Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 19 (157). Экономика. Вып. 21. С. 60-61.
Л. П. Шушарин
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО РЕГИОНАЛЬНОГО РЫНКА ТРУДА
Проведен критический анализ рынка труда на территории Челябинской области. Выявлено несоответствие предлагаемой рабочей силы востребованным рабочим местам. Предложены основные меры по повышению эффективности рынка труда на региональном и федеральном уровне.
Ключевые слова: рынок труда, рабочая сила, регион.
В условиях рыночных отношений безработица стала реальным фактором нашего бытия как следствие формирования новых социальноэкономических отношений.
Но с изменением экономической ситуации в стране и регионе меняются и качественные характеристики безработицы. Одни приоритетные проблемы сменяются другими.
Если на рубеже 2004-2005 гг. уровень общей безработицы составлял 7,9 %, регистрируемой — 2,5 %, на одну вакансию в службе занятости населения претендовали в среднем 4,3 чел. ищущих работу граждан, то сегодня эти показатели составляют соответственно 5,0 и 1,3 %, а на одну вакансию претендуют в среднем всего 0,6 чел.
Таким образом, исходя из этих средних по области показателей можно сделать вывод о том, рынок труда области в считанные годы превратился из трудоизбыточного в трудодефицитный.
Что же касается отдельных территорий, то в ряде из них эти перемены еще более разительны. Сегодня, например, в Челябинске на 18 194 вакансии претендуют всего 3387 чел., в Магнитогорске на 5484 вакансии — 1500 чел., в Кыштыме соответственно 772 и 226, в Увельском районе — 324 и 149.
В этих и многих других территориях области ощущается острейшая нехватка кадров, особенно рабочих и специалистов высокой квалификации.
Вакансии, заявленные работодателями, более чем на 80 % составляют квалифицированные рабочие кадры: на 1 июля 2007 г. из 38 517 вакансий около 5000 — это вакансии токарей, фрезеровщиков, электрослесарей, монтажников, плотников, штукатуров-маляров, слесарей-ремонтников, водителей транспортных средств и др., а желающих занять эти места — вдвое меньше.
Одновременно с этим имеются только 318 вакансий бухгалтеров, экономистов, юрисконсультов, на которые претендуют 1672 чел.
В то же время из 24 312 безработных, состоящих на учете в центрах занятости населения области, 2613 чел. (10,7 %) являются представителями трех «профессий»: подсобные рабочие, сторожа и уборщики производственных помещений.
Очевидно явное несоответствие предлагаемой рабочей силы востребованным рабочим местам по ряду профессий. В одном случае (по рабочим профессиям) постоянно ощущается недостаток предложения рабочей силы, в другом (служащие) — явное перепроизводство. Причем статистика свидетельствует, что это несоответствие почти не сокращается.
С другой стороны, по-прежнему уровень регистрируемой безработицы значительно выше среднеобластного в Нязепетровском районе — 12,6 %, Кусинском — 10,3 %, Октябрьском — 9,7 %, а численность незанятых граждан в разы превышает общее количество вакансий, не говоря о структурном несоответствии одних другим.
Таким образом, для рынка труда области сегодня характерны:
— во-первых, несоответствие спроса и предложения рабочей силы в профессиональном, квалификационном и территориальном разрезе;
— во-вторых, сохраняющаяся (практически не сокращающаяся) неравномерность напряженности на рынке труда области;
— в-третьих, нарастающий дефицит рабочих кадров высокой квалификации.
Причины этого в следующем:
— демографическая «яма», нехватка в целом трудовых ресурсов в области: по состоянию на 1 сентября 2007 г. на 42 108 заявленных в службу занятости вакансий приходится 27 609 ищущих работу граждан;
— одновременно с этим — высокие темпы роста экономики и образования новых рабочих мест (29 тыс. рабочих мест за один год). При этом рабочие места в большей части создаются в уже трудодефицитных территориях:
Челябинске — 9,5 тыс., Магнитогорске — 3,5 тыс., Кыштыме — 407 мест и т. д.;
— слабо регулируются процессы изменения структуры подготовки кадров в системе профессионального образования области, как по профессиям, так и по уровням образования. Если еще в 2000 г. более половины выпускников обучалось в учреждениях начального профессионального образования (УНПО), приобретая рабочие профессии, то с 2001 г. начался рост доли выпускников ссузов и вузов. В 2006 г. выпускники вузов составили около 33 % от общего выпуска, в ссузах обучалось более 30 % всех выпускников, а численность выпускников УНПО сократилась до 37 %;
— непривлекательность рабочих мест по массовым профессиям (низкая зарплата, отсутствие социального пакета, неудовлетворительные условия труда и т. д.).
В области проводится определенная работа по изменению сложившейся ситуации. Однако результаты ее пока мало ощутимы: рассогласование спроса и предложения рабочей силы продолжает усиливаться; всё больше отраслей реальной экономики испытывают кадровый голод, особенно в кадрах высокой квалификации.
Очевидно, необходимы более кардинальные меры и скоординированные действия со стороны всех заинтересованных структур: органов власти, работодателей, службы занятости, образования и общественных организаций. В противном случае вновь создаваемые в соответствии с планами социально-экономического развития области рабочие места просто останутся незанятыми.
В связи с этим необходимы следующие меры.
На федеральном уровне:
— разработать меры правового регулирования и стимулирования работодателей по созданию необходимых условий труда для работников массовых профессий (достойная заработная
плата, социальная защищенность работников и т. д.);
— в существенных изменениях нуждается закон о занятости. Действующая редакция закона не определяет полномочий и обязательств субъекта в части финансирования мероприятий по обеспечению занятости населения, работодателей — в самообеспечении рабочей силой, участия в решении важной социальной задачи содействия занятости категорий населения, испытывающих трудности в трудоустройстве, крайне слабо стимулирует население к активной трудовой деятельности.
На областном уровне:
— ввести государственное регулирование движения кадров либо принятием областной целевой программы, либо введением специального раздела в плане социально-экономического развития области;
— возродить областную целевую программу по профессиональной ориентации, подготовки к жизни и труду молодежи;
— активизировать работу по привлечению и использованию в области иностранной рабочей силы.
Принятие этих мер позволит:
— привлечь молодежь и квалифицированные кадры рабочих в массовое производство;
— скоординировать усилия всех заинтересованных сторон, интегрировать интересы работодателей, учреждений профессионального образования, службы занятости, выпускников учреждений профессионального образования в вопросах их подготовки и эффективной занятости;
— обеспечить на научной основе прогнозирование спроса и предложения на рынке труда и рынке образовательных услуг;
— повысить качество трудовых ресурсов;
— более эффективно использовать в этих целях финансовые, материальные, трудовые ресурсы.