МЕДИКО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Актуальные вопросы формирования гигиенической грамотности студентов в контексте влияния электронных устройств на состояние органа зрения
ЗоринаИ.Г., Харина А.С., ЧуркинаЕ.И.
ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный медицинский университет» Минздрава России
г. Челябинск [email protected]
Зорина И. Г. - профессор, доктор медицинских наук, заведующий кафедрой гигиены и эпидемиологии ФГБОУ ВО ЮУГМУ Минздрава РФ, Российская Федерация, Челябинск, [email protected]
Харина А. С. - студент ФГБОУ ВО ЮУГМУ Минздрава РФ, Российская Федерация, Челябинск, [email protected]
Чуркина Е. И. - студент ФГБОУ ВО ЮУГМУ Минздрава РФ, Российская Федерация, Челябинск, [email protected]
Аннотация
В статье обсуждаются вопросы формирования гигиенической грамотности студентов в условиях увеличения использования электронных устройств, таких как смартфоны и компьютеры, а также их влияния на здоровье органа зрения (включая синдром сухого глаза), оцениваются риски, связанные с длительным использованием экранов.
Уделяется внимание важности гигиенического поведения с учетом длительности применения гаджетов, также представлен комплекс программ по повышению гигиенической грамотности студентов с целью управления своим здоровьем.
Ключевые слова: гигиеническая грамотность, орган зрения, электронные устройства.
Актуальность. По литературным данным, выявлено влияние электронных устройств на состояние органа зрения в условиях современных реалий, связанных с применением цифровых технологий, что приводит к изменению образа жизни. Согласно исследованиям, 40% пользователей электронными устройствами испытывают симптомы усталости глаз после длительного проведения времени с ними [1] .
К распространенным проблемам среди молодежи относятся синдром сухого глаза (в 30% случаев) в виде особой чувствительности к яркому освещению, проявляющийся покраснением и раздражением органа зрения, сухости и ощущения "песка" или жара. У 20% обследованных отмечается снижение остроты зрения, развивается миопия (близорукость), проявляющаяся сложностью с видением удаленных предметов, частым прищуриванием, головными болями из-за избыточного напряжения глаз. Результатом снижения мышечного тонуса органа зрения является двоение в глазах (диплопия) и зрительное расфокусирование.
Ссылаясь на авторов: Ушаков И. Б., Попов В. И., Скоблина Н. А., Маркелова С. В. (2021 год) время, проведенное за экранами, имеет тенденцию к увеличению и составляет в среднем около 4 - 6 часов в день, что еще раз доказывает о том, что повышать грамотность в отношении состояния органа зрения среди молодого поколения нужно и крайне необходимо для предупреждения появления заболеваний и своевременного выявления нарушений [6].
Цель исследования: оценить уровень осведомленности студентов о влиянии электронных устройств на состояние органа зрения с определением ключевых направлений, необходимых для повышения информированности студентов.
Методы и материалы.
В работе использованы методы: анкетирования, аналитический, статистический.
Методом анкетирования проведено исследование уровня знаний студентов о здоровье органа зрения, что позволяет установить связь между уровнем грамотности и фактическим состоянием органа зрения, а также выявить отношение студентов к профилактическим мерам по сохранению здоровья. Анкетный опрос проводился онлайн по разработанной авторами анкете, состоящей из 20 вопросов, размещённой на платформе «Яндекс Формы».
В исследовании приняли участие 97 студентов ФГБОУ ВО «Южно-Уральского государственного медицинского университета» Министерство здравоохранения Российской Федерации, которые были разделены на группы от младших к старшим курсам: 1 - 2 курсы -49%, 3 - 4 курсы - 21%, 5 - 6 курсы- 30%, для того, чтобы выявить разницу в представленных ответах.
Результаты и их обсуждение. В первую очередь, была определена вероятность наследственной предрасположенности респондентов к проблемам с органом зрения. У 80% респондентов родственники имели различные заболевания органа зрения, из оставшихся 20% у близких родственников не было проблем со зрением.
В ходе исследования собрана информация о наличии или отсутствии у опрашиваемых нарушений зрения. Среди студентов 1-2 курсов у 79% есть проблемы со зрением, среди 5-6 курсов — 51%.
При ответе на вопрос, как часто опрошенные испытывают дискомфорт в глазах, большая часть ответила, что дискомфорт бывает несколько раз в месяц — 37%, несколько раз в неделю — 29%, испытывают ежедневный дискомфорт — 13%, опрошенные никогда не испытывали дискомфорта в глазах — 21%, что, вероятно, свидетельствует о рациональном подходе к распределению труда и отдыха в последней группе (21%) (Рис. 1).
Рис. 1. Частота появления дискомфорта органа зрения у студентов (в%)
Детализируем симптомы, отмечали у себя расплывчатое или нечеткое видение предметов 47% студентов, что, вероятно, обусловлено избыточной нагрузкой на орган зрения ввиду интенсивной учебной деятельности и недостаточности освещения (Рис. 2).
