Научная статья на тему 'Актуальные технологии оптимизации процесса взаимодействия компании с поставщиками'

Актуальные технологии оптимизации процесса взаимодействия компании с поставщиками Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
486
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОГИСТИКА / ПОСТАВЩИК / БЕНЧ МАРКЕТИНГ / ЦЕПИ ПОСТАВОК / VMI / LOGISTICS / SUPPLIER / BENCH MARKETING / SUPPLY CHAIN

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Войцешко А. В.

Рассматриваются актуальные технологии работы с поставщиками, а именно бенч маркетинг, концепция цепей поставок и метод VMI. Так же раскрыты плюсы и минусы каждой из технологий и применимость представленных методов на практике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOPICAL TECHNOLOGY TO OPTIMIZE THE PROCESS OF INTERACTION OF THE COMPANY WITH SUPPLIERS

This article discusses the relevant technology suppliers, such as bench marketing, the concept of supply chain management and VMI method. Also disclosed are the pros and cons of each technology and the applicability of the presented methods in practice.

Текст научной работы на тему «Актуальные технологии оптимизации процесса взаимодействия компании с поставщиками»

УДК 658.7

АКТУАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОПТИМИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

КОМПАНИИ С ПОСТАВЩИКАМИ

А. В. Войцешко Научный руководитель - А. С. Астраханцева

Иркутский государственный университет путей сообщения Российская Федерация, 664074, г. Иркутск, ул. Чернышевского, 15 E-mail: [email protected]

Рассматриваются актуальные технологии работы с поставщиками, а именно бенч маркетинг, концепция цепей поставок и метод VMI. Так же раскрыты плюсы и минусы каждой из технологий и применимость представленных методов на практике.

Ключевые слова: Логистика, поставщик, бенч маркетинг, цепи поставок, VMI.

TOPICAL TECHNOLOGY TO OPTIMIZE THE PROCESS OF INTERACTION OF THE COMPANY WITH SUPPLIERS

A. V. Voytseshko Scientific Supervisor - A. S. Astrakhantseva

Irkutsk State University of Railway Transport 15, Chernyshevskiy Str., Irkutsk, 664074, Russian Federation E-mail: [email protected]

This article discusses the relevant technology suppliers, such as bench marketing, the concept of supply chain management and VMI method. Also disclosed are the pros and cons of each technology and the applicability of the presented methods in practice.

Keywords: Logistics, supplier, bench marketing, supply chain, VMI.

Рынок товаров широкого потребления в России в настоящее время очень развит, в том числе и в Иркутске. Количество поставщиков в данной сфере экономики расширяется с каждым годом. В сегменте продовольственных товаров в городе преобладают несколько крупных игроков, которые, можно сказать, делят между собой большую часть рынка сбыта. Одним из таких является группа компаний «Слата», только за прошедший 2015 год компания открыла 11 новых магазинов разного формата (супермаркет и универсам). Это говорит о том, что данная сфера является очень прибыльной, так как сам город Иркутск больше торговый, чем производственный, и к тому же географически это региональный центр, куда периодически мигрируют потоки населения из периферии. Что касаемо цен на продовольственные товары, то они держатся на среднем уровне в сравнении с другими региональными субъектами Иркутской области, и выше на 0,03% в среднем по Сибирскому федеральному округу в целом [1].

Для компании, которая выбрала для себя сферу товаров народного потребления, а именно продовольственных товаров, крайне важно уметь грамотно взаимодействовать с поставщиками и применять новейшие технологии в работе с ними. В статье будут рассмотрены наиболее актуальные из них.

Для начала необходимо выделить существенные отличительные признаки поставщиков товаров широкого потребления. Безусловно, самым ярким будет наличие огромного ассортимента малоразличимых продуктов, товаров субститутов. И вторым, это большое количество самих поставщиков и фирм потребителей.

Первой технологией взаимодействия и улучшения работы поставщиков можно выделить бенч маркетинг. Методы оценки поставщиков широко используются всеми фирмами, самым популярным из них является метод критериев. В настоящее время система оценки эффективности становится все более дифференцированной, как с позиции увеличения показателей, так и с большей их детализаци-

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2016. Том 2

ей. К стандартным критериям, такие как цена, качество продукции, сроки доставки, способы оплаты, сейчас добавляют и дополнительные возможность скидок, хранение, упаковка, экспедирование и прочее [2]. Такая процедура оценки, как правило, проводится либо разово, при выборе нового поставщика, либо планово раз в квартал или полугодие, периодичность выбирает руководство компании. Основной идеей бенч маркетинга в выборе поставщиков, является то, что необходимо постоянно проводить оценку работы и создавать базу данных каждого поставщика, отражающую динамику показателей эффективности. Кроме этого необходимо постоянно накапливать информацию о потенциальных поставщиках, для возможности быстрого перехода от одного к другому. При использовании данной технологии фирма может стабильно выбирать самого выгодного для себя партнера и быстро реагировать на негативные моменты, такие как недопоставка, просрочки платежа, высокий процент брака и прочее. Это, несомненно, является плюсом. Из минусом можно назвать тот факт, что отношения с поставщиком могут быть не долгосрочные, и выбирая каждый раз нового, компании придется тратить время и денежные средств на анализ его деятельности.

