Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДИАГНОСТИКИ ПИСЬМЕННО-РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ 5-9 КЛАССОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ'

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДИАГНОСТИКИ ПИСЬМЕННО-РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ 5-9 КЛАССОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
360
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ / МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ / ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ / КОМПЛЕКСНОЕ ЗАДАНИЕ / ЭКСПРЕСС-ДИАГНОСТИКА / ДИСГРАФИЯ / ДИСЛЕКСИЯ / БИЛИНГВИЗМ / SPEECH DISORDERS / METHODS OF DIAGNOSTICS / DISABILITIES / COMPLEX TASK / EXPRESS DIAGNOSTICS / DYSGRAPHIA / DYSLEXIA / BILINGUALISM

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Киселева Наталья Юрьевна

С развитием инклюзивных процессов в системе образования Российской Федерации существенно расширился контингент детей с речевыми нарушениями, которые обучаются в общеобразовательных организациях. Многочисленность группы школьников с речевыми нарушениями и множественными нарушениями развития в образовательных организациях, включение учащихся, осваивающих уровень основного и среднего общего образования, в контингент для оказания коррекционной помощи актуализирует модернизацию подходов к логопедической диагностике. В статье рассматривается взаимосвязь понятий «письменно - речевая деятельность», «читательская деятельность», «самостоятельная письменная речь», «навыки чтения и письма». Выделены актуальные аспекты диагностики письменно - речевой деятельности учащихся 5-9 классов с ограниченными возможностями здоровья, имеющих речевые нарушения. Описан алгоритм проведения логопедического обследования письменно - речевой деятельности учащихся от общего к частному. Показана специфика заданий для изучения овладения читательской деятельностью и самостоятельной письменной речью; приведены параметры нарушения письменно - речевой деятельности учащихся 5-9 классов. В работе отмечено, что в связи с миграционными процессами в каждой общеобразовательной организации России обучаются дети с неродным русским языком. Часто эти обучающиеся имеют нарушения письма и чтения. Даны рекомендации по обследованию письменно - речевой деятельности у детей - мигрантов. Результаты диагностики вербальных и невербальных высших психических функций, обеспечивающих процессы письма и чтения, являются основой для конструирования моделей пропедевтической и коррекционно - развивающей работы с учащимися 5-9 классов с ограниченными возможностями здоровья, имеющими речевые нарушения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Киселева Наталья Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

URGENT ISSUES OF WRITING AND SPEAKING DIAGNOSTICS OF 5TH-9TH GRADE PUPILS WITH SPEECH DISORDERS

The development of inclusive processes in the education system of the Russian Federation is accompanied by a considerable growth of the number of schoolchildren with speech disorders in general education institutions. A large number of pupils with speech disorders and multiple developmental disabilities in a group of learners at education institutions, and inclusion of the pupils mastering basic and secondary general level of education in the contingent of the learners in need of rehabilitation support, actualize the modernization of approaches to logopedic diagnostics.The author of the article also considers the connections between the notions of writing and speaking, reading, independent writing, reading and writing skills . The article highlights the urgent aspects of diagnostics of writing and speaking of the 5th-9th grade pupils with speech disorders. The author describes the algorithm of conducting a logopedic examination of writing and speaking activity of such pupils from the general to the particular. The study shows the specificity of the tasks that reveal the acquisition of reading and independent writing skills and provides the parameters of impairment of the writing and speaking functional activity of the 5th-9th grade pupils. It is noted in the paper that due to the migration processes, there are non - native Russian speaking children in every school. These pupils often have problems with writing and reading. The article contains recommendations on diagnosing writing and speaking skills of migrant children.The results of diagnostics of verbal and non - verbal higher mental functions ensuring the processes of writing and reading may serve as the foundations for constructing models of preventive and rehabilitation - educational work with the 5th-9th grade pupils with speech disorders.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДИАГНОСТИКИ ПИСЬМЕННО-РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ 5-9 КЛАССОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ»

УДК 376.37 DOI 10.26170/sp20-02-05

ББК Ч45 7 ГСНТИ14.29.29 Код ВАК 13.00.03

Н. Ю. Киселева N. Yu. Kiseleva Москва, Россия Moscow, Russia

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

ДИАГНОСТИКИ ПИСЬМЕННО-РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ 5—9 КЛАССОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

URGENT ISSUES OF WRITING AND SPEAKING DIAGNOSTICS OF 5TH-9TH GRADE PUPILS WITH SPEECH DISORDERS

Аннотация. С развитием инклюзивных процессов в системе образования Российской Федерации существенно расширился контингент детей с речевыми нарушениями, которые обучаются в общеобразовательных организациях. Многочисленность группы школьников с речевыми нарушениями и множественными нарушениями развития в образовательных организациях, включение учащихся, осваивающих уровень основного и среднего общего образования, в контингент для оказания коррекционной помощи актуализирует модернизацию подходов к логопедической диагностике.

