Интернет-журнал «Науковедение» ISSN 2223-5167 http ://naukovedenie.ru/
Том 9, №2 (2017) http://naukovedenie.ru/vol9-2.php
URL статьи: http://naukovedenie.ru/PDF/86EVN217.pdf
Статья опубликована 13.05.2017
Ссылка для цитирования этой статьи:
Кинасова Е.Д., Гребеник В.В. Актуальные вопросы оценки угроз безопасности рынка труда под влиянием иммиграции // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 9, №2 (2017) http://naukovedenie.ru/PDF/86EVN217.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
УДК 33
Кинасова Евгения Дмитриевна
НОУ ВО «Московская академия экономики и права», Россия, Москва1
Доцент кафедры «Финансы и кредит» Кандидат экономических наук E-mail: [email protected]
Гребеник Виктор Васильевич
ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве РФ», Россия, Москва Профессор департамента корпоративных финансов и корпоративного управления
Доктор экономических наук, доцент E-mail: [email protected]
Актуальные вопросы оценки угроз безопасности рынка труда под влиянием иммиграции
Аннотация. Авторами представлены важнейшие аспекты функционирования национального рынка труда в условиях интенсивной иммиграции, приведены обоснованные гипотезы об интеграционных процессах национального рынка и рынка труда мигрантов, и связанные с этим риски дестабилизации институциональной структуры рынка труда. В статье представлены фундаментальные принципы регуляции национального рынка труда с учетом интеграции в него рынка труда мигрантов. Оценены угрозы безопасности национального рынка труда под воздействием иммиграционного потока, в том числе последствия от существенных перемен в институциональной структуре рынка труда, таких как упразднения важнейших органов механизма регуляции миграции в России. Авторами обосновано предположение о сдвиге парадигмы о различных производительностях труда иммигрантов и коренного населения, в сторону необходимости развития конкуренции национальных и иностранных трудовых ресурсов, включая механизм предпринимательского регулирования одной из стадий воспроизводственного процесса трудовых ресурсов. Исходя из оценки угроз безопасности рынка труда под воздействием иммиграции, авторами представлены направления регулирования рынка труда с учетом воздействий миграционных процессов на фундаментальных основах воспроизводственного процесса трудовых ресурсов, которые необходимо применять к экономическим иммигрантам.
Ключевые слова: иммиграция; рынок труда; угрозы экономической безопасности; институциональная структура рынка труда; воспроизводство иностранных трудовых ресурсов; производительность труда; интеграция рынков труда
1 117105, Москва, Варшавское шоссе, 23
Стабильность экономической системы государства в целом зависит от множества факторов, одними из которых и важнейшими являются происходящие в сфере миграции процессы, оказывающие влияние на состояние экономической безопасности. Состояние миграционной сферы и проблемы мигрантов в России стоят в настоящее время настолько остро, что представляют угрозу для экономической безопасности принимающего государства.
Процесс иммиграции, рассматриваемый как движение рабочей силы в международном масштабе, является элементом институциональной структуры рынка труда. Одновременно рынок труда, осуществляемого иностранными гражданами, является неотъемлемой составляющей экономики принимающего государства, а также важнейшей компонентой одного из классических факторов производства. Кроме того, миграция является фактором глобализации рынка труда.
В этой связи процессы, происходящие в сфере иммиграции затрагивают не только отдельные взаимосвязанные составляющие институциональной структуры рынка труда, но и влияют на институциональную среду в целом.
Сложившаяся обособленность рынка труда иммигрантов, является в настоящее время не менее серьезной угрозой, чем экономическая деятельность этнических анклавов и диаспор, нередко создающих условия для дестабилизации не только национального рынка труда, но и экономической системы в целом. Достаточно исследований посвящено их роли в формировании части среды теневой экономики.
Кроме того, одним из серьезнейших факторов возникновения угроз является отсутствие диверсификации труда иммигрантов.
В настоящее время рынок труда иммигрантов представлен низкоквалифицированной рабочей силой, непривлекательными для коренного населения профессиями, отсутствием соблюдения норм трудового законодательства, отсутствием контроля за осуществлением трудового процесса иммигрантами, правовая и социальная незащищенность.
