Криминология и профилактика преступлений
УДК 347.963 M.D. VITINA*
ББК 67.721-91
В54 THE ISSUES OF PUBLIC PROSECUTOR’S
SUPERVISION OF LAW OBSERVANCE IN EXECUTION OF ALTERNATIVE SANCTIONS
Аннотация: в статье рассмотрены вопросы со-блюдениязаконности при исполнении наказаний, не связанных с лишением свободы, и осуществления прокурорскогонадзора за этим процессом.
Ключевые слова: наказания, не связанные с лишением свободы; прокурорский надзор; воспитательная и профилактическая работа.
Annotation', in the article the issues of observance of legality in execution of the alternative sanctions and realization of Public Prosecutor’s supervision over this process are analyzed.
Key words', alternative sanctions; Public Prosecutor’s supervision; educational and preventive activities.
МАРИНА
ДЕМЕНТЬЕВНА
ВИТИНА*
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОНОВ ПРИ ИСПОЛНЕНИИ НАКАЗАНИЙ, НЕ СВЯЗАННЫХ С ЛИШЕНИЕМ СВОБОДЫ
Согласно ст. 1 Федерального закона от 17 января 1993 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»1 надзор за исполнением законов в деятельности учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, - одно из направлений прокурорской деятельности. Прокурор вправе участвовать в судебном заседании при рассмотрении и разрешении вопросов, связанных с исполнением приговора. Такое участие, с одной стороны, выступает формой прокурорского надзора за исполнением законов указанными учреждениями и органами, а с другой - хотя и не непосредственно, но все же связано с прокурорской функцией уголовного преследования виновных в совершении преступления, поскольку речь идет об уголовном судопроизводстве в одной из его стадий.
ФСИН России - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции, а также действия по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, контролю за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания.
Прокурорский надзор за соблюдением законов администрацией учреждений и органов, исполняющих наказания, осуществляется Генеральным прокурором РФ и подчиненными ему прокурорами в строгом соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» и УИК РФ. Для исполнения данного вида надзорной дея-
* Соискатель кафедры административного права (МГЮА имени О.Е. Кутафина), помощник Симоновского межрайонного прокурора г. Москвы.
E-mail: [email protected].
тельности прокуроры наделены соответствующими полномочиями.
Необходимо отметить, что для выполнения задач, стоящих перед органами прокуратуры при осуществлении надзора за соблюдением законов, администрациями органов и учреждений, исполняющих наказания и применяющих назначенные судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу для предупреждения, выявления и устранения нарушений законов органы прокуратуры наделены широкими полномочиями, которые условно можно подразделить на специальные полномочия, характерные лишь для данного направления надзорной деятельности, и общие, характерные для других направлений (ст. 22, 27, 33 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»).
Согласно ст. 32 указанного Закона предмет прокурорского надзора - законность исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы. Каким образом прокурор осуществляет свои функции в данном направлении и какова методика проверок органов, исполняющих наказания, не связанные с лишением свободы?
Наказания и меры уголовно-правового характера, не связанные с лишением свободы, занимают значительное место в системе мер уголовных наказаний. Из года в год доля осужденных с назначением таких видов наказания растет.
Исполнение наказаний в виде ограничения свободы, исправительных работ, обязательных работ, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, а также осуществление контроля за условно осужденными и осужденными, которым отсрочено отбывание наказания, в соответствии со ст. 16, 177 и 187 УИК РФ возложено на уголовно-исполнительные инспекции.
Учреждениями уголовно-исполнительной системы, выполняющими функции по обеспечению исполнения наказаний без изоляции от общества, выступают государственные учреждения - межрайонные уголовно-исполнительные инспекции и их филиалы.
Прокурору, осуществляющему данный надзор, следует систематически анализировать статистические данные и другие материалы, относящиеся к деятельности уголовно-исполнительных инспекций, оценивать состояние законности и в зависимости от результатов планировать проведение проверок как наиболее
действенной формы осуществления прокурорского надзора.
Согласно приказу Генерального прокурора РФ от 30 января 2007 г. № 19 «Об организации надзора за исполнением законов администраци -ями органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания, следственных изоляторов при содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» проверки исполнения законов в уголовно-исполнительных инспекциях следует проводить ежеквартально. При наличии сведений о нарушениях законности, в случае чрезвычайного происшествия прокурор обязан произвести проверку, не ожидая наступления планового срока. Она может быть как комплексной, с охватом большого числа вопросов, так и целевой, по одному-двум направлениям.
При подготовке к проверке прокурор должен тщательно изучить действующее законодательство, приказы и указания Генерального прокурора РФ, а также ведомственные правовые нормативные акты, регламентирующие деятельность уголовно-исполнительных инспекций, ознакомиться с жалобами и заявлениями лиц, состоящих на учете в уголовно-исполнительной инспекции, с предложениями, поступившими в результате предыдущей проверки, выполнение которых надлежит проконтролировать.
В соответствии с поставленной задачей прокурор подготавливает план проведения проверки в уголовно-исполнительной инспекции с перечнем вопросов, подлежащих выяснению. В плане предусматривают сроки проведения проверки, указывают привлекаемых специалистов и проверяемые ими конкретные вопросы, намечают задания должностным лицам инспекции по подготовке и представлению требующихся сведений, материалов, документов.
