посильный вклад в улучшение положения отдельных групп сибиряков определило основные сферы общественного досуга присяжных поверенных - участие в просветительских и благотворительных обществах.
По мере роста численности адвокатуры города можно отметить уменьшение доли общественно активных адвокатов с 60-65% в начале до 10-15% в конце 1900-х гг. Представители «молодого» поколения адвокатуры за редким исключением были менее активными по доле участия в НКПО, деятельности библиотек, редакций газет, что было связано с уже указанными факторами (материальным положением, интенсивностью профессиональной деятельности), частично с ориентацией на другие формы проведения
досуга, не требовавшие неоплачиваемой, порой сложной деятельности, дополнительных затрат. Часть присяжных поверенных после опубликования манифеста 17 октября 1905 г. включилась в работу местных отделов политических партий, прежде всего партии кадетов, других общественных объединений.
В заключение можно сказать, что присяжная адвокатура дореволюционного Иркутска входила в категорию немногочисленных профессиональных групп, имевших интеллектуальные и материальные ресурсы для активной, творческой, посвященной обществу организации досуга.
Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ (грант № 11-41-93051к).
Библиографический список
1. ГАИ О. Ф. 293. Оп. 1. Д.87.
2. ГАИ О. Ф. 446. Оп. 1. Д. 44.
3. ГАИ О. Ф.243. Оп. 1. Д. 276.
4. Восточное обозрение. 1897. № 28.
5. Восточное обозрение. 1897. № 44.
6. Восточное обозрение. 1897. № 127.
7. Восточное обозрение. 1902. № 50.
8. Восточное обозрение. 1902. № 67, № 244.
9. Восточное обозрение. 1902. № 167.
10. Восточное обозрение. 1903. № 245.
11. Известия ВСОРГО. 1904. Т. 35. № 1.
12. Сибирь. 1897. № 38.
13. Лисичникова А.В. Образ жизни учительской интеллигенции Иркутска второй половины XIX в. // Сибирский город XVIII - начала XX в. Вып. 2. Иркутск, 2000.
14. Отчёт о деятельности общества земледельческих колоний и ремесленных приютов за 1902-1903 гг. Иркутск, 1903.
15. Отчёт о деятельности иркутского общества «Просвещение». 1907-1910 гг. Иркутск, 1911.
16. Отчёт о деятельности «Иркутских общедоступных курсов». 1910-1913 гг. Иркутск, 1914.
17. Отчёт о деятельности бесплатной библиотеки-читальни Иркутска. 1896-1897 гг. Иркутск, 1898.
18. Отчёт о деятельности бесплатной библиотеки-читальни Иркутска. 1900-1902 гг. Иркутск, 1903.
19. Отчёт о деятельности Иркутского общества вспоможения нуждающимся переселенцам (5.05.1894 - 20.05.1895 гг.). Иркутск, 1896.
20. Отчёт о деятельности Иркутского общества вспоможения нуждающимся переселенцам. 1903-1909 гг. Иркутск, 1910.
21. Отчёт Иркутского общества любителей музыки и литературы (20.01.1898 - 10.05.1899 гг.). Иркутск, 1899.
22. Попов И.И. Забытые иркутские страницы. Записки редактора. Иркутск, 1989.
23. Романов Н.С. Летопись города Иркутска за 1881-1901 гг. Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1993.
24. Романов Н.С. Летопись города Иркутска за 1902-1924 гг. Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1994.
25. Справочная и адресная книга по городу Иркутск. 18981899 гг. Иркутск, 1899.
26. Четверть века из истории общества взаимного вспоможения приказчиков г. Иркутска. 1883-1908 гг. Иркутск, 1908.
УДК 349. 444+ 351.778
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИИ В СФЕРЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА
Н.Ю. Шеметова1
Адвокатская палата Иркутской области, 664011, г. Иркутск, ул. Некрасова, 15/2.
Рассматриваются аспекты правовой регламентации вопросов энергосбережения в сфере ЖКХ, оплаты установки приборов учета энергетических ресурсов в многоквартирных жилых домах, взыскания с собственников жилых помещений стоимости устанавливаемых приборов учета в случаях, когда их установка была профинансирована за счет средств Федерального Фонда содействия реформированию ЖКХ или за счет муниципальных бюджетов. Отдельно рассматриваются вопросы предоставления собственникам жилых помещений в многоквартирных домах возможности доступа к коллективным (общедомовым) приборам учета энергоресурсов. Библиогр. 9 назв.
