УДК 334.735
Т.А. ЦЕРФУС
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО РАЗВИТИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ РОССИИ*
Ключевые слова: потребительская кооперация, направления развития.
Раскрыты основные направления развития потребительской кооперации на основе анализа деятельности системы Центросоюза РФ за последние 10 лет.
T.A. CERFUS
TOPICAL PROBLEMS OF THE MODERN DEVELOPMENT OF CONSUMER COOPERATIVES OF RUSSIA Key words: consumer cooperation, developmental trend.
The basic directions of co-operative society consumers' development on the basis of the analysis of activity of Tsentrsojuza system for the last 10 years are considered.
В связи с вхождением России в ВТО она неизбежно вступает в международную конкуренцию, означающую борьбу за лидерство на мировом рынке. Конкурентная борьба на внешних рынках с их культурными, социальными, демографическими и рыночными различиями предъявляет гораздо более высокие требования к разработке стратегии компании, чем конкурентная борьба на внутреннем рынке. Следовательно, независимо от мотивов, которыми руководствуется компания при расширении своей деятельности за пределы внутренних рынков, она должна адаптировать свою конкурентную стратегию к ситуации на внешних рынках. Потребительская кооперация РФ также нуждается в ревизии сложившихся устоев в своей деятельности и скорейшем решении ряда узловых проблем. Анализ деятельности системы Центросоюза Рф (далее по тексту ЦС РФ) за последние 10 лет позволил сформулировать некоторые проблемные аспекты в ее деятельности:
1. Провести модернизацию, технически перевооружить систему ЦС РФ и значительно обновить МТБ. Поскольку перевод системы на новую технологическую базу требует огромных затрат капитала, необходимо накопление значительных инвестиционных ресурсов1 [2], причем процесс накопления должен продолжаться таким темпом, чтобы его кривая шла выше, чем кривая текущего инвестирования, и концентрация капитала осуществлялась в рамках мощных специализированных центров, созданных высшей администрацией системы ЦС РФ. Система должна продумать возможность сохранения значительных инвестиционных ресурсов, необходимых для радикального обновления основных капитальных благ. Важным источником для накопления таких ресурсов служит сокращение инвестиций в эти блага после определенного насыщения потребности в них.
Речь идет о таком источнике ресурсов, как сокращение инвестиций в старые технологии, о предотвращении распыления ограниченных ресурсов по многим направлениям, что не дает реализовать эффект масштаба. Система ЦС РФ может взять на себя временные функции регулирования (по договоренности с региональными потребсоюзами) объемов инвестиций, объемов экспорта, а также функции по изучению конъюнктуры внешних рынков и разработке рекомендаций, куда лучше экспортировать.
Современная волна технологического уклада (волна развития - по Глазьеву), связанная с нанотехнологиями, предполагает новый уровень развития АПК, и, как следствие, необходимы новые формы взаимодействия с этой систе-
* Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ (проект № 12-02-00387).
1 Накопление значительных инвестиционных ресурсов Н.Д. Кондратьев выделяет в качестве первой предпосылки обновления и расширения основных капитальных благ.
мой и выявление на этой основе новых потенциальных точек развития. Не отпускать «от себя».
2. Определить стратегические конкурентные позиции региональных потребительских союзов исходя из оценки социально-экономического потенциала. Разработать и принять большое число стандартов в области деятельности.
3. Предложить новые формы государственной поддержки системы и современные (обоснованные) меры ее защиты.
4. Участвовать в формировании инновационного климата региона, обосновании регионального кластера и определении места системы потребительской кооперации в нем. Важно вписываться в региональный вектор развития, а не идти против него.
5. Усилить работу с местными органами власти в рамках целевых комплексных программ развития региона, поскольку развитие потребительских союзов не обусловливается уровнем экономического развития регионов, так как они самодостаточные, самофинансируемые организации, функционирующие на принципах автономии и независимости. Следствием этого является то, что в некоторых депрессивных регионах потребительская кооперация развивается устойчиво, а в промышленно развитых регионах - слабее.
