РУССКО-ВИЗАНТИЙСКИЙ ВЕСТНИК
Научный журнал Санкт-Петербургской Духовной Академии Русской Православной Церкви
№ 3 (14) 2023
И. Б. Гаврилов
Актуальные вопросы богословия истории на страницах «Трудов кафедры богословия Санкт-Петербургской Духовной Академии», 2021, №4 (12), 247 с.
УДК [27-1(060.55)+271.2-1:930.1(091)]:659.131.84 DOI 10.47132/2588-0276_2023_3_203 EDN QSCOWM
Аннотация: Статья представляет собой обзор материалов №4 (12) за 2021 г. научного журнала «Труды кафедры богословия Санкт-Петербургской Духовной Академии». Журнал выходит с 2017 г. под редакцией заведующего кафедрой свящ. Димитрия Лушникова. Центральное место в рецензируемом номере занимает проблематика богословия истории — нового перспективного направления богословских исследований, предметом которого, в отличие от исторической науки, изучающей конкретные события, явления и феномены, выступает в первую очередь сама история, взятая как единое целое. Помимо трех основных разделов — теологии, философии религии и религиоведения, культурологи, — рецензируемый номер также включает в себя дополнительные «малые» рубрики — «Научная полемика», «Отзывы и размышления над книгами», «Научная жизнь кафедры». Отмечается, что журнал сознательно стремится к актуализации новых форм научной полемики, посредством широких дискуссий, обмена знаниями и опытом между православными учеными. Рецензируемый номер убедительно подтверждает тезис главного редактора о том, что журнал является в первую очередь научным изданием богословской кафедры СПбДА, отражающим богатый творческий и научный потенциал коллектива.
Ключевые слова: Санкт-Петербургская духовная академия, богословие истории, «Труды кафедры богословия», свт. Серафим (Соболев), прот. Г. Флоровский, свящ. Димитрий Лушников, свящ. Михаил Легеев.
Об авторе: Игорь Борисович Гаврилов
Кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры богословия Санкт-Петербургской духовной академии. E-mail: igo7777@mail.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3307-9774
Для цитирования: Гаврилов И. Б. Актуальные вопросы богословия истории на страницах «Трудов кафедры богословия Санкт-Петербургской Духовной Академии», 2021, №4 (12), 247 с. // Русско-Византийский вестник. 2023. № 3 (14). С. 203-212.
RUSSIAN-BYZANTINE HERALD
Scientific Journal Saint Petersburg Theological Academy Russian Orthodox Church
No. 3 (14) 2023
Igor B. Gavrilov
Topical issues of theology of history on the pages of the "Proceedings of the Department of Theology of the St. Petersburg Theological Academy", 2021, No. 4 (12), 247p.
UDC [27-1(060.55)+271.2-1:930.1(091)]:659.131.84 DOI 10.47132/2588-0276_2023_3_203 EDN QSCOWM
Abstract: The article is a review of materials No. 4 (12) for 2021 of the scientific journal "Proceedings of the Department of Theology of the St. Petersburg Theological Academy". The journal has been published since 2017 under the editorship of the head of the department, Rev. Dimitri Lushnikov. The central place in the issue under review is occupied by the problems of theology of history — a new promising direction of theological research, the subject of which, in contrast to historical science that studies specific events, phenomena and phenomena, is history itself, taken as a whole. In addition to the three main sections — theology, philosophy of religion and religious studies, culturologists — the peer-reviewed issue also includes additional "small" headings — "Scientific controversy", "Reviews and reflections on books", "Scientific life of the department". It is noted that the journal consciously seeks to update new forms of scientific controversy through broad discussions, the exchange of knowledge and experience between Orthodox scientists. The issue under review convincingly confirms the editor-in-chief's thesis that the journal is primarily a scientific publication of the theological department of St. Petersburg Academy of Sciences, reflecting the rich creative and scientific potential of the staff.
Keywords: St. Petersburg Theological Academy, theology of history, "Proceedings of the Department of Theology", St. Seraphim (Sobolev), prot. G. Florovsky, priest. Dimitri Lushnikov, priest Mikhail Legeev.
About the author: Igor Borisovich Gavrilov
Candidate of Philosophy, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Theology,
St. Petersburg Theological Academy.