Ключевые слова: закон РФ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности»; энергоэффективность; энергосбережение; энергетические ресурсы; приборы учета энергетических ресурсов; коллективные (общедомовые) приборы учета; индивидуальные (поквартирные) приборы учета.
RELEVANT PROBLEMS OF RUSSIAN LEGISLATION ON ENERGY SAVING IN THE SPHERE OF HOUSING AND COMMUNAL SERVICES N.Y. Shemetova
Chamber of Lawyers of the Irkutsk region,
1 Шеметова Наталья Юрьевна, адвокат, тел.: 89501161896. Shemetova Natalya, lawyer, tel.: 89501161896.
15/2, Nekrasov St., Irkutsk, 664011.
The article deals with the aspects of the legal regulation of issues of energy-saving in the sphere of housing and communal services, payment for the installation of meters of energy resources in the blocks-of-flats, collecting the cost of installed meters from the owners of flats in cases when the installation of meters was financed by the Federal Fund for the assistance of housing and communal services or performed at the expense of municipal budgets. Specific consideration is given to the problems of granting the owners of flats in the blocks-of-flats the access to the collective (all-house) meters of energy resources. 12 sources.
Key words: Law of the Russian Federation "On energy-saving and increase of energy efficiency"; energy effectiveness; energy-saving; energy resources; meters of energy resources; collective (all-house) meters; individual (per flat) meters.
Принятый в ноябре 2009 года Федеральный закон (ФЗ) «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 2612 предъявляет к субъектам гражданского оборота ряд дополнительных требований в части использования ими технологий и приборов, призванных повышать энергоэффективность как субъектов коммерческого оборота, в том числе и промышленных предприятий, так и домашних хозяйств. Предъявляемые данным Федеральным законом требования предполагают, что субъекты гражданского оборота будут нести как материальные, так и административные издержки в связи с необходимостью исполнения его требований. Между тем, существующая на момент принятия данного закона нормативная база, имеющиеся технические и материальные возможности субъектов оборота оказались не совсем готовы к исполнению его требований. Более того, в некоторых случаях ФЗ вступил с ними в серьезные противоречия, которые, к сожалению, законодатель пока не торопится устранять. Остановимся подробнее на тех нормах ФЗ, которые затрагивают большинство рядовых потребителей, прежде всего - граждан, и могут повлечь нарушение прав наибольшего числа лиц.
Причиной принятия закона послужила необходимость минимизации издержек на потребление энергетических ресурсов как субъектами хозяйственной деятельности, так и гражданами, ставшая особенно заметной в период мирового экономического кризиса. Изношенность жилищно-коммунального сектора, сильно увеличившаяся в 1990-е годы, когда масштабы проведения капитального ремонта в Российской Федерации снизились с 30 млн м2 в 1990 году до 5 млн м2 в 2000 году; устаревшие технологии, используемые в ЖКХ еще с советских времен, отсутствие грамотных управленческих кадров и, конечно, скромные финансовые возможности подавляющего большинства российских граждан, не способных оплачивать в полном объеме ни коммунальные услуги, ни услуги по управлению жилищным сектором, вынудили федеральную власть инициировать принятие ФЗ «Об энергосбережении».
Однако данный закон объективно не может при-
2Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федер. закон от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]: справочная правовая система.
меняться в отрыве от массива существовавшего до его принятия законодательства, для его практической реализации необходима серьезная ревизия правовых норм в сфере ЖКХ, в настоящий момент делающих невозможным применение ряда его норм либо создающих опасности использования закона «Об энергосбережении» в качестве основания для незаконных, а нередко - и просто криминальных деяний в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
В структуре расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг самыми значительными являются расходы по оплате энергетических ресурсов, этот факт широко известен. Вполне естественно, что именно эту статью расходов потребители стремятся минимизировать в первую очередь. Одним из основных решений проблемы ФЗ предлагает установку приборов учета, общедомовых и поквартирных, до 01 января 2012 года. Если точнее, ФЗ и принятые его исполнение подзаконные акты требуют в обязательном порядке установить такие приборы в жилых домах под угрозой санкций к нарушителям, которым придется оплачивать с 2012 года коммунальные услуги по повышенным тарифам.
