Научная статья на тему 'Актуальные тенденции и факторы электоральной активности российской молодежи'

Актуальные тенденции и факторы электоральной активности российской молодежи Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1204
210
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТОРАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / ЭЛЕКТОРАЛЬНАЯ ПАССИВНОСТЬ / ЭЛЕКТОРАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ЭЛЕКТОРАЛЬНЫЙ ЦИКЛ / ВЫБОРЫ / ГОЛОСОВАНИЕ / МОЛОДЕЖЬ / СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / АБСЕНТЕИЗМ / ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ / КОНСОЛИДАЦИЯ ОБЩЕСТВА / ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА / ПОЛИТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ELECTORAL ACTIVITY / ELECTORAL PASSIVITY / ELECTORAL BEHAVIOR / ELECTORAL CYCLE / ELECTIONS / VOTING / YOUTH / STUDENT YOUTH / ABSENTEEISM / POLLING STATIONS / CONSOLIDATION OF SOCIETY / LEGAL CULTURE / POLITICAL CULTURE / YOUTH POLICY / POLITICAL TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Ежов Дмитрий Александрович

В статье анализируются актуальные тенденции и факторы электоральной активности российской молодежи, проявившие себя в ходе федерального избирательного цикла 2016-2018 годов. Опираясь на широкий спектр походов к изучению электорального поведения и политического участия и на эмпирическую базу в виде результатов социологических исследований, автор выявляет причины, способствовавшие достижению относительно высоких показателей явки молодежи на выборы в рамках событий прошедшего избирательного цикла. Механизмом целедостижения является оценка степени вовлеченности молодежного сегмента электората в процесс выборов. Выводы исследования базируются на гипотезе, заключающейся в том, что важным следствием федерального избирательного цикла 2016-2018 гг. стало опровержение стереотипа о низкой степени вовлеченности молодежи в политическую жизнь. В ходе исследования автор выявляет совокупность факторов, ставших основой для формирования условий, направленных на увеличение электоральной активности молодежи и уменьшение случаев распространения в соответствующей среде явления абсентеизма. В рамках конкретизации объектно-предметной области исследования отдельный авторский интерес сосредотачивается на студенческой молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTUAL TRENDS AND FACTORS OF THE ELECTORAL ACTIVITY OF RUSSIAN YOUTH

The article analyzes current tendencies and factors of the electoral activity of Russian youth, which manifested themselves during the federal election cycle of 2016-2018. Relying on a wide range of campaigns to study electoral behavior and political participation and on the empirical base in the form of the results of sociological research, the author identifies the reasons that contributed to the achievement of relatively high rates of youth turnout in elections within the framework of the events of the past election cycle. The mechanism of goal achievement is to assess the degree of involvement of the youth segment of the electorate in the electoral process. The findings of the study are based on the hypothesis that an important consequence of the federal electoral cycle 2016-2018 became a refutation of the stereotype of the low degree of involvement of young people in political life. In the course of the research, the author reveals a set of factors that became the basis for the formation of conditions aimed at increasing the electoral activity of young people and reducing the incidence of absenteeism in an appropriate environment. As part of the specification of the object-subject area of the research, a separate author's interest focuses on student youth. The article highlights the fact of increasing electoral activity on the "youth" polling stations.

Текст научной работы на тему «Актуальные тенденции и факторы электоральной активности российской молодежи»

Ezhov Dmitriy Aleksandrovich ACTUAL TRENDS ...

political sciences

УДК 324

АКТУАЛЬНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ФАКТОРЫ ЭЛЕКТОРАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ

РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ

© 2018

Ежов Дмитрий Александрович, кандидат политических наук, доцент, старший научный сотрудник Центра политологических исследований Департамента политологии и массовых коммуникаций Финансовый университет при Правительстве РФ (125993, Россия, Москва, Ленинградский проспект, 49, e-mail: president@lenta.ru)

