Научная статья на тему 'Актуальные вопросы преподавания русского языка как иностранного на современном этапе'

Актуальные вопросы преподавания русского языка как иностранного на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1786
315
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКИЙ ЯЗЫК КАК ИНОСТРАННЫЙ / RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE / МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА / TEACHING METHODS OF THE RUSSIAN LANGUAGE / ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ / INTERNET RESOURCES / СОЦИАЛЬНАЯ СЕТЬ / SOCIAL NETWORK / ОНЛАЙН ЭКСКУРСИЯ / ONLINE EXCURSION / НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ / NON-VERBAL MEANS OF COMMUNICATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шаламова Эллина Владимировна

В статье рассмотрены такие актуальные вопросы преподавания русского языка как иностранного: применение в обучении информационных технологий, ресурсов сети интернет и обучение невербальным средствам общения. Предложены такие способы использования интернет-коммуникации, как образование группы в социальных сетях, выполнение поисковых заданий, проведение виртуальных экскурсий, подготовка учебных проектов. Для изучения невербальных средств обучающимся можно предложить задания на распознавание жестов и мимики, на сопровождение ими диалога и т. д. Для всех заданий важен учёт факторов самостоятельности, оригинальности, коммуникативности, связи с жизнью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шаламова Эллина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTUAL QUESTIONS OF TEACHING RUSSIAN LANGUAGE AS FOREIGN ON THE PRESENT STAGE

The article deals with topical issues of teaching Russian as a foreign language: application of information technologies, Internet resources and training in non-verbal means of communication in teaching. Suggested ways of using Internet communication, such as the formation of a group in social networks, the fulfillment of search tasks, virtual tours, the preparation of educational projects. To study non-verbal means, students can be offered tasks to recognize gestures and facial expressions, to accompany them with dialogue, and so on. For all tasks, it is important to take into account the factors of independence, originality, communication, connection with life.

Текст научной работы на тему «Актуальные вопросы преподавания русского языка как иностранного на современном этапе»

При реализации обучающей цели происходит обучение всем видам речи (диалогической, монологической, письменной, аудированию); расширение активного и пассивного лексического словаря обучаемых; тренировка грамматически правильной речи и т.д.

Неоценима роль и развивающей цели, способствующей знакомству с историческим и культурным наследием, с национальными обычаями, традициями народов, изучаемых языков; расширяющей кругозор и развивающей психические свойства личности.

Литература:

1. Были и небылицы дядюшки Джонатана: Фольклор народов США: (Для сред.и стар. шк. воз.) / Сост. П. Длугенский. Л.: Дет .лит., 1987.189 с.

2. Васильева З.П. Мудрые заповеди народной педагогики: Заметки журналистов. М.: Педагогика, 1988. 157 с.

3. Фахрутдинова А.В., Кондратьева И.Г Современные тенденции социоориентированного воспитания учащихся в условиях мультикультурализма: нравственный аспект. // Ученые записки Казанской государственной академии ветеринарной медицины им. Н.Э.Баумана. 2015. Т.1. № 1. С. 221-231.

4. Фомина Т.Г. Язык и национальная культура. Лингвострановедение. Учебное пособие, Казань, 2011. 129 с.

5. Хусаинова А.Т., Фахрутдинова А.В. Межпредметная интеграция при обучении студентов вузов на примере изучения иностранного языка. // Ученые записки Казанской государственной академии ветеринарной медицины им. Н.Э.Баумана. 2014. № 3.С.328-332.

6. Чумарова Л.Г., Беляева Е.А., Николаева О.А. Фольклор как средство этнопедагогики. // Проблемы современного педагогического образования. Выпуск 56.Часть 8-Ялта, 2017. с. 288-294.

7. Чумарова Л.Г., Галиулина И.Р., Мухаметзянова Р.И. Фольклорные жанры в обучении иностранному языку. // Проблемы современного педагогического образования. Выпуск 56, Часть 8. - Ялта, 2017, с. 280-288.

