УДК 343.814(470) ББК Х409.021(2Рос)
ЕВ. НЕЧАЕВА
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЯ
В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ В ЛЕЧЕБНО-ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
Ключевые слова: уголовное наказание, лишение свободы, уголовно-исполнительная система, лечебно-исправительные учреждения, осужденные, наркомания, алкоголизм, охрана здоровья.
Рассмотрены актуальные проблемы теоретического и прикладного характера при исполнении уголовного наказания в виде лишения свободы в лечебно-исправительных учреждениях (далее - ЛИУ) в отношении женщин на примере Управления Федеральной службы исполнения наказаний (далее - УФСИН) России по Чувашской Республике - Чувашии. Проанализирована социально-демографическая и уголовно-правовая характеристика осужденных, содержащихся в ЛИУ, критическому анализу подвергнуты вопросы реализации основных средств исправления осужденных, больных наркоманией или алкоголизмом. На основе глубокого анализа норм, регламентирующих исполнение уголовного наказания в ЛИУ, выявлены некоторые законодательные пробелы и сформулированы конкретные предложения и рекомендации по их устранению и совершенствованию действующего уголовно-исполнительного законодательства в указанной сфере. Представленные в статье выводы и рекомендации позволят повысить эффективность функционирования ЛИУ как исправительных учреждений и создать необходимые условия для отбывания наказания осужденными, больными наркоманией или алкоголизмом и их последующей успешной социальной адаптации.
E. NECHAEVA
URGENT ISSUES OF EXECUTING A PUNISHMENT AS IMPRISONMENT
AT MEDICAL-PENAL INSTITUTIONS
Key words: criminal punishment, imprisonment, criminal enforcement system, medical penal institutions, the convicted, drug addiction, alcoholism, health care.
Urgent problems of theoretical and applied nature while executing criminal punishment in the form of imprisonment in medical penal institutions (hereinafter - MPI) with respect to women using the example of the Federal Penitentiary Service Administration of Russia in the Chuvash Republic - Chuvashia are considered in the article. Social-demographic and criminal-legal characteristics of the convicts retained in the MPI are analyzed in the article, issues as regards to implementation of basic correctional means for the drug or alcohol addicted convicted are subjected to critical analysis. Based on an in-depth analysis of the norms regulating execution of criminal penalties in MPI, some legislative gaps are revealed and action-oriented proposals and recommendations on their elimination and improvement of current correctional legislation in the specified area are formulated. The conclusions and recommendations presented in the article will make it possible to increase the efficiency of functioning of MPIs as correctional institutions and to create necessary conditions for serving sentences by the convicts, drug or alcohol addicted, and for their subsequent successful social adaptation.
Криминогенная ситуация в России развивается и продолжает оставаться довольно сложной. Во многом это связано с тем, что преступность тесно связана со многими сферами общественной жизни (экономика, политика, культура, морально-психологическая и пр.), что отрицательно влияет на общую ситуацию в стране и приводит к серьезным криминогенным последствиям.
По данным МВД РФ1, только за январь-апрель 2017 г. всего по России зарегистрировано 665 981 преступление, из них в состоянии алкогольного опьянения совершено 120 738 преступлений, удельный вес преступности составил 37,4%; в состоянии наркотического опьянения совершено 8286 преступлений, удельный вес преступности составил 2,6%.
Основная причина, способствующая продолжающейся криминализации общества, связана с наркотизацией и алкоголизацией общества, которые приобретают ужасающие масштабы. Усугубляется ситуация вовлечением в орбиту криминального образа жизни широких социальных слоев, в том числе женщин и детей. Это, в свою очередь, отрицательно влияет не только на систему общественного развития, межличностные отношения, но и обоснованно вызывает тревогу у граждан за свою жизнь, здоровье, собственность. Поэтому, несмотря на некоторую стабильность уровня преступности в целом в последние три-четыре года, о которой свидетельствуют статистические данные, удельный вес преступлений, совершенных в состоянии наркотического и алкогольного опьянения, остается на довольно высоком уровне (40%). Большая часть лиц, совершивших преступления в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, осуждается к реальному лишению свободы. Потому остро стоит вопрос об организации процесса исполнения наказания в виде лишения свободы в лечебно-исправительных учреждениях, предназначенных для указанных категорий лиц.
