УДК 343.131 ББК 67
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СТАТИСТИЧЕСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ СОБСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ, А ТАКЖЕ ИНЫХ СЛУЖБ И ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ОТ ДИСКРЕДИТАЦИИ
НАТАЛЬЯ НИКОЛАЕВНА ДЬЯЧЕНКО,
кандидат юридических наук, оперуполномоченный по особо важным делам отдела научно-методического обеспечения деятельности подразделений собственной безопасности Информационно-аналитического ГУСБ МВД России, подполковник полиции Научная специальность 12.00.12 — криминалистика; судебно-экспертная деятельность;
оперативно-разыскная деятельность E-m ail: pilokarpos@gm ail. com
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Рассматриваются отдельные вопросы ведомственной статистической отчетности подразделений собственной безопасности, а также иных служб и подразделений органов внутренних дел Российской Федерации в сфере защиты от дискредитации.
Ключевые слова: органы внутренних дел, статистическая отчетность, статистические показатели, дискредитация, честь, достоинство и деловая репутация.
Annotation. The article considers some issues of the departmental statistical reporting units self-security, as well as other services and divisions of internal Affairs bodies of the Russian Federation in the sphere of protection from discredit.
Keywords: internal Affairs bodies, statistical reporting, statistical key figures, discrediting the honor, dignity and business reputation.
Управление государством как социальным организмом на современном этапе развития общества невозможно без анализа статистических данных, предоставляемых различными сферами жизнедеятельности общества. На основе собранных данных проводится не только анализ, но и строится прогноз дальнейшего развития страны как в целом, так в различных аспектах жизнедеятельности общества.
Несомненно, что наличие достоверной статистической отчетности является важным условием обеспечения эффективной организации противодействия дискредитации сотрудников ОВД.
Вместе с тем, до 2014 г. официальных статистических данных, позволяющих оценить состояние противодействия указанному негативному социально-правовому явлению, не существовало, что вызывало затруднения в принятии руководством Министерства управленческих решений и в выработке адекватной стр атегии р еагир ов ания.
В последние годы проведена масштабная работа по созданию системы статистических показателей,
позволяющей охарактеризовать степень защищенности перечисленных нематериальных благ в системе МВД России. В этих целях дополнены имеющиеся формы ведомственной статистической отчетности, а также разработаны принципиально новые форм, которыми предусмотрен сбор и представление сведений по рядку показателей, позволяющих составить представление о защите чести, достоинства и деловой репутации в системе МВД России.
В этой связи на протяжении нескольких лет ГУСБ МВД России проводилась систематическая работа, направленная на дополнение имеющихся форм ведомственной статистической отчетности, а также на разработку принципиально новых форм, которые предусматривали бы сбор и представление сведений по защите чести, достоинства и деловой репутации в системе МВД России. Итогом этой работы стало введение в действие целого ряда документов.
Прежде всего, основным ведомственным актом, оценивающим работу территориальных органов МВД России на региональном уровне в части осу-
ществления мероприятий по защите сотрудников и органов внутренних дел от дискредитации издан приказ МВД России от 19 ноября 2015 г. № 1100дсп «О совершенствовании статистической отчетности по линии обеспечения собственной безопасности», разд. 6 которого предусматривается представление сведений об учете деятельности подразделений собственной безопасности по защите сотрудников и органов внутренних дел от дискредитации.
Данный раздел составлен таким образом, что он предусматривает представление информации по результатам реализации требований приказа МВД России от 2 октября 2012 г. № 900 «Вопросы организации защиты чести и достоинства, а также деловой репутации в системе МВД России».
Информацию о ведущемся взаимодействии в указанной сфере со средствами массовой информации можно получить также из формы, предусмотренной разд. 8 указанного приказа — «Сведения о профилактической работе ПСБ и взаимодействии со СМИ».
Сведения о профилактической работе по повышению уровня общественного доверия, ведущейся во взаимодействии со средствами массовой информации, формируются также УОС МВД России.
