Научная статья на тему 'Актуальные вопросы профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел на современном этапе'

Актуальные вопросы профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
835
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Ключевые слова
СОТРУДНИК ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫЕ КАЧЕСТВА / ОБЩАЯ НАУЧНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / POLICE OFFICERS / PROFESSIONAL TRAINING / HIGHER EDUCATION / PROFESSIONALLY SIGNIFICANT QUALITIES / GENERAL SCIENTIFIC COMPETENCE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Манукян Алинэ Романовна

Статья посвящена исследованию основных требований к профессиональной подготовке сотрудников органов внутренних дел. В качестве важной составляющей профессиональной компетенции сотрудников органов внутренних дел рассматривается "общенаучная компетенция". Определяются группы профессионально-значимых качеств, отражающие наиболее общую структуру требований профессиональной деятельности. Подчеркивается необходимость введения системного подхода в обучении. Рассматриваются общие направления совершенствования программ профессиональной подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Манукян Алинэ Романовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Topical issues of police officers training at the present stage

The article investigates the basic requirements for the training of police officers. considered "general scientific competence" as an important component of professional competence of employees of law enforcement bodies. Defines a group of professionally significant qualities that reflect the structure of the most common requirements of professional activities. The necessity of introduction of system approach in teaching. Consider ways of improving the overall training programs.

Текст научной работы на тему «Актуальные вопросы профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел на современном этапе»

TOPICAL ISSUES OF POLICE OFFICERS TRAINING AT THE PRESENT STAGE

•x.

>

< X

Ш

s

iC Q

<

C[ ш

a

26

Manukjan Alinje Romanovna, PhD in Pedagogical Science, Senior Professor, Chair of State and Civil-Legal Disciplines, North-Caucasion institute (branch) of the Krasnodar university of the Ministry of the interior of Russia, Krasnodar E-mail: aiineromanovnaig>yandex.ru

The article investigates the basic requirements for the training of police officers, considered "general scientific competence" as an important component of professional competence of employees of law enforcement bodies. Defines a group of professionally significant qualities that reflect the structure of the most common requirements of professional activities. The necessity of introduction of system approach in teaching. Consider ways of improving the overall training programs.

Keywords: police officers; professional training; higher education; professionally significant qualities; general scientific competence.

УДК 378 ВАК РФ 13.00.08

5 Манукян А.Р., 2016

МАНУКЯН Алинэ Романовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры государственных и гражданско-правовых дисциплин, СевероКавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России, Краснодар

аПп еготап о vnalS>yan dex. г и

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Статья посвящена исследованию основных требований к профессиональной подготовке сотрудников органов внутренних дел. В качестве важной составляющей профессиональной компетенции сотрудников органов внутренних дел рассматривается "общенаучная компетенция". Определяются группы профессионально-значимых качеств, отражающие наиболее общую структуру требований профессиональной деятельности. Подчеркивается необходимость введения системного подхода в обучении. Рассматриваются общие направления совершенствования программ профессиональной подготовки. Ключевые слова: сотрудник органов внутренних дел; профессиональная подготовка; высшее профессиональное образование; профессионально значимые качества; общая научная компетенция.

I

Основная цель деятельности сотрудников органов внутренних дел - защита жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности. Полиция является одной из госструктур, постоянно поддерживающих тесный контакт с населением и работающих на благо всего общества. Это придает деятельности органов внутренних дел исключительное значение.

Вопрос о недостатках работы сотрудников органов внутренних дел является предметом постоянно продолжающейся общественной и научной дискуссии. Данные недостатки зачастую объясняются низким уровнем профессионализма, некомпетентностью сотрудников органов внутренних дел, неспособностью к самообразованию и саморазвитию, отсутствием навыков самодисциплины [6, с. 139]

Профессиональная подготовка кадров в системе МВД России направлена на совершенствование профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых для успешного выполнения задач, возложенных на органы внутренних дел Российской Федерации. Система профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел включает в себя подготовку специалистов с высшим и средним специальным профессиональным образованием (образовательные учреждения высшего профессионального образования МВД России). Органы внутренних дел сегодня как никогда нуждаются в высокопрофессиональном кадровом составе [4]. Анализ потребностей в подготовке кадров в системе МВД России позволяет сделать вывод, что существует большой спрос на подготовку управленческих кадров с высшим профессиональным образованием [1, с. 115].