По логике вещей, организации, оказывающие жилищно-коммунальные услуги, не должны быть заинтересованы в установке приборов учета, как общедомовых, так и индивидуальных (поквартирных приборов учета), поскольку это должно уменьшить объем платежей, собираемых и управляющими компаниями, и теплосбытовыми компаниями, другими организациями, оказывающими коммунальные услуги. Однако эта заинтересованность проявляется только в отношении индивидуальных (поквартирных) приборов учета энергоресурсов. В отношении этой категории приборов учета действительно создаются немалые препятствия в их установке, нередко единственным способом узаконить применение этих приборов становится обращение в суд. С принятием закона «Об энергосбережении» подключение и официальная регистрация приборов учета несколько упростились, если речь не идет о приборах учета тепла, самых разорительных для организаций, предоставляющих коммунальные ресурсы, оказывающие услуги по управлению жилищным фондом. Установке индивидуальных приборов учета тепла препятствуют и технические причины, но не только они.
Вместе с тем, нередко установку общедомовых приборов учета энергоресурсов инициируют именно организации ЖКХ, прежде всего, управляющие компании, в связи с тем, что расходы на приобретение при-
боров учета финансирует Федеральный Фонд содействия жилищно-коммунальной реформе по Федеральной программе капитального ремонта жилья, либо финансирование производится по ряду муниципальных программ, финансируемых местными бюджетами. При этом расходы на установку приборов учета управляющие компании планируют взыскать с самих жильцов, мотивируя это тем, что по ФЗ «Об энергосбережении» расходы по установке приборов учета энергоресурсов должны нести собственники жилых помещений. Расходы при этом значительные: стоимость одного общедомового прибора учета достигает нескольких сотен тысяч рублей, а на каждый дом необходимо несколько разных приборов учета, при этом в управлении у одной управляющей жилищной компании может находиться несколько сотен жилых домов. Доходы, которые получат управляющие компании одновременно и от органов публичной власти всех уровней, и от граждан могут быть весьма немаленькими. К сожалению, ФЗ «Об энергосбережении» никак не регулирует этот вопрос: если государство в лице органов публичной власти выделяет средства на приобретение приборов учета энергоресурсов, обязаны ли граждане в этом случае оплачивать управляющим компаниям их покупку еще раз? Ведь ч. 5-ая ст. 13-ой данного закона предписывает: «До 1 января 2012 года собственники жилых домов, собственники жилых помещений в многоквартирных жилых домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию». Согласно ст. 210 Гражданского Кодекса РФ3, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. То есть, буквально, собственники жилых помещений обязаны профинансировать приобретение и ввод в действие приборов учета. Других вариантов Федеральным законом «Об энергосбережении» не предусмотрено. Конечно, возможно применить к подобной ситуации ст. 6 ГК РФ, использовав, по аналогии, норму ст. 16 ФЗ «О приватизации жилищного фонда в РФ»4 о том, что «Приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с настоящим Законом. При этом за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда». На основании данной статьи ФЗ Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства выделяет деньги на проведение капитальных ремонтов жилых домов.
3Гражданский Кодекс РФ. Часть первая от 30.11.1994 № 51 -ФЗ (в ред. от 09.02.2009) // Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.
4О приватизации жилищного фонда в Российской Федера-
ции: закон РФ № 1541-1 от 04 июля 1991 г. // Консультант-Плюс [Электронный ресурс]: справочная правовая система.
Если средства выделялись Фондом на проведение капитальных ремонтов и именно из этих средств финансировалась покупка и установка приборов учета, то выделение этих средств Фонд сопровождает требованиями к собственникам ремонтируемых жилых домов - оплатить 5% от сметной стоимости капитального ремонта. Остальные 95% стоимости ремонта выплачивает Фонд. В этой связи закономерен вопрос: если управляющие компании планируют возложить на собственников жилых помещений расходы по приобретению и установке приборов учета, то в каких размерах они планируют взыскивать с них эти суммы? В размере тех же 5% или в размере полной стоимости? Пока работа по оснащению приборами учета жилых помещений еще не завершена, этот вопрос пока не получил должного освещения в СМИ и последующего правового анализа. А он может стать весьма болезненным для граждан, особенно с учетом того, что ФЗ «Об энергосбережении» также требует от граждан в обязательном порядке установить и индивидуальные (по-квартирные) приборы учета используемых воды, природного газа, электрической энергии, что само по себе влечет дополнительные расходы.