В настоящее время российское общество переживает непростой период своего обновления. Реформированию подвергаются различные сферы социальной жизни, в том числе уголовно-исполнительная система (далее - УИС). Современное состояние уголовно-исполнительной системы, положение в области исполнения уголовных наказаний вызывают серьезную озабоченность, что, в свою очередь, требует кардинальных мер организационного порядка и в силу этого серьезной корректировки уголовно-исполнительной политики. Дальнейшего совершенствования требует и существующая правовая база в вопросах обеспечения основных направлений уголовно-исполнительной политики в сфере исполнения наказания в отношении осужденных, больных наркоманией или алкоголизмом.
В основе реформы УИС - создание многопрофильных медицинских учреждений с объединением на основе всех медицинских учреждений УИС на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Надлежащее функционирование системы здравоохранения основывается на улучшении организации оказания квалифицированной медицинской помощи. Эти процессы непосредственно связаны с развитием инфраструктуры, ресурсов, логистики, технологии, в том числе информации и правового обеспечения. Каждый из этих элементов в настоящее время пересматривается и находит свое отражение в нынешней уголовно-исполнительной реформе, что свидетельствует о сохра-
1 Состояние преступности в Российской Федерации за январь-апрель 2017 года [Электронный ресурс]. URL: https://xn--b1aew.xn--p1ai/folder/101762/item/10287274 (дата обращения: 31.05.2017 г.).
нении актуальности вопросов правового регулирования деятельности лечебно-исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы.
ЛИУ предназначено для содержания и амбулаторного лечения осуждённых, больных алкоголизмом и наркоманией.
Назначение ЛИУ заключается в реализации пенитенциарного, лечебного и социального эффекта, а именно в соединении наказания в стадии его исполнения с лечебным воздействием, соблюдении прав осужденных и условий отбывания наказания, а также в содействии в адаптации больных в коллективах осужденных.
Нормативно-правовую основу исполнения наказания в ЛИУ составляют нормы международного и российского права, включая общие нормы исполнения наказания, а также законодательство в сфере охраны здоровья.
Рассмотрим некоторые вопросы на примере ФКУ ЛИУ-7 УФСИН России по Чувашской Республике - Чувашии. Оно является некоммерческим юридическим лицом, по своей организационно-правовой форме является федеральным казенным учреждением и имеет статус лечебного исправительного учреждения.
В настоящее время основная доля осужденных в ФКУ ЛИУ-7 УФСИН России по Чувашской Республике - Чувашии - это осужденные женщины в возрасте 25-50 лет, с неполным средним образованием, не состоявшие в браке, проходящие курс принудительного лечения от наркомании или алкоголизма. Средний возраст осужденных составляет 36 лет. Среднее общее образование имеют 47%, или 334 осужденных, среднее профессиональное или незаконченное высшее образование - 24% (171 человек), неполное среднее образование - 21% (154 человек). Имеют семьи и поддерживают семейные связи - 96% (687 человек)1.
В числе преступлений, совершаемых женщинами, значительный удельный вес составляют наркопреступления в форме сбыта наркотиков. Из общего количества женщин, содержащихся в учреждении, 414 осуждены по ст. 228.1 УК РФ, что составляет 57%. Вместе с тем среди преступлений, совершаемых женщинами, наряду с кражами (60 человек, или 8%), встречаются факты умышленных причинений тяжкого вреда здоровью и даже убийств (142 человека, или 20%).
Основную долю осужденных в ЛИУ составляют лица, осужденные на срок от 3 до 5 лет (в 2014 г. - 282 человека, в 2015 г. - 275, в 2016 г. -284 человека) и от 5 до 10 лет (в 2015 г. - 316 человек, в 2015 г. - 331, в 2016 г. - 316 человек).
Доля лиц, проходящих обязательное лечение от наркомании, в 2014 г. составила 434 человека, в 2015 г. - 398, в 2016 г. - 455 человек. Доля лиц, проходящих обязательное лечение от алкоголизма, в 2014 г. составила 162 человека, в 2015 г. - 167, в 2016 г. - 207 человек [1].
1 Характеристика спецконтингента / УФСИН России по Чувашской Республике [Электронный ресурс]. URL: http://www.21.fsin.su/statistics/kharakteristika-spetskontingenta/index.php (дата обращения: 26.01. 2017 г.).
