В помощь педагогу современной школы авторами данного экспериментального исследования изучены, разработаны и систематизированы условия, способствующие эффективному эстетическому воспитанию подрастающего поколения в процессе приобщения к музейной экспозиции. Содержание исследования может быть использовано преподавателями дисциплин эстетического цикла на уроках в общеобразовательной школе, а также в качестве методических рекомендаций по проведению воспитательных мероприятий и факультативных занятий по музейному делу.
Библиографический список
1. Бакушинский А.В. Исследования и статьи / А.В. Бакушинский. - М., 1981.
2. Ветлугина Н.А. Общие вопросы художественного творчества ребенка : Художественное творчество и ребенок / Н.А. Ветлугина. - М., 1972.
3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. - М., 1967.
4. Дамаданова С.Р. Художественная культура Дагестана в системе вузовского образования республики // Современное образование: содержание, технологии, качество: сборник на-учно-метод. трудов. - Вып. 8. - СПб., 2006.
5. Дамаданова С.Р. Эстетическое воспитание учащейся молодежи средствами изобразительного искусства и отечественной художественной культуры [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования [Электронный журнал из перечня ВАК]. -Вып. № 1. - 2013. - Режим доступа: http://www.science-education.ru/107
6. Лабунская Г.В. Изобразительное творчество детей / Г.В. Лабунская. - М., 1965.
7. Раджабов И.М. Гуманизация художественно-педагогического образования: Региональный подход: монография / И.М. Раджабов. - Махачкала, 2011.
8. Раджабов И.М., Скоробогатов Д.В. Музейная экспозиция как средство приобщения школьников к художественной культуре: учеб. пособие / И. М. Раджабов. - Махачкала, 2003.
9. Столяров Б.А. Музейная педагогика. История, теория, практика: учеб. пособие / Б.А. Столяров. - М., 2004.
10. Шмит Ф.И. Искусство как предмет обучения / Ф.И. Шмит. - Харьков, 1923.
В.П. Иванов
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ ИНСТИТУТА ПОМОЩНИКОВ КОМАНДИРОВ ЧАСТЕЙ ПО РАБОТЕ С ВЕРУЮЩИМИ ВОЕННОСЛУЖАЩИМИ В ВООРУЖЕННЫХ
СИЛАХ РОССИИ
Аннотация: в статье показаны причины введения в российских Вооруженных Силах института военного духовенства и обозначены актуальные проблемы, возникшие в связи с новой религиозной обстановкой в стране, ростом числа верующих в армии и на флоте и решением Президента РФ о введении института военных священников.
Ключевые слова: институт военного духовенства, конфессии, религиозная обстановка, сотрудничество с религиозными организациями, воспитательная работа с верующими военнослужащими.
© Иванов В.П., 2013
Указом Президента РФ от 21 июля 2009 года в Вооруженных Силах Российской Федерации (АС РФ) введен институт военного духовенства. В соответствии с ним было предусмотрено введение 240 штатных единиц для священнослужителей в армии и на флоте [13]. Принятое решение имело своей основой богатый исторический опыт деятельности военного и морского духовенства в дооктябрьский период, а также длительное и плодотворное сотрудничество представителей религиозных организаций с частями и соединениями ВС РФ в постсоветское время. Инициаторами обращения к Президенту РФ с просьбой ввести институт военного духовенства были Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, верховный муфтий, председатель Центрального духовного управления мусульман России Талгат Таджуддин, муфтий председатель совета муфтиев России Равиль Гайнутдин, председатель Координационного совета мусульман Северного Кавказа Исма-ил Бердиев, главный раввин, председатель Федерации еврейских общин России Берл Ла-зар, глава Буддийской традиционной сангхи России Пандито Хамбо Лама Д.Б. Аюшеев.