E-mail: igo7777@mail.ru
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3307-9774
For citation: Annenkova E. I. "Selected Passages from Correspondence with Friends" by N. V. Gogol in the perception of Apollon Grigoriev. Russian-Byzantine Herald, 2023, no. 3 (14), pp. 203-212.
В обзоре № 2 (4) за 2019 г. «Трудов кафедры богословия Санкт-Петербургской духовной академии» мы отмечали, что данное издание было создано в 2017 г. наряду с еще пятью академическими научными журналами1. Тогда мы подчеркивали, что, хотя за прошедшие пять лет все эти новые издания СПбДА достигли в своем развитии больших успехов, обрели собственные оригинальные лица и читательские аудитории, именно «Труды кафедры богословия» первыми из собратьев совершили количественный прорыв. Начав с одного выпуска в год, уже в 2018 г. «ТКБ» увеличили их число до двух, а с 2020 г., стремясь войти в перечень ВАК2, редакция ежегодно готовит по четыре номера3.
Наш обзор посвящен четвертому, последнему в 2021 г. выпуску журнала, который, как заметил во вступительном слове его главный редактор священник Димитрий Луш-ников, имеет особое значение, поскольку подводит итог двухлетней работы (в 2020— 2021 гг.) по подготовке к подаче заявки на вхождение в перечень ВАК. Во вступлении отца Димитрия также указан ряд конкретных организационных, содержательных и статусных достижений за названный период: формирование редакционного совета из двадцати одного ученого-специалиста в трех областях научного знания (теология, философия религии и религиоведение, культурология); появление постоянных рубрик («Отзывы и размышления над книгами», «Научная полемика», «Переводы современной научной литературы» и др.); поднятие уровня «ТКБ» от скромного кафедрального издания до солидного и авторитетного богословского научного журнала; получение государственной регистрации в качестве СМИ и статуса подписного издания в каталоге «Почты России»4.
Как показывает анализ опубликованных в рассматриваемом «итоговом» номере материалов, «Труды кафедры богословия» действительно заметно преуспевают во всех отношениях и за количественным рывком последовал еще более серьезный качественный рост. Практически все представленные в выпуске статьи и отзывы отличаются высоким научным и литературным уровнем, содержательностью и глубиной авторского подхода, актуальной тематикой и новизной, а также солидным объемом и достойной корректорско-оформительской подачей. В журнале нет «случайных», «пустых» статей, при прочтении ощущается продуманное тематическое единство и идейная целостность вкупе с разнообразием и ярко выраженной апологетической направленностью.
Далее мы кратко охарактеризуем наиболее, на наш взгляд, значимые и заслуживающие внимания публикации, уделяя преимущественное внимание тематике богословия истории — нового направления богословских исследований, активно развивающегося в Санкт-Петербургской духовной академии и уже получавшего отражение на страницах академических изданий5.
1 Гаврилов И.Б., Датиашвили Д. А. Обзор «Трудов кафедры богословия Санкт-Петербургской Духовной Академии». № 2 (4). 2019. СПб.: Изд-во СПбДА. ISSN 25419587 // Богословский вестник. 2021. № 1 (40). С. 326-327.
2 Перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук.
3 Обзор был подготовлен сразу после выхода рассматриваемого номера, до вхождения «ТКБ» в перечень ВАК, которое состоялось в июне 2022 г.
4 Лушников Д., свящ. Слово главного редактора // Труды кафедры богословия Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2021. № 4 (12). С. 10.
5 См., напр., вышедшие в издательстве СПбДА четыре научные монографии: Легеев М, свящ. Богословие истории и актуальные проблемы экклезиологии. СПб.: Изд-во СПбПДА, 2018. 312 с.; Его же. Богословие истории как наука. Опыт исследования. СПб.: Изд-во СПбПДА, 2019. 656 с.; Его же. Богословие истории как наука. Метод. СПб.: Изд-во СПбПДА, 2021. 280 с.; Богословие истории в XX веке: Восток и Запад: монография / Свящ. М. Легеев, прот. В. Хулап, прот. Д. Сизо-ненко и др.; под общ. ред. свящ. М. Легеева. СПб.: Изд-во СПбДА, 2023. 564 с. (Теология: история и современность). См. также многочисленные статьи в журналах СПбДА: Легеев М, свящ., Мефо-дий (Зинковский), иером, Кирилл (Зинковский), иером. Периодизация «Эпохи утраченной экуме-ны»: взгляд со стороны богословия истории // Русско-Византийский вестник. 2018. № 1. С. 64-72;
Номер состоит из трех основных «больших» разделов — «Теология», «Философия религии и религиоведение» и «Культурология», а также включает дополнительные «малые» рубрики — «Научная полемика», «Отзывы и размышления над книгами», «Научная жизнь кафедры». Как и подобает, самым важным, объемным и интересным оказался раздел «Теология», в котором содержатся пять статей преподавателей СПбДА, причем четыре из них посвящены актуальным проблемам богословия истории.