Непривлекательность профессий, представленных иностранной рабочей силой, для коренного населения, обусловлена погоней предпринимателя за сокращением издержек.
Зачастую работодатели не способны удовлетворить базовые потребности рабочих-иммигрантов, создавая плохие, а порой невыносимые условия труда, что не может не сказаться на качестве общественного продукта.
Данная связь обуславливает необходимость понимания рынка труда иммигрантов как части национального рынка труда, что в настоящее время не находит своего отражения на практике.
Данные угрозы дестабилизации рынка труда в настоящее время функционируют в кризисных условиях хозяйствования.
Как известно, миграция является одним из наиболее чувствительных к воздействию кризиса явлений.
После потери работы почти две трети мигрантов пытались найти другую, а более трети вернулись на родину.
Согласно статистики, в 2015 году ФМС выдала приезжим из разных стран 1 732 471 патент и 216 969 разрешений на работу в РФ. При этом нелегальная миграция в РФ, как утверждают аналитики Высшей школы экономики (ВШЭ), сопоставима по объемам с легальной.
Статистика показывает спад иммиграционного притока.
Вместе с тем, данные по оттоку капитала, осуществляемого иммигрантами, таковы:
• Туркмения в 2014 году получила от своих «засланцев» 31 млн долларов, а в 2015-м - 16 млн долларов;
• Казахстан - 577 млн долларов в 2014-м и 318 млн в 2015-м;
• Киргизия в 2015-м снизила доходы до 1,083 млрд долларов против 2,062 млрд в 2014 году;
• Таджикистан за счет рабочего экспорта в 2014-м стал богаче на 3,854 млрд долларов, а в 2015-м - на 1,278 млрд;
• Узбекистан «заработал» руками своих мигрантов 2,37 млрд долларов в прошлом году и 5,653 млрд - в 2014-м.2
Статистика показывает, что в период кризиса, количество вновь прибывающих иммигрантов, резко уменьшается, при этом значительная доля (в среднем около 2 миллионов иностранных граждан), зарегистрированных на территории России, лишаются работы, что неизбежно уводит их в теневой сектор экономики.
В настоящее время среди предприятий, привлекающих иностранных граждан, на первом месте по количеству компаний - строительные предприятия, на втором - розничная и оптовая торговля, а транспорт - на третьем. При этом, коренные жители пока не конкурируют с иммигрантами. Сама служба занятости ужесточила требования к заявкам на иностранных работников. До кризиса некоторые компании требовали уборщиц со знанием китайского языка или водителей - со знанием вьетнамского. Их просили китайские, турецкие или вьетнамские компании, которые хотели, чтобы их обслуживали соотечественники. Русские работники эти вакансии закрыть не могли, поэтому служба занятости оформляла иностранцев. В настоящий момент такой порядок трудоустройства не допускается.
В целом, наблюдается повсеместная утрата иностранными работниками своих рабочих мест, интенсификация нелегальной иммиграции, в том числе и нелегального осуществления иммигрантами трудовой деятельности.
Помимо изложенного, стоит отметить, что изменения в институциональной структуре рынка иностранной рабочей силы, а именно, упразднение ФМС России, как специализированного по данной области сфере органа государственной власти, и последующая передача функций в ведение МВД не может не сказаться на эффективности процесса управления.
Хотя бы даже временно, данный фактор является дестабилизирующим для структуры рынка иностранных трудовых ресурсов.
Связующим и необходимым звеном непременно является разрешение важнейших актуальных вопросов, стоящих в основе реформирования институциональной структуры рынка труда, вызванного изменениями и модификацией институциональной среды, отвечающей на требования и вызовы современности.
Регулирование национального рынка труда, должно осуществляется непременно с учетом и включением в его институциональную структуру рынка труда иммигрантов.
Фундаментальными принципами такого регулирования является:
• объединенность;
2 Фоменко В. Гастарбайтерам - патент, русским - безработица // Интернет-СМИ «ПолитМир» - 04.07.2016. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://polit-mir.ru/gastarbayteram--patent-russkim--bezrabotitsa-2993.html. (дата обращения 04.04.2017).