Основными средствами исправления осуждённых являются: режим; воспитательная работа; общественно полезный труд; общеобразовательное обучение; профессиональное обучение; общественное воздействие. Однако реализуются они не всегда успешно. При изучении процесса исполнения (отбывания) наказания в ЛИУ выявился ряд проблем, требующий скорейшего устранения:
1. Исполнение (отбывание) наказания осужденными с обязанностью пройти курс лечения от алкоголизма и наркомании осуществляется ЛИУ. Необходимо отметить, что на сегодняшний день правовой статус ЛИУ до конца не определен. Как место отбывания лишения свободы оно упомянуто в ст. 56 УК РФ1. В ст. 58 УК РФ «Назначение осужденным к лишению свободы вида исправительного учреждения» определен порядок распределения по исправительным учреждениям, однако такой порядок для ЛИУ в ст. 58 УК отсутствует. Это означает, что в УК РФ четко не определены категории осужденных, отбывающих лишение свободы в ЛИУ, как для других исправительных учреждений.
Поскольку назначение вида исправительного учреждения определяется уголовным законодательством, считаем целесообразным добавить в ст. 58 УК РФ ч. 3.1 норму следующего содержания: «3.1 Осужденные к лишению свободы, признанные больными наркоманией, алкоголизмом и открытой формой туберкулеза, направляются для отбывания наказания в специализированные лечебно-исправительные учреждения».
2. Часто осужденные поступают в лечебно-исправительные учреждения из разных исправительных учреждений. Перевод из исправительных учреждений разных видов в ЛИУ осуществляется на основании решения специальной комиссии исправительного учреждения, что явно противоречит ч. 4 ст. 58 УК РФ и ч. 5 ст. 78 УИК РФ. По сути, происходит изменение вида исправительного учреждения, поэтому считаем, что такой перевод должен осуществляться только судом. Такая же проблема отмечается и в следственных изоляторах при решении вопроса об оставлении осужденных для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию [2].
3. Учитывая масштабы наркозависимости в России, необходимо принять Федеральный закон «О наркологической помощи больным наркоманией», в котором, в частности, будут обозначены правовые основы оказания такой помощи, в том числе и осужденным.
4. Необходимо отметить, что гл. 12 УИК РФ регламентирует режим в исправительных учреждениях (местах лишения свободы), но ряд режимных требований лишения свободы содержится и в главе 112. Было бы целесообразно все режимные правила систематизировать и объединить в одну главу.
1 Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-Ф3 // Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.
2 Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ //Собрание законодательства РФ. 1997. № 2. Ст. 198.
5. Предлагаем нормативно усилить контрольно-надзорную деятельность субъектов надзора и контроля за исполнением уголовных наказаний, в том числе и в ЛИУ. Целесообразно принять Закон «О контроле и надзоре за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания». Поскольку в законе «О прокуратуре» говорится только о надзорных функциях прокурора, то новый закон должен стать комплексным нормативно-правовым актом, включающим все субъекты контроля и надзора за деятельностью учреждений ФСИН России и их функции.
Изоляция осужденных на территории ЛИУ должна быть надлежащей, а контроль за их поведением постоянным. Изоляция и постоянный надзор за поведением осужденных рассматриваются как два неотделимых взаимодополняющих требования. Помимо этого, «изоляция больных осужденных в локальных участках служит обеспечению лечебно-профилактического процесса и решению задачи безопасности как в целом в исправительной колонии, так и в отношении данной категории осужденных» [3].
6. В целях совершенствования деятельности ЛИУ представляется необходимым осуществить ряд мер:
- обеспечить открытость процесса поставок лекарственных средств в учреждения УИС;
- создать единую базу информации о государственных закупках лекарств для учреждений УИС;
- организовывать и проводить систематические семинары для врачей и работников ФСИН;
- осуществлять планирование закупки лекарств с учетом нормативов финансирования лекарственного обеспечения на одного заключенного;
- опубликовывать отчеты и статистические данные о заболеваемости и лекарственном обеспечении за последние 5 лет по каждому региону и др.
