Научная статья на тему 'Актуальные проблемы современного фортепианного образования в Китае'

Актуальные проблемы современного фортепианного образования в Китае Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
309
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРТЕПИАННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭКСТЕНСИВНОЕ И ИНТЕНСИВНОЕ РАЗВИТИЕ / НЕРАВЕНСТВО В ОБУЧЕНИИ / НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / PIANO EDUCATION / EXTENSIVE AND INTENSIVE DEVELOPMENT / INEQUALITY IN EDUCATION / RESEARCH AND DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — И Дин

Статья представляет собой изложение взглядов автора на современное состояние китайской фортепианной педагогики. Автор останавливается на узловых вопросах, касающихся ситуации с педагогическими кадрами. Речь идет о противоречиях между количественным ростом и невозможностью качественного обеспечения многомиллионной армии китайских пианистов, о социальном неравенстве в плане получения качественного образования, связанного с высокой оплатой за обучение, об отставании китайской науки в фортепианном искусстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTUAL PROBLEMS OF MODERN PIANO EDUCATION IN CHINA

The article is a summary of the author's views on the current ssituation of the Chinese piano pedagogy. The author dwells on the key issues relating to the situation of teaching staff. Talking about the contradictions between the quantitative growth and qualitative inability to provide many millions of Chinese pianists, about of social inequality in terms of quality education because of the need tuition fees, which are not able to carry out most of the applicants, the backwardness of Chinese science in the art of the piano playing.

Текст научной работы на тему «Актуальные проблемы современного фортепианного образования в Китае»

REFERENCES

1. Azimov E. G., Schukin A. N. Slovar metodicheskih terminov (teoriya i praktika prepodavaniya yazyikov). SPb.: Zlatoust, 1999. 472 s.

2. Moskovkin L. V. Teoreticheskie osnovyi vyibora optimalnogo metoda obucheniya (russkiy yazyik kak in-ostrannyiy, nachalnyiy etap). SPb.: SMIO Press, 1999. 160 s.

3. PassovE. I. Metodika kak nauka buduschego. Kratkaya versiya novoy kontseptsii. SPb.: Zlatoust, 2015. 172 s.

4. Cpichko N. A. Proektirovanie effektivnoy obrazovatelnoy sredyi pri obuchenii angliyskomu yazyiku na 1 kurse pedagogicheskogo vuza: Grammaticheskiy aspekt, fakultet angliyskoy filologii: dis. ... kand. ped. nauk. M., 2006. 199 s.

5. Shevchuk N. M. Prosodiya frazyi v koreyskoy regionalnoy raznovidnosti angliyskogo yazyika: dis. ... kand. filol. nauk. Vladivostok, 2011. 202 s.

6. Schukin A. N. Metodika prepodavaniya russkogo yazyika kak inostrannogo: ucheb. posobie dlya vuzov. M.: Vyisshaya shkola, 2003. 334 s.

7. Test of Proficiency in Korean [Elektronnyiy resurs]. URL: https://en.wikipedia.org/wiki/Test_of_Proficiency_ in_Korean (data obrascheniya: 14.11.2017).

И Дин

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ФОРТЕПИАННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КИТАЕ

Статья представляет собой изложение взглядов автора на современное состояние китайской фортепианной педагогики. Автор останавливается на узловых вопросах, касающихся ситуации с педагогическими кадрами. Речь идет о противоречиях между количественным ростом и невозможностью качественного обеспечения многомиллионной армии китайских пианистов, о социальном неравенстве в плане получения качественного образования, связанного с высокой оплатой за обучение, об отставании китайской науки в фортепианном искусстве.

Ключевые слова: фортепианное образование, экстенсивное и интенсивное развитие, неравенство в обучении, научные исследования.

Yi Ding

ACTUAL PROBLEMS OF MODERN PIANO EDUCATION IN CHINA

The article is a summary of the author's views on the current ssituation of the Chinese piano pedagogy. The author dwells on the key issues relating to the situation of teaching staff. Talking about the contradictions between the quantitative growth and qualitative inability to provide many millions of Chinese pianists, about of social inequality in terms of quality education because of the need tuition fees, which are not able to carry out most of the applicants, the backwardness of Chinese science in the art of the piano playing.

