УДК 792.01, 792.073
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ СОЦИАЛЬНОГО ЭФФЕКТА ТЕАТРА
МАНТУШ АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ
Кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник отдела театрального искусства ГНУ «Центр исследований белорусской культуры, языка и литературы Национальной академии наук Беларуси», Минск, Беларусь
Аннотация. Многочисленные исследования театральных аудиторий свидетельствуют о том, что театр - это заведомо больше, чем просто досуг. Посещая спектакли, люди проявляют большую эмпатию, а социально-стигматизированные группы общества получают необходимый социализационный опыт. Учитывая сложный документооборот, стационарные театры хуже и медленнее реагируют на важные для социума тем, идут на опыты с театральной формой, из-за чего особым видится значение авангардного и независимого театра. Учитывая актуальность обозначенной темы, обращает на себя внимание отсутствие качественных исследований театральной аудитории и положительного социально-психологического эффекта театра на социум. В связи чем, для обозначения векторов дальнейших исследований, предлагается перечень вопросов, необходимых для качественного исследования театральной аудитории, а также исследований положительной социализации стигматизированных страт через получение театрального опыта.
Ключевые слова: театр, инклюзия, расширенная социализация, влияние театра на общественную жизнь, театральная статистика, театральная социология, театр и публика.
Summary. Numerous studies of theatre audiences show that theatre is certainly more than just a leisure activity. After attending theatre shows, people show greater empathy, while socially stigmatized groups achieve the necessary socialization experience. Due to the complex document flow, stationary theatres react worse and noticeably slower to the pressing topics of the society, which is why the importance of avant-garde and independent theatre seems natural. Taking into account the designated topic's relevance, attention is drawn to the lack of quality research on theatre audiences and the positive socio-psychological theatre's effect on society. In this regard, to identify the vectors of further researches, a list of questions that are necessary for a quality study of theatre audiences, as well as research into the positive socialization of stigmatized social groups through gaining theatrical experience is provided.
Keywords: theatre. inclusion, enhanced socialization, theatre influence on social life, theatre statistics, theatre sociology, theatre and publics.
Помимо очевидного культурно-досугового значения для общественной жизни, театральное искусство имеет и менее явные, но от этого не менее значимые для социального дискурса рекреационный, терапевтический и социализационный эффекты. Важнейшим социальным свойством театра можно назвать способность театра группировать разрозненных зрителей в единую группу - создавать чувство общности своей аудитории. К слову, кинозритель с большой долей вероятности обрадуется перспективе оказаться на показе фильма единственным зрителем, в то время как театральный зритель такому повороту событий (оказаться единственным зрителем спектакля в пустом зале) скорее огорчится. Эвфемизмы «чувство локтя» и «дыхание зала», используемые для описания «живых» представлений, описывают коллективную эмпатию аудитории во время театрального действа, указывая на значимое социализационное свойство театрального восприятия - создания чувства сопричастности, сплоченности и общности зрителей в зале. С точки зрения изучения проблем социальной стратификации данное свойство имеет критическое значение для стигматизированных страт - в первую очередь пенсионеров и людей с инвалидностью. Не
ОФ "Международный научно-исследовательский центр "Endless Light in Science"
смотря на то, что отношение к инвалидам и пожилым людям в Республике Беларусь нельзя охарактеризовать, как повсеместно плохое, к сожалению, две эти социальные страты являются наиболее стигматизируемыми и отвергаемыми в белорусском обществе.