Поскольку ЛИУ имеются не во всех регионах (субъектах) страны, доставка лекарственных препаратов через родственников существенно затрудняется из-за удаленности их проживания. В целях экономии времени и материальных средств родственников предлагаем открыть при каждом учреждении интернет-аптеки для приобретения лекарств родственниками осужденных с безналичной оплатой без выезда с места жительства. Что позволит не нарушать принцип непрерывности курса лечения от наркомании или алкоголизма.
7. В ч. 9 ст. 16 УИК указано, что наказание в виде лишения свободы исполняется ЛИУ, а в ч. 8 ст. 74 УИК указано, что ЛИУ выполняют функции исправительных учреждений только в отношении находящихся в них осужденных. Дальнейшее развитие организации лечебно-исправительного воздействия на осужденных к лишению свободы должно привести к изменению организационно-правового статуса ЛИУ, что потребует внесения изменений в уголовное (в ст. 58 УК) и уголовно-исполнительное законодательство России, в частности дополнением гл. 16 УИК отдельной статьей «Условия отбывания лишения свободы в лечебно-исправительном учреждении».
8. Неурегулированными вопросами в законодательстве являются правовой статус лечащегося (на что ранее уже указывалось практиками), правила
его поведения в лечебных учреждениях УИС и ответственность за нарушения условий содержания и лечения и др.
Вышеизложенное подтверждает необходимость и целесообразность четкой законодательной регламентации процесса отбывания лишения свободы и лечения осужденных в лечебно-исправительных учреждениях. Данный правовой акт должен установить правила поведения осужденных в соответствующем отделении ЛИУ (туберкулезном, наркологическом, психиатрическом, инфекционном и т.д.), правила прохождения лечебных процедур (во избежание их уклонения) и многие другие вопросы. Представляется, что вариантом такого правового акта может стать «Инструкция о прохождении лечения и отбывания наказания в лечебно-исправительных учреждениях ФСИН России».
Проблемы, рассмотренные в статье, представляются вполне разрешимыми. Однако наши исследования не претендуют на полную завершенность, так как остается много вопросов, которые могут стать предметом другого самостоятельного исследования.
Литература
1. Алексеев К.В., Нечаева Е.В. Социально-демографическая характеристика осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы в лечебно-исправительных учреждениях // Проблемы качества российского законодательства: сб. науч. тр. Всерос. науч.-практ. конф. г. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2017. С. 589-593.
2. Нечаева Е.В. Организационно-правовые аспекты исполнения наказания в отношении осужденных, содержащихся в следственных изоляторах: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Самара, 2007.
3. Степенко А.В., Величко Л.С. Значение лечебно-исправительных учреждений в уголовно-исполнительной системе РФ // Ученые заметки ТОГУ, 2013. Т. 4. № 4. C. 433-437.
References
1. Alekseev K.V., Nechaeva E.V. Social'no-demograficheskaya kharakteristika osuzhdennykh, otbyvayushchikh nakazanie v vide lisheniya svobody v lechebno-ispravitel'nykh uchrezhdeniyakh [Socially demographic characteristics of the convicts serving sentences in the form of imprisonment in medically correctional institutions]. Problemy kachestva rossiiskogo zakonodatel'stva: sb. nauch. tr. Vseros. nauch.-prakt. konf. [Proc. of Rus. Sci. and Pract. Conf. Quality problems of the Russian legislation Cheboksary, Chuvash State Univesity Publ., 2017. pp. 589-593.
2. Nechaeva E.V. Organizacionno-pravovye aspekty ispolneniya nakazaniya v otnoshenii osuzhdennyyh, soderzhashchikhsya v sledstvennykh izolyatorakh: avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk [Organizational and legal aspects of punishment execution in relation to the convicts held in investigative detention centers. Abstract of Doct. Diss.]. Samara, 2007.
3. Stepenko A.V., Velichko L.S. Znachenie lechebno-ispravitel'nykh uchrezhdenii v ugolov-no-ispolnitel'noi sisteme RF [The importance of medical and correctional institutions in the criminally executive system of the Russian Federation.]. Uchenye zametki TOGU [Scientific notes of the TOSU], 2013, vol. 4, no. 4, pp. 433-437.
НЕЧАЕВА ЕЛЕНА ВЛАДИМИРОВНА - кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовно-правовых дисциплин, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (nechaeva_ev@mail.ru).
NECHAEVA ELENA - Candidate of Legal Sciences, Associate Professor, Department of Criminal Law, Statistics, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.