Статья И. Б. Гаврилова «Богословие истории свт. Серафима (Соболева) в полемике с прогрессистским утопизмом ХХ в.»6 вносит вклад как в восстановление объективной картины богословской и философской мысли Русского зарубежья, так и в крайне необходимое исследование трудов православных богословов в заявленной области, — учитывая преимущественную разработку богословия истории как научного направления инославными авторами. В частности, в работе рассматривается борьба выдающегося святого ХХ в. свт. Серафима (Соболева) с такими проявлениями прогрессистского утопизма в богословских сочинениях его современников, как хилиастическое учение, теория нравственного прогресса и преображения творения, социализм, а также концепция «соединения Церквей».
Помимо вступления и заключения, текст имеет четыре части, каждая из которых отражает ту или иную сторону богословской полемики святителя. В первой части подробно освещается критика книги известного профессора Киевского университета прот. П. Я. Светлова с учением о возможности наступления Царства Божия на земле. Вторая часть посвящена анализу социалистической утопии о будущем строе земной жизни в свете православной эсхатологии. Третья, наиболее интересная и острая часть, касается разоблачения экклезиологической утопии Вл. С. Соловьева, оказавшей значительное влияние на ряд религиозных мыслителей Серебряного века и первой волны эмиграции, богословов-модернистов, выразителей концепций «нового религиозного сознания» и неохристианства. В последней же части показано, как в ряде своих сочинений свт. Серафим вскрывал нравственную основу прогрессистского утопизма — гордость, осмысливая это явление в категориях православной аскетики.
Автор подчеркивает актуальность своей работы, отмечая, что все рассмотренные прогрессистские утопии ХХ в., которым противостоял святой, находят продолжение в современности. Главный вывод статьи состоит в том, что «в эпоху секуляризации исторической науки, с одной стороны, и возникновения различных утопических исторических концептов, в том числе в христианской среде, с другой», труды свт. Серафима могут послужить «примером православного трезвомыслия в трактовке истории»7. В заключении автор настаивает на необходимости продолжать их изучение, намечая обширный круг проблем, еще не получивших должного раскрытия.
Статья свящ. Михаила Легеева «Богословие истории протоиерея Георгия Флоров-ского: путь свободы, драмы и подвига»8 посвящена анализу наследия еще одного
Легеев М, свящ. У истоков богословия истории в Русской Церкви // Русско-Византийский вестник. 2019. № 1 (2). С. 104-114; Его же. Попытка «эйнштейновского переворота» в православной мысли. История и эсхатология в богословской системе митрополита Иоанна (Зизиуласа) // Христианское чтение. 2022. № 1. С. 86-105; Хулап В., прот. «Линия Христа»: время и история в богословии Оскара Кульмана // Христианское чтение. 2022. № 1. С. 106-120; Сизоненко Д., прот, Хулап В., прот. Богословие истории Жана Даниелу // Христианское чтение. 2022. № 1. С. 121-135; Иванов И., свящ., Легеев М, свящ. Мир как теофания, дар и тайна. К вопросу о богословии истории протоиерея Думитру Станилое // Христианское чтение. 2022. № 1. С. 136-14; Гаврилов И. Б. Богословие истории преподобного Иустина (Поповича) в полемике с гуманизмом // Труды кафедры богословия Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2022. № 4 (16). С. 10-34.
6 Гаврилов И. Б. Богословие истории свт. Серафима (Соболева) в полемике с прогрессистским утопизмом ХХ в. // Труды кафедры богословия Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2021. № 4 (12). С. 12-42.
7 Там же. С. 38.
8 Легеев М, свящ. Богословие истории протоиерея Георгия Флоровского: путь свободы, драмы и подвига // Труды кафедры богословия Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2021. № 4 (12). С. 43-65.
