Научная статья на тему 'Актуальные проблемы воспитания патриотизма в системе высшего профессионального образования России'

Актуальные проблемы воспитания патриотизма в системе высшего профессионального образования России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
239
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Актуальные проблемы воспитания патриотизма в системе высшего профессионального образования России»

А? ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ И ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ

УДК 378 ББК 74.03

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ПАТРИОТИЗМА В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ

Е.Э. Платова, В. В. Фортунатов

Санкт-Петербургский государственный университет

сервиса и экономики (СПбГУСЭ) 191015, Санкт-Петербург, ул. Кавалергардская, 7, лит. А

Понятие «патриотизма», или любви к своей стране, на протяжении многих десятилетий служит предметом дискуссий как в нашей стране, так и за рубежом. Все крупные страны поощряли гордость своих граждан величием, могуществом, богатством своего государства. От древних Афин до современных США, от Римской до Британской империи — правительства мощных и агрессивных государств использовали воспитание в духе патриотизма с тем, чтобы подданные, граждане отождествляли себя с определенным режимом, идеологией, системой ценностей, территорией или национальной идеей. Тем самым демократические по своему устройству государства - древние Афины, Римская республика, Великобритания и Соединенные Штаты - зачастую добивались не меньших успехов в воспитании лояльности и сплоченности своих граждан вокруг общенациональных целей, чем деспотические и тоталитарные режимы, действовавшие прямолинейно и жестко. Так, в первой половине 90-х гг.

XX в., по данным опроса, проведенного Институтом Гэллапа, выяснилось, что 43% американцев считали себя настроенными весьма патриотически, а 21% граждан США прямо заявили, что придерживаются формулы: «Моя страна всегда права независимо от того, права она или нет».

Российское руководство в лице Президента Российской Федерации В.В. Путина в его Послании Федеральному собранию РФ от 12 декабря 2012 года вновь обратило внимание на значимость духовно-нравственного и патриотического

воспитания. Поставлена и задача восстановления системы воспитательной работы в школе. В этом контексте обращение к опыту организации патриотического воспитания в вузе представляется чрезвычайно актуальной задачей.

1. Методологические основы патриотического воспитания

Следует учитывать, что в современных условиях патриотизм нередко отождествляют с национализмом и шовинизмом. Само понятие «шовинизм» получило свое наименование от фамилии сержанта гвардии Наполеона, приверженность которого агрессивной внешней политике французского императора стала широко известной. Национализм и шовинизм представляют собой готовность следовать любым узконациональным интересам вне зависимости от того, являются ли они оправданными с моральных, с общечеловеческих позиций. Национализм и шовинизм оправдывают, мифологизируют и даже героизируют насилие в отношении других народов. Крайними формами национализма и шовинизма выступают расизм и фашизм.

Патриотизм - это любовь к своему Отечеству, к Родине. Это чувство, в котором нет места агрессивности, насилию, бесчеловечности.

В Советском Союзе формирование советского патриотизма происходило в связи с нарастанием экономической и военной мощи советского государства, укреплением его позиций на международной арене, в связи со стремлением СССР стать самой могущественной державой всего мира. СССР стремился к первенст-

ву и достигал его во многих сферах: от производства наибольших объемов нефти, газа до первого спутника и первого полета человека в космос, от командных побед на Всемирных олимпиадах до уверенности в том, что СССР - «самая читающая страна в мире». Любые успехи преподносились как свидетельство преимуществ социалистического строя, любые неудачи рассматривались как результат недоработок, безответственности тех или иных конкретных людей. Советский патриотизм в наиболее выпуклой формуле отразился в поэтических формулах. Например, у В.В.Маяковского: «У советских собственная гордость, на буржуев смотрим свысока!». Или у Ю. Визбора: «И даже в области балета мы впереди планеты всей!».

