Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
91
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
CВОБОДА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / FREEDOM OF ENTREPRENEURIAL ACTIVITY / УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ / THE COMMISSIONER FOR THE PROTECTION OF ENTREPRENEURS'' RIGHTS / ЗАЩИТА ПРАВ И СВОБОД / PROTECTION OF RIGHTS AND FREEDOMS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гусева Алёна Леонидовна, Данилова Валерия Александровна

В представленной статье рассматриваются вопросы посвященные вопросам защиты конституционного права на свободу предпринимательской деятельности в Российской Федерации. Особо рассматривается роль Уполномоченного по защите прав предпринимателей. Авторы анализируют цели и направления деятельности бизнес-омбудсмена в указанной сфере, что является актуальным в свете последних изменений законодательства и требует изучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Гусева Алёна Леонидовна, Данилова Валерия Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Topical issues of the Commissioner for the Protection of the rights of entrepreneurs in the Russian Federation

In the present article deals with the issues devoted to the protection of the constitutional right to freedom of entrepreneurial activity in the Russian Federation. Especially it's discussed the role of the Ombudsman to protect the rights of entrepreneurs. The authors analyze the purpose and direction of the business of the Ombudsman in this area that is relevant in light of recent changes in legislation and requires study.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГУСЕВА Алёна Леонидовна,

кандидат юридических наук, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Пензенского государственного университета. E-mail: artguseva@mail.ru;

ДАНИЛОВА Валерия Александровна,

кандидат юридических наук, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Пензенского государственного университета. E-mail: artguseva@mail.ru

Краткая аннотация: В представленной статье рассматриваются вопросы посвященные вопросам защиты конституционного права на свободу предпринимательской деятельности в Российской Федерации. Особо рассматривается роль Уполномоченного по защите прав предпринимателей. Авторы анализируют цели и направления деятельности бизнес-омбудсмена в указанной сфере, что является актуальным в свете последних изменений законодательства и требует изучения.

Abstract: In the present article deals with the issues devoted to the protection of the constitutional right to freedom of entrepreneurial activity in the Russian Federation. Especially it's discussed the role of the Ombudsman to protect the rights of entrepreneurs. The authors analyze the purpose and direction of the business of the Ombudsman in this area that is relevant in light of recent changes in legislation and requires study.

Ключевые слова: Свобода предпринимательской деятельности, Уполномоченный по защите прав предпринимателей, защита прав и свобод.

Keywords: Freedom of entrepreneurial activity, the Commissioner for the Protection of entrepreneurs' rights, protection of rights and freedoms.

Неоднократно выявляемые трудности практики реализации закрепленного в Конституции Российской Федерации права на свободу предпринимательской деятельности, обусловили совершенствование механизма защиты прав и свобод предпринимателей. В данном процессе был учрежден новый специализированный институт защиты свободы предпринимательской деятельности - Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей.

Следует заметить, что деятельность бизнес-омбудсмена в нашем государстве дополняет существующие средства защиты прав и свобод граждан, реализующих право на свободу предпринимательства, не отменяет и не влечет пересмотра компетенции государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод.

Н.Ю. Хаманева неоднократно указывала, что для реального обеспечения прав и сво-

бод человека и гражданина, необходимо создавать новые механизмы правового характера против злоупотребления властью и совершенствовать уже существующие[1]. Учреждение института омбудсмена в системе правовых механизмов, призванных обеспечить защиту прав и свобод граждан, направлено «на реализацию прогрессивных идей в сфере обеспечения прав человека, установления деловых и конструктивных отношений граждан с органами власти и администрацией»[2].

Этот процесс, как отмечает профессор Е.А. Лукашева, должен сопровождаться, направленной на достижение политической стабилизации и консолидации общества и формирование демократического правового государства^]. Конечно же, в этом процессе необходимо учитывать правовой опыт, как западных стран, так и использовать имеющийся свой внутригосударственный. Справедливо подчеркивается, что механическое копирование и за-

имствование законов зарубежных стран без учета российской специфики может привести к негативным правовым последствиям.