Keywords: piano education, extensive and intensive development, inequality in education, research and development.

В течение более чем тридцати лет после введения политики реформ и открытости фортепианное образование в Китае прошло

через этапы восстановления и ускоренного развития, вплоть до сегодняшнего стремительного взлета. Успехи китайского пиа-

низма очевидны. Очевидны и проблемы, на современном этапе все более ощутимые. О них и пойдет речь в настоящей статье.

Проблемы эти носят разноуровневый характер и относятся ко многим сферам онтологии и гносеологии китайской фортепианной культуры.

Главная из них — замедление экстенсивного процесса развития фортепианного искусства и переход к росту интенсивному. За четверть века подготовлено более 10 млн профессиональных пианистов, имеющих дипломы о среднем и высшем специальном образовании. Однако профессиональный уровень большей части этих музыкантов не дает им возможности реализовать себя на поприще педагогики, а в лучшем случае вынуждает ограничиваться концертмейстерской работой или вести частные уроки с весьма малой степенью эффективности.

Если говорить о проблемах, касающихся повышения качества приема в вузы, то необходимо обратиться к истокам, к периоду, когда началась реализация политического курса «массового охвата народа образованием». После того как закончилась «культурная революция», в КНР в области высшего образования лет двадцать придерживались курса «умеренного роста, постоянного расширения» и заметных противоречий между спросом и предложением выпускников не наблюдалось. В 1999 году во время проведения Третьей национальной образовательной рабочей конференции был сформулирован план действий по развитию просвещения, что ознаменовало собой резкое увеличение приема в вузы. Масштабы высшего образования стремительно расширились, в короткие сроки элитарная модель сменилась моделью массовой подготовки кадров. Согласно данным, опубликованным Министерством образования, с 1998 по 2007 год показатель охвата высшим образованием увеличился с 9,8% до 23% выпускников средних школ,

число магистрантов выросло с 5,75 млн до 36,06 млн человек, количество докторантов — с 1,5 млн до 5,8 млн человек [6, с. 275].

В 2006 году заместитель министра образования У Циди во время «Рабочей конференции Министерства образования по углублению реформ образования в целях повышения качества преподавания» призвал придерживаться «надлежащего контроля амплитуды набора учащихся в вузы и повышения качества высшего образования», но призыв этот остался без фактической поддержки со стороны региональных властей До самых последних лет прием рос неуклонно, и лишь в 2014-2015 годах удалось снизить коэффициент набора при сохранении общего числа абитуриентов.

Новые тенденции в очень короткие сроки вызвали большие изменения в фортепианном образовании. Помимо немногочисленных консерваторий, где предъявляют особые требования к приему, все другие типы музыкальных учебных заведений, такие как школы искусств, музыкальные факультеты в колледжах, университетах, других вузах, а также частные музыкальные учреждения продолжают быстро расширять набор учащихся. Такое значительное увеличение набора учащихся имеет также и свои положительные стороны. Прежде всего, это возможность для получения фортепианного образования большим количеством студентов. С другой стороны, здесь также работает принцип, известный по китайской пословице «могучее войско должно пройти по узкому мостику». То есть студенты с плохой успеваемостью не смогут пройти «по узкому мостику» фортепианного образования, и им необходимо искать другие сферы, где они могли бы найти себе применение. Однако в связи с тем, что прием учащихся слишком велик, проблемы, связанные с этим, весьма серьезные, в основном они проявляются в следующих областях.

Нехватка квалифицированных кадров.

Объем учебной нагрузки в вузах по специальности «фортепиано» вырос за 10 лет вдвое. В результате индивидуальный способ занятий со студентами сменился коллективным. Один педагог занимается одновременно с двумя, тремя, а кое-где даже с четырьмя студентами. Педагогический уровень от такого рода занятий, само собой разумеется, страдает, но ничего иного пока в фортепианной педагогике не предвидится (что, кстати, является одной из важнейших причин постоянно растущего притока китайских студентов на фортепианные факультеты российских и других иностранных вузов, где большей частью все-таки придерживаются классического правила «один студент — один педагог»). Не подлежит сомнению, что из-за отсутствия образовательных ресурсов и снижения качества преподавания многие нынешние выпускники, имеющие степень магистра, находятся на весьма неудовлетворительном уровне профессиональных знаний и умений в сравнении с выпускниками прошлых лет, хотя формально обладают одним и тем же дипломом.