В статье рассматривается взаимосвязь понятий «письменно-речевая деятельность», «читательская деятельность», «самостоятельная письменная речь», «навыки чтения и письма». Выделены актуальные аспекты диагностики письменно-речевой деятельности учащихся 5—9 классов с ограниченными возможностями здоровья, имеющих речевые нарушения. Описан алгоритм проведения логопедического обследования письменно-речевой деятельности учащихся от общего к частному. Показана специфика заданий для изучения овладения читательской деятельностью и самостоятельной письменной речью; приведены параметры нарушения письменно-речевой деятельности учащихся 5—9 классов. В работе отмечено, что в связи с миграционными процессами в каждой общеобразовательной организации России обучаются дети с неродным русским языком. Часто эти обу-

Abstract. The development of inclusive processes in the education system of the Russian Federation is accompanied by a considerable growth of the number of schoolchildren with speech disorders in general education institutions. A large number of pupils with speech disorders and multiple developmental disabilities in a group of learners at education institutions, and inclusion of the pupils mastering basic and secondary general level of education in the contingent of the learners in need of rehabilitation support, actualize the modernization of approaches to logopedic diagnostics.

The author of the article also considers the connections between the notions of writing and speaking, reading, independent writing, reading and writing skills. The article highlights the urgent aspects of diagnostics of writing and speaking of the 5th-9th grade pupils with speech disorders. The author describes the algorithm of conducting a logopedic examination of writing and speaking activity of such pupils from the general to the particular. The study shows the specificity of the tasks that reveal the acquisition of reading and independent writing skills and provides the parameters of impairment of the writing and speaking functional activity of the 5th-9th grade pupils. It is noted in the paper that due to the migration processes, there are non-native Russian speaking children in every school. These pupils often have problems with writing and reading. The article contains recommendations on diagnosing writing and speaking skills of migrant children.

The results of diagnostics of verbal and non-verbal higher mental functions ensuring the processes of writing and reading may serve as the foundations for constructing models of preventive and rehabilitation-educational work with the 5th-9th grade pupils with speech disorders.

чающиеся имеют нарушения письма и чтения. Даны рекомендации по обследованию письменно-речевой деятельности у детей-мигрантов.

Результаты диагностики вербальных и невербальных высших психических функций, обеспечивающих процессы письма и чтения, являются основой для конструирования моделей пропедевтической и коррекционно-развивающей работы с учащимися 5—9 классов с ограниченными возможностями здоровья, имеющими речевые нарушения.

Ключевые слова: речевые нарушения; методы диагностики; ограниченные возможности здоровья; комплексное задание; экспресс-диагностика; дисграфия; дислексия; билингвизм.

Сведения об авторе: Киселева Наталья Юрьевна, кандидат педагогических наук, доцент.

Место работы: доцент кафедры логопедии, Институт специального образования и комплексной реабилитации, Московский городской педагогический университет.

Контактная информация: 119261, Россия, г. Москва, ул. Панфёрова, д. 8, к.2.

E-mail: [email protected].

Keywords: speech disorders; methods of diagnostics; disabilities; complex task; express diagnostics; dysgraphia; dyslexia; bilin-gualism.

About the author: Kiseleva Natal'ya Yur'evna, Candidate of Pedagogy, Associate Professor.

Place of employment: Associate Professor of Department of Speech Therapy, Institute of Special Education and Complex Rehabilitation, Moscow City Pedagogical University.

Современное законодательство Российской Федерации гарантирует обучающимся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) право на получение качественного образования без дискриминации [11]. «Сегодня большая часть детей с особыми образовательными потребностями уже находится в общеобразовательных массовых учреждениях, в инклюзивных или интегрированных классах (55 %), и меньшая часть (45 %) обучается в специальных (коррекционных) образовательных организациях» [9, с. 195].