Если же управляющие компании решат в очередной раз воспользоваться законодательным пробелом, неурегулированностью этого вопроса на уровне ФЗ, и попытаются дважды получить деньги за одни и те же приборы учета (а исходя из той многочисленной практики получения ими незаконных доходов, сверхдоходов, которая стала известна гражданам, с 2010 года, с момента резкого повышения оплаты за жилье и коммунальные услуги, существуют опасения, что именно так управляющие компании и будут делать), можно вести речь уже не только о нарушениях норм гражданского, но уголовного законодательства. Отсутствует прямая норма закона на этот счет, а российские чиновники традиционно привыкли ориентироваться на прямые, максимально конкретизированные нормы, навык истолкования правовых норм нередко отсутствует даже у юристов управляющих компаний, не говоря уже о других сотрудниках. В ГК РФ существуют нормы главы 60-ой об обязательствах вследствие неосновательного обогащения5, которыми можно было воспользоваться в данном случае. Но надо ли говорить, что большинство граждан даже не подозревает о существовании этих норм? Этим не преминут воспользоваться управляющие компании в целях получения дополнительных прибылей. Во избежание подобных случаев целесообразнее было бы законодателю в законодательном акте, или, по меньшей мере, органам исполнительной власти на уровне подзаконных актов, заранее предусмотреть этот момент, учитывая, сколь болезненной является тематика ЖКХ для граждан.
Все вышеперечисленное касается лишь случаев, когда средства на оплату приборов учета выделялись Федеральным Фондом содействия реформированию
5Гражданский Кодекс РФ. Часть вторая от 26.01.1996 № 14-фЗ (в ред. от 30.12.2008). // Собрание законодательства РФ. 1996. № 5, ст. 410.
ЖКХ. Есть еще один источник финансирования: средства из местных бюджетов, из местных программ. В отдельных случаях местные власти проявили невероятную оперативность, почти сразу же после появления ФЗ «Об энергосбережении» приняв соответствующие местные программы или выделив средства из местных бюджетов в рамках других статей бюджетов.
В данном случае присутствует, конечно, и желание соответствовать новым требованиям закона, что само по себе похвально. Только, к сожалению, последующая реализация этих починов местных властей далеко не всегда сопровождается соблюдением прав граждан, ради интересов которых и осуществляются все мероприятия по энергосбережению, как сказал Президент РФ на заседании Президиума Государственного Совета по вопросам ЖКХ в г. Сыктывкаре 23 ноября 2010 года. В случае, когда финансирование установки приборов учета и их ввод в действие осуществляется из местного бюджета, управляющие компании требуют от граждан вернуть им средства на установку приборов учета. Вернуть именно управляющим компаниям, а не местному бюджету. Еще более серьезное нарушение прав граждан заключается в следующем. Домовые приборы учета устанавливаются по факту, без согласования с гражданами вопроса о том, смогут ли они в дальнейшем оплатить эти приборы, устраивает ли их установленная модель прибора учета и т д. Возможно, граждан устроила бы другая модель, с другими характеристиками, по другой цене. Однако за них это решение приняли другие. Таким образом, налицо навязывание гражданам определенных товаров и услуг, что противоречит важнейшему принципу гражданского законодательства - принципу свободы договора.
Приборы учета размещаются в помещениях, принадлежащих всем собственникам жилых помещений в многоквартирном доме. Сами эти приборы, становясь конструктивной частью оборудования дома, также находятся в общей собственности всех собственников. При этом граждане нередко даже лишены возможности самостоятельно отслеживать показания этих приборов учета.