8. Briggs K.M. A Dictionary of British Folk. - Tales in the English Language, 2 vols. London, 1970. 290 p.

9. Folklore In Teaching Languages L.Chumarova, G.Fassakhova, L.Islamova, R.Gataullina) ttps://library.iated.org/view/CHUMAR0VA2016FIN

Педагогика

УДК 372.881.161.1 ББК 74.268.1Рус

старший преподаватель Шаламова Эллина Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение инклюзивного высшего образования «Московский государственный гуманитарно-экономический университет» (г. Москва)

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО НА

СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Аннотация. В статье рассмотрены такие актуальные вопросы преподавания русского языка как иностранного: применение в обучении информационных технологий, ресурсов сети интернет и обучение невербальным средствам общения. Предложены такие способы использования интернет-коммуникации, как образование группы в социальных сетях, выполнение поисковых заданий, проведение виртуальных экскурсий, подготовка учебных проектов. Для изучения невербальных средств обучающимся можно предложить задания на распознавание жестов и мимики, на сопровождение ими диалога и т. д. Для всех заданий важен учёт факторов самостоятельности, оригинальности, коммуникативности, связи с жизнью.

Ключевые слова: русский язык как иностранный, методика преподавания русского языка, интернет-ресурсы, социальная сеть, онлайн экскурсия, невербальные средства общения.

Annotation. The article deals with topical issues of teaching Russian as a foreign language: application of information technologies, Internet resources and training in non-verbal means of communication in teaching. Suggested ways of using Internet communication, such as the formation of a group in social networks, the fulfillment of search tasks, virtual tours, the preparation of educational projects. To study non-verbal means, students can be offered tasks to recognize gestures and facial expressions, to accompany them with dialogue, and so on. For all tasks, it is important to take into account the factors of independence, originality, communication, connection with life.

Keywords: Russian as a foreign language, teaching methods of the Russian language, Internet resources, social network, online excursion, non-verbal means of communication.

Введение. Преподавание русского языка как иностранного (РКИ) является одним из наиболее перспективных направлений развития современной методики преподавания русского языка. Всё больше людей во всём мире начинают изучать русский язык. М.Н. Крылова отмечает: «Глобализация диктует установление прочных международных отношений, особенно между представителями пусть не соседних, но близких регионов, связанных крепкими историческими связями» [6, с. 24]. В последние десятилетия методика преподавания РКИ намного продвинулась вперёд, получила теоретическое обоснование и практическую разработку в значительном количестве разнообразных публикаций. В исследованиях современных учёных, педагогов и методистов внимание уделяется использованию игровых заданий [1], текстовому компоненту обучения РКИ [10], визуализации учебной информации [7], внеаудиторной работе как средству развития у обучающихся интереса к РКИ [12] и другим проблемам.

Цель статьи - рассмотреть такие актуальные вопросы преподавания РКИ, как использование ресурсов интернет-коммуникации и обучение невербальной составляющей русской речи.

Изложение основного материала статьи. Современный мир с каждым днём становится всё более ориентированным на интернет-коммуникацию. Огромные потенциальные возможности, которыми обладают социальные сети и другие сетевые ресурсы, могут быть использованы в преподавании самых разных дисциплин на различных уровнях образования. Современная молодёжь прекрасно ориентируется в интернет-ресурсах, умеет использовать их возможности для коммуникации, обмена информацией, развлечения и т. п., имеет мобильные устройства (гаджеты), которые позволяют быть онлайн каждую минуту времени. Преподаванию РКИ следует войти в эту коммуникативную систему, стать её частью. Педагог должен

использовать интернет как средство воздействия на обучающегося, формирования у него интереса к занятию и внеаудиторной деятельности по предмету, выполнению самостоятельных заданий, проектов и т. д.

Интернет способен создать языковую и культурную среду, которой обучающийся лишён, если он изучает русский язык за пределами России. Если же обучение протекает в России, интернет поможет глубже узнать страну, познакомиться с различными её регионами, её культурой, историей и современной жизнью.