• единообразие;
• диверсифицированность;
• систематичность;
• последовательность.
Исходя из данных принципов должно происходить поэтапное реформирование, как-то: проведение фундаментальных исследований в данной области, разработка и принятие закона «О труде» вместо уже давно устаревшего и не работающего закона «О занятости».
Отсутствие подобного закона является главной и нерешенной методологической проблемой не только теории, но и практики экономического роста, эффективности и влияния на экономическую безопасность страны в целом.
Ибо занятость это только один из элементов всей институциональной составляющей такого важного фактора производства, как труд. Институциональная структура закона о труде должна составлять такие ее важнейшие элементы как сам закон, в частности, новый закон о труде, закон о миграции, закон о воспроизводстве рабочей силы, и существующий закон о занятости и другие его элементы. Дело в том, что в настоящее время ни по одному из выше обозначенных направлений экономическая наука не ведет исследований, а соответственно всякие правовые трактовки не имеют под собой реальной практической оценки и значимости.
Безусловно, данный подход может противоречить существующей парадигме, в рамках которой рынки труда - национальный и иммигрантов дезинтегрированы. Данная парадигма базируется на различной производительности труда иностранных и национальных трудовых ресурсов.
Признаками, свидетельствующими о необходимости появления новой парадигмы, служат наличие дискомфортности, некоторой теоретической «неловкости», неспособность без натяжек объяснить происходящие явления, втиснуть их в устоявшиеся схемы.3
Дезинтеграция рынков труда - основная парадигмальная проблема, не позволяющая расширять области исследования в данном направлении. Данный подход не отвечает реалиям хозяйствования совокупно со стремлением государства приравнять производительности труда.
Дело в том, что повышение производительности труда иммигрантов - важнейшая часть воспроизводства иностранных трудовых ресурсов (повышение квалификации, переобучение и пр.) - является фундаментом рынка, обеспечивающим конкуренцию, и поддерживающим ликвидность активов кандидатов при трудоустройстве.
Не стоит забывать, что в условиях острой демографической ситуации в стране привлечение иммигрантов сегодня имеет важное значение не только в целях восстановления количественной составляющей экономически активного населения. Особую важность сегодня приобретает роль иммигрантов в воспроизводстве рабочей силы на всех стадиях: формирование, распределение, обмен и использование рабочей силы, подготовка, переподготовка и повышение квалификации. Институт натурализации имеет первостепенное значение для вышеуказанного процесса, так как частью трудовых ресурсов страны-реципиента становится следующее поколение, натурализовавшееся на территории принимающего государства.
3 Гребеник В.В. Парадигма в современной науке и её роль в обеспечении экономической и военной безопасности России // Интернет-журнал Науковедение, 2012. - .№3 (12). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/paradigma-v-sovremennoy-nauke-i-eyo-rol-v-obespechenii-ekonomicheskoy-i-voennoy-bezopasnosti-rossii (дата обращения: 04.04.2017).
В этой связи следует отметить актуальность предпринимаемых мер государственной политики по привлечению высококвалифицированных иностранных специалистов, введению балльной системы оценки иностранных граждан, желающих осуществлять трудовую деятельность на территории Российской Федерации, и предложения по организации сегментированной инфраструктуры для трудовых иммигрантов.
Неизбежность высокой динамики иммиграции ставит множество задач перед обществом и государством. С учетом изложенного, представляется, что наиболее актуальными на сегодняшний момент являются задачи восстановления высоких показателей трудового потенциала, и конкурентоспособности производимого продукта. По первому впечатлению эти явления не совсем взаимосвязаны, однако, это не так.
Трудясь на территории принимающего государства, иностранные граждане вносят свой вклад в ВВП, независимо от их статуса. Так, ежегодный вклад иммигрантов в ВВП России насчитывает около 3-5%. Иммигранты, трудясь на территории принимающего государства, и создавая продукт, обеспечивают уровень тренда роста ВВП, однако не следует забывать, что его создание происходит исключительно в той отрасли, где привлечены иммигранты. Повышение ВДС в отдельных отраслях приводит к созданию в них дополнительных рабочих мест.
