32 ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОМ НАУКИ
УНИВЕРСИТЕТА
имени О.Е. Кутафина (МГЮА)
Вероника Юрьевна МАЛАХОВА,
кандидат юридических наук, доцент, профессор кафедры уголовного права и процесса Финансового университета при Правительстве Российской Федерации. E-mail: malaxit1011@ rambler.ru 125993, Россия, Москва, Ленинградский проспект, д. 49
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА УКЛОНЕНИЕ ОТ УПЛАТЫ НАЛОГОВ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ И ОРГАНИЗАЦИЙ В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА В РОССИИ
В настоящей статье дается оценка процесса либерализации уголовного законодательства в части привлечения к ответственности за налоговые преступления. Несоизмеримость ущерба, причиненного субъектами налоговых преступлений, и санкции за данные преступления, повышение барьера крупного и особо крупного вреда, наличие возможности избежать привлечения к уголовной ответственности за налоговые преступления по основаниям, закрепленным в ст. 76.1 УК РФ, неприменение к подозреваемым заключения под стражу во время следствия, а также многие другие обстоятельства, приводят к неэффективности борьбы с налоговыми правонарушениями.
Ключевые слова: налоговые правонарушения, уголовная ответственность, либерализация уголовного законодательства, экономический кризис.
MALAKHOVA V. Yu.,
Candidate of Law, Associate Professor the Department of Criminal Law and Process Financial University Under the Government of the Russian Federation.
E-Mail: [email protected] 125993, Russia, Moscow, Leningrad Prospect, 49
ACTUAL PROBLEMS CRIMINAL LIABILITY FOR TAX EVASION INDIVIDUALS AND ORGANIZATIONS IN THE THE ECONOMIC CRISIS IN RUSSIA
This article gives evaluation to the process of liberalization of the criminal law in the part of prosecution for tax crime. The incomparability of the damage caused by the subjects of tax crime and the sanctions for such crime, the increase of the barrier of high and inordinately high damage, the possibility to avoid prosecution for tax crime on the grounds anchored in the article 76.1 of the Criminal Code of the Russian Federation, non-application of custody to convicts during the investigation, as well as many other circumstances, lead to the fight against tax law violations being inefficient.
Keywords: tax offenses, criminal liability, the liberalization of the criminal legislation, the economic crisis.
© В. Ю. Малахова, 2016
в
'Ш(£зТПп][М][К Малахова В. Ю.
иымвЕпилтп-л Актуальные проблемы уголовной ответственности УНИВЕРСИТЕТА
именио.Е.кутафина(мпоА) за уклонение от уплаты налогов физических лиц...
Сегодня Россия переживает очередной экономический кризис. Российские предприниматели и государство терпят огромные убытки вследствие объявленных экономических санкций со стороны Европейских государств. На сегодняшний день политика государства в целях импортоза-мещения товаров направлена на поддержку отечественного производителя и предпринимательства в целом.
Несмотря на то, что в последнее время в государственный бюджет поступает множество платежей, сборов и пошлин, основным источником по-прежнему остаются налоги с физических и юридических лиц. Очевидно, что экономика государства и его налоговая политика тесно связаны между собой. При этом в настоящее время при непростой экономической ситуации в России наиболее остро встает вопрос об ответственности лиц за уклонение от уплаты налогов. Таким образом, можно указать на актуальность данной темы.
Уголовная ответственность за налоговые преступления предусмотрена статьями 198—199.2 УК РФ.
Стоит отметить тот факт, что государство пытается сформировать благоприятные условия для создания и развития бизнеса (в частности, малого и среднего). 19 июня 2015 года Государственной Думой был принят Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Закон одобрен Советом Федерации 24 июня 2015 года. Все больше акцентируется внимание на поддержание малого и среднего предпринимательства как Российской Федерацией, так и ее субъектами.
Кроме того, с 2005 года Минэкономразвития России реализует специальную программу по предоставлению субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации для оказания государственной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства на региональном уровне.
В настоящий момент программа реализуется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 января 2014 года № 1605 «О предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства» и ежегодно издаваемыми приказами Минэкономразвития России.