Потребность обеих этих групп к включению в социальную и культурную жизнь привычно характеризуется как «безбарьерная среда», которая вопреки стереотипному мнению на самом деле касается не только архетипа людей в инвалидном кресле-каталке. В развитии доступной среды будут заинтересованы и инвалиды, и пожилые люди, и временно нетрудоспособные, и «священные коровы» демагогов - молодые мамы с колясками. Здесь особо важно отметить, что физическая безбарьерная среда (оборудование общественных пространств приспособлениями, облегчающими перемещение мало- и трудномобильных людей) хотя и категорически важна, на самом деле является вторичной по отношению к безбарьерной среде ментальной. В знаменитом Булгаковском монологе профессора Преображенского о разрухе, герой «Собачьего сердца» резюмирует свою мысль тем, что разруха находится прежде всего в головах. Точно так и безбарьерная среда прежде всего - в головах людей, в их отношениях друг к другу, а не в пандусах и поручнях. Даже если вокруг будут оборудованы специальные приспособления для упрощения мобильности, но при этом пожилой или больной человек будут сталкиваться с недоброжелательным отношением, чувство отверженности и отчаяния у таких людей будет только расти. В ментальной безбарьерности на самом деле будет заинтересована любая половозрастная, этническая, профессиональная, религиозная и любая другая группа: если человеку необходимо существовать внутри социума, он желает равного справедливого отношения со стороны других людей.
Примечательно, что в современном обществе можно встретить людей, которые будут выступать против дискриминации близкой им социальной группы, одновременно активно дискриминируя других. Тех, кто, например, адвокатируя противоречия неолиберального феминизма, при этом будет иметь устойчивые эйблистские предубеждения. Важно отметить, что данная проблема не является эксклюзивной для Беларуси, постсоветского пространства или отдельного региона, данная проблема - универсальная. И хотя не существует жесткой структуры дискриминационных предпочтений записных борцов за права меньшинств, наиболее часто дискриминируемыми оказываются представители старшей возрастной группы и люди с проблемами здоровья. Очевидно, что корень данной проблемы кроется в том, что существование пожилых или больных людей для носителей данной амбивалентной системы ценностей - чуждое картине их мироустройства явление. К слову, в Беларуси практически невозможно встретить на популярных досуговых мероприятиях человека старше пятидесяти лет, человека с белой тростью, на костылях или, например, в инвалидном кресле-каталке. В видео-контенте, кино, сетевой литературе и рекламе, таргетированных на поколения до 30 лет, не найти положительного образа человека пожилого возраста или человека с тяжелой болезнью. Если таковые и появляются, то только в склочном, глупом, нелепом или смехотворном амплуа. Естественно, в такой системе культурных координат, для молодого и здорового человека людей старых и больных как будто бы и не существует, а если и существуют, то где-то на периферии социума потому что сами виноваты в своем положении. Поскольку для большинства окружающий мир - это сообщество подобных им самим (так как именно таких людей они видят в привычной медиасреде, забывая о том, что тоже подвержены старению, и могут стать жертвой болезни или несчастного случая), любой, кто не входит в число подобных в лучшем случае оказывается отчуждаем. Именно здесь обнаруживается уникальность театрального опыта в «обезвреживании» таких социальных «мин замедленного действия», театральный опыт зрителей в большинстве случаев носит объединяющий характер. Разрозненные в обыденной жизни социальные страты во время получения коллективного театрального опыта испытывают чувство общности. И именно поэтому, когда в быту, транспорте, объектах торговли и даже просто на улице пенсионер или инвалид сталкиваются с геронтофобией и эйблизмом, театр для таких людей оказывается заведомо большим, чем
ОФ "Международный научно-исследовательский центр "Endless Light in Science"
просто досуговым учреждением, театр для них - свободное от дискриминации пространство равных среди равных. Зритель в театральном зале безотносительно пола, возраста, расы и состояния здоровья равен соучастнику смотрения спектакля. Следовательно, поход в театр для людей из любой «отверженной» социальной страты - это действие, позволяющее человеку почувствовать себя равнозначным членом общества. Пусть только на время спектакля, но восстановить свои ущемленные права.