Таким образом, иммигранты, трудясь и производя дополнительный продукт в отдельно взятой отрасли, способствуют ее экономическому развитию, что приводит к созданию в ней рабочих мест для дополнительного притока иммигрантов. Стоит отметить, что иммигранты, помимо прочего, занимают непривлекательные для коренного населения рабочие места, а те дополнительные рабочие места, которые создаются под воздействием иммиграции могут быть заняты также и коренным населением. Масштаб создания дополнительных рабочих мест достаточно широк, что позволяет дифференцировать дополнительные рабочие места для самих иммигрантов (например, строительные специальности) и для коренного населения (к примеру, административный персонал в строительной компании).
Представление о том, что процесс создания дополнительных рабочих мест для иммигрантов происходит также и в отраслях, где не привлечены иммигранты, является неверным, либо же таковые могут создаваться искусственно (по воле работодателя). Последнее не является явлением, возникающим под воздействием иммиграции.
В целом же иммиграция и экономические эффекты, возникающие под ее влиянием, пропорционально следуют экономическим успехам либо провалам принимающего государства.
Так, экономический рост провоцирует приток иммиграции, а спады и кризисы -существенный отток иностранных граждан в страны-реципиенты, а из оставшейся части иностранных граждан в период кризиса - большинство теряет работу, то есть ничего не производит и дополнительные рабочие места не создает, либо продолжает работу, но на условиях сниженной заработной платы и постоянных сокращений, равно как и коренное население, что не позволяет делать вывод о роли иммиграции как экономического буфера. 4
Иностранные граждане, представляющие собой неотъемлемую часть экономической системы страны-реципиента, влияют на показатели трудового потенциала, являясь во многом их источником, и отвечают за конкурентоспособность производимого ими продукта.
4 Кинасова Е.Д. Экономико-математическая модель обеспечения экономической безопасности Российской Федерации под влиянием процесса иммиграции // Сборник научных трудов, подготовленный под эгидой Научного совета ФМС России. М., - 2014. - С. 99.
Указанные задачи во многом корреспондируются с задачами обеспечения экономической безопасности в векторе процессов формирования, распределения, обмена и использования иностранной рабочей силы.
Следует особо обратить внимание на тот факт, что названные компоненты воспроизводства иностранной рабочей силы сегодня лишены регулирования со стороны государства. Данное обстоятельство представляет собой острую проблему, требующую системного подхода и разрешения в самое ближайшее время. Отсутствие предпринимаемых мер в данной области может стать одной из причин возникновения угроз экономической безопасности государства под воздействием иммиграции.
Сегодня появляется новое осмысление трудового потенциала общества, не столько как объема его труда и общей численности трудовых ресурсов мирового хозяйства, сколько инструмента развития трудового потенциала личности. Главным показателями конкурентоспособности в настоящее время является качество труда, квалификация и навыки, отношение личности к труду, уровень ее культурного, политического, социально-экономического сознания. Затрагивая тему о квалификации иностранных граждан следует учесть несколько важных аспектов.
Во-первых, иностранная рабочая сила обладает теми характеристиками, которые менее всего присущи коренному экономически активному населению. Данный факт отражается во всех сферах осуществления труда, а также способах его оценки как самими иностранными работниками, так и работодателями на национальном рынке труда. Это может быть связано с освоением нового опыта, национальных особенностей, культуры международного общения и сложившейся в местах исхода иностранной рабочей силы конъюнктуры рынка. Отличительная черта иностранных работников это функциональная особенность их труда, обусловленная их включенностью в мирохозяйственные отношения, связью с представителями их диаспор, представленных в мировых экономических политических структурах.
Во-вторых, следует учитывать, что в последние годы, мировая экономика столкнулась с дефицитом квалифицированной рабочей силы. В частности, прибывающие в Российскую Федерацию иммигранты из бывших союзных республик, составляющие основную долю иностранных граждан в стране, объективно не отвечают тем требованиям к квалификации, которые бы обеспечили рост трудового потенциала и конкурентоспособности производимого ими продукта.