В процессе становления института Уполномоченного по защите прав предпринимателей неоднократно возникали разногласия. Так, Российский союз промышленников и предпринимателей опубликовал оценку состояния предпринимательского климата в 2006-2011 гг., где самыми коррумпированными оказались правоохранительными органы - на них указали более 50% участников опроса. Поэтому Уполномоченный по правам предпринимателей, именно, по мнению субъектов реализующих свое право на свободу предпринимательской деятельности, должен быть чиновник, независимый от правительства, от органов правоохранительной системы, с небольшим аппаратом, регулярно встречающийся с лицами, реализующими права на свободное занятие предпринимательской деятельностью и Президентом, предоставлять доклад на заседании Правительства Российской Федерации и т.д. «Такой человек сможет быстро реагировать на неправовые действия в отношении предпринимателей, влиять на конкретные ситуации, спасать предпринимателей, пока у них не отняли биз-нес»[4], - указывал ректор Российской экономической школы С. Гуриев.

По мнению бизнес сообщества, самим Уполномоченным по защите прав предпринимателей должен быть человек со стажем предпринимательской и общественной правозащитной деятельности, с высокими моральными качествами, с отменной репутацией, дипломат, обладающий авторитетом среди предпринимательского сообщества. На федеральном уровне это должен быть полномасштабный институт Уполномоченного по защите прав предпринимателей в России. Полномочия между региональными и федеральными Уполномоченными по защите прав предпринимателей могут быть разграничены по аналогии института Уполномоченного по правам человека. Взаимодействие между федеральным и региональным Уполномоченными может заключаться в коор-динаторском, организационно-правовом, информационно-методическом сотрудничестве. С. Халфина отмечает: «для того, чтобы инсти-

тут омбудсмена являлся реальным инструментом власти, необходимо закрепить за ним право законодательной инициативы. Это право нужно отразить в будущем законопроекте Федерального Закона об Уполномоченном. Считаю, необходимым закрепить такое право и за региональными омбудсменами, причем как на федеральном, так и на региональном уровнях»[5].

С учетом высказываемых мнений в мае 2013 г. в Российской Федерации законодательно был закреплен институт Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, бизнес - омбуд-сменом был назначен Б.Ю. Титов.

Из основных положений закона, регулирующего деятельность бизнес - омбудсмена, следует выделить то, что Уполномоченный является государственным органом, обеспечивающим гарантии государственной защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности и соблюдения указанных прав органами государственной власти, местного самоуправления и должностными лицами. При этом он сохраняет свою независимость и подотчетен исключительно Президенту Российской Федерации.

В качестве основных задач деятельности Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей определены: защита прав и законных интересов российских и иностранных субъектов предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации и российских субъектов предпринимательской деятельности на территориях иностранных государств; осуществление контроля за соблюдением прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности органами публичной власти; содействие развитию общественных институтов, ориентированных на защиту прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности; взаимодействие с предпринимательским сообществом; участие в формировании и реализации государственной политики в области развития предпринимательской деятельности, защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности.

Для решения обозначенных задач Уполномоченный при Президенте Российской Феде-

рации по защите прав предпринимателей наделен правом направлять органам публичной власти предложения, рекомендации о принятии нормативных правовых актов, приостановлении действия актов, отмене или приостановлении действия нормативных правовых актов, давать заключения на проекты нормативных правовых актов, опосредованно обращаться в высший орган конституционного контроля России.

Основным инструментом данного института по защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей является рассмотрение поступивших к нему жалоб субъектов предпринимательской деятельности, по итогам которого он обязан (на выбор) разъяснить заявителю вопросы, касающиеся его прав и законных интересов, в том числе форм и способов их защиты; передать жалобу в орган государственной власти, орган местного самоуправления или должностному лицу, к компетенции которых относится разрешение жалобы по существу; направить в орган государственной власти, орган местного самоуправления или должностному лицу, в решениях или действиях (бездействии) которых усматривается нарушение прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности, заключение с указанием мер по восстановлению прав и соблюдению законных интересов указанных субъектов; обратиться в суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов (за исключением органов прокуратуры, Следственного комитета Российской Федерации, органов судебной власти), органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц в случае, если оспариваемые ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы субъектов предпринимательской деятельности в сфере предпринимательской деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской деятельности; обратиться в суд с

