Научная статья на тему 'Актуальные вопросы организации внутреннего контроля качества медицинской помощи детям первого года жизни при хирургических заболеваниях'

Актуальные вопросы организации внутреннего контроля качества медицинской помощи детям первого года жизни при хирургических заболеваниях Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
344
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Детская хирургия
ВАК
RSCI
Ключевые слова
КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ / КРИТЕРИИ КАЧЕСТВА / НОРМАТИВНЫЙ АКТ / ДЕТСКАЯ ХИРУРГИЯ / QUALITY CONTROL OF MEDICAL AID / QUALITY CRITERIA / NORMATIVE ACT / PEDIATRIC SURGERY

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — Шишов М. А., Чепурной Геннадий Иванович

Представлен анализ нормативных актов, устанавливающих требования к порядку организации внутреннего контроля качества медицинской помощи детям первого года жизни при хирургических заболеваниях. Сформулированы общие принципы построения внутреннего контроля, его цели, задачи и соответствующие им мероприятия. Сделан вывод о необходимости разработки единой методики осуществления внутреннего контроля качества, основанной на единых критериях и способах оценки деятельности врача детского хирурга с участием профессиональных медицинских общественных организаций, таких как Российская ассоциация детских хирургов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим медицинским наукам , автор научной работы — Шишов М. А., Чепурной Геннадий Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Topical problems of organization of internal quality control of medical assistance for children with surgical diseases during the first year of life

We analysed normative acts establishing requirements for the organization of internal quality control of medical aid to children with surgical diseases in the first year of life. General principles of organization of internal quality control are formulated with reference to its goals and measures needed to reach them. The importance of standardization of internal quality control based on common criteria and methods for the assessment of surgeon ’s actions is emphasized. The role of public professional medical organization, such as Russian Association of Pediatric Surgeons, in this work is discussed.

Текст научной работы на тему «Актуальные вопросы организации внутреннего контроля качества медицинской помощи детям первого года жизни при хирургических заболеваниях»

ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

© М.А. ШИШОВ, Г.И. ЧЕПУРНОЙ, 2014 УДК 617-089-053.3-082.614.2 М.А. Шишов1, Г.И. Чепурной2

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ ПРИ ХИРУРГИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЯХ

1Кафедра общественного здоровья и здравоохранения (зав.И.В. Дударев) Ростовского государственного медицинского университета, Ростов-на-Дону;

2Кафедра детской хирургии и ортопедии (зав. Г.И. Чепурной), Ростовского государственного медицинского университета Ростов-на-Дону

Чепурной Геннадий Иванович, e-mail: [email protected]

Представлен анализ нормативных актов, устанавливающих требования к порядку организации внутреннего контроля качества медицинской помощи детям первого года жизни при хирургических заболеваниях. Сформулированы общие принципы построения внутреннего контроля, его цели, задачи и соответствующие им мероприятия. Сделан вывод о необходимости разработки единой методики осуществления внутреннего контроля качества, основанной на единых критериях и способах оценки деятельности врача — детского хирурга с участием профессиональных медицинских общественных организаций, таких как Российская ассоциация детских хирургов.

Ключевые слова: контроль качества медицинской помощи, критерии качества, нормативный акт, детская хирургия Shishov M.A., Chepurnoy G.I.

TOPICAL PROBLEMS OF INTERNAL QUALITY CONTROL OF MEDICAL AID TO CHILDREN WITH SURGICAL DISEASE IN THE FIRST YEAR OF LIFE

Rostov State Medical University, Rostov-on-Don

We analysed normative acts establishing requirements for the organization of internal quality control of medical aid to children with surgical diseases in the first year of life. General principles of organization of internal quality control are formulated with reference to its goals and measures needed to reach them. The importance of standardization of internal quality control based on common criteria and methods for the assessment of surgeon's actions is emphasized. The role of public professional medical organization, such as Russian Association of Pediatric Surgeons, in this work is discussed.

