7. See, for example, ZhdanovN.M., Zhdanov A.N. Exemption from administrative responsibility // Administrative law and process. 2012. No. 4. S. 61—65.
8. See, for example, Stepanov V.V. the Legal nature of the insignificance of offences //Leningrad law journal. 2007. No. 1. S. 139—140.
9. Item 21. The resolution of Plenum of the Supreme Court of the Russian Federation from March 24, 2005 № 5 «About some questions arising at courts at application of the code of the Russian Federation about administrative offences» / [Electronic resource]/ System GARANT: http://base.garant. ru/12139487/#ixzz40K0l1Gx1
УДК 34 ББК 67
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНСПИРАЦИИ В ОПЕРАТИВНО-РАЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
БОРИС ПАВЛОВИЧ МИХАЙЛОВ,
профессор кафедры ОРД и СТМосковского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, заслуженный юрист Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор;
ЕВГЕНИЙ НИКОЛАЕВИЧ ХАЗОВ,
начальник кафедры Конституционного и муниципального права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя,
доктор юридических наук, профессор
Научная специальность 12.00.12 — криминалистика; судебно-экспертная деятельность; оперативно-розыскная деятельность Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. В статье рассматриваются основные вопросы конспирации в оперативно-розыскной деятельности подразделений органов внутренних дел. Раскрываются основные проблемы конспирации и предлагаются пути их решения.
Ключевые слова: оперативно — розыскная деятельность, принципы конспирации, принципы — функции, принципы — нормы, правила конспирации.
Annotation. The article considers the main issues of conspiracy in operational-investigative activity of bodies of internal Affairs. Reveals the main problems of secrecy and the ways of their solution.
Keywords: operational — investigative activity, conspiracy principles, principles — functions, principles — norms, rules of conspiracy.
Понятие оперативно-розыскной деятельности, как одной из государственно-правовых форм обеспечения общественной безопасности и противодействия преступности закреплено на законодательном уровне. Ст. 1 Федеральный закон от 12 августа 1995 г., № 144-ФЗ (ред. то 29 июня 2015 г.) «Об оперативно-розыскной деятельности» определяет оперативно — розыскную деятельность, как вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то Федеральным зако-
ном от 12 августа 1995 г., № 144-ФЗ (ред. то 29 июня 2015 г.) «Об оперативно-розыскной деятельности», в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-разыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных пося-гательств1.
В соответствии с Конституцией РФ2 и со ст. 3 Федерального закона от 12 августа 1995 г., № 144-ФЗ (ред. то 29 июня 2015 г.) «Об оперативно-ро-
зыскной деятельности»3 эта деятельность основывается на конституционных принципах законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина и отраслевых — конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств. При этом конституционные принципы отражают их верховенство над отраслевыми, определяющими сущность, назначение и особенности оперативно-розыскной деятельности4.
Отличительной особенностью оперативно-розыскной деятельности является ее разведывательно-поисковый характер. Она осуществляется, как гласно та и негласно. Негласность означает неочевидность, скрытность проводимых оперативно-розыскных мероприятий и оперативно-розыскных действий от лиц, в них не участвующих, в том числе и от сотрудников оперативных подразделений, даже если они имеют допуск, но главным образом — от объектов (лиц, групп, организаций, представляющих оперативный интерес), в отношении которых они проводятся5.
Для оперативно-розыскной деятельности характерны специфические оперативно-розыскные отношения, которые определяются целью, задачами и принципами оперативно — розыскной деятельности.
Принцип (от лат. рппарит — основа, первоначало, руководящая идея, основное правило поведе-ния6; основное исходное положение какой-либо научной системы, теории, политического устройства7; понятие, представляющее собой обобщение и распространение какого-либо положения на всю совокупность познаваемых явлений и процессов реальной действительности8.
Как свидетельствует теория и практика оперативно — розыскной деятельности, принципы не существуют сами по себе, вне конкретной оперативно-розыскной деятельности. Они выполняют познавательную нормативную функцию и функцию преобразования, практического применения (при-менительную функцию) в реальных условиях указанной деятельности9.