В-основном, конкурентоспособность их труда обусловлена не профессиональными качествами, а относительной дешевизной их труда. С учетом неизбежности повышения динамики иммиграционных потоков, в интересах страны-реципиента находится фокусировка мер по соразмерному повышению квалификации и развитию трудового потенциала иностранных работников в тех сферах производства, в которых они привлечены. Соразмерность предпринимаемых мер обусловлена защитой интересов коренного экономически активного населения от конкуренции со стороны иностранных работников, в случае развития профессиональных навыков последних. Автором подразумевается приведение к гармонии иностранной и национальной рабочей силы, приближение размеров оплаты труда, культурного и гражданского самосознания, а также соразмерное увеличение знаний, навыков и умений, профессиональных качеств двух вышеназванных групп.
Данное обстоятельство возможно приведет к частичной интеграции рынков труда иностранных работников и коренного населения без возникновения негативных аспектов данного явления в виде роста безработицы коренного населения.
Такая интеграция неизбежно усилит рост трудового потенциала страны в целом и появлению большей доли квалифицированных работников среди коренного населения страны,
так как в случае достижения хотя бы частичного равновесия, возможен эффект появления здоровой конкуренции коренных трудовых ресурсов с иностранными.
Использование людских ресурсов, необходимых для достижения целей экономической политики государства, должно достигаться путем предотвращения угроз негативных воздействий на безопасность экономической системы через обеспечение:
• оптимального количества иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность;
• эффективности управления иммиграционными процессами;
• повышения уровня квалификации иммигрантов и их интеллектуального потенциала.
Исходя из вышеизложенного, требуется регулирование количества прибывающих иммигрантов, их занятости и территориального распределения, формирования и последующего правильного использования, а также мониторинг безработицы на рынке труда иностранных граждан.
Для этого необходимо наличие развитой инфраструктуры государственного регулирования, в то же время реформа в системе ФМС-МВД ни в коем случае не способствует скорейшей разработке таких действующих механизмов.
Слабость механизмов и институтов регулирования миграции наблюдается не только в России, но и в странах Евросоюза, и индикатором явился миграционный кризис, настигший Европу.
В настоящее время ряд стран СНГ готовы отказаться от модели оценки рисков и защиты национальных рынков труда и согласиться на свободное и неограниченное движение рабочей силы на пространстве всего Единого экономического пространства, что создало для стран СНГ определенные преференции в области миграционной политики.
В рамках Единого экономического пространства уже принято и ратифицировано всеми сторонами в 2011 г. Соглашение о правовом статусе трудящихся мигрантов и членов их семей, гарантирующее гражданам государств-участников свободу передвижения и трудоустройства в каждом из них. На очереди унификация трудового и миграционного законодательства, а в перспективе и визовой политики.
Говоря об актуальности предпринимаемых мер государственной политики, нельзя забывать, что в настоящее время в области изучения миграционных процессов отсутствует классификация рисков, сопровождающих миграцию, не изучены факторы, влияющие на их оценку.
Согласно существующей типологии рисков, риски, сопровождающие миграционные процессы носят в первую очередь экономический характер. Экономические риски связаны с возможным причинением ущерба в виде оттока капитала, и по мнению отдельных исследователей - негативного влияния на безработицу среди коренного населения. Однако последнее не является однозначным, и данная гипотеза была многократно опровергнута, и напротив, доказано положительное влияние на уровень безработицы среди коренного населения.
Помимо экономических рисков, выделяют и социальные, особенно остро сказывающиеся на принимающем обществе, выражающиеся главным образом, в возрастании криминализации общества под влиянием миграции и других негативных последствий, носящих преимущественно социальный характер.
Опасность криминологического характера, связанная с миграцией, в современных условиях трансформировалась в угрозу национальным интересам, причем в различных регионах России ее проявления имеют свою специфику. В этих условиях криминализируется современный социум, создается негативная среда, слабо регулируемая позитивной нормативной системой и системой социального контроля. В контексте изложенного профилактика предупреждения миграционной преступности не отвечает предъявляемым требованиям. Очевидно, законодательство должно не только устранять недостатки, но и способствовать оптимальному регулированию и формированию в целом миграционного законодательства России и ее субъектов.