Key words: quality control of medical aid, quality criteria, normative act, pediatric surgery

Проблема обеспечения качества медицинской помощи детскому населению не теряет свою актуальность на протяжении последних десятилетий. Неоднократно она затрагивалась и Президентом РФ, в частности, в послании Федеральному собранию от 30.11.2010, отмечена обязанность повысить доступность и качество медицинской помощи матерям и детям, развивать программу "Родового сертификата" и систему восстановительного лечения для детей первых трех лет жизни, новорожденных с низкой массой тела [1]. Столь пристальное внимание в некоторой степени обусловлено тем, что качество медицинской помощи данной группе населения является одним из факторов, влияющих на демографические показатели, и таким образом, затрагивает аспекты национальной стратегии в сфере здравоохранения. Подтверждением является программа «Родовой сертификат» приоритетного национального проекта "Здоровье". Определенный вклад в обеспечение качества медицинской помощи детям вносят и детские хирурги. В частности, проведенный в 2009 г Минздравсоцразвития РФ анализ состояния здоровья детей первого года жизни, причин младенческой смертности и заболеваемости соответствовал о необходимости внести изменения в стандарт диспансерного (профилактического) наблюдения за ребенком первого года жизни [2]. В результате были введены дополнительные осмотры врача детского хирурга с целью выявления на более ранних стадиях врож-

денных заболеваний, патологии костно-мышечной системы, проведения лечебных и оздоровительных мероприятий, снижения смертности. Вместе с тем хирургическая помощь детям первого года жизни, как правило, оказывается в связи с наличием врожденных пороков развития, нередко множественных, в ряде случаев неизлечимых. У части пациентов добиться выздоровления невозможно, так как существуют объективные пределы возможностей лечения. При этом в ряде случаев средства массовой информации склонны заранее связывать развитие неблагоприятного исхода лечения с действиями врача. В данной ситуации детские хирурги поневоле вовлекаются зачастую в «чуждую» им сферу — сферу нормативных требований и инструкций, установленных законами и подзаконными актами. Упрощение процедуры обращения граждан за судебной защитой, оптимизация государственного контроля, выделение в адвокатской среде узких специалистов в области медицинского права неминуемо ведет к стиранию границ между медициной и юриспруденцией и все большему вовлечению медицинских работников в сферу правоведения. В сложившейся ситуации врачи более не могут позволить себе «правовой нигилизм», особенно применительно к собственной профессиональной деятельности.

Одним из новшеств Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее Федеральный закон № 323-ФЗ) яв-

ляется установление обязанности медицинских организаций осуществлять внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности (далее внутренний контроль). Невыполнение данного требования влечет за собой административную, а в ряде случаев и уголовную ответственность. Вместе с тем ни рекомендаций, ни общепринятых методик осуществления внутреннего контроля, особенно в сферах с повышенным риском развития неблагоприятных исходов лечения, не существует. С учетом изложенного выше формирование подобной методики применительно к деятельности врачей детских хирургов, основанной на обязательных требованиях действующего законодательства, представляет собой актуальную задачу.

Целью данной работы является установление общих принципов построения внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности применительно к деятельности врача-хирурга.

Материал и методы

Для реализации поставленной цели с использованием системы КонсультантПлюс проведен анализ федеральных нормативно-правовых актов, устанавливающих требования к порядку организации внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности, осуществляемой в том числе в отношении пациентов первого года жизни при хирургических заболеваниях. Анализ законодательства проводился с целью установить: что понимается под качеством медицинской помощи; что понимается под экспертизой качества медицинской помощи, выделить общие составляющие; задачи и соответствующие им мероприятия в рамках внутреннего контроля медицинской помощи детям первого года жизни при хирургических заболеваниях.

Дополнительно учитывалась такая особенность законодательства в сфере здравоохранения, как сложность понятийного аппарата. Например, ст. 41 Конституции РФ устанавливает, что государственные и муниципальные учреждения здравоохранения оказывают «медицинскую помощь», а согласно положениям ст. 2 Федерального закона № 323-ФЗ медицинские работники и организации осуществляют «медицинскую деятельность». В свою очередь, положениями п. 10 ст. 2 Федерального закона № 323-ФЗ установлено, что медицинская деятельность — профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях. С учетом изложенного с целью упрощения восприятия в данной работе термины «медицинская помощь» и «медицинская деятельность» условно признаны взаимозаменяемыми.