крупнейшего отечественного православного богослова ХХ столетия, также волею Промысла жившего и творившего вне пределов России. Хотя, по мнению автора, отношение о. Г. Флоровского к истории в значительной мере основывалось на «интуитивных прозрениях» и не складывается в единую систему, имеет ряд противоречий и недоговоренностей, тем не менее, именно он первым обозначил многие важнейшие направления в формировании богословия истории как науки и потому его смело можно именовать «первопроходцем»9.
Статья состоит из введения, четырех частей и заключения, причем четвертая и пятая части разделены дополнительными тематическими подзаголовками. Особенно интересным представляется рассматриваемое о. Михаилом учение о событиях, под которыми прот. Георгий понимал как акты Божественного вмешательства в историю, так и подвиги людей. Именно события, будучи проявлениями свободного творчества, выступают у о. Георгия некими опорными точками истории, служащими ее движущей силой. В то же время автор показывает, что, развивая учение о событиях, прот. Г. Флоровский оказывается в своеобразном «плену богословских антиномий»: в его мысли соседствуют два представления об истории — с одной стороны, идея ее цельности и органичности, а с другой — видение стихийного, хаотического процесса, совершаемого множеством человеческих воль. Таким образом, это соотношение между Откровением Бога и действием человека превращается у о. Георгия в противоречие между свободой и необходимостью. В итоге он «переворачивает, можно сказать, выворачивает наизнанку то обоснование связи свободы человека как субъекта истории и свободы Бога, определяющей ее законы, общие вектора ее развития, которое восходит к богословию прп. Максима Исповедника»10.
Безусловный интерес представляет также фрагмент с анализом воззрений прот. Г. Флоровского на исторические судьбы Византийской и Русской христианских империй. Здесь о. Георгий показан сторонником особой позиции — не примыкавшим ни к представителям монархической историософии, отстаивавшим ценность воцер-ковления государства и внедрения Церкви во все аспекты бытия общества и человека, ни к противникам слияния Церкви и государства под предлогом опасности «зависания» первой в «отживших» исторических формах. По мнению автора статьи, его индивидуальный подход к оценке взаимоотношений Церкви и мира характеризуют одновременно «драматизм и оптимизм»11.
Кроме прочего, отметим проходящее через всю работу в различных контекстах критическое сопоставление воззрений прот. Г. Флоровского со взглядами позиционирующего себя его учеником митр. Иоанна (Зизиуласа). Краткие замечания о. Михаила, рассеянные по тексту, создавая своеобразный контраст, позволяют точнее понять учение о. Георгия, что является весьма удачным решением. Тем не менее, эта важная тема, на наш взгляд, заслуживает отдельного исследования.
Рассмотрение актуальных проблем богословия истории продолжает статья двух соавторов — прот. Димитрия Сизоненко и прот. Владимира Хулапа «Время и вечность в богословии истории Анри де Любака»12. Публикация затрагивает обширный круг тем, разносторонне освещая наследие одного из крупнейших католических богословов XX в. За небольшим вступлением, знакомящим с основными произведениями А. де Любака, касающимися богословия истории, а также его ролью в развитии современного западного богословия, следуют семь тематических частей, посвященных различным аспектам.
Примечательно, что, хотя статья рассматривает труды инославного автора, она имеет весьма ценную с православной точки зрения апологетическую составляющую
9 Там же. С. 46.
10 Там же. С. 60.
11 Там же. С. 54.
12 Сизоненко Д., прот., Хулап В., прот. Время и вечность в богословии истории Анри де Любака // Труды кафедры богословия Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2021. № 4 (12). С. 75-92.
и акцентирует внимание на полезных для православного читателя богословских суждениях и аргументах. Так, авторы показывают убедительное разоблачение А. де Любаком «индивидуалистических концепций бегства от мира», присущих позднему эллинизму и восточному мистицизму, в частности, буддизму. По мысли католического богослова, несмотря на различие внешних форм аскетизма, эти религии объединяет фактическое отрицание мира и его истории: у Плотина очищение воспринималось как «техника бегства», а единственный бог буддизма — это абсолютизированный уход13. В своих сочинениях Анри де Любак подчеркивает новизну христианского отношения к истории, — им присуща главным образом апология этого нового восприятия мира, «которое отличается наличием социального исторического измерения»14.
