Г.В. Веселое, В.И. Минеев, М.А. Шишкина
Проблемы повышения конкурентоспособности международных перевозок в коридоре
The questions of increasing the efficiency of the shipping companies that organize transport within international transport corridors by increasing the capacity and cargo vehicles
УДК 656.624.3
Д.А. Коршунов, к.э.н., доцент, ФГБОУВО «ВГУВТ» А.О. Ничипорук, к.т.н., доцент, ФГБОУ ВО «ВГУВТ» 603950, г. Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ОФОРМЛЕНИЯ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ СУДАМИ СМЕШАННОГО «РЕКА-МОРЕ» ПЛАВАНИЯ
Ключевые слова: внешнеторговые перевозки, суда смешанного плавания.
Рассмотрены проблемы и направления совершенствования процедур оформления
внешнеторговых перевозок грузов в судах смешанного плавания, а также особенности
выбора базисного условия поставки с точки зрения определения таможенной стоимости товара.
Устойчивое развитие экономики страны напрямую зависит объема внешней торговли. При этом, несмотря на бурное развитие железнодорожного, автомобильного и трубопроводного видов транспорта, более 80% всех внешнеторговых перевозок осуществляется морскими судами и судами смешанного река-море плавания. Причем, доля таких перевозок при экспортно-импортных операциях имеет тенденцию к дальнейшему росту.
В последнее десятилетие в России проходят глубокие преобразования общественно-экономических отношений. Причем водный транспорт, с одной стороны, выступает как важнейшее условие успеха указанных преобразований, а с другой стороны, -подвергается их воздействия в процессе перестройки экономики.
В этой связи проблема развития водного транспорта рассматривается, как одна из приоритетных задач страны, и отнесена к важнейшим направлениям фундаментальных исследований.
Учитывая вышесказанное необходимо отметить важность и актуальность задачи совершенствования процедур оформления перевозки экспортно-импортных грузов судами смешанного «река-море» плавания, как одного из направлений снижения транспортных издержек во внешней торговле [1].
В этой связи стоит рассмотреть действующие базисные условия поставок товаров согласно сборнику «ИНКОТЕРМС-2010» и правила таможенного оформления судов с внешнеторговыми грузами в отечественных портах.
Говоря об «ИНКОТЕРМС-2010», следует отметить, что одной из основных причин разработки данных правил является то, что часто сторонам контракта неизвестны различия в торговой практике в соответствующих странах, что влечет за собой недопонимание, споры и судебные разбирательства, а также потерю времени и денег. Еще одним преимуществом использования терминов «ИНКОТЕРМС» является однозначная трактовка их содержания судами, в первую очередь арбитражными, практически во всех странах. При этом, однако, следует отметить, что сборник правил регулирует лишь самые основные условия поставки товаров, а не все обязательства сторон по договору международной купли-продажи в полном объеме.
Краткая расшифровка и сфера применения различных базисных условий приведе-
на в табл. 1. Более подробное их толкование можно найти в самом сборнике «ИНКОТЕРМС» [2]. Как видно из таблицы, в сфере использования водного транспорта возможно применение типовых условий договора купли-продажи товаров FAS, FOB, CIF, CFR. Наиболее часто в отечественной практике используется условие FOB, так как ответственность продавца и его риски и расходы заканчиваются в момент погрузки груза на судно, что значительно упрощает его взаимоотношения с покупателями и перевозчиком.
Таблица 1
Базисные условия согласно «Инкотермс-2010»
Категория (группа) Условное обозначение Сфера применения (вид транспорта) Расшифровка обозначения
E отгрузка EXW любые виды транспорта EX Works ( ... named place) Франко завод ( ...название места)
F основная перевозка не оплачена продавцом FCA морские и внутренние водные перевозки Free Carrier (...named place) Франко перевозчик (...название места)
FAS морские и внутренние водные перевозки Free Alongside Ship (... named port of shipment) Франко вдоль борта судна (... название порта отгрузки)
FOB морские и внутренние водные перевозки Free On Board (... named port of shipment) Франко борт (... название порта отгрузки)
С основная перевозка оплачена продавцом CFR любые виды транспорта Cost and Freight (... named port of destination) Стоимость и фрахт (... название порта назначения)
CIF любые виды транспорта Cost, Insurance and Freight (... named port of destination) Стоимость, страхование и фрахт (...название порта назначения)
CIP любые виды транспорта Carriage and Insurance Paid To (... named place of destination) Фрахт/перевозка и страхование оплачены до (...название места назначения)
CPT любые виды транспорта Carriage Paid To (... named place of destination) Фрахт/перевозка оплачены до (...название места назначения)
D доставка DAT любые виды транспорта Delivered At Terminal (... named terminal of destination) Поставка на терминале (... название терминала)
DAP любые виды транспорта Delivered At Point (... named point of destination) Поставка в пункте (... название пункта)
DDP любые виды транспорта Delivered Duty Paid (... named place of destination) Поставка с оплатой пошлины (... название места назначения)
Здесь следует обратить внимание на такую составляющую издержек покупателя или продавца, как таможенные платежи, сумма которых может отличаться в зависимости от избранного базиса, по которому будут работать контрагенты, заключившие
Д. А. Коршунов, А О. Ничипорук
Актуальные вопросы оформления внешнеторговой перевозки грузов судами смешанного ...