Неравенство в сфере получения образования.

Профессор У Сяоган, основываясь на данных своей статьи, доказал, что увеличение набора учащихся не позволяет добиться равенства в сфере образования, а наоборот, напрямую связано с растущей тенденцией влияния «социально-экономического статуса родителей» [5, с. 55]. Автор полагает, что в области фортепиан -ного образования такая тенденция является наиболее явной. Абитуриентам еще до поступления в высшие учебные заведения нужно в течение длительного времени учиться игре на фортепиано, а для этого необходимо купить инструмент, иметь для него соответствующее помещение, средства для оплаты обучения и т. д. То есть занятия музыкой — расходы, и немалые, которые немыслимы без определенного материального, социаль-

но-экономического статуса родителей как стартовой площадки для получения фортепианного образования.

Кроме того, с тех пор как началась реализация политического курса по увеличению набора учащихся, единый государственный вступительный экзамен в вузы больше не является единственным критерием для приема студентов. Многие обладающие посредственными профессиональными качествами абитуриенты, заплатив большие суммы за обучение, поступают и обучаются в вузах, то есть лучший семейный достаток дает преимущественное право при поступлении на учебу. Кроме того, поскольку проходные баллы для приема студентов гуманитарного направления несколько ниже проходных баллов единого государственного вступительного экзамена, то получается, что абитуриент с не очень хорошей успеваемостью «покупает» регистрацию на экзамен по набору студентов гуманитарного направления, а это уже гарантия для поступления. Как следствие, формируется смешанный по качеству контингент обучающихся, что не способствует повышению уровня преподавания.

Отставание в сфере теоретических исследований современного пианизма.

В целом в Китае за последние годы увеличилось число опубликованных научных статей, расширился диапазон исследований в разных жанрах теории и истории пианизма (своего рода демонстрация известного высказывания Мао Цзэдуна «пусть расцветают сто цветов, пусть соперничают сто школ»). Однако постепенно в этой области нарастают проблемы, которые необходимо тщательно обдумать.

С углублением реформы образования конкуренция среди вузов становится все более ожесточенной. Таким образом, для того чтобы сделать вуз более конкурентоспособным, необходимо не просто культивировать, а расширять поле научных исследований. Подавляющее большинство

учебных заведений требуют от педагогов выполнить в течение определенного времени установленные рабочие нормы по публикации статей, к тому же с этим тесно связана аттестация на соискание ученого звания. Учебные заведения обычно требуют от магистрантов и докторантов перед получением степени отчета о наличии определенного количества опубликованных статей. Таким образом, публикация статей для педагогов и докторантов становится массовым и всеобщим требованием. Это, вероятно, и объясняет тот факт, что, по данным Всеобщего каталога периодических изданий Китая, число исследований в области фортепианного искусства выросло с четырехсот в 2001 году до двух с половиной тысяч в 2015 году [8, с. 12].

Из-за жестких требований по аттестации ученых званий и требований к выпускникам вузов большая часть статей теряет в качестве из-за необходимости писать быстро и в немалом количестве. Некоторые «горе-исследователи» без стеснения присваивают или копируют труды своих коллег, а иные просто покупают «литературного раба», который пишет за них, а им остается лишь поставить свою подпись. В ходе своих исследований, читая различные статьи, подписанные разными именами, автор этих строк с удивлением обнаружила, что по содержанию эти материалы имеют поразительное сходство. В связи с этим необходимо обратить внимание на то, что в последнее время соответствующие ведомства для решения серьезной ситуации, сложившейся с увеличением случаев плагиата, разработали программное обеспечение типа российского Антиплагиата, но ввести его в действие в полном масштабе еще не успели.