Правила оказания коммунальных услуг гражда-нам6 впервые предусмотрели возможность не просто установить приборы учета энергетических ресурсов, но и использовать их показания при расчете сумм оплаты за энергетические ресурсы. Непосредственно после принятия правил эту их норму приветствовали как, несомненно, более прогрессивную, чем ранее действовавшее законодательство7, замечая при этом, что новые нормы не решают всех проблем в жилищно-коммунальном секторе. Однако действительность показала, что правила не просто не смогли решить всех проблем в правовом регулировании этого сектора
постановление Правительства от 23.05.2006 г. № 307 // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]: справочная правовая система.
7Блинкова Е.В. Предоставление коммунальных услуг граж-
данам: новые Правила - старые проблемы // Консультант-Плюс [Электронный ресурс]: справочная правовая система.
экономики, а еще и породили новые проблемы. Очевидно, что, принимая правила в 2006 году, когда использование приборов учета энергетических ресурсов было большой редкостью, правительство объективно не могло учесть все детали их использования, изначально прописать все нюансы. Однако есть вопросы, которые просто требуют, чтобы издавший этот нормативный акт орган - правительство, вернулся к ним еще раз.
Один из таких вопросов - возможность снятия показаний с приборов учета самими собственниками жилых помещений в многоквартирном доме. Процедура совершения этих действий, порядок оформления показаний приборов учета, вопросы достоверности показаний приборов учета и тому подобные требуют подробной правовой регламентации в нормативном акте, поскольку очевидно, что две стороны: исполнитель, то есть организация, осуществляющая управление многоквартирным домом, и собственники жилых помещений в нем, имеют каждая собственный интерес в получении определенных показаний приборов учета. Эти интересы не совпадают, в связи с чем могут возникать конфликты (уже возникают) между сторонами.
Все показания коллективных (общедомовых) приборов учета отражаются в журнале учета, который ведется в управляющей компании, и только с показаниями этого журнала собственники имеют право ознакомиться согласно подпункту «е», пункта 49 постановления Правительства РФ «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» от 23 мая 2006 г. Данное постановление и утвердило правила (см. выше), пункт гласит: «при наличии коллективных (общедомовых) приборов учета ежемесячно, в течение последней недели месяца, исполнитель (управляющая компания) обязан снимать их показания и заносить в журнал учета показаний коллективных (общедомовых) приборов учета. По требованию потребителя в течение одного рабочего дня, следующего за днем обращения, исполнитель обязан предоставить потребителю указанный журнал»8. Таким образом, возможность доступа потребителей к самим приборам учета и снятия непосредственно с них показаний в постановлении правительства РФ (и утвержденных им правилах оказания гражданам коммунальных услуг) не предусмотрена. К сожалению, принятый позже ФЗ «Об энергосбережении» также никаких прав граждан на этот счет не предусмотрел. А ведь в реальности именно вопрос доступа к самим приборам учета, к возможности непосредственно с них снимать показания становится камнем преткновения в отношениях между потребителями и управляющей компанией. Граждане вполне обоснованно опасаются, что их управляющая компания может обманывать, завышать показания приборов учета, по которым взимает с них плату, а сама платит теплосбытовой компании за потребленные домом энергоресурсы по реальным показаниям приборов учета. Управляющие же компании нередко не допус-
8Постановление Правительства от 23. 05. 2006 г. № 307 // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]: справочная правовая система.
кают жильцов к приборам учета, в отдельных случаях годами отказывая жильцам в предоставлении им такой возможности, мотивируя своей отказ самыми разными причинами: от опасений за сохранность оборудования, которое жильцы по незнанию могут неосторожно повредить, вплоть до немотивированного отказа по принципу «жильцам в подвале (там обычно устанавливается оборудование) делать нечего!». Просто и категорично, не объясняя причин. Тем самым управляющие компании еще более настораживают жильцов.
Вышеупомянутая норма правил предоставления коммунальных услуг гражданам к тому же содержит положение, которое обязательно будет вызывать у потребителей опасения: журнал должен быть предоставлен жильцам для ознакомления лишь на следующий день после их обращения с просьбой об этом, не в этот же день, а в следующий. В правилах оказания гражданам коммунальных услуг в этом случае налицо преимущественный учет интересов не граждан - потребителей коммунальных услуг, а интересов организации, предоставляющей коммунальные услуги.