Сформулированные в Федеральном законе от 12 августа 1995 г., № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» принципы имеют общий правоприменительный характер, непосредственное практическое значение и относятся к содержанию
всех направлений оперативной деятельности, организационных форм и тактике осуществления оперативно-разыскных мероприятий, обеспечивающих решение основных задач оперативно — розыскной деятельности10.
На наш взгляд, по своему значению принцип конспирации, имея основополагающее значение, является системообразующим в практике оперативно — розыскной деятельности. Он взаимосвязан с принципами законности, сочетания гласных и негласных методов и средств и обеспечивает реализацию конституционного принципа уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина11, поскольку конспиративность позволяет избежать необоснованной или преждевременной компрометации лиц, подозреваемых в совершении преступления, когда оперативно-розыскных мероприятия проводятся при наличии непроверенной или противоречивой информации. Кроме того, конспиративность становится непременным условием оказания гражданами помощи в раскрытии преступлений, гарантируя соблюдения их прав и свобод, а значит, стимулирует их участие на конфиденциальной основе в выявлении и раскрытии преступлений. Поэтому создание и укрепление правовой базы, обеспечивающей конспирацию, разработка оперативно-тактических основ ее осуществления представляется актуальной задачей, над которой необходимо постоянно работать с целью совершенствования методов, способов и средств конспирации.
Принцип конспирации, получивший законодательное воплощение как основополагающий и системообразующий предполагает формирование других принципов в уголовно-разыскном процессе. Среди таких принципов конспирации, выработанных практической деятельностью оперативных подразделений, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность, по мнению Н.В. Павличен-ко, особое место занимают функциональные принципы. К основным из них исследователь относит следующие: активность, надежность, своевременность, вариативность.
Принцип активности направлен на активные действия, которые могут выражаться во введении противника в заблуждение, в сокрытии истинного характера своих намерений, осуществлении задуманной оперативной комбинации, зашифровки
цели, легендировании, маскировки внешности и поведения и др.
Принцип надежности заключается в том, что конспирация предполагает абсолютную гарантию сохранения в тайне сведений ограниченного распространения путем сокрытия истинного характера осуществляемых действий либо демонстрации ложной деятельности. Благодаря надежности конспирации, обеспечивается наступательность, внезапность действий оперативных сотрудников, безопасность лиц, оказывающих содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскной деятельности.
Принципе своевременности вытекает непосредственно из принципов активности и надежности конспирации. Этот принцип означает, что мероприятия, направленные на обеспечение конспирации, должны осуществляться тогда, когда имеется реальная необходимость и возможность сохранить сведения, относящиеся к государственной и служебной тайне, от несанкционированного распространения. При обеспечении конспирации такая проблема возникает особенно остро, и вопрос своевременности является ключевым при принятии того или иного решения.
Принцип вариативности. Реализация этого принципа возможна при инициативном применении правил конспирации, на основе изучения и анализа конкретной оперативно-тактической ситуации, которая не может быть абсолютно одинаковой в разных случаях и связана с наиболее активными формами действий12.
Поддерживая такую трактовку принципов конспирации, предложенную Н.В. Павличенко, считаем, что она в большей степени относится к организационному аспекту конспирации и в меньшей степени затрагивает тактические аспекты ее осуществления. Поэтому считаем возможным ввести дополнительно в оборот такие принципы конспирации, как полезность, непрерывность и эффективность.
По нашему мнению, принцип полезности — это принцип наиболее рационального обеспечения конспирации. Ее не может быть много или мало. Во всем должен быть точный расчет и рациональное прогнозирование оптимального результата. Полезность — это реальная необходимость использова-
ния надежных, проверенных практикой оперативно-розыскной деятельности методов, в том числе оперативно-психологических и тактических методов и приемов, позволяющих добиваться искомого оперативно-разыскного результата с наименьшими затратами времени и сил.
Принцип непрерывности свойственен всем субъектам оперативно-розыскной деятельности, нацеленным на непрерывный поиск информации о криминально активных лицах и угрозах безопасности, который осуществляется в условиях конспирации.