Многочисленные исследования театральных аудиторий показали, что единого общего триггера, мотивирующего аудиторию посещать театр, не существует. Одна и та же социальная группа, к тому же разделяющая одни культурные и эстетические ценности в разных обстоятельствах может быть мотивирована разными факторами. Так, считается, что одним из ведущих мотивов пожилой аудитории является социализационный, в то время как молодежной - получение эстетического опыта. Однако и пожилая аудитория может идти в театр не столько за инклюзией, сколько за эстетическим опытом, а молодая аудитория -наоборот, не столько за эстетическим опытом, а именно с целью оказаться на короткое время среди людей, которые не будут выказывать негативных интенций в адрес юноши или девушки. Впрочем, такая ситуация только обрисовывает, что мотив расширенной социализации может быть полезен всем социальным группам внутри театральной аудитории.
Что наиболее важно в контексте театрального опыта - это то, что в отдаленной перспективе, повторяющийся социализационный театральный опыт способен сплотить аудиторию и вне стен театрального зала. Дональд Гетц в исследовании «Event Studies: Theory, Research and Policy for Planned Events» указывает на то, что персонализируя опыт, вы изменяете человека, детализируя преобразующий опыт в устойчивые изменения на поведенческом и мировоззренческом уровнях [1, С. 181]. Иными словами, когда опыт общности зала находит отклик у аудитории, и получение такого опыта делается частым, в долгосрочной перспективе посещение театра обязательно скажется и на социальном поведении зрителей.
В статье «Audience Engagement in Theatre for Social Change» Джессика Литвак упоминает случай, когда зритель спектакля «My Heart is in the East» («Сердцем я на Востоке») рассказывал о своем опыте: изначально он был настроен к предстоящей постановке крайне скептически, во время просмотра спектакля оказался поглощен действом, а на последовавшей после показа сессии обсуждений и поэтического творчества ощутил себя неотъемлемой частью сообщества зрителей [2, С. 279]. Заканчивает свою статью Литвак словами о том, «Чтобы человечество выжило, мы должны найти способ как понимать друг друга, слушать друг друга и сопереживать друг другу. Сплочение аудитории благотворно для сопереживания, как процесса, это позволяет аудитории стать сообществом. Сообщество это может быть и временным. А может установиться и более продолжительная взаимосвязь [...] Независимо от длительности и глубины опыта, пережитого зрителями, они ощущают эмоциональные изменения, произошедшие с ними от момента входа в театр до момента выхода из зрительного зала» [2, С. 284].
В качестве любопытного примера можно привести театр-студию им. Мировича, действующий при Белорусской государственной академии искусств. До масштабной реконструкции учебных корпусов БГАИ, театр-студия им. Мировича был чрезвычайно востребован у проживающих в районе станции метро «Академия наук» зрителей старшей возрастной категории. Важным были как близость от дома, так и доступная цена билетов и интересный для аудитории репертуар. Примечательно, что взаимоотношения между разными возрастными группами постоянной аудитории театра-студии - зрителей из числа друзей молодых артистов с пожилыми зрителями из окрестных кварталов, были максимально доброжелательными, а долгосрочным положительным следствием этого взаимодействия было то, что пожилые зрители театра им. Мировича значительно чаще адвокатировали интересы студенчества, нежели их сверстники, не посещающие этот театр.
ОФ "Международный научно-исследовательский центр "Endless Light in Science"
Очевидно, что этот положительный социальный опыт был обусловлен как совместным просмотром спектаклей разными возрастными группами, так и тем, что после самих спектаклей, зрители активно обсуждали постановки: незнакомые люди не стеснялись поинтересоваться у соседей по залу их впечатлением об увиденном. Иными словами, важными были факторы демократизации зрелища и пост-зрелищной интеракции зрителей. Практика обсуждений после спектакля, доступные билеты и репертуар, идущий навстречу эстетическим запросам зрителей, имели положительный эффект для аудитории.