Тревожной тенденцией в образовании к началу XXI в. стало увеличение числа детей с ОВЗ и выяв-© Киселева Н. Ю., 2020

ление тяжелых и/или множественных нарушений в их развитии [6; 8; 9; 10 и др.]. Так, у многих детей речевая патология сочетается с двигательными, сенсорными, интеллектуальными нарушениями. Нормативно закреплена необходимость коррекционного сопровождения обучающихся с речевыми нарушениями в период всего обучения в общеобразовательной организации (ОО) [11; 12].

Овладение чтением и письмом у детей начинается с усвоения технических навыков. На базе сформированных навыков чтения и письма при наличии мотивацион-ной, речевой, когнитивной и ком-

муникативнои готовности в процессе целенаправленного обучения происходит постепенное овладение чтением и письмом как деятельностью. Рассматривая читательскую деятельность и самостоятельную письменную речь как виды речевоИ деятельности, выделяют мотив, действия и операции, подчиненные сознательным целям и направленные на достижение практического результата (А. Н. Леонтьев).

Читательскую деятельность мы понимаем как систему действий и операций, направленных на анализ, интерпретацию текста и осуществление коммуникации с автором произведения. Цель деятельности чтения — понимание читаемого текста с закономерным привнесением смысловых, эмоциональных, практических изменений в свою жизнь, «преобразование смыслового звена в поступочное» (И. А. Зимняя). Самостоятельная письменная речь — сложная анали-тико-синтетическая деятельность, направленная на порождение высказывания, что предполагает создание внутренней схемы, выбор слов, грамматическое структурирование

(Л. С. Выготский [1], Н. И. Жинкин, А. Р. Лурия и др.). Цель деятельности письма — продуцирование самостоятельного письменного сообщения (в соответствии с языковыми нормами) для социального взаимодействия.

Понятие письменно-речевая деятельность применительно к специальному образованию было предложено научной школой профессора Г. В. Чиркиной в контексте характеристики когнитивно-коммуникативного подхода к обучению (Ю. Е. Вят-лева, Н. Ю. Киселева, Е. Н. Российская, М. Н. Русецкая, Г. В. Чиркина и др.). Письменно-речевая деятельность — сложное функциональное единство деятельности чтения и письма, которые взаимозависимы и взаимообусловлены (рис. 1).

Письменно-речевая деятельность — это особый вид коммуникации, включающий чтение и понимание текстового материала, ответную рефлексию в устной или письменной форме; продуцирование грамотного письменного сообщения и его анализ посредством чтения. Овладение письменно-речевой деятельностью открывает

В понятие «письменно-речевая деятельность» входят

Рис. 1. Письменно-речевая деятельность

для человека возможности саморазвития, самообучения, социального взаимодействия в обществе. Согласно психолого-педагогическому подходу к классификации речевых нарушений, письменно-речевую деятельность можно рассматривать как применение языковых средств общения в процессе речевой коммуникации [5].

Логопедическое обследование входит в комплекс диагностических мероприятий, которые проводят педагоги и специалисты ОО. Вопросы логопедического обследования письменно-речевой деятельности обучающихся освещены в трудах Т. А. Алтуховой [7], Т. В. Ахутиной [13], Г. В. Бабиной, О. Е. Грибовой [2], Л. Н. Ефимен-ковой, О. Б. Иншаковой, Н. Ю. Киселевой [3], А. Н. Корнева, Р. И. Ла-лаевой, Е. А. Логиновой, Е. Н. Российской [7], М. Н. Русецкой [10], И. Н. Садовниковой, А. В. Ястребовой [7] и других исследователей.

Выделим актуальные аспекты диагностики письменно-речевой деятельности учащихся, осваивающих программу основного общего образования:

- определение алгоритма для проведения логопедического обследования;

- уточнение критериев нарушения читательской деятельности и самостоятельной письменной речи;

- подбор диагностических материалов для проведения объективной оценки письменно-речевой деятельности учащихся;

- создание печатного и электронного вариантов диагностики.