Непрерывность обеспечения конспирации, на наш взгляд, имеет троякую характеристику. Во-первых, она не может носить импульсивный характер и осуществляться эпизодически. Для нее характерно постоянно функционирование на всех стадиях оперативно-розыскного процесса.
Во-вторых, непрерывность должна иметь константное профессионально-психологическое воплощение. Необходимость следования требованиям конспирации превращается в личную психологическую установку конспиратора (профессионала — оперативника), становится нормой поведения.
В-третьих, непрерывность конспирации служит целям постоянного психологического самоанализа и контроля за собственным конспиративным поведением оперативного сотрудника в возникающих оперативно-тактических ситуациях и в повседневной оперативно-разыскной деятельности.
Принцип эффективности теснейшим образом связан с другими принципами. В первую очередь, это относится к принципам активности, полезности, непрерывности, своевременности. Он служит целям комбинаторики, т.е. повышению эффективности использования имеющихся оперативных возможностей, эффективных тактических форм действия, методов, приемов и средств конспирации, в конечном счете, способствует стимулированию решения праксеологических целей и задач противодействия преступности.
Как показывает практика, игнорирование названных принципов приводит к непоправимым результатам, где ставкой являются жизнь и здоровье лиц, оказывающих содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, и самих оперативных сотрудников.
Следовательно, принципы составляют качественную характеристику обеспечения конспирации, раскрывают ее содержание, что позволяет нам говорить о недопустимости формальной стереотипности и шаблонности в осуществлении требований конспирации. Раскрывая содержание конспирации, принципы определяют порядок, формы и методы ее обеспечения (осуществления), позволяют познать сущность оперативно-розыскной деятельности и, как справедливо заметила Т.Н. Добровольская, являются «теоретическим обобщением того наиболее типичного, что выражает саму суть явления»13.
Рассматривая принципы конспирации, мы пришли к заключению, что они по природе происхождения объективны, рождены практикой оперативно-разыскной деятельности, прежде всего, осуществлением негласных методов, и в результате нормотворческих усилий получили законодательное воплощение. В этом содержатся некие закономерности их возникновения. Принцип конспирации, материализированный в Федеральном законе от 12 августа 1995 г., № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», обуславливает образование принципов—функций и принципов—норм, которые нашли свое воплощение в качестве правовых предписаний и имеют при этом такое же обязательное значение, как и нормы, выражающие принципы в виде особых правовых формул14.
Так, например, это относится к п. 4 ст. 15 (в части, касающейся использования в целях конспирации документов, зашифровывающих личность должностных лиц, ведомственную принадлежность предприятий и учреждений; организаций, подразделений, помещений, транспортных средств органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность); к ч. 1 ст. 12 (в отношении определения перечня сведений, составляющих государственную тайну); к ч. 5 ст. 6, ч. 1 ст. 17, п. 2 ст. 15 (в части, касающейся использования при осуществлении оперативно-розыскной деятельности помощи должностных лиц и граждан на конфиденциальной основе) и другим статьям Федерального закона от 12 августа 1995 г., № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельно сти»15.
Таким образом, изучение содержания принципов конспирации и их регулятивного функциони-
рования в практической деятельности дает основание сделать вывод о том, что для их классификации имеется основа, состоящая из двух компонентов: функциональные принципы (принципы функции) и принципы-нормы (принципы-требования). Напрямую связанные с практической деятельностью оперативных служб они раскрывают содержание конспирации, определяют порядок, методы и средства ее обеспечения. Все названные выше принципы: активность, надежность, своевременность, вариативность, полезность, непрерывность и эффективность, — позволяют в теоретическом аспекте сформулировать понятие «правила конспирации» и определить их сущность, а соблюдение конспирации выступает при этом как необходимое условие осуществления оперативно-разыскной деятельности.
Проведенный авторами контент-анализ свыше 40 архивных и действующих источников нормативного правового и инструктивно-методического характера в отношении оперативно-розыскной деятельности ОВД, касающихся в той или иной степени словосочетаний «правила конспирации», «требования конспирации», «обеспечение конспирации», «соблюдение конспирации», «конспирация», «конспиративность» и т.п., показал, что, несмотря на столь частое использование термина конспирация ни в одном из них не сформулирована его дефиниция, не дано правовое понятие правил конспирации, а отдельные правила, содержащиеся в источниках, имеющих различную юридическую силу, не систематизированы и не унифицированы.