С учетом этого, приоритетом обладают риски, подлежащие оценке по принципу измеримости, то есть те, в отношении которых существует возможность количественного анализа угроз, а также срочности их вероятного наступления, с учетом оценки эффективности системы обеспечения экономической безопасности на рынке труда под влиянием миграции.
ЛИТЕРАТУРА
1. Безбородова Т.М. Экономическая составляющая международной трудовой миграции // СТЭЖ, 2012. - №16 - С. 12-16.
2. Гребеник В.В. Парадигма в современной науке и её роль в обеспечении экономической и военной безопасности России // Интернет-журнал Науковедение, 2012. - №3 (12). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://cyberleninka.m/article/n/paradigma-v-sovremennoy-nauke-i-eyo-rol-v-obespechenii-ekonomicheskoy-i-voennoy-bezopasnosti-rossii (дата обращения: 04.04.2017).
3. Гребеник В.В. Формирование новой парадигмы экономического обеспечения национальной безопасности России на современном этапе: монография. - М.: МАЭП, 2011. - 170 с.
4. Кинасова Е.Д. Экономико-математическая модель обеспечения экономической безопасности Российской Федерации под влиянием процесса иммиграции // Сборник научных трудов, подготовленный под эгидой Научного совета ФМС России. М., - 2014. - С. 95-116.
5. Рыбаковский Л.Л., Воробьева О.Д., Савинков В.И. Основные проблемы современной миграционной политики России // Народонаселение. - 2016. - №4. -С. 4-13.
6. Рязанцев С.В., Боженко В.В., Пажневский Ш.З. Трудовые мигранты на российском рынке труда: вклад в экономическое развитие страны // Сегодня и завтра российской экономики. - 2015. - №70. - С. 5-14.
7. Рязанцев С.В., Красинец Е.С. Современные тенденции и экономические эффекты трудовой миграции из Центральной Азии в Россию // Научное обозрение. Серия 1. Экономика и право. - 2016. - №5. - С. 5-14.
8. Смирнова В.А. Нелегальная миграция как угроза национальной безопасности Российской Федерации // Вестник экономической безопасности. - 2009. - №4. - С. 92-97.
9. Солодилов А.В. Национальная безопасность и проблемы миграции для современной России // Власть. - 2016. - №5. - С. 118-122.
10. Фоменко В. Гастарбайтерам - патент, русским - безработица // Интернет-СМИ «ПолитМир» - 04.07.2016. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://polit-mir.ru/gastarbayteram--patent-russkim--bezrabotitsa-2993.html. - (дата обращения 04.04.2017).
Kinasova Evgeniya Dmitrievna
Moscow academie of economics and law, Russia, Moscow
E-mail: [email protected]
Grebenik Viktor Vasilievich
Financial university, Russia, Moscow E-mail: [email protected]
Topical issues of assessing threats to labor market safety under the influence of immigration
Abstract. The authors present the most important aspects of the functioning of the national labor market in the context of intensive immigration, provide well-grounded hypotheses about the integration processes of the national market and migrant labor market, and the associated risks of destabilizing the institutional structure of the labor market. The article presents fundamental principles of the regulation of the national labor market, taking into account the integration of the labor market of migrants into it. The threats to the safety of the national labor market under the influence of the immigration flow are estimated, including the consequences of significant changes in the institutional structure of the labor market, such as the abolition of the most important bodies of the mechanism for regulating migration in Russia. The authors substantiate the assumption of a paradigm shift about the various labor productivity of immigrants and indigenous people, towards the need to develop competition between national and foreign labor resources, including the mechanism of entrepreneurial regulation of one of the stages of the reproductive process of labor resources. Based on the assessment of threats to labor market safety under the impact of immigration, the authors present the directions of labor market regulation taking into account the impact of migration processes on the fundamental principles of the reproductive process of labor resources that must be applied to economic immigrants.
Keywords: immigration; the labor market; threats to economic security; the institutional structure of the labor market; the reproduction of foreign labor; labor productivity; the integration of labor markets