человека в странах-членах.
Региональные механизмы. В различных регионах мира действуют собственные системы защиты
прав:
Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ): Рассматривает жалобы на нарушение прав, закрепленных в Европейской конвенции о защите прав человека.
Межамериканская комиссия и суд по правам человека: Действуют в рамках системы Организации американских государств.
Африканская комиссия по правам человека и народов: Регулирует соблюдение Африканской хартии прав человека и народов.
Заключение. Международные гражданские права являются краеугольным камнем современной правозащитной системы, способствуя защите человеческого достоинства и поддержанию стабильности. Однако их эффективное соблюдение требует, как международного сотрудничества, так и усилий отдельных государств. Современные вызовы диктуют необходимость адаптации правозащитных механизмов к новым реалиям, что обеспечит дальнейшее развитие и укрепление прав человека. Список использованной литературы:
1. Всеобщая декларация прав человека (1948). Организация Объединенных Наций.
2. Международный пакт о гражданских и политических правах (1966). ООН.
© Гутлыева Г., Молламырадова Г., 2025
УДК 343.16
Молчанова А. А.
магистрант юридического факультета Волгоградский институт управления - филиал РАНХиГС Российская Федерация, г. Волгоград
Глебов В. Г. кандидат юридических наук, профессор кафедры уголовного права, уголовного процесса и криминалистики
Волгоградский институт управления - филиал РАНХиГС Российская Федерация, г. Волгоград
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ СИСТЕМЫ СУДА ПРИСЯЖНЫХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Аннотация
Суд присяжных на протяжении всей своей истории являлся важнейшим инструментом посредством которого население имеет доступ к отправлению правосудия. Система суда присяжных находится в постепенном непрерывном преобразовании, однако не всегда данные преобразования являются успешными. Как показывает практика, существует ряд проблем, связанных с функционированием суда присяжных заседателей в Российской Федерации. В данной статье рассматриваются вопросы целесообразности введения суда присяжных в районное звено судебной системы и предлагаются возможные пути их решения.
Ключевые слова
судебная система, судебное звено, суд присяжных, коллегия присяжных заседателей, правосудие Суд присяжных в Российской Федерации имеет свою историю, восходящую к XIX веку.
Данный институт прошел длинный путь своего становления, неоднократно упразднялся и создавался вновь. В 1995 году был принят Федеральный закон «О суде присяжных», который регламентировал его деятельность.
На сегодняшних день система суда присяжных заседателей в России представляет собой важный элемент судебной системы, который обеспечивает участие граждан в правосудии. С момента введения суда присяжных в российское уголовно-процессуальное законодательство менялась система данного судебного звена. Пассмотрение уголовных дел коллегией присяжных заседателей было подсудно только областным судам, однако в 2018 году были внесены поправки. Согласно внесенным изменениям, институт начал работать и в районных судах. Научное и профессиональное сообщество неоднозначно отнеслись к преобразованию системы суда присяжных. Многие специалисты высказались положительно, отмечая, что главным преимуществом рассмотрения дел коллегией присяжных заседателей в районных судах будет являться снижение нагрузки на судей, которая значительно возросла за последние годы. Также сторонники внесенных корректив отметили, что законодатель расширил гарантии конституционного права граждан Российской Федерации на участие в осуществлении правосудия в качестве присяжных заседателей, тем самым укрепив становление правового государства. На практике возник ряд серьёзных проблем, связанных с введением коллегии присяжных заседателей в районных судах. Часть проблем обусловлена сложностью формирования коллегии присяжных заседателей, законодатель уменьшил количество заседателей до 6 в районных судах, тем не менее проблем избежать не удалось. Как показывает практика, нарушается разумный срок рассмотрения уголовных дел, поскольку зачастую не удаётся сформировать коллегию присяжных в необходимый срок. Если суд располагается в малочисленном районе, то представляется крайне трудным подобрать присяжных, которые изъявят желание участвовать в отправлении правосудия и при этом будут соответствовать требованиям, предъявляемым к кандидатам в соответствии с законодательством. Джусь А.