К принятию решения о сотрудничестве Вооруженных Сил с религиозными организациями побуждала и реальная обстановка в стране и ее Вооруженных Силах. Смена общественно-политического строя, образовавшийся идеологический вакуум отразились на всех институтах российского государства. В российском обществе начался процесс поиска национальной идеи и самоидентификации, переосмысления духовного наследия. В русле этой тенденции новая государственно-патриотическая идеология стала видеться в возврате к религиозным православным традициям. В результате, на смену отношения к религии и церкви как пережиточным явлениям пришло отношение как к феномену культуры, важному общественному институту, призванному сыграть особую идеологическую роль в государстве. Снятие идеологических ограничений в конечном счете привело к усилению позиций всех традиционных конфессий и прежде всего Русской Православной церкви в государстве.
Изменение религиозной ситуации в стране привело к расцвету религиозных учреждений, росту их влияния во всех сферах общества, а также и росту числа верующих всех конфессий. Так, например, за период с 1991 по 2006 год число атеистов в России уменьшилось наполовину, в то время как количество верующих (православных по преимуществу) увеличилось с 34% в 1991 г. до 62% в 2005 г. [5]. Рост числа верующих в стране привел к изменению религиозной ситуации в армии и на флоте. Если в начале 80-х годов прошлого столетия считалось, что верующие в армии составляют менее одного процента от численности личного состава, то сегодня более 70% военнослужащих армии и флота считают себя верующими. Из них около 80% верующих относят себя к православным, около 13% к - мусульманам, около 3% - к буддистам, 4% - к приверженцам иных вероисповеданий [4].
Вторым фактором, повлиявшим на решение введения института военного духовенства, явилось состояние воспитательной работы с личным составом армии и флота. Ликвидация института заместителей командиров частей и подразделений по политической части и последующая кадровая путаница с заместителями (помощниками) командиров по воспитательной работе, ликвидацией должностей пропагандистов, начальников клубов и т.д. привели к разрушению воспитательной системы в армии и на флоте и, как следствие, к росту происшествий и преступлений, уклонениям от службы и другим негативным явлениям. Как отмечал начальник Главного управления по работе с личным составом Вооруженных Сил РФ: «Имеют место случаи совершения военнослужащими противоправных действий в составе организованных групп, связанных с попытками неповиновения и применения насилия в отношении командиров и начальников. Не изжиты
факты коррупции, хищений, мошенничества и вымогательства. Часто бывает так, что должностные лица пытаются скрывать правонарушения, чтобы создать видимость благополучия. Все перечисленные нарушения и преступления, если их оценивать в более привычных для верующих категориях, - это проявление человеческой греховности и следовательно предмет особого внимания священнослужителей» [12, с. 15]. Как видно из этого высказывания руководителя воспитательных структур российских Вооруженных Сил, именно религиозные организации, имеющие многовековой опыт воспитательной работы, в том числе и в армии и на флоте, представлялись панацеей от накопившихся проблем в области воспитания личного состава.
Положительное отношение к росту числа верующих в армии и на флоте подкреплялось результатами социологических исследований. По мнению командного состава, рост числа верующих способствует успешному выполнению личным составом стоящих перед ним задач. Больше половины офицеров (58%) уверены, что религиозность военнослужащего положительно влияет на освоение и выполнение им своих функциональных обязанностей. 78% офицеров считают, что в боевой обстановке религиозность военнослужащих усиливается и служит противовесом возросшему чувству страха. Большинство из них отмечают, что у верующих военные профессионально-психологические качества развиты лучше, чем у неверующих, в среднем на 15-20%. Верующие военнослужащие отличаются от неверующих большей чуткостью, доброжелательностью, честностью. Одинаково или с минимальными отличиями эксперты оценили развитость у тех и других решительности, требовательности, храбрости [3].