сделку купли-продажи товара. Так, все понесенные продавцом расходы, связанные с исполнением им обязательств согласно базисного условия поставки, избранного сторонами, будут добавлены к цене товара по внешнеторговому контракту, в ряде случаев значительно увеличивая сумму сделки, а также стоимость товара при его таможенной очистке и уплате соответствующих платежей.
Несмотря на то, что по существующему законодательству в таможенную стоимость товара положено включать только часть цены транспортировки (стоимость доставки товара от продавца до границы), могут возникнуть трудности в выделении данной составляющей из общей цены поставки, например, по базисам группы Б сборника «ИНКОТЕРМС». А одним из методов оценки таможенной стоимости является подход, согласно которому она определяется исходя из цены сделки, которая, в свою очередь, при использовании базисов вышеупомянутой группы Б включает целый комплекс операций, в том числе производимых на территории другого государства.
Это приводит нас к выводу, что стороны, заключающие договор купли-продажи, должны при выборе базисных условий поставки, внимательно относиться не только к распределению обязанностей, но и нюансам определения таможенной стоимости, возможности отнесения затрат на себестоимость продукции и т.д. Неправильное применение методики определения таможенной стоимости, невозможность показать и документально доказать размер транспортных затрат, включаемых (исключаемых) из таможенной стоимости, может существенно увеличить таможенные платежи, стоимость самой доставки, а также привести к непредвиденным задержкам партии груза на границе.
Следует отметить, что неверный подход к выбору базиса поставки является не единственной возможной причиной задержки таможенного оформления груза. Другим важным аспектом является знание таможенных процедур и оформляемых документов.
Для обеспечения своевременной и сохранной доставки внешнеторговых грузов морем судовладельцу необходимо пройти достаточно объёмную процедуру таможенного оформлению прихода/отхода судна.
Согласно действующим правилам [3,4], при поступлении в таможенный пост уведомления судовладельца, перевозчика, либо лица, действующего по его поручению на прибытие судна в морской (речной) порт должностное лицо вносит сведения, указанные в уведомлении о прибытии, в журнал уведомлений о прибытии/убытии судов с использованием штатных программных средств либо в бумажном виде (вручную).
На основании полученной информации о прибытии судна, а также представленных перевозчиком документов и сведений, начальник таможенного органа либо уполномоченное им должностное лицо (далее - должностное лицо таможни), используя систему управления рисками, определяет места совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля, последовательность их проведения в отношении прибывающего судна и перевозимых им товаров. В частности может быть принято решение о проведении таможенного контроля без направления должностных лиц на борт судна (документальный контроль) при соблюдении определенных условий:
- представлена предварительная информация;
- перевозчиком подан комплект документов;
- отсутствуют предпосылки применения мер в рамках системы управления рисками;
- на борту судна отсутствуют определенные группы товаров;
- отсутствие на борту судна товаров подлежащих обязательному письменному декларированию в установленном порядке, либо другие условия.
Далее таможенный орган незамедлительно уведомляет администрацию порта о выбранном месте совершения таможенных операций в отношении судна (в месте расположения таможенного органа либо на борту судна). При этом в декларации о грузе (судовом манифесте) проставляется отметка «Разгрузка разрешена».
Должностное лицо таможни запрещает разгрузку товаров, в отношении которых не представлены все необходимые для проверки документы и сведения, а также имеют место признаки нарушения таможенного законодательства, путем проставления в декларации о грузе и соответствующем транспортном документе (коносаменте) отметок «Ввоз запрещен», которые заверяются подписью, оттиском личной номерной печати с проставлением времени и даты.