Результаты

Законодательством РФ предусмотрено два официальных определения термина «качество медицинской помощи»:

— совокупность характеристик, отражающих своевременность оказания медицинской помощи, правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при оказании медицинской помощи, степень достижения запланированного результата (п. 22 ст. 2 Федерального закона № 323-ФЗ);

— система критериев, позволяющих определить качество оказания медицинской помощи как в определенном медицинском учреждении, у определенного врача, на определенной территории, так и отдельному больному (приказ Минздрава России от 22.01.2001 № 12 «О введении в действие отраслевого стандарта «Термины и определения системы стандартизации в здравоохранении»).

Анализ данных определений позволяет сделать следующие заключения. Фактически определения термина «качество медицинской помощи» содержат в себе систему его оценки. Само понятие «качество медицинской помощи» — комплексное и предусматривает оценку как отдельного случая оказания медицинской помощи, так и оценку деятельности в целом, т. е. учет статистических показателей деятельности врача, медицинской организации, административной территории. Субъектами оценки качества медицинской помощи являются отдельный случай оказания помощи пациенту, деятельность отдельного врача, отдельной медицинской организации или ее структурного подразделения.

Для определения сути экспертизы качества медицинской помощи также предусмотрено два сходных между собой подхода:

1) экспертиза качества медицинской помощи — выявление нарушений в оказании медицинской помощи, в том числе оценка правильности выбора медицинской технологии, степени достижения запланированного результата и установление причинно-следственных связей выявленных дефектов в оказании медицинской помощи (п. 6 ст. 40 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»);

2) экспертиза качества медицинской помощи проводится в целях выявления нарушений при оказании медицинской помощи, в том числе оценки своевременности ее оказания, правильности выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, степени достижения запланированного результата (ст. 64 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ).

Анализ данных определений позволяет установить следующее. Во-первых, основной целью экспертизы является установление нарушений. При этом названные выше законодательные акты не содержат разъяснений, что следует понимать под нарушениями. С учетом принципа «аналогии закона» под нарушениями следует понимать нарушения требований, установленных законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами (ст. 2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"). Во-вторых, оценке подлежит исполнение требований нормативных актов: к своевременности оказания медицинской помощи; к правильности выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации; к степени достижения запланированного результата. Рассмотрим каждую из названных составляющих более подробно.

К сожалению, законодательство в сфере здравоохранения не содержит определения ни термина «своевременность», ни критериев его оценки. Рискнем предположить, что своевременность медицинской помощи во многом зависит от ее доступности в целом, начиная от транспортной доступности и заканчивая общим количеством медицинских организаций в регионе, их оснащением и кадровым потенциалом. Вместе с тем положения ч. 2 ст. 70 Федерального закона № 323-ФЗ «традиционно» возлагают обязанность осуществлять своевременное квалифицированное обследование и лечение пациента на лечащего врача, не наделенного, как правило, соответствующими организационно-распорядительными функциями.

Законодательно так же не установлено, что следует понимать под термином «правильность». Предположим, что оценка «правильности» выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации — это установление их соответствия определенному перечню установленных показателей (критерии «правильности лечения»). Следовательно, ключевым в данном случае будет определение как круга данных критериев, так и нормативных актов, их устанавливающих.

Согласно «Отраслевой программе «Управление качеством в здравоохранении» на 2003—2007 годы», утвержденной коллегией Минздрава РФ (протокол от 18—21.03.2003 № 5), формализованным представлением оптимальной си-