Данные о преступлениях, связанные с дискредитацией сотрудников органов внутренних дел, систематизируются в форме статистической отчетности «Отчет о противоправных посягательствах в отношении сотрудников органов внутренних дел» — Форма «Защита», утвержденной приказом МВД России от 9 ноября 2009 г. № 842 «Об утверждении формы статистической отчетности «Защита». Здесь учитываются преступные посягательства на честь, достоинство и деловую репутацию сотрудников, ответственность за которые установлены следующими статьями УК РФ: «128.1 — клевета»; «298.1 — клевета в отношении судьи, присяжного заседателя, прокурора, следователя, лица, производящего дознание, судебного пристава»; «306 — заведомо ложный донос»; «319 -публичное оскорбление представителя власти при исполнении им своих должностных обязанностей или в связи с их исполнением».
Кроме того, приказом МВД России от 16 мая 2016 г. № 250 «О совершенствовании статистической отчетности о состоянии правовой работы в системе МВД России» предусмотрено представление информации по количеству исков в защиту чести, достоинства и деловой репутации.
Кроме того, на протяжении ряда последних лет ГУСБ МВД России ежегодно готовятся обзоры, подробно раскрывающие состояние работы по линии противодействия дискредитации, намечающиеся тенденции и проблемы в указанной сфере.
Таким образом, на сегодняшний имеются достаточные статистические данные, во взаимосвязи позволяющие объективно оценивать состояние борьбы с противоправными посягательствами на честь, достоинство и деловую репутацию сотрудников ОВД.
О высокой распространенности проблемы преступных посягательств на честь и достоинство сотрудников ОВД свидетельствует тот факт, что из года в год половину всех преступлений, совершаемых в отношении сотрудников ОВД составляет публичное оскорбление представителя власти при исполнении им своих должностных обязанностей или в связи с их исполнением (ст. 319 УК РФ) (рис. 1).
При этом обобщенные сведения территориальных органов МВД России по защите от дискредитации в сопоставлении со статистическими данными ГИАЦ МВД России о преступных посягательствах в отношении сотрудников ОВД1 позволяют сделать вывод о невысокой степени участия органов внутренних дел в обеспечении защищенности личного состава от уголовно наказуемого распространения ложных, порочащих сведений.
Только в 2016 г. из общего количества зарегистрированных 13 112 преступлений, затрагивающих их честь и достоинство2, лишь 245 или 1,9% уголовных дел возбуждены на основании материалов проверок, проведенных территориальными органами МВД России на региональном уровне (аналогичное соотношение за предыдущие годы составило: в 2015 г. 11,5% или 1381 из 12 014; в 2014 г. 3% или 363 из 11 545)3.
Поскольку возбуждение уголовных дел данной категории относится к компетенции Следственного Комитета Российской Федерации, повысить степень участия территориального ОВД на региональном уровне в защите сотрудника на стадии возбуждении уголовного дела не всегда возможно. В качестве одного из путей решения указанной проблемы представляется
1 Сводный отчет по России о противоправных посягательствах в отношении сотрудников ОВД за январь — декабрь 2016 г. (Форма «Защита», утв. приказом МВД России от 9 ноября 2009 г. № 842 «Об утверждении формы статистической отчетности «Защита»).
2 Суммарно по ст. 319 УК РФ, 306 УК РФ и 128.1 УК РФ.
3 Там же.
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Всего зарегистрировано преступлений, совершенных в отношении сотрудников ОВД
Из них связанных с оскорблением представителя власти (ст. 319 УК РФ)
2012 I 2013 I 2014 I 2015 I 2016 Г
более широкое использование практики предъявления гражданского иска в уголовном процессе либо иска о компенсации морального вреда после вынесения обвинительного приговора4.
Отдельными регионами успешно реализуется практика предъявления гражданского иска в уголовном процессе либо иска о компенсации морального вреда после вынесения обвинительного приговора.
Например, судебными органами Тюменской области в 2016 г. удовлетворено 6 исков сотрудников ОВД о компенсации морального вреда, причиненного в резуль тате неправ омерных действий в о тноше-нии личного состава при исполнении ими служебных обязанностей Сумма взыскиваемой компенсации морального вреда составила от 10 до 20 тыс. руб. Результаты доведены до личного состава.
Также следует отметить работу УМВД России по Белгородской области, где ОРЧ СБ во взаимодействии с Правовым отделом на постоянной основе ведется разъяснительная работа и оказывается необходимая поддержка сотрудникам.