В статье «Why people go to the theatre: a qualitative study of audience motivation» Бен Уолсмли приходит к выводам, что первостепенную важность в мотивации зрителей посещать театр имеет эмоциональная составляющая [4, С. 349]. Эмоции - суть театрального катарсического опыта. Совместное переживание катарсиса уже само по себе является сильным импульсом к перенесению эмпатии с протагониста пьесы на соседа по залу, однако когда театр дарит аудитории уникальный эмоциональный опыт, эмпатия к соседу по залу усиливается. Уникальность опыта может быть обусловлена яркой визуальной эстетикой, сложными звуковыми образами, иммерсивностью, паратеатральным характером действа, инструментами эпического театра, обсуждений пьесы, дискуссий по поднятой в спектакле проблеме, «переворота ролей», творческих сессий и т.п. Что характерно, практически каждая из перечисленных категорий в большинстве случаев ассоциируется с театральным авангардом.
Отличительная особенность театрального авангарда постсоветского пространства - то, что практиками авангардной сцены обычно являются независимые театры. И если за рубежом понятие «независимый театр» скорее отсылает к тому, что менеджмент театра - сами себе хозяева в вопросах выбора тем и пьес для постановок, то в случае с постсоветским дискурсом, понятие «независимого театра» неразрывно связанно с негосударственными и некоммерческими театральными инициативами. Естественно, что Беларусь этому постсоветскому правилу неотступно следует. И если в «благословенные доковидные годы» существовали инициативы вроде «Театра на колесах», театра «Радость», лаборатории социального театра и др., на сегодняшний день существование продолжает лишь Семейный Инклюзивный Театр «I».
Помимо инклюзивного театра, примерами которого являются приведенные выше театральные инициативы прошлых лет, еще одно важное свойство театрального авангарда -то, что такой театр оперативно реагирует на изменения в обществе значительно быстрее и точнее театров стационарных. Запоздалость реакции стационарных театров на актуальную общественную повестку можно объяснить бюрократической стороной делопроизводства в театре. Большинство стационарных театров - театры государственные, получающие финансирование из бюджета, который всегда планируется заранее, из-за чего планирование репертуара предстоящих сезонов тождественно планированию необходимого бюджетного финансирования театра в предстоящий сезон. Однако, поскольку авангардные театральные эксперименты на постсоветском пространстве в большинстве своем - дело независимых театральных трупп, чья производственная логика (не в последнюю очередь из-за того, что независимые театры не имеют финансирования из бюджета) нацелена на оперативное и точное удовлетворение запросов аудитории. По этой причине авангардный театр всегда «держит нос по ветру», четко и быстро реагируя на резонансные информационные поводы и порожденную ими общественную дискуссию.
В исследовании «Attending live theatre improves empathy, changes attitudes, and leads to pro-social behavior», Стив Ратже, Леор Хакель и Джамиль Заки обозначают еще один социальный вектор: исследователи обнаружили доказательства того, что посещение спектаклей усиливало эмпатию зрителей к изображенным в пьесе группам, изменяло их мнение о социально-политических проблемах, а также отражалось в увеличении благотворительных пожертвований на цели, как связанные, так и не связанные с темами пьес. Исследователи резюмируют статью тем, что полученные данные свидетельствуют о способности театрального искусства положительно влиять на эмпатию и гражданскую
ОФ "Международный научно-исследовательский центр "Endless Light in Science"
активность. Также Ратже, Хакель и Заки обращают внимание на то, что сохраняется необходимость накопления эмпирического материала и проведения театрально-психологических экспериментов по теме их исследования. [3]
Если рассматривать вопрос необходимости психологических экспериментов, ясно, что потенциальное исследование должно предполагать научный анализ психологов практики театральных деятелей. Если утрированно переформулировать эту задачу, то получится, что профессионалы от искусства театра должны ставить спектакль, а профессионалы от психологической науки должны исследовать взаимоотношения театра и зрителя. Беря в расчет такую простую формулу, можно констатировать, что сложные в документообороте стационарные государственные театры вряд ли смогут предоставить подходящие исследовательские условия для подобной работы. И, как несложно догадаться, независимые и авангардные театры будут заинтересованы в сотрудничестве с психологами, если такое сотрудничество поможет привлечь зрителей или локализованный постановочный ресурс.