туации являются стандарты, которые рассматриваются как базовые (эталонные) показатели качества в системе здравоохранения. Как следствие первым критерием «правильности лечения» может быть оценка соблюдения требований соответствующего стандарта. В настоящее время можно выделить четыре группы стандартов медицинской помощи детям. Первую группу составляют «Временные отраслевые стандарты объема медицинской помощи детям», утвержденные приказом Минздрава РФ от 07.05.1998 № 151 (ред. от 28.04.2007). Вторую группу — 612 стандартов медицинской помощи, утвержденных Минздравсоцразвития России в период с 2005 по 2007 г. (например «Стандарт медицинской помощи больным экстрофией мочевого пузыря», утвержденный приказом Минздравсоцразвития России от 28.02.2006 №128). Третья группа — это региональные стандарты медицинской помощи, утвержденные органами государственной власти субъектов Российской Федерации до 01.01.2012. Наконец, четвертую группу составляют новые стандарты медицинской помощи, в первую очередь по наиболее часто встречающимся заболеваниям и состояниям, требующим оказания медицинской помощи в экстренной форме, которые будут утверждены Минздравом России [2]. Основным затруднением в применении стандартов первых двух групп является то, что они не прошли государственную регистрацию в Минюсте РФ и следовательно, согласно п.10 Указа Президента РФ от 23.05.1996 № 763, они не влекут за собой правовых последствий как не вступившие в силу и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. Применение третьей группы стандартов так же затруднительно, так как в силу положений ч. 2 ст. 37 Федерального закона от № 323-ФЗ стандарты медицинской помощи утверждаются только уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Наконец, четвертая группа стандартов также будет применима только после официального опубликования и регистрации в Минюсте России. Помимо стандартов, в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 37, п. 1 ст. 101 Федерального закона № 323-ФЗ обязательными к исполнению с 01.01.2013 являются порядки оказания медицинской помощи. Следовательно, в качестве второго критерия «правильности лечения» может выступать оценка соблюдения требований соответствующего порядка оказания медицинской помощи. В настоящее время с учетом рассматриваемой темы утверждены:

— «Порядок оказания медицинской помощи детям при хирургических заболеваниях» (приказом Минздравсоцразви-тия России от 17.11.2010 № 1007н),

— «Порядок оказания медицинской помощи детям при уро-андрологических заболеваниях» (приказ Минздравсоцразви-тия России от 03.06.2010 № 418н),

— «Порядок оказания медицинской помощи детям с онкологическими заболеваниями» (приказ Минздравсоцразвития России от 20.04.2010 № 255н),

— «Порядок оказания неонатологической медицинской помощи» (приказ Минздравсоцразвития России от 01.06.2010 № 409н),

— «Порядок организации медицинской помощи по восстановительной медицине» (приказ Минздравсоцразвития России от 09.03.2007 № 156).

Основным затруднением в использовании порядков медицинской помощи является то, что они в большей степени регламентируют общие организационные вопросы (структуру, штатные нормативы, стандарты оснащений и т. д.), при этом часть требований (к штатным нормативам медицинского персонала и стандартам оснащения) относится к рекомендуемым. Сделать заключение о правильности выбора методов профилактики, диагностики, лечения отдельному больному только на основании требований соответствующего порядка медицинской помощи в ряде случаев не представляется возможным.

Кроме соблюдения требований стандартов и порядков в рамках ОМС проверке подлежит и соответствие предоставленной ребенку медицинской помощи сложившейся клинической практике (согласно приказу ФФОМС от 01.12.2010 № 230), которая, таким образом, может быть выделена в качестве третьего критерия «правильности лечения». Однако в настоящее время официальных разъяснений того, что понимать под термином «сложившаяся клиническая практика», где следует искать ее источники, кем они утверждены, что делать, если «сложившаяся клиническая практика» отсутствует или является противоречивой, нет, естественно, это затрудняет возможность применения данного критерия. Следующим критерием «правильности лечения» согласно требованиям п. 6 ст. 40 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» может быть оценка выбора медицинской технологии. Отметим, что впервые схожее требование было установлено ст. 34 Закона СССР от 19.12.1969 «Об утверждении Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о здравоохранении», в соответствии с которой в медицинской практике применялись только разрешенные Минздравом СССР методы диагностики, профилактики и лечения, лекарственные средства. Уточним, что официального определения термина «медицинская технология» нет. Ранее утратившим силу приказом Минздравсоцразвития России от 20.07.2007 № 488 было предусмотрено понятие "новые медицинские технологии" — это впервые предлагаемые к использованию на территории Российской Федерации или усовершенствованные совокупности методов (приемов, способов) лечения, диагностики, профилактики, реабилитации, средств, с помощью которых данные методы осуществляются, а в некоторых случаях и способ получения средства, применяемого в данной технологии. До 2012 г впервые предлагаемую медицинскую технологию было необходимо зарегистрировать и она могла использоваться без ограничений всеми лицами, осуществляющими медицинскую деятельность, только с момента регистрации. С вступлением в силу Федерального закона № 323-ФЗ осуществление функции по выдаче разрешений на применение новых медицинских технологий прекращено, требование об их обязательной регистрации исключено [3]. Таким образом, проводить оценку правильности выбора медицинской технологии затруднительно.