С этимологической точки зрения, правило — это основание для действия в данной ситуации при известных обстоятельствах16; постановление, предписание, устанавливающее порядок чего-либо17. Конспирация, в свою очередь, — соблюдение тай-
ны18.
Слово «конспирация» произошло от латинского слова «сошркайо» и несет смысловое значение как «заговор». В русском языке конспирация толкуется как методы, применяемые нелегальной организацией для сохранения в тайне своей деятельности и членов, соблюдение тайны. Некоторые исследователи в узком толковании слова понимают под конспирацией способы практического осуществления замысла по сохранению в тайне деятельности (со-
стояния, действий) объединения, не разрешенного законом, но функционирующего подпольно19.
В обобщенном виде под правилами конспирации понимается как основание для действия или порядок действий при определенных обстоятельствах направленных на сохранение в тайне оперативно-разыскных сил, средств и методов, а также организационно-тактических аспектов оперативно-разыскной деятельности20. По своей сущности правила конспирации, как нам представляется, — это правила поведения оперативного сотрудника в конкретных оперативно-разыскных ситуациях, которые можно назвать правилами конспиративного поведения.
Именно конспиративные действия (конспиративное поведение) оперативных сотрудников, решающих частные задачи оперативно-розыскной деятельности в конкретных оперативно-тактических ситуациях, заранее спрогнозированных либо возникающих спонтанно, должны основываться на общих правилах, определяющих тактику сохранения в тайне оперативно-разыскных методов, приемов и средств, оперативно-тактических замыслов и организационно-тактических аспектов оперативно-розыскной деятельности. Общие правила-принципы и правила-нормы конспирации характерны для конкретной общности оперативно-разыскных ситуаций, складывающихся в практической деятельности по решению задач оперативно — розыскной деятельности21.
Отметим, что общие правила—принципы и правила—нормы конспирации могут быть сформулированы на законодательном уровне, как это выражено в ряде федеральных законов применительно к защите сведений, составляющих государственную тайну, обеспечению режима секретности в работе с конфиденциальной информацией, использованию возможностей технических средств и технологий в защите информации ограниченного распространения и т.п.22.
Таким образом, сказанное выше позволяет придти к выводу о том, что в рамках оперативно-разыскных отношений можно выстроить некую зависимость правил конспирации от уровня и сферы их применения от частных действий субъектов оперативно-розыскной деятельности до общих правил-функций и правил-норм. По уровню и сфере
применения общие правила конспирации можно подразделять на правила организационно-управленческого и правила организационно-тактического характера. К первым относятся правила, обеспечивающие конспирацию оперативных замыслов и решений на управленческом уровне: разработка стратегических концепций и стратегическое планирование оперативно-розыскной деятельности по основным направлениям противодействия преступности, прогнозирование, информационное обеспечение оперативно-розыскной деятельности, аналитическая работа, разработка типовых комплексных операций, организация взаимодействия и др.23.
Общие правила конспирации по степени их общности и целевому назначению целесообразно также разделить на две группы: первая — это правила конспирации, используемые в работе с конфидентами; вторая — правила, применяемые при осуществлении оперативно-разыскных мероприятий и действий. Такое разделение, хотя и носит условный характер, однако позволяет выделить специфические правила, назовем их специальными, которые применимы на уровне решения отдельных тактических задач в конкретных ситуациях.
К ним можно отнести правила конспирации при осуществлении оперативно-разыскных мероприятий повышенной степени секретности (оперативное внедрение, проверочная закупка, сбор образцов для сравнительного исследования, оперативный осмотр помещений, прослушивание телефонных переговоров и др.), а также оперативно-разыскные действия (захват, засада, перехват, облава, оперативная отработка и зачистка населенных пунктов, оперативно-разыскные действия с использованием «ловушек» различного роди и др.)24.
Исходя из вышесказанного, по нашему мнению, можно сформулировать дефиницию правил конспирации в следующей редакции.