Алгоритм проведения обследования речи учащихся

Для получения полноценного представления о состоянии письменно-речевой деятельности обучающегося необходимо учитывать информацию об учебной и вне-учебной деятельности, полученную от учителей и родителей; результаты диагностики, проведенной специалистами общеобразовательной организации; результаты анализа письменных (контрольных, классных и домашних) работ обучающегося; данные из медицинской документации ребенка. Обследования речи целесообразно проводить от общего к частному: от комплексных заданий в экспресс-диагностике к подробному логопедическому обследованию.

Анализ выполнения комплексных заданий позволяет выявить определенный спектр проблем ребенка и необходимость проведения более детального обследования. На уровне основного общего образования при проведении экспресс-диагностики состояния письменно -речевой деятельности учащихся целесообразно предложить выполнить два комплексных задания:

1) чтение текста вслух и комплекс текстовых заданий;

2) изложение или сочинение.

При выполнении задания «чтение текста вслух и комплекс заданий» можно выявить особенности звукопроизношения учащегося, сформированность технических и смысловых характеристик чтения; определить умение работать с тек-

стовой информацией; диагностировать особенности развития лекси-ко-грамматического строя речи, связной речи, словесно-логического мышления и памяти. Анализ результатов выполнения комплексного задания на «изложение» позволяет выявить умение составлять и реализовывать программу письменного высказывания; дает представление о сформированности лек-сико-грамматического строя речи; показывает типологию орфографических и специфических ошибок ребенка, его графомоторные нарушения, особенности внимания и памяти, развитие словесно-логического мышления и самоконтроля письменной продукции. Совокупность анализа информации об учащемся и успешность выполнения двух комплексных заданий, максимально задействующих функциональные компоненты речи, позволяет дать предварительную оценку сформированности устно-речевой и письменно-речевой деятельности и принять решение о целесообразности проведения полного варианта логопедического обследования.

Порядок проведения обследования от общего к частному не только сокращает время диагностики, но и обеспечивает положительную мотивацию ребенка к учебной деятельности, так как диагностика в любом случае заканчивается на пробе, с которой обу-

чающийся успешно справляется (рис. 2).

Нужно отметить, что в связи с миграционными процессами практически в каждом классе общеобразовательных организаций России сегодня обучаются дети, для которых русский язык является неродным. «Развитие детей этой категории характеризуется специфическими трудностями в усвоении русской фонетики, аграмматизмом в связных высказываниях и другими проблемами, обусловленными ограниченной речевой практикой в сфере русского языка, двуязычием в семье, интерференцией разных языковых систем в процессе речевой коммуникации» [14, с. 25]. Трудности в чтении и письме встречаются у детей с неродным русским языком довольно часто.

Этапы обследования

• Составить заключение о развитии речи ребенка на родном (доминантном) языке. Обследование речи на родном языке должно проводиться совместно с носителем языка (обычно это родители ребенка)

[14].

• Составить заключение об уровне владения русским языком.

• Обследование письменно-речевой деятельности учащегося по стандартной схеме в соответствии с уровнем образования.

Обследование речи обучающегося

Рисунок 2. Схема обследования речи обучающихся

Нужно отметить, что определенные проявления (например, при чтении — общая неразборчивость речи, назальный оттенок, нарушение силы и тембра голоса, судорожные запинки; при пересказе текста — невозможность восстановить логическую последовательность; при письме — ошибки в списывании с образца, графомоторные нарушения) являются симптомами нарушения речи независимо от языковой системы ребенка. Однако несоответствие письменно-речевой деятельности учащегося фонематическим и грамматическим нормам русского языка может быть связано не с речевым недоразвитием, а с особенностями лингвистических норм другого языка и малым речевым опытом ребенка в овладении русским языком. Соответственно на начальном этапе обучения таким детям будет необходима не кор-рекционная помощь, а интенсивная работа по изучению русского языка для обеспечения полноценного включения учащегося в русскоязычную среду.

Обследование письменно-речевой деятельности

на уровне ООО

Диагностика письменно-речевой деятельности учащихся 5— 9 классов включает изучение овладения читательской деятельностью

и самостоятельной письменной речью.

Материал для проведения полного обследования овладения читательской деятельностью: три текста, относящихся к разным функциональным стилям и жанрам (например, художественный стиль, жанр басни, рассказа; научный стиль, жанр рассказа; официально-деловой стиль, жанр инструкции; публицистический стиль, жанр очерка и т. п.) и комплекс текстовых заданий. Один из текстов предлагается для чтения вслух и два — для чтения про себя; к каждому из текстов дают два-три задания.