Соблюдение медицинских технологий, стандартов и порядков, соответствующих установленному у ребенка диагнозу, не имеет смысла, если сам диагноз установлен неправильно. Как следствие важнейшей составляющей мероприятий по оценке качества медицинской помощи является оценка «степени достижения запланированного результата». К сожалению, действующим законодательством не установлено, кто и как должен осуществлять данное планирование. Установлено только, что сведения о предполагаемых результатах оказания медицинской помощи должны указываться в информированном добровольном согласии на медицинское вмешательство (ч. 1 ст. 20 Федерального закона № 323-ФЗ).

Перейдем непосредственно к требованиям законодательства в сфере здравоохранения, касающимся требований к внутреннему контролю. В силу положений п. 3 ч. 1 ст. 87 Федерального закона № 323-ФЗ внутренний контроль относится к одной из форм контроля качества и безопасности медицинской деятельности. В свою очередь, контроль качества и безопасности медицинской деятельности осуществляется путем:

1) соблюдения требований к осуществлению медицинской деятельности, установленных законодательством РФ;

2) определения показателей качества деятельности медицинских организаций;

3) соблюдения объема, сроков и условий оказания медицинской помощи, контроля качества медицинской помощи фондами ОМС и страховыми медицинскими организациями в соответствии с законодательством РФ об ОМС;

4) создания системы оценки деятельности медицинских работников, участвующих в оказании медицинских услуг;

5) создания информационных систем в сфере здравоохранения, обеспечивающих в том числе персонифицированный учет при осуществлении медицинской деятельности.

На основании вышеизложенного возможно перейти к формированию цели, задач и составляющих внутреннего контроля качества медицинской помощи детям первого года жизни при хирургических заболеваниях.

Целью является обеспечение самоконтроля качества медицинской помощи путем использования критериев оценки в виде совокупности характеристик, отражающих деятельность как медицинской организации в целом, так и ее структурных подразделений, медицинских работников, отдельных случаев оказания медицинской помощи.

В соответствии с целью внутренний контроль имеет три задачи. Первой задачей является обеспечение контроля за соблюдением требований к осуществлению медицинской деятельности, установленных законодательством РФ. Отметим, что названные требования, условно можно разделить на три группы: требования, относящиеся к конкретному случаю оказания медицинской помощи (например, соблюдение соответствующего стандарта и порядка), требования, относящиеся к профессиональной деятельности врача (например, к порядку выписки рецептов на лекарственные средства) и требования, относящиеся к деятельности структурного подразделения (например, к правилам хранения лекарственных средств в детском хирургическом отделении). Непосредственный перечень подлежащих контролю требований и должностных лиц, участвующих в его осуществлении, должен быть установлен руководителем медицинской организации (ст. 90 Федерального закона № 323-ФЗ).

Второй задачей является комплексная оценка показателей качества деятельности медицинской организации, ее структурных подразделений, отдельных медицинских работников. Положениями ч. 2 ст. 64, п. 5 ст. 101 Федерального закона № 323-ФЗ установлено, что с 01.01.2015 уполномоченным федеральным органом исполнительной власти будут утверждены критерии оценки качества медицинской помощи, сформированные по группам заболеваний или состояний на основе соответствующих порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи. В настоящее время в качестве типовых возможно использовать критерии доступности и качества медицинской помощи, утверждаемые «Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи». Например, применительно к рассматриваемой теме «Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2012 год» предусмотрена оценка показателей: удовлетворенности населения медицинской помощью; смертности, в том числе: от онкологических заболеваний; младенческой смертности; охвата населения профилактическими осмотрами, проводимыми с целью выявления онкологических заболеваний; доступности медицинской помощи на основе оценки сроков ожидания гражданами медицинской помощи, предоставляемой в плановом порядке; эффективности использования ресурсов здравоохранения (кадровых, материально-технических, финансовых и др.), в том числе обеспеченности врачами, средним медицинским персоналом, а также больничными койками. Непосредственный перечень подлежащих контролю показателей качества деятельности медицинской организации, ее структурных подразделений, отдельных медицинских работников устанавливается руководителем медицинской организации.