При подготовке к проверке надо исходить из того, что исполнение наказаний и иных мер уголовно-правовой ответственности, не связанных с изоляцией от общества, включает в себя:
- ведение учета осужденных;
- разъяснение осужденным порядка и условий отбывания наказания;
- привлечение осужденных к отбыванию наказания согласно приговору (определению, постановлению) суда;
- осуществление контроля за соблюдением осужденными условий отбывания наказания, их поведением, исполнением возложенных на них судом обязанностей и запретов;
- осуществление контроля за исполнением требований приговора администрацией органи-
Криминология и профилактика преступлений
Криминология и профилактика преступлений
заций, в которых работают осужденные, а также органами, правомочными аннулировать разрешение на занятие определенной деятельностью, запрещенной для осужденных;
- проведение воспитательной и профилактической работы;
- применение к осужденным мер поощрения и взыскания, установление для них обязанностей и запретов, предусмотренных УК РФ и УИК РФ;
- проведение первоначальных мероприятий по розыску осужденных;
- привлечение к ответственности осужденных, уклоняющихся от отбывания наказания или исполнения обязанностей, возложенных судом1.
По выявленным фактам нарушений законности прокурор принимает исчерпывающие меры к их устранению, как правило, непосредственно на месте, в ходе проверки. В иных случаях, когдадля устранения нарушений установленных законом порядка и условий исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера, не связанных с лишением свободы, требуется время, предложения прокурора могут быть облечены в форму представлений.
В случае неисполнения представлений и требований прокурор ставит вопрос о принятии мер реагирования в отношении должностных лиц уголовно-исполнительной инспекции перед территориальным органом ФСИН России соответствующего субъекта.
Получив в ходе проверки сведения о готовящихся противоправных действиях, прокурор в целях предупреждения совершения правонарушения может объявить должностным лицам уголовно-исполнительной системы предостережение в письменной форме о недопустимости нарушения закона.
Обнаруженные в ходе проверки не соответствующие закону приказы, распоряжения и постановления начальника уголовно-исполнительной инспекции опротестовываются. Протест приносится начальнику уголовно-исполнительной инспекции. До рассмотрения протеста в соответствии с требованиями ст. 33 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» действие опротестованных актов приостанавливается.
При выявлении нарушений осужденными порядка отбывания наказания прокурор ставит перед начальником уголовно-исполнительной инспекции вопрос о привлечении осужденного к ответственности. В случае постановки вопроса о возбуждении производства об административном правонарушении или уголов-
ного дела прокурор должен истребовать объяснения от работников уголовно-исполнительной инспекции.
Установив, что нарушение закона образует состав уголовно наказуемого деяния, прокурор принимает решение о возбуждении уголовного дела.
Выявление конкретных лиц, допустивших нарушения закона, и принятие мер к привлечению их к ответственности - непременное условие предупреждения нарушений законности, важнейшая обязанность прокурора.
По материалам проверки, показавшей, что в деятельности уголовно-исполнительной инспекции выявлены серьезные нарушения законности, прокурор вносит соответствующеепред-ставление начальнику территориального органа ФСИН России соответствующего субъекта. Представление вносится в тех случаях, когда наряду с выявленными нарушениями закона необходимоустранить причины и условия, способствующие их допущению. Оно основывается на данных о состоянии законности в поднадзорных учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания, анализе практики прокурорского надзора, материалах проверки, ведомственного и судебного контроля, жалоб и заявлений, поступающих в прокуратуру.
Представление подлежит безотлагательному рассмотрению. Не позднее чем в месячный срок по нему должны быть приняты меры, направленные на устранение нарушений, и о результатах извещена прокуратура.
Меры прокурорскогореагирования на установленные в ходе проверки нарушения определяет прокурор в зависимости от характера и вида нарушений законности в соответствии с положениями Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».
По итогам проверки прокурор имеет право:
- потребовать от работников уголовно-исполнительной инспекции обеспечения установленного порядка и условий исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера, не связанных с лишением свободы;
- объявить предостережение о недопустимости нарушения закона;
- приносить протесты и вносить представления;
- возбуждать производства об административных правонарушениях.
Во всех случаях внесения актов прокурорского реагирования необходимоконтролировать устранение работниками уголовно-исполнительной инспекции нарушений законов.
Итак, применение в данном надзорном направлении органов прокуратуры столь широких полномочий обусловлено важностью обеспечения прав и свобод граждан, отбывающих наказание, ввиду того что эти граждане ограничены в возможности применять предусмотренные законом и доступные иным лицам средства для защиты своих конституционных прав и интересов, в связи с чем органы прокуратуры, осуще-
ствляя надзорную деятельность, становятся гарантом охраны прав и законных интересов указанных субъектов Кроме того, широта надзорных полномочий прокуратуры выступает необходимым условием, инструментом обеспечения соблюдения законности при реализации судебных актов о назначении судоммер принудительного характера, а также надлежащего исполнения определенногоприговором наказания.
1 См.: Ведомости Съезда народных депутатовРос. Федерации и Верховного Совета Рос. Федерации. 1992. № 8. Ст. 366.
2 См.: Прокурорский надзор за законностью исполненияуголовныхнаказаний: метод пособие. М., 2008.
Криминология и профилактика преступлений