Ресурсы сети интернет могут использоваться на занятиях по РКИ при обучении различным видам деятельности. А.А. Налбандян посвятила кандидатскую диссертацию использованию ресурсов интернета при обучении чтению на занятии РКИ. Она считает, что при изучении страноведческой информации гораздо продуктивнее отсылать обучающихся к ресурсам интернета, которые более доступны, наглядны, снабжены гипертекстовыми переходами [9]. Помимо навыков чтения, можно развивать у обучающихся способности к говорению, письму, слушанию.

Интернет может быть использован в рамках преподавания РКИ разными способами. Мы предлагаем создать коммуникативное объединение преподавателя и обучающихся в социальной сети. К примеру, это может быть «беседа» в сети ВКонтакте (https://vk.com) - группа, объединяющая несколько пользователей социальной сети, каждый из которых видит сообщения всех других коммуникантов, может участвовать в общении. Практически все современные социальные сети предоставляют возможность создания подобной группы. Педагог, став членом такой «беседы», может руководить процессом выполнения домашних самостоятельных работ, предоставлять обучающимся интересные и полезные гиперссылки на учебный и неучебный материал. Роль педагога в такой группе - квазипассивное наблюдение, создающее у обучающихся иллюзию полной самостоятельности. Совместный характер коммуникации в «беседе», её открытость, наглядный характер, возможность организации дискуссии будут способствовать повышению коммуникативной компетентности обучающихся, более глубокому их проникновению в мир русского языка и современной русской культуры.

Кроме того, интернет-среда позволяет давать обучающимся разнообразные задания для выполнения как на занятии, так и во внеучебное время. Это могут быть поисковые задания самого разного наполнения:

1. Найдите информацию об истории Московского Кремля.

2. Найдите сведения из истории букв русского алфавита.

3. Найдите сведения о русском этикете, сравните правила с этикетом вашей страны (народа) и т. п.

Поисковые задания связаны как с получением обучающимися информации, так и с формированием их

знаний, умений и навыков по русскому языку. Л. Шипелевич отмечает: «Если раньше основным источником информации на иностранном языке был преподаватель, то в современном мире таким источником становится Интернет» [13, с. 50]. Следует признать, что сегодня преподаватель не способен дать обучающимся такую актуальную, полную и наглядную информацию, которую дают ресурсы интернет. Однако он может выбрать те ресурсы, которые будут предоставлять эту информацию наилучшим образом.

Ещё один вид деятельности, которая с успехом может быть выполнена обучающимися РКИ в интернет-среде, - прохождение интерактивных экскурсий. Задания могут быть поставлены следующим образом:

1. Пройдите интернет-экскурсию, расскажите о ней.

2. Выпишите новую лексику, встреченную во время интернет-экскурсии, найдите значения слов в словаре.

3. Составьте презентацию на русском языке с экскурсией в какое-то интересное место вашей страны и т. п.

Применение виртуальных экскурсий «позволяет существенно расширить рамки урока и возможности педагога, эффективно поддерживать когнитивную деятельность обучающихся» [3, с. 76]. Обучающимся могут быть предложены самые разные экскурсии: прогулка по Русскому музею (г. Санкт-Петербург) (http://virtual.rusmuseumvrm.ru); виртуальная прогулка по Москве (http://russian-spravka.ru/panoramy-gorodov-mira/8085-panorama-moskvy.html) и др.

Особенное внимание следует уделять выполнению обучающимися проектных заданий на основе ресурсов интернет. Метод проектов «состоит в выполнении самостоятельного творческого задания под руководством педагога» [5, с. 43]. В современном обучении метод проектов очень популярен, признаётся его эффективность в развитии исследовательских навыков обучающихся, формировании у них самостоятельности. Один пример проектного задания уже приведен нами выше, ведь составление презентации-экскурсии - это не что иное, как проект, в ходе выполнения которого обучающийся воспользуется ресурсами интернет для создания собственного оригинального продукта. Ещё несколько примеров:

1. Малый город России.

2. Моя родина (большая или малая).

3. Что мне нравится в России.

4. Самое непривычное блюдо русской кухни.

5. Любимый русский поэт и т. д.