Следующей технологией взаимодействия с поставщиками является концепция цепей поставок. В условиях постоянно растущей конкуренции, нестабильной мировой экономики и нарастающего уровня потребительских ожиданий, компании входят в сотрудничество со своими конкурентами с целью оптимизации общих логистических издержек и поддержании уровня сервиса в соответствии с требованиями рынка. В ключе данном концепции фирмы могут заключать партнерские соглашения, например, с целью консолидации партии поставок и как следствие сокращении стоимости перевозки. Такая экономия позволяет существенно снизить себестоимость продукции, соответственно и конечную стоимость товара, что, как правило, положительно сказывается на спросе. Особенно если речь идет о товарах народного потребления. Рост спроса, в свою очередь, ведет к увеличению прибыли компании, что в результате приносит дополнительные налоговые отчисления в региональный и государственный бюджет. Также компания может использовать единый совместный склад, с целью сокращения издержек на хранения и максимально эффективного использования полезной складской площади. Безусловно, вариантов сотрудничества масса, но примеры, перечисленные выше, являются наиболее вероятными в данной бизнес среде.

При всех положительных моментах от внедрения политики цепей поставок, имеются и негативные моменты. Одним из них является сложность реализации самой концепции. Внедрение новых методов, не привычных для многих, задача не их легких. Бизнес, в частности в России, зачастую оказывается весьма консервативным, тем более, когда инновации касаются нескольких независимых контрагентов. Многие предложения даже самые заманчивые могут восприниматься партнерами как попытка лишения экономических и финансовых свобод. Также не многие из вышестоящего руководства проявляют желание делиться конфиденциальной информацией со своими конкурентами. Издержки такого подхода ложатся на конечного потребителя, в результате все игроки рынка теряют конкурентные преимущества и лояльность своих клиентов.

Следующая технология VMI - Vendor Manage Inventory - запасы, управляемые поставщиком. Эта технология снабжения все быстрее набирает обороты. В практическом смысле VMI это склад, управляемый поставщиком (особенно в отношении величины запасов и готовности к отправке), находящийся на территории потребителя, занимающего ниже стоящую ступень в логистической цепи [3]. То есть компания-заказчик отдает все или частично функции по снабжению поставщику, например по одной или нескольким товарным группам. Поставщик согласно спросу, самостоятельно загружает склад своей продукцией, то есть постоянно поддерживает необходимый уровень товарных запасов.

В самом простом случае поставщик осуществляет регулярные поставки и пополняет запасы до заранее установленного уровня. В более широком применении данной концепции поставщик имеет полный доступ к информационной базе данных и может самостоятельно анализировать складские запасы, спрос и принимать решения о номенклатуре, величине партии и прочему. Такое сотрудничество крайне выгодно для обеих сторон, как показывает практический опыт, компания потребитель может снизить запасы продукции, за счет чего сократить издержки на хранение, повысить рентабельность и уровень сервиса обслуживания потребителей, а также выстроить долгосрочные партнерские отношения с контрагентом. Для поставщика это, безусловно, является плюсом в плане того, что спрос стабилен, поставки регулярны, соответственно, как для хозяйствующего субъекта, работа его компании идет стабильно и новые объёмы партии не будут являться шоком.

Из минусов реализации концепции VMI является большие финансовые вложения, сложность создания информационных стандартизированных программ обмена информацией и контроль за их

работой. К тому же персонал обоих контрагентов должен обладать определенными профессиональными компетенциями.

Таким образом, были освещены наиболее актуальные технологии, которые могут оптимизировать деятельность компании с поставщиками. Безусловно, чтобы их использовать, необходимы в первую очередь высококвалифицированные кадры, кроме того инвестиции. Соответственно не все игроки рынка могут позволить себе такие траты, особенно это касается малых субъектов хозяйствования. Чтобы затраты окупились, и вложения оказались эффективными, необходим довольно крупный товарооборот. В Иркутске использовать данные технологии вполне может группа компаний «Слата», ежегодно товарооборот данной сети растет, а ассортимент товаров расширяется. На данный момент компания является лидером продовольственного рынка восточной Сибири, крупнейшим дистрибьютором продуктов питания на территории Иркутской области и республики Бурятия. Сейчас на счету компании около 70 магазинов разных форматов. К тому же, в настоящее время в арсенале фирмы дистрибьюторские контракты с ведущими российскими и транснациональными производителями, такими как Нестле, Mondelez, Марс, Юнилевер, Орими-Трейд, Объединенные кондитеры и другими [4]. Сотрудничество с такими крупными поставщиками вполне можно переключить на режим VMI. Использование технологии цепей поставок совместно с другими ключевыми игроками рынка, в конечном итоге может иметь положительный социальный эффект, так как позволит сократить транспортные издержки и соответственно снизить себестоимость продукции. Для такой компании оптимизация работы в сфере логистики особенно важна, сокращение издержек даже на 1-2 % впоследствии могут принести колоссальную прибыль. Снижение транспортных расходов позволяет сократить конечную цену для потребителя, без ущерба качеству, что особенно важно в сфере продуктов питания. Также все компании, независимо от величины товарооборота постоянно могут использовать технологию бенч маркетинга в работе с поставщиками, тем самым улучшая качество продуктов питания и выбирая оптимальную цену, что безусловно положительно скажется на лояльности потребителей.

Следовательно, все представленные технологии имеют место быть в жизнедеятельности хозяйствующего субъекта, применение любой из них в конечном итоге положительно скажется на работе компании и экономике региона.

Библиографические ссылки

1. Федеральная служба государственной статистики по Иркутской области [Электронный ресурс]. URL: http://irkutskstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/irkutskstat/ru/statistics/prices/ (дата обращения: 03.03.2016).

2. Аникин Б. А. Логистика : учеб. пособие. 3-е изд., перераб. и доп. М. : Инфра-М, 2002. 368 с.

3. Полный курс МВА Логистика / В. В. Дыбская, Е. И. Зайцев, В. И. Сергеев, и др. М. : Эксмо, 2013. 944 с.

4. Слата торговая сеть : офиц. сайт компании [Электронный ресурс]. URL: http://www. slata.ru/slata/distribution/ (дата обращения: 03.03.2016).

© Войцешко А. В., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.