Параметры обследования читательской деятельности и критерии их оценивания приведены в таблице 1 [4; 7].

Материал для проведения полного обследования овладения самостоятельной письменной речью :

- две творческие работы учащегося (изложение, сочинение, эссе);

- комплекс письменных лексико-грамматических заданий (составить и записать рассказ по серии картин; дополнить текст пропущенными предлогами, глаголами; восстановить деформированный текст и т. д.).

Приведем параметры обследования самостоятельной письменной речи и критерии их оценивания в таблице 2 [3; 5; 7; 13; 15 и др.].

Таблица 1

Параметры диагностики читательской деятельности

Параметры Оценочная шкала Нарушение параметра

Способ чтения побуквенное; побуквенное;

Ф т вслух слоговое; слоговое;

(по Т. Г. Его- слоговое с элементами синте- слоговое с элементами синте-

03 рову) тического; тического

СР синтетическое чтение

о Ступень чтения тихое шепотное чтение; тихое шепотное чтение;

о; ^ о ф про себя (по Ю. А. Гузий) чтение с беззвучной артикуляцией; чтение с беззвучной артикуляцией

автоматизированное чтение

Правильность количество допущенных оши- уч-ся 5 кл. >8 ошибок

чтения вслух бок на 100 прочитанных слов уч-ся 6—9 кл. >5 ошибок

Ответы на во- подсчитывается % неверных уч-ся 5 кл. >26 % неверных от-

просы разных ответов на вопросы разных типов: ветов,

типов на понимание лексики текста, фактуальной информации и подтекста, коммуникативных намерений автора уч-ся 6 кл. >21 % неверных ответов, уч-ся 7—9 кл. >16 % неверных ответов

Пересказ прочи- особенности составления про- пропуски и/или перестановки

танного текста граммы устного высказывания (последовательность и наличие всех смысловых элементов рассказа); верная передача смысла рас- смысловых элементов рассказа; неверная передача смысла рассказа; наличие >2 аграмматизмов; простые однотипные предло-

о; сказа; жения в рассказе;

П= ш зг лексико-грамматическое оформление устной речи наличие >2 вербальных замен

3= О Составление умение верно разбить текст на неверное деление текста на

О сложного плана части; части;

о прочитанного умение выделить основную неумение выделить основную

ш текста мысль и дать название каждой мысль и дать адекватное назва-

о части; ние каждой части;

.о Е умение выделить верные под- неумение выделить и наиме-

о пункты в каждой части новать подпункты

Умение выпол- умение выполнить компрессию неверная передача смысла

нить структурно- текста; текста при компрессии;

семантический внести в текст заданные лекси- наличие >2 ошибок при внесе-

анализ текста ко-грамматических изменения; умение выделить основную информацию в тексте—ключевые слова и опорные предложения ние заданных лексико-грамматических изменений; неумение выделить основную информацию текста

Владение спо- умение выделить основные те- тезисы не полностью отража-

собами сохра- зисы; ют смысл текста;

нения прочитанной информа- умение подготовить аннотацию аннотация не отражает проблематику и/или содержание

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ции текста

Таблица 2

Параметры диагностики самостоятельной письменной речи

Параметры Оценочная шкала Нарушение параметра

Соответствие содержания заданной теме построение сюжета текста в соответствии с образцом (изложение) или в соответствии с предложенной темой (сочинение, эссе), указывающее на понимание смысла - содержание изложения не отражает полное понимание смысла текста; - в сочинении (эссе) нет ответа на вопрос, поставленный в теме

Композиционная структура - наличие вступления, основной части, заключения; - наличие тезисов, подкрепленных доказательствами - отсутствие вступления и/или заключения; - отсутствие тезисно-доказательной части

Цельность текста объем, последовательность, логичность изложения - объем, недостаточный для отражения смысла текста; - пропуски и/или перестановки смысловых элементов текста, отсутствие связующих элементов, фрагментарность текста; - нарушение логики изложения

Лексико-грам-матическое оформление текста - использование языковых средств в соответствии со стилем текста; - использование сложных и разнообразных лексико-грам-матических конструкций - использование языковых средств, не соответствующих стилю текста; - наличие >2 аграмматизмов; - наличие >2 предложений с нарушенным порядком слов