Аннотация. В статье анализируются актуальные тенденции и факторы электоральной активности российской молодежи, проявившие себя в ходе федерального избирательного цикла 2016-2018 годов. Опираясь на широкий спектр походов к изучению электорального поведения и политического участия и на эмпирическую базу в виде результатов социологических исследований, автор выявляет причины, способствовавшие достижению относительно высоких показателей явки молодежи на выборы в рамках событий прошедшего избирательного цикла. Механизмом целедостижения является оценка степени вовлеченности молодежного сегмента электората в процесс выборов. Выводы исследования базируются на гипотезе, заключающейся в том, что важным следствием федерального избирательного цикла 2016-2018 гг. стало опровержение стереотипа о низкой степени вовлеченности молодежи в политическую жизнь. В ходе исследования автор выявляет совокупность факторов, ставших основой для формирования условий, направленных на увеличение электоральной активности молодежи и уменьшение случаев распространения в соответствующей среде явления абсентеизма. В рамках конкретизации объектно-предметной области исследования отдельный авторский интерес сосредотачивается на студенческой молодежи. В статье особо отмечается факт повышения электоральной активности на так называемых «молодежных» избирательных участках.

Ключевые слова: электоральная активность, электоральная пассивность, электоральное поведение, электоральный цикл, выборы, голосование, молодежь, студенческая молодежь, абсентеизм, избирательные участки, консолидация общества, правовая культура, политическая культура, молодежная политика, политические технологии.

ACTUAL TRENDS AND FACTORS OF THE ELECTORAL ACTIVITY

OF RUSSIAN YOUTH

© 2018

Ezhov Dmitriy Aleksandrovich, candidate of political sciences, associate professor, senior researcher of the Centre for Political Studies of the Political Science and Mass Communications Department Financial University under the Government of the Russian Federation (125993, Russia, Moscow, Leningradsky avenue, 49, e-mail: president@lenta.ru)

Abstract. The article analyzes current tendencies and factors of the electoral activity of Russian youth, which manifested themselves during the federal election cycle of 2016-2018. Relying on a wide range of campaigns to study electoral behavior and political participation and on the empirical base in the form of the results of sociological research, the author identifies the reasons that contributed to the achievement of relatively high rates of youth turnout in elections within the framework of the events of the past election cycle. The mechanism of goal achievement is to assess the degree of involvement of the youth segment of the electorate in the electoral process. The findings of the study are based on the hypothesis that an important consequence of the federal electoral cycle 2016-2018 became a refutation of the stereotype of the low degree of involvement of young people in political life. In the course of the research, the author reveals a set of factors that became the basis for the formation of conditions aimed at increasing the electoral activity of young people and reducing the incidence of absenteeism in an appropriate environment. As part of the specification of the object-subject area of the research, a separate author's interest focuses on student youth. The article highlights the fact of increasing electoral activity on the "youth" polling stations.

Keywords: electoral activity, electoral passivity, electoral behavior, electoral cycle, elections, voting, youth, student youth, absenteeism, polling stations, consolidation of society, legal culture, political culture, youth policy, political technologies.

Завершившийся выборами Президента РФ в марте 2018 года федеральный избирательный цикл актуализирует постановку вопроса о тенденциях и факторах электоральной активности российской молодежи. Цель настоящей статьи заключается в выявлении причин увеличения электоральной активности молодежи в современных политических реалиях. Поставленная цель достигается путем оценки степени вовлеченности соответствующей социально-возрастной группы в процесс выборов. В своих суждениях автор исходит из гипотезы, заключающейся в том, что важным следствием федерального избирательного цикла 2016-2018 гг. стало опровержение стереотипа о низкой степени вовлеченности молодежи в политическую жизнь. Отдельный интерес для автора представляет студенческая молодежь, что продиктовано подвижностью и неустойчивостью политических предпочтений данного сегмента ввиду активной фазы формирования и пересмотра базовых политических ценностей на индивидуальном уровне, а также конкретизирует объектно-предметную область исследования. В теоретико-методологическом отношении автор опирается на широкий спектр подходов к изучению электорального поведения и политического участия.