Далее, в связи с тем, что журналов, где публикуются статьи, ограниченное количество, а желающих напечататься очень много, особенно в связи с увеличением числа аспирантов, создалась ситуация, когда спрос превышает предложение, в результа-

те чего повышение расходов на публикацию стало обычным явлением. Если сравнить количество изданий, печатающих материалы по искусству и статьи по другим специальностям, то обнаружится, что количество изданий с музыкальной специализацией крайне ограничено: так, в 20082009 годах по искусствоведению насчитывалось только 19 периодических изданий. Причем они охватывают различные виды искусств: это и музыка, и живопись, и кино, и т. д., кроме того, сюда также входит и сфера педагогики искусства. В итоге получается очень небольшое количество публикаций в музыкальном жанре, а материалов о фортепианном искусстве еще меньше. Удивительно, но в настоящее время в Китае нет специального периодического издания, посвященного конкретно музыкальному образованию. Поэтому, чтобы опубликовать статью на педагогическую тему, необходимо обратиться к общепрофильным периодическим изданиям, публикующим статьи по вопросам образования или музыки.

Однако когда в процессе обучения автор этих строк пыталась опубликовать такого рода эссе, то столкнулась с большими трудностями. Желающих играть на рояле в Китае всегда предостаточно. Музыкальные издания имеют очень широкий спектр направлений, включая и вокальную, и инструментальную музыку, и танец, и т. д. В итоге получается, что статьи о фортепианном искусстве — это как капля в море. Этим публикациям трудно добиться благосклонности издателей и в связи с универсальностью проблематики. С другой стороны, если эти статьи посвящены образованию, педагогике, без них трудно представить себе дальнейшее совершенствование китайской фортепианной культуры. Конечно, очевидно, что универсальные периодические издания из-за своего «неспециализированного» характера имеют более широкий научный диапазон; хотя авторам приходится «воевать на разных театрах военных

действий», все-таки желающих опубликоваться, хоть и в различных областях, чрезвычайно много, а возможность реальной публикации статьи по-прежнему минимальна.

Такая неутешительная ситуация с публикацией заставляет пианистов-педагогов в области фортепианного образования свыкнуться с реальностью существования высоких расходов. Для того чтобы статья попала в лучшее периодическое издание, авторы должны понимать, что количество материалов в таких изданиях многочисленно, а следовательно, только в конкурентной борьбе можно получить свое место в верстке. Это явление в Китае получило название «ошибка природы в академических исследованиях» [1], с ним пытались бороться, старались объективно проанализировать причину возникновения проблемы и найти пути для ее решения. Но несмотря ни на что высокие расходы на публикацию нисколько не сократились, а наоборот, стали все больше увеличиваться. Очевидно, что вред, наносимый высокими расходами на публикацию, ведет прежде всего к снижению качества академических стандартов периодических изданий.

Традиционная точка зрения, что «все беды от богатства», в настоящее время теряет свою актуальность. Даже низкокачественные статьи с помощью сотрудников издательств проходят проверку и получают одобрение, а это значит, что требования медленно, но снижаются.

Автор полагает, что данное явление несет в себе существенные скрытые опасности — неблагоприятное воздействие на качество образования. В итоге высокие расходы на публикацию остаются единственным вариантом для достижения цели. А поскольку эти расходы наносят серьез-

ный экономический ущерб и оказывают влияние на условия жизни педагога, на его психологическое состояние, то сколько педагогов в такой ситуации смогут сохранять свое душевное равновесие, вести учебный процесс, проводить исследования, работать над техникой игры, трудиться, чтобы вдохновлять и направлять усилия ученика, сближая его с современным обществом?

Естественно, у педагога возникает желание заняться внеклассной работой, это единственный способ проявить себя, а следовательно, поднять свой материальный уровень, чтобы оплатить расходы на публикации. Для многих аспирантов необходимые средства для публикации могут быть получены только путем подработки. Аспиранты, занимаясь репетиторством, бегают из одного дома в другой, тогда как они должны были бы тратить это время на свое образование. В результате выпускники с пробелами в профессиональной подготовке приступают к педагогической работе. Очевидно, что высокие расходы на публикации в той или иной степени влияют и на преподавателей, и на студентов. В конечном счете это может привести только к формированию порочного круга в сфере фортепианного образования.