Большие надежды возлагались в этой связи на принятый 23 сентября 2010 г. стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными до-мами9. Однако при внимательном его изучении обнаруживается, что и в нем этот момент никак не отражен. Данный стандарт сформулирован по принципу обеспечения наибольшего доступа потребителей к документам управляющих компаний и далеко не ко всем документам. Все, что касается прямого физического доступа граждан-потребителей к оборудованию управляющей компании, к возможности проверить на месте, какую именно работу и каким образом управляющая компания проводит на местах, необязательно с правом вмешательства граждан (далеко не все они -специалисты в той или иной области, и право вмешиваться в ход работ может повредить правильности выполнения работы), в нем не регламентировано. Однако необходимо хотя бы предоставить гражданам возможность лично присутствовать при выполнении работ, отслеживать те же показания приборов учета, -это их право как собственников. Но управляющая компания в силу специфического менталитета может посчитать, что права собственности граждан недостаточно для предоставления им права личного присутствия при выполнении работ, что необходима правовая норма, прямо прописывающая такое право граждан. Что же касается возможности прямого доступа к показаниям приборов учета - это вопрос принципиальный, он затрагивает самый болезненный аспект взаимоотношений граждан с управляющей компанией - финансовый. Представляется, что его необходимо прямо прописать, если не на уровне закона, так хотя бы подзаконного акта, чтобы исключить возможные
9Об утверждении стандарта раскрытия информации органи-
зациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами: постановление Правительства РФ от 23.09.2010 г. № 731-ФЗ // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]: справочная правовая система.
взаимные претензии и конфликты в жилищных правоотношениях.
Прописанная в Государственном стандарте раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными жилыми домами, возможность получения собственниками жилых помещений в многоквартирных жилых домах информации о перечне закупаемых управляющей компанией коммунальных ресурсов, объеме этих ресурсов и ценах на них, проблему не решит, поскольку управляющая компания может предоставить собственникам в ответ на их запрос лишь информацию общего характера, в масштабах не конкретного дома (ведь в стандарте не сказано, что предоставляемая информация должна быть привязана к конкретному жилому дому, в котором компания осуществляет управление, а говорится лишь о возможности предоставления перечня коммунальных ресурсов, закупаемых управляющей компанией, объема этих ресурсов и цен на эти ресурсы), то есть и информация должна предоставляться обо всех ресурсах по всем обслуживаемым управляющей компанией домам. И нет никаких сомнений, что именно так эту норму стандарта будут толковать в управляющих компаниях. Они объективно не заинтересованы предоставлять жильцам конкретную информацию об объемах потребления по конкретному дому, конкретному прибору учета и так далее.
Представляется, что, как и во всех нормах, регламентирующих отношения на уровне конфликта интересов сторон, здесь необходимы предельно конкретные нормы, жестко прописывающие права и обязанности сторон, и самое главное, - их ответственность за несоблюдение этих норм. Например, четко прописать, что собственники жилых помещений в многоквартирном жилом доме вправе получать, регулярно, например, раз в месяц, информацию об объеме потребленных энергоресурсов по их жилому дому, а не по всему району, который обслуживает управляющая компания, и о ценах, которые управляющая компания уплатила ресурсоснабжающим организациям за энергоресурсы. Это необходимо предусмотреть хотя бы потому, что такие данные затрагивают права и обязанности собственников жилых помещений в многоквартирном доме. Такая информация должна предоставляться им в силу прямого указания законодательства, в автоматическом режиме. Не сами собственники жилых помещений должны бегать за той же управляющей жилищной компанией, требуя у нее эту информацию, а она сама регулярно обязана рассылать им такие уведомления - справки, подобно тому, как она рассылает собственникам уведомления о размере задолженности по квартирной плате, по оплате коммунальных услуг.