Еще одна важная затрагиваемая в статье тема касается другого распространенного заблуждения — исторического имманентизма идеологических утопий, отрицающих трансцендентное измерение истории. По мнению А. де Любака все имманентистские эсхатологии так или иначе восходят к учению Иоахима Флорского (ок. 1132-1202), имевшего многочисленных последователей, выступающих носителями идеологии Нового времени15. Католический автор посвятил этой проблеме отдельное фундаментальное исследование «Духовные наследники Иоахима Флорского»16, в котором разоблачал общую черту всех «наследников» — чрезмерную увлеченность историей и идеей прогресса. Замечателен представленный прот. Димитрием и прот. Владимиром в этом контексте анализ марксизма, а также вывод о том, что «только имманентный прогресс, поддерживаемый и направляемый трансцендентностью, становится подлинным прогрессом»17.
Тем не менее, авторы не умалчивают и о богословских уклонениях в работах А. де Любака — например, о некоторой его солидарности с последователями Иоахима Флор-ского. Статья затрагивает еще целый ряд вопросов, которые невозможно осветить в кратком обзоре, но, безусловно, стоит рассмотреть интересующимся проблемами современного богословия.
Завершает проблематику богословия истории на страницах последнего в 2021 г. номера «ТКБ» статья прот. В. Хулапа «Время и история в богословии Юргена Мольт-мана»18. На наш субъективный взгляд, этот протестантский автор сам по себе менее интересен, чем католик А. де Любак, однако это отнюдь не означает, что то же можно сказать о статье о. Владимира.
Статья, кроме краткого вступления, имеет три части, в которых автор исследует оригинальную богословскую концепцию времени и истории Ю. Мольтмана, а также вытекающие из нее актуальные практические идеи. Согласно этой концепции, существуют три измерения: изначальное творение, эсхатологическое будущее и находящееся между ними историческое время, в котором разворачиваются основные события истории спасения, т. е. взаимоотношений Бога с Его творением.
Одним из ключевых в богословии истории Ю. Мольтмана выступает понятие надежды: мировую известность ему принес труд «Богословие надежды» (1964). Тематику надежды реформатский теолог рассматривал в контексте попыток осмысления прогресса. Как показывает автор, хотя Мольтман, с одной стороны, не разделял некритического прогрессистского оптимизма, в то же время и его собственная концепция устремлена прежде всего в будущее. Ценным представляется замечание, что «он выступает против возражения, согласно которому христианская надежда,
13 Там же. С. 78.
14 Там же. С. 79.
15 Там же. С. 80.
16 Lubac H. de. La Postérité spirituelle de Joachim de Flore. De Joachim à nos jours. Paris, 2014.
17 Сизоненко Д., прот., Хулап В., прот. Время и вечность в богословии истории Анри де Любака. С. 81.
18 Хулап В., прот. Время и история в богословии Юргена Мольтмана // Труды кафедры богословия Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2021. № 4 (12). С. 93-107.
делающая акцент на будущем, якобы лишает человека счастья в настоящем»19. Напротив, именно христианская надежда, согласно учению Мольтмана, «указывает верующим на их миссию в мировой истории»20 — быть не пассивными ее созерцателями, но активными созидателями.
Тем не менее, статья содержит значительную долю критики богословия истории рассматриваемого автора и указывает, в частности, на такие его проблемы, как растворение Божественных свойств в истории, девальвация исторического времени, замещение богословия секулярными темами (вопросы экологии, общественно-политического устройства, социальной справедливости и т. д.). Кроме того, основополагающее значение надежды в трудах Ю. Мольтмана порой ведет к слишком оптимистичному взгляду на историю, поэтому предлагаемая им программа практических преобразований так или иначе сближается с секулярными общественно-политическими проектами21.
Кроме рассмотренных четырех публикаций, касающихся актуальных проблем богословия истории, раздел «Теология» включает также статью свящ. Максима Никулина «Рационально-теологические интуиции в онтологии и ноологии философов-досократиков»22, в которой автор выявляет топосы рационально-теологического дискурса у античных философов досократического периода. О. Максим констатирует тесную связь философско-теологических взглядов досократиков с ноологией, а также предвосхищение ими многих теологических атрибутов (таких, как единство, свобода, совершенство, неизменяемость, простота, вечность и т.д.).