Под молодежью в контексте настоящего исследования понимается особая социально-возрастная группа, в политическом отношении являющаяся носителем специфической системы ценностей, отличающейся подвиж-

ностью наполняющих ее сущностных компонентов. При этом, не полемизируя с попытками законодательного закрепления в Российской Федерации верхней возрастной планки для данной группы на уровне 35 лет, оговорим, что наше основное внимание сосредоточено вокруг студенческой молодежи, поскольку именно в студенческие годы в большей степени подвержены трансформации ценностные ориентиры личности и вырабатывается собственная политическая позиция.

Электоральная активность рассматривается нами в качестве непосредственной активности, проявленной населением в ходе участия в выборах. Соответственно, результируется электоральная активность в проценте явки на избирательные участки, что отличает ее от электорального поведения, предполагающем под собой более широкую совокупность действий и реализации поведенческих установок в рамках избирательного процесса. В строгом смысле, электоральную активность, наряду с ее антитезой - электоральной пассивностью, можно рассматривать в контексте теории электорального поведения. Непосредственным основанием для этого является наличие в основе генезиса электоральной активности и пассивности поведенческого элемента в части реализации индивидами соответствующих форм политического участия. В подтверждение сделанного утверждения приведем представленную в научной литературе точку зрения, согласно которой «активность и

356

Azimuth of Scientific Research: Economics and Administration. 2018. Т. 7. № 3(24)

политические науки

Ежов Дмитрий Александрович АКТУАЛЬНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ...

пассивность избирателя являются формами электорального поведения, представляющими собой совокупность целей и ценностей, убеждений и установок, действий и бездействий граждан в процессе избирательных кампаний» [1, с. 134]. Таким образом, основываясь на антитезе действия и бездействия в качестве электоральной активности мы определяем участие в выборах, а в качестве электоральной пассивности - неучастие в выборах или, другими словами, абсентеизм. Оговоримся, что восприятие абсентеизма как неучастия в выборах исключительно по причине низкого уровня политической культуры или правового нигилизма более чем спорно, поскольку абсентеизм может иметь и ярко выраженную политическую мотивацию. Однако в этом случае данное явление приобретает ярко выраженную протестную окраску, и его правомерно рассматривать в иной предметной плоскости. В литературе явление абсентеизма зачатую трактуется как объективное явление, характерное для многих государств и обусловленное «неоднородностью общества, существованием слоев, групп, не доверяющим выборам как процедуре» [2, с. 43].

Примечательно, что большой интерес для исследователей представляет явление абсентеизма в молодежной среде, в том числе, на примере региональных кейсов [3], что свидетельствует о высокой научно-практической значимости поиска путей преодоления молодежного абсентеизма и повышения электоральной активности молодых избирателей. Отдельные ученые рассматривают молодежный абсентеизм в качестве следствия перфекционного эскапизма, блокирования социальной действительности при внешне стандартном социальном поведении [4]. Согласно мнению, распространившемуся в современной научной литературе, достаточно долгое время молодежный абсентеизм в России доминировал; так, Р.А. Захаркин, сравнивая тенденции электоральной активности российской молодежи и электората в целом на выборах с 1995 по 2008 год, приходит к выводу, что по состоянию на исследуемый им период молодежь выражает более низкую заинтересованность в участии в голосовании [5]. Отчасти солидаризируется с приведенным мнением П.Б. Салин, в рамках исследования тенденций электорального цикла 2016-2018 гг. подтверждающий, что «в России политическое поведение студенческой молодежи до последнего времени характеризовалось скорее апатией и абсентеизмом» [6, с. 48]. В целом, в научной литературе отмечается важность формирования политической культуры молодежи и способов повышения ее электоральной активности [7].