Правила конспирации — это свод, представляющий систему (порядок) применения юридических, организационных мер, оперативно-тактических действий, методов и средств, обеспечивающих конспирацию (скрытность) проведения оперативно-разыскных мероприятий и исключающих утечку оперативной информации и расшифровку форм и методов негласной работы, с целью решения задач оперативно-розыскной деятельности по обеспече-
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
нию общественной безопасности и противодействию преступности.
Данное понятие следует ввести в инструкции по организации и тактике оперативно-розыскной деятельности ОВД, а в качестве приложения к ним поместить свод правил конспирации.
1 Федеральный закон от 12. августа 1995 г. № 144-ФЗ (ред. то 29 июня 2015 г.) «Об оперативно-розыскной деятельности» Собрание законодательства РФ 14.08.1995, № 33, ст. 3349.
2 См.: Прудников А.С., Авсеенко В.И., Зинченко Е.Ю., Ха-зов Е.Н. Конституционное право России М., 2006. (2-е издание, переработанное и дополненное); Зубов И.Н., Хазов Е.Н., Эриашвили Н.Д., Багет А.М., Белоновский В.Н., Освелюк А.М., Опалева А.А., Миронов А.Л., Булавин С.П., Егоров С.А., Зинченко Е.Ю., Прудников А.С., Павлов Е.А. Конституционное право России. Учебник (для бакалавров) 7-издание М.: ЮНИТИ-ДА-НА, 2015; Михайлов Б.П., Хазов Е.Н. Место и роль Конституции Российской Федерации в правовом обеспечении оперативно-розыскной деятельности. Вестник Московского университета МВД России. 2013. № 11. С. 31—37; Прудников А.С., Хазов Е.Н, Грудцына Л.Ю., Белоновский В.Н. Муниципальное право России Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / М., 2013.
3 Федеральный закон от 12 августа 1995 г., № 144-ФЗ (ред. то 29 июня 2015 г.) «Об оперативно-розыскной деятельности» Собрание законодательства РФ 14 августа 1995 г., № 33, ст. 3349. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ (ред. то 13 июля 2015 г.) «О полиции» Собрание законодательства РФ 14.02.2011, № 7, ст. 900.
4 Богданов А.В., ВолченковВ.В., Воронцов А.В., ЕфимкинМ.С., Завьялов И.А., Иванцов С.В., Ильинский И.И., Любан В.Г., Михайлов Б.П., Турбина О.В., Хазов Е.Н., ХромовИ.Л., ЧиковаЯ.Н., Эриашвили Н.Д. Криминальная среда, понятие генезис, оперативно-розыскное воздействие Монография. / Под редакцией Б.П. Михайлова, Е.Н. Хазова. М., 2015. Сер. Научные издания для юристов Том Часть I.
5 См.: Богданов А.В., Хазов Е.Н. Карманные кражи : история и реальность. Вестник Московского университета МВД России. 2014. № 3. С. 20—22; Богданов А.В., Хазов Е.Н. Основные направления деятельности оперативных подразделений органов внутренних дел по выявлению и предупреждению преступлений , связанных с мошенничеством. Вестник Московского университета МВД России. 2014. № 10. С. 276—279.
6 Философский словарь. М.: Политическая литература, 1986. С. 382.
7 Словарь современного русского литературного языка. М.: АН СССР, 1961. С. 838.
8 Теория оперативно-розыскной деятельности: учебник для вузов / под ред. К.К. Горяинова, В.С. Овчинского, Г.К. Синилова, А.Ю. Шумилова. М.: Инфра, 2006. С. 27.
9 Румянцев Н.В., Эриашвили Н.Д., Хазов Е.Н. Организация и деятельность полиции (милиции) зарубежных государств Учебник / М., 2013.
10 См.: Богданов А.В., Мартынюк В.М., Хазов Е.Н. Основные направления проблемы и пути решения организации работы по розыску лиц, скрывающие от органов дознания, следствия и суда сотрудниками оперативно розыскных подразделений ОВД МВД России на современном этапе Вестник Московского университета МВД России. 2012. № 10. С. 148—152; Богданов А.В., Турбина О.В., Хазов Е.Н. Оперативно розыскная деятельность по противодействию в сфере незаконной миграции на территории Российской Федерации Вестник Московского университета МВД России. 2015. № 4. С. 176—180.