В ином случае на транспортном (перевозочном) документе проставляются отметки «Выпуск запрещен» и «Товар (транспортное средство) помещается в зону таможенного контроля (на склад временного хранения) и подлежит обратному вывозу до ДД.ММ.ГГГГ», которые заверяются подписью, оттиском личной номерной печати должностного лица таможни с проставлением времени и даты, а также составляется соответствующий протокол [5].
Также в приказе [3] определены действия должностных лиц таможни при проведении загрузки судов, убывающих с таможенной территории.
Должностное лицо таможни разрешает погрузку товаров и транспортных средств на судно после получения информации о времени и месте погрузки товаров на судно и проведения проверки документов: второго экземпляра декларации; акта таможенного досмотра (осмотра) товаров, при его проведении; транспортных документов; поручения на отгрузку товаров. При этом время проверки таможенным постом сведений, содержащихся в представленных документах не должно превышать 2 часов с момента их получения.
В результате проверки должностное лицо таможни проставляет на грузовой таможенной декларации (либо приравненного к ней документа) штамп «ПОГРУЗКА РАЗРЕШЕНА» с проставлением даты, подписи и оттиска личной номерной печати. Второй экземпляр декларации остается в таможенном посту погрузки.
Кроме того должностное лицо таможни осуществляет автоматизированный контроль соответствия сведений о товарах и их количестве.
С целью проверки товаров должностные лица таможни вправе присутствовать при их погрузке в судно, убывающее с таможенной территории. А в случае применения системы управления рисками может быть принято решение о проведении таможенного досмотра. При выявлении товаров подпадающих под ограничение или запрет без подтверждения должностным лицом таможни принимается решение о разгрузке судна либо запрете загрузки.
Должностное лицо таможни, производившее фактический контроль, отображает результаты осуществления фактического контроля в соответствующих документах, копии которых остаются в делах таможенного органа погрузки (акт таможенного наблюдения, который прикладывается к копии второго экземпляра, транспортный документ, если он оформлен на момент проведения контроля, а также экземпляр поручения на отгрузку - по желанию заявителя).
В случае частичной погрузки товаров на судно, убывающее с таможенной территории, должностное лицо таможни на копии второго экземпляра декларации проставляет отметку «Главная копия декларации на товар», подпись, расшифровку подписи, дату и оттиск личной номерной печати. Списание количества товаров по каждой частичной погрузке на данное судно производится также на листах второго экземпляра декларации и главной копии декларации на основании транспортного документа (коносамента).
Главная копия декларации на товар с отметками таможенного поста погрузки передается заинтересованному лицу (в данном случае экспортеру) для представления второго экземпляра декларации на товар в таможенный орган, расположенный в месте убытия товаров с таможенной территории.
При неполной погрузке на судно товаров, перемещаемых под режимом «таможенный транзит», списание погруженной на судно части товаров производится по той
Д.А. Коршунов, А. О. Ничипорук
Актуальные вопросы оформления внешнеторговой перевозки грузов судами смешанного ...
же схеме с использованием экземпляра транзитной декларации (их копий, заверенных декларантом) или копий транспортных документов.
По завершении таможенных операций и проведения таможенного контроля судна должностное лицо таможни убытия передает перевозчику один экземпляр оформленных документов с соответствующими отметками таможенного органа (по просьбе перевозчика количество экземпляров документов может быть увеличено).
По возвращении с судна либо после осуществления документального контроля судна должностное лицо таможни убытия с использованием штатных программных средств либо в бумажном варианте заполняет журнал учета убытия судов смешанного плавания, а также формирует судовое дело убытия судна.
Разрешение на убытие товаров с таможенной территории оформляется должностным лицом таможенного поста места убытия путем проставления на двух экземплярах декларации о грузе (судовом манифесте) штампа «Вывоз разрешен».
Этапы таможенного оформления судов смешанного «река-море» плавания для наглядности авторами представлены на рис. 1.
Рис. 1. Этапы таможенного оформления судов смешанного плавания
Помимо сложности самой процедуры таможенного оформления прихода/отхода судна, непростой задачей является сбор необходимого для этого процесса пакета документов, подходы к которому разнятся в международных и отечественных нормативно-правовых актах [6,7].