Соответствие нормам грамотной письменной речи количество и соотношение специфических и орфографических ошибок в письменной работе наличие >5 специфических и/или орфографических ошибок

При анализе результатов диагностики письменно-речевой деятельности настораживающим проявлением является нарушение даже одного параметра. Заключение о нарушении овладения читательской деятельностью ставится, если присутствует нарушение смыслового / смыслового и технического параметра при чтении каждого из трех текстов. Заключение о нарушении овладения самостоятельной

письменной речью ставится при нарушении хотя бы одного параметра в каждом задании полного обследования.

В заключение отметим, что логопедическое обследование является частью комплекса диагностических мероприятий в образовательной организации. Обследование письменно-речевой деятельности включает последовательно предлагаемые ребенку задания (начиная с

комплексных заданий) для изучения речевых и неречевых психических функций, обеспечивающих процессы письма и чтения.

В отличие от диагностической работы, проводимой учителем-логопедом на уровне начального общего образования, у учащихся 5—9 классов в соответствии с требованиями ФГОС ОО проводят изучение сформированности чтения и письма как деятельности. Овладение смысловым чтением, умение работать с текстом, грамотное самостоятельное письмо обеспечивает усвоение общеобразовательной программы основного общего образования.

Результаты диагностики письменно-речевой деятельности являются основой для моделирования комплексной коррекционной помощи учащимся с ограниченными возможностями здоровья, имеющим речевые нарушения.

Литература

1. Выготский, Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. — Санкт-Петербург : Питер, 2018. — Текст : непосредственный.

2. Грибова, О. Е. Технология организации логопедического обследования / О. Е. Грибова. — Москва : Айрис-пресс, 2005. — Текст : непосредственный.

3. Киселева, Н. Ю. Диагностика речевых нарушений школьников в условиях современного образования / Н. Ю. Киселева, Ю. А. Шулекина. — Текст : непосредственный // Педагогика. — Москва : Педагогика, 2018. — № 4.

4. Киселева, Н. Ю. Организация логопедической работы в общеобразовательной школе / Н. Ю. Киселева. — Москва : МГПУ, 2018. — Текст : непосредственный.

5. Левина, Р. Е. Недостатки чтения и письма у детей / Р. Е. Левина. — Текст : непосредственный // Хрестоматия по логопедии. — Москва : Владос, 1997.

6. Левченко, И. Ю. Инклюзивное образование: специальные условия включения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательное пространство / И. Ю. Левченко, О. Г. При-ходько, А. А. Гусейнова, В. В. Мануйлова. — Москва : Национальный книжный центр, 2018. — Текст : непосредственный.

7. Методы обследования речи детей: пособие по диагностике речевых нарушений / под ред. проф. Г. В. Чиркиной. — Москва : АРКТИ, 2005. — Текст : непосредственный.

8. Моргачева, Е. Н. Становление интегрированного и инклюзивного образования в России в 90-е годы ХХ столетия / Е. Н. Мор-гачева. — Текст : непосредственный // Современные проблемы теории, истории, методологии инклюзивного образования. — Москва : ГАОУ ВО МГПУ, 2015.

9. Назарова, Н. М. Феноменология совместного обучения: интеграция и инклюзия / Н. М. Назарова. — Москва : Перо, 2018. — Текст : непосредственный.

10. Русецкая, М. Н. Нарушения чтения у младших школьников: анализ речевых и зрительных причин / М. Н. Русецкая. — Санкт-Петербург : КАРО, 2007. — Текст : непосредственный.

11. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» // Российское образование : федеральный портал. — URL: http://zakon-ob-obrazovanii.ru/. — Текст : электронный.

12. Федеральный государственный образовательный стандарт обучающихся с ограниченными возможностями здоровья // ФГОС : федеральный портал. — URL: https://fgos.ru/. — Текст : электронный.

13. Фотекова, Т. А. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов / Т. А. Фо-текова, Т. В. Ахутина. — Москва : АРКТИ, 2002. — Текст : электронный.

14. Чиркина, Г. В. Преодоление речевого недоразвития у детей с неродным русским

языком / Г. В. Чиркина, А. В. Лагутина. — Текст : непосредственный // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — Москва : Школьная пресса, 2013. — № 1.