Нельзя не отметить либеральную уголовную политику в отношении ряда экономических преступлений, в том числе налоговых. Рассмотрим некоторые Ш
положения. Например, введено примечание к ст. 199 УК РФ. В нем говорится, А
что лицо, впервые совершившее преступление, предусмотренное настоящей □
статьей, освобождается от уголовной ответственности, если этим лицом либо ^
организацией полностью уплачены суммы недоимки и соответствующих пеней, ^
а также сумма штрафа в размере, определяемом в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации. Статья 76.1 УК РФ устанавливает, что лицо, впервые совершившее преступление, предусмотренное статьями 198—199.1 УК РФ, освобождается от уголовной ответственности, если ущерб, причиненный бюджетной системе Российской Федерации в результате преступления, □ возмещен в полном объеме. науки'
О
^
х гп п а
134 ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ
i
УНИВЕРСИТЕТА
имени О.Е. Кутафина (МГЮА)
При этом были повышены пороги крупного и особо крупного размеров в статьях УК РФ, предусматривающих ответственность за экономические преступления. Так, раньше по ст. 198 УК РФ крупный размер составлял 100 тыс. рублей, а особо крупный 500 тыс. рублей. На сегодняшний день они составляют 600 тыс. рублей и 3 млн рублей1. Кроме того, по ст. 199 УК РФ крупный размер вырос с 500 тыс. рублей до 2 млн рублей, а особо крупный размер — с 2 млн рублей до 10 млн рублей. Как можно заметить, суммы за уклонение от уплаты налогов значительно выросли. Также нельзя не отметить, что наказание в виде штрафа за преступление, предусмотренное ст. 189 УК РФ (как пример), может составлять от 100 тысяч до 300 тысяч рублей. Таким образом, просматривается несоразмерность ущерба, который причинил субъект данного преступления, и предусмотренного наказания за него.
Далее, относительно норм Уголовно-процессуального кодекса можно отметить, что согласно ст. 108 «Заключение под стражу в качестве меры пресечения не может быть применено в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении преступлений, предусмотренных статьями ... 190—199.2...», куда и входят рассматриваемые преступления. Таким образом, законодатель ограничил применение данной меры пресечения во время следствия, тем самым снова указав на смягчение определенных моментов совершенного преступления. Наконец, целенаправленная политика законодателя сводится к тому, что за налоговые преступления назначается вид наказания, не связанный с изоляцией от общества (как правило, просто применяется штрафная санкция).
Следует отметить, что по вопросам совершенствования и либерализации уголовной политики применительно к гл. 22 УК РФ было достаточно много обсуждений, которые сводятся по существу к следующему: указанная глава УК РФ должна учитывать важные изменения, происходящие в экономической сфере отношений, т.е. в рыночной экономике в России. Так, с одной стороны, необходимо защищать добросовестных хозяйственных собственников, а с другой — принимать решительные меры для воздействия на лиц, злоупотребляющих и игнорирующих российские законы по организации и методам ведения бизнеса, хозяйствования в рамках правового поля2. Данные высказывания ученых, безусловно, справедливы и заслуживают особого внимания. Но обратимся к практике и посмотрим, что происходит на самом деле в сфере применения уголовно-правовых мер. Так, с принятием новых форм раскрытия налоговых преступлений в 2011 г. эффективность раскрытия налоговых преступлений снизилась, при том, что количество преступлений в экономической сфере, включительно налоговые преступления, повысилось (по данным Следственного комитета).
По статистическим данным Судебного департамента при Верховном Суде РФ за 2014 г., за преступление, предусмотренное ст. 199 УК РФ, осуждены — 5452 человека. Назначено наказаний в виде штрафа — 4567. Полностью уплатили штра-
1
Федеральный закон от 29.12.2009 № З8З-ФЗ (ред. от 07.02.2011) «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Малахова В. Ю. Сборник статей круглого стола на тему: «Актуальные вопросы борьбы с преступлениями в сфере финансовой деятельности государства». М. : Изд-во Московского университета, 2014. С. 56—59.
в
'М^ЖШлТ Малахова В. Ю.
УНИВЕРСИТЕТА
именио.Е.кутафина(мпоА) за уклонение от уплаты налогов физических лиц...
УНИВЕРСИТЕТА Актуальные проблемы уголовной ответственности
фы в установленные сроки без задержек и уклонений — 2342 человека. Таким образом, просматривается значительный ущерб для государства. Восстановление социальной справедливости как одной из целей наказания не будет достигнуто.
Тогда можно ли в данном случае говорить о пользе либеральной уголовной политики на сегодняшний день? Не послужит ли данное явление хорошим поводом для обмана государства? Вопросов очень много и ответить на них правильно непросто. Ошибки законодателя (в целях реформирования уголовного закона) оцениваются и, к сожалению, исправляются по истечении не одного года.
Далее стоит обратиться к Постановлению Пленума Верховного Суда3 от 28 декабря 2006 г. № 64. В нем указано, что «под уклонением от уплаты налогов и (или) сборов следует понимать умышленные деяния, направленные на их неуплату в крупном или особо крупном размере и повлекшие полное или частичное непоступление соответствующих налогов и сборов в бюджетную систему Российской Федерации».
При этом некоторые ученые определяют «уклонение» как незаконное осознанное и желаемое сохранение в собственности имущества, которое к определенному сроку должно было быть перечислено в государственный бюджет, делая упор на сам результат данного деяния, так как он заключается именно в реальной неуплате налога4. Об этом также сказано в Постановлении Пленума Верховного Суда № 64.
Тем самым, можно отметить, что по своей природе налоговая преступность является общественно опасным, уголовно-правовым явлением, которое причиняет значительный вред государству5. К характерным чертам данного вида преступности можно отнести: высокую степень вредоносности как государству, так и обществу, высокую степень причиняемого вреда экономической и финансовой сферам. Особый объект уголовно-правовой охраны (им является налоговое правоотношение). Тем не менее налоговые преступления относятся к категории преступлений небольшой или средней тяжести.
Подводя итог сказанному можно сделать выводы:
1. Подчеркивается взаимосвязь налоговой сферы и всех остальных сфер общества, в частности экономической (так, например, дефицит бюджета, вызванный уклонением от уплаты налогов, может привести к тому, что некоторые программы, направленные на повышение экономического потенциала страны, будут заморожены).
2. Сомнение в пользе проведения либеральной уголовной политики государства в отношении ряда экономических преступлений, в том числе налоговых. ш
3. Штраф, предусмотренный за налоговые преступления, и сам ущерб, а нанесенный субъектом преступления, практически несоизмеримы. □ Цель наказания — восстановление социальной справедливости — ^ не достигнута. ^
О
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.12.2006 № 64 «О практике применения
судами уголовного законодательства об ответственности за налоговые преступления». Ш
иР1_: http://www.rosnalog.ru/info/12_0.htm
ВолковскаяЕ. А. Актуальные проблемы либерализации уголовного законодательства в современной России // Образование и право. 2015. № 5—6. С. 284—290.
п
* к н к
науки ъ
3
4
5
3Ь вектор юридическ^и науки
УНИВЕРСИТЕТА
имени О.Е. Кутафина (МГЮА)
4. Повышение барьера крупного и особого крупного вреда, а также положение о том, что наложение уголовной ответственности можно избежать вообще (ст. 76.1 УК РФ), в какой-то мере порождают новые способы «обхода» законодательства.
5. Учитывая степень общественной опасности налоговых преступлений и того ущерба, который причинен государству в силу неуплаченных штрафов (как вид наказания), их необходимо отнести к категории тяжких преступлений.
Библиография
1. Федеральный закон от 29.12.2009 № 383-ФЗ (ред. от 07.02.2011) «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
2 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.12.2006 № 64 «О практике применения судами уголовного законодательства об ответственности за налоговые преступления».
***
1. Волковская, Е. А. Актуальные проблемы либерализации уголовного законодательства в современной России / Е. А. Волковская // Образование и право. — 2015. — № 5—6.
2. Малахова, В. Ю. Сборник статей круглого стола на тему: «Актуальные вопросы борьбы с преступлениями в сфере финансовой деятельности государства» / В. Ю. Малахова. — М. : Изд-во Московского университета, 2014.