Наконец, третьей задачей внутреннего контроля является оценка деятельности медицинских работников, участвующих в оказании медицинских услуг. В настоящее время действующее законодательство не устанавливает перечня критериев оценки деятельности врача детского хирурга. Вместе с тем в ряде приказов Минздравсоцразвития России содержится два различных подхода к оценке деятельности медицинских работников. Согласно первому в динамике оцениваются ста-

тистические показатели деятельности. Например, для участкового врача-педиатра оцениваются показатели первичной и общей заболеваемости у детей и другие (приказ Минздрав-соцразвития России от 19.04.2007 № 283 "Критерии оценки эффективности работы врача-педиатра участкового"). Согласно второму качество деятельности ставится в обратную зависимость от осложнений. Например, эффективность деятельности врача общей практики (семейного врача) при оказании амбулаторно-поликлинической помощи женщинам в период беременности оценивается отсутствием следующих критериев: антенатальная гибель плода; врожденные аномалии развития и другие (приказ Минздравсоцразвития России от 11.05.2007 № 325 "Об утверждении критериев оценки эффективности деятельности врача общей практики (семейного врача)"). Однако развитие осложнений может быть следствием целого ряда причин, никак не связанных с действиями врача, начиная от поздней обращаемости за медицинской помощью и заканчивая несоблюдением его рекомендаций. Кроме того, развитие осложнений не обязательно означает низкую квалификацию. Возможны ситуации, при которых наиболее квалифицированные хирурги берутся за наиболее тяжелые случаи заболевания, при которых вероятность развития осложнений изначально высока. С учетом вышеизложенного представляется целесообразным использование совокупности вышеназванных подходов и оценку статистических показателей отдельного детского хирурга и динамический учет осложнений у его пациентов. При этом непосредственный перечень критериев оценки деятельности врача детского хирурга так же может быть установлен руководителем медицинской организации.

Заключение

Официальных методик или рекомендаций для построения системы внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности, в том числе оказанной детям первого года жизни при хирургических заболеваниях, не принято. Совокупный анализ законодательства в сфере здравоохранения позволяет установить цели данного контроля, его задачи и основные составляющие, основанные на требованиях законодательных и подзаконных актов. Вместе с тем установлено наличие факторов, препятствующих эффективному функционированию системы внутреннего контроля на уровне медицинской организации, а именно: отсутствие вступивших в силу стандартов медицинской помощи; отсутствие обязательных, а не рекомендуемых, стандартов оснащения и штатных нормативов медицинского персонала; неясность правового определения таких понятий, как «своевременность медицинской помощи», «правильность выбора медицинской технологии», «степень достижения запланированного результата».

Отличительной чертой рассматриваемой темы является большое разнообразие мнений о сути понятия "качество медицинской помощи", его составляющих и надлежащих методах контроля у «вовлеченных сторон»: родителей маленького пациента, медицинских работников, экспертов страховых медицинских организаций, должностных лиц органов государственного контроля (надзора), представителей правоохранительных органов. Отчасти это обусловлено различными задачами: для родителей — «требовать» излечения ребенка, для контролирующих органов — выявить нарушения обязательных требований, для врача — попытаться устранить или скомпенсировать врожденные пороки развития. В результате добиться единой точки зрения вряд ли возможно. В данной ситуации основным регулятором должно выступить государство, тем более что согласно ст. 7 Конституции РФ в Российской Федерации охраняется здоровье людей. При этом, на что указывал Конституционный Суд РФ, принимаемые законы должны быть определенными как по содержанию, так и по предмету, цели и объему действия, а правовые нормы — сформулированными с достаточной степенью точности, по-

зволяющей гражданину сообразовывать с ними свое поведение как запрещенное, так и дозволенное [5]. Однако, как уже было сказано выше, в силу положений ст. 90 Федерального закона № 323-ФЗ порядок осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности самостоятельно устанавливается руководителем медицинской организации. Как следствие необходимо выработать единую методику осуществления внутреннего контроля, основанную на общих принципах, позволяющую учитывать степень нарушения важнейших составляющих медицинской деятельности, способность медицинской организации и ее работников исполнить нормативные требования с учетом конкретной ситуации и вместе с тем не допускающую возможности умаления роли лечащего врача и его ответственности перед пациентом. Представляется целесообразным, чтобы координацию в разработке данной методики, установление единых критериев и способов оценки деятельности врача детского хирурга, а также помощь в непосредственном осуществлении внутреннего контроля на местах взяли на себя профессиональные медицинские общественные организации, такие как Российская ассоциация детских хирургов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 30.11.2010. Российская газета. 2010; 271.