Степень электоральной активности молодежи в рамках федерального избирательного цикла 2016-2018 гг. демонстрирует новый для российской политической практики тренд, свидетельствующий об интенсификации вовлечения соответствующей возрастной группы в избирательный процесс. Так, согласно данным ВЦИОМ, явка на выборы в Государственную Думу РФ 2016 года лиц в возрасте 18-34 лет превысила показатели явки по сравнению с остальными возрастными группами, а на выборах Президента РФ в 2018 году - оказалась сопоставимой с аналогичными показателями. Избиратели младше 35 лет обеспечили чуть более четверти - 26,5 % - общей явки, что практически совпадает с их долей в населении РФ в целом - 25,8 %. Явка в молодежной группе составила 65,6 % - это даже немного больше, чем явка избирателей 35-59 лет (62,9 %) и старше (63,4 %). В общем проценте явки на выборы молодежи выросла и доля студенческой молодежи, о чем косвенно свидетельствуют данные по УИКам, в границы которых входят общежития высших и средних учебных заведений. Приведенные данные свидетельствуют о сломе стереотипов о молодежном абсентеизме и фактически символизируют закрепление новой тенденции молодежной электоральной активности, заключающейся в интенсификации интереса со стороны молодежи и, в том числе, студенческой, к выборам и избирательному процессу. С

нашеи точки зрения, произошедшая смена тренда вызвана совокупностью факторов, имеющих различную природу, которые последовательно рассмотрены ниже. Дальнейшее развитие выделенных направлении предопределяет непосредственные способы повышения элек-торальнои активности в будущем.

В первую очередь, речь идет о формально экстраполируемых на молодежный сегмент электората усилении национально-государственной идентичности населения страны, в целом; росте патриотических настроений; консолидации широких общественных слоев вокруг государственных институтов и их представителей на фоне кризисных явлений в экономике, санкционной войны, а также внешних факторов и угроз в интересах недопущения дестабилизации. Косвенным подтверждением правомочности выделения данного фактора в качестве одного из основополагающих являются данные упомянутого выше опроса ВЦИОМ, свидетельствующие о том, что рост показателей В.В. Путина на так называемых «молодежных» УИКах наиболее заметен и ярко выражен. Так, на выборах 2018 года в среднем В.В. Путину отдали голос 70,3 % избирателей, голосовавших на «молодежных» участках, что на 16,1 % превышает показатель 2012 года. Таким образом, мы наблюдаем и закономерный отход от стереотипизации в отношении структуры электоральных предпочтений, базировавшейся на мнении о тяготении молодежного электорального сегмента к силам оппозиции. Несмотря на то, что процент голосов, отданный молодежью кандидатам от оппозиционных партий выше, чем по явившимся на выборы, в целом, что особенно показательно заметно на примере результата кандидата в Президенты РФ К.А. Собчак (6,4 % в молодежном сегменте в сравнении с 1,68% согласно официальным итогам голосования по всем социально-возрастным группам), это не влияет на безоговорочное лидерство фаворита предвыборной гонки. Также в пользу обоснованности мнения об основополагающем значении данного фактора свидетельствуют результаты исследования, проведенного Федеральным научно-исследовательским центром социологическим центром РАН, результаты которого обобщены в информационно-аналитическом докладе «Российское общество после президентских выборов-2018: запрос на перемены». В частности, в упомянутом докладе приведены данные, свидетельствующие о том, что при общей стабильности уровня доверия Президенту РФ за предвыборный год наибольший рост (с 47 до 65 %) фиксируется именно в возрастной категории от 18 до 30 лет. В сложившихся условиях полагаем оправданным постепенное вытеснение абсентеистских настроений среди молодежи, влекущее за собой рост электоральной активности, трактовать в контексте роста доверия к государственным институтам.

Во-вторых, немаловажным фактором, способствовавшим смене выявленного тренда, является серия мероприятий, направленных на вовлечение молодежи в политическую жизнь страны, организация дискуссионных площадок и форумов, где представлен широкий спектр политических сил, являющихся проводниками идей и мнений относительно будущего развития России. Для примера, в качестве одной из таких площадок можно обозначить Всероссийский молодежный образовательный форум «Территория смыслов», проходящий ежегодно с 2015 года во Владимирской области. Необходимо заметить, что подобные дискуссионные площадки аккумулируют преимущественно профильное или, другими словами, предрасположенное к участию в общественной жизни студенческое сообщество. В то же время, дальнейшая планомерная работа в направлении повышения уровня правой и политической культуры молодежи, в частности, и в реализации государственной молодежной политики, в целом, стимулирует не только интерес к политическому и избирательному процессу, но и непосредственным образом способствует увеличению элек-

Азимут научных исследований: экономика и управление. 2018. Т. 7. № 3(24)

357

Ezhov Dmitriy Aleksandrovich political

ACTUAL TRENDS ... sciences

торальной активности и легитимации государственных институтов со стороны целевого адресата.