6. Систему характеризует относительно однообразное разделение производственно-хозяйственных функций в масштабах страны, а также отсутствие навыков ведения бизнеса по рыночным правилам, несовершенная инфраструктура, недостаточная информационная поддержка. В условиях глобализации экономики обостряется необходимость диверсификации видов деятельности системы. Основным видом диверсификации, которая в настоящее время активно реализуется в системе потребительской кооперации, и в этом также заключается ее особенность, является конгломератная или несвязанная диверсификация, которая характеризуется присоединением новых отраслей и видов деятельности, имеющих высокую рентабельность. Она может рассматривается как способ сохранения и поддержания конкурентоспособности организаций и одно из условий более успешной реализации социальной миссии и социальной ответственности кооперативов. В последнее время конгломератная диверсификация выражается и в развитии малых производств, которые легко вписываются в экономические кооперативные ниши, а также в присоединении других конгломератных отраслей и направлений деятельности: туризма, сельского хозяйства, гостиничного бизнеса, строительства, охотопромысла, вылова и переработки рыбы и др.
7. Диверсификация как наиболее эффективный путь развития экономики потребительской кооперации в современных условиях не исключает, а, наоборот, предполагает интеграцию диверсифицированных предприятий и создание интегрированных комплексов, в рамках которых объединены предприятия разных отраслей деятельности, результатом которого становится синергетический эффект, распространяющийся не только на хозяйственную, но и на социальную деятельность системы.
Практическая реализация данного направления выразится, в частности, в создании интегрированных заготовительно-производственно-торговых комплексов общественного питания, оптово-розничных объединений, а также такого нового для потребительской кооперации ряда регионов формата, как уполномоченные торговые предприятия, выполняющие функции закупок, хранения потребительских товаров и товаров-заготовок с целью их накопления в сезон закупок и реализации в период наиболее высоких цен в интересах сдатчиков-пайщиков.
8. Особо корректного подхода требует оценка обоснования необходимости в ряде случаев новой типологии потребительских союзов, позволяющей разработать концептуальные подходы к развитию кооперации депрессивных или экономически развитых регионов.
9. Разработать методологические подходы к определению оптимального социально диверсифицированного объема деятельности организаций потребительской кооперации.
10. Отработать современные критерии установления рейтинга эффективности кооперативной организации. Сформировать адаптированную методику потенциала многомерного объекта к установлению рейтинга кооперативной организации.
11. Усилить концепцию развития системы ЦС на региональном уровне, имеющую на сегодняшний день традиционное содержание.
12. Провести типологию организаций потребительской кооперации для рабочих целей и принятия решений об инвестициях в их развитие.
Потребительская кооперация России в настоящее время структурно неоднородна: параллельно существуют мелкие и крупные кооперативы, потребительские общества второго и третьего уровня, иные юридические лица, предприятия, хозяйственные единицы. Целенаправленная стратегия организационного развития есть и реализуется лишь в отдельных потребсоюзах. В большинстве регионов преобладают консерватизм и приспособление к текущим изменениям налогового законодательства. Это зачастую приводит к структурным несоответствиям, распылению ресурсов, угрозам потери кооперативной собственности.
13. Выявить и методически обосновать степень соответствия инновационного потенциала системы основным параметрам своего развития.
Отработать комплексную методику определения эффективности использования инновационного потенциала предприятий кооперативного сектора.
14. Сформировать целостную конкурентную стратегию предприятий кооперативного сектора.
15. Развивать собственную фундаментальную науку, пусть даже по более узкому фронту исследований, чем располагающие большими ресурсами организации. Наличие такой науки необходимо для восприятия чужих открытий, накапливания собственных заделов в соответствующих областях знаний, создания кадрового потенциала прикладных исследований и разработок. Все это благоприятствует созданию насыщенной методической среды и комбинированию зарубежных и отечественных открытий, может иметь критическое значение для коммерциализации последних, придания им уникальных качеств. Наличие собственных результатов в сфере исследовательских разработок открывает перспективу реальной технологической кооперации с зарубежными компаниями, вплоть до совместной коммерциализации принадлежащих разным сторонам, но взаимодополняющих открытий.