Проект лучше всего создавать с помощью презентации Microsoft PowerPoint и представлять его на занятии. Может быть поставлено условие: подготовка двух проектов в учебный семестр. Проект обязательно защитить на занятии, то есть подготовить выступление, сопровождающее презентацию. Можно провести семестровый конкурс проектов, выявить победителя (победителей), наградить их грамотами и поощрить привилегиями на экзамене или зачёте. Проекты можно загружать в «беседу» в социальной сети, где они будут оценены с помощью голосования всех членов группы.

Ещё один сложный вопрос преподавания РКИ - обучение невербальной составляющей русской речи. Формирование и расширение у обучающихся лексического запаса на разных этапах изучения РКИ неизменно находится под контролем педагога [4]. Не обходится вниманием также грамматическая и коммуникативная составляющие обучения. Невербальной коммуникации не всегда придаётся достаточное значение. В то же время невербальные средства являются неотъемлемым элементом коммуникации, имеют национальную специфику, нуждаются в уточнении и корректировке.

А.Т. Оналбаева считает, что использование в практике преподавания РКИ невербальных средств способствует активизации познавательной деятельности обучающихся. По её мнению, «невербальные средства общения играют важную роль и в регулировании взаимоотношений, установлении контактов, во многом определяют эмоциональную атмосферу и самочувствие, как преподавателя, так и студента»

[11, с. 99]. В.А. Марьянчик и И.А. Кристианингсих отмечают, что невербальные опоры очень важны для активизации диалогической речи на занятиях РКИ. Ситуативный диалог на занятии может превратиться в ролевую игру, в ходе которой отрабатывается в числе прочего и невербальная составляющая речи [8]. Н.Н. Вольская полагает, что «владение иностранным языком невозможно без знания его невербального кода», в частности, без таких его составляющих, как «жесты, визуальное поведение, расположение собеседников и дистанция, тактильные прикосновения» [2, с. 134].

Мы считаем, что предварительно, до выполнения упражнений, обучающихся необходимо ознакомить с наиболее полным перечнем невербальных средств общения (жесты, мимика, поза, расстояние между собеседниками, взгляд, тактильные движения, внешность, запах, смех, слёзы, походка, паузы, интонация, темп и ритм речи, громкость голоса), отметив, что наиболее употребительными, несомненно, являются жесты и мимика, кроме того, очень важно уделить внимание взгляду, выражению глаз. Интонационные особенности речи, как правило, имеющие национальную специфику, акцентируются не только при изучении невербальных средств.

Мы предлагаем использование следующих заданий, направленных на освоение обучающимися основных невербальных средств русскоязычной коммуникации:

1. Прочитайте диалог. Какими жестами и мимикой, по вашему мнению, может сопровождаться каждая реплика? (Рассматриваются варианты невербального сопровождения диалога, проводится дискуссия о наиболее удачных вариантах).

2. Прочитайте диалог. Какие реплики можно полностью заменить невербальными средствами языка? Озвучьте диалог в новом виде (В первую очередь, можно заменить реплики «Да» и «Нет», однако можно попытаться выполнить максимальную замену, допустив юмористический компонент при озвучивании диалога).

3. Понаблюдайте за преподавателем, его жестами и мимикой. Какую эмоциональную информацию он пытается передать вам? (Педагог изображает гнев, удивление, нетерпение и другие эмоции; передаёт с помощью изобразительных жестов информацию о том, что встреча состоится через два часа, на верхнем этаже и т. п. Можно дать карточки с описанием эмоции или информации студентам и устроить игру с угадыванием этих эмоций, информации).

4. Рассмотрите видеофрагмент (отрывок из фильма, записи беседы и т. п.). Какие невербальные средства используют участники общения? Есть ли у данных жестов, мимики национальная специфичность?