иском о защите прав и законных интересов других лиц, в том числе групп лиц, являющихся субъектами предпринимательской деятельности; обжаловать вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов, принятые в отношении заявителя; направить в органы государственной власти, органы местного самоуправления, иные органы, организации, наделенные федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, обращение о привлечении лиц, виновных в нарушении прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности, к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности.

Анализируя практику деятельности Уполномоченного по защите прав предпринимателей, важно отметить, что за время своего существования и реализации полномочий, данный институт защиты бизнеса зарекомендовал себя с положительной стороны, проводится активная работа по всем сферам деятельности, волнующих предпринимательское сообщество. Ежедневно к Уполномоченному поступает множество обращений из разных регионов России. Наибольшее количество жалоб на действия (бездействия) органов власти поступает, как и предполагалось, от представителей малого и среднего предпринимательства (более 40%)[6].

По итогам 2013 г. можно отметить, что в 35% обращений нарушений прав предпринимателей экспертами не установлено (заявителю отказано, его обращение не поддержано), в 65% установлены факты нарушений конкретными органами власти (должностными лицами), либо диагностированы причины, приведшие к нарушениям - несовершенство нормативно-правовых актов, излишняя регламентация предпринимательства, необходимость доработки зако-нодательства[7] и т.д.

Доклад о деятельности бизнес-омбуд-смена за 2015 год построен на 26 тыс. обращений представителей бизнеса, что обуславливает востребованность и актуальность правозащитной работы Уполномоченного[8].

Особое значение в защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей имеют сформированные при Уполномоченном институциональные структуры: назначаемые

им общественные представители, осуществляющие представительские и экспертные функции; экспертные, консультативные и общественные советы, рабочие группы и иные совещательные органы, действующие на общественных началах; общественные приемные, оказывающие субъектам предпринимательской деятельности консультативную помощь; эксперты.

Установив на федеральном уровне новый для России институт защиты конституционного права на свободу предпринимательской деятельности - бизнес - омбудсмена, законодатель предусмотрел возможность создания подобного института и в субъектах Российской Федерации, что является важным инструментом поддержки и защиты малого и среднего предпринимательства. Следует оговориться, что в субъектах Российской Федерации Уполномоченный по правам предпринимателей появился раньше Уполномоченного федерального уровня.

Первый в России бизнес-омбудсмен учрежден в мае 2011 г. в Ульяновской области. Губернатор назначил на эту должность председателя Ульяновского регионального отделения «ОПОРЫ РОССИИ». Региональный парламент утвердил это назначение в конце декабря 2011 г. За три месяца работы ему поступило 257 обращений. Из них 43 рассмотрено и 39 оказана реальная помощь. То есть, эти 39 предпринимателей не будут ходить по судам, не будут тратить силы, ресурсы, а будут развивать свое дело[9].

Новой точкой отсчета в защите прав предпринимателей Пензенской области стал 2013 год. За трехлетний период деятельности к Уполномоченному ежегодно поступает более 200 обращений. Большинство вопросов связаны с оформлением разрешительной документации для ведения бизнеса, а также с размещением бизнеса (арендные отношения, перевод жилых помещений в нежилые, разрешительное использование земельных участков, кадастровая стоимость земель и т.д.)[10].

В современных реалиях становления института Уполномоченного по защите прав предпринимателей представляется, что залогом реального влияния института омбудсмена на улучшение ситуации по защите прав предпринимателей может стать решение о его наделе-

нии широкими полномочиями, его независимость, а также организационно-правовые и финансовые инструменты, высокий общественно-политический статус, закрепленные законодательным путем, ужесточение санкций за вмешательство в работу бизнес-омбудсмена, наделение его правом законодательной инициативы.