В рамках авторского исследования решили узнать, какие гаджеты являются наиболее популярными среди студентов, большинство анкетируемых (90%) используют смартфон чаще остальных гаджетов.
Рис. 2. Распределение респондентов по проявлению у себя симптомов (в%)
По рекомендации врачей-офтальмологов, подросткам и взрослым лучше пользоваться гаджетами не более двух часов в день с длительными перерывами каждые 15-20 минут. Данной рекомендации следуют 1-2 курсы — 2%, 3-4 курсы — 9%, 5-6 курсы — 3%, более 6 часов тратят 43% опрашиваемых (Рис. 3).
Проведён анализ среди студентов, которые используют контактные линзы либо очки: на первом и втором курсах 45% студентов используют средства коррекции зрения, на третьем и четвёртом курсе — 48%, а на пятом и шестом — 31%.
Рис. 3. Количество ежедневно затраченного времени при использовании студентами сотового
телефона (в%) 25
Для того, чтобы получить более полное представление о здоровье глаз студентов, решили выяснить, как часто они посещают офтальмолога и выявлено, что ежегодный осмотр, необходимый для мониторинга состояния органа зрения, по своевременной коррекции и лечения, проходят только 48% респондентов, остальные 52% посещают офтальмолога гораздо реже.
Приоритетными факторами, способствующими малому количеству посещений офтальмолога, являются недостаточная осведомленность и низкая осознанность важности регулярных проверок зрения и возможности профилактики заболеваний глаз; финансовые барьеры-высокая стоимость медицинских услуг может стать серьезным препятствием для обращения к специалисту; страх и некомпетентность-некоторые люди испытывают страх перед медицинскими обследованиями или опасаются услышать негативные диагнозы, что может отталкивать их от визитов к врачу; занятость и нехватка времени на посещение врача из-за плотного графика работы или учебы.
Выявленные факторы могут существенно снизить частоту прохождения медицинских осмотров, что может повлиять на профилактику и раннюю диагностику заболеваний органа зрения.
При выяснении мер, которые принимают студенты для профилактики заболеваний глаз, выделены наиболее распространённые ответы: по личной гигиене глаз - 26,5% респондентов, меры по соблюдению режима труда и отдыха - 21,6%, меры по правильному освещению - 21,1%, а 15,6% используют гимнастику для глаз, 13,5% часто употребляют в пищу морковь, цитрусовые и ягоды (Рис.4).
Рис. 4. Принимаемые студентами меры профилактики заболеваний глаз (в%)
При изучении осведомленности студентов о гигиенической грамотности в отношении здоровья органа зрения в анкете присутствовали вопросы о мнении студентов по поводу равномерного освещения, о реализации профилактики при использовании мобильных устройств, о нахождении оптимального промежутка времени, после которого возникает усталость глаз при занятии зрительной работой, также о кратности и объеме гимнастики для глаз.
Студенты первых и вторых курсов дали неправильные ответы, так как проходят только общие дисциплины, которые не относятся к профильным предметам их специальности. В результате уровень их знаний существенно отличается от знаний студентов старших курсов, ответивших верно, потому что уже изучают более углубленные и специализированные дисциплины, что создает разрыв в подготовке и навыках, необходимых для успешной профессиональной деятельности, подчеркивает важность включения профильных предметов в учебный процесс на ранних этапах обучения.
При изучении вопроса об использовании специальных устройств или приложений для защиты зрения выяснилось, что студенты в большей степени выразили отрицательное отношение (53%) к данным методам, а 47% студентов ответили положительно, что может свидетельствовать о недостаточной информированности насчет эффективности таких средств или о предпочтении традиционных методов защиты, например, ношение очков или линз.
Профилактику заболеваний органа зрения, которая является ключевым элементом в предотвращении функциональных нарушений органа зрения, а также снижающей риски и повышающей качество жизни, считают важной 91% анкетируемых.
Авторами данного исследования разработан комплекс мероприятий по повышению осведомленности студентов в отношении профилактики заболеваний органа зрения [1-3]:
1. Мероприятия, направленные на учебно-методическую деятельность, включающие в себя проведение лекций, семинаров и показ просветительских видеороликов о важности регулярных обследований и ранней диагностики заболеваний, в том числе базе университета проводятся различные учебно-методические мероприятия, которые освещают профилактику заболеваний органа зрения.
2. Повышение информированности через социальные сети, для этого используются платформы для распространения информации о симптомах, факторах риска и методах профилактики. На сайте ВКонтакте представлена группа медико-профилактического факультета, где размещается информация о том, как предотвратить заболевания органа зрения.