Раздел «Философия религии и религиоведение» содержит две работы — «Образы секуляризации в русской религиозной философии второй половины XIX в.» А. П. Соловьева23 и «Философия религии Вл. С. Соловьева: критический анализ. Часть первая»
B. А. Фатеева24. Мы не будем останавливаться на них подробнее, но все же отметим, что настоятельно рекомендуем читателю обратить особое внимание на вторую работу выдающегося современного исследователя русской мысли Валерия Александровича Фатеева, позволяющую совершенно по-новому взглянуть на творчество знаменитого идеалиста, софиолога, создателя философской теории всеединства25.
В разделе «Культурология» также представлены две статьи — «Икона в контексте духовно-эстетического диалога России и Запад» О. В. Губаревой26 и «Красота русских храмов XII в. как воплощение национального духовного идеала» Г. В. Скотниковой27.
19 Там же. С. 104.
20 Там же. С. 105.
21 Там же. С. 105-106.
22 Никулин М. С., свящ. Рационально-теологические интуиции в онтологии и ноологии философов-досократиков // Труды кафедры богословия Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2021. № 4 (12). С. 66-74.
23 Соловьев А. П. Образы секуляризации в русской религиозной философии второй половины XIX века // Труды кафедры богословия Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2021. № 4 (12).
C. 108-126.
24 Фатеев В.А. Философия религии Вл. С. Соловьева: критический анализ. Ч. 1 // Труды кафедры богословия Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2021. № 4 (12). С. 127-145.
25 Трезвый критический подход к наследию Вл. С. Соловьева современных православных ученых, чьи труды печатаются в научных журналах СПбДА, противостоит тенденциям секуляр-ной историко-философской науки, нередко впадающей в апологию учения Соловьева и его последователей, выразителей идей «нового религиозного сознания». См.: Фатеев В.А. Князь Е. Н. Трубецкой как критик теократической утопии Вл. С. Соловьева // Русско-Византийский вестник. 2021. № 3 (6). С.11-32; Ильин Н.П. Кризис, которого не было. Заметки о первом философском труде В. С. Соловьева // Русско-Византийский вестник. 2021. № 3 (6). С. 113-140; Фатеев В.А. Философия религии Вл. С. Соловьева: Критический анализ. Часть вторая // Труды кафедры богословия Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2022. № 1 (13). С. 93-117.
26 Губарева О.В. Икона в контексте духовно-эстетического диалога России и Запада // Труды кафедры богословия Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2021. № 4 (12). С. 146-162.
27 Скотникова Г. В. Красота русских храмов XII века как воплощение национального духовного идеала // Труды кафедры богословия Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2021. № 4 (12). С. 163-174.
Примечательно, что оба текста гармонично дополняют общее насыщенное содержание номера, поскольку, помимо рассмотрения культурологических тем, также имеют выраженную апологетически-миссионерскую направленность. Так, О. В. Губарева стремится показать, что в современных условиях небывалого развития визуальной культуры, зачастую становящейся агрессивным проводником антихристианской идеологии, «проблема красоты церковного искусства и ее миссионерских возможностей приобретают сущностное значение не только для Церкви, но и для всей современной культуры»28. Г. В. Скотникова, в свою очередь, подчеркивает, что «для нашего современника обращение к истории русского зодчества, в частности его древнерусского наследия, означает прежде всего укрепление опор самосознания»29.
Завершают номер, как уже сказано, три «малые» рубрики, в которых опубликованы три отзыва на современные научные исследования богословско-философской тематики (статью и две монографии)30, а также традиционный обзор научной жизни кафедры богословия СПбДА. Мы не будем раскрывать содержание этих рецензий, однако подчеркнем, что считаем постоянное присутствие отзывов на актуальную литературу на страницах «ТКБ» чрезвычайно важной и полезной инициативой редакции журнала31. В своем вступительном слове главный редактор о. Димитрий Луш-ников отметил, что «Труды кафедры богословия» сознательно стремятся к научной полемике. Это, во-первых, посредством дискуссий, обмена знаниями и опытом между учеными, предоставления возможности разностороннего обозрения тем и явлений способствует развитию науки; а во-вторых, — подтверждает, что «наш журнал — это издание кафедры, издание научного, творческого, живого коллектива»32.