Учебный эффект могут иметь задания на распознавание жестов. Например: 1) пальцы рук сцеплены; 2) почесывание и потирание уха; 3) почесывание и потирание шеи; 4) пальцы во рту. После выполнения обучающимся предлагаются ответы, сверяется выполнение задания с данными ответами: 1) пальцы рук сцеплены - разочарование собеседника, желание скрыть своё отрицательное отношение; 2) почесывание и потирание уха - человек наслушался вдоволь и хочет выказаться; 3) почесывание и потирание шеи говорит о сомнении и неуверенности человека; 4) пальцы во рту - жест говорит о внутренней потребности в одобрении и поддержке. Необходимо обратить внимание обучающихся на то, что кинесика передаёт гораздо больше информации, чем вербальное сообщение. Если научиться считывать эту скрытую информацию, то можно понимать побуждения и мысли собеседников.

Нельзя не упомянуть на занятиях о национальной специфике невербальных средств: активной жестикуляции итальянцев, сдержанности скандинавов, традиции не смотреть в глаза японцев и т. д.

Возможны также вопросы общего характера, ведущие в организации живого диалога между обучающимися, дискуссии:

1. Какие невербальные средства удивили вас в России?

2. Какие невербальные средства общения русских людей вы не всегда понимаете?

3. Какие ваши жесты и мимика удивили россиян? Какие не были понятны им?

Выводы. Методика преподавания РКИ требует от педагога постоянного поиска новых форм и методов обучения, новых средств передачи учебной информации обучающимся. Кроме того, необходимо уточнять и обновлять сам материал, совершенствовать содержание учебной информации, акцентируя внимание на её актуальных составляющих.

Благодаря использованию ресурсов сети интернет, обучение РКИ приобретает интерактивный характер. Создаётся специальная обучающая среда, индивидуальная, соответствующая составу и уровню обучающихся, ориентированная на их запросы и удовлетворение их учебных интересов. Эффективными инструментами использования интернет-технологий в преподавании РКИ является создание совместных групп преподавателя и обучающихся в социальных сетях, выполнение разнообразных поисковых заданий, участие в онлайн-экскурсиях, подготовка учебных проектов и т. д.

Коммуникативная направленность обучения РКИ требует от педагога внимания не только к формированию лексического запаса обучающегося, совершенствованию грамматического строя его речи, но и к обучению невербальной составляющей общения. В структуру занятий по КРИ необходимо вводить специальные и вспомогательные задания на распознавание и продуцирование невербальных средств: жестов, мимики и др.

Литература:

1. Абраменко, О.В. Игровые задания как способ активизации владения русским языком как иностранным на начальном этапе обучения / О.В. Абраменко // Наука и практика: Сб. ст. междунар. научн. конф. молодых ученых; под ред. В.О. Бернацкого и др. - М.: Сова, 2016. - С. 91-100.

2. Вольская, Н.Н. Коммуникативные средства невербального поведения в аспекте преподавания РКИ / Н.Н. Вольская // Коммуникативные исследования. - 2017. - № 3 (13). - С. 134-141.

3. Каунов, А.М. Перспективы использования виртуальных интернет-экскурсий при повышении квалификации и подготовке учителей технологии / А.М. Каунов // Технологическое образование и устойчивое развитие региона. - 2012. - Т. 2. - № 1 (8). - С. 76-80.

4. Ковалёва, А.В. Этапы работы с лексикой при обучении РКИ / А.В. Ковалёва // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. -2013. - № 2. - С. 231-233.

5. Крылова, М.Н. Интерактивные методы в системе преподавания гуманитарных дисциплин в техническом вузе / М.Н. Крылова // Перспективы науки и образования. - 2016. - № 4 (22). - С. 39-46.

6. Крылова, М.Н. Особенности таджикского языка и их влияние на обучение студентов-таджиков русскому языку / М.Н. Крылова // Психология, социология и педагогика. - 2016. - № 3 (54). - С. 24-30.

7. Лихачева, М.Е. Визуализация как средство повышения эффективности учебного процесса на занятиях по русскому языку как иностранному / М.Е. Лихачева // Инновационное образовательное пространство: теория и практика обучения иностранным языкам и русскому языку как иностранному в высшей школе: коллект. монография; под ред. Е.И. Чирковой. - Киров: Межрег. центр инновац. технологий,

2017. - С. 53-72.

