УДК 346.9:336.711(470+571)
Е. Ф. Быстрова
Актуальные вопросы инспекционной деятельности Банка России
В статье рассматривается понятие инспекционной деятельности Банка России как формы осуществления банковского надзора, анализируется соотношение дистанционного и контактного надзора за банковской деятельностью, затрагиваются проблемные вопросы осуществления инспекционных проверок кредитных организаций. В целях повышения качества правообеспечения деятельности Банка России в области банковского надзора автором вносятся предложения по расширению полномочий Банка России на получение информации, необходимой для надзорной деятельности.
The article considers the concept of inspection activities of the Bank of Russia as a form of exercising banking supervision, analyzed the ratio of the distance and contact supervision over the banking activities, address topical issues of inspections of credit organizations. In order to improve the quality of legal support of activity of the Bank of Russia in the field of banking supervision the author made a proposal to extend the authority of the Bank of Russia to receive the information necessary for supervision activities.
Ключевые слова: инспектирование, банковский надзор, Банк России.
Key words: inspection, banking supervision, Bank of Russia.
Инспектирование является одной из форм правоохранительной деятельности Банка России как органа банковского надзора1. В отличие о дистанционного надзора Банка России, когда проверка кредитной организации осуществляется на основании отчетности и иных документов, представляемых кредитной организацией, инспектирование представляет собой контактную форму банковского надзора, при которой проверочные
© Быстрова Е. Ф., 2013
1 Инспекционные проверки как форму банковского надзора выделяет ряд авторов. См. напр., Ефимова Л.Г. Банковское право. Т.1: Банковская система Российской Федерации. М.: Статут, 2010. С. 99.
мероприятия осуществляются непосредственно в самой кредитной организации (с выходом на место)2.
В соответствии с п. 1.3. Инструкции Банка России от 01.12.2003 № 108-И «Об организации инспекционной деятельности Центрального банка Российской Федерации» (в ред. по сост. на 28.09.2012)3 основной целью инспекционных проверок кредитных организаций выступает оценка на месте общего состояния кредитной организации либо отдельных направлений ее деятельности. Следует согласиться с мнением Т.Э. Рождественской о том, что проверка на месте дает возможность надзорному органу получить наиболее полное представление о ситуации в банке, провести качественный анализ кредитного портфеля банка,
„4
проверить достоверность отчетности, представляемой в надзорный орган . Однако данная форма надзорной деятельности Банка России ориентирована на оценку уже осуществленных кредитными организациями операций, т.е. на последующий контроль за деятельностью банков, что не позволяет в текущем режиме отслеживать возникающие риски банковской деятельности. Текущий контроль и анализ банковских рисков осуществляется Банком России в ходе дистанционного надзора, позволяющего оперативно выявлять проблемы в банке и применять соответствующие меры надзорного реагирования. Таким образом, дистанционная и контактная формы банковского надзора взаимно дополняют друг друга, позволяя Банку России эффективно осуществлять надзорную деятельность в банковской сфере.
Повышение качества реализации надзорной функции Банка России невозможно без наделения Банка России достаточными полномочиями. В инспекционной сфере данные полномочия Банка России весьма обширны. На основании ст. 73 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» уполномоченные представители (служащие) Банка России имеют право получать и проверять отчетность и другие документы кредитных организаций (их филиалов), при необходимости снимать копии с соответствующих документов для приобщения к материалам проверки. В развитие данных положений закона Инструкцией Банка России от 25.08.2003 № 105-И «О порядке проведения проверок кредитных организаций (их филиалов) уполномоченными представителями Центрального банка Российской Федерации»
2 См., напр., Н.Ю. Ерпылева. Международное банковское право: учеб. пособие. М.: ФОРУМ-ИНФРА-М, 1998. С. 55.
3 Вестник Банка России. 2003. № 67; 2012. № 63.
4 Рождественская Т.Э. Банковский надзор в Российской Федерации: теоретикоправовые основы. М.: ЮРКОМПАНИ, 2012. С. 174.