В завершение обзора нам остается только пожелать главному редактору «Трудов кафедры богословия Санкт-Петербургской Духовной Академии» и всем причастным к выпуску этого замечательно журнала не останавливаться на достигнутом. Необходимо не просто удерживать уже поднятую высокую во всех отношениях планку, но и, не сбавляя ударные темпы, развиваться. Мы надеемся, что достижение намеченной серьезной цели — включение «ТКБ» в перечень ВАК — не «расслабит» редакцию, а, напротив, вольет новые силы и вдохновение для дальнейших плодотворных трудов.
28 Губарева О.В. Икона в контексте духовно-эстетического диалога России и Запада. С. 146.
29 Скотникова Г. В. Красота русских храмов XII века как воплощение национального духовного идеала. С. 165.
30 В рубрике «Научная полемика»: Кривовичев С., свящ. От сотворения к панентеизму. О статье М. Хенби «Сотворение без креационизма: на пути богословской критики дарвинизма» // Труды кафедры богословия Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2021. № 4 (12). С. 175-182; в рубрике «Отзывы и размышления над книгами»: Гаврилов И. Б., Добротворский В.В. К реабилитации понятия общественного блага. Отзыв на монографию: Шохин В.К. Философия практического разума: агатологический проект. СПб.: Владимир Даль, 2020. 421с. // Труды кафедры богословия Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2021. № 4 (12). С. 183-193; Гаврилов И.Б. О ценностной основе образовательной парадигмы. Отзыв на монографию: Шмонин Д.В. Тайна ответа: введение в рациональную теологию. СПб.: Изд-во СПбПДА; Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2021. 459 с. (Теология: история и современность) // Труды кафедры богословия Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2021. № 4 (12). С. 194-206.
31 См., например: Гаврилов И.Б., Кадура С.Д. О философской теологии как современном интеркультурном проекте. Отзыв на монографию: Шохин В. К. Философская теология: канон и вариативность. СПб.: Нестор-История, 2018. 495 с. // Труды кафедры богословия Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2021. № 2 (10). С. 138-145; Гаврилов И.Б., Филарет (Гавщук), иером. «Религия в основе своей есть опыт»: к характеристике духовного пути С. Л. Франка. Отзыв на книгу: Оболевич Т. Семен Франк. Штрихи к портрету философа. М.: Изд-во ББИ, 2017. 202 с. // Труды кафедры богословия Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2021. № 3 (11). С. 155-165.
32 Лушников Д., свящ. Слово главного редактора. С. 10.
Источники и литература
1. Богословие истории в XX веке: Восток и Запад: монография / Свящ. М. Легеев, прот. В. Хулап, прот. Д. Сизоненко и др.; под общ. ред. свящ. М. Легеева. СПб.: Изд-во СПбДА, 2023. 564 с. (Теология: история и современность).
2. Гаврилов И.Б. Богословие истории преподобного Иустина (Поповича) в полемике с гуманизмом // Труды кафедры богословия Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2022. №4 (16). С. 10-34.
3. Гаврилов И.Б. Богословие истории свт. Серафима (Соболева) в полемике с прогрес-систским утопизмом ХХ в. // Труды кафедры богословия Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2021. №4 (12). С. 12-42.
4. Гаврилов И.Б. О ценностной основе образовательной парадигмы. Отзыв на монографию: Шмонин Д.В. Тайна ответа: введение в рациональную теологию. СПб.: Изд-во СПбПДА; Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2021. 459 с. (Теология: история и современность) // Труды кафедры богословия Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2021. №4 (12). С. 194-206.
5. Гаврилов И.Б., Датиашвили Д.А.. Обзор «Трудов кафедры богословия Санкт-Петербургской Духовной Академии». № 2 (4). 2019. СПб.: Изд. СПбДА. ISSN 25419587 // Богословский вестник. 2021. № 1 (40). С. 326-339.
6. Гаврилов И.Б., Добротворский В. В. К реабилитации понятия общественного блага. Отзыв на монографию: Шохин В. К. Философия практического разума: агатологиче-ский проект. СПб.: Владимир Даль, 2020. 421 с. // Труды кафедры богословия Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2021. №4 (12). С. 183-193.
7. Гаврилов И.Б., Кадура С. Д. О философской теологии как современном интеркультурном проекте. Отзыв на монографию: Шохин В. К. Философская теология: канон и вариативность. СПб.: Нестор-История, 2018. 495 с. // Труды кафедры богословия Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2021. № 2 (10). С. 138-145.