С. в своей научной статье, поднимает проблему, связанную со сложностью формирования беспристрастного и справедливого суда в моноэтнических регионах, где сохраняются клановые отношения. О данной трудности говорили и до введения суда присяжных на уровне районных судов, когда возникали затруднения даже при формировании коллегии из двенадцати присяжных заседателей в судах уровня субъекта федерации. Сегодня же, когда такой состав суда введен и на уровне районных судов, думаем, данная проблема обретёт более острые реалии [1]. Не всегда лицам удается реализовать гарантированное конституционное право, обвиняемые и подсудимые заявляют ходатайство, вместе с тем в малочисленных регионах, в больше степени в кавказских республиках, не всегда получается сформировать коллегию присяжных. На данный момент не существует механизма полной гарантии права на защиту, что приводит к затягиванию судопроизводства и как следствие отзыва обвиняемого или подсудимого своего ходатайства ввиду невозможности его реализации. В случае успешного создания коллегии в ее состав могут входить люди, заранее осведомленные о событии преступления и личности подсудимого, это обуславливается тесными взаимосвязями между жителями малочисленных населений. Так, Хасавюртовский районный суд Республики смог сформировать коллегию присяжных лишь при шестой попытке. И вердикт, вынесенный по итогу присяжными заседателями неоднозначно был воспринят общественностью и государственным обвинителем. Рассматривать уголовное дело по ст.105 УК РФ, подсудимый убил родного брата на почве личной неприязни из-за унизительного отношения к их матери. В своих первоначальных показаниях подсудимый признал вину в содеянном, однако в последующих допросах он изменил свою позицию и настаивал на своей невиновности. Присяжные заседатели проживали в том же населенном пункте, что и подсудимый, практически каждый из них хорошо знали семью убитого. Исходя из всех сложившихся обстоятельств, был незамедлительно вынесен оправдательный вердикт. К сожалению, такие ситуации встречаются достаточно часто и до сих пор нет путей к решению возникшей проблемы.
Несмотря на ряд проблем связанных непосредственно с формированием самой коллегии
присяжных заседателей, на наш взгляд существует основная проблема, вызванная спецификой судебного разбирательства с участием суда присяжных. Правильная подготовка к назначению уголовного делу, проведение судебного разбирательства и постановление итогового решения по делу требует от судьи особых навыков и умений ввиду того, что такой вид судопроизводства является весьма специфичным и сложным. Большинство уголовных дел рассматриваются в судах в порядке «упрощенного» судопроизводства, то есть единолично судьей с применением особого или общего порядка уголовного судопроизводства. Количество дел рассматриваемых судом присяжных увеличивается с каждым годом, однако согласно статистике составляет не более 2% от общего количества, большая часть из которых рассматриваются в областных судах. Таким образом, судьи районного звена судебной системы за все время осуществления своих полномочий могут не столкнуться с рассмотрением дел коллегией присяжных заседателей. Рассмотрение уголовного дела судом присяжных в районном суде явление крайне редкое и вызывает множество проблем для судьи и аппарата суда. Данный вид уголовного судопроизводства коренным образом отличается от привычного судьям, которые не сталкиваются с судом присяжных на постоянной основе. Различия и особенности начинаются с этапа назначения дела к рассмотрению, судье и его аппарату необходимо верным образом организовать свою работу, изучить дело и в необходимые сроки сформировать коллегию присяжных, что является весьма трудоемким и проблемным процессом. После чего наступает этап рассмотрения дела по существу. Суд присяжных решает вопросы факта, а не права, следовательно меняется процесс доказывания и судебного следствия. Знание всех особенностей проведения судебного разбирательства, требует от судей определенного опыта, который отсутствует у них по объективным обстоятельствам. В связи с чем, представляется целесообразным сформировать судебную коллегию в составе судебного звена областных и региональных судов наряду с коллегиями по уголовным, административным и гражданским делам. Судьи, специализирующиеся на рассмотрении дел с участием присяжных заседателей, будут более ориентированы в специфике данного вида уголовного судопроизводства, разработают пути наиболее эффективного проведения судебного следствия и нюансов вынесения итогового решения на основании вердикта коллегии. Также это позволит снизить нагрузку в районных судах, поскольку с момента внесения поправок в 2018 году она возросла в несколько раз, и даже рассмотрение одного уголовного дела с участием присяжных, затруднит и приостановит работу судьи, в производстве которого находится множество других дел.