45
инспекционной группе предоставлено право входить в здания и другие помещения проверяемой кредитной организации (ее филиала), пользоваться необходимыми для проведения проверки и организации деятельности рабочей группы техническими средствами, получать доступ к документации кредитной организации (ее филиала) на используемые автоматизированные банковские и информационные системы, а также письменные или устные разъяснения по вопросам, связанным с их разработкой, внедрением, стандартизацией и эксплуатацией.
В ходе инспекционной проверки основной массив документов, информации и сведений затребуется Банком России у кредитной организации. Вместе с тем в процессе инспекционной деятельности может возникнуть потребность в получении информации и от организаций, не являющихся кредитными. В настоящее время право Банка России требовать представления информации от некредитных организаций закреплено в ст. 57 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» применительно к деятельности Банка России по анализу экономической ситуации, составлению банковской и денежной статистики, платежного баланса Российской Федерации, финансового счета Российской Федерации в системе национальных счетов. В отношении осуществления функции банковского надзора Банк России вправе запрашивать и получать информацию о финансовом положении и деловой репутации участников (акционеров) кредитной организации в случае приобретения ими более 20 процентов акций (долей) кредитной организации (ст. 61 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»). В иных ситуациях, когда для осуществления надзорных процедур, в частности подтверждения данных, содержащихся в документах кредитной организации (филиала), необходима информация (документы) от клиентов проверяемой кредитной организации и иных лиц, инспекционные подразделения территориальных учреждений Банка России руководствуются п. 2.7. Инструкции Банка России от 25.08.2003 № 105-И «О порядке проведения проверок кредитных организаций (их филиалов) уполномоченными представителями Центрального банка Российской Федерации» (в ред. по сост. на 28.09.2012)5.
Представляется, что в целях совершенствования инструментов банковского надзора целесообразно право Банка России по истребованию необходимых документов у некредитных организаций закрепить в Федеральном законе «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».
5 Вестник Банка России. 2003. № 67; 2012. № 63.
46
Закрепление указанного права на уровне федерального закона позволит снизить риск отказа неподнадзорных Банку России лиц в представлении необходимой информации. Кроме того, запрашиваемая информация может содержать персональные данные. В силу положений ст. 6 Федерального закона «О персональных данных» обработка указанных данных может осуществляться без согласия субъекта персональных данных, если она необходима для достижения целей и осуществления функций, предусмотренных законом. Учитывая изложенное, установление в федеральном законе взаимосвязи между необходимостью в получении информации, которая может содержать указанные данные, с осуществлением функции банковского надзора и достижением цели стабильности банковской системы, позволит снять правовые риски обжалований действий Банка России в части обработки им персональных данных.
В Положении Банка России от 26.03.2004 № 254-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности» закреплены определенные полномочия Банка России, стимулирующие кредитные организации к сбору максимально возможного объема информации для оценки кредитного риска. Так, в соответствии с п. 9.4. Положения Банка России от 26.03.2004 № 254-П непредставление банком достаточной информации в обоснование произведенной классификации является основанием для классификации ссуд в более низкую категорию качества, чем это предусмотрено решением уполномоченного органа управления (органа) кредитной организации. Вместе с тем в процессе инспекционной деятельности вполне может возникнуть потребность в информации, получение которой не входит в компетенцию проверяемой кредитной организации, поэтому наделение Банка России соответствующими полномочиями было бы целесообразным в целях вынесения мотивированных надзорных решений.
Думается, что расширение полномочий Банка России по сбору необходимой для осуществления надзорной деятельности информации позволит Банку России более глубоко и всесторонне анализировать процессы, влияющие на оценку банковских рисков, что обеспечит качество проверочной деятельности Банка России и банковского надзора в целом и в конечном итоге будет способствовать эффективной защите прав вкладчиков и кредиторов кредитных организаций и стабильности банковской системы Российской Федерации.