15. Эльконин, Д. Б. Развитие устной и письменной речи учащихся / Д. Б. Эльконин. — Москва : ИНТОР, 1998. — Текст : непосредственный.

References

1. Vygotskiy, L. S. Myshlenie i rech' / L. S. Vy-gotskiy. — Sankt-Peterburg : Piter, 2018. — Tekst : neposredstvennyy.

2. Gribova, O. E. Tekhnologiya organiza-tsii logopedicheskogo obsledovaniya / O. E. Gribova. — Moskva : Ayris-press, 2005. — Tekst : neposredstvennyy.

3. Kiseleva, N. Yu. Diagnostika rechevykh narusheniy shkol'nikov v usloviyakh sovre-mennogo obrazovaniya / N. Yu. Kiseleva, Yu. A. Shulekina. — Tekst : neposred-stvennyy // Pedagogika. — Moskva : Peda-gogika, 2018. — № 4.

4. Kiseleva, N. Yu. Organizatsiya logo-pedicheskoy raboty v obshcheobrazovatel'noy shkole / N. Yu. Kiseleva. — Moskva : MGPU, 2018. — Tekst : neposredstvennyy.

5. Levina, R. E. Nedostatki chteniya i pis'-ma u detey / R. E. Levina. — Tekst : nepos-redstvennyy // Khrestomatiya po logope-dii. — Moskva : Vlados, 1997.

6. Levchenko, I. Yu. Inklyuzivnoe obrazo-vanie: spetsial'nye usloviya vklyucheniya obuchayushchikhsya s ogranichennymi voz-mozhnostyami zdorov'ya v obrazovatel'noe prostranstvo / I. Yu. Levchenko, O. G. Pri-khod'ko, A. A. Guseynova, V. V. Manuy-lova. — Moskva : Natsional'nyy knizhnyy tsentr, 2018. — Tekst : neposredstvennyy.

7. Metody obsledovaniya rechi detey: po-sobie po diagnostike rechevykh narusheniy / pod red. prof. G. V. Chirkinoy. — Moskva : ARKTI, 2005. — Tekst : neposredstvennyy.

8. Morgacheva, E. N. Stanovlenie integ-rirovannogo i inklyuzivnogo obrazovaniya v Rossii v 90-e gody KhKh stoletiya / E. N. Morgacheva. — Tekst : neposredstvennyy // Sovremennye problemy teorii, istorii, metodologii inklyuzivnogo obrazovaniya. — Moskva : GAOU VO MGPU, 2015.

9. Nazarova, N. M. Fenomenologiya sov-mestnogo obucheniya: integratsiya i inklyu-ziya / N. M. Nazarova. — Moskva : Pero, 2018. — Tekst : neposredstvennyy.

10. Rusetskaya, M. N. Narusheniya chteniya u mladshikh shkol'nikov: analiz rechevykh i zritel'nykh prichin / M. N. Rusetskaya. — Sankt-Peterburg : KARO, 2007. — Tekst : neposredstvennyy.

11. Federal'nyy zakon «Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii» // Rossiyskoe obrazo-vanie : federal'nyy portal. — URL: http://za kon-ob-obrazovanii.ru/. — Tekst : elektron-

nyy.

12. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazova-tel'nyy standart obuchayushchikhsya s og-ranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya // FGOS : federal'nyy portal. — URL: https:// fgos.ru/. — Tekst : elektronnyy.

13. Fotekova, T. A. Diagnostika rechevykh narusheniy shkol'nikov s ispol'zovaniem neyropsikhologicheskikh metodov / T. A. Fo-tekova, T. V. Akhutina. — Moskva : ARKTI, 2002. — Tekst : elektronnyy.

14. Chirkina, G. V. Preodolenie rechevogo nedorazvitiya u detey s nerodnym russkim yazykom / G. V. Chirkina, A. V. Laguti-na. — Tekst : neposredstvennyy // Vospita-nie i obuchenie detey s narusheniyami raz-vitiya. — Moskva : Shkol'naya pressa, 2013. — № 1.

15. El'konin, D. B. Razvitie ustnoy i pis'-mennoy rechi uchashchikhsya / D. B. El'konin. — Moskva : INTOR, 1998. — Tekst : neposredstvennyy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.