16. Условия постиндустриального развития требуют вовлечения в творческую активность все более широких слоев работников самой системы, а также, возможно, жителей обслуживаемой территории. Стандартные решения не подходят, когда необходимо реагирование на индивидуализированные запросы большинства потребителей, а то и стимулирование таких запросов. Влияние качества человеческого капитала на инновационную активность предприятий получает определенное подтверждение в статистических исследованиях [1].
Массовое внутреннее потребление товаров длительного пользования становится принципиальным звеном воспроизводственного контура экономики, обеспечивающим ее устойчивое развитие2.
2 Традиционный подход, когда это накопление происходит за счет урезания доходов большинства населения, снижения расходов в социальной сфере, ведет к сокращению внутреннего спроса, что угрожает устойчивости процесса модернизации, делает ее заложницей внешнеэкономической конъюнктуры. В конце ХХ - начале ХХ1 вв. появился ряд работ, доказывающих, что чрезмерное неравенство доходов тормозит экономический рост.
17. Специализироваться на тех видах деятельности, которые утратили привлекательность для лидеров мировой экономики. Восстановливать связи со странами СНГ, создавать общие научные и производственные проекты и программы в рамках общего научно-технологического пространства госу-дарств-участников СНГ (1996 г.). Реальными факторами такого взаимовыгодного сотрудничества являются: связи в сфере генерации знаний (общность и взаимодополняемость научных школ, исследовательских организаций); связи в сфере инновационной инфраструктуры, включая финансовое обеспечение.
От реализации потенциала интеграции НИС в рамках СНГ во многом зависят его перспективы. Или СНГ станет катализатором перехода стран-участниц на инновационный путь развития, или в повестке дня окажется поиск других партнеров в ускорении экономического развития. Интеграция в рамках таможенного союза обретает стратегический смысл, когда помогает новым и модернизированным производствам повысить свою конкурентоспособность через реализацию эффекта масштаба производства за счет сбыта на расширенном до границ этого союза рынке. Тем самым усиливаются позиции и на внешних относительно таможенного союза рынках.
Литература
1. Варшавский Л.Е. Исследование влияния качества человеческого капитала на инновационную активность // Инновационная ориентация российских экономических институтов / под ред. В.Е. Дементьева. М.: ЛИБРОКОМ, 2009.
2. Кондратьев НД, Яковец Ю.В., Абалкин Л.И. Большие циклы экономической конъюнктуры // Большие циклы конъюнктуры и теория предвидения: избр. тр. М.: Экономика, 2002. С. 390-391.
ЦЕРФУС ТАТЬЯНА АЛЕКСАНДРОВНА - соискатель ученой степени кандидата экономических наук, Чебоксарский кооперативный институт, Россия, Чебоксары ([email protected]).
CERFUS TATYANA ALEKSANDROVNA - a competitor of scientific degree of Economic Sciences candidate, Cheboksary Cooperative Institute, Russia, Cheboksary.
УДК 336.221
Е.Н. ЧЕКУЛАЕВА
ВЫЯВЛЕНИЕ И ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ НАЛОГОВЫХ РИСКОВ В ОРГАНИЗАЦИЯХ
Ключевые слова: налоговый риск, этапы выявления налоговых рисков, чистый риск, спекулятивный риск, меры предотвращения налоговых рисков.
Рассмотрены этапы выявления и предотвращения налоговых рисков в организациях. Отражены понятие налогового риска, виды рисков в организациях, пути их выявления, а также предложены основные меры предотвращения налоговых рисков.
E.N. CHEKULAEVA
IDENTIFICATION AND PREVENTION OF TAX RISKS IN THE ORGANIZATIONS Key words: tax risk, stages of identification of tax risks, pure risk, speculative risk, measures of prevention of tax risks.
In article stages of identification and prevention of tax risks in the organizations are considered. The concept of tax risk, types of risks of the organizations, ways of their identification are reflected, and also the main measures of prevention of tax risks are offered.
Финансово-хозяйственная деятельность организаций сопряжена с многочисленными рисками, управление которыми является важным фактором повышения и поддержания стабильности финансового положения организаций. Одной из значимых групп рисков являются налоговые, поскольку с налогообложением связаны все сферы финансовой деятельности организаций. Высокая акту-