Решение этой задачи требует оптимизации содержания высшего профессионального обучения сотрудников внутренних дел, совершенствования его форм и методов.

В программах профессиональной подготовки, а также в отдельных учебных курсах и их комплексах, должны быть сформулированы и достигнуты предметно-специализированные результаты, которые проявляются в виде усвоенных знаний и приобретенных навыков, соответствующих сложности выполняемых профессиональных задач. Образование должно формировать у студентов необходимые междисциплинарные знания, которые должны укрепляться благодаря практической деятельности при решении реальных проблем. Несмотря на то, что высшее образование не является единственным критерием профессионализма сотрудника внутренних дел, его получение -неотъемлемая часть процесса профессионализации управленческих кадров в системе МВД.

Высшее образование воспринимается как знак профессионального и личного достижения сотрудника органов внутренних дел [10]. Наличие высшего образования в соответствии с ч. 3 ст. 9 Федерального закона от 30.11.2011 г. № 342-Ф3 (ред. от 05.10.2015) "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" входит в число квалификационных требований к должностям среднего, старшего и высшего начальствующего состава.

Профессиональная подготовка кадров для службы в органах внутренних дел осуществляется в образовательныхучреждениях высшего профессионального образования и научно-исследовательских учреждениях федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 (ред. от 02.03.2016) "Об образовании в Российской Федерации" устанавливает, что высшее образование должно осуществляться только на основании учебных программ (ст. 12).

Образовательные программы разрабатываются с учетом их уровня и направленности. При определении приоритетных направлений совершенствования учебных курсов и их комплексов в современных условиях необходимо учитывать как интересы развития службы, так и в широком смысле общественный интерес, проявляющийся в реализации современных задач органов внутренних дел, связанных с общественным порядком и безопасностью.

Ключевыми направлениями совершенствования в первую очередь должны стать подготовка руководящих кадров органов внутренних дел и внедрение новых форм обучения, имеющих отношение к общему высшему образованию. При этом сложность выполняемых профессиональных задач,связанная с анализом большого количества разнородной информации, обусловливает необходимость обучения студентов способности "видеть" взаимосвязи реальных процессов, которые они отражают [3, с. 46]. При использовании комплексных знаний следует развивать логические и аналитические способности студентов. Образование сотрудника органов внутренних дел - это своего рода искусство, которое состоит из полученных знаний и навыков, а также методов познания и анализа.

Обучение сотрудника органов внутренних дел должно быть направлено на развитие независимой и компетентной личности, способной оперативно принимать решения в условиях риска [9, с. 304-307]. Помимо соответствия данным принципам, говоря о реализации задач органов внутренних дел, сотрудники органов внутренних дел должны иметь достаточные профессиональные знания и социальный опыт, а также иметь соответствующие личностные качества и достаточный опыт межличностных отношений (коммуникативные качества) [11, с. 480]. Теоретические знания должны быть тесно связаны с практикой [6, с. 148]. В таком аспекте понятие компетенция включает в себя такие важнейшие качества, как личная ответственность и опыт самостоятельной деятельности. Таким образом, высшая школа получает заказ на подготовку не только профессионала в конкретной области, но и социально зрелой личности.

Основываясь на концепции формирования и развития профессионально-значимых качеств специалиста (Шадриков В.Д., Гусев В.В., Образцов П.И., Петров В.А., Щекотихин В.М. и др.), можно выделить три группы профессионально значимых качеств, которые отражают наиболее общую структуру требований профессиональной деятельности к сотруднику органов внутренних дел: необходимые знания; специальные знания; дополнительные знания. Необходимыми знаниями являются теоретические знания и практические навыки, которыми должны обладать все студенты и которые позволяют им выносить суждения и принимать ответственные решения, т. е. быть эффективными в конкретной области (сфере деятельности). Специальные знания включают

в себя знания и навыки в области конкретной науки, либо техники, приобретаемые путем специальной подготовки или профессионального опыта. Дополнительные знания, в свою очередь, - это знания, которые студенты должны получить, но они не являются обязательными. Подобная классификация может быть принята во внимание при определении учебной нагрузки студентов и количестве часов, необходимых для завершения каждого курса. Очевидно, что в каждом конкретном случае необходимо проанализировать характер требуемых знаний и решить вопрос, являются ли они необходимыми, специальными или дополнительными.