Также насущный вопрос - это достоверные социологические исследования театральной аудитории. После закрытия Минского научно-исследовательского института социально-экономических проблем, достоверных полноценных исследований театрального рынка Беларуси не проводится. Существующая статистика по культуре от Национального статистического комитета Республики Беларусь плохо подходит для нужд исследователя. Во-первых, материалы запаздывают как минимум на год (так, самые актуальные сведения, доступные в октябре 2024 г. касаются 2022 г.), во-вторых, отражаемые в статистических сборниках «Культура Республики Беларусь» сведения носят исключительно справочный количественный характер: количество театров, количество спектаклей, количество новых спектаклей и т.д.
После исследований театральной аудитории Р.Л. Бузуком, фактически данным вопросом не занимаются. Безусловно, театральная социология крайне специфична, в зависимости от искомого фактора: демографического, экономического, эстетического, психологического и т.д., будет меняться не только список необходимых вопросов, но и типы проводимых социологических исследований. Тот факт, что кроме официальной количественной статистики отсутствуют исследования, затрагивающие качественные вопросы театральных постановок, не означает, что необходимость в таковых отсутствует. Вторя зарубежным исследователям взаимовлияния театра и театральной аудитории, на сегодняшний день существует острая необходимость в качественных эмпирических данных.
Резюмируя социальную значимости театра в целом, и театрального авангарда в частности, очевидно, что посещение театра способствует увеличению среди зрителей эмпатии, театр способен влиять на отношение своей аудитории на социальные проблемы, мотивирует принимать участие в некоммерческих социально-значимых инициативах, имеет важное социализационное значение для стигматизируемых социальных страт. Для обозначения векторов дальнейших исследований, можно предложить перечень вопросов, необходимых для качественного исследования театральной аудитории, а также исследований положительной социализации стигматизированных страт через получение театрального опыта:
- стратификация театральных аудиторий: пол, возраст, фактор здоровья, национальность, профессиональная деятельность;
- состав аудиторий стационарных государственных театров, независимых театральных трупп, авангардных театральных инициатив, любительских театральных коллективов;
- наличие изменений социального поведения у аудиторий в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективах;
- наличие устранения психологического дискомфорта у стигматизируемых социальных страт;
- разница в эффективности устранения психологического дискомфорта у разных театральных организаций (стационарных государственных театров, независимых театральных трупп, авангардных театральных инициатив, любительских театральных коллективов);
ОФ "Международный научно-исследовательский центр "Endless Light in Science"
- наличие мотивации аудитории театров на активную гражданскую деятельность (участие в благотворительности, поддержка общественно-полезных инициатив и т.п.);
- разница в эффективности мотивации аудитории театров на активную гражданскую деятельность у разных театральных организаций (стационарных государственных театров, независимых театральных трупп, авангардных театральных инициатив, любительских театральных коллективов);
- влияние дополнительных сопутствующих мероприятий (обсуждения после показа, мастер-классы, творческие сессии и т.п.) на аудиторию спектакля;
- качественные и количественные отличия социально-значимых изменений внутри целевых аудиторий разных театральных организаций (стационарных государственных театров, независимых театральных трупп, авангардных театральных инициатив, любительских театральных коллективов).
ЛИТЕРАТУРА
1. Getz, D., Event Studies: Theory, Research and Policy for Planned Events. - Oxford. : Elsevier, 2007. - 442 p.
2. Litwak, J. (2019). Audience Engagement in Theatre for Social Change. Engaged Scholar Journal: Community-Engaged Research, Teaching, and Learning, 5(2), 275-295. https://doi.org/10.15402/esj.v5i2.68351
3. Rathje, S., Hackel, L., Zaki, J. Attending live theatre improves empathy, changes attitudes, and leads to pro-social behavior // Journal of Experimental Social Psychology. - 2021. - Volume 95. - Article number 104138.
4. Walmsley, BA (2011) Why people go to the theatre: a qualitative study of audience motivation. Journal of Customer Behaviour, 10 (4). 335 - 351.
ОФ "Международный научно-исследовательский центр "Endless Light in Science"