Наконец, в-третьих, к числу факторов, способствовавших активному участию молодежи в голосовании на выборах 2016 и 2018 годов, следует отнести большое количество технологических проектов, направленных на увеличение явки, и популяризацию процедуры выборов посредством мобильных и интернет-технологий, по сути подразумевающую аналогичную цель. Так, подробное описание технологических приемов, призванных усилить электоральную активность, апробированных преимущественно на локальном и региональном уровнях, присутствует в работах П.С. Селезнева, А.Б. Мокина и А.В. Соболева [8; 9]. В выводах к одному из своих исследований авторы, в частности, подчеркивают, что «в качестве основной целевой аудитории технологического воздействия по стимулированию явки выбрана молодежь (18-35 лет), которая в скор ом будущем станет ядром голосующего населения на выборах. В данный момент по отношению к ней применяются как традиционные технологии, так и методики, основанные на геймификации процесса голосования на выборах» [9, с. 125]. Полагаем, в той же степени интерес молодежи к процедуре голосования стимулирует активное использование ресурсов Глобальной сети Интернет и мобильных технологий с целью проведения информационной кампании о выборах. Стоит отметить, что информационное сопровождение выборов Президента РФ в этом отношении можно считать достаточно показательным.

В заключении констатируем, что на основе данных об участии молодежи в событиях избирательного цикла 2016-2018 гг. на сегодняшний день наблюдается тенденция, заключающаяся в увеличении электоральной активности соответствующей социально-возрастной группы. Факторами, способствовавшими укоренению выявленного тренда, стали консолидация широких общественных слоев вокруг государственных институтов и их представителей во избежание дестабилизации политического порядка; проведение серии специальных мероприятий, направленных на повышение уровня правовой и политической культуры молодежи, в том числе, организация дискуссионных площадок и форумов; реализация технологических проектов по повышению явки, основанных на принципах геймификации процесса голосования, и активное использование ресурсов сети Интернет и мобильных технологий в рамках кампаний по информационному сопровождению выборов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Зинченко Г.П. От чего зависит электоральная активность молодежи? // Северо-Кавказский юридический вестник. 2015. № 3. С. 134-137.

2. Беляев А.Ю., Тарасов Е.Н. Тенденции абсентеизма в современном российском обществе // Власть. 2013. № 5. С. 43-45.

3. Зуляр Р.Ю., Григорьев Д.А. Политический абсентеизм молодежи: протестное голосование как фактор преодоления (на примере выборов губернатора Иркутской области 2015 г.) // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Политология. Религиоведение. 2016. Том 18. С. 56-67.

4. Федоров И.А., Поздняков М.М. О субкультуре молодежного «перфекционного эскапизма» // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2014. № 7 (135). С. 25-29.

5. Захаркин Р.А. Молодежный абсентеизм в России // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. 2010. № 4 (12). С. 111-114.

6. Салин П.Б. Студенческая молодежь как «постоянная переменная» российской массовой политики // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2017. № 4. С. 47-51.

7. Сулейманова Д.Г. Формирование политической культуры молодежи и способы повышения ее электоральной активности // Вестник БИСТ. 2012. № 1 (13). С. 358

124-130.

8. Селезнев П.С., Мокин А.Б., Соболев А.В. Технологии повышения явки избирателей в день голосования как способ легитимации выборов // Образование и право. 2017. № 10. С. 56-64.

9. Селезнев П.С., Мокин А.Б., Соболев А.В. Политические технологии увеличения явки электората на выборы как значимая часть избирательной кампании // Гражданин. Выборы. Власть. 2018. № 1. С. 109-125.

Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию Финуниверситета

Статья поступила в редакцию 28.07.2018

Статья принята к публикации 27.08.2018

Azimuth of Scientific Research: Economics and Administration. 2018. Т. 7. № 3(24)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.