Несмотря на требования Конвенции, страны её принявшие самостоятельно дополняют указанный перечь необходимыми на их взгляд документами, согласно законодательства страны прибытия судна. Отметим, что значимость и эффективность таможенных служб оцениваются в зависимости не только от того как таможенные органы препятствуют контрабанде и пресекают незаконный оборот запрещённых к ввозу товаров, но и от того, насколько оперативно и юридически грамотно оформлены внешнеэкономические сделки. В связи с этим, необходимо помнить, что чрезмерное расширение списка документов увеличивает время их проверки, таможенного оформления судна в целом и, как следствие, время стоянки судна в порту. Этот факт негативно сказывается на качестве перевозки, экономической составляющей и времени товарооборота. В частности увеличиваются расходы судоходной компании по судну за счёт излишнего простоя, что в итоге отражается на дополнительных затратах грузовладельца и соответственно конечной цене товара.
Если сравнить требуемый перечень документов, необходимый для захода в порты стран Европейского союза и России, то очевиден чрезмерный характер списка документов, требуемых отечественными таможенными органами (табл. 2).
Таблица 2
Перечень документов, требуемых для таможенного оформления судов смешанного плавания
Российская Федерация Европейский Союз
1. Общая декларация. 2. Декларация о грузе. 3. Копии транспортных (перевозочных) документов. 4. Сведения о размещении товаров на судне (грузовой план). 5. Документы на транзитные товары. 6. Уведомления о перешвартовке. 7. Справка о наличии валюты и валютных ценностях в судовой кассе. 8. Справка об оружии и боеприпасах. 9. Справка о лекарственных средствах. 10. Почтовые накладные сдачи на почтовые отправления. 11. Декларация о судовых припасах. 12. Разрешение на погрузку судовых припасов, судового снаряжения и запасных частей и документы, свидетельствующие об их таможенном оформлении. 13. Судовая роль и пассажирские таможенные декларации (ПТД) членов экипажа. 14. Список пассажиров и ПТД пассажиров. 15. Генеральный акт и акты извещения или иные документы, свидетельствующие о разгрузке/погрузке судна. 16. Поручения на отгрузку товаров. 17. Иные документы, представленные таможенному органу при оформлении судна. 1. IMO FAL form 1 С94 - общая декларация. 2. IMO FAL form 2 - Декларация о грузе . 3. IMO FAL form 3 С95 - декларация о судовых запасах. 4. IMO FAL form 4 С96 - декларация о личных вещах экипажа. 5. IMO FAL form 5 С97 - судовая роль. 6. IMO FAL form 6 С98 - список пассажиров. 7. Нотис о подходе судна к стране Евросоюза. 8. Информация о наличии отходов на борту. 9. Расписание нахождения судна под операциями. 10. Информация о балластных водах. 11. Морская санитарная декларация.
Д.А. Коршунов, А.О. Ничипорук
Актуальные вопросы оформления внешнеторговой перевозки грузов судами смешанного .
Таким образом, Россия по количеству и объёму требуемых документов, превосходит большинство стран Европейского Союза, за исключение Великобритании, где список расширен до 19 пунктов и включает также лист вакцинации, список нелегалов на борту судна, список оружия и боеприпасов, список наркотических веществ, список зверей и птиц, имеющихся на борту судна.
Следует отметить, что не только завышенный перечень документов препятствует ускорению таможенного оформления прихода/отхода судов загранплавания на территории Таможенного союза. Большим упущением является отсутствие в портах электронной системы манифестов, которая успешно зарекомендовала себя в странах Европейского Союза - eManifest - ускоряющей процесс таможенной отчистки, т.к. позволяет сделать все необходимые процедуры с грузом до его физического прибытия в порт. Важной особенностью данной электронной системы является сокращение времени и расходов перевозчика за счет автоматизации.
Таким образом, на основе проведенного исследования, можно сделать вывод, что необходимо совершенствование таможенного оформления прихода/отхода судов смешанного плавания в отечественных портах посредством:
1. Упрощения процедуры таможенного оформления судов.
2. Сокращения списка требуемых для оформления судов документов.
3. Внедрение электронной системы подачи манифестов.
4. Автоматизация процесса информационного взаимодействия между участниками внешнеторговых перевозок при совершении таможенного контроля и использование единого информационного пространства.
