating to the use of construction equipment. Analysis of regulatory framework in this field. Methods: Study of the main causes of accidents in construction has been carried out. Results: Ways to minimize risks and examples of accidents that threaten the technosphere safety when using construction equipment are given. Practical importance: It has been established that it is necessary to reduce the risk of accidents due to human error. This can be done in a variety of ways. For example, in order to avoid accumulated fatigue, one should provide a rational work and rest pattern, carry out professional selection when hiring, conduct tests, in particular for reality awareness, for personal qualities (level of responsibility, punctuality, etc.), and conduct professional retraining or qualification upgrade. Regular employee health checks are necessary. It is important to learn how to predict the possible consequences to provide security of the decisions made.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕХНОСФЕРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СТРОИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ»

УДК 331.456.202118

Актуальные вопросы техносферной безопасности в процессе использования строительной техники

Тан Чжуншэн

Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I, Российская Федерация, 190031, Санкт-Петербург, Московский пр., 9

Для цитирования: Чжуншэн Тан. Актуальные вопросы техносферной безопасности в процессе использования строительной техники // Бюллетень результатов научных исследований. -2021. - Вып. 3. - С. 24-33. DOI: 10.20295/2223-9987-2021-3-24-33

Аннотация

Цель: Изучение вопросов техносферной безопасности при использовании строительной техники. Анализ нормативно-правовой базы в данной области. Методы: Проводится анализ основных причин возникновения аварий в строительстве. Результаты: Предложены пути минимизации рисков и приведены примеры аварий, угрожающих техносферной безопасности, при применении строительной техники. Практическая значимость: Установлено, что необходимо снижать риск возникновения аварий по вине человека. Это можно сделать различными способами. Например, чтобы избежать переутомления, следует рационально организовывать режим труда и отдыха, осуществлять профессиональный отбор при приеме на работу, проводить тесты, в частности, на точность восприятия окружающей действительности, на выявление личностных качеств (уровень ответственности, пунктуальность и т. д.), профессионально переподготавливать или повышать квалификацию сотрудников. Регулярно проверять их здоровье. Важно научиться предсказывать возможные последствия в целях обеспечения безопасности принимаемых решении.

Ключевые слова: Техносферная безопасность, строительная техника, отказ строительной техники, износ строительной техники, причины аварий.

Развитие современного мира неразрывно сопряжено с высоким и при этом постоянно возрастающим уровнем научно-технического прогресса, который представляет собой непрерывный процесс внедрения новых видов техники и технологий, в том числе в строительстве. Однако он, к сожалению, далеко не всегда положительно сказывается на природе, людях, различных материальных ресурсах, а иногда даже приводит к значительному повышению риска возникновения техногенных аварий и катастроф [1].

Техносфера - это феномен, влияние которого как на человечество в целом, так и на отдельного человека оценивается неоднозначно. Человечество должно научиться предсказывать возможные отрицательные последствия в целях обеспечения безопасности принимаемых решений, а в случае возникновения таких воздействий - разрабатывать и применять специаль-

ные защитные средства, а также проводить различные мероприятия по их устранению.

Решением проблем, связанных с техногенными авариями и катастрофами, активно занимается государство. Еще в 1997 г. Правительство РФ приняло Постановление «О Правилах подтверждения пригодности новых материалов, изделий, конструкций и технологий для применения в строительстве» [2], которым устанавливается, что «новые материалы, изделия, конструкции и технологии, если государственными стандартами и иными нормативными актами не устанавливаются к ним специальные требования, могут быть применены в строительстве исключительно после прохождения процедуры подтверждения их пригодности для применения в данной сфере на территории РФ».

В 2002 г. был принят Федеральный закон «О техническом регулировании» [3], в 2010 г. - Федеральный закон «О безопасности» [4], который определяет основные принципы и содержание деятельности по обеспечению в том числе техносферной безопасности.