8. Гаврилов И.Б., Филарет (Гавщук), иером. «Религия в основе своей есть опыт»: к характеристике духовного пути С. Л. Франка. Отзыв на книгу: Оболевич Т. Семен Франк. Штрихи к портрету философа. М.: Изд-во ББИ, 2017. 202 с. // Труды кафедры богословия Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2021. № 3 (11). С. 155-165.
9. Губарева О. В. Икона в контексте духовно-эстетического диалога России и Запада // Труды кафедры богословия Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2021. №4 (12). С. 146-162.
10. Иванов И., свящ., Легеев М, свящ. Мир как теофания, дар и тайна. К вопросу о богословии истории протоиерея Думитру Станилое // Христианское чтение. 2022. № 1. С. 136-149.
11. Ильин Н. П. Кризис, которого не было. Заметки о первом философском труде В. С. Соловьева // Русско-Византийский вестник. 2021. № 3 (6). С. 113-140.
12. Кривовичев С., свящ. От сотворения к панентеизму. О статье М. Хенби «Сотворение без креационизма: на пути богословской критики дарвинизма» // Труды кафедры богословия Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2021. № 4 (12). С. 175-182.
13. Легеев М, свящ. Богословие истории и актуальные проблемы экклезиологии. СПб.: Изд-во СПбПДА, 2018. 312 с.
14. Легеев М, свящ. Богословие истории как наука. Метод. СПб.: Изд-во СПбПДА, 2021. 280 с.
15. Легеев М, свящ. Богословие истории как наука. Опыт исследования. СПб.: Изд-во СПбПДА, 2019. 656 с.
16. Легеев М, свящ. Богословие истории протоиерея Георгия Флоровского: путь свободы, драмы и подвига // Труды кафедры богословия Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2021. №4 (12). С. 43-65.
17. Легеев М, свящ. Попытка «эйнштейновского переворота» в православной мысли. История и эсхатология в богословской системе митрополита Иоанна (Зизиуласа) // Христианское чтение. 2022. № 1. С. 86-105.
18. Легеев М, свящ. У истоков богословия истории в Русской Церкви // Русско-Византийский вестник. 2019. № 1 (2). С. 104-114.
19. Легеев М, свящ., Мефодий (Зинковский), иером, Кирилл (Зинковский), иером. Периодизация «Эпохи утраченной экумены»: взгляд со стороны богословия истории // Русско-Византийский вестник. 2018. № 1. С. 64-72.
20. Лушников Д., свящ. Слово главного редактора // Труды кафедры богословия Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2021. № 4 (12). С. 10-11.
21. Никулин М. С., свящ. Рационально-теологические интуиции в онтологии и ноологии философов-досократиков // Труды кафедры богословия Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2021. №4 (12). С. 66-74.
22. Сизоненко Д., прот., Хулап В., прот. Богословие истории Жана Даниелу // Христианское чтение. 2022. № 1. С. 121-135.
23. Сизоненко Д., прот., Хулап В., прот. Время и вечность в богословии истории Анри де Любака // Труды кафедры богословия Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2021. №4 (12). С. 75-92.
24. Скотникова Г.В. Красота русских храмов XII века как воплощение национального духовного идеала // Труды кафедры богословия Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2021. №4 (12). С. 163-174.
25. Соловьев А.П. Образы секуляризации в русской религиозной философии второй половины XIX века // Труды кафедры богословия Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2021. №4 (12). С. 108-126.
26. Фатеев В. А. Князь Е. Н. Трубецкой как критик теократической утопии Вл. С. Соловьева // Русско-Византийский вестник. 2021. № 3 (6). С. 11-32.
27. Фатеев В. А. Философия религии Вл. С. Соловьева: критический анализ. Ч. 1 // Труды кафедры богословия Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2021. №4 (12). С. 127-145.
28. Фатеев В. А. Философия религии Вл. С. Соловьева: Критический анализ. Часть вторая // Труды кафедры богословия Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2022. № 1 (13). С. 93-117.
29. Хулап В., прот. «Линия Христа»: время и история в богословии Оскара Кульмана // Христианское чтение. 2022. № 1. С. 106-120.
30. Хулап В., прот. Время и история в богословии Юргена Мольтмана // Труды кафедры богословия Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2021. №4 (12). С. 93-107.
31. Lubac H. de. La Postérité spirituelle de Joachim de Flore. De Joachim à nos jours. Paris, 2014.