Профессиональная компетентность - это всегда качественная характеристика личности специалиста, которая включает интерес к профессиональной компетентности своего профиля. Профессиональная компетенция сотрудника органов внутренних дел в значительной степени подразумевает способность к решению поставленных перед службой задач и принятия своевременных решений. К числу необходимых навыков сотрудника внутренних дел относится способность определять проблемы в сложных и неопределенных ситуациях, используя собственный опыт и знания, чтобы своевременно принимать дискреционные решения в условиях сильного стресса [10, с. 72]. Анализ профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел позволяет сделать вывод, что важнейшей составляющей содержания их профессиональной компетентности является общенаучная компетенция. Последняя обеспечивает фундаментальность подготовки среднего, старшего и высшего начальствующего состава органов внутренних дел и позволяет решать профессиональные задачи с использованием научных методов [7]. Научный стиль мышления включает такие качества сотрудника, как диалектичность, системность, аналитичность и широту видения проблем.

Общенаучную компетенцию сотрудников органов внутренних дел можно понимать как способность и готовность, научно анализируя проблемы и процессы профессиональной сферы, использовать на практике базовые знания и методы естественных наук для достижения требуемых результатов.

Основой формирования общенаучной компетенции сотрудника внутренних дел должны стать знания-инструменты [2, с. 13], которые имеют междисциплинарный характер и служат главным средством для создания целостной картины мира. Учебные программы и комплексы

могут быть направлены на развитие следующих структур общенаучной компетенции: мотива-ционно-ценностная; когнитивно-операциональная; рефлексивно-оценочная. Каждая компетенция - это понятие, которое соединяет свойства всех уровней опыта студента. Это дает более широкую возможность применения системного подхода в обучении. Эта ориентация позволит совместить требования к узкопредметным и к междисциплинарным знаниям и навыкам сотрудника органов внутренних дел в единой компетенции.

Примечания:

1. Аккаева Х.А. Основные проблемы борьбы с терроризмом на современном этапе / Х.А. Аккаева // Теория и практика общественного развития.-2015.-№ 9.-С. 114-116.

2. Голубева О.Н. Проблема целостности в современном образовании / О.Н. Голубева, А.Д. Суханов. - М.: Новое тысячелетие, 1996. - 123 с.

3. Климов Е.А. Введение в психологию труда ¡учебник/ Е.А. Климов. - М.: Издательство Московского университета ; Академия, 2004. - 336 с.

4. Коблов Ф.Ч. Совершенствование подготовки сотрудников органов внутренних дел в центрах профессиональной подготовки Министерства внутренних дел России / Ф.Ч. Коблов // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия Гуманитарные науки: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ак-меология. Ювенология. Социокинетика. - 2012. -Т. 18,- №3.

5. Мальцева О.А. Проблемы совершенствования специального профессионального обучения сотрудников МВД РФ / О.А. Мальцева // Профессиональное образование. - Приложение "Новые педагогические исследования". - 2007. - №3 - С. 115-117.

6. Манукян А.Р. Профессиональная подготовка в органах внутренних дел Российской Федерации / А.Р. Манукян // Теория и практика общественного развития. - 2015. - № 9. - С. 138-139.

7. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты / А.В. Хуторской // Интернет-журнал "Эйдос". - 2002. - 23 апреля. - № 2. - С. 58-64.

8. Faull J. Security ¡n Europe-objective, ¡nitiatives and measures of the European Union. The New Pólice in Europe // The Professional Journal for Further Education and Training. - 2009. -Vol. 1, No 1.- P. 3-5.

9. Jaschke H.G. Modern pólice science as an integrated academic discipline: A contribution to the debate on its fundamentáis / H.G. Jaschke, A.K. Neidhardt // Policing & Society. - 2007. - Vol 17, No 4. - P. 303-320.

10.Pagon M. Perspectives of Pólice Science in Europe / M. Pagon.T. Bjorg, F.B. Romerio. - Bramshill: CEPOL Series No 2, 2007.

11.Roberg R. Higher education and policing: Where are we now? / R. Roberg, S. Bonn // Policing: An International Journal of Pólice Strategies and Management. - 2004. - Vol. 27, No. 4. - P. 469-486.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.