Рост числа верующих в армии и на флоте, их право на удовлетворение своих религиозных потребностей, закрепленных Конституцией РФ, Федеральными законами «О свободе совести и о религиозных объединениях», «О статусе военнослужащих», «О воинской обязанности и военной службе» закономерно привели к необходимости обеспечить им возможность в реализации своих прав. В условиях ограничения прав и свобод, связанных с военной службой, решение проблем удовлетворения законных прав верующих военнослужащих, создание для них бесконфликтных условий службы стало предметом поиска со стороны органов военного управления и религиозных организаций. Первое направление решения этой проблемы лежит в области права. Нынешнее законодательство лишь декларирует право военнослужащих на свободу совести, но не детализирует порядок его реализации, не определяет права и обязанности верующих военнослужащих и соответствующих командиров и начальников. Как справедливо отмечает главный редактор журнала «Религия и право» профессор А.В. Пчелинцев, в этом вопросе «.. .действующая нормативно-правовая база ... существенно отстает от реальных потребностей сегодняшнего дня и не выдерживает критики. Введение института военного духовенства в современных Вооруженных силах не противоречит основам конституционного строя Российской Федерации и принципу светскости государства, закрепленному в ст. 14 Конституции Российской Федерации. Однако законодательство в данной области общественных отношений существенно отстает от реальных потребностей сегодняшнего дня. В частности, нуждаются в серьезной корректировке положения ст. 8 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и положения ст. 4, 6 и 16 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» [11, с. 223-260].
Второй путь - это использование исторического опыта дореволюционной России, где со времен Петра I в армии и на флоте действовали особые лица духовного звания -военные священники. Именно по этому пути и пошло руководство страны. В Главном управлении по работе с личным составом ВС РФ создано Управление по работе с веру-
ющими военнослужащими. В военных округах созданы отделы по работе с верующими военнослужащими, а в воинских частях введена должность помощника командира по работе с верующими военнослужащими. Посредником между низовым звеном и отделом является благочинный, назначаемый из наиболее опытных и авторитетных священнослужителей.
Должностные лица по работе с верующими военнослужащими подбираются из профессионально подготовленных специалистов, обладающих необходимыми знаниями и умениями, позволяющими им эффективно планировать, организовывать и проводить работу по укреплению духовно-нравственных основ военнослужащих. Все они должны быть гражданами Российской Федерации, не иметь двойного гражданства и судимости, иметь положительные рекомендации от соответствующего религиозного объединения и иметь положительное заключение медицинской комиссии. При назначении на руководящую должность лица по работе с верующими военнослужащими должны иметь опыт работы в соответствующем религиозном объединении не менее пяти лет. Более или менее просто был решен вопрос о том, представители какой конфессии имеют право назначаться на вновь введенную должность. В Главном управлении по работе с личным составом разъяснили, что на эту должность назначаются священнослужители той религии, которую исповедуют более 10% от всех верующих военнослужащих части [2].
Рост числа верующих и введение института военных священников породили целый ряд проблем и противоречий, не разрешенных до настоящего времени. Во-первых, наблюдается половинчатость и непоследовательность в решении вопроса о внедрении в армию и на флот помощников по работе с верующими военнослужащими. С 2009 года по настоящее время на 240 вакансий принято по трудовому контракту всего лишь 64 священника (в 2012 году только 1 человек). Такое отношение Министерства обороны к выполнению Указа Президента РФ не может не вызывать недоумения. Не случайно, председатель Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями протоиерей Д. Смирнов, выступая на заседании общественной палаты 12 декабря 2012 г., призвал участников слушаний задуматься над вопросом, какова конечная цель введения в Вооруженных Силах института военного духовенства: практическая реализация права верующих военнослужащих на свободу вероисповедания или формальное исполнение соответствующего решения президента, что называется, «для отчетности». В последнем случае надо просто назначить двадцать православных священников, несколько имамов и периодически показывать их по телевизору. «Если же мы действительно хотим принести духовную пользу армии, необходимо действовать иначе. Необходимо обеспечить процессу формирования института военного духовенства режим наибольшего благоприятствования, понять, что это важная государственная задача, создать возможности для работы священника в армии», — сказал он. По словам отца Д. Смирнова, только в этом случае, по прошествии определенного времени, мы увидим реальную пользу от присутствия духовенства в армии, которая может, в частности, выражаться в сокращении случаев суицида, проявления неуставных отношений, воровства, самострелов и т.д. «Не нужно делать картинку для Парижской выставки. Необходимо отбросить демагогию в этом вопросе. Это должен быть абсолютно прагматический подход», - сказал протоиерей. Отец Димитрий также подчеркнул, что одна из главных задач военного священника - создание у военнослужащих мотивации для исполнения воинского долга [9].