11 Гасанов К.К., Хазов Е.Н. Правоохранительная деятельность органов внутренних дел по обеспечению конституционных прав и свобод человека в России. М., 2004; Хазов Е.Н. Конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина в России: теоретические основы и проблемы реализации . Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора юридических наук / Московский университет МВД Российской Федерации. М., 2011; Богданов А.В., Хазов Е.Н. Роль и значение обеспечения конституционных прав и свобод человека и гражданина в оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел. Вестник Московского университета МВД России. 2013. № 6. С. 60—62.
12 Павличенко Н.В. Конспирация в оперативно-розыскной деятельности: вопросы теории : предпринт. М.: Изд-ль И.И. Шумилова, 2008. С. 27—28.
13 Добровольская Т.Н. Принципы советского уголовного процесса (вопросы теории и практики). М.: Юридическая литература, 1971. С. 6.
14 Тыричев И.В. Принципы советского уголовного процесса : учебное пособие. М., 1972. С. 11.
15 Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ (ред. то 29 июня 2015 г.) «Об оперативно-розыскной деятельности» Собрание законодательства РФ 14.08.1995, № 33, ст. 3349.
16 Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. С. 566.
17 Там же. С. 284.
18 Большов толковый словарь русского языка. С. 450.
19 Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. М.: Изд-во Книгопродавца — типография Вольфа, 1982. С. 372.
20 Павличенко Н.В. Конспирация в оперативно-розыскной деятельности: вопросы теории: предпринт. М.: Изд-ль И.И. Шумилова, 2008. С. 34.
21 Хазов Е.Н., Богданов А.В., Савельев Н.В. Перспективные направления деятельности органов внутренних дел по противодействию наркопреступности на современном этапе в России. Вестник Московского университета МВД России. 2012. № 8. С. 116—119.
22 Богданов А.В., Завьялов И.А., Закурдаев А.Н., Ильинский И.И., Михайлов Б.П., Хазов Е.Н., Чикова Я.Н., Шала-мов Р.Г., Яковец Е.Н. «Противодействие органов внутренних дел киберпреступности» Учебно-методическое пособие предназначено для курсантов, слушателей, адъюнктов, преподавателей образовательных учреждений органов внутренних дел и практических работников правоохранительных органов, специализирующихся по линии борьбы с преступностью в сфере компьютерной информации. / Учебно-методическое пособие под ред. профессора Михайлова Б.П. М., 2015; Богданов А.В., ВолченковВ.В., Воронцов А.В., Ефимкин М.С., Завьялов И.А., Иванцов С.В., Ильинский И.И., Любан В.Г., Михайлов Б.П., Турбина О.В., Хазов Е.Н., Хромов И.Л., Чикова Я.Н., Эриашви-ли Н.Д. Криминальная среда, понятие генезис, оперативно-розыскное воздействие Монография. / Под редакцией Б.П. Михайлова, Е.Н. Хазова. М., 2015. Сер. Научные издания для юристов Том Часть I1.
23 Богданов А.В., Дорожко Ф.Л., Хазов Е.Н. Угрозы и вызовы экстремизма и терроризма в современном мире: оперативно-розыскная характеристика. Вестник экономической безопасности. 2015. № 6. С. 95—99.
24 См.: Богданов А.В., Хазов Е.Н. Проблемы выявления и расследования преступлений в сфере налогообложения Вестник Московского университета МВД России. 2011. № 7. С. 179; Богданов А.В. Хазов Е.Н. Актуальные вопросы незаконной миграции как один из видов организованной преступности в современной России Вестник Московского университета МВД России. 2014. № 2. С. 98—101; Богданов А.В., Хазов Е.Н., Хазо-ва В.Е. Роль оперативных подразделений ОВД по сохранению, охране и защите культурных и исторических ценностей в Российской Федерации. Вестник Московского университета МВД России. 2015. № 7. С. 53—56.