Наряду с деятельностью Уполномоченных по защите прав предпринимателей на федеральном и региональном уровне думается возможным дополнить представителями Уполномоченного субъекта Российской Федерации в муниципальных образованиях, основной целью которых станет информирование регионального Уполномоченного о нарушениях прав и свобод субъектов, реализующих право на свободу предпринимательской деятельности, на «подведомственной» территории. Тем более, Россия обладает опытом существования общественных помощников Уполномоченного по правам человека в муниципальных образованиях.

Деятельность Уполномоченных по защите прав предпринимателей на всех уровнях нашего федеративного государства следует строить исходя из необходимости достижения одной цели - защиты конституционного права на свободу предпринимательской деятельности. Это строительство должно проходить в четких правовых рамках и в тесном взаимодействии с общественными объединениями и союзами предпринимателей, а также с правоохранительными органами.

Весьма эффективными направлениями во взаимодействии Уполномоченного по защите прав предпринимателей с правоохранительными органами, в частности, с прокуратурой, могут стать действия по следующим вопросам: обмену информацией о нарушениях основных прав и свобод личности в сфере осуществления предпринимательской деятельности; рассмотрение на совместных совещаниях результатов работы по защите прав предпринимателей; составление планов совместных мероприятий по усилению взаимодействия на правоприменительную практику; изучение с выездом в отдельные субъекты Российской Федерации или муниципальные образования причин массовых нарушений реализации права на свободу предпринимательской деятельности; внесение в государственные ор-

ганы совместных предложений общего характера, относящиеся к обеспечению прав и свобод предпринимателей; внесение совместных заявлений в средства массовой информации о грубых нарушениях прав предпринимателей; возможно, также проведение по этим вопросам совместных научно-практических конференций с привлечением широкой общественности. Взаимодействие Уполномоченного по правам пред-

Библиография:

принимателей и органов прокуратуры видится нам необходимым, в силу особой роли двух рассматриваемых институтов в конституционном механизме защиты права на свободу предпринимательской деятельности[11]. Для нас это обусловливается, прежде всего, тем, что сегодня эффективность деятельности даже Уполномоченного по правам человека во многом определяется степенью взаимодействия с органами прокуратуры.

1. Хаманева Н.Ю. Уполномоченный по правам человека - защитник прав граждан. М., 1998. С. 7.

2. Хаманева Н.Ю. Уполномоченный по правам человека - защитник прав граждан. М., 1998. С. 7. С. 5.

3. Лукашева Е.А. Эффективность юридических механизмов защиты прав человека: политические, экономические, социально-политические аспекты // Конституция Российской Федерации и совершенствование механизмов защиты прав человека. М.: Изд-во ИГиП РАН, 1994. С. 35.

4. Бизнес попросил свободы // Российская газета. Государство. 2012. 11 апреля. № 5752 (79).

5. Халфина С.М. Бизнес-омбудсмен: каким он должен быть? // Официальный сайт «ОПОРА РОССИИ». 2012. http://opora.ru/legal/discussions/431/30668/

6. Палагина А.Н. Уполномоченный по защите прав предпринимателей на федеральном и региональном уровне как элемент адаптивной инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства // Journal of Economic Regulation (Вопросы регулирования экономики). 2014. № 2. Т. 5. С. 84.

7. Постановление Президиума правления ТпП РФ от 19 декабря 2013 г. № 109-35 «О предложениях ТПП РФ для включения в ежегодный доклад Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей».

8. Доклад Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей за 2015 год // Официальный сайт Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, http://doklad.ombudsmanbiz.ru/doklad_2015.html.

9. Серова Я. В Ульяновске состоялось первое открытое заседание палаты справедливости // Российская газета. Приволжский федеральный округ. 2012. 11 марта.

10. Доклад о деятельности Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Пензенской области за 2013 год; Доклад о деятельности Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Пензенской области за 2014 год // Официальный сайт Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Пензенской области. http://ombudsmanbis.pnzreg.ru/doklad

11. Байкин И.М. Прокуратура и Уполномоченный по правам человека в РФ // Конституционное и муниципальное право. 2011. № 11. С. 65.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.