Современной России необходимо выработать собственное понимание понятия «патриотизм», которое бы отражало весьма сложную национальную, конфессиональную, административную структуру российского социума. Первостепенное значение для понимания особенностей «патриотизма» в современной России имеет правильное использование философских категорий общего, особенного и единичного.

В качестве общего для всех россиян патриотизма видится российский гражданский патриотизм. Все граждане Российской Федерации - России, а в нашей стране нет отдельного, специального гражданства в субъектах федерации, безусловно, попадают под одно общее определение - россияне. Это определение наиболее часто используется политиками общероссийского масштаба, которые, по-видимому, не хотят кого-то выделять или обижать. Наиболее общей характеристикой для абсолютного большинства россиян является наличие статуса гражданина Российской Федерации. По Конституции 1993 года, все граждане, все россияне равны перед законом, обладают несколькими десятками прав и свобод и имеют перед российским государством несколько обязанностей, которые можно пересчитать на пальцах одной руки. При известном упрощении некоторые авторы

считают, что настоящими, реальными патриотами России являются те граждане, которые полностью выполняют свои конституционные обязанности, а хорошими гражданами являются те россияне, кто умеют пользоваться своими правами и свободами. Таким образом, большинство россиян может считать себя гражданами и патриотами страны.

А как же быть с проблемой национальной идентификации, со стремлением многих россиян принадлежать к какой-то национальной, религиозной, социальной или профессиональной группе? Здесь важную роль играет целесообразное использование категории особенного, специфического. Разве есть какое-то коренное противоречие между тем, что конкретное лицо является российским гражданином, считает себя россиянином (например, за рубежом), но в то же время осознает свою принадлежность к русскому, татарскому, чеченскому или к какому--то другому народу? Конкретные люди могут ценить свою принадлежность к православию, исламу или атеизму, быть инженерами или фермерами, жить в любимом Санкт-Петербурге или в любимой деревне в Архангельской области.

Понятие особенного может незаметно и безболезненно трансформироваться в понятие единичного, так как конкретные россияне могут быть привязаны к конкретному месту работы (завод, школа, ферма и т.д.), к какому-то конкретному занятию и т.д.

Таким образом, российский гражданский патриотизм, являясь объединяющим началом для всех россиян, имеет огромное число разновидностей или ипостасей. Это разнообразие отражает сложный исторический путь России, богатое содержание социальной и духовной жизни российского общества. Разумное использование и наращивание этого богатства страны является одной из главных задач российского государства, политических элит федерального и регионального уровня. Патриотизм, являясь фактором, активизирующим творческие, созидательные усилия российского общества, может превратиться в свою прогивопо-

ложность, в национализм и шовинизм, способных разрушить страну.

2. Роль исторической науки в патриотическом воспитании студенчества

Когда и где возникло такое явление как патриотизм, любовь к отечеству? Возникновению патриотизма в наибольшей степени способствовали жители Древней Греции и Древнего Рима. В городах-государствах, в древнегреческих полисах, которые представляли собой самоуправляющиеся сообщества людей, формировалось представление о ценности жизни в данном конкретном месте. Принадлежность к конкретному сообществу людей постепенно формировала круг прав и обязанностей, чувство ответственности за себя, свою семью и свой полис. Возникло понятие гражданства как привилегии быть полноценным участником жизни конкретного полиса. В эпоху греко-персидских войн свободные греки стали себя осознавать гражданами и патриотами не только своего полиса, но и Эллады в целом.