3. Мероприятия, реализующие партнерство с медицинскими организациями, коллективная работа с медицинскими учреждениями для организации бесплатных осмотров и консультаций. Организация цикла мероприятий — «Неделя здоровья» на базе университета по совместной работе с врачами-офтальмологами ГКБ №2 и Клиники ЮУГМУ.
4. Распространение информационных материалов — создание буклетов и плакатов, которые предусматривают размещение в общественных местах, стендах, информационных досках университета. В рамках работы Комитета по формированию здорового образа жизни и профилактики хронических неинфекционных и инфекционных заболеваний, а также молодежного научного кружка организуются мероприятия, на которых все желающие могут ознакомиться с печатными материалами [6, 7].
Таким образом, повышение осведомленности в сфере профилактики заболеваний органа зрения может существенно изменить восприятие здоровья глаз и снизить заболеваемость.
Выводы:
1. Обучающиеся 1-2 курсов имеют больше проблем со зрением — 77%, а студенты 5-6 курсов меньше — 50%.
2. У студентов 1-2 курсов выявляется низкая осведомленность о здоровье органа зрения — 37%, а у обучающихся 5-6 курсов более высокий уровень осведомленности — 53%. Разницу в уровне гигиенической грамотности между курсами можно объяснить накоплением опыта, повышением ответственности и доступом к необходимой информации, что подчеркивает важность образовательной работы среди студентов младших курсов.
3. Проанализировав, отношение студентов к профилактическим мерам по сохранению здоровья органа зрения можно сделать вывод о том, что большая часть респондентов считает важным наличие профилактики здоровья органа зрения — 91% и пренебрегает важностью профилактики — 9%.
4. Респонденты ежедневно тратят длительное время на различные электронные устройства, например, у 20% студентов 1-2 курсов 4-6 часов занимает использование компьютера/ноутбука, такая же продолжительность у 6% студентов 5-6 курсов. Более 6 часов работы за компьютером/ноутбуком наблюдается у студентов 1-2 курсов — 10% и 5-6 курсов — 17%, что оказывает большую долю вреда на организм человека, в основном на орган зрения, приводя к появлению синдрома «компьютерного» зрения: сухости, зуду, усталости глаз — также возникает ухудшение способности быстро переключаться между ближними и дальними предметами.
5. Разработан комплекс мероприятий по повышению осведомленности студентов в отношении профилактики заболеваний органа зрения: мероприятия, направленные на
28
учебно-методическую деятельность; повышение информированности через социальные сети; партнерство с медицинскими организациями; распространение информационных материалов.
Разработанный авторами комплекс мероприятий планируется внедрить на базе университета ЮУГМУ в рамках работы Комитета по формированию здорового образа жизни и профилактики хронических неинфекционных и инфекционных заболеваний и молодежного научного кружка.
Список использованных источников
1. Иевлева, О. В. Режим использования мобильных электронных устройств обучающимися и его коррекция средствами гигиенического воспитания / О. Ю. Милушкина, Н. А. Скоблина, Ю .П. Пивоваров [и другие] // Анализ риска здоровью. - 2022. - № 4. - С. 64-71.
2. Кореневский, К. М. Аспекты развития компьютерного зрительного синдрома у лиц молодого возраста / К. М. Кореневский // Big Data and Advanced Analytics. - 2021. - Vol. 7, -№1. С. 336—339.
3. Либина, И. И. Исследование влияния электронных устройств на состояние здоровья студентов медицинского вуза / И. И. Либина, Е. П. Мелихова, М. В. Попов // Здоровье молодежи: новые вызовы и перспективы. Том 5. - Москва : Научная книга, 2019. -С. 181-191. - EDN ERRJVW.
4. Обрубов, С. А. Влияние жизнедеятельности в условиях цифровой среды на состояние органа зрения обучающихся / С. А. Обрубов, С. В. Маркелова // Российский вестник гигиены. - 2021. - № 2. - С. 4-10. - DOI 10.24075/rbh.2021.014. - EDN PSIUNE.
5. Использование интернет-опросов в оценке осведомленности об основах здорового образа жизни / Ю. П. Пивоваров, Н. А. Скоблина, О. Ю. Милушкина [и др.] // Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики. - 2020. - № 2. - С. 398-413. - DOI 10.24411/2312-2935-2020-00055. - EDN RISIAU.
6. Длительность использования мобильных электронных устройств как современный фактор риска здоровью детей, подростков и молодежи / И. Б. Ушаков, В. И. Попов, Н. А. Скоблина, С. В. Маркелова // Экология человека. - 2021. - № 7. - С. 43-50. -DOI 10.33396/1728-0869-2021-7-43-50. - EDN EMQOYK.
7. Компьютерный зрительный синдром и меры профилактики / Т. А. Халилова, К. И. Городничев, М. А. Беляк, А. М. Морозов // Forcipe. - 2020. - Т. 3, № S1. - С. 638-639. - EDN VUNMJI.