25 октября 2018 г. в Челябинске была проведена VI Международная конференция «Техническое регулирование в строительстве» [5]. На ней замдиректора департамента градостроительной деятельности и архитектуры Минстроя России А. Ю. Степанов сообщил, что с 2015 по 2017 г. нормативно-техническая база строительства пополнилась на 70 принципиально новых для данной отрасли документов в области высотного строительства, эксплуатации зданий сооружений, а также использования новых видов техники и технологий. Немаловажен тот факт, что современная система технического регулирования в строительной отрасли значительно отличается от принятой во время СССР и имеет как преимущества, так и недостатки. Начальник управления промышленной, ядерной, радиационной, пожарной безопасности и ГОЧС Главгосэкспертизы России А. В. Красавин отметил, что «в настоящее время складывается ситуация, в рамках которой регулярно происходит актуализация нормативных документов, причем она носит не хаотичный характер, а четко спланированный. Коррекционная работа направлена на наиболее проблемные направления, которые не регулируются действующими нормативными документами». Ввиду принятия новых сводов правил и систематической актуализации нормативных документов, причем не хаотичного характера, а спланированного, курс направлен на наиболее проблемные направления, которые в настоящее время пока не регулируются действующими нормативными документами. Необходимость соответствия нормативной базы уровню научно-технического развития государства является еще одним фактором, влияющим на нормативное развитие в области техносферной безопасности. Представляется, что наиболее действенным способом повышения качества нормативных докумен-

тов может послужить их совместная межведомственная разработка. Например, нормы пожарной безопасности устанавливаются как Минстроем России, так и Министерством чрезвычайных дел [6]. Согласованная подготовка нормативных документов в режиме межведомственного взаимодействия может дать колоссальный эффект, который позволит упростить и упорядочить процессы проектирования и экспертизы, так как в настоящее время существует необходимость установления более четких и конкретизирующих требований к объему разрабатываемой и представляемой на экспертизу проектной документации. Положение о составе разделов документации разрабатываемого проекта вводит лишь общие, рамочные требования к содержанию этих разделов. Следствием такого неоднозначного регулирования проектной документации становится разногласие между специалистами на этапах проектирования и экспертизы.

Очевидно, это связано с тем, что применение в строительстве непроверенной на пригодность техники может значительно усилить риск возникновения техногенных аварий и катастроф. Подобные меры направлены на обеспечение техносферной безопасности в строительстве.

Требования к пригодности техники в настоящее время регулируется Постановлением Госстроя РФ от 23.07.2001 г. № 80 «О принятии строительных норм и правил Российской Федерации „Безопасность труда в строительстве. Ч. 1. Общие требования. СНиП 12-03-2001"» [7], а именно гл. 7, которой регулируется эксплуатация строительных машин, транспортных средств, производственного оборудования, средств механизации, приспособлений, оснастки, ручных машин и инструмента. Согласно общим требованиям, такие объекты как строительные машины, ручные машины, различное производственное оборудование, транспортные средства, а также инструменты должны соответствовать требованиям государственных стандартов по безопасности труда. Кроме того, вновь приобретаемые объекты должны иметь сертификат на соответствие требованиям безопасности труда.

Техносферная безопасность является свойством объекта, которое выражается в его способности противостоять различным отрицательным факторам техносферных опасностей. Создать благоприятные условия существования человека в техносфере можно исключительно в случае поддержания должного уровня обеспечения техносферной безопасности [8].

В настоящее время в области обеспечения техносферной безопасности сложились две основные тенденции. С одной стороны, наблюдается рост количества потенциальных опасностей, которые могут привести к аварии или катастрофе; с другой - активно разрабатываются меры, направленные не столько на устранение последствий катастроф, сколько на предотвращение их появления и снижение рисков.

Аварии в техносфере можно условно сравнить с земными катаклизмами. Различие состоит в том, что в отличие от природных катаклизмов, которые вызваны природой, масштаб аварий в техносфере определяется людьми. Он зависит от выбираемых подходов к обеспечению безопасности, а также от тенденций развития производства, среди которых:

- интенсификация производства, которая неразрывно связана с технологическими параметрами (давлением, содержанием опасных веществ, температурой) и выражается в непрерывном увеличении работы единичных объектов, например установок;

- комплексная переработка сырья, которая приводит к тому, что в рамках одного промышленного комплекса сосредотачиваются различные производства, способные вызывать разнообразные опасности;

- обновление технологий, которое может привести к кризису между темпами научно-технического производства [9].

Большое внимание уделяется выявлению причин возникновения аварий при использовании строительной техники.

К числу основных причин часто относят, например, отсутствие глубокого анализа опасностей при внедрении новых видов строительной техники. Наиболее логичным и результативным представляется предварительный анализ опасностей, с помощью которого должны быть выявлены потенциальные опасности, а также предложены меры по предотвращению их появления на практике. Например, при проведении данного анализа установлено, что теоретически некоторые компоненты (двигатели, лопасти и др.) строительной техники могут отказать, а это приведет к созданию чрезвычайной ситуации, которая, в свою очередь, вызовет нарушение техно-сферной безопасности. Кроме того, на этом этапе анализируются причины таких отказов. Результатом предварительного анализа являются составление разного рода таблиц, графиков, а также разработка предупредительных мер.