8. Марьянчик, В.А. Невербальные опоры для активизации диалогической речи на уроках РКИ / В.А. Марьянчик, И.А. Кристианингсих // Филологические и педагогические аспекты гуманитарного образования в высшей школе: Мат. межрегион. науч.-практ. сем. с междунар. участ. - Рязань: Ак. права и управления, 2016. - С. 123-129.

9. Налбандян, А.А. Методические основы использования ресурсов интернета при обучении чтению на уроке РКИ: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02. - М., 2004. - 21 с.

10. Нефедьева, В.С. Текст как средство обучения монологической речи на русском языке как иностранном / В.С. Нефедьева, Т.В. Сварчевская // Психологические и педагогические основы интеллектуального развития: Сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. - Уфа: Аэтерна, 2018. - С. 85-87.

11. Оналбаева, А.Т. Использование невербальных средств общения в практике преподавания РКИ как средство активизации познавательной деятельности учащихся / А.Т. Оналбаева // Проблемно-информационный подход к реализации целей современного образования: вопросы теории и практики: Мат. XI междунар. науч.-практ. конф.; отв. ред. Л.И. Колесник. - Нижневартовск: Нижневарт. гос. ун-т, 2016. -С. 99-103.

12. Титова, Ж.Н. Внеаудиторная работа как средство развития интереса при обучении русскому языку как иностранному / Ж.Н. Титова // Актуальные вопросы описания и преподавания русского языка как иностранного/неродного Сб. мат. конф.; под общ. ред. Н.В. Кулибиной. - М.: Гос. ин-т РЯ им. А.С. Пушкина,

2018. - С. 912-917.

13. Шипелевич, Л. Личность преподавателя РКИ в эпоху интернета / Л. Шипелевич // Русский язык в Интернете: личность, общество, коммуникация, культура: Сб. ст. I Междунар. науч.-практ. конф. - М.: РУДН, 2017. - С. 49-54.

Педагогика

УДК: 378.2

ассистент Шаталова Любовь Ивановна

Старооскольский филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Белгородский государственный национальный исследовательский университет» (г. Старый Оскол)

ЛИНГВОМЕТОДИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ

КЛАССОВ

Аннотация. В статье раскрывается понятие «лингвометодичская компетентность» будущего учителя начальных классов. Представлено описание виртуального методического кабинета «Теоретические основы и технологии начального образования» для формирования лингвометодической компетентности студента на лекционных и практических занятиях в ходе освоения дисциплины «Методика обучения русскому языку».

Ключевые слова: лингвометодическая компетентность будущего учителя начальных классов, методика обучения, практико-ориентированное обучение студента-бакалавра.

Annotation. The article reveals the notion of «Linguistic methodic competence» of the future teacher of primary classes. The description of the virtual methodical cabinet "Theoretical Foundations and Technologies of Primary Education" is presented to form the linguistic competence of the student in lecture and practical classes in the course of mastering the discipline «Methods of teaching the Russian language».

Keywords: linguistic and methodical competence of the future teacher of primary classes, teaching methods, practical-oriented training for a bachelor student.

Введение. Современные тенденции образования, динамика развития информационных технологий, стремительное уплотнение смарт-функций человека, - все это стимулирует преподавателя-методиста к уточнению видения профессиограммы и профессиографии будущего учителя начальных классов, уточнения компетентностной составляющей в рамках практико-ориентированного обучения.

Требования ФГОС НОО от 2009 года акцентируют внимание на «формировании первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания; сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека; овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач; овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач» [ФГОС НОО, 2009].

Изложение основного материала статьи. Правомерность существования понятия «компетентность» применительно к сфере общего образования и теоретические идеи компетентностного подхода обосновываются в работах И.Г. Агапова, В.А.Болотова, Е.В. Бондаревской, С.Г. Воровщикова, А.Н. Дахина, Л.Ф.Ивановой, С.В. Кульневича, О.Е. Лебедева, Г.Н. Подчалимовой, М.В.Рыжакова, В.В. Серикова, А.В. Хуторского, С.Е. Шишова. В данных исследованиях компетентностный подход предполагает создание условий для целостного проявления, развития и самореализации личности. Проблема лингвистической

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.