Конечно, закрепление в стандарте этого права собственников не сможет решить для них проблему до тех пор, пока одновременно с возможностью получения письменного ответа от организации, осуществляющей управление их жилых домом, они не смогут лично проверить показания коллективных (общедомовых) приборов учета энергетических ресурсов, пока им
не будет гарантирован прямой физический доступ к этим приборам. А это возможно осуществить, только прямо прописав такую возможность в нормативном акте (учитывая, что непрямую норму чиновники управляющих компаний обязательно истолкуют так, как это удобно управляющей компании, а не гражданам). На практике случаи, когда собственникам удается получить объективную информацию об объемах потребления энергетических ресурсов, являются большой редкостью. Например, такая легендарная личность в российском ЖКХ, как Лидия Евсеева (инженер-теплоэнергетик из Владимирской области, которая уже несколько десятилетий ведет судебные процессы о незаконности взимания платежей по ЖКХ; консультироваться к ней по вопросам ЖКХ приезжали многие крупные политики, главы парламентских политических партий; сложно назвать федеральный телеканал, который бы не снимал про нее сюжеты) за несколько десятилетий своей борьбы в судах смогла всего один раз получить официальный документ о фактическом потреблении тепла, и то только после длительного неисполнения судебных решений местными теплоэнергетиками и бессилия судебных приставов, когда ОМОН штурмом взял их здание10. Без данных о реальной подаче тепла, графиков подачи теплоносителя было бы невозможно проведение по делу судебной экспертизы (проведение судебных экспертиз по данной категории дел нередко является для стороны в судебном процессе единственным способом доказать свою правоту).
Наивно полагать, что отсутствие доступа к приборам учета для собственников жилых помещений в многоквартирном жилом доме - малозначительный частный вопрос. Это огромная проблема, за которой в масштабе всей страны стоят очень большие деньги. Деньги, которые незаконно взимаются с граждан. Все это усиливает социальную напряженность в обществе, поскольку коммунальные платежи становятся для большинства граждан непосильными, дискредитирует авторитет власти, в том числе - законодательной власти, формирует у граждан убеждение, что, какие бы нормативные акты не принимались, они пишутся не для их блага, а обслуживают интересы узкого круга заинтересованных лиц.
В настоящее время в некоторых регионах Российской Федерации внедряются системы автоматизированного контроля за показаниями приборов учета энергетических ресурсов10. Подобные системы позволяют в режиме реального времени отслеживать расходование энергетических ресурсов как по дому в целом, так и по отдельным квартирам многоквартирного дома, с помощью сети Интернет. Каждый житель дома, оборудованного такой системой, может зайти на соответствующий сайт управляющей компании, чтобы отследить параметры и общего потребления по дому,
10Телеметрия: контролируем счетчики on-line. [Электронный ресурс] / Вслух. Ру - тюменская региональная Интернет-газета. URL: http://www.vsluh.ru/news/oilgas/216440.html (дата обращения: 11. 12. 2010 г.).
и параметры собственного потребления. Для управляющей компании эта система удобна и технически, поскольку она также снимает показания, не выходя из офиса, нет необходимости обходить большие жилищные массивы, производя записи показаний в каждом доме. По финансовым причинам, такая система может быть внедрена далеко не везде, по меньшей мере, в ближайшее время, до 01 января 2012 года, маловероятно, что такие системы могут быть установлены по всей России. И для подавляющего большинства жилых многоквартирных домов в Российской Федерации вопрос о предоставлении собственникам квартир в них права лично удостовериться в показаниях счетчика, сохраняет свою актуальность.
Представляется, что в этом случае в уже действующем законодательстве все же есть правовые нормы, на которые могут опереться граждане, требующие обеспечить им доступ к самим приборам учета. Согласно ст. 36 Жилищного Кодекса РФ, «собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты»11. То есть все оборудование, обслуживающее жилой многоквартирный дом, установленное в нем, является общей собственностью жильцов, а не управляющей компании. А согласно ст. 209 Гражданского Кодекса РФ12, собственнику принадлежат правомочия владения, пользования и распоряжения имуществом, что предполагает неограниченный доступ для собственников к принадлежащему им на праве общей собственности имуществу. Создаваемые управляющими компаниями препятствия в доступе к приборам учета являются грубым нарушением основополагающего правомочия собственника - права пользования, доступа к принадлежащему ему имуществу и дают право собственникам предъявить к управляющей компании исковые требования об устранении препятствий в осуществлении права собственности.
11Жилищный Кодекс РФ. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. 96 с.
12Гражданский Кодекс РФ. Часть первая от 30.11.1994. № 51-ФЗ (в ред. От 09. 02. 2009) // Собрание законодательства РФ. 1994. № 32, ст. 3301.