Во-вторых, возникло противоречие между новой религиозной ситуацией в армии и отсутствием в содержании воспитательной работы с личным составом корректив,
учитывающих эту новую ситуацию. Исследование религиозной обстановки в военной организации страны показывает, что новая религиозная ситуация принесла с собой в воинские коллективы Вооруженных Сил целый комплекс новых отношений, вызвавших в свою очередь появление ряда социально-политических проблем, к появлению которых современная армия оказалась не готова. К числу таких проблем, например, относятся:
- проблема взаимоотношений между неверующими и верующими военнослужащими, число и самоуважение которых значительно выросло;
- проблема взаимоотношений между командиром воинского подразделения и религиозными группами в этом подразделении:
- проблема взаимоотношений между различными религиозными группами внутри воинских коллективов.
Здесь следует отметить, что религиозная ксенофобия в военной среде может иметь пагубные последствия. Военно-социологические исследования, проведенные в июле 2004 года, по всеармейской выборке показали неприязненное отношение военнослужащих к представителям иных религий и мировоззрений, этносов и национальностей. Так, неприязненное отношение к мусульманам высказали 22% респондентов, к атеистам
- 9,6%, а к «сектантам» - около половины всех опрошенных (48,3%). Наиболее высокая степень неприязни отмечается в отношении чеченцев (38,4%), дагестанцев (32,3%), «кавказцев» в целом - 26,4% [7]. Религиозные различия при определенных условиях могут стать поводом для возникновения разобщенности и даже конфронтации групп верующих в армии и на флоте. Ставя задачи военным священникам, начальник Главного управления по работе с личным составом ВС РФ отметил: «Проявлений межрелигиозной розни в войсках до сего времени не было выявлено, но и этому вопросу также надо уделять внимание» [16].
В-третьих, серьезным противоречием является неготовность военных священников, при наличии желания, с сознанием дела вести свою пастырскую деятельность в войсках. Это обусловлено слабой разработанностью проблемы воспитания верующих военнослужащих в частях и подразделениях, отсутствием четкого понимания организационной структуры, содержания, форм и методов деятельности офицеров, военных священников, которые согласовывались бы с действующим законодательством РФ, военно-педагогической теорией и практикой. В настоящее время часть священников считает, что их задачей является духовное «окормление» верующих воинов, другие считают главной задачей борьбу с негативными явлениями (дедовщина, суициды и т.д.), третьи
- духовно-нравственное воспитание всех категорий военнослужащих. Не ясны роли всех государственных и военных структур в воспитательной работе с верующими воинами. Не решают проблему и « Методические рекомендации для офицеров воспитательных структур при работе с верующими военнослужащими», разработанные Главным управлением по работе с личным составом ВС РФ: из всего содержания лишь 1/10 часть носит методический характер, да и то достаточно поверхностный. Так, раздел под названием «Некоторые особенности воспитательной работы с верующими военнослужащими» подразумевает лишь «некоторые особенности» и содержит всего лишь пять абзацев [8].
Подготовка военных священников по линии РПЦ также не лишена серьезных недостатков, а их переподготовка до недавнего времени осуществлялась в военно-учебном заведении не военно-гуманитарного профиля, при отсутствии соответствующего научного потенциала и учебно-методической базы. Неготовность военного духовенства к воспитательной работе с верующими в войсках связана также с незнанием специфики военной службы, с отсутствием практического опыта работы с военнослужащими и отсутствием
методической базы этой работы. «В ближайшем будущем, - отметил начальник Управления по работе с верующими военнослужащими Главного управления по работе с личным составом ВС РФ Б.М. Лукичев, - планируется организовать курсы повышения квалификации на базе одного из военных вузов... В процессе обучения слушатели ознакомятся с историей и современным состоянием государственного и военного строительства, ходом военной реформы, законодательными основами военной службы, штатной структурой российских Вооруженных Сил, спецификой армейской жизни» [13].
Разработка педагогических подходов в воспитании верующих военнослужащих, методических материалов также находится в зачаточном состоянии. Основная масса диссертационных исследований посвящена историческому аспекту взаимоотношений армии и религии и лишь незначительное количество диссертаций касаются отдельных сторон и направлений работы с верующими военнослужащими.