Список литературы:
[1] Коршунов Д.А. Логистика внешнеторговых перевозок согласно ИНКОТЕРМС-2010 / Д.А. Коршунов, А.О. Ничипорук // Инновационный путь развития транспортной отрасли: сборник статей участников Девятых Прохоровских чтений. - Н. Новгород: ООО «Типография «Автор», 2013. - С. 85-88.
[2] Инкотермс-2010. Правила ICC по использованию национальных и международных торговых терминов. Москва: Российский национальный комитет Международной торговой палаты (ICC), 2010. - 274 с.
[3] Приказ ФТС России от 19 июля 2013 года №1349 «Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, совершающих таможенные операции и проводящих таможенный контроль в отношении судов, используемых в целях торгового мореплавания, товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза этими судами».
[4] Приказ Федеральной таможенной службы от 1 марта 2013 г. № 372 «Об установлении особенностей таможенного транзита в отношении товаров, перемещаемых морским транспортом».
[5] Решение Комиссии таможенного союза ЕврАзЭС от 20 мая 2010 г. № 260 «О формах таможенных документов» (г. Санкт-Петербург).
[6] Конвенция по облегчению международного морского судоходства. Лондон, 9 апреля 1965 года.
[7] Таможенный кодекс таможенного союза. Приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 №17 (действующая редакция от 10.10.2014).
TOPICAL ISSUES OF REGISTRATION OF THE FOREIGN TRADE TRANSPORTATION OF GOODS BY «RIVER-SEA» VESSELS
D.A. Korshunov, A.O. Nichiporouk
Кеу words: the foreign trade transportations, пуе^еа vessels
Problems and the directions of improvement of procedures of registration of the foreign trade transportation of goods by «river-sea» vessels, and also feature of a choice of the basic term of delivery from the point of view of determination of customs cost of goods are considered.
УДК 656
A.Ю. Платов, зав. кафедрой, д.т.н., доцент, ФГБОУ ВО «ННГАСУ» 603950, г. Нижний Новгород, ул. Ильинская, 65
Ю.И. Платов, д.т.н., профессор, ФГБОУ ВО «ВГУВТ»
B.Н. Молькин, аспирант, ФГБОУ ВО «ВГУВТ» 603950, г. Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5
О ВОЗМОЖНОСТИ ОТРАСЛЕВОЙ МЕТОДИКИ НОРМИРОВАНИЯ ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТИ РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА
Ключевые слова: нормирование расхода топлива, удельный расход топлива, индекс энергоэффективности, речной транспорт
В статье предложена отраслевая методика нормирования энергоэффективности для грузовых судов внутреннего водного транспорта. Показана неприменимость для речного транспорта и некорректность показателей энергоэффективности, рекомендуемых правилами МАРПОЛ, вместо которых предлагается показатель, основанный на критерии минимального удельного расхода топлива.
Нормирование энергоэффективности для речного флота является задачей, актуальность которой со временем только увеличивается, так как расход топлива составляет более 50% эксплуатационных расходов внутреннего водного транспорта, причём стоимость топлива в долгосрочной перспективе будет только расти. Несмотря на такую очевидную важность этой задачи, состояние нормирования расхода топлива в целом по отрасли неоднозначно.
Как известно, нормирование расхода топлива на речном транспорте в СССР стало осуществляться под государственным контролем с 1965 г. приказом МРФ СССР. После распада СССР нормирование расхода топлива стало частным делом судоходных компаний.
В 2003 г. РФ приказами Министерства транспорта введены инструкции по учёту доходов и расходов для автомобильного и внутреннего водного транспорта (приказы № 153 от 24.06.03 и №194 от 30.09.03 соответственно). При этом для автомобильного транспорта также разработаны отраслевые методические рекомендации для расчёта норм расходы топлива и масел. Для внутреннего водного транспорта таких рекомендаций нет.
Это означает, что государство не располагает в настоящее время ни способом контроля расходов, ни способом оценки энергоэффективности работы судоходных компаний, ни средством стимулирования судоходных компанию к повышению энергоэффективности или снижению вредных выбросов.
В 2011 г. комитетом по защите морской среды Международной морской организации было принято решение по обязательному использованию судового плана управления энергоэффективности судна (Ship Energy Efficiency Management Plan -SEEMP), в состав которого входят различные мероприятия по планированию работы судна (в том числе оптимизация скорости судна), подготовке экипажа и непрерывному контролю специализированных показателей. Это решение было закреплено в Правилах МАРПОЛ с 2013 г. Кроме того, для тем же решением предписывается вычисле-