В ходе предварительного расследования уголовного дела в отношении братьев Б. за совершение преступлений, предусмотренных ст. 318, 319 УК РФ (применение насилия и оскорбления в отношении участкового уполномоченного полиции Г., прибывшего для проверки сообщения о произошедшей драке), потерпевшим заявлен иск о взыскании морального вреда, причиненного преступлением, в размере
250 000руб. с каждого подсудимого. Приговором Октябрьского районного суда г. Белгорода, вступившим в законную силу 31 декабря 2015 г., братья Б. осуждены каждый к 5 годам лишения свободы, гражданский иск судом удовлетворен частично путем взыскания в пользу Г. по 150 000руб. с каждого.
Сравнительный анализ представляемой статистической информации по различным формам отчетности позволяет выявить разночтения, в частности в отношении возбужденных дел по иным составам (ст. 128.1 и ст. 306).
Например, имеются факты включения в графу 9 разд. 6 статистической отчетности, представляемой в соответствии с приказом МВД России № 1100дсп5, которая предусматривает учет сведений о принятых решениях о возбуждении уголовного дела по ст. 128.1 УК РФ материалов, по которым указанное решение не принято.
В графу 13 включаются сведения о возбуждении уголовных дел по ст. 319 по региону в целом, тогда так эта графа предусматривает представление сведений только о тех фактах публичного оскорбления власти, уголовные дела по которым возбуждены с учетом материалов органов внутренних дел.
4 Алгоритм защиты чести, достоинства и деловой репутации в системе МВД России // Информационный бюллетень ГУСБ МВД России. 2014. № 5 (19). С. 21—49.
5 Общее количество материалов проверок, направленных в органы предварительного следствия, дознания для принятия процессуального решения по ст. 128.1 («Клевета»).
Рис. 1
Довольно часто в общем числе внесенных опровержений учитывается информация о недостоверности публикации, размещенной на официальных сайтах территориальных органов МВД России, которая, в соответствии с законом Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации», опровержением не является и, соответственно, не может быть признана результатом проведенной работы в соответствии с приказом МВД России от 19 ноября 2015 г. № 1110дсп.
Кроме того, даже при представлении сведений об опровержении и/или удалении порочащей публикации в том или ином источнике в сети Интернет, без внимания остаются репосты удаленной либо опровергнутой информации на иных сетевых ресурсах, в результате чего проведенная работа не способствует повышению уровня общественного доверия к органам внутренних дел и не может быть признана удовлетворительной.
Причина отмеченных недостатков видится в неознакомлении сотрудников, ответственных за указанную линию работы, с порядком представления статистической отчетности в соответствии с приказом МВД России от 19 ноября 2015 г. № 1100дсп «О совершенствовании статистической отчетности по линии обеспечения собственной безопасности», что не позволяет составить объективное представление о состоянии защиты чести, достоинства и деловой репутации в системе МВД России и негативно влияет на принятие управленческих решений в сфере защиты от дискредитации.
Важным показателем защищенности чести и достоинства сотрудников является состояние исковой работы.
Как свидетельствуют статистические данные ГУСБ МВД России за последние три года, сотрудниками в защиту рассматриваемых нематериальных благ ежегодно подается порядка 100 заявлений в год (101 — 2014 г., 91 — 2015 г., 108 — 2016 г.). При этом удовлетворяется немногим меньше половины из них (44 — 2014 г., 38 — 2015 г., 54 — 2016 г.).
Причинами низкой активности личного состава в защите чести, достоинства и деловой репутации выступает нежелание повторно привлекать общественное внимание к порочащей их публикации и опасение негативного общественного резонанса, особенно в случаях, когда затронута прямо или косвенно тайна их частной жизни.
Продолжают иметь место факты перекладывания помощи в защите сотрудниками своих нарушенных прав различными подразделениями друг на друга якобы из опасения вызвать негативный общественный резонанс и отсутствия правовых перспектив защиты, тем самым ущемляя права сотрудников на получение помощи в защите своих нематериальных благ.
Вместе с тем, результаты проводимых ГУСБ МВД России проверок свидетельствуют, что при отсутствии какого бы то ни было реагирования количество случаев дискредитации возрастает.
Данная тенденция нашла свое отражение, в частности, на территории Ульяновской области, где в 2016 г. в сети Интернет и СМИ размещено 14 публикаций, дискредитирующих руководство и сотрудников УМВД области. Одновременно в качестве мер защиты возбуждено одно уголовное дело по ст. 306 УК РФ и подано одно исковое заявление, решение по которому не принято. Удаления и опровержения дискредитирующих публикаций отсутствуют.