Жители небольшого городка на реке Тибр из столетия в столетие распространяли свое влияние на новые и новые территории. В Римской республике граждане Рима были людьми первого сорта, гордились своей сопричастностью к великим достижениям Рима. Понятие гражданских доблестей, гражданских добродетелей не было для античных римлян пустым звуком. В античную эпоху, как в Древней Греции, так и в Древнем Риме, смерть за родину считалась высшим проявлением гражданственности. На протяжении достаточно длительных периодов в истории как Древней Греции, так и Древнего Рима уклониться от воинской службы для юноши было делом немыслимым и невозможным. При анализе причин, факторов социальной коррозии древнеримского общества, приведшей к краху Римской империи в 476 г., знатоки античности ставят на первое место следующее. В первые века нашей эры происходило необратимое ослабление гражданско-патриотических чувств. Все

большая часть населения старалась укло-

ниться от выполнения гражданских обязанностей. Для все большего числа римлян на первое место выходило удовлетворение собственных прихотей и равнодушие к общим проблемам Рима. Армия стала формироваться из варваров, гладиаторов, для которых Римская империя отнюдь не была родиной. Постепенно утрачивались традиционные моральные ценности и ориентиры. «Рим погряз в грехах и разврате», - таков был всеобщий приговор. Именно поэтому христианство не только смогло выжить в условиях жестких гонений, но и стало новой идейной основой жизни всех европейских народов.

У российского патриотизма своя история. Истоки патриотизма в нашем Отечестве находятся в той далекой эпохе, когда восточные славяне - анты - стали заселять просторную ВосточноЕвропейскую, или Русскую, равнину. Складывание русской цивилизации, древнерусского государства, древней русской культуры было результатом достаточно длительного исторического развития восточнославянских племен.

Ценность и особая значимость обширного равнинного пространства вполне осознавались нашими далекими предками. Земледельцы Русской равнины для агрессивных кочевников с востока и не менее агрессивных рыцарей-крестонос-цев с запада представлялись лакомой, богатой добычей. Главной задачей для правителей Древней Руси была оборона территории державы Рюриковичей.

В торжественной речи митрополита Илариона, сподвижника Ярослава Мудрого (1019-1054 гг.), известной под кратким названием «Слово о законе и благодати», пожалуй, впервые в письменной форме выражена идея русского патриотизма: «Все страны, и города, и народы чтут и славят каждый своего учителя, научившего их православной вере. Похвалим же и мы, по силе нашей, малыми похвалами, великое и дивное сотворившего, нашего учителя и наставника, великого князя земли нашей Владимира, внука старого Игоря, сына же славного

Святослава, которые во времена своего владычества мужеством и храбростью прослыли в странах многих и ныне победами и силою поминаются и прославляются. Ибо не в худой и неведомой земле владычество ваше, но в Русской, о которой знают и слышат во всех четырех концах земли».

Для тех, кто почему-то считает, что идея патриотизма появилась в России достаточно поздно, чуть ли не в XIX в., повторим эту фразу и выделим ее специальным шрифтом - НЕ В ХУДОЙ И НЕВЕДОМОЙ ЗЕМЛЕ МЫ ЖИВЕМ!

В 2012 году, который был объявлен Годом истории в России, пытливые россияне могли мысленным взором охватить некоторые важные вехи в истории страны.

1150 лет, прошедшие с момента зарождения российской государственности (862 год), показали исключительно важную роль, которую играло и призвано играть государство, являющееся высшей формой организации общества. Отметим, что древнерусское государство возникло одновременно с целым рядом других европейских государств.

400 лет, отделяющие нас от неимоверно сложных и противоречивых событий Смутного времени начала XVII в., показали, что народ, если он не безмолвствует и выступает с гражданских и патриотических позиций, может активно творить историю под руководством таких вождей, как К. Минин и Д. М. Пожарский.

200 лет, которые прошли со времен первой Отечественной войны 1812 года, позволили в полной мере осознать величие патриотического подвига армии и народа, всех участников героического противоборства России с общеевропейской, по существу, армией захватчиков. Солдаты, офицеры и генералы, ратники-ополченцы и партизаны - все россияне, все русские люди от императора Александра I, фельдмаршала Михаила Илларионовича Кутузова, генералов Михаила Богдановича Барклая де Толли, Петра Ивановича Багратиона и других до сотен тысяч простых людей, оставивших Моск-

ву, Смоленск, города и деревни, объединились для общего дела. Русская армия и партизаны в течение полугода (!) разгромили и изгнали интервентов из родной земли. Россия спасла и освободила Европу от зарвавшегося тирана и бесконечной бойни.

70 лет назад наступлением под Сталинградом начался коренной перелом в ходе Второй мировой войны, начался второй (после 1813-1815 гг.) освободительный поход ради спасения всего мира от германского фашизма и японского милитаризма. Россия не развязывала мировых и европейских войн, но дважды спасала Европу.

Многие простые люди и профессионалы-эксперты считают, что попытка построить совершенно новое общество, новое государство - СССР была вызовом всему остальному миру, которому пришлось меняться. В развитых странах появились «общества всеобщего благоденствия». Развалилась колониальная система. Соревнование между двумя сверхдержавами - США и СССР - стимулировало научно-технический и социальный прогресс.

Подавляющая часть выдающихся достижений нашей страны в XIX-XX вв. в промышленной и культурной сферах имела своей основой любовь к России, патриотизм многочисленных россиян. При этом - независимо от их национальной, религиозной или социальной принадлежности. Литературный образ лесковского Левши помогает понять патриотическую мотивацию и многоплановой деятельности Д.И. Менделеева, и создателей советской атомной бомбы.

Историческая наука предлагает колоссальный материал, который призван подпитывать и российский гражданский патриотизм в целом, и его многочисленные и взаимосвязанные между собой разновидности. В процессе воспитательной работы весьма важно развивать социальную память - способность хранить и осмысливать собственный опыт и опыт предшествующих поколений.

3. Как воспитывать патриотизм?

Правительство Российской Федерации еще 16 февраля 2001 года приняло Постановление «О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 20012005 годы"». Названная государственная программа реализовалась в 2001-2005 годах, затем срок ее действия был продлен еще на пять лет. Однако результаты реализации государственной программы в сфере патриотического воспитания за десять лет оказались весьма скромными не только из-за ограниченного финансирования, но и в силу общей сложной обстановки в стране. Отсутствие внятной и общепринятой в обществе концепции развития страны (поиск «национальной идеи»), потеря традиций семейного и школьного воспитания, неоднозначная деятельность средств массовой информации и ряд других факторов существенно затрудняли становление нового механизма, новых форм патриотического воспитания в постсоветской России [5, с.8 -16].

Тем не менее, с конца 90-х годов XX в. и на протяжении первого десятилетия

XXI в. в вузах страны стала восстанавливаться воспитательная работа со студентами, основными направлениями которой были определены профессиональнотрудовое, гражданско-патриотическое,

правовое, духовно-нравственное воспитание. В вузах была сформулирована цель — формировать выпускников как высококвалифицированных специалистов, граждан и патриотов России, высококультурных российских интеллигентов.

Цели, задачи и формы патриотического воспитания студентов в краткой форме содержатся в концепциях воспитательной работы, принимаемых обычно учеными советами университетов [1, с.75

- 91].

Патриотическое воспитание сегодня - это систематическая и целенаправленная деятельность университета по формированию у студентов высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и кон-

ституционных обязанностей по защите интересов Родины. Показателем уровня патриотического воспитания студентов является их желание участвовать в патриотических мероприятиях, знание и выполнение социокультурных традиций, уважение к историческому прошлому своей страны и деятельности предшествующих поколений, желание защищать свою страну, желание работать не только для удовлетворения своих потребностей, но и для процветания Отечества. Активная жизненная позиция личности студента, говорящая о ее социальной зрелости, отражает, прежде всего, чувство ответственности и тревоги за дела общества. Гражданский долг проявляется в отношении человека к своим правам и обязанностям [2, с.14 - 35].

Возможности научно-педэтогиче-

ского корпуса в сфере патриотического воспитания являются весьма существенными.

Во-первых, на протяжении всего периода обучения, начиная с момента зачисления и завершая выпуском молодого специалиста, постоянный состав университета должен использовать все возможности для того, чтобы сформировать «университетский патриотизм», уважение к своей «альма матер» у каждого студента. Воспитание родными стенами предусматривает знакомство с экспозициями музеев вузов, с историей факультетов, кафедр, с биографиями выдающихся ученых, профессоров, выпускников вуза. В некоторых петербургских вузах студенты поддерживают в порядке мемориальные места, захоронения известных в вузах лиц, готовят рефераты, презентации, выставки, участвуют в олимпиадах по истории вузов. Традиционными для вузов стали торжественные акты посвящения в студенты, а также выпуска из вуза, другие мероприятия, связанные с общероссийскими памятными датами и внутривузовскими событиями.

Во-вторых, в вузе начинается формирование «отраслевого патриотизма», овладение будущей специальностью, реша-

ется вопрос «делать бы жизнь с кого». К сожалению, далеко не всегда молодые специалисты знают историю своей специальности, отрасли, тех, кому на смену они идут. В соответствии с Федеральным государственным стандартом (третьего поколения) наряду с базовой дисциплиной «История» предусматривается освоение студентами профильно-

ориентированной дисциплины, которой, например, в Петербургском государственном университете путей сообщения является «История транспорта». Знакомство со специальной литературой, с экспозициями музеев, с художественными и документальными фильмами помогает студентам узнать о том, как в России возникала та или иная отрасль (добыча полезных ископаемых, отечественное машиностроение, военно-промышленный комплекс и т.д.). Студенты узнают о дальновидных государственных деятелях, организаторах, директорах крупных производств и ученых, которые обеспечивали выход российской экономики, науки, техники, культуры на передовые европейские и мировые позиции. У новых поколений специалистов должны быть свои образцы для подражания, настоящие герои, которые, не покладая рук, служили своему отечеству и обеспечивают своей деятельностью суверенитет Российской Федерации. Следует признать, что наилучшим образом «отраслевой патриотизм» воспитывается у курсантов высших военных учебных заведений, которые готовят «государевых людей» для различных силовых структур.

В-третьих, у студенчества петербургских вузов есть замечательная возможность стать пожизненными патриотами города на Неве, впитать достижения петербургской культуры и петербургский стиль жизни. К сожалению, в очень немногих вузах создаются условия для того, чтобы студенты посещали достопримечательные места Санкт-Петербурга и его окрестностей, музеи, театры, знакомились с лучшими коллективами (оркестрами, театральными труппами, танцевальными, вокально-инструментальными ансамблями, спортивными командами и

т.д.). Учеба в Петербурге при целенаправленной работе кураторов, управлений по воспитательной работе со студентами позволят существенно расширить культурный кругозор молодых людей, помочь им полюбить достижения отечественной культуры, проникнуться пониманием мировой значимости Санкт-Петербурга, достижений его культуры. Культурного, интеллигентного выпускника петербургского вуза окружающие должны в любом месте узнавать сразу. Формирование «петербургского патриотизма» - вполне реальная цель воспитательной работы в вузах Санкт-Петербурга [3, с.31 - 62].

Таким образом, профессорско-преподавательский состав вузов, поставив перед собой задачу формирования у студентов «университетского», «отраслевого», «петербургского» патриотизма создает благоприятные условия для освоения студенческой молодежью ценностей российского гражданского патриотизма. В современных условиях важно помочь студентам познавать сущность Родины (большой и малой), скрытую в духовной жизни народа, в традициях и обычаях, в исторической памяти, которая передается из поколения в поколение. В университете должны поддерживаться и создаваться условия для приобретения живого и непосредственного духовного опыта, с помощью которого можно убедиться в безусловных достоинствах своего Отечества, в частности, на примере собственного университета [4, с.58 — 71].

Среди значительной части российской молодежи довольно широко распространена установка на то, чтобы «валить из этой страны». Очень многие не понимают, что в других странах их никто не ждет. Те, кто не собирается никуда уезжать, должны знать, что живут в огромной и богатой стране. От них, как граждан и патриотов России, зависит ее судьба. Подготовка будущих выпускников не только как высококвалифицированных специалистов и культурных российских интеллигентов, но и настоящих граждан и патриотов своей страны является важной и вполне решаемой задачей.

Соответствие контента сайтов вузов «Национального научно-образовательного иннова-________________ционно-технологического консорциума» интересам студентов СПбГУСЭ

ЛИТЕРАТУРА

1. Лутовинов В.И. Патриотическое воспитание молодежи: концепции, программа, организационнометодические основы. Пособие для педагогов, руководителей образовательных учреждений и организаторов работы с молодежью. М.: АПКиПРО, 2001. 284 с.

2. Молодежь и патриотизм. Научно-методтеские материалы по проблемам гражданско-патриотического воспитания для работников сферы государственной молодежной политики. СПб.: Межотраслевой центр повышения квалификации и переподготовки кадров СПбГУАП, 2003. 65 с.

3. Платова Е.Э., Сафин Ф.Ю., Фортунатов В.В. Воспитание студентов в современных условиях: проблемы и пути их решения / Под ред. проф. А.А. Оводенко. Спб.: ГУ АП, 2006. 112 с.

4. Специалист, гражданин, интеллигент: Методическое пособие. Опыт организации воспитательной работы в Петербургском государственном университете путей сообщения. М.: ГОУ «УМЦ ЖДТ», 2007.120

5. А.А. Оводенко. Модели воспитания профессионалов: (на материалах воспитательной деятельности Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения в контексте Болонского процесса). СПб.: ГУАП, 2010. 188с.

УДК 378.11 ББК73.8

СООТВЕТСТВИЕ КОНТЕНТА САЙТОВ ВУЗОВ НАЦИОНАЛЬНОГО НАУЧНООБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ИННОВАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО КОНСОРЦИУМА ИНТЕРЕСАМ СТУДЕНТОВ СПбГУСЭ

И. А. Михеева

Санкт-Петербургский государственный университет

сервиса и экономики (СПбГУСЭ) 191015, Санкт-Петербург, ул. Кавалергардская, 7, лит. А

Обострение конкурентной борьбы вузов за студентов и инвестиции в современных условиях наступления периода «демографического провала» - последствий неблагоприятных условий для прироста населения в 1990-е гг. - актуализируют проблему рекламирования образовательных услуг, использования наиболее эффективных средств информации и рекламы и, соответственно, создания и поддержания официальных сайтов вузов.

Наличие у любого российского вуза собственного сайта - совершенно обязательное условие его успешного позиционирования на рынке образовательных услуг. Преимущества веб-сайта как инструмента информационного обеспечения процесса вузовской деятельности связаны также с его относительной дешевизной, информационной мобильностью, общедоступностью.

На этапе проектирования или модернизации сайта чрезвычайно важно определение его целевой аудитории. Целе-

вой аудиторией сайта вуза являются потенциальные абитуриенты и их родители, студенты, преподаватели и аспиранты, представители вышестоящих органов государственного и муниципального управления, работодатели, выпускники, зарубежные коллеги и партнеры (в том числе потенциальные).

Основными целями создания и использования сайтов являются:

- предоставление целевым аудиториям сайта (вуза) оперативной и значимой информации о деятельности вуза, его успехах и достижениях, оказываемых образовательных услугах;

- предоставление доступа преподавателям, сотрудникам и студентам вуза к организационно-справочным ресурсам, необходимым для обеспечения их профессиональной (учебной) деятельности;

- формирование позитивного образа вуза как поставщика качественного образования и качественных специалистов, перспективного партнера для совместных научных исследований, интеллектуально-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.