2. "Об итогах реализации программы "Родовый сертификат" в Российской Федерации в 2006—2008 годах": Методическое письмо.

ИСТОРИЯ МЕДИЦИНЫ

(Утв. Минздравсоцразвития РФ 23.09.2009 №15-4/2328-07). М.; 2009.

3. Письмо Минздравсоцразвития России от 24.11.2011 № 143/10/2-11668 «О стандартах медицинской помощи». М.; 2011.

4. Письмо Минздравсоцразвития России от 23.03.2012 №121/10/2-2744 «Об уточнении государственного органа, осуществляющего функцию по выдаче разрешений на применение новых медицинский технологий». М.; 2012.

5. Постановление Конституционного Суда РФ от 14.04.2008 N 7-П. Вестник Конституционного Суда РФ. 2008; 3.

REFERENCES

1. Message from the President of the Federal Assembly of the Russian Federation dated 30.11.2010 // Rossiyskaya Gazeta, 2010; 271.

2. "Standardized letter . Results of implementation of the program " birth certificate " in the Russian Federation in 2006 - 2008, " (approved by the Health Ministry of the Russian Federation 23.09.2009 No. 154/2328-07) // Background of the legal system "Consultant" .

3. The letter from the Health Ministry of Russia 24.11.2011 No. 143/10/2-11668 « On the standards of care" // Reference legal system "Consultant ".

4. The letter from the Health Ministry of Russia 23.03.2012 No. 121/10/2-2744 « On the refinement of the state authority in charge of issuing permits for the use of new medical technologies" // Reference legal system "Consultant ".

5. Decision of the Constitutional Court of the Russian Federation of 14.04.2008 No. 7-P // Bulletin of the Constitutional Court of the Russian Federation. 2008; 3.

Поступила 27.12.12

© Н.П. ШАСТИН, Ю.В. НАГОРНАЯ, 2014 УДК 617-089-053.2:93 Н.П. Шастин, Ю.В. Нагорная

ДЕТСКАЯ ХИРУРГИЯ НА РУБЕЖЕ XIX—XX ВЕКОВ ПО МАТЕРИАЛАМ МОСКОВСКОЙ СОФИЙСКОЙ ДЕТСКОЙ БОЛЬНИЦЫ (к 170-летию Московской городской детской клинической больницы им. Н.Ф. Филатова)

ФГБУ "Российская детская клиническая больница" Минздрава России, Москва

На рубеже XIX—XX веков в Московской городской детской клинической больнице, ныне носящей имя Н.Ф. Филатова, закладывались основы детской хирургии как особой медицинской специальности. Уже в то время работа приняла организационные формы, значительная часть которых действует и в настоящее время. Ключевой проблемой, приводившей к печальным исходам, решение которой было еще впереди, в то время были хирургические и нехирургические инфекции.

Ключевые слова: история детской хирургии; Московская Софийская детская больница; Московская городская клиническая больница им. Н. Ф. Филатова

Shastin N.P., Nagornaya Yu.V.

PEDIATRIC SURGERY AT THE TURN OF THE XIX CENTURY: FROM THE MATERIALS OF MOSCOW SOFIYSKAYA CHILDREN'S HOSPITAL (ON THE OCCASION OF THE 170TH ANNIVERSARY OF MOSCOW N.F.FILATOV CITY CHILDREN'S CLINICAL HOSPITAL)

N.I. Pirogov Russian National Research Medical University, 117997Moscow

Fundamentals of pediatric surgery as a self-contained medical discipline were laid at Mo,scow Sofiyskaya Children's Hospital (presently N.F.Filatov Moscow City Children's Clinical Hospital) at the turn of the XIX century. Some organizational forms created at that time are still in use. The key challenge encountered by physicians in the late XIX and early XX centuries was surgical and nonsurgical infections.

Key words: history of pediatric surgery, Moscow Sofiyskaya Children's Hospital, Moscow N.F.Filatov City Children's Clinical Hospital

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.