В-четвертых, существенным противоречием, которое порождено новой религиозной ситуацией в Вооруженных Силах, является противоречие между новыми требованиями, которые предъявляет эта религиозная обстановка в воинских коллективах к знаниям офицеров в сфере религии и отсутствием таковых у большинства офицеров на сегодняшний день. Большинство из них не знает основ вероучения той или иной религиозной конфессии, ее культа, особенностей психологии ее сторонников, требований, которые предъявляет религия к верующим военнослужащим в отношении воинской службы. В то же время, сложные процессы модернизации российского общества вызывают неподдельный интерес у военнослужащих, среди которых немаловажное место занимает религия. Следовательно, устранение религиозной безграмотности офицеров можно назвать важным условием успешного управления воинскими коллективами, решения ими поставленных задач. «Еще одна нерешенная проблема - и пока по-настоящему и нерешаемая -отношение командиров к присутствию священников в армии. Многие командиры - люди верующие, но и такие порой не готовы взаимодействовать со священнослужителями» [6]. Вполне понятно, что в современных условиях военный руководитель обязан обладать определенным объемом религиоведческих знаний. Их отсутствие может привести к невольному оскорблению как религиозных чувств верующих подчиненных, так и мировоззренческих принципов военнослужащих, не разделяющих религиозных убеждений. Анализ современной теории и практики подготовки офицерских кадров по работе с верующими военнослужащими в российской военной школе свидетельствует о некоторых положительных результатах в этом направлении [15].
В-пятых, возникли проблемы и организационного характера. Отсутствие в распорядке дня времени для работы с верующими военнослужащими - одна из главных проблем в деятельности помощников командиров частей по работе с верующими военнослужащими. Трудность решения этой проблемы заключается в том, что подразделения состоят не только из одних верующих. Возникает вопрос, а чем будут заниматься в это время неверующие? «Эксперты считают, что недопустимо возникновение таких ситуаций, когда с одной категорией военнослужащих будет заниматься священнослужитель, а другие не будут заняты мероприятиями по работе с личным составом» [10, с. 128]. В настоящее время просматривается пока еще и низкая вовлеченность помощников командиров частей по работе с верующими в повседневную жизнь воинских частей (кораблей). Так, только половина действующих священников (48%) посещает совещания, проводимые командирами, 15% отметили, что бывают на таких мероприятиях по мере возникновения проблемных вопросов, 8% - если вызовет командование, а 18% не бывают на подобных совещаниях вообще [10, с. 130-131].
В-шестых, свободой вероисповедания в России воспользовались определенные силы в стране и за рубежом далеко в не благовидных целях. Наиболее сложная религиозная обстановка сложилась в районе Северного Кавказа. Как отмечает исследователь З.М. Абдулгазатов: «Активное участие в течение длительного времени (с 90-х годов XX в.) молодежи Дагестана в деятельности незаконных вооруженных формирований (НВФ) и других организованных преступных группировок, как проявление экстремистского поведения, позволяет говорить о наличии постоянно действующих факторов (в том числе религиозного), формирующих такую позицию» [1]. Эта проблема особенно стала актуальной с развитием процесса демократизации российского общества и его открытости, что привело к расцвету религиозных организаций и сект различного толка, проповедующих экстремистские или пацифистские взгляды, призывающих своих сторонников не принимать военную присягу и не брать в руки оружия. Позиции этих организаций значительно укрепились с появлением оружия массового поражения. Все это требует особого внимания к работе с верующими воинами.
Имеют место попытки проникновения зарубежных эмиссаров, представителей деструктивных сект на территорию военных гарнизонов и проведения пропаганды среди военнослужащих. В новой редакции Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 года отмечается: «Основными источниками угроз национальной безопасности в сфере государственной и общественной безопасности являются ... экстремистская деятельность националистических и религиозных, этнических и иных организаций и структур, направленная на нарушение единства и территориальной целостности Российской Федерации, дестабилизацию внутриполитической и социальной ситуации в стране» [14].