Разумеется, очерченный в статье круг проблем далеко не исчерпывает все актуальные вопросы, относящиеся к разным сторонам онтологии и гносеологии современного китайского фортепианного искусства. Происходящий на наших глазах переход от экстенсивного к интенсивному периоду эволюции китайского пианизма и композиторского творчества ставит перед исследователями новые задачи, решение которых — дело ближайшего будущего.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бянь Мэн. Формирование и развитие фортепианной культуры Китая. Пекин: Издательство Хуаюэ, 1996. 33 с.

2. Дай Динчэн. Перспективы развития музыкального образования. Шанхай: Издательство Восточно-китайского педагогического университета, 2001. 373 с.

3. Ли Чжо. Двадцать лет современного китайского фортепианного образования в Китае. Тяньцзинь-ская консерватория, 2000. 75 с.

4. УГочжу, Гао Сяогуан, УЦюн. Фортепианное искусство для расширения кругозора. Пекин: Олимпийское издательство, 1999. 122 с.

5. У Сяоган. Структурная перестройка экономики, повышение набора в учебные заведения и неравноправие в образовании в 1990-2000 годах. Общество, 2009. 55 с.

6. Чжан Яньнань. Краткий обзор развития фортепианного образования и фортепианной музыки в Китае. Шанхайская консерватория, 2010. 275 с.

7. Чжэн Юань. Начальное исследование фортепианных музыкальных произведений второй половины XX века в Китае. Фуцзяньский педагогический университет, 2006. 268 с.

8. Фэн Сяоган. Фортепианная музыкальная культура Китая первой половины XX века. Нанкинский институт искусств, 2007. 12 с.

9. Янь Фэй. Исследование обстоятельств развития фортепианного искусства в период Культурной революции. Цзянсийский педагогический университет, 2007. 350 с.

REFERENCES

1. Byan Men. Formirovanie i razvitie fortepiannoy kulturyi Kitaya. Pekin: Izdatelstvo Huayue, 1996. 33 с.

2. Day Dinchen. Perspektivyi razvitiya muzyikalnogo obrazovaniya. Shanhay: Izdatelstvo Vosto^no-kitayskogo pedagogkheskogo universiteta, 2001. 373 с.

3. Li Chzho. Dvadtsat let sovremennogo kitayskogo fortepiannogo obrazovaniya v Kitae. Tyantszinskaya konservatoriya, 2000. 75 с.

4. U Gochzhu, Gao Syaoguan, U Tsyun. Fortepiannoe iskusstvo dlya rasshireniya krugozora. Pekin: Olimpiyskoe izdatelstvo, 1999. 122 с.

5. U Syaogan. Strukturnaya perestroyka ekonomiki, povyishenie nabora v u^ebnyie zavedeniya i neravnopravie v obrazovanii v 1990-2000 godah. Obs^estvo, 2009. 55 с.

6. Chzhan Yannan. Kratkiy obzor razvitiya fortepiannogo obrazovaniya i fortepiannoy muzyiki v Kitae. Shanhayskaya konservatoriya, 2010. 275 с.

7. Chzhen Yuan. Na^alnoe issledovanie fortepiannyih muzyikalnyih proizvedeniy vtoroy polovinyi XX ve-ka v Kitae. Futszyanskiy pedagogkheskiy universitet, 2006. 268 с.

8. Fen Syaogan. Fortepiannaya muzyikalnaya kultura Kitaya pervoy polovinyi XX veka. Nankinskiy institut iskusstv, 2007. 12 с.

9. Yan Fey. Issledovanie obstoyatelstv razvitiya fortepiannogo iskusstva v period Kulturnoy revolyutsii. Tszyansiyskiy pedagogkheskiy universitet, 2007. 350 с.

Б. С. Рачина

ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ В КОНТЕКСТЕ ПЕДАГОГИКИ ИСКУССТВА

В статье рассматривается специфика преподавания дисциплин предметной области «Искусство», переосмысление форм и методов обучения на основе базовых методологических основ разных искусств. Обобщается опыт организации педагогической практики студентов в институте музыки, театра и хореографии РГПУ им. А. И. Герцена.

Ключевые слова: педагогика искусства, музыкальное образование, профессиональная подготовка педагогов в сфере художественного образования, концепция педагогической практики, стратегии преподавания дисциплин предметной области «Искусство», профессиональные компетенции педагога предметной области «Искусство».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.