Строительная техника, как и любая другая, подвержена износу, потому рано или поздно встает вопрос: либо ремонтировать машину, т. е. заменять отказавшие детали, либо приобретать новую. В таком случае также проводится анализ с целью выбора наиболее приемлемого в отношении безопасности варианта. С одной стороны, заменить сгоревший двигатель, конечно, дешевле, чем покупать новую машину. Но здесь также важную роль играет безопасность, так как на практике возможна продажа неоригинальных запчастей, т. е. не прошедших поверку на заводе-производителе. Отличить качественную деталь от некачественной без проведения самостоятельной поверки невозможно. Кроме того, остро встает вопрос, у кого заказывать новую деталь: у российских производителей или у иностранных, ведь двигатели, предлагаемые ими, обладают различными качеством

и износостойкостью, а следовательно, одни являются более безопасными, чем другие. На рисунке приведен один из возможных графиков, составленных по итогам анализа ремонта с применением запасных частей для двигателя разных производителей.

Комлектация двигателя запчастями различных производителей: 1 - отечественного производства; 2 - китайского производства; 3 - фирмы Clevite; 4 - фирмы EP-Diesel; 5 - фирмы KMP; 6 - оригинальные (OEM)

Кроме того, часто недооценивается роль человека в системе «человек-машина-окружающая среда», не учитываются психологические, биологические и антропометрические его возможности. В настоящее время эта проблема активно решается: многие российские вузы предлагают такое направление подготовки как «Техносферная безопасность». Обучение носит как теоретический, так и прикладной характер, так как студенты получают возможность пройти практику и набраться опыта, например, в Учебно-методическом центре по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям. Высокий уровень ответственности специалистов в данной сфере подтверждается и наличием на федеральном уровне документа, регламентирующего стандарт высшего образования [10]. В нем указано, что выпускник должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими виду профессиональной деятельности, на который ориентирована программа обучения, например такими как (см. [10, п. 5.4]):

• обладать способностью оценивать риски, возникающие в связи с применением техники и устройств (ПК-3);

• знать основные методы и способы обеспечения техносферной безопасности, а также на основе этих знаний осуществлять выбор определенных устройств, систем и методов защиты человека и окружающей среды (ПК-5);

• обладать способностью организовывать, составлять планы работы и контролировать работу исполнителей по решению конкретных задач, связанных с обеспечением безопасности человека и окружающей среды (ПК-11) и т. д.

В статье «Анализ состояния техносферной безопасности в России» [11] предложена следующая схема техногенных происшествий:

Ошибка человека 1

Отказ используемой строительной техники 1

Появление потока энергии или вещества в неожиданном месте и или не вовремя

I

Отсутствие (неисправность) предусмотренных на эти случаи средств защиты или неточные действия люден в такой ситуации

_I_

Ухудшение свойств или целостности соответствующих материальных, людских и природных ресурсов

Из нее видно, что техносферная безопасность предопределяется в значительной степени человеческим фактором, который в большинстве случаев связан с совершением ошибок. Такие ошибки могут быть вызваны как недостаточностью образования, недостаточностью опыта, так и банальным переутомлением.

Например, 5 октября 2018 г. в Москве при строительстве ЖК «Снегири Эко» обрушились строительные леса, в результате за медицинской помощью обратились семь человек. Комитет государственного строительно-

го надзора Москвы в качестве причины этой аварии назвал ошибку водителя грузового автомобиля: он перемещался по территории стройки и задел машиной строительные леса.

Можно привести и другой пример. Вечером 9 августа 2018 г. в Смоленске на ул. Ломоносова велась стройка. Однако строительная бригада поторопилась и начала проводить несанкционированные экскаваторные работы на стройплощадке, в результате была повреждена газовая труба среднего давления и произошел большой выброс газа в атмосферу. Жители близлежащих домов жаловались на сильный запах газа, который вызвал у многих проблемы с дыханием. Как видно, и данное происшествие произошло по вине человека.

Можно привести огромное количество подобных случаев. Несмотря на то, что в приведенных примерах удалось избежать человеческих жертв и непоправимого ущерба природе, необходимо осознавать, что при иных обстоятельствах исход мог бы быть иным. Поэтому государство в лице государственных органов и сами строительные организации должны стремиться свести количество таких происшествий к минимуму.

Снижать риск возникновения аварий при использовании строительной техники по вине человека можно и нужно. Это можно сделать различными способами. Например, чтобы избежать переутомления, необходимо рационально организовывать режим труда и отдыха, осуществлять профессиональный отбор при приеме на работу, проводить тестирование, в частности, на точность восприятия окружающей действительности, на выявление личностных качеств (уровень ответственности, пунктуальность и т. д.), профессионально переподготавливать или повышать квалификацию сотрудников.

Однако несмотря на то, что отечественная доктрина в выявлении причин аварий получила значительное развитие, аварии при использовании строительной техники все еще случаются, а значит, безопасность техносферы находится под угрозой.

Библиографический список

1. Русак О. Н. Безопасность жизнедеятельности: учеб пособие. 10-е изд., стер. / О. Н. Русак, К. Р. Малаян, Н. Г. Занько. - СПб.; М.; Краснодар: Лань; Омега-Л, 2006. -9 с.

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 27.12.1997 г. № 1636 «О Правилах подтверждения пригодности новых материалов, изделий, конструкций и технологий для применения в строительстве». - URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 10.11.2018).

3. Федеральный закон от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании». - URL: https://www.consultant.ru (дата обращения: 10.11.2018).

4. Федеральный закон от 28.12.2010 г. № 390-Ф3 «О безопасности». - URL: https://www.consultant.ru (дата обращения: 10.11.2018).

5. Техническое регулирование в строительстве. - Материалы VI Междунар. конференции. - Челябинск, 24-25.10.2018 г. - URL: https://nostroy.ru/articles/detail.php? ELEMENT_ID=10238 (дата обращения: 29.10.2018).

6. Технический регламент о требованиях пожарной безопасности. Комментарий к Федеральному закону от 22.07.2008 г. № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». - URL: https://docs.cntd.ru/document/902111644 (дата обращения: 11.07.2008).

7. СНиП 12-03-2001. Безопасность труда в строительстве. Ч. 1. Общие требования. - М.: ГУП ЦПП Госстрой России, 2001. - 65 с.

8. Бактыгулов К. Б. Управление техносферной безопасностью: учеб. пособие / К. Б. Бактыгулов, Б. С. Ордобаев, Ш. С. Абдыкеева. - Бишкек: КРСУ, 2015. - 80 с.

9. Середа С. Н. Оптимизация показателей безопасности технологических процессов / С. Н. Середа // Машиностроение и безопасность жизнедеятельности. - 2011. -№ 2(09). - С. 26-30.

10. Приказ Минобрнауки России от 21.03.2016 г. № 246 (ред. от 13.07.2017 г.) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 20.03.01 Техносферная безопасность (уровень бакалавриата)». - URL: https://www.consultant.ru (дата обращения: 10.11.2018).

11. Пашкевич Н. А. Анализ состояния техносферной безопасности в России / Н. А. Пашкевич, Д. А. Бесперстов, В. А. Зубарева, Ю. И. Иванов, Е. А. Расщепкина // Вестн. науч. центра по безопасности работ в угольной промышленности. - 2013. -№ 1-1. - С. 161-165.

Дата поступления: 30.04.2021 Решение о публикации: 29.06.2021

Контактная информация:

ЧЖУНШЭН Тан - аспирант; [email protected]

Relevant issues of the technosphere safety in the process of using construction equipment

Tang Zhongsheng

Emperor Alexander I Petersburg State Transport University, 9, Moskovsky pr., Saint Petersburg, 190031, Russian Federation

For citation: Zhongsheng Tang. Relevant issues of the technosphere safety in the process of using construction equipment. Bulletin of scientific research results, 2021, iss. 3, pp. 24-33. (In Russian) DOI: 10.20295/2223-9987-2021-3-24-33

Summary

Objective: Study of the technosphere safety issues relating to the use of construction equipment. Analysis of regulatory framework in this field. Methods: Study of the main causes of accidents in construction has been carried out. Results: Ways to minimize risks and examples of accidents that threaten the technosphere safety when using construction equipment are given. Practical importance: It has been established that it is necessary to reduce the risk of accidents due to human error. This can be done in a variety of ways. For example, in order to avoid accumulated fatigue, one should provide a rational work and rest pattern, carry out professional selection when hiring, conduct tests, in particular for reality awareness, for personal qualities (level of responsibility, punctuality, etc.), and conduct professional retraining or qualification upgrade. Regular employee health checks are necessary. It is important to learn how to predict the possible consequences to provide security of the decisions made.

Keywords: Technosphere safety, construction equipment, construction equipment failure, construction equipment wear, causes of accidents.

References

1. Rusak O. N. Bezopasnost' zhiznedeyatel'nosti [Life safety]. Saint Petersburg, Moscow, Krasnodar, Lan' Publ., Omega-L Publ., 2006, 9 p. (In Russian)

2. Postanovlenie Pravitel'stva Rossiiskoi Federatsii ot 27.12.1997 N 1636 "O Pravilakh podtverzhdeniia prigodnosti novykh materialov, izdelii, konstruktsii i tekhnologii dlia primene-niia v stroitel'stve" [Decree of the Government of the Russian Federation no. 1636 dated December 27, 1997. "On the Rules for confirming the suitability of new materials, products, structures and technologies for use in construction"]. Available at: https://www.consultant.ru (accessed: November 10, 2018). (In Russian)

3. Federal'nyi zakon ot 27.12.2002 N 184-FZ "O tekhnicheskom regulirovanii" [Federal Law no. 184-FZ dated December 27, 2002. "On technical regulation"]. Available at: https://www.consultant.ru (accessed: November 10, 2018). (In Russian)

4. Federal'nyi zakon ot 28.12.2010 N 390-FZ "O bezopasnosti" [Federal Law no. 390-FZ dated December 28, 2010. "On security"]. Available at: https://www.consultant.ru (accessed: November 10, 2018). (In Russian)

5. Tekhnicheskoe regulirovanie v stroitel'stve. Materialy VI mezhdunarodnoi konfe-rentsii [Technical regulation in construction. Proceedings of VI International Conference]. Chelyabinsk, October 24-25, 2018. Available at: https://nostroy.ru/articles/detail.php? ELEMENT_ID= 10238 (accessed: October 29, 2018). (In Russian)

6. Tekhnicheskii reglament o trebovaniiakh pozharnoi bezopasnosti. Kommentarii k Federal'nomu zakonu ot 22.07.2008 N 123-FZ "Tekhnicheskii reglament o trebovaniiakh pozharnoi bezopasnosti" [Technical Regulations on Fire Safety Requirements. Comments to Federal Law no. 123-FZ dated July 22, 2008. "Technical Regulations on Fire Safety Requirements"]. Available at: https://docs.cntd.ru/document/902111644 (accessed: July 11, 2008) (In Russian)

7. SNiP 12-03-2001 Bezopasnost' truda v stroitel'stve. Ch 1. Obshchie trebovaniia [Construction rules and regulations 12-03-2001. Labor safety in construction. Pt 1. General requirements]. Moscow, GUP TsPP Gosstroi Rossii Publ., 2001, 65 p. (In Russian)

8. Baktygulov K. B., Ordobaev B. S. & Abdykeeva Sh. S. Upravlenie tekhnosfernoi be-zopasnostyu. Ucheb. posobie [Technosphere safety management. Training manual]. Bishkek, KRSU Publ., 2015, 80 p. (In Russian)

9. Sereda S. N. Optimizatsiia pokazatelei bezopasnosti tekhnologicheskikh protsessov [Optimization of the technological processes safety indicators]. Engineering industry and life safety, 2011, no. 2 (09), pp. 26-30. (In Russian)

10. PrikazMinobrnauki Rossii ot 21.03.2016N246 (red. ot 13.07.2017) "Ob utverzhde-nii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazovaniia po napravleniiu podgotovki 20.03.01 Tekhnosfernaia bezopasnost' (uroven' bakalavriata)" [Order of the Ministry of Education and Science of Russia dated March 21, 2016 no. 246 (ed. on July 13, 2017) "On the Approval of the Federal State Educational Standard of Higher Education for Specialty 20.03.01 Technosphere Safety (bachelor's degree)"]. Available at: http://www. con-sultant.ru (accessed: November 10, 2018). (In Russian)

11. Pashkevich N. A., Besperstov D. A., Zubareva V. A., Ivanov Iu. I. & Rasshchep-kina E. A. Analiz sostoianiia tekhnosfernoi bezopasnosti v Rossii [Analysis of the state of technosphere safety in Russia]. Bulletin of Research Center for Safety in Coal Industry [In-dustial Safety], VostNII, 2013, no. 1, pp. 161-165. (In Russian)

Received: April 30, 2021 Accepted: June 29, 2021

Author's information:

Tang ZHONGSHENG - Postgraduate Student; [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.