Немаловажным в оценке принимаемых мер защиты от дискредитации является то, что такая работа выступает важнейшим фактором, формирующим общественное доверие к органам внутренних дел, и, соответственно, должна оцениваться с учетом ее места в общем числе материалов, доведенных до граждан при реализации политики прозрачности.
Так, в 2016 г. в целях повышения уровня общественного доверия полиции МВД России во взаимодействии со СМИ активно проводилась работа, направленная на освещение фактов героизма и самоотверженности сотрудников, проявленных при исполнении служебного долга. По результатам мониторинга СМИ и сети Интернет, проведенного УОС МВД России, выявлено 6238 публикаций по указанной тематике.
В рамках реализации принципа открытости системы МВД России в СМИ и сети Интернет опубликовано 4349 материалов о фактах выявления и раскрытия коррупционных преступлений, в том числе совершенных сотрудниками органов внутренних дел, федеральными государственными гражданскими служащими и работниками системы МВД России. Всего по результатам мониторинга СМИ и сети Интернет УОС МВД России выявлено 244 публикации о мероприятиях по защите чести, достоинства и деловой репутации в системе МВД России.
При этом анализ опубликованных в СМИ и сети Интернет резонансных материалов свидетельствует о приоритете размещения материалов о негативе в деятельности Российской полиции над сведениями о героизме, проявленном полицейскими при исполнении служебного долга и прочей информацией о деятельности российской полиции, о чем свидетельствуют данные УОС МВД России о количестве таких публикаций (по ранжиру):
♦ о задержании 8 сентября 2016 г. заместителя начальника управления «Т» ГУЭБиПК МВД России полковника полиции Д. З. при проведении совместного мероприятия ФСБ России и ГУСБ МВД России. В СМИ размещена 8842 публикации;
♦ о присвоении 21 сентября 2016г. звания Героя Российской Федерации (посмертно) лейтенанту полиции Магомеду Нурбагандову. В СМИ размещено 1822 публикации.
♦ о передаче сотрудниками ГУ МВД России по г. Москве в суд материалов дела о неправильной парковке автотранспортного средства под управлением М.Б., участницы «гонок на Гелендвагене». В СМИ размещено 1496 публикаций;
♦ о личном контроле начальника ГУ МВД России по г. Москве генерал-майора полиции О. Б. за ходом расследования дела об избиении журналистов телеканала Лайф. В СМИ размещено 88 публикаций.
Представляется, что данная тенденция должна быть учтена при проведении работы, связанной с информированием общества о деятельности полиции.
Вместе с тем, оценивая проведенные мероприятия, следует ориентироваться, прежде всего, на уровень общественного доверия органам внутренних дел, который по материалам Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) в 2016 г. составил 47% (2015 г. — 46%) опрошенных6. Стабилизация указанного показателя позволяет говорить о верно подобранном комплексе мер, направленных на формирование общественного мнения о деятельности полиции.
6 Аналитический обзор с предложениями «Общественное мнение о деятельности полиции по данным опросов ведущих социологических организаций России. ФГКУ «ВНИИ МВД России» М., 2015 г.; Информационные материалы по результатам работ по исследованию общественного мнения о деятельности органов внутренних дел Российской Федерации в 2016 г. ФГКУ «ВНИИ МВД России». С. 3, 14, 18, 20.
Криминологические особенности преступности мигрантов-иностранцев в республиках Северо-Кавказского федерального округа и ее предупреждение:
Монография / Э.Б. Магомедов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016. 191 с.
Научные издания для юристов
В работе анализируется миграционная ситуация, сложившаяся в Российской Федерации после распада СССР, обусловленная усилением внешней миграцией из стран, бывших ранее союзными республиками, в аспекте ее криминальных особенностей, и прежде всего негативных сторон, в том числе преступности иностранцев в региональном разрезе.
Особое внимание уделяется совершенствованию законодательства по предотвращению незаконной миграции и преступности иностранцев и практики его реализации в рамках Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года.
Книга адресована студентам, аспирантам и преподавателям высших учебных заведений, а также всем интересующимся проблемами миграции.
Э.Б. Магомедов
Криминологические особенности преступности мигрантов-иностранцев в республиках северо-кавказского федерального округа
и ее предупреждение
Scientific publications for lawyers птй