Введение возможности рассмотрения уголовных дел с участием присяжных на уровне районных судов не случайно, это результат долгой работы законодателя, искавшим наиболее оптимальные пути развития данного института. Тем не менее, на практике существует ряд проблем, которые могут негативно сказаться на правах обвиняемых, подсудимых и иных лиц, чьи интересы затрагиваются при рассмотрение уголовного дела. Система суда присяжных в России продолжает развиваться, сталкиваясь с различными трудностями, включая необходимость разработки механизма обеспечения конституционного права граждан на суд присяжных, условий работы судов и обеспечения независимости судебной власти. Важно, чтобы на этом этапе законодатель обратил внимание на существующие проблемы и внес коррективы, которые позволят успешно функционировать такому важному институту правового демократического государства как суд присяжных.
Список использованной литературы:
1. Джусь А.С. Суд присяжных в районных судах: Российский опыт привлечения граждан к отправлению правосудия, причины реформирования и первые итоги // Вопросы российской юстиции. 2019. С.19.
2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 01.07.2020 № 1-ФЗ) // Собрание законодательства РФ, 03.07.2020, № 31, ст. 4412.
3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 25.03.2022, с изм. от 19.04.2022) //Собрание законодательства РФ.2001. №52, ст. 4921.
4. Федеральный закон «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» от 20.08.2004 N 113-ФЗ //Собрание законодательства Российской Федерации от 2004 г., N 34, ст. 3528.
5. Головко Л.В. «"Карманные" адвокаты — это издержки прогресса и результат законодательных подходов» // Уголовный процесс. 2019. № 2 // URL: https: //www.ugpr.ru/ (дата обращения: 27.12.2024).
© Молчанова А. А., Глебов В. Г., 2025
УДК 34
Саидова Д.,
преподаватель-стажёр кафедры Гражданского права.
Туркменского государственного университета имени Махтумкули.
Саидова А.,
Юрист-консультант научно-исследовательского института земледелия Министерства сельского хозяйства Туркменистана.
Ашхабад, Туркменистан.
ОРГАНЫ, УПОЛНОМОЧЕННЫЕ РАССМАТРИВАТЬ ДЕЛА ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ В ТУРКМЕНИСТАНЕ
Аннотация
Административные правонарушения в Туркменистане являются важной частью правового поля страны, и их рассмотрение регулируется специальными органами, которые обладают полномочиями в сфере правопорядка. Эта статья анализирует органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях в Туркменистане, их компетенцию, процессуальные особенности и роль в обеспечении законности и правопорядка. Рассматриваются основные органы, такие как суды, органы внутренних дел, налоговые органы, а также административные комиссии, их взаимодействие и процессуальные полномочия. В работе также выделены проблемы и вызовы, с которыми сталкиваются эти органы в процессе рассмотрения дел, а также предложены рекомендации по улучшению работы системы административной юстиции в стране.
Ключевые слова:
административные правонарушения, органы, уполномоченные рассматривать дела, Туркменистан, административные комиссии, процессуальные полномочия, правопорядок, административная юстиция.
Административные правонарушения представляют собой деяния, которые нарушают установленные нормы государственного и общественного порядка, но не являются столь тяжкими, как преступления. В Туркменистане система рассмотрения административных правонарушений играет важную роль в поддержании законности и правопорядка в обществе. Применение административных санкций позволяет эффективно регулировать общественные отношения и способствует профилактике