В-седьмых, как показывает практика, военное духовенство пока еще не обладает в полной мере методикой оценки религиозной обстановки и определением ее влияния на выполнение задач, стоящих перед военнослужащими. Комплексная оценка религиозной обстановки, прежде всего, включает в себя оценку уровня религиозности военнослужащих и их духовно-нравственных качеств, а те же морально-психологическое состояние воинского коллектива. Кроме этого, требуется общая оценка религиозной ситуации в местах постоянной дислокации воинских частей и ее влияния на выполнение задач как в мирное, так и в военное время. Здесь важно получить сведения о религиозных объединениях, носящих деструктивный характер, их лидерах, численности объединения, направлениях деятельности, об отношении к Вооруженным Силам РФ, связях с зарубежьем, их полиграфических и технических возможностях и т.п.
Таким образом, первые шаги становления института помощников командиров по работе с верующими военнослужащими показывают, что работа военного духовенства гармонично вписывается в процесс формирования нового облика армии и флота, вносит свой особый вклад в развитие военной организации и повышение престижа военной профессии и социального статуса военнослужащего. Вместе с тем устранение целого ряда существующих противоречий, возникших в новой религиозной обстановке в войсках и с введением института военного духовенства, будет способствовать повышению эффективности его работы и в конечном счете укреплению боевой мощи российских Вооруженных Сил.
Библиографический список
1. Абдулгазатов З.М. О влиянии религиозного фактора на экстремистское поведение Дагестанской молодежи // Социологические исследования. - 2012. - № 1. - С. 106.
2. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: // http: // Blagovest-info.ru (дата обращения 9.12.2009).
3. Ильин Н. Социологическое исследование актуальности возрождения института военных священников в наше время [Электронный ресурс]. - Режим доступа: // http: // www. seminaria orthodox, ru/conf/ (дата обращения 29.12.2009).
4. Интерфакс-Религия. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: // http://interfax-religia. (дата обращения 9.12.2009)
5. Круглый стол «Религия в современном обществе» в РИА «Новости» 8 ноября 2006 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: // www.patriarchia.ruwww.rian.ru
6. Лукичев Б.М. Солдат нуждается в поддержке // Красная Звезда. - 2012, 3 февр.
7. Материалы социологических исследований «Религия 2004» // Военно-социологические исследования. - М.: МО РФ, 2004.
8. Методические рекомендации для офицеров воспитательных структур при работе с верующими военнослужащими [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// armyrus.ru (дата обращения: 12.12.2009).
9. Мурзин Е. Институт военного духовенства необходим [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// kapellan.ru/institut-voennogo-duxovenstva-neobxodim.html (дата обращения: 12.12.2012).
10. Певень Л.В. Особенности функционирования института военных священнослужителей на современном этапе строительства Вооруженных Сил Российской Федерации // Сборник материалов по работе с верующими военнослужащими Вооруженных Сил Российской Федерации. - М.: МО РФ, 2012. - С. 128.
11. Православная церковь при новом патриархе. - М.: РОССПЭН, 2011. - С. 223-260.
12. Сборник материалов по работе с верующими военнослужащими Вооруженных Сил Российской Федерации. - М., МО РФ, 2012. - С. 15.
13. Сотрудничество расширяется // Красная Звезда. - 2012, 3 февр.
14. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года: утв. Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. - № 537.
15. Шутько Д.В. Совершенствование подготовки курсантов военных вузов к воспитательной работе с верующими военнослужащими: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М.: ВУ, 2007.
16. Чварков С.В. Не «вместо», а вместе // Красная Звезда. - 2012, 3 февр.
О.И. Максимкина
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ КОММУНИКАЦИИ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Аннотация: в статье рассматривается проблема форм представления знания в учебной коммуникации в дошкольном образовательном учреждении. Автор дает определение понятия «учебное общение с дошкольником», рассматривает виды понятий, актуальных в предучебной коммуникации, характеризует виды высказываний педагога, в которых формулируются определения преднаучных понятий, характеризующих представления дошкольников об окружающем мире.
Ключевые слова: учебная коммуникация, учебное общение с дошкольником, встречный текст.
В период дошкольного детства в развитии ребенка огромную роль играет значимый взрослый (родитель, педагог). Его способность развивать